Научная статья на тему 'Научная миссия РГГУ: приоритеты и практики гуманитарного знания'

Научная миссия РГГУ: приоритеты и практики гуманитарного знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ УЧЕНЫХ-ГУМАНИТАРИЕВ / МОДЕЛЬ НАУЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ / НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА / SCIENTIFIC ACTIVITIES / SCHOLARS'' COMPETENCES / MODEL OF SCIENTIFIC EFFICIENCY OF A HUMANITARIAN / SCIENTOMETRIC INDICES / EDUCATIONAL AND CIVIL MISSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленко Ольга Вячеславовна

Стратегическое развитие РГГУ ориентировано на потребности и запросы российского общества и государства, а также на междисциплинарные инновационные подходы, которые набирают силу в мировом гуманитарном знании. Иными словами, научная миссия РГГУ реализуется на нескольких уровнях: 1) межуниверситетском; 2) в системе гражданских и общественных ориентиров; 3) в гуманитарных контекстах российской и мировой науки. Представлена модель научной эффективности РГГУ, включающая три блока задач: 1) институциональный, нацеленный на создание эффективной научной структуры и внедрение квалификационного профиля научного сотрудника, а также на создание условий для научных исследований профессорско-преподавательского состава; 2) междисциплинарные научные проекты и международные исследования; 3) просветительская миссия РГГУ по сохранению интеллектуальных традиций и исторической памяти, укреплению ценностных ориентиров России и достижений отечественной культуры и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павленко Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC MISSION OF THE RUSSIAN STATE UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES

The article considers the RSUH experience in its scientific activities. The strategic development of the University is aimed at satisfying the needs and demands of the Russian society and Russian state, along with providing the interdisciplinary innovative approaches which are gaining their strength in the world humanitarian knowledge. In other words, the RSUH mission is being realized at such levels as: 1) intercollegiate; 2) in the system of civil and public landmarks; 3) within the humanitarian contexts of Russian and world science. The author presents the model of the RSUH scientific efficiency which includes three groups of tasks. The first one is that of institutional tasks aimed at building an effective scientific structure and installing a qualified profile of a research scientist, along with providing suitable conditions for the faculty to make their scientific research. The second one deals with the interdisciplinary projects and international research. The third extends the RSUH educational mission ofpreserving intellectual traditions and historical memory, as well as reinforcing the value landmarks of Russia and the achievements of its culture and science.

Текст научной работы на тему «Научная миссия РГГУ: приоритеты и практики гуманитарного знания»

НАУЧНАЯ МИССИЯ РГГУ: ПРИОРИТЕТЫ И ПРАКТИКИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

ПАВЛЕНКО Ольга Вячеславовна - канд. истор. наук, доцент, проректор по научной работе. E-mail: olgapavlenko@mail.ru

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия Адрес: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6

АннотацияСтратегическое развитие РГГУ ориентировано на потребности и запросы российского общества и государства, а также на междисциплинарные инновационные подходы, которые набирают силу в мировом гуманитарном знании. Иными словами, научная миссия РГГУ реализуется на нескольких уровнях: 1) межуниверситетском; 2) в системе гражданских и общественных ориентиров; 3) в гуманитарных контекстах российской и мировой науки. Представлена модель научной эффективности РГГУ, включающая три блока задач: 1) институциональный, нацеленный на создание эффективной научной структуры и внедрение квалификационного профиля научного сотрудника, а также на создание условий для научных исследований профессорско-преподавательского состава; 2) междисциплинарные научные проекты и международные исследования; 3) просветительская миссия РГГУ по сохранению интеллектуальных традиций и исторической памяти, укреплению ценностных ориентиров России и достижений отечественной культуры и науки.

Ключевые слова: научная деятельность, компетенции ученых-гуманитариев, модель научной эффективности университета гуманитарного профиля, наукометрические показатели, просветительская и гражданская миссия университета

Для цитирования: Павленко О.В. Научная миссия РГГУ: приоритеты и практики гуманитарного знания // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 133-140.

За 25 лет успешного функционирования в РГГУ накоплен уникальный научный потенциал, который реализуется в гуманитарных, социальных и информационных исследованиях. Полностью оправдала себя модель развития университета как «открытого образовательного пространства» на основе междисциплинарности, трансдис-циплинарности и взаимодополняемости.

Интеллектуальный опыт РГГУ был неоднократно копирован и использован другими крупными университетами. Именно в нашем университете были созданы и активно развиваются уникальные образовательные программы, сочетающие исторические, культурологические, социально-антропологические, филологические и социологические подходы. Общепризнан вклад РГГУ в развитие истории, филологии, экспертной аналитики международных отноше-

ний, постсоветских исследований, востоковедения, социальных и политических коммуникаций, искусственного интеллекта и робототехники.

Стратегическое развитие РГГУ ориентировано на потребности и запросы российского общества и государства, а также на междисциплинарные инновационные подходы, которые набирают силу в мировом гуманитарном знании. Иными словами, научная миссия РГГУ реализуется на нескольких уровнях:

• межуниверситетском;

• в системе гражданских и общественных ориентиров;

• в гуманитарных контекстах российской и мировой науки.

В настоящее время в гуманитарных науках поднимается волна жарких споров относительно потенциала познания в сфере разрешения междисциплинарных конфликтов. Как обеспечить наиболее продуктивное продвижение в получении новых знаний о людях, обществах и культурах? Гуманитарная наука призвана расширять доступность новых знаний обществу, способствовать развитию социальных взаимоотношений, транслировать свои достижения в технологические сферы, являясь источником инноваций. Только такой подход может стать основой повышения конкурентоспособности отечественного образования и науки. В связи с этим можно выделить несколько уровней компетенций ученых-гуманитариев:

• специальные (исследовательские компетенции), позволяющие разрабатывать и осуществлять исследования на конкурентоспособном уровне;

• метакомпетенции, способствующие интеграции ученых в инновационный процесс, их продвижению от «чистой» науки к технологическому творчеству, участию в создании интеллектуальных продуктов, востребованных различными группами общества. Для этого необходимо создавать в университете условия для самоиден-

тификации учёного, его включённости в жизненные циклы знаний, необходимые для творческой реализации;

• академические мобильные компетенции, которые позволяют расширять область междисциплинарных исследований, формировать научные проекты, включаться в широкий спектр отечественных и международных научно-исследовательских программ;

• гражданские компетенции учёного-гуманитария, способствующие его вовлечённости в общественные процессы, направленные на укрепление национального и гражданского согласия, социальной ответственности и активности. Отечественные гуманитарии способны обеспечить устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие гуманитарных направлений в науке на долгосрочный период. Не менее важной задачей остается расширение интеллектуального влияния российской гуманитарис-тики в мировом научном и общественном пространстве.

Модель научной эффективности

В современных условиях резко возрастает конкуренция между структурами гуманитарного профиля. Каждый крупный университет, который сегодня находится на лидерских позициях, стремится к осмыслению и позиционированию своих ресурсов и интеллектуального потенциала. Этот процесс имеет два условия: во-первых, важно понять тот набор конкурентных преимуществ, который является наиболее востребованным в контексте основных трендов гуманитарной науки и образования; во-вторых, нужно чётко понимать достоинства, ограничения и возможности собственной научной среды.

В соответствии с утверждённой в декабре 2016 г. Программой стратегического развития РГГУ одной из первоочередных целей вуза является формирование эффективной инфраструктуры научной деятельности. Приоритетной предметной областью

исследований университетских учёных признано изучение России как уникальной политической и культурно-цивилизацион-ной общности в контексте глобальных и региональных трансформаций и её места в мировом историческом и культурном процессе. Гуманитарные и социальные науки в РГГУ исследуют пути преобразования общественных отношений наоснове социального партнёрства с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями гражданского общества, а также с научными структурами, прежде всего - с Российской академией наук. Университет позиционирует себя как центр по гуманитарной экспертизе социально значимых проектов (оценка полноты и достоверности, экологических, гуманитарных, социальных, экономических, информационных, репутационных и имиджевых рисков).

Ежегодно в РГГУ реализуются программы дополнительного образования по повышению квалификации федеральных государственных служащих. С 2014 г. дополнительное обучение в РГГУ проходят сотрудники аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (программы повышения квалификации «Современная внешняя политика Российской Федерации и стратегии международного парламентского сотрудничества», «Современная внутренняя и внешняя политика Российской Федерации», «Доку-ментационное обеспечение законодательной деятельности », «Современная протокольная практика», «Государственнаяэко-номическая и бюджетная политика Российской Федерации »). В 2016 г. были запущены программы повышения квалификации по темам «Отдельные вопросы, связанные с интеграцией Российской Федерации в международные экономические отношения» и «Деловой русский язык», которые прошли госслужащие федеральных министерств в рамках программы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Укрепление интеллектуального бренда

РГГУ как одного из лидирующих научных центров в области гуманитарных исследований невозможно без тесного взаимодействия с научными фондами. В университете действует система мониторинга, своевременного и качественного формирования заявок с последующим организационным сопровождением. В 2015/2016 уч. г. в РГГУ было выполнено 58 исследований, поддержанных грантами РГНФ, РФФИ, Президента РФ, РНФ, а также в рамках государственного задания. В качестве значимых примеров можно привести такие крупные проекты, как «Мониторинг межнациональных отношений и религиозной ситуации, обобщение материалов мониторинга и подготовка общих рекомендаций; анализ проблем этнокультурного и исторического образования; анализ языковой политики »(научный руководитель - академик РАН В.А. Тишков), «Центры власти в шиизме: причины, факторы и последствия ослабления института религиозного наставничества» (научный руководитель - доцент Н.А. Филин).

В 2016 г. сотрудниками и преподавателями РГГУ было подготовлено к изданию 107 монографий, 181 учебник и учебное пособие, 1840 статей, 555 публикаций в сборниках материалов конференций. За рубежом опубликовано 12 монографий, 242 статьи, 45 докладов в сборниках материалов конференций.

За 2016 г.университет организовал 257 научных мероприятий (без учета постоянно действующих семинаров), из них 82 -международных. Наиболее значимые: «Гуманитарные чтения», «Барановские чтения», «Белые чтения», «Всероссийские краеведческие чтения», «Гаспаровские чтения», «Даниловские чтения», «Зверевские чтения », «Демонология как семиотическая система», конференция по проблемам ин-теллигентоведения, «История и культура Японии», «Кнорозовские Чтения: Древние цивилизации Нового и Старого Света», «Крымские чтения», «Ландшафтная куль-

тура мира», «Лотмановские чтения», «Ме-летинские чтения », Международная историческая модель ООН РГГУ, «Муромцев-ские чтения», «Научные чтения памяти Г.А. Ткаченко», «Наша социология», «Платоновская конференция», «Проблемы регионального и муниципального управления», «Проблемы управления безопасностью сложных систем», «Сапгировские чтения», «Скворцовские чтения», «Старостинские чтения», «Феномен заглавия», «Чаяновские чтения », «Чтения памяти Л.С. Выготского», а также конференции, организованные Высшей школой источниковедения, вспомогательных и специальных исторических дисциплин ИАИ РГГУ.

Перечень этих мероприятий свидетельствует о широком спектре гуманитарной проблематики, разрабатываемой учеными РГГУ. В структуре научных приоритетов - методология научного познания, темы по философии и социологии образования, комплексные исследования современности, экономического, политического и социального развития ведущих стран и регионов мира, глобальные проблемы современности и международных отношений. Таким образом, научная среда РГГУ охватывает разные направления гуманитарис-тики - от фундаментальных эпистемологических основ до конкретных прикладных разработок, имеющих большое практическое значение. По ряду научных направлений (феноменологическая философия, теоретическая и прикладная лингвистика, сравнительное историческое языкознание, сравнительная культурология, источниковедение и историография отечественной истории, документоведение, архивоведение и др.) учёные РГГУ занимают приоритетные позиции в отечественной науке.

В то же время руководство университета осознает необходимость каталогизации существующих интеллектуальных ресурсов с помощью «карты знаний» и классификации набора и уровня знаний по следу-

ющим категориям: знания базовые, продвинутые и новаторские.

В университете осуществляется тесная интеграция обучения и исследований на всех этапах образовательного процесса. Уникальность образовательных программ состоит в синтезе базовых знаний (на дисциплинарном уровне) с новыми формами, разработанными на основе междисциплинарных методологий. Это обеспечивает привлекательность РГГУ для абитуриентов. За последние годы наблюдается постоянное увеличение доли обучающихся по программам магистратуры и рост программ послевузовской подготовки (аспирантуры и докторантуры).

В РГГУ действуют 57 широко известных в стране и за рубежом научно-педагогических школ и коллективов: в области филологии и языкознания (В.А. Дыбо, С.А. и Г.С. Старостины), исторической поэтики (основатель - Е.М. Мелетинский), феноменологических исследований (В.И. Молчанов), интеллектуальных систем в гуманитарной сфере (В.К. Финн, Д.Г. Лахути), истории России, включая постсоветские исследования, конструктивизм в международных отношениях.

Подготовка кадров высшей квалификации ведется по 53 образовательным программам в аспирантуре и по пяти специальностям в докторантуре. Защищено свыше 1000 докторских и кандидатских диссертаций. Разрабатывается ряд новых подходов и направлений: в университете поддерживаются и развиваются уникальные исследования в области египтологии, мезо-американистики, библеистики и иудаики, востоковедения, робототехники, информационной безопасности.

В РГГУ впервые подготовлены и опубликованы учебные пособия по архивоведению, документоведению, делопроизводству, источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам, истории государственных учреждений России, истории современной России, истории управ-

ления, авторские курсы по теории и истории литературы (русской и зарубежной), истории письменности и др.

Разработаны различные формы интеграции академической науки и высшего образования, создана и развивается университетская образовательная среда, частью которой является Издательский центр университета, информационно-образовательный центр «Гуманитарная книга», информационный комплекс «Научная библиотека РГГУ». В составе последней - ме-диатека с доступом к базам данных. С открытием в РГГУ совместно с ГМИИ им. А.С. Пушкина музея им. И.В. Цветаева в университете появилась культурно-образовательная инфраструктура, воплощаются в жизнь идеи развития образования средствами науки и искусства.

Созданы научные институции, интегрирующие в своем составе ведущих представителей различных сфер гуманитарного знания (Институт высших гуманитарных исследований, Русская антропологическая школа, Отделение интеллектуальных систем в гуманитарной сфере, Институт восточных культур и античности). Развивается программа междисциплинарных научных

исследований в области когнитивистики, включающая в себя создание и работу Центра когнитивных наук и технологий, Совета по когнитивным наукам и технологиям; проведение международных конгрессов по когнитивистике с участием лингвистов, психологов, философов, специалистов по искусственному интеллекту.

На базе РГГУ издается ряд рецензируемых научных журналов, входящих в перечень ВАК, индексируемых в РИНЦ и международных базах цитирования (семь серий «Вестника РГГУ; три журнала, индексируемых в Web of Science («Новый исторический вестник», «Новый филологический вестник», «Вестник архивиста»). Издаются продолжающиеся серии: Труды Историко-архивного института, Труды Института восточных культур и античности, Труды Русской антропологической школы и др.

Эксклюзивный доступ к ценностным ресурсам является одним из способов достижения конкурентных преимуществ университета в целом. Важно сохранять и развивать в университете уникальные идеи и новые знания, а также построить экспертную систему, позволяющую документировать, кодифицировать и структурировать

потенциал знаний РГГУ. Масштаб, качество и динамика реализации научной миссии университета будут напрямую зависеть от того, насколько в РГГУ будет создан чёткий и эффективный механизм финансового планирования и бюджетирования. Иначе даже при поступлении внешних средств РГГУ не сможет реализовать поставленные цели и выйти на качественно новый уровень научного развития. Задачи на краткосрочную перспективу можно разделить на несколько блоков.

I блок. Институциональные задачи, нацеленные на создание эффективной научной инфраструктуры. Первоочередной задачей является разработка и внедрение показателей эффективности научной деятельности. Для этого необходим перевод научных сотрудников (49 ставок) на эффективный контракт в соответствии с «дорожной картой » Министерства образования и науки РФ, а также формирование чётких и прозрачных критериев планирования и отчетности.

Перед университетом стоит важная задача создания сбалансированной системы ставок научных сотрудников в учебно-научных институтах, международных научно-образовательных центрах и в учебных структурах. Не менее серьёзный вызов для научной среды - это наукометрические показатели в гуманитарных науках и их применение в межуниверситетских рейтингах и оплате труда научных сотрудников. В РГГУ разработана гибкая вариативная система учета показателей научной эффективности, в которую включены: различные типы научных публикаций, включая рецензирование; публикации памятников и документов; доклады/ статьи на международных, всероссийских, региональных научных конференциях; экспертиза научной деятельности; электронные (цифровые формы) базы данных.

В итоге был утвержден квалификационный профиль научного сотрудника, который включает следующие позиции:

• научный статус (степень, звание, членство в РАН);

• научный стаж (с момента первой научной публикации; с начала работы в научных / научно-образовательных структурах);

• количество публикаций (общее / за последние пять лет), в том числе монографий, учебников / учебных пособий;

• количество публикаций за рубежом / на иностранных языках (в том числе монографий);

• количество публикаций в индексируемых базах данных (общее / за последние пять лет);

• участие в российских и международных научных форумах в качестве докладчика / организатора (за последние пять лет);

• индекс Хирша (РИНЦ) на момент заполнения / обновления профиля;

• участие в качестве руководителя / исполнителя в российских и международ-ныхпроектах, финансируемыхпо принципу грантов;

• результат интеллектуальной деятельности (регистрация патента на изобретение, полезную модель, товарный знак, ноу-хау, программы для ЭВМ, базы данных);

• участие в образовательном процессе (преподавание, подготовка учебников / учебных пособий, руководство работами магистрантов и аспирантов, консультирование докторантов);

• количество успешно защитивших докторские / кандидатские диссертации, подготовленные под руководством данного учёного;

• научно-популяризаторская деятельность (количество публичных лекций, выступлений в СМИ);

• членство в российских и международных научных обществах и академиях;

• членство в советах по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора / кандидата наук;

• членство в научных советах, редак-

ционных советах / коллегиях научных изданий;

• награды и премии российских и международныхнаучных сообществ (в т.ч. дипломы и медали лауреата международных, всероссийских, региональных научных конкурсов).

Безусловно, разработанная методика далека от совершенства. Но гибкая система, включающая количественные и качественные показатели, позволяетболее адекватно учитывать результаты научного труда.

II блок. Научная деятельность и международные исследования. Университет сотрудничает с 200 вузами Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии, 25 из которых входят в число 100 ведущих университетов мира по Шанхайскому рейтингу, рейтингу The Times Higher Education и QS-рейтингу. В 2014 г. РГГУ вошёл в число 200 ведущих вузов QS-рейтинга стран БРИКС, в 2016 г. - в Т0П-200 лучших вузов стран Европы и Азии с переходной экономикой.

Успешно реализуются европейские инновационные проекты с зарубежными партнёрами: четыре проекта программы Эраз-мус Мундус (Трипл Ай, Аврора, Аврора-2), 15 проектов краткосрочной международной мобильности «Эразмус+ », два модуля программы Жана Моне, проекты TEMPUS («Новая магистерская программа по компьютерному дизайну», «Независимая модель обеспечения качества образовательных программ» и др.), научный проект по социологии религии («7-я рамочная программа научных исследований ») и Международная магистратура CREAN в области защиты прав детей. В университете реализуются 12 магистерских программ двойных дипломов совместно с восемью ведущими зарубежными учебными заведениями.

В сотрудничестве с университетами Германии, Франции, Италии, Венгрии и других стран разрабатываются программы ма-

гистерской подготовки. В ходе реализации вместе с университетом Милана (Италия) проекта TEMPUS, а также с университетом Деусто (Испания) и 10 российскими университетами проекта TUNING по направлениям «Перевод и переводоведение» и «Туризм» в учебный процесс внедряется европейская система кредитов. В рамках дальнейших программ сотрудничества (таких, как «Эразмус+», «Повышение потенциала высшего образования »), в которых участвует всё большее число европейских вузов, разрабатываются модели построения основных образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки на основе компетентностного подхода для реализации принципов Болонского процесса в России.

В сотрудничестве с международным исследовательским сообществом реализованы проекты, связанные с привлечением к развитию фундаментальных научных исследований в России учёных с мировым именем, работающих в последнее время за рубежом (Вяч. Вс. Иванов, Р.Д. Тименчик).

На краткосрочную перспективу запланировано активное развитие электронных публикаций преподавателей и студентов РГГУ; создание портала научных исследований РГГУ на русском и английском языках; продвижение научных публикаций сотрудников РГГУ в электронных научных системах в России и за рубежом; введение модульных программ по актуальным гуманитарным темам; включение коллектива РГГУ в наукометрические проекты с разработкой программ по преодолению «стратегических рисков », связанных с чрезмерным увлечением наукометрией в гуманитарных науках.

III блок. Просветительская миссия

РГГУ. Связана с сохранением интеллектуальных традиций и исторической памяти, укреплением ценностных ориентиров России и достижений отечественной культуры и науки.

В университете проводятся междисциплинарные исследования и мониторинг различных групп современной молодёжной среды. Важнейшей задачей в этом направлении является закрепление основ гражданской культуры и формирование социальной ответственности у молодёжи. Разные структурные подразделения вуза осуществляют проекты по формированию в учебном процессе этих качеств, используя при этом различные музейные экспозиции, мастер-классы, публичные лекции и др.

Опираясь на традиции отечественного университетского образования и международный опыт, РГГУ развивается как ресурсный центр федерального масштаба, способный координировать усилия образовательных учреждений, научно-исследовательских институтов, государственных структур и общественных организаций в деле реализации научныхи социально значимых гуманитарных проектов и программ.

Статья поступила в редакцию 16.01.17.

SCIENTIFIC MISSION OF THE RUSSIAN STATE UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES

PAVLENKO Olga V. - Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., Vice-rector for scientific affairs, Head of the Department of Area Studies and Foreign Policy, Division of International Relations and Area Studies, Institute for History and Archives. E-mail: olgapavlenko@mail.ru Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia Address: 6, Miusskaya sq., Moscow, GSP-3, 125993, Russian Federation

Abstract. The article considers the RSUH experience in its scientific activities. The strategic development of the University is aimed at satisfying the needs and demands of the Russian society and Russian state, along with providing the interdisciplinary innovative approaches which are gaining their strength in the world humanitarian knowledge. In other words, the RSUH mission is being realized at such levels as: 1) intercollegiate; 2) in the system of civil and public landmarks; 3) within the humanitarian contexts of Russian and world science. The author presents the model of the RSUH scientific efficiency which includes three groups of tasks. The first one is that of institutional tasks aimed at building an effective scientific structure and installing a qualified profile of a research scientist, along with providing suitable conditions for the faculty to make their scientific research. The second, one deals with the interdisciplinary projects and international research. The third, extends the RSUH educational mission of preserving intellectual traditions and historical memory, as well as reinforcing the value landmarks of Russia and the achievements of its culture and science.

Keywords: scientific activities, scholars' competences; model of scientific efficiency of a humanitarian; scientometric indices; educational and civil mission

Cite as: Pavlenko, O.V. (2017). [Scientific Mission of the Russian State University for the Humanities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2 (209), pp. 133-140. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 16.01.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.