Научная статья на тему 'Научная школа члена-корреспондента РАО А. В. Мудрика «Социализация и воспитание» (психологическая школа в области социальной педагогики)'

Научная школа члена-корреспондента РАО А. В. Мудрика «Социализация и воспитание» (психологическая школа в области социальной педагогики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1012
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.В. МУДРИК / НАУЧНАЯ ШКОЛА "СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ" / A.V. MUDRIK / SCIENTIFIC SCHOOL "SOCIALISATION AND UPBRINGING"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирпичник Анатолий Григорьевич

Настоящий текст публикуется в связи с юбилеем А.В. Мудрика и ставит своей целью познакомить читателей нашего журнала с основными идеями, которые составляют основное содержание научной школы ученого. Текст заимствован из книги «Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы», изданной в 2011 году под общ. ред. Т.А. Ромм и Т.Т. Щелиной в г. Арзамас и приуроченной к 70-летию А.В. Мудрика1. За прошедшие пять лет состав научной школы, безусловно, расширился, появились новые работы, уточняющие прежние выводы, развивающие концептуальный образ феноменов социализации и воспитания. При этом, представленные в данном тексте исходные положения, принадлежащие основателю и лидеру научной школы, сохраняют свою актуальность и остаются значимыми для исследователей и практиков в области социальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific school “Socialisation and Upbringing” (Psychological school in the field of social pedagogy) of A.V. Mudrik, corresponding member of Russian Academy of Education

The present text is published in connection with A.V. Mudrik’ jubilee and sets as the purpose to acquaint readers of our magazine with the main ideas which make the main maintenance of the scholar’s scientific school. The text is borrowed from the book “Social Pedagogy: Greatest Figures, Ideas, Issues” which was published in 2011 edited by the editors-inchief Tat’yana Romm and Tamara Shchelina in the city of Arzamas and dated for A.V. Mudrik’s 70th jubilee. For the last five years, the structure of the scientific school has certainly been extended, new works which specify former conclusions, develop socialisation and upbringing phenomena conceptual image, have appeared. At the same time, the founder and the scientific school leader’s starting positions, which are presented in this text, keep topicality and remain significant for researchers and practicians in the field of social pedagogy.

Текст научной работы на тему «Научная школа члена-корреспондента РАО А. В. Мудрика «Социализация и воспитание» (психологическая школа в области социальной педагогики)»

НАУЧНАЯ ШКОЛА ЧЛЕНА-КОРРЕСПОНДЕНТА РАО А.В. МУДРИКА «СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ» (психологическая школа в области социальной педагогики)

Настоящий текст публикуется в связи с юбилеем А.В. Мудрика и ставит своей целью познакомить читателей нашего журнала с основными идеями, которые составляют основное содержание научной школы ученого. Текст заимствован из книги «Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы», изданной в 2011 году под общ. ред. Т.А. Ромм и Т.Т. Щелиной в г. Арзамас и приуроченной к 70-летию А.В. Мудрика1. За прошедшие пять лет состав научной школы, безусловно, расширился, появились новые работы, уточняющие прежние выводы, развивающие концептуальный образ феноменов социализации и воспитания. При этом, представленные в данном тексте исходные положения, принадлежащие основателю и лидеру научной школы, сохраняют свою актуальность и остаются значимыми для исследователей и практиков в области социальной педагогики.

Ключевые слова: А.В. Мудрик, научная школа «Социализация и воспитание».

Научная школа «Социализация и воспитание», созданная и поныне возглавляемая доктором педагогических наук, профессором кафедры социальной педагогики и социальной психологии МШ У членом-корреспондентом Российской академии образования Анатолием Викторовичем Мудриком существует на факультете педагогики и психологии с конца 1980-х годов.

Рассматриваемое научное направление сформировалось на базе исследований различных социально-педагогических и социально-психологических аспектов воспитания учащихся, которые велись

A.В. Мудриком и его аспирантами в лаборатории научно-исследовательского института общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР. Исследование проблем общения, а затем изучение социальных факторов, влияющих на воспитание, нашли свое отражение в книгах «О воспитании старшеклассников» (1976 - 1-е изд; 1982 -2-е), «Современный старшеклассник: проблемы самоопределения» (1977), «Личность школьника и ее воспитание в коллективе» (1983), «Общение как фактор воспитания школьников» (1984), а также в диссертациях А.В. Мудрика (кандидатсклй -1970, докторской - 1981), И. Захаровой, М. Сма-иловой, В. Полукарова, В. Ижицкого. Эти работы стали основанием для формулирования проблемы «Социализация и воспитание» к средине 1980-х годов, концептуальное отражение которой было опубликовано в 1991 году в работе А.В. Мудрика «Социализация и смутное время», а потом нашли развернутое отражение в книгах и учебниках того же автора «Введение в социальную педагогику» (1994, 1997, 2009), «Социальная педагогика» (1999, 2001, 2003, 2004, 2005, 2007, 2009), «Социализация человека» (2004, 2007, 2011).

В этих книгах, учебниках и учебных пособиях дано развернутое представление о проблеме социализации и воспитания, которое основывается на выполненных в период 1986-2011 годы кандидатских исследованиях: О. Альшиной, Л. Архаровой,

B. Баранова, Г. Бобылева, В. Голушко, Д. Грибкова,

Б. Гудзенко, Р. Данилова, Л. Завалишиной, Л. Зо-рилло, Ю. Канищева, О. Киселевой, Е. Клепиковой, Н. Косовой, Ю. Кривова, Д. Лифинцева, А. Максакова, Г. Минигалеевой, С. Минюковой, А. Михаль-ского, М. Никитского, Е. Никитской, А. Поляковой, Н. Патутиной, Л. Разуваевой, С. Разуваева, Е. Род-ченковой, А. Романенчук, Н. Романюты, А. Сергеева, Г. Симоновой, Т. Скляровой, В. Спириной, Т. Сурниной, М. Сутзи, Е. Сухаревой, Т. Щелиной, Н. Щиголевой и др. В этот же период были подготовлены и защищены докторские диссертации Л. Ведерниковой, О. Киселевой, Д. Лифинцевым, В. Петрищевым, В. Полукаровым, Т. Просветовой, Т. Ромм, А. Серых, Т. Скляровой, Л. Столярчук, Т. Щелиной, В. Янгировой, О. Янушкявичене.

Проведенные исследования позволяют в сжатом виде представить современное состояние разработки проблемы.

Исследования В. Кривова, Д. Лифинцева и В. Петрищева показали, что в трактовке социализации в современных условиях исторически сложилось два подхода: субъект-объектный - субъект социализации общество, объект - человек (восходящий к Э. Дюркгейму и Т. Парсонсу) и субъект-субъектный - и общество, и человек - субъекты социализации (истоки которого можно найти в работах Ч. Кули и Дж. Мида).

В трактовке школы А.В. Мудрика в русле субъект-субъектного подхода социализация - это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Феномен относительно направляемой социализации впервые выявлен и описан в нашей научной школе.

Сущность социализации - сочетание приспособления и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида социальным существом и развитие человеческой индивидуальности.

Воспитание (относительно социально-контролируемая социализация) автономизируется от

1 Научная школа члена-корреспондента РАО А.В. Мудрика «Социализация и воспитание» (психологическая школа в области социальной педагогики) // Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник / под общ. ред. Т.А. Ромм, Т.Т. Щелиной. - Арзамас: АГПИ, 2011. - С. 337-344.

8

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

исторически первичной стихийной социализации тогда, когда на определенном этапе социально-экономического развития того или иного общества подготовка к жизни его членов выделяется в относительно самостоятельную сферу. Постепенно воспитание становится специальной функцией общества и государства, т.е. оформляется в специфический социальный институт (это подтвердили исследования Т. Просветовой и Т. Ромм).

Воспитание как относительно осмысленное, целенаправленное взращивание человека, осуществляемое в семье, в религиозных и воспитательных организациях (в том числе в образовательных), более или менее последовательно способствует приспособлению человека к обществу и создает условия для его обособления в обществе в соответствии со спецификой целей, содержания и средств семейного, социального, религиозного, а также коррекционного видов воспитания.

Кроме того, впервые выявлен и описан феномен, названный диссоциальным воспитанием, которое происходит в контркультурных организациях и которое оказывает десоциализирующее влияние на человека.

Воспитание отличается от стихийной социализации в первую очередь, тем, что в его основе лежит социальное действие. Это понятие ввел Макс Вебер, который относил к социальным действия человека, направленные на разрешение проблем и сознательно ориентированные на ответное поведение партнеров. Социальное действие предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Таким образом, основанием отделения процесса воспитания от процесса стихийной социализации является его осмысленность и наличие в нем определенной осознанной цели.

Стихийная социализация - процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом.

Воспитание - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи относительно осмысленным и целенаправленным, осуществляется в определенном месте, в определенное время и в определенной организации. Кроме того, его дискретность определяется тем, что поскольку отдельные виды воспитания и типы воспитательных организаций не имеют единых целевых установок и отлаженной непротиворечивой взаимосвязи, постольку взращивание человека не становится непрерывным процессом (даже в системе образования воспитание имеет объективно дискретный характер).

Соотношение воспитания и стихийной социализации, «объем» воспитания в процессе социализации существенно различаются как в различных обществах, так и, в меньшей степени, в различных стратах одного и того же общества. Чем бо-

лее модернизировано общество, то есть чем более сложна его социальная структура, чем далее оно продвинулось в социально-экономическом развитии, тем в большей мере им осознана потребность в «человеческом капитале» определенного качества, тем большие ресурсы оно затрачивает на его подготовку и доподготовку, тем больший «объем» занимает в процессе социализации ее социально-контролируемая часть, тем большую роль играет в общественной жизни воспитание как социальный институт. Кроме того, чем элитарнее та или иная страта общества, тем большее значение придается воспитанию ее представителей, соответствующему ее положению, притязаниям и потребностям.

«Объем» воспитания в процессе социализации, во многом определяет и его место в иерархии ценностей общества и его отдельных страт.

Ценность воспитания в социальной жизни имеет два аспекта - объективный и субъективный. Объективная ценность воспитания проявляется в том, какие ресурсы затрачивает общество на воспитание своих членов, как уровень воспитания влияет на их социальное положение и жизненный успех. Субъективная ценность воспитания определяется, в частности, тем, какие ожидания связывают представители тех или иных слоев общества с воспитанием, какие требования они предъявляют к содержанию образования, насколько оно, с их точки зрения, связано с их повседневной жизнедеятельностью и успешностью достижения групповых и индивидуальных целей и т.д.

В более модернизированных обществах воспитание (и особенно система образования) выступает серьезным фактором горизонтальной и вертикальной социальной мобильности, ибо от него зависит возможность перехода человека от одних ролей к другим, из одной страты в другую, более элитарную. В более традиционных обществах воспитание может в той или иной мере (в зависимости от степени традиционности общества) «консервировать» социальную структуру. Это связано, в основном, с двумя обстоятельствами: чем традиционнее общество, тем более обособлены и закрыты в нем все страты, а тем более элитарные; чем модерни-зированнее общество, тем меньше различий в содержании и качестве воспитания в низших и элитарных стратах.

Место воспитания в иерархии общественных ценностей, с одной стороны, зависит, а с другой определяет готовность общества уделять ему большее или меньшее внимание, выделять большие или меньшие ресурсы на развитие воспитания. С этим же связана и мера подготовленности общества к выдвижению и формулированию задач воспитания, к поискам и реализации эффективных путей их решения.

Воспитание, рассматриваемое в контексте социализации, имеет определенные возможности

влиять на позитивный характер социализации конкретного человека, а именно:

- воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает просоциальные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные установки и поведенческие сценарии;

- воспитательные организации имеет определенные возможности создать условия для про-социальной самореализации себя человеком как субъекта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте;

- воспитание может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между приспособленностью к обществу и обособлением в нем, т.е. в той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации (феномен человека как жертвы социализации был впервые выявлен и изучен в ряде работ, выполненных в рамках нашей школы);

- воспитание имеет некоторые возможности предотвратить столкновение человека с теми или иными опасностями стихийной социализации, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия случившихся столкновений, т.е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации (этот феномен так же был впервые выявлен и описан А.В. Мудриком, а затем исследовался в работах А. Серых, Е. Родченковой, М. Сутзи и др.).

Представленная выше характеристика соотношения воспитания и социализации, позволяет иметь в виду не только объективный контекст воспитания, но и учитывать его в процессе определения приоритетов, формулирования принципов, разработки содержания и способов развития социального воспитания.

Исследованию различных аспектов социального воспитания были посвящены работы В. Баранова, Т. Бобылева, Р. Данилова, Н. Патути-ной, В. Полукарова, Н. Романюты, Л. Столярчук, Н. Щиголевой, В. Янгировой. Полученные результаты позволили дать следующую характеристику социального воспитания.

Социальное воспитание - взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленных позитивных развития, ценностной ориентации и самосознания.

Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным и дизсоциальным воспитанием). Оно осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (кон-

кретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).

В воспитательных организациях воспитание реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи.

Организация социального опыта осуществляется через: организацию быта и жизнедеятельности организованных групп (коллективов); организацию взаимодействия, а также обучение ему; стимулирования самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы.

Индивидуальный социальный опыт - в широком смысле - единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.

Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь - это осознанная попытка помочь человеку приобрести знания, установки, умения, необходимые для удовлетворения его позитивных потребностей и интересов и удовлетворения потребностей и интересов других людей; в осознании и, в необходимых случаях, изменении человеком своих ценностей и установок; в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации; в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегий приспособления и обособления в социуме.

Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи зависят от возраста и пола воспиту-емых, а также, в определенной мере, от их этнической и социально-культурной принадлежности.

В различных видах и типах воспитательных организаций и конкретных организациях объем и соотношение организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи существенно различны. Различия зависят как от функций организаций, так и от ценностных устремлений, установок и имплицитных концепций воспитания, имеющихся у работающих в конкретной организации педагогов. Эти различия определяют содержание

10

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

и характер взаимодействия, которое реализуется в воспитательной организации.

Взаимодействие в процессе социального воспитания осуществляется в виде множества «цепочек»: воспитательная организация - составляющие ее формализованные группы (коллективы); коллектив - личность; коллектив - входящие в него микрогруппы -личность; педагог - коллектив; педагог - личность и др. Содержание взаимодействия представляет собой обмен между его субъектами информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеют индивидуально избирательный характер. В целом взаимодействие - диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют.

Социальное воспитание, осуществляемое в воспитательных организациях различных видов и типов, дает человеку опыт взаимодействия с людьми, создает условия для позитивно направляемых самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения, а в целом - для приобретения опыта приспособления и обособления в социуме.

Специальным направлением исследований было изучение истории возникновения, станов-

ления и развития, с одной стороны, социального воспитания, а с другой - специальной отрасли педагогики, исследующей социальное воспитание - социальной педагогики. Различные аспекты истории того и другого освещены в работах Е. Клепиковой, С. Минюковой, а также в фундаментальных докторских исследованиях Т. Просветовой и Т. Ромм.

Большое внимание уделялось и уделяется проблеме подготовки педагогических кадров, готовых и подготовленных реализовать разработанные на основании концепции школы Государственные стандарты курсов «Социальная педагогика» для различных специальностей. В той или иной мере эта проблема решалась в исследованиях Л. Архаровой, О. Киселевой, Н. Косовой, Л. Разуваевой, С. Разуваева, Г. Симоновой, Е. Сухаревой. Особое значение для решения проблемы подготовки кадров имеют фундаментальные докторские исследования Л. Ведерниковой, О. Киселевой, Т. Щелиной.

Перспективы развития научной школы «Социализация и воспитание» связаны: с углублением исследований аспектов и способов педагогического влияния на позитивную социализацию человека в воспитательных организациях различного типа; совершенствованием содержания подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в том числе, благодаря разработке магистерских программ и программ бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.