Научная статья: особенности ее текстовой организации
Служба русского языка
Н. Л. Шубина,
ответственный редактор научного журнала «Известия РГПУ им. А. И. Герцена»
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ: ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ТЕКСТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Общение с аспирантами, желающими опубликовать свою статью в научном журнале «Известия РГПУ им. А. И. Герцена», привело меня к мысли о том, что написание научной статьи для многих является весьма непростой задачей. Речь не идет о содержании (аспиранты обращаются в редакцию тогда, когда большая часть исследования уже выполнена). Как правило, не хватает опыта в организации статьи как текста, характеризующегося стилистической и жанровой спецификой.
Языковая и коммуникативная специфика научного стиля определяется его целевым назначением: текст должен быть максимально понят адресатом. Автор научного текста должен создать определенные «степени защиты» своего труда от непонимания или неточного толкования. Именно поэтому научная информация в большей степени нуждается в особом структурировании, пояснении, анализе, комментировании и соблюдении текстовых норм.
Какие же параметры следует соблюдать при написании научной статьи?
1. Главной «научной интригой» следует считать название статьи. Небольшой (с точки зрения количества страниц) текст содержит очень широкое информационное поле. Информационный объем и сжатое текстовое пространство требуют поиска адекватного названия. Не думаю, что удачными являются такие названия статей, которые можно, наверное, использовать либо в коллективной монографии, либо в сборнике научных статей: «Компьютеры в образовании», «О некоторых вопросах методики обучения иностранному языку», «Некоторые примеры междисциплинарного взаимодействия при изучении математики в вузе», «Маркетинговые исследования в жизни общества», «Об одной задаче сетевого планирования», «Об одной концепции проектирования сложных информационных систем», «К вопросу об исследовании перспектив занятости в регионе».
Корректное название статьи должно отражать, с одной стороны, принадлежность исследования к научной области знаний, а с другой, — про-блемность. Например: «Гетерогенный катализ:
методы повышения эффективности», «Экспериментальное моделирование первичных стадий эволюции биомолекул и проблема специфики живого». Обратите внимание — в названии статьи возможно использование метаграфических средств (тире, двоеточие, скобки). В научно-популярных журналах распространенным является использование в названии статьи вопросительного знака.
Название статьи может адекватно отражать задачи исследования в целом и содержание статьи. Например, «Горе от ума»: семантика поэтической формы (Опыт практической философии стиха)».
«Муки творчества» в поисках названия известны многим исследователям.
Иногда уже написана статья, но нет адекватного наименования тому, что изложено в ней (главная информация), и тому, что предшествовало ей (фоновая информация). Исследователь, который заинтересован в том, чтобы его статью прочитали, обязательно найдет «свое» название, в котором, как я уже сказала, содержится главная «интрига научной мысли».
2. Специфика научной статьи во многом обусловлена используемой в ней терминологией.
Интегративные процессы в области научных знаний обусловили появление «заимствованной» терминологии: термин переходит из одной тер-миносистемы в другую. Ярким примером такого использования являются «модуль», «парадигма», «пространство», «механизм» и др. Автор статьи должен дать четкое и последовательное обоснование используемой терминологии, а также указать дефиницию тех терминов, на которые он опирается в своих исследованиях.
Авторская концепция, изложенная в статье, может включать так называемые общепринятые термины, интерпретация которых, казалось бы, не должна вызвать затруднений. А между тем именно общеупотребительные термины могут наполняться новым содержанием в контексте нового исследования. Если в тексте не дано авторское понимание такого рода терминов, то не исключена вероятность неверного толкования авторской исследовательской позиции в целом.
ОБРАЗОВАНИЕ И РУССКИЙ ЯЗЫК
Толкование термина (понятия) может быть представлено в самом тексте статьи, а может быть — в виде ссылки на определение термина, предложенное другим автором. Особое внимание следует уделять вновь вводимым терминам, дефиниции которых еще не оформились: нужны дополнительные комментарии, иллюстративный материал. На это не надо жалеть «текстового пространства» — как показывает опыт, это и составляет особую ценность многих научных статей. Понятийная точность, системное употребление терминов во многом обеспечивает адекватное понимание текста.
3. Не менее важным является «созвучность» начала и выводов, изложенных в статье. Как правило, в начале статьи читатель обнаруживает исследовательские «посылы» автора: проблема не изучена, но очень актуальна; благодаря нашему исследованию обнаружены результаты, которые, несомненно, имеют как теоретическую, так и практическую значимость и т. п. Когда же обращаемся к анализу того, что изложено в статье, а также в ее заключении, то в большинстве случаев нас ожидает разочарование: в выводах (если, конечно, они есть) нет отражения ни заявленной темы, ни результатов исследования.
«Обманутое ожидание» лучше предотвратить: в начале статьи нужно определить ракурс восприятия основной информации. Это может быть ссылка на научное направление или на научную школу, в рамках которой идет исследование, определение основных задач, которые ставит автор статьи, или определение методов исследования.
Начало статьи определяет научный интерес к содержанию статьи, а ее заключение — научный интерес к исследованию в целом.
4. Для научной статьи необходимым является и ранжирование информации на главную, фоновую дополнительную, метаинформационную и др. Надо помнить, что любой научный текст (как и любая научная информация) представляет собой гипертекстовое образование. Содержательная «многослойность» должна быть корректно представлена адресату статьи. В этом смысле обязательно наличие ссылочного аппарата (в журналах приняты так называемые концевые сноски, хотя комфортнее для читателя ссылки в конце страницы). Научная работа без ссылок содержит так называемый «дефект архитектонической схемы»1.
1 Стоянович А. Квазиэлитарный научный текст в аспекте стереотипизации // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2000. С. 251.
Не менее важным является и умелое использование метаграфических средств для актуализации информации (шрифтовое выделение, абзацирова-ние, употребление скобок, кавычек и др.).
5. Характерной особенностью научного журнала является ориентация на принятые в научном сообществе текстовые нормы и образцы, которые позволяют читателю оценить результаты исследования. Автор статьи должен корректно «упаковать» свою научную информацию, сопровождая ее соответствующими метатекстами (вводными или поясняющими), обобщающими таблицами, схемами. Вместе с тем содержание научной статьи не должно сводиться к пересказу общеизвестной информации.
6. В соответствии с этикой научного творчества в статье необходимо правильное и точное указание источников. По характеру цитации и ссылок можно определить уровень научной зрелости автора статьи. Цитация используется автором для того, чтобы обеспечить понимание представленной концепции. Читатель, у которого возникли вопросы, научный интерес к излагаемому вопросу, может обратиться к труду цитируемого автора. Цитаты не должны быть лишь «свидетельством поддержки» отстаиваемой идеи. Как показывает опыт, нередки случаи неверной интерпретации чужой научной мысли в статьях: нарушены смысловые связи фрагмента текста и всего контекста. Это происходит чаще всего тогда, когда «нужная цитата» уже использована другим автором (своеобразное «тиражирование» цитат). Серьезный исследователь не допустит включение в свой текст «чужого текста» без тщательной проверки.
Известно, что стремительно возрастающая специализация научного знания привела к тому, что даже специалисты одной и той же области научного знания не всегда полностью понимают друг друга.
Чем крупнее ученый, чем значимее его научные результаты, тем более индивидуализирована его речь. Но весьма характерным является для научных трудов таких ученых и доступность изложения, которая способствует преемственности научной мысли.
Самым главным инструментом автора для презентации научной информации являются языковые средства, которые направлены на формирование как внешней, так и внутренней организации текста. Об этом мы будем говорить в следующем номере.