(1861). М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. С. 461.
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
11. Bruter M. Political Identity and European
Elections. URL: http://www.afsp.msh-paris.fr/ activite/diversafsp/collgspegael04/bruter.pdf
12. Inglehart R. The Silent Revolution. London: Macmillan, 1977.
13. URL: http://www.europa.eu.int
УДК 378.18
Ю.А. КИРЕЕВА
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ТУРОПЕРЕЙТИНГА РМАТ
Рассмотрены основные организационные формы научно-исследовательской работы студентов, приведены примеры участия студентов в различных научных мероприятиях.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, туризм, формы организации научно-исследовательской работы студентов, студенческий научный кружок.
The main organizational forms of research work of students are considered, examples ofparticipation of students in various scientific actions are given.
Key words: research work of students, tourism, forms of the organization of research work of students, student scientific society.
Научно-исследовательская работа студента любого вуза является одной из важнейших форм учебного процесса. Существует и применяется два основных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС), а именно:
• научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующим учебным планом по тому или иному направлению подготовки. К этому виду НИРС можно отнести курсовые работы (проекты), выполняемые в течение всего срока обучения в вузе, а также выпускную квалификационную работу, выполняемую на 4-м курсе. К НИРС, предусмотренной действующим учебным планом, можно отнести
© Киреева Ю.А., 2015
также подготовку рефератов по темам семинарских занятий. Необходимо отметить, что реферат может быть отнесен к виду НИРС только в том случае, если в процессе его подготовки проанализированы различные статьи и источники;
• научно-исследовательская работа вне учебного плана по тому или иному направлению подготовки. В данном случае студент следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранном им научном направлении, а главное - процесс осмысления науки не прекращается за пределами аудитории. Такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студен-
тов. И как результат - преподаватель может работать с ним не как с учеником, а как с младшим коллегой [2].
Организация научно-исследовательской работы студентов, активное вовлечение в нее студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и ученого. Активно участвуя в научно-исследовательской работе во время обучения в вузе, студент приобретает такие навыки, как умение концентрироваться, самостоятельность суждений, постоянное обогащение собственного запаса знаний, обладание многосторонним взглядом на возникающие проблемы, умение целенаправленно и вдумчиво работать.
Обладая перечисленными выше качествами, выпускник вуза сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним как конкретной организацией, так и обществом в целом.
Сегодня туризм является одной из самых трудозатратных отраслей. Он обеспечивает свыше 75 млн человек рабочими местами во всем мире. Примерно каждый двенадцатый человек работает в сфере туризма и гостеприимства.
Отметим, что туризм - это не только путешествие, но еще и система организации этого путешествия, начиная от бронирования билетов и оформления виз и заканчивая обеспечением обслуживания туристов в том или ином туристском центре. Соответственно, необходимость в большом количестве разнообразных специалистов в сфере туризма очевидна. Сегодня существует несколько способов получения профессиональной подготовки в области туризма. Так, например, на базе колледжей можно получить среднее профессиональное образование. Курс обучения рассчитан на 2,5 года, по завер-
шении обучения выпускнику присваивается квалификация «Менеджер по туризму». Профессию менеджера по туризму можно также освоить и в вузе. Наиболее популярные направления подготовки - это «Менеджмент» и «Туризм». В системе дополнительного профессионального образования на базе имеющейся профессиональной подготовки краткосрочное обучение менеджеров по туризму осуществляют различные центры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации [4].
В требованиях к уровню подготовки бакалавров по направлению подготовки 100400 - «Туризм» указано, что выпускник должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
• проектная деятельность: постановка задач проектирования туристского продукта при заданных критериях и нормативных требованиях; использование инновационных и информационных технологий для создания туристского продукта; проектирование программ туров, турпаке-тов, экскурсионных программ и других продуктов туристской деятельности; разработка туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических и других требований;
• производственно-технологическая деятельность: применение современных технологий в реализации туристского продукта, использование информационных и коммуникативных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта;
• организационно-управленческая деятельность: распределение функций и организация работы исполнителей в организациях и предприятиях турист-
ской индустрии, принятие оперативных управленческих решений в области туристской деятельности, расчет и оценка затрат по организации туристской деятельности на предприятии с целью рационализации затрат;
• сервисная деятельность: обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания, организация процесса обслуживания потребителей и (или) туристов, умение самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии;
• научно-исследовательская деятельность: исследование и мониторинг рынка туристских услуг, применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере, адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии [3].
Таким образом, научно-исследовательская работа студентов является действенным средством повышения качества подготовки специалистов и должна проводиться в тесной связи с учебным процессом. Для реализации этого принципа на кафедре туроперей-тинга используются различные формы научно-исследовательской работы студентов.
Основными организационными формами НИРС на кафедре являются:
• элементы научных исследований в курсовых и дипломных работах и проектах;
• выполнение заданий во время прохождения учебных и производственных практик;
• проведение учебных занятий с элементами НИР;
• студенческие научные кружки;
• участие студентов в студенческих научных мероприятиях различного уровня (кафедральные, факультетские, региональные, всероссийские), к которым относятся конференции, конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов.
При организации НИРС нельзя забывать о роли преподавателя: данной форме организации учебного процесса каждый преподаватель вуза должен уделять не меньше внимания, чем аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил.
Непосредственное научное руководство НИРС осуществляет профессорско-преподавательский состав кафедры. Руководство НИРС учитывается как один из аспектов их деятельности. Сведения о формах организации НИРС на кафедре, а также количественном составе студентов и преподавателей, участвующих в ее реализации, указываются в ежегодных отчетах.
Самой популярной формой НИРС студентов кафедры является участие в кружке «Все включено». Научный кружок - самый первый шаг в НИРС, и цели перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего это подготовка докладов и рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научной конференции. Кружок, как правило, объединяет студентов различных курсов факультета менеджмента туризма.
Участники студенческого научного общества «Все включено» участвуют во внутренних и внешних научных мероприятиях.
Внутренние мероприятия:
• ежегодная студенческая научно-практическая конференция «Проблемы национального туризма». В 2007 и
в 2011 гг. кафедра являлась ответственной за подготовку и проведение данной конференции. С марта 2007 г. конференция «Проблемы национального туризма» стала межвузовской. Начиная с марта 2011 г., данная конференция проводится в новом формате - секционном. Ежегодно кафедра организовывает и проводит на данной конференции секцию «Современное состояние и перспективы развития туризма в Российской Федерации»;
• ежегодная Международная школа студентов и аспирантов. Студенты кафедры выступают с докладами на данном мероприятии с 2012 г.;
• круглый стол «Карьера в туризме» (проводится ежегодно), целью которого является обмен профессиональным опытом выпускников РМАТ со студентами, решившими посвятить свою жизнь туристской сфере. На мероприятии с докладами выступают студенты, а также приглашенные гости - практики из отрасли. В 2014 г. круглый стол прошел в шестой раз и был тематический - рассмотрено участие студентов студенческого научного общества в волонтерском движении. Необходимо отметить, что в 2013 г. во время круглого стола «Карьера в туризме» прошла презентация Волонтерского туристского центра города Москвы. В рамках сотрудничества ряд участников студенческого научного общества кафедры участвовал в олимпийском волонтерском движении.
Внешние мероприятия:
• международная студенческая научно-практическая конференция «Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы» (МГИИТ, Москва). В работе этой конференции студенты студенческого научного общества кафедры туроперей-
тинга принимают участие с 2010 г. Они неоднократно занимали призовые места по итогам конференции;
• конкурс Союза негосударственных вузов, номинация «Лучшая научная студенческая работа». Научные работы, подготовленные под руководством преподавателей кафедры, принимают участие в конкурсе с 2008 г.
Участие в разовых научных мероприятиях:
• в 2010 г. студенты кафедры приняли участие во Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий. По итогам конкурса три работы заняли призовые места (одна работа - второе место, две работы -третье место);
• международная ярмарка проектов учащихся и студентов «В мире исследований» (2013 г., Чебоксары);
• В 2014 г. участие трех студентов кафедры во Всероссийском конкурсе выпускных квалификационных работ (дипломных работ) в области экономики и менеджмента (в конкурсе приняли участие более 100 вузов России и Белоруссии, оргкомитет рассмотрел более 162 выпускных квалификационных работ). Одна из трех представленных на конкурс работ заняла 3-е призовое место.
Необходимо отметить, что очное участие студентов кафедры в каких-либо научных мероприятиях сопровождается компьютерными презентациями, видеороликами, красочным иллюстративным материалом. Ряд студентов, являющихся активными участниками студенческого научного кружка и успешно защитившие выпускную квалификационную работу и дипломную работу под руководством препо-
давателей кафедры, получают рекомендацию для поступления в магистратуру и аспирантуру РМАТ. Сегодня студенты-выпускники кафедры учатся в аспирантуре РМАТ, работают
в государственных структурах по туризму, в московских туристских фирмах и в структурных подразделениях Академии.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Арсений Р.М., Киреева Ю.А. Курсовая работа студента туристского вуза как составляющая его научно-исследовательской работы // Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в экономике, управлении проектами, педагогике, праве, истории, культурологии, языкознании, природопользовании, растениеводстве, биологии, зоологии, химии, политологии, психологии, медицине, филологии, философии, социологии, математике, технике, физике, информатике, градостроительстве. 30-31 июля 2014 г. г. Санкт-
Петербург. СПб.: КультИнформПресс, 2014. 196 с.
2. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / коллектив авторов; под ред. Н.Б. Бордовской. 2-е изд., стер. М.: КНО-РУС, 2011. 432 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «Бакалавр»).
4. URL: http://otherreferats.allbest.ru
5. URL: http://rmat.ru
УДК 378:001.891
И.Н. БРИГИНЕЦ
АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТУДЕНТАМИ ТУРИСТСКОГО ВУЗА
Сегодня образовательная система характеризуется умножением поликультурныгх процессов и актуализацией межкультурного диалога. Образовательная модель, отвечающая новыш социально-экономическим запросам, только начинает складываться. Становление профессионала сферы туризма начинается с момента выбора данной профессии. Важен симбиоз, непосредственная динамическая взаимосвязь профессиональной социализации и системы профессиональные знаний и навыков. Мотивация выбора профессии студентами туристского вуза изучена в ходе социологического исследования, проведенного методом анкетного опроса на базе РМАТ и ее Московского филиала. Объем выборочной совокупности составил 564 респондента: в сравнительном исследовании участвовали студенты 1-го курса (250 чел.) и 4-го курса (314 чел.). Выборка сплошная. Выводы: мотивация профессионального самоопределения личности имеет разно-векторную структуру. Значительная детерминация внутренними мотивами дополняется у студентов влиянием внешней мотивации как положительного, так и отрицательного значения. При существующих высоких показателях влияния отдельным видов мотивации у студентов 4-го курса по отношению к 1-му курсу несколько снижаются показатели мотивов «престижность», «возможность приносить пользу людям», «возможность использования профессиональные умений вне работыш Результаты способствуют пониманию сущности профессиональной мотивации менеджера туризма как совокупности устойчивыш мотивов, включающей: профессиональные мотивы, мотивы профессионального развития, прагматические мотивы, познавательные мотивы, мотивы самореализации личности, мотивы социальные.
Ключевые слова: мотивация менеджера туризма, выбор профессии, профессиональные мотивы.
Today the education system is characterized by the multiplication of multicultural processes and actualization of intercultural dialogue. Educational model to meet new socio-economic query, only beginning to emerge. The formation of a professional tourism starts from the choice of the profession. Important symbiosis, direct dynamic interplay of professional socialization and vocational knowledge and skills. The motivation for choosing the profession of tourism students of the University were studied during sociological research carried out by the method of questionnaire survey on the basis of the Russian international Academy of tourism and its Moscow branch. The sample volume amounted to 564 Respondent: in a comparative study involved students of 1 course (250 people) and 4 of the course (314 people). The solid sample. Conclusions: motivation of professional self-identity has a different structure. Significant determination internal motives complemented the students the influence of external motivation, both positive and negative values. At the current high level of influence of certain types of motivation, students 4 courses 1 course several indicators are decreasing motives «prestige», «the ability to benefit people», «the use of professional skills outside of work». The results contribute to the understanding of the essence ofprofessional motivation of the Manager of tourism as a set of stable motives, including: professional motives; motives of professional development; pragmatic motives; cognitive motives; motives of self-identity; social motives. Key words: motivation, Manager of tourism, choice ofprofession, professional motives.
© Бригинец И.Н., 2015