Научная статья на тему 'Научная организация труда учащихся как отражение профессиональной компетентности педагога'

Научная организация труда учащихся как отражение профессиональной компетентности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1102
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) / НОТ УЧАЩИХСЯ / SCIENTIFIC ORGANIZATION OF LABOR (SOL) / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER / THE SOL OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анищенко Елена Валериевна

Публикация посвящена анализу пробл мы профессионально-педагогической компетентности учителя в области организации труда учащихся на научной основе. Охарактеризованы основные составляющие профессиональной компетентности педагога в контексте научной организации труда школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific Organization of Students' Labor as a Reelection of the Pedagogue's Professional Competence

The publication is devoted to the analysis of the problem of professional and pedagogical competence of teachers in the organization of work of students on a scientific basis. The main components of the professional competence of pedagogue in the context of scientific organization of schoolchildren's labor are characterized in the article.

Текст научной работы на тему «Научная организация труда учащихся как отражение профессиональной компетентности педагога»

научная организация труда учащихся как отражение

профессиональной компетентности педагога

Публикация посвящена анализу проблемы профессионально-педагогической компетентности учителя в области организации труда учащихся на научной основе. Охарактеризованы основные составляющие профессиональной компетентности педагога в контексте научной организации труда школьников. Необходимость повышения эффективности обучения, создания благоприятных условий для преподавательской и учебной деятельности актуализируют проблему профессиональной компетентности учителя в области научной организации труда (НОТ) учащихся и педагогов. Прежде всего речь идет о подготовке учителей к реализации педагогического процесса на основах личностно ориентированной педагогики, здоровьесбережения, природосообразно-сти, диалогического взаимодействия, тайм-менеджмента. Сформированность профессиональной компетентности учителя в области НОТ школьников способствует созданию благоприятных / комфортных условий для преподавательского и учебного труда, здоровьесберегающего пространства учебных заведений, а также обеспечению рационального использования дидактических, психофизиологических и других ресурсов субъектов педагогической деятельности.

Е.В. Анищенко

Ключевые слова:

Профессионально-педагогическая компетентность, профессиональная компетентность учителя, научная организация труда (НОТ), НОТ учащихся.

Несмотря на широкое „тематическое поле" научных исследований по проблеме профессионально-педагогической компетентности (ППК), анализ отечественных и зарубежных источников показал, что ППК учителя в области научной организации труда учащихся комплексно не изучается.

Акцентируем внимание на том, что в современных научно-педагогических трудах, посвященных проблеме компетентности учителя, рассматриваются схожие по значению дефиниции: «профессионально-педагогическая компетентность», «психолого-педагогическая компетентность», «педагогическая компетентность», «психологическая компетентность». Следовательно, на современном этапе развития педагогической науки и практики терминологическое поле педагогической (профессионально-педагогической, психолого-педагогической) компетентности и ее отдельных видов не получило однозначной трактовки.

Л. Митина, Г. Митин, О. Анисимова педагогическую (психолого-педагогическую) компетентность толкуют как «гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самоусовершенствования, самореализации» [1]. Основываясь на вышеназванном, ученые выделяют три подструктуры педагогической (психолого-педагогической) компетентности: деятельностную (знания, умения, навыки и индивидуальные способы самостоятельного и ответственного осуществления педагогической деятельности), коммуникативную (знания, умения, навыки и способы реализации педагогического общения), личностную (потребность в саморазвитии, а также знания, умения, навыки, принципы развития личности ребенка).

нам импонирует мнение М. Лукьяновой о том, что психолого-педагогическая компетентность учителя представляет собой согласованность (соравенство) между знаниями, практическими умениями и реальным поведением педагога в его деятельности. Эта интегратив-ная характеристика уровня профессиональной подготовки учителя базируется на фундаментальных психолого-педагогических знаниях и сформированных коммуникативных умениях и проявляется в единстве с личностными качествами [2]. В то же время Н. Кузьмина профессионально-педагогическую компетентность рассматривает как сово-

купность умений педагога, направленных на научное и практическое знание с целью лучшего решения педагогических задач.

По нашему мнению, в структуре профессионально-педагогической компетентности вполне логичным является выделение определенных составляющих. В частности, Н. Кузьмина [3] предложила такую структуру ППК: специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины; дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся; социально-психологическая компетентность в области процессов общения; методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся; аутопсихологическая компетентность относительно признания личных позитивных и негативных характеристик, а также собственной деятельности. И. Васильевым [4] обоснована целесообразность выделения прогностической, професси-ографической, специально-предметной, дидактической, методической, аутопсихологической, регламентно-нормативной, биографической, психофизиологической, диагностической, управленческой, коммуникативной, акмеологической компетентностей как элементов структуры ППК.

Компетентность учителя в области здоровья является отдельным видом педагогической компетентности (по Л. Митиной, г. Митину, О. Анисимовой). Коллектив авторов [5] понятие здоровьесберегаю-щей компетентности трактует как свойства личности, направленные на сохранение собственного физического, социального, психического и духовного здоровья, а также здоровья окружающих. В контексте подготовки педагога к решению задач здоровьесберегающей педагогики М. Смирнов выделил валеологическую и психологическую компетентности педагога [6]. Л. Архипова обосновала необходимость формирования эколого-валеологической готовности педагога к профессиональной деятельности и убедительно доказала, что эколого-валеологическая составляющая профессионально-педагогического образования становится фактором формирования ценностных установок, которые обеспечивают устранение здоровьезатратности и утверждение здоровьесберегающего образования, сохранения и укрепления здоровья его субъектов [7].

По нашему мнению, изложенное выше актуализирует необходимость выделения эколого-валеологической составляющей профессионально-педагогической компетентности учителя в контексте его

готовности к организации труда учащихся на научной основе. Эколого-валеологическая составляющая предусматривает соблюдение принципа природосообразности в учебно-воспитательном процессе, глубокое знание и способность проектировать, применять на практике здоро-вьесберегающие педагогические технологии, способность учителя использовать оздоровительный потенциал окружающей среды.

Так как категория НОТ является комплексной, междисциплинарной, то и компетентность педагога в области организации труда учащихся на научной основе предусматривает наличие у него не только основательных знаний (по разным областям педагогики, психологии, медицины, экологии, математики, права, а также по психофизиологии, тайм-менеджменту, эргономике и др.), а еще и сформированность широкого спектра умений, навыков, наличие определенных способностей. Особо важное значение имеет наличие у педагога знаний о сущности, логике педагогического процесса, закономерностях развития учащихся, о математической обработке результатов психолого-педагогических измерений и др.

В контексте нашего исследования практическое и теоретическое значение имеет педагогическое наследие С. Гессена. Ученый отмечал, что на факультетах, которые дополнительно осуществляют подготовку педагогов, должны функционировать такие кафедры и кафедральные подразделения: педагогической физиологии, физического воспитания и школьной гигиены; педагогической психологии, психопатологии ребенка и специальной педагогики; педагогической социологии и социальной педагогики (забота о ребенке) и др. С. Гессен также обращал внимание на важность изучения частных разделов педагогики, среди которых - образование взрослых, организация режима профессиональной школы, организация обучения и досуга в сельской школе, технические средства учебы и др. [8].

Используя известные в педагогической теории составляющие ППК (виды профессионально-педагогической компетентности), выделим те из них, которые являются важными в контексте проблематики нашего исследования, и определим их сущность на примере соответствующих умений и навыков педагога, необходимых для организации труда учащихся на научной основе (см. табл. 1).

Таблица 1.

Составляющие ППК педагога в области научной организации труда учащихся

№ п/п Составляющие ППК Умения и навыки педагога в контексте НОТ учащихся

1. Психологическая. Создавать эмоциональный комфорт; распределять внимание; разрабатывать педагогические технологии, учебно-методическое обеспечение с учетом индивидуально-типологических, возрастных особенностей учащихся, психологических закономерностей их развития; мастерство психодиагностики; стрессоустойчивость.

2. Психофизиологическая. Определять рациональность и эффективность трудовых приемов; при условии наличия эргономичного мышления выстраивать учебно-воспитательный процесс на основе физиолого-гигиенических рекомендаций.

3. Дидактическая. Четко и корректно излагать учебный материал с применением ТСО, применять на практике продуктивные организационные формы обучения (индивидуальные и групповые), контроля и процедуры оценивания знаний школьников; разнообразить способы деятельности; стимулировать познавательные интересы, создавать ситуацию успеха в обучении; осуществлять педагогическую диагностику, педагогическое проектирование.

4. Регламентно-нормативная. Внедрять мероприятия по НОТ субъектов педагогической деятельности на основе соответствующих нормативно-правовых документов, научно обоснованных рекомендаций, положений.

5. Организационно-управленческая. Организовывать гигиено- и дидактико-рациональные учебные занятия с чередованием разных видов деятельности, целесообразные формы двигательной активности; обеспечивать оптимальное соотношение умственной и физической активности; навыки самоменджмента, планирования учебно-воспитательного процесса.

6. Эколого-валеологическая. Осуществлять педагогический процесс на основе природосообразности, ресурсо- и здоровьесбережения; наличие навыков по фитодизайну и составлению фитомодулей, умения создавать комфортные условия для преподавательского и учебного труда.

7. Информационно-технологическая. Осуществлять библиографическую деятельность с применением современных информационных технологий (производительное использование электронных и традиционных каталогов литературы, компьютера и способность научить воспитанников вышеназванному), овладение всеми видами чтения, в т.ч. и скорочтением.

8. Коммуникативная. Осуществлять диалогическое, бесконфликтное общение; отбор содержания, ритма, способа, характера общения в соответствии с индивидуальными особенностями школьников.

9. Гендерная. Применять методы и формы педагогического взаимодействия, которые основываются на толерантном, уважительном отношении к лицам разного пола и способствуют преодолению негативных гендерных стереотипов.

Овладение знаниями по разным аспектам НОТ, а также формирование охарактеризованных выше умений и навыков должно происходить в ходе изучения будущими педагогами специально ориентированных курсов, отдельных математических дисциплин, а также междисциплинарных спецкурсов. На наш взгляд, для студентов педагогических специальностей целесообразными для изучения были бы такие спецкурсы: «Педагогика и психология учебного труда», «Скорочтение», «Тайм-менеджмент и педагогический процесс», «Психогигиена учебных занятий», «Правила мнемоники», «Фитодизайн учебных помещений» и др.

В контексте НОТ важное значение приобретает педагогическое мастерство учителя как комплекс свойств личности педагога, который обеспечивает высокий уровень самоорганизации его профессиональной деятельности и проявляется в оптимальном, педагогически

целесообразном выборе и использовании методов, средств, приемов педагогического взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. Также следует акцентировать внимание на необходимости формирования у педагогов креативных качеств, которые в частности позволяют заинтересовать школьников познавательной деятельностью, а также избежать монотонности труда, однообразия в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, ППК учителя в области организации труда учащихся на научной основе представляет собой комплексную характеристику, которую целесообразно рассматривать в сочетании психофизиологической, психологической, дидактической, регламентно-нормативной, организационно-управленческой, эколого-валеологической, информационно-технологической, гендерной составляющих. Каждый из перечисленных элементов предусматривает наличие (в разном сочетании) знаний в области менеджмента, психолого-педагогических, медико-биологических, технических и других наук. Фундамент профессионально-педагогической компетентности учителя в области НОТ школьников должны составлять убеждения педагога, его мотивированность к реализации учебно-воспитательного процесса на научно спроектированной дидактической основе, принципах диалогичного взаимодействия, оптимизации, природосообразности, индивидуализации учебно-воспитательного процесса, здоровье- и ресурсосохранения и др.

Сформированность в пределах структурных компонентов ППК вышеупомянутых знаний, умений, навыков и способность педагога применять их на практике обеспечивают результативность учебной деятельности школьников с помощью:

• использования педагогами и учащимися рациональных приемов работы, что способствует экономии времени (скорочтение, планирование деятельности, производительность в поиске и обработке информации и т. п.);

• конструирования и реализации Гендерно ориентированных, здо-ровьесберегающих педагогических технологий (создание благоприятных условий для труда, эстетизация пространства учебного заведения и т. п.; учет возрастных и индивидуальных особенностей юношей и девушек; научно обоснованное чередование труда и отдыха; адекватность в выборе поощрений и наказаний, оптимальный подбор методов и форм учебно-воспитательной работы; контроль достижений, общение на демократической основе и т. п.).

— Литература —

1. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. пособие / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова; Под общ. ред. Л.М. Митиной. - М.: ИЦ «Академия», 2005. - С. 66-67.

2. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М.И. Лукьянова // Педагогика. - 2001. - №10. - С. 57-58.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Нина Васильевна Кузьмина. - М.: Высшая шк., 1990. - С. 90-107.

4. Васильев 1.Б. Теоретико-методолопчш аспекти формування змюгу курсу „Проф. педагогжа": системний пщхщ / 1ван Борисович Васильев // Професшна освгга: теорiя i практика. - X.: ХОНМЦ, 2000. -№1-2 (11-12). - С. 72.

5. Компетентшсний пщхщ у сучаснш освт: свгговий досвщ та укра-Тнськ перспективи: Бiблiотека освггньоТ полггики / Бiбiк Н.М., Ващенко Л.С., Локшина О.1. та ш.; Шд заг. ред. О.В. Овчарук. - К.: К.1.С., 2004. - С. 87.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Никита Константинович Смирнов.

- 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2006. - С. 221-223.

7. Архипова Л.П. Формирование эколого-валеологической готовности учителей в системе внутришкольного непрерывного повышения квалификации: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Любовь Петровна Архипова; Челяб. гос. пед. ин-т. - Челябинск, 2007. - С. 6.

8. Гессен С.И. Педагогические сочинения / Сергей Иосифович Гессен; Сост. Е.Г. Осовский и др. - Саранск: Тип. „Красный Октябрь", 2001. - С. 90.

9. Анщенко О.В. Проблема науковоТ оргашзацп пращ в югорп роз-витку педагопчноТ науки i практики в УкраТш (кшець XIX - XX столп1-тя): Монографiя / Олена Валерпвна Анщенко; наук. ред. Н.Г. Ничкало.

- Шжин: ПП Лисенко М.М., 2008. - С. 269-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.