УДК 331.5
научная студенческая лаборатория
СОКОЛИНСКАЯ НАТАЛИЯ ЭВАЛЬДОВНА
канд. экон.наук, профессор кафедры «Банки и банковский менеджмент» Финансового университета, Москва E-mail: profsokn@rambler.ru
Аннотация. В статье рассматривается взаимодействие вузов и работодателей в организации научно-исследовательской работы студентов старших курсов при прохождении преддипломной производственной практики. С этой целью автором предложена разработка комплексно-целевых программ совместно с будущими работодателями, представлены актуальные темы для организации совместного со студентами научного исследования. Проанализирован опыт уже проведенной научно-исследовательской работы студентов, показаны ее основные результаты и проблемы реализации. Такой подход позволит оценить последовательность, систематичность и качество полученных студентами знаний, сочетать знания экономиста и исследователя, овладеть научным методом познания и применить его для углубленного и творческого усвоения учебного материала, а также в будущей практической банковской деятельности; изучить методологию научных исследований и применить ее в практической деятельности; научиться методам и приемам самостоятельного решения научных и технологических задач во время прохождения практики и внедрению новых достижений науки в банковскую практику с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью.
ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, работодатели, профильные группы, торговое и проектное финансирование, нефинансовые результаты, круглые столы, требования к научно-исследовательской работе студентов.
About scientific-research work of students in banks
SOKOLINSKAYA NATALIYA EVALDOVNA
PhD in Economics, Professor of banking and banking management of Finansial University, Moscow E-mail: profsokn@rambler.ru
abstract. In this article results of research of opportunities of strengthening of interaction of higher education institutions and employers are presented to the organizations of research work of students of older years when passing predegree work practice. For this purpose the author offered development of complex and target programs together with future employers interested in development of separate problems of development of banking, hot topics are developed for the organization joint with students of scientific research, experience of already carried out research work of students is analysed, its main results and problems of its realization are shown, requirements to a choice of a subject of research work of students, to the content of work are proved, various approaches to performance of different types of research work of students, their organizations and realization are analysed. Such approach to the organization of research work of students at the higher school will allow to estimate sequence, systematicity and quality of the knowledge gained by students, to combine knowledge of the economist and the researcher, to seize a scientific method of knowledge and to apply it to profound and creative assimilation of a training material, and also in future practical bank activities; to study methodology of scientific researches and to apply it in practical activities; to learn methods and receptions of the independent solution of scientific and technological tasks during practical training and to introduction of new achievements of science in banking practice with the smallest expenses and the greatest efficiency.
Keywords: scientific-research work of students, employers, specialized groups, trade and project finance, non-financial results, round tables for a scientific- research work of students.
Ш
^^ Мир новой экономики
1. Что выбирают студенты
Опыт организации научной работы студентов показывает, что они склонны выбирать для исследования одни и те же темы, которые получили достаточно полное и подробное описание в научной и специальной литературе [1]. Но для того чтобы студенческие научные работы приносили действительную пользу, следует ежегодно обновлять методическое обеспечение и предложенные для разработки новые темы НИРС [2]. Они могут входить составным элементом в тему научной разработки кафедры на текущий учебный год. Поэтому, на наш взгляд, в основу методического обеспечения НИРС во время прохождения студентами производственной практики должны быть положены комплексно-целевые программы, разработанные ведущими преподавателями кафедры совместно с работодателями (банками), которые будут приносить пользу как отдельной кредитной организации, так и всей банковской системе.
Это могут быть программы по изучению и анализу наиболее актуальных, но недостаточно разработанных тем в области науки и практики банковского дела, например:
• состояние конкуренции в банковской сфере или определение конкурентной позиции отдельного банка;
• модернизация продуктов кредитных организаций или отдельно взятого банка;
• сравнительная характеристика результатов внедрения Базеля 3 в рамках документа ЦБ РФ 395-П;
• инновационные процессы в банковской сфере или отдельно взятом банке;
• внедрение стандартов качества в банковскую деятельность;
• построение стандарта взаимоотношений с клиентами;
• анализ опыта торгового финансирования через кредитные организации;
• построение стратегии развития коммерческого банка;
• организация проектного финансирования в кредитной организации;
• методики определения финансового состояния малого бизнеса;
• усиление влияния банков с государственным участием на экономику страны;
• обобщение новых методов оценки взаимоотношений банка с клиентами.
Темы могут выбираться по заказу работодателя.
2. опыт проведения исследования со студентами
Финансовый университет при Правительстве РФ имеет положительный опыт проведения студентами исследования расчета индекса впечатления клиента от работы, а также изучения, в том числе, нефинансовых результатов и сфер деятельности банка. В исследовании проводилась оценка бренда банка, способностей сотрудников к коммуникациям с клиентами, окружения или внешней среды, в которой работает кредитная организация, внутрибанковской этики и культуры, а также ассортимента предлагаемых продуктов [3].
Особую сложность и интерес у студентов вызвала оценка бренда банков по предложенной преподавателями и банками методике (табл. 1).
По данной методике компания БЕЫТЕО при помощи студентов Финансового университета исследовала 39 российских кредитных организаций, которые входили по финансовым показателям в 80 первых банков рейтинга Центрального банка России и имели не менее 5 отделений.
В рамках исследования «таинственные покупатели» посетили около 300 отделений в г. Москве (единственный город в России, где широко представлены все участники исследования). Каждое отделение кредитной организации посещалось несколько раз в разное время дня. Розничные офисы каждого отдельно взятого банка анализировались между собой для определения отклонения между лучшими и худшими из них. Такой подход позволил оценить последовательность и единообразие впечатлений клиентов, посещающих разные отделения одной и той же кредитной организации. Средняя продолжительность каждого посещения составила 20-25 минут. За это время «таинственные покупатели» проводили внешний и внутренний аудит отделения и общались с сотрудниками банка, имитируя покупку того или иного финансового решения для достижения своей жизненной цели.
Методология оценки каждого показателя строилась на балльных оценках по специально разработанным опросным анкетам, содержащим 30 вопросов по шкале от 1 до 5. Это позволило кредитной организации сравнить себя с конкурентами в необычном разрезе и определить место исследованных банков в построении отношений с клиентами, в том числе в различных отделениях одного и того же банка, и создать их рейтинг по
Таблица 1
Методология оценки бренда
Факторы/оценка 1 (прошлое) 2 (настоящее) 3 (будущее)
Суть бренда Наименование банка, вывеска Логотип и слоган Логотип и слоган Визуальный ряд, фото Позиционирование бренда Миссия, стратегия Ценности Правильно построенный бренд История бренда Индивидуальность, отличительные черты Визуальный стиль
Модель управления брендом Отдел связи с общественностью отвечает за все коммуникации Отдел маркетинга - только исследование Отдел связи - сегментация Отдел маркетинга -исследование Бренд и коммуникации имеют значительный недостаток Отдел связи Отдел маркетинга Бренд и коммуникации Каждый изучает все сегменты
Сочетание средств (каналы распространения информации о банке) ТВ, радио, газеты, рекламные щиты Брошюры, отдельные плакаты Все перечисленное + мерчендайзинг, литература, прямые рассылки, локализованные компании, презентации продуктов Новое Цифровые каналы Усовершенствованные коммуникации Презентации Сувениры
Область внимания банка при обслуживании клиента Дифференциация продуктов Ценовая составляющая Оценка эффективности бренда отсутствует Концентрация на продуктах Продвижение преимуществ и характеристик продуктов Цена Базовый контроль над использованием бюджета Концентрация на отношениях Выгоды и результаты отношений с банком Конкуренция по цене утрачивает значение Детализация затрат на привлечение по клиентам и сегментам
нефинансовым показателям (табл. 2), что является важным в современном мире.
Из табл. 2 видно, что на первом месте в 2012 г., как и в 2010 г., по впечатлению от банковского обслуживания клиентов — физических лиц занимает Альфа-банк, который уже два года сохраняет за собой это место. На втором месте — Райффайзенбанк (4-е место в 2010 г.), на третьем — Банк Хоум Кредит (22-е место в 2010 г.). Далее — ЮниКредит банк (13-е место в 2010 г.), Промсвязьбанк (11-е место в 2010 г.), ВТБ 24 (5-е место в 2010 г.). Особенно стремительный рост в улучшении обслуживания клиентов показывает Банк Хоум Кредит, индекс которого вырос за 2 года на 19 пунктов. Применение подобного рейтинга позволяет кредитной организации объективно сравнить себя с другими банками по качеству предоставления банковских услуг. Исследование соответствующего поведения кредитных организаций позволяет четче определить их стратегию и тактику при обслуживании клиентов, а также последовательность политики.
Проблемы, связанные с формированием длительных и лояльных отношений кредитных организаций с клиентами, как показал проведенный студентами анализ индекса впечатления клиента, представляют интерес и в теоретическом,
и в прикладном аспектах. В области теории особое внимание вызывают вопросы уточнения понятия и содержания индекса впечатления клиента, разработка влияющих на него факторов как основы развития практики работы банка с клиентами, совершенствования и развития методического обеспечения оценки этой работы.
Такая потребность в наиболее острой форме ощущается в периоды кризисов, когда борьба за клиента, отвечающего по своим критериям требованиям кредитной организации, обостряется. По-прежнему актуальным остается вопрос разработки и соблюдения внутренних положений банка по оценке отношений с клиентами, связанный с оценкой показателя эффективности продаж.
В то же время анализ индекса впечатления клиента показывает, что банковский рынок созрел для перемен. Принимая во внимание недостатки российской банковской практики построения отношений с клиентами, теоретический и прикладной интерес представляют проблемы содержания и принципов взаимоотношений кредитных организаций с клиентами, влияющих на них факторов и построения всеобъемлющей системы показателей оценки этих отношений.
Другим интересным результатом проведенной научной работы студентов был комплексный
ш
^^ Мир новой экономики
Таблица 2
Динамика инд
екса впечатления клиентов за 2012 и 2010 гг.
Место в индексе 2012 г. Общее количество баллов Место Понижение,
Название банка в индексе 2010 г. увеличение результатов
Альфа-банк 1 4,10 1 -
Райффайзенбанк 2 4,02 4 +2
Банк Хоум Кредит 3 3,84 22 +19
ЮниКредит Банк 4 3,75 13 +9
Промсвязьбанк 5 3,73 11 +6
ВТБ24 1 3,71 5 -1
Ситибанк 2 3,69 2 -5
Номос-банк 3 3,68 14 +6
Ренессанс Кредит 4 3,68 - -
Сбербанк 5 3,47 19 +9
Банк Траст 6 3,46 15 +4
Московский кредитный банк 7 3,41 9 -3
Банк Зенит 8 3,34 26 +13
Абсолют Банк 9 3,31 3 -11
ОТП Банк 10 3,29 23 +8
Банк Москвы 11 3,26 20 +4
Бинбанк 12 3,26 17 -
Банк «Русский Стандарт» 13 3,25 21 +3
Газпромбанк 14 3,18 34 +15
РосЕвроБанк 15 3,17 - -
Уралсиб 16 3,09 10 -11
Банк «Открытие» 17 3,06 - -
МТС Банк 18 3,00 12 -11
Росбанк 19 2,94 25 +1
Банк«Возрождение» 20 2,92 24 -1
ТрансКредитБанк 21 2,88 32 +6
Пробизнесбанк 22 2,84 16 -11
Банк «Союз» 23 2,83 30 +2
МДМ Банк 24 2,73 7 -22
Мастер-банк 25 2,64 28 -2
Банк «Петрокоммерц» 26 2,60 31 -
Восточный Экспресс банк 27 2,60 38 +7
Россельхозбанк 28 2,48 - -
Ханты-Мансийский банк 29 2,32 - -
Юниаструм банк 30 2,31 34 -1
Инвестторгбанк 31 2,21 - -
Связь-банк 32 2,20 - -
Совкомбанк 33 2,18 41 +3
Транскапиталбанк 34 2,08 40 +1
анализ деятельности кредитной организации с использованием программы АФДБ «АНАЛИТИК». Студентам последнего курса было предложено:
• изучить сформированный программой отчет;
• изучить агрегированный баланс, исследовать принцип агрегирования баланса — объединения счетов второго порядка; идентифицировать счета второго порядка по плану счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях (Положение Банка России от 16.07.2012 № 385-П);
• провести структурный анализ активов и пассивов — выделить наиболее значимые по величине агрегаты активов и пассивов;
• изучить сбалансированность активов и пассивов по срокам на последнюю отчетную дату и графики сбалансированности средств по срокам;
• идентифицировать по агрегированному балансу счета второго порядка, включенные в агрегаты сравниваемых активов и пассивов;
• определить сбалансированность активов и пассивов по срокам;
• сделать выводы по проведенному анализу.
В результате студенты провели анализ собственных и привлеченных средств кредитной организации, их источников, темпов роста, тенденций развития и выявили причины этого развития; провели количественный и качественный анализ активов, ликвидности, прибыльности, рентабельности и доходности и обосновали особенности изменений рассчитанных показателей во времени; провели сравнительную характеристику показателей анализируемого банка с кредитными организациями той же подгруппы [3].
В то же время такая работа позволила создать хорошую аналитическую базу для формирования ситуационных заданий студентам третьего курса по предмету «Банковское дело», например для анализа доходности банка (табл. 3).
Решение на семинарских занятиях подобных приближенных к практике рабочих ситуаций способствует лучшему усвоению учебного материала.
Результат от этой или аналогичной научно-исследовательской работы студентов может иметь высокий эффект, связанный с повышением эффективности деятельности банка, а также с изменением отдельных показателей рейтинговой оценки банка со стороны рейтинговых агентств. Банковский сектор может получить приток новых вкладчиков, расширить круг инвесторов
и заемщиков; акционеры получат уверенность в обеспечении своей защиты и повышении доходности своих инвестиций. Государство сможет опереться на банковский сектор в решении проблем повышения конкурентоспособности национальной экономики — в результате выиграет и общество в целом.
3. Как правильно выбрать тему научной работы студентов
Успех научно-исследовательской работы студентов зависит от правильного выбора проблемной темы. Научная проблема — это совокупность новых, диалектически возникающих теоретических или практических сложных вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем проведения научных исследований. Она должна обладать следующим набором свойств: актуальностью, определенностью, последовательностью, непротиворечивостью в отношении экономических законов, доказательностью определенным массивом данных и расчетов.
Для решения научной проблемы в современных условиях развития научно-технического прогресса требуются усилия большого коллектива специалистов различного профиля. Эти качества необходимо принимать во внимание при выборе направления научного исследования [4].
В отдельных случаях возможно сочетание работы студентов с разных факультетов. Например, изучение проблемы кредитоспособности клиентов кредитной организации требует, кроме работы группы студентов направления «Финансы и кредит», еще и участия студентов с факультета бухгалтерского учета, анализа и аудита. Предполагаемые исследования должны также способствовать выполнению практических задач в деятельности банка. Важно также обоснование темы, которая определяется эффективностью, соответствием профилю кредитной организации, новизной, широтой, возможностью внедрения результатов.
Выбор конкретной темы научной работы проводится исходя из цели исследовательской работы, которая должна предусматривать разработку новых концепций или направлений развития данной науки, совершенствование существующей методологии или разработку новых методик по отдельным разделам банковского дела. Тема, сформированная преподавателями кафедры
Таблица 3
Анализ доходности
Показатель 2012 г. Удельный вес, % 2013 г. Удельный вес, % Темп прироста, % Изменение
Процентные доходы, всего 27 165 699 79,4 31 078 603 84,3 14,4 3912904
В том числе: от размещения ссуд в кредитных организациях 558352 1,6 546 154 1,5 -2,2 -12198
от ссуд, предоставленных клиентам 22 859 399 66,8 26 276 161 71,3 14,9 3416762
от вложений в ценные бумаги 3747948 11,0 4256288 11,5 13,6 508 340
Комиссионные доходы 2 847408 8,3 3108297 8,4 9,2 260889
Прочие доходы 4 190 840 12,3 2667926 7,2 -36,3 -1522914
Итого доходов 34 203947 100,0 36 854 826 100,0 7,8 2650879
Процентные расходы, всего 15824343 49,7 17 562 081 55,1 11,0 1737738
В том числе: по привлеченным средствам кредитных организаций 3218433 10,1 4167749 13,1 29,5 949 316
по привлеченным средствам клиентов, не являющихся кредитными организациями 11 451 809 36,0 12 117100 38,0 5,8 665 291
по выпущенным долговым обязательствам 1 154101 3,6 1 277232 4,0 10,7 123131
Комиссионные расходы 472165 1,5 667302 2,1 41,3 195137
Прочие расходы 15 522 349 48,8 13660246 42,8 -12,0 -1862103
Итого расходов 31 818 857 100,0 31 889629 100,0 0,2 70 772
Прибыль/убыток до налогообложения 2385090 - 4965197 - 108,2 2580107
Расходы по налогу на прибыль 1 515941 - 1 800157 - 18,7 284216
Чистая прибыль 869 149 - 3165040 - 264,2 2295891
«Банки и банковский менеджмент», должна включать теоретические вопросы, относящиеся к исследованию отдельных концепций теории; методологические, касающиеся научных методов, применяемых в процессе изучения объектов исследования, и организационные, включающие организацию исследований и применение их результатов в практической деятельности.
Тема для научной работы студентов старших курсов должна быть достаточно узкой,
направленной на решение только одного аспекта проблемы. В самом заглавии темы исследования должно содержаться динамическое развитие научных знаний, что вытекает из функций и роли науки в обществе. Обязательны руководство, советы и консультации руководителя научно-исследовательской работы студентов от кафедры и от учреждения банка. Они позволят студенту лучше разобраться в теме и не запутаться в ее лабиринтах. На основании комплексно-целевой
Таблица 4
Виды научно-исследовательской работы студентов и их реализация
Виды НИРС Контингент студентов Внедрение результатов
Ежегодная летняя практика, начиная с 1-го курса -институт наставничества Специально отобранные студенты, которые хорошо учатся Овладение будущей специальностью редкого свойства: например, менеджер по торговому финансированию. Курсовая работа
Работа в научных студенческих кружках По желанию Доклады в кружках и на студенческих конференциях
Подготовка докладов для выступлений на круглых столах, Днях науки и конференциях По желанию Курсовая работа. Написание дипломной работы. Публикации в печати
Производственная преддипломная практика Студенты последнего курса Круглый стол по результатам. Отчет о практике. Написание дипломной работы. Публикации в печати. Внедрение в деятельность банка. Использование в НИР кафедры
программы НИРС во время прохождения производственной практики разрабатывается индивидуальный комплексный план научно-исследовательской работы студента на весь период практики.
4. Требования к содержанию студенческой научной работы
Работа должна включать анализ знаний, получивших признание банковской и научной общественности и применяемых на практике. Поэтому, приступая к изучению темы, следует ознакомиться с литературными источниками, определить степень и уровень разработки исследования, обобщить передовой опыт банковского сектора по теме. Также работа должна затрагивать дискуссионные вопросы, недостаточно разработанные и требующие научного обоснования; вопросы, возникающие в порядке постановки и содержащиеся в литературных источниках, предложенные практикой или вытекающие из выводов, возникших на стадии исследования; достоинства и недостатки практического решения проблемы, а также рекомендации и предложения по направлениям совершенствования экономической работы в кредитной организации.
Выполнение научно-исследовательской работы студентами старших курсов предусматривает [5]:
• изучение основ научных исследований, в частности методики научных исследований и научной организации труда при их выполнении;
• самостоятельную работу с литературой, планирование и организацию научной работы, обработку экспериментальных и фактических данных и разработку предложений, которые могут быть неожиданны и интересны для банков;
• применение экономико-математических методов, вычислительной и организационной техники, обобщение передового опыта, оптимизацию предложений с применением экономических критериев, направленных на повышение эффективности и качества работы банка в исследуемой области.
Это может найти продолжение и дальнейшее развитие в работе банка и научной тематике кафедры.
5. Виды научно-исследовательской работы студентов и ее реализация
В настоящее время в связи с перестройкой системы образования расширяются традиционные формы научно-исследовательской работы студентов и появляются новые. К традиционным формам научной работы студентов относятся работа в научных студенческих кружках, подготовка докладов и рефератов к выступлению на круглых столах, Днях науки и научных конференциях, а также работа во время прохождения производственной практики.
К новым формам научной работы студентов можно отнести проведение НИРС во время ежегодной летней практики, начиная с первого курса, в рамках так называемого института наставничества (табл. 4).
Как видно из табл. 4, виды научной работы студентов определяют и различные формы ее реализации. Так, реализацией научной работы, проделанной студентом во время ежегодной летней практики в рамках института наставничества, является написание курсовой работы с использованием практических материалов кредитной организации. Это позволяет не только овладеть будущей специальностью редкого свойства, например «менеджер по торговому финансированию», но и профессиональными навыками и компетенциями, а также разработать и обосновать свои предложения и рекомендации по улучшению изученного в банке производственного процесса.
Работа в научных студенческих кружках отличается систематичностью и глубокой проработкой научных вопросов в течение всего учебного года под руководством опытных преподавателей и известных практиков. Это позволяет не только подготавливать доклады на кружках и студенческих конференциях, но и овладевать теорией вопроса будущей дипломной работы.
Подготовка докладов для выступлений на круглых столах, Днях науки и конференциях реализуется в подготовке курсовых или выпускных квалификационных (дипломных) работ. Лучшие доклады удостаиваются публикации в сборниках научных студенческих работ.
После окончания производственной практики можно проводить круглый стол по обсуждению результатов с выступлениями всех студентов с докладами по научно-исследовательской теме, защитой своих выводов и предложений, полученных в результате проведенного исследования. Это позволяет обосновать вывод о возможности зачисления студентов в резерв для набора в магистратуру, аспирантуру, а также для рекомендации на банковскую работу, связанную с экономическими исследованиями.
Оппоненты из числа банковских работников и преподавателей кафедры на круглом столе дают развернутую оценку проведенной работы при обсуждении результатов производственной практики. Результаты работы могут быть опубликованы в специализированных банковских журналах или студенческих сборниках, а также внедрены в деятельность кредитных организаций. Они могут быть использованы при написании ВКР (выпускной квалификационной работы), которая должна носить исследовательский характер. Поэтому
качество ее подготовки в значительной степени зависит от уровня выполнения НИРС за весь период практики.
В дипломной работе практически проверяется способность и подготовленность студента теоретически осмыслить актуальность избранной темы, ее научно-прикладную ценность и выполнить самостоятельно научное исследование с применением полученных результатов в практической деятельности банка, в котором он проходил практику. Поэтому тематика дипломных работ должна быть тесно связана с тематикой научных исследований кафедры и с интересами банка, на материалах которого студент выполняет работу.
6. организация выполнения научной работы во время прохождения производственной преддипломной практики студентов
Студент, изучив тематику НИРС, рекомендованную кафедрой во время прохождения производственной практики, обращается к заведующему выпускающей кафедры с заявлением о закреплении за ним конкретной темы исследования и выделении научного руководителя. На заседании кафедры утверждаются темы НИРС для студентов и научные руководители из числа преподавателей кафедры и привлеченных практических работников банков.
Научный руководитель вместе со студентом разрабатывает комплексный индивидуальный план НИРС во время прохождения производственной практики, разбивая этапы исследований по времени. При этом план детализируют по теме (главы, параграфы) и датам. В нем также надо предусматривать применение в технико-экономических расчетах экономико-математических методов, методов экономического анализа и др.
В индивидуальном плане НИРС во время прохождения производственной практики обязательно должно быть учтено внедрение результатов научных исследований. Это имеет воспитательное значение для будущей практической деятельности экономиста банка, поскольку каждая научная работа должна содержать конкретные предложения, направленные на улучшение экономической деятельности и предусматривать их применение в развитии науки или в практике
хозяйственной деятельности кредитной организации [2].
За выполнением комплексного индивидуального плана НИРС во время прохождения производственной практики должен осуществляться контроль по этапам исследования со стороны кафедры и прикрепленных банковских работников. Поэтому в составе индивидуального комплексного плана НИРС предусмотрена ведомость учета выполнения отдельных этапов по теме исследования, в которой указываются дата выполнения работы и ее оценка научным руководителем. При выполнении НИРС необходимо осознанное применение студентом методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и моделирования, абстрагирования и конкретизации, системного анализа, формализации, гипотетического и аксиоматического методов, теории, наблюдения и эксперимента в виде внедрения разработанных в ходе исследования предложений.
Таким образом, как показывает опыт проведения научной студенческой работы, с целью активизации творческого мышления студентов, применения ими научных методов в решении конкретных ситуаций, повышения качества подготовки кадров для банковской системы России и совершенствования отдельных сфер деятельности кредитных организаций с помощью студентов необходимы:
• дальнейшее расширение форм и видов НИРС;
• предложение нового перечня научных тем, требующих для своего решения творческого, нестандартного подхода;
• разработка новых комплексных программ прохождения производственной практики;
• целесообразная организация производственной практики и других видов научной работы студентов;
• совместные усилия работодателей и преподавателей Финансового университета в виде организации контроля за ходом прохождения производственной практики и консультаций студентов по мере возникновения необходимости;
• регулярные обсуждения результатов исследований студентов на круглых столах в присутствии научных руководителей и представителей кредитных организаций.
Литература
1. Давлетшина Л.А. Социальные механизмы взаимодействия вузов и работодателей в условиях монопрофильного города // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 3.
2. Магомедов Г.О. Совершенствование процесса обучения выпускников при взаимодействии вуза с работодателями. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2013.
3. Тенденции и проблемы развития банковского сектора России/под ред. канд. экон. наук, проф. Н.Э. Соколинской. М.: Социально-политическая мысль, 2013.
4. Куприянова Л.М. О развитии сотрудничества и международного образования в высшей школе//Экономика образования. 2010. № 5. С.100-117.
5. Куприянова Л.М. О компетентностном подходе в системе экономического образования высшей школы // Экономика образования. 2010. № 6. С.32-41.