Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: НЕИЗВЕСТНЫЙ МИХАИЛ ГНЕСИН: СТАТЬИ ИЗ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПРЕССЫ 1910-Х ГОДОВ / СОСТ., ПОДГ. К ПУБЛИКАЦИИ, КОММЕНТ. С. В. АНИКИЕНКО И Г. Ю. ЭРЦЭНГЕЛЬ. КРАСНОДАР: КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ, 2020. 288 С.'

НАУЧНАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: НЕИЗВЕСТНЫЙ МИХАИЛ ГНЕСИН: СТАТЬИ ИЗ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПРЕССЫ 1910-Х ГОДОВ / СОСТ., ПОДГ. К ПУБЛИКАЦИИ, КОММЕНТ. С. В. АНИКИЕНКО И Г. Ю. ЭРЦЭНГЕЛЬ. КРАСНОДАР: КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ, 2020. 288 С. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: НЕИЗВЕСТНЫЙ МИХАИЛ ГНЕСИН: СТАТЬИ ИЗ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПРЕССЫ 1910-Х ГОДОВ / СОСТ., ПОДГ. К ПУБЛИКАЦИИ, КОММЕНТ. С. В. АНИКИЕНКО И Г. Ю. ЭРЦЭНГЕЛЬ. КРАСНОДАР: КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ, 2020. 288 С.»

rpamoTQ Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 8. С. 1538-1540 | 2021. Volume 14. Issue 8. P. 1538-1540

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

EN

Научная рецензия на книгу: Неизвестный Михаил Гнесин:

статьи из провинциальной прессы 1910-х годов /

сост., подг. к публикации, коммент. С. В. Аникиенко и Г. Ю. Эрцэнгель.

Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры,

2020. 288 с.

Волкова П. С.

Unknown Mikhail Gnesin: Articles from the Provincial Press of the 1910s / comp., prep. for publication, comm. by S. V. Anikienko, G. Yu. Ersengel'. Krasnodar: Krasnodar State Institute of Culture, 2020. 288 p.: Opinion Paper

Volkova P. S.

Книга, в центре которой находится имя Михаила Фабиановича Гнесина, освещает один из периодов жизни музыканта, связанный с его пребыванием на Юге России [5]. Однако заметки, статьи и очерки, раскрывающие деятельность этого подвижника культуры, чья личность отвечает масштабу личности возрожденческого типа, представляют интерес не только с точки зрения музыкальной историографии, музыкальной журналистики / критики, штрихов к творческому портрету ряда композиторов - современников и соотечественников представителя славной фамилии, верой и правдой служивших России на поприще музыкального искусства и оставивших свой след в мировом музыкальном наследии.

Думается, что работа С. В. Аникиенко и Г. Ю. Эрцэнгель далеко выходит за рамки таких частных научных направлений, как музыковедение, краеведение, регионоведение, музыкальная педагогика и история музыки, помогая не просто познакомиться, но и по-новому открыть для себя мысли и поступки незаурядного человека, сумевшего в отчаянное для нашей страны время сохранить способность к творчеству. Делая ставку на созидание в ситуации, когда вокруг происходило подчас бездумное разрушение основ всего того, что имело отношение к российской действительности, вопреки расхожей мысли, согласно которой «один в поле не воин», Михаил Фабианович сумел очень многое, пробуждая в своих единомышленниках потребность жить наполненной, осмысленной жизнью вопреки обстоятельствам, заражая их своим участием в культурном строительстве, разворачивающимся на ниве музыкального образования, просвещения, педагогики и исполнительства.

В данном контексте потрясает устойчивость и постоянство жизненных принципов нашего соотечественника, который независимо от места своего пребывания всегда остается верен себе, своим идеалам, будь то столичная жизнь или же размеренное существование в провинции. Именно этот ракурс исследования, предпринятого С. В. Аникиенко и Г. Ю. Эрцэнгель, и кажется нам наиболее важным в настоящее время, когда российская интеллигенция испытывает растерянность и чувство тотальной неопределенности. Незачем и ни к чему сетовать на обстоятельства! Как сказал Александр Кушнер, «Времена не выбирают, / В них живут и умирают...» [4]. Согласимся с классиком и, памятуя о неизбежности смерти, постараемся жить, преодолевая оцепенение и страх. Пока есть возможность «делать дело», каких бы сторон жизни это не касалось - образования, экономики, медицины, культуры, искусства, - будем максимально требовательны к себе хотя бы потому, что для кого-то из нас завтра может так никогда и не наступить.

Актуальность рецензируемой работы обусловлена непреходящей ценностью оригинального мировоззрения отечественного музыковеда, композитора, общественного деятеля, музыкального критика и педагога. Тем более что круг интересов М. Ф. Гнесина во время его пребывания в Ростове и Екатеринодаре предельно

Рецензия (opinion paper) | https://doi.org/10.30853/mns210282

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 8

1539

широк. Он живо откликается на все, что происходит вокруг него. Достаточно привести названия его публикаций из периодической печати, обратившись к которым узнаешь имена забытых ныне исполнителей («Концерт Эмиля Фрея», «Оленина-д'Альгейм», «Концерт скрипача Б. Симкина»), знакомишься с культурной стороной жизни обеих южных столиц, одна из которых - на Дону, другая - на Кубани («Музыкальный Ростов в 1915 г.», «Общество народных университетов в Ростове и музыкальное искусство», «"Музыкальная библиотека". Общество имени Н. А. Римского-Корсакова в Ростове-на-Дону», «Симфонический концерт учащихся музыкального училища ИРМО»), постигаешь суть музыкальной педагогики («А. К. Лядов в общении с учениками»), с удивлением обнаруживаешь, что более века назад проблема рекламы в искусстве, в том числе рекламы музыкальной, была не менее актуальна, чем сегодня («Реклама и ее роль в искусстве»). Для сравнения приведем название одной из работ проректора Ростовской государственной консерватории, доктора культурологии, профессора А. И. Крыловой, датированной 2011 годом: «Реклама художественных событий» [3].

Новизна предпринятого авторами исследования определяется самой его проблематикой, в центре которой - неизвестный Михаил Гнесин. Другими словами, предложенные в книге тексты - статьи, очерки, рецензии - впервые введены в научный оборот. В частности, обратившись к материалам, размещенным в рецензируемой работе, мы оказываемся в курсе дела не только репертуарной политики провинциальных театров, которая была актуальна в обозначенный С. В. Аникиенко и Г. Ю. Эрцэнгель временной отрезок, но и концертной деятельности в культурной жизни ростовчан и екатеринодарцев («Спектакли оперной труппы. "Евгений Онегин"», «Пиковая дама», «Спектакли Товарищества артистов русской оперы», «Общедоступный симфонический концерт ИРМО (К приезду сказительницы Кривополеновой)», «2-й общедоступный симфонический концерт ИРМО», «Вечер народной поэзии», «Клуб приказчиков. Первый симфонический концерт», «2-й симфонический концерт» и др.).

Помимо этого, в газетных статьях и заметках М. Ф. Гнесина слышатся отголоски как характерных для начала ХХ века философско-эстетических дискуссий, решаемых на фоне творчества поэтов Серебряного века («Мистерия человечества и история музыки. (Из воспоминаний об А. Н. Скрябине)», «Звук и астральное тело звука. (Памяти А. Н. Скрябина)»), так и вопросов национального характера, актуализируемых в пространстве музыки («Национальные пристрастия к музыке»), вплоть до столь актуального до недавнего времени вопроса, который был связан с пресловутой «пятой графой» («Антисемитизм и музыка»). Не менее любопытна и музыкально-историческая направленность работ М. Ф. Гнесина («Парадоксы музыкальной истории», «Музыка столицы», «Музыканты "петербуржцы" и "москвичи"»). Отдельного внимания заслуживает публикация на тему «"Гувернантство" в искусстве и художник», в которой М. Ф. Гнесин горячо отстаивает право художника на творческую свободу и самостоятельность, на уважение и вдумчивую критику.

Вместе с тем в полном соответствии с положением, согласно которому человек начинается с плача по умершему [2, с. 272], Михаил Фабианович не остается равнодушным к дням памяти своих коллег - предшественников и современников («Памяти Л. А. Саккети», «А. С. Аренский. (К десятилетию со дня смерти, истекшему 12 февраля 1916 г.)», «Модест Петрович Мусоргский (| 16 марта 1881 г.)», «Макс Регер и русская публика»). В обозначенных публикациях автор находит искренние, правдивые слова, далекие от расхожих истин и культурных штампов, потрясая глубиной проникновения и тонкостью понимания личности музыканта и его творческого служения.

В целом публикации М. Ф. Гнесина из провинциальной прессы 1910-х годов с очевидностью доказывают использование междисциплинарного подхода в освещении событий культурной жизни Юга России. Не случайно в своих работах Михаил Фабианович размышляет о балете, театре и новых течениях в сценической технике, о мелодекламации, называя этот вид художественного творчества музыкальным чтением, а также о живописи. (В скобках заметим, что с этой точки зрения весьма интересна статья С. В. Аникиенко «Инструментальный реквием М. Ф. Гнесина: рождение нового музыкального жанра», в которой искусствовед проводит параллель между реквиемом М. Ф. Гнесина и «Реквиемом» В. Борисова-Мусатова [1].) В данном контексте потрясает и масштаб мысли М. Ф. Гнесина - человека государственного ума, пекущегося о достойном будущем своего Отечества. Подтверждение тому - помещенная в Приложении 1 статья М. Ф. Гнесина «Народно-певческое дело в России».

Останавливаясь на работе по составлению, подготовке к публикации книги, а также написанию комментариев С. В. Аникиенко и Г. Ю. Эрцэнгель, нельзя не отметить высочайший профессионализм российских ученых, тщательность и филигранность в подаче материала, чувство формы и изящество стиля, за которыми угадывается подлинное уважение и преклонение перед именем одного из членов великой фамилии - Михаилом Фабиановичем Гнесиным. Свидетельство тому - не только предлагаемая вниманию заинтересованного читателя книга, но и приведенные в ней таблицы с указанием количества публикаций М. Ф. Гнесина в провинциальной периодической печати 1910-х годов и степени известности его музыкально-критических статей, увидевших свет в начале ХХ века. Не менее впечатляет и приложение, в котором авторы демонстрируют примеры некоторых деформаций текстов статей М. Ф. Гнесина, возникших при их перепечатке в 2010-е годы.

Думается, что книга «Неизвестный Михаил Гнесин: статьи из провинциальной прессы 1910-х годов» может быть адресована не только музыкантам, историкам, культурологам, изучающим вопросы музыкального искусства, но и всем тем, кому дорого невозвратное прошлое России, запечатленное сквозь призму мировидения лучших представителей интеллигенции ХХ века, одним из которых по праву считается Михаил Фабианович Гнесин.

1540

Рецензии

Источники | References

1. Аникиенко С. В. Инструментальный реквием М. Ф. Гнесина: рождение нового музыкального жанра // Aspec-tus. 2014. № 2. С. 56-64.

2. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова): учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002. 431 с.

3. Крылова А. И. Реклама художественных событий // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 2 (9). С. 81-86.

4. Кушнер А. Времена не выбирают [Электронный ресурс]. URL: https://rustih.ru/aleksandr-kushner-vremena-ne-vyЫrayut/(дата обращения: 01.08.2021).

5. Неизвестный Михаил Гнесин: статьи из провинциальной прессы 1910-х годов / сост., подг. к публикации, коммент. С. В. Аникиенко и Г. Ю. Эрцэнгель. Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2020. 288 с.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Волкова Полина Станиславовна1, д. иск., д. филос. н., проф. 1 Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С. М. Штеменко

Volkova Polina Stanislavovna1, Dr

1 Krasnodar Higher Military School named after Army General S. M. Shtemenko

1 polina7-7@yandex.ru Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 13.07.2021; опубликовано (published): 15.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.