Научная статья на тему 'Научная и общественно-политическая деятельность профессора Харьковского университета А. С. Вязигина (1867-1919): к 150-летию со дня его рождения'

Научная и общественно-политическая деятельность профессора Харьковского университета А. С. Вязигина (1867-1919): к 150-летию со дня его рождения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.С. ВЯЗИГИН / ПАПСТВО / ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ / ГРИГОРИЙ VII / СРЕДНИЕ ВЕКА / ХАРЬКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / A. S. VYAZIGIN / PAPACY / CHURCH HISTORY / GREGORIUS VII / MIDDLE AGES / KHARKOV UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лиман С. И.

В статье рассматривается научная, педагогическая и общественно-политическая деятельность ведущего медиевиста Харьковского университета конца XIX начала ХХ вв. А.С. Вязигина. Подчёркивается, что в егонаучном творчестве преобладала церковно-историческая тематика, главным образом изучение преобразований католической церкви в XI в., роли в них римского папы Григория VII (Гильдебранда). Эту роль Григория VII А.С. Вязигин считал преувеличенной в историографии. Будучи по своим политическим убеждениям монархистом, А.С. Вязигин активно участвовал в пропаганде своих взглядов, возглавлял организвцию «Харьковский отдел Русского Собрания», издавал журнал «Мирный Труд», являлся одним из руководителей фракции правых в Третьей Государственной думе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines scientific, teaching and public political activities of A. S. Vyazigin who was the leading medievalist at Kharkov University of late XIX early XX centuries. It is emphasized that his research creative activity wasdominated by church history themes, mainly the study of XI century Catholic Church transformation and the role of Pope Gregorius VII (Hildebrand) in this. A. S. Vyazigin supposed that the role of Gregorius VII was grossly exaggerated by historians. As a staunch monarchist, A. S. Vyazigin actively propagated his views, headed Kharkov Department Russian Assembly, published Peaceful Labor magazine, and was one of the leaders of Right-wing fraction at the Third State Duma.

Текст научной работы на тему «Научная и общественно-политическая деятельность профессора Харьковского университета А. С. Вязигина (1867-1919): к 150-летию со дня его рождения»

УДК 94(100) «653»:930.1(477) «04/16»: Вязигин

НАУЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА ХАРЬКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА А. С. ВЯЗИГИНА (1867-1919): К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ЕГО РОЖДЕНИЯ

SCIENTIFIC AND PUBLIC POLITICAL ACTIVITIES OF A.S. VYAZIGIN (1867-1919), PROFESSOR OF KHARKOV UNIVERSITY: TO 150th ANNIVERSARY OF HIS BIRTH

С.И. Лиман S.I. Liman

Харьковская государственная академия культуры, Украина, 61003, Харьков, Бурсацкий спуск, 4

Kharkov State Academy of Culture, 4 Bursatskiy Downhill St, Khar^v, 61003, Ukraine

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается научная, педагогическая и общественно-политическая деятельность ведущего медиевиста Харьковского университета конца XIX - начала ХХ вв. А.С. Вязигина. Подчёркивается, что в его научном творчестве преобладала церковно-историческая тематика, главным образом изучение преобразований католической церкви в XI в., роли в них римского папы Григория VII (Гильдебранда). Эту роль Григория VII А.С. Вязигин считал преувеличенной в историографии. Будучи по своим политическим убеждениям монархистом, А.С. Вязигин активно участвовал в пропаганде своих взглядов, возглавлял организвцию «Харьковский отдел Русского Собрания», издавал журнал «Мирный Труд», являлся одним из руководителей фракции правых в Третьей Государственной думе.

Abstract

The article examines scientific, teaching and public political activities of A. S. Vyazigin who was the leading medievalist at Kharkov University of late XIX - early XX centuries. It is emphasized that his research creative activity was dominated by church history themes, mainly the study of XI century Catholic Church transformation and the role of Pope Gregorius VII (Hildebrand) in this. A. S. Vyazigin supposed that the role of Gregorius VII was grossly exaggerated by historians. As a staunch monarchist, A. S. Vyazigin actively propagated his views, headed Kharkov Department Russian Assembly, published Peaceful Labor magazine, and was one of the leaders of Right-wing fraction at the Third State Duma.

Ключевые слова: А.С. Вязигин, папство, история церкви, Григорий VII, Средние века, Харьковский университет. Key words: A. S. Vyazigin, Papacy, Church history, Gregorius VII, Middle Ages, Kharkov University.

В октябре 2017 г. исполняется 150 лет со дня рождения Андрея Сергеевича Вязигина (18671919) - известного историка-медиевиста, профессора, политического и общественного деятеля, одного из многочисленных жертв беспощадной Гражданской войны. Этой неординарной личности, исследователю средневековой западной Церкви и убеждённому монархисту очень не везло на юбилеи. Первый из них - 50-летие - пришёлся на самый драматический месяц революционного 1917 года. Второй - 100-летие - совпал с юбилеем революции, которая и уничтожила его. К третьему юбилею А.С. Вязигина - его 125-летию - автор этих строк начал готовиться заранее, ещё в 1989 г., когда очень хотелось вспомнить незаслуженно забытые имена, особенно те, которым кровавая вакханалия Гражданской войны отказала даже в праве быть нанесёнными на могильные плиты. Но, несмотря на «ветры перемен», в печать тогда была принята статья, в которой рассматривалось лишь его научное творчество. Нынешний 150-летний юбилей историка - прекрасный повод, чтобы более полно и открыто отразить все грани деятельности того, кто разделил судьбу многих представителей своего поколения и профессии.

Научная и общественно-политическая деятельность А.С. Вязигина по-разному освещалась в дореволюционной, советской и постсоветской историографии. Дореволюционные издания - это юбилейные сборники1 и рецензии на его главные научные труды2. В оценках советской историо-

1 Денисов А.А. 1908. С. Вязигин. По поводу 25-летия научно-педагогической деятельности. Х., 1917; Историко-филологический факультет Харьковского университета за первые 100 лет его существования (1805-1905) / Под ред. М.Г. Халанского, Д.И. Багалея. Х., С. 315—317.

2 Бузескул В.П. 1899 Новое исследование по истории папства в XI в. [Рец.]. СПб., (Вязигин А.С. 1898Очерки из истории папства в XI в. Гильдебранд и папство до смерти Генриха III. СПб.); Карсавин Л.П. 1913. [Рец.] // Научный

графии акцент делался в основном на гражданскую позицию монархиста А.С. Вязигина и его цер-ковно-историческую тематику, которая длительное время была объектом острой критики советских учёных1. Исключением из этого правила является лишь труд В.П. Бузескула «Всеобщая история и её представители в России в XIX - начале XX вв.». В.П. Бузескул был учителем А.С. Вязигина, что обусловило объективность его кратких оценок2. С конца 1980-х гг. наступил новый период изучения научной и общественно-политической деятельности А.С. Вязигина3. Автор этих строк, кроме упомянутой выше статьи, посвящённой научной деятельности А.С. Вязигина4, исследовал его творчество также в контексте развития медиевистики на Украине5 и изучения её представителями истории ряда стран и проблем6. В российской историографии в последние годы политическую деятельность и творчество А.С. Вязигина успешно изучает Е.Г. Семергей7. Переиздаются его публикации на политические темы8.

Цель предлагаемой статьи - рассмотреть многогранную деятельность А.С. Вязигина как историка-медиевиста и политического деятеля конца XIX - начала ХХ вв. Эта деятельность отражала все сложности и особенности особого периода истории той науки и того государства, которым он служил. Сын своего времени, сословия и страны, он оставил после себя труды, которые будут изучать ещё многие поколения исследователей вне зависимости от своих тематических пристрастий и политических взглядов.

Андрей Сергеевич Вязигин родился 15 октября 1867 г. на хуторе Фёдоровка Волчанского уезда Харьковской губернии. Этот хутор (ныне - село) был родовым имением дворянской семьи Вя-зигиных. Место рождения, происхождение и строгие религиозные взгляды членов семьи наложили отпечаток на характер будущего историка. Он до конца жизни останется верующим человеком и монархистом.

В 1886 г. А.С. Вязигин окончил 3-ю Харьковскую гимназию, а в 1891 г. - историко-филологический факультет Харьковского университета9. Его учителем сначала в гимназии, а затем и в университете стал известный учёный В.П. Бузескул, преподававший древнюю и новую историю. Под его влиянием, а также под влиянием медиевиста В.К. Надлера формировались научные интересы А.С. Вязигина. На их практических занятиях молодой историк прошёл хорошую источниковедческую подготовку10. Вообще, на протяжении всей своей жизни А.С. Вязигин с редкой объективностью оценивал научно-педагогическую деятельность отечественных медиевистов11, несмотря на острые высказывания в адрес отдельных положений их работ12.

Ещё в студенческие годы А.С. Вязигин заявил о себе как о талантливом исследователе эпохи Средневековья. За студенческое сочинение «Борьба Генриха IV с Григорием VII до избрания Рудольфа Швабского» (1889)13 историко-филологический факультет удостоил его золотой медали. Этот «выдающийся», по отзыву В.К. Надлера, труд стал серьёзной заявкой на будущую магистер-

исторический журнал. № 1. С. 75-80 (Вязигин А.С. 1912. Идеалы «Божьего царства» и монархия Карла Великого. СПб.); Лебедев А.С. 1899. Учёное увлечение папством [Рец.] // Русский вестник. № 2. С. 658—663 (Вязигин А.С. 1898. Очерки из истории папства в XI в. Гильдебранд и папство до смерти Генриха III. СПб.); Трубецкой Е.Н. 1899. Новый труд по истории папства [Рец.] // Русская мысль. № 2. С. 121—128 (Вязигин А.С. 1898. Очерки из истории папства в XI в. Гильдебранд и папство до смерти Генриха III. СПб.).

1 Вайнштейн О.Л. 1940. Историография средних веков. М.; Л., С. 327; Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1963. Т. 3. С. 442.

2 Бузескул В.П. 1931, Всеобщая история и её представители в России в XIX — начале XX вв. Л., Ч. 2. С. 95.

3 См. напр.: Митряев А.И., Голубкин Ю.А., Лиман С.И. 1991. Медиевистика в Харьковском университете // ВХУ. Сер. : История. Вып. 24. № 357. С. 74.

4 Лиман С.И. 1992. А.С. Вязигин как историк-медиевист // ВХУ. Сер. : История. Вып. 25. №362. С. 124—129.

5 Лиман С. I. 1993. Медieвiстика в Укра'м в юнщ XIX — на початку XX ст. (1880—1917). Дис. ... канд. íct. наук. Х., С. 29, 32, 59—60, 147, 172—178, 261.

6 См. напр.: Лиман С.И. 2015. Империя Карла Великого в курсах лекций и исследованиях медиевистов украинских земель Российской империи (XIX — начало XX вв.) // Древности. 2014—2015. Вып. 13. Х., С. 325-—26; Лиман С.И. 2015. История Средневековой Франции в трудах учёных императорского Харьковского университета (XIX — начало XX вв.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета: Научный журнал: Серия «История, политология». Белгород, № 7 (204). Вып. 34. С. 90-91.

7 Семергей Е.Г. 2015. А.С. Вязигин — учёный, преподаватель, общественный деятель // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, № 1 (81).

8 Вязигин А.С. 2008. Манифест созидательного национализма / Сост. и комм. А. Каплина и А. Степанова; отв. ред. О. Платонов. М.

9 Историко-филологический факультет Харьковского университета за первые 100 лет его существования. С. 316.

10 Лиман С.И. А.С. Вязигин как историк-медиевист. С. 124.

11 Вязигин А.С. 1897. Критический разбор книги князя Е.Н. Трубецкого [Рец.] // ЖМНП. № 8. С. 410—443 (Трубецкой Е.Н. 1897. Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства в творениях Григория VII и публицистов — его современников. К.); Вязигин А.С. 1900. Международное право в средние века [Рец.]. СПб., (Таубе М.А. 1898. История зарождения современного международного права (Средние века). Х., Т. 2.

12 Вязигин А.С. 1892. [Рец.] // Славянское обозрение. Т. 2. Кн. 7—8. С. 437—443 (Собестианский И.М. 1892. Учения о национальных особенностях характера и юридического быта древних славян. Х.). С. 438, 439, 441.

13 Вязигин А.С. Борьба Генриха IV с Григорием VII до избрания антикороля Рудольфа Швабского (1889) // Отдел ценных изданий и рукописей Центральной научной библиотеки Харьковского национального университета им. В.Н. Кара-зина. Д. 400 р. 509/с. 359 л.

скую диссертацию1. Тогда же, в студенческие годы, А.С. Вязигин опубликовал в известной серии «Жизнь замечательных людей» историко-публицистический очерк «Григорий VII. Его жизнь и общественная деятельность» (1891)2. Научную ценность очерка, несомненно, снижал тот факт, что он не базировался на разработке источников и был написан на основе многочисленных исторических трудов. Тем не менее, его значение заключалось в том, что в российской медиевистике это была первая специальная работа о Григории VII.

Студенческие исследования предопределили будущую научную судьбу А.С. Вязигина. В 1891 г. он был оставлен на два года на кафедре всеобщей истории Харьковского университета для приготовления к профессорскому званию3. Поскольку в это время В.К. Надлер покинул Харьков и стал профессором Новороссийского (Одесского) университета, подготовка магистерской диссертации А.С. Вязигина проходила под руководством В.П. Бузескула.

Научно-педагогическая деятельность А.С. Вязигина была связана именно с Харьковским университетом. С 1894 г. он - приват-доцент4, с 1901 - и.о. экстраординарного, с 1913 - и.о. ординарного профессора этого университета, а в 1898 г. он защитил магистерскую диссертацию «Очерки из истории папства в XI в.»5 Кроме Харьковского университета он с 1914 г. преподавал также на Харьковских высших женских курсах.

В Харьковском университете А.С. Вязигин читал общий курс истории Средних веков и проводил практические занятия по этому предмету. Курс истории Средних веков он читал сначала по 2 часа, затем по 4 часа в неделю в обоих семестрах, практические занятия проводил по 2 часа в неделю в обоих семестрах. Наряду с чтением общего курса истории Средних веков и проведением практических занятий А.С. Вязигин прочёл ряд спецкурсов: «История Божьего мира» (первый семестр 1902/1903 уч.г.), «Культурно-историческое значение западного монашества» (первый семестр 1903/1904 уч.г.), «История Западной Европы в XIV-XV вв.» (второй семестр 1916/1917 уч.г.)6.

А.С. Вязигин сохранял верность своей alma mater. Когда во время пребывания на должности приват-доцента его пригласили занять кафедру всеобщей истории Историко-филологического института князя Безбородко в Нежине, он отказался от этого предложения. Расположенный в небольшом уездном городке институт был лишён необходимых условий для серьёзных научных исследований по истории Средних веков. «Докторскую диссертацию в Харькове я напишу за 3-4 года, -указывал А.С. Вязигин в письме дирекции института. - В Нежине не напишу и за 10 лет»7. Однако подготовить и защитить докторскую диссертацию ему не было суждено. Магистерская диссертация по истории папства в Х1 в. осталась его главным, хотя и не единственным, направлением научных исследований.

В Российской империи существовали определённые традиции изучения истории средневекового папства. Ещё в 1873 г. киевский исследователь Ф.Я. Фортинский опубликовал очерк «Развитие папской власти в Средние века». Эту тему продолжил В.К. Надлер в статье «Папство и его отношение к светской власти до эпохи Григория VII» (1889). Например, в эволюции средневекового папства от временного упадка до усиления особое место автор отводил клюнийскому движению, представители которого стремились к «первоначальной чистоте апостольских времён», однако их программу он считал однобокой. Проповедуемое клюнийцами свободное избрание пап, по мнению В.К. Надлера, привело на папский престол таких порочных людей, как Иоанн Х11, а требование безбрачия духовенства учёный считал противным истинному христианскому учению8. Завершив свою статью событиями, связанными со смертью Генриха III и удалением Гильдебранда в Клюни, В.К. Надлер вплотную приблизился к той проблеме, которую успешно исследовал его ученик А.С. Вязигин.

Характерной чертой А.С. Вязигина как исследователя было преобладание в его творчестве церковно-исторической тематики. При этом наибольший интерес у него вызывало папство, которое было, по его мнению, «одним из могучих двигателей в истории Западной Европы» 9. В связи с этим главным предметом исследовательской работы ученого стала история церковно-

1 Денисов А. 1917. А. С. Вязигин. По поводу 25-летия научно-педагогической деятельности. Х., С. 2.

2 Вязигин А.С. 1891. Григорий VII. Его жизнь и общественная деятельность : Биографический очерк. СПб.

3 Историко-филологический факультет Харьковского университета за первые 100 лет его существования. Х., 1908. С. 161.

4 Отчёт о состоянии и деятельности императорского Харьковского университета за 1894 г. // ЗХУ. 1895. Кн 2. Часть официальная. С. 8.

5 Вязигин А.С. 1899. Отчёт о диспуте // ЗХУ. Кн. 4. С. 1-8; Историко-филологический факультет Харьковского университета за первые 100 лет его существования. С. 162.

6 Обозрение преподавания предметов, распределение лекций и практических занятий в императорском Харьковском университете на 1902-1903 академический год. Х., 1902. С. 12-13; Обозрение преподавания предметов по историко-филологическому факультету императорского Харьковского университета на 1916-1917 учеб. год. Х., 1916. С. 15-16; Лиман С.1. 1993. Медieвiстика в Укра'М в юнщ XIX - на початку XX ст. (1880-1917). Дис. ... канд. iCT. наук. Х., С. 235-236.

7 Вязигин А.С. Письмо дирекции Историко-филологического института // Нежинский филиал Государственного архива Черниговской области. Ф. 387/1105. Оп. 1. Д. 846. Л. 13-14.

8 Надлер В.К. 1889. Папство и его отношение к светской власти до эпохи Григория VII. Х., С. 24.

9 Вязигин А.С. 1893. Новое исследование об избрании Григория VII [Рец.]. Х., С. 1 (Mirbt C. 1891. Der Wahl Gregors VII. Marburg).

общественных преобразований в XI в. Этому был посвящён, кроме двух упомянутых студенческих сочинений, целый ряд статей, рецензий, докладов, а также магистерская диссертация «Очерки из истории папства в XI в.» (1898), которая принесла ему признание в ученом мире. До А.С. Вязигина разработкой этой темы занимались в основном зарубежные историки. По его мнению, современники папы Григория VII (Гильдебранда) не стремились представить его образ во всей полноте1. И только с XIX в. началось «трезвое изучение» его времени2.

В числе недостатков, присущих работам зарубежных историков, А.С. Вязигин выделил национализм (Х. Флото), компилятивность (В. Гизебрехт), описательность (А.Ф. Гфререр), а также стремление авторов объяснить реформаторскую деятельность Гильдебранда особенностями его характера. Так, известный немецкий исследователь Г. Штенцель считал, что реформы Григория VII - это его «личное дело». «Честолюбие и властолюбие, - писал он, - было главной причиной его поступков, слов и мыслей» 3.

Тщательно изучив источники той эпохи (произведения Николая II, Григория VII, Петра Да-миани, кардинала Гумберта и др.), А.С. Вязигин пришел к выводу, противоположному суждениям Г. Штенцеля, и особенно Ф. Грегоровиуса, которые наиболее идеализировали образ Гильдебран-да4. Суть концепции А.С. Вязигина заключалась в том, что реформаторская деятельность Гильде-бранда была обусловлена не особенностями его характера, а имела своей первопричиной необходимость изменений в церкви, осознанную еще задолго до него.

Для обоснования этого тезиса А.С. Вязигин исследовал значительный комплекс вопросов. Принятый в науке термин «борьба за инвеституру» он считал не совсем точным для определения характера столкновений римских первосвященников с германскими монархами. На самом деле, как показывал исследователь, это была борьба, которая охватывала «все проявления общественной и умственной жизни»5. В связи с этим, по мнению А.С. Вязигина, реформа являлась «не только религиозным, но и политическим, экономическим делом»6. Сторонники реформ, по мысли историка, «преследовали своей целью восстановление первых, идеально чистых времен христианства»7. Политические причины перемен А.С. Вязигин усматривал в стремлении усиливавшегося папства освободиться от влияния германских императоров. Он подчеркивал, что в процессе этой борьбы затрагивались основы существующего общественного строя8. Что же касается экономических предпосылок реформы, то они виделись историку в стремлении защитить церковную собственность от злоупотреблений9. Анализ полемической литературы этого века (Гвидо Арецкого, Петра Дамиани и др.) позволил А.С. Вязигину сделать вывод об «умственном брожении» в описываемую им эпоху. «Полемические сочинения XI в., - отмечал ученый, - служат ярким свидетельством значительного подъема умственной жизни, напряженного внимания общества к разгоравшейся на его глазах борьбе»10.

На основе вышеизложенного А.С. Вязигин выступил против преувеличения роли самого Гильдебранда в истории церковно-общественных преобразований XI в. По мнению исследователя, «Григорий VII не внёс в мир ничего нового, им самим созданного: его идеалы назревали ... веками, и он сделал только наиболее решительную попытку к их воплощению»11. Справедливо подчеркивая, что не было единого центра реформы, и выступая против абсолютизации роли в этом монастыря Клюни, А.С. Вязигин стремился показать события того времени как совершенно закономерный процесс. Привлечение новых источников позволило ученому опровергнуть и широко распространенное мнение о том, что целый ряд первосвященников, включая Александра II, являлись послушными исполнителями воли Гильдебранда12. Подобная точка зрения была распространена не только в зарубежной историографии (Х. Флото13, Ф. Шлоссер14 и др.), но и в российских учебных пособиях по всеобщей истории Ф. Лоренца15 и Д.И. Иловайского16.

Существенно разошелся А.С. Вязигин во взглядах по ряду основных вопросов и с киевским исследователем, современником и коллегой Е.М. Трубецким, автором монографии «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства в творениях Григо-

1 Вязигин А.С. 1892. Личность и значение Григория VII в исторической литературе // Историческое обозрение. № 4. С. 250.

2 Там же. С. 252.

3 Stenzel G.A. 1827. Geschichte Deutschlands unter den Fränkischen Kaisern. Leipzig, Bd. 1. S. 523.

4 Грегоровиус Ф. 1888. История города Рима в средние века. СПб., Т. 4.С. 116.

5 Вязигин А.С. Борьба Генриха IV с Григорием VII до избрания антикороля Рудольфа Швабского. Л. 2.

6 Вязигин А. С. 1898. Очерки из истории папства в XI в. Гильдебранд и папство до смерти Генриха III. СПб., С. 107.

7 Там же. С. 30.

8 Там же. С. 107.

9 Там же. С. 80.

10 Вязигин А.С. 1896. Заметки по истории полемической литературы XI в. Х., С. 98.

11 Вязигин А.С. 1891. Григорий VII. Его жизнь и общественная деятельность: Биографический очерк. СПб., С. 101.

12 Вязигин А.С. Очерки из истории папства в XI в. С. 31-32.

13 Floto H. 1855. Kaiser Heinrich IV und sein Zeitalter. Stuttgart und Hamburg, Bd. 1. S. 267.

14 Шлоссер Ф. 1869. Всемирная история. СПб.:М., Т. 2.С. 578.

15 Лоренц Ф. 1844. Руководство к всеобщей истории. СПб., Ч. 2. С. 436.

16 Иловайский Д.И. 1886. Очерки и рассказы из всеобщей истории. М., Ч. 2. С. 214-215.

рия VII и публицистов - его современников» (1897). Так, по мнению Е.Н. Трубецкого, Григорий VII был «крупнейшим из всех деятелей реформы, который олицетворял собой целую эпоху средневековой истории»1. В отличие от А.С. Вязигина, отрицавшего столь заметную роль Гильдебранда, Е.Н. Трубецкой считал его фактическим правителем в Риме при последних четырех первосвященниках, прежде всего - при Александре II2, опровержению чего А.С. Вязигин посвятил свою отдельную статью3. Невзирая на дружеские отношения двух историков, А.С. Вязигин критиковал в рецензии выводы Е.Н. Трубецкого относительно Григория VII, например попытки автора «свести к личности то, что было плодом воздействия различных исторических условий»4. Однако точка зрения Е.Н. Трубецкого по вопросу о значении личности Григория VII в истории была все же более привычной для подавляющего большинства учёных того времени, чем точка зрения А.С. Вязигина. Например, известный в Российской империи медиевист, специалист по церковно-истори-ческой тематике М.С. Корелин причислял Григория VII к числу «величайших государственных людей, какие встречаются во всемирной истории»5.

С новых позиций А.С. Вязигин охарактеризовал и деятельность соратника Григория VII Петра Дамиани. Если Г. Вебер считал его аскетом и «суровым защитником церковных законов»6, а Д. Робертсон - «наиболее ревностным приверженцем» «воззрений своего века»7, то А.С. Вязигин на основе анализа сочинений Петра Дамиани пришел к выводу, что последний занимался в основном внешней стороной нравственного перерождения духовенства. На основе того, что Петр Дамиани горячо выступал против попыток крайних реформаторов, А С. Вязигин назвал его сторонником «мягких мероприятий»8.

Но, выделяя черты, по-новому характеризующие деятельность видных представителей эпохи церковных реформ XI в., А.С. Вязигин стремился избежать и откровенных крайностей современной ему медиевистики9. Наиболее полно они проявились в исследованиях немецкого историка В. Мартенса, который не только, подобно А.С. Вязигину, отрицал сильное влияние Гильдебранда на четырех последних пап10, но и утверждал, что тот не имел монашеского сана, никогда не был в Клюни, не заслуживает положительных отзывов историков, поскольку великим церковным деятелем и мыслителем он не являлся11. А.С. Вязигин, напротив, счёл необходимым признать, что избрание Гильдебранда римским папой «знаменовало собой начало новой поры в развитии церковных преобразований»12.

Существенное место в концепции А.С. Вязигина занимает тезис о неизбежности столкновения духовной власти со светской. Характеризуя особенности описываемой эпохи, автор справедливо подчеркивал, что войны, бедствия, голод, феодальный произвол создавали предпосылки для усиления религиозности в обществе13. Поэтому, по мнению А.С. Вязигина, в борьбе императора и папы победа последнего была обусловлена «общим положением дел». Отметим, что мысль о предопределённости этого антагонизма не была в то время новой в историографии. К подобным выводам пришёл, например, известный специалист по истории папства П. Ланфре, который отмечал, что «если бы между папством и императорством не началась борьба за инвеституру, то для столкновения соперники нашли бы тысячу других причин»14.

Труды А.С. Вязигина, созданные им в 1890-е годы, существенно обогатили историческую науку. Тщательное изучение документального материала рассматриваемой эпохи, привлечение новых источников позволило ему не только подвергнуть сомнению устоявшиеся в историографии точки зрения по ряду ключевых проблем, но и создать собственную концепцию истории религиозно-общественных преобразований в XI в. Характерными чертами этой концепции были следующие: обоснование закономерности церковно-преобразовательного движения XI в., в основе которого лежал естественный ход исторического процесса, а не усилия отдельных лиц; единство политических, идеологических и экономических предпосылок этого явления; признание существования двух течений в среде реформаторов, приверженцы одного из которых добивались повышения

1 Трубецкой Е.Н. 1897. Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства в творениях Григория VII и публицистов - его современников. К., С. 418.

2 Там же. С. 494.

3 Вязигин А.С. 1897. Распадение преобразовательной партии при папе Александре III. Х., С. 7-8.

4 Вязигин А.С. 1897. Критический разбор книги князя Е.Н. Трубецкого [Рец.] // ЖМНП. № 8. С. 427.

5 Корелин М.С. 1901. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. СПб., С. 86.

6 Вебер Г. 1886. Всеобщая история . М., Т. 4. С. 259.

7 Робертсон Д. 1890. История христианской церкви от апостольского века до наших дней. СПб., Т. 1. С. 935.

8 Вязигин А С. 1895. Пётр Дамиани, борец за церковно-общественные преобразования в XI в. Х., С. 20.

9 Вязигин А.С. 1896. Новейшие исследования по истории Григория VII и его времени [Ref.] // РБ. № 2. С. 182 (Mirbt C. 1894. Die Publizistik im Zeitalter Gregors VII. Leipzig; Martens W. 1894. Gregor VII. Sein Leben und Wirken. Leipzig).

10 Martens W. 1894. Gregor VII. Sein Leben und Wirken. Leipzig, S. 186-187.

11 Martens W. 1887. Die Besetzung des päpstischen Stuhls unter den Kaisern Heinrich III und Heinrich IV. Freiburg, S. 159, 179.

12 Вязигин А.С. Новейшие исследования по истории Григория VII и его времени. С. 182.

13 Вязигин А.С. Очерки из истории папства в XI в. С. 26.

14 Ланфре П. 1870. Политическая история пап. СПб., С. 103.

нравственного уровня клира и мирян, в то время как представители второго выступали за усиление верховенства папы в средневековой теократии.

Исследования А.С. Вязигина, посвященные эпохе церковных преобразований XI в., получили высокую оценку современников - В.П. Бузескула1, Е.Н. Трубецкого2, марбургского профессора К. Мирбта3. Даже в советское время, когда для официальной историографии А.С. Вязигин был идеологический враг - «мракобес в науке», «черносотенец в политике»4, - его публикации все же включили в состав рекомендованной литературы к статье «Григорий VII» в «Советской исторической энциклопедии». Мимо его работ не может пройти ни один современный ученый, исследующий эту проблематику.

Однако в научных трудах А.С. Вязигина содержится и ряд спорных выводов. Так, раскрыв сложный комплекс причин церковных реформ, ученый, вместе с тем, особо выделил в этих реформах выражение «общего настроения», обусловленного особенностями средневекового миро-воззрения5. Тем самым он в какой-то степени оправдывал притязания Церкви на светскую власть в рассматриваемый период, которые вытекали, по выражению автора, «из христианского учения о преобладании духа над плотью»6.

1890-е годы были наиболее плодотворными в научном творчестве А.С. Вязигина. В начале века, активно включившись в политическую деятельность (см. ниже), ученый к прежней тематике более почти не обращался. Напечатанная в эти годы статья «Кровавый сочельник» раскрывала драматический эпизод похищения папы Григория VII его противником бароном Ценцием7, однако научным исследованием она не являлась. Что же касается задуманного А.С. Вязигиным обширного труда «Идейная и экономическая подготовка церковно-общественных преобразований Х1 в.», то ему удалось опубликовать лишь несколько вводных очерков, объединенных впоследствии в одной книге под общим названием «Идеалы "Божьего царства" и монархия Карла Великого» (1912).

В своей работе автор пытался исследовать как сами идеи «Божьего царства», так и теократические идеалы франкского императора. Высказав мысль о том, что Карл Великий воспринял основные положения «Божьего царства» у Блаженного Августина («святая правда, единство, вечный мир»)8, автор стремился далее выявить слабые стороны идеи императора и показать несоответствие между теократическими идеалами Карла и современной ему действительностью. «Высокая цель, - указывал А.С. Вязигин, - должна достигаться чистыми, нравственными средствами, медленным путём постепенного перевоспитания общества, а не окольной тропой грубого насилия и жестокого принужде-ния»9. Несмотря на то, что идея Божьего царства нашла в Карле Великом убежденного сторонника, она, по мнению ученого, «не только понималась превратно самим императором и его сподвижниками», но и «не могла быть воплощена в столь грубое варварское время»10.

Как и во многих других своих трудах А.С. Вязигин поставил возможность воплощения этой идеи в прямую зависимость от экономических условий века. Историк отмечал, что в противном случае «идейное здание висит в воздухе»11. Поэтому главная причина неудачи Карла Великого зависела, по его мнению, «не от непригодности великих заветов единства, мира и правды, а от несоответствия этих высоких требований экономическому уровню той эпохи и слабости идейной подготовки современных ему поколений, которые не знали даже азбуки крупной общественной жизни»12.

Несмотря на такой вполне научный подход автора к сущности исследуемого явления, его труд вызвал неодобрительный отзыв критики. Так, по мнению известного специалиста в этой области Л.П. Карсавина, «книга не дает нового и оригинального построения и освещения эпохи»13. Как отмечал рецензент, многие вопросы, которые рассматриваются автором, уже подробно изучили В.И. Герье, а также Е.Н. Трубецкой, автор труда «Миросозерцание Блаженного Августина». В то же время, многие выводы А.С. Вязигина созвучны с основными положениями известной монографии современного исследователя А.П. Левандовского. Так, по мнению А.П. Левандовского, творение Августина «О граде Божьем» было не только любимой книгой Карла Великого, «но и прямым жизненным руководством». «Это была навязчивая идея Карла, та сверхзадача, которую он себе поставил», но которую так и не осуществил14.

1 Бузескул В.П. Новое исследование по истории папства в XI в. С. 177.

2 Трубецкой Е.Н. Новый труд по истории папства. С. 122—123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Mirbt C. 1894. Die Publizistik im Zeitalter Gregors VII. Leipzig, S. 580—581.

4 Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1963. Т. 3. С. 442.

5 Вязигин А.С. Очерки из истории папства в XI в. С. 76, 174—175.

6 Вязигин А.С. Григорий VII. Его жизнь и общественная деятельность : Биографический очерк. С. 47.

7 Вязигин А.С. 1909. Кровавый сочельник // МТ. № 12. С. 217-223.

8 Вязигин А.С. 1912. Идеалы «Божьего царства» и монархия Карла Великого. СПб., С. 71.

9 Там же. С. 156—157.

10 Там же. С. 158.

11 Там же. С. 199.

12 Там же. С. 200.

13 Карсавин Л.П. 1913. [Рец.] // Научный исторический журнал. № 1. С. 78 (Вязигин А.С. 1912. Идеалы «Божьего царства» и монархия Карла Великого. СПб.).

14 Левандовский А.П. 1995. Карл Великий. Через империю к Европе. М., С. 124, 145.

А.С. Вязигин в своём творчестве объективно оценивал роль личности в истории. «Исследователю, - указывал он, - необходимо обратить внимание на общество, а не на отдельное лицо, которое, как бы ни были велики его способности, не может добиться успеха, если не черпает сил из окружающей среды»1. Заслуживает внимания и стремление историка отмежеваться от тех, кто идеализировал эпоху средневековья2. Но, придавая большое значение экономическим факторам в истории, А.С. Вязигин оставался в методологии противником материализма. «Экономический материализм, детище нашего времени, грешит перенесением непосредственно наблюдаемых воздействий в далёкую пору средневековья, совершенно чуждую современным условиям», - писал он в одной из рецензий3.

Кроме церковно-исторической тематики А.С. Вязигин интересовался в своём творчестве и проблемой возникновения в средневековой Западной Европе городских общин, чему посвятил отдельную статью4. Учёный выделил два направления в историографии данного вопроса: с одной стороны - романисты, сторонники римского происхождения городских свобод и общин, утверждавшие, что «вторжение варваров не уничтожило римских муниципальных учреждений»5, с другой - германисты, которые отрицали «связь с римским строем, и нашествие варваров считали началом новой жизни»6. А.С. Вязигин справедливо считал, что для выяснения вопроса о происхождении городских свобод следует изучить не только процесс возникновения городских учреждений, но и социальные и экономические факторы, которые способствовали этому процессу, а также влияние на него западной церкви. В одной из своих статей «Экономические воззрения Фомы Аквинского» он, в частности, указывал: «Замкнутая цеховая жизнь средневекового города является общественным идеалом для Фомы», - а деньги для Фомы Аквината - «необходимое условие существования домашнего хозяйства, ибо они помогают обмену продуктов»7.

А.С. Вязигин не только следил за изданием в других университетах сборников исторических памятников и писал на них рецензии8. Он сам занимался созданием семитомного сборника латинских источников, который, по его замыслу, должен был охватить важнейшие памятники, относящиеся ко всем периодам средневековой истории. Если изданное незадолго до этого под редакцией Д.Н. Егорова пособие «Средневековье в его памятниках» осуществлялось исключительно для школьного преподавания, то публикации А.С. Вязигина были предназначены для использования профессорами на лекциях и для разбора студентами на практических занятиях9. Ученому удалось опубликовать лишь два выпуска этого издания: третий и первую часть четвертого. Осуществлению публикации с первого тома помешала, по признанию автора, нехватка бумаги, вызванная мировой войной10, а последующих - революция и гражданская война. Сам А.С. Вязигин рассчитывал при более благоприятных условиях возобновить издание и опубликовать еще пять выпусков. По собственному признанию ученого, весь материал - плод его 25-летних научно-преподава-тельских усилий - был уже подобран11.

В третий выпуск вошли 38 грамот Конрада I, отрывки из «Трёх книг Саксонской истории» Видукинда Корвейского, договор императора Людовика Благочестивого и папы Пасхалиса I, капитулярии Карла Лысого, отрывки из трудов Лиутпранда Кремонского, хроники Титмара Мерзебург-ского, грамоты и приказы трех императоров Оттонов, отрывки из «Хроники» Иоанна Диакона и др. Четвертый выпуск, по первоначальному плану составителя, должен был охватить всю эпоху Григория VII (до 1085 г.), однако, учитывая трудности войны, ученый довёл сборник только до Ка-носского свидания. Сюда вошли документы, так или иначе связанные с борьбой за инвеституру -предметом многолетних научных изысканий А. С. Вязигина: выдержки из трудов и указов Конрада II, Генриха III, Генриха IV, римских пап Климента II, Григория VII и др. Основное место здесь занимали документы Григория VII и Петра Дамиани. Документальному материалу выпусков предшествовали подробные пояснения к каждому источнику, которые включали в себя датировку памятника, годы жизни его составителя, исторические события, вызвавшие его появление, очерк изучения этого источника, оценку имеющихся публикаций и исследований, посвященных ему, перечень основных пособий, в которые этот источник включен.

1 Вязигин А.С. Критический разбор книги князя Е.Н. Трубецкого. С. 427.

2 Вязигин А.С. 1900. Международное право в средние века [Рец.]. СПб., С. 19 (Таубе М.А. 1898. История зарождения современного международного права (Средние века). Х., Т. 2. Принципы мира и права в международных столкновениях средних веков).

3 Вязигин А.С. Критический разбор книги князя Е.Н. Трубецкого. С. 412.

4 Вязигин А.С. 1909. Возникновение городских общин на Западе в средние века // МТ. № 2. С. 83-100.

5 Там же. С. 84.

6 Там же. С. 86.

7 Вязигин А.С. 1899. Экономические воззрения Фомы Аквинского // Жизнь. № 9. С. 304.

8 Вязигин А.С. 1914. [Рец.] // МТ. № 10. С. 206-208 (Ардашев П. Н. 1914. Хрестоматия по всеобщей истории. К., Ч. 1. Эпоха гуманизма и реформации).

9 Вязигин А.С. 1916. Documenta historiam medii aevi illustrantia. Пособие к лекциям и практическим занятиям по истории средних веков. Х., Вып. 3. С. V.

10 Там же.

11 Вязигин А.С. 1917. Documenta historiam medii aevi illustrantia. Пособие к лекциям и практическим занятиям по истории средних веков. Х., Вып. 4. Ч. 1. С. VII.

Третий выпуск сборника А.С. Вязигина получил положительный отзыв известного источни-коведа Д.М. Егорова. По его словам, осуществление задуманного А.С. Вязигиным издания позволит создать пособие, «каким пока не обладал и Запад»1. Однако незавершенность публикации и тот факт, что в советское и постсоветское время на университетских практических занятиях использовали главным образом переводы, а не тексты на языке оригинала, обусловили то, что издание А.С. Вязигина было, по сути, забыто.

Помимо научно-педагогической, А.С. Вязигин активно занимался и общественно-политической деятельностью. Эта деятельность учёного стала отражением взглядов той части российской интеллигенции, которой было не по пути с забастовками, революционными организациями и левым терроризмом. А.С. Вязигин традиционно придерживался правых взглядов. В одной из своих научных статей он отмечал: «В конце концов, существенно важные явления в развитии человеческого общества идут не революционным, а эволюционным путём»2. Этот путь историк отстаивал и на политическом поприще. Ещё в 1902 г. А.С. Вязигин со своими политическими единомышленниками начал издавать в Харькове журнал «Мирный Труд» и стал его главным редактором. Основная цель этого издания, сформулированная в его программе, состояла в том, чтобы в эпоху бурных общественных потрясений противопоставить политической борьбе ненасильственную трудовую деятельность, направленную на процветание Отечества. «Конечный исход всех революций, - подчёркивал А.С. Вязигин, - ясно показывает, что они не приводили к намеченным идеальным целям»3.

Появление в Харькове подобного журнала было встречено по-разному в разных социальных слоях и национально-религиозных общинах города. Однако борьба по сплочению монархических сил продолжалась. В 1903 г. А.С. Вязигин стал председателем правой монархической организации -«Харьковского отдела Русского Собрания». Новое общество поставило своей задачей «Пробуждение национального самосознания и служение вековым устоям нашей исторической жизни»4. А.С. Вязигин считал «успехи социализма и неистовство анархистов» реальным, крайне опасным вызовом стране и предлагал «с особым усердием искать свой выход и внимательно изучать творения, содержащие критику Запада и указующие для России самостоятельный путь»5.

В 1905 г., в разгар революции, А.С. Вязигин принял активное участие в создании «Харьковского союза русского народа» и издании газеты «Чёрная сотня». Однако национализм А.С. Вязигина имел не столько этническую, сколько этатистскую сущность, так как, по его мнению, «указателем принадлежности к нации служит принадлежность к гражданам государства»6. Все, кто выступал против Российской империи и её политической системы того времени, были противниками А.С. Вя-зигина вне зависимости от их национального происхождения. Самодержавие он считал «орудием божественной воли», «цементом, связующим разноплеменные и иноверные части русского государства с его основным ядром»7. Поэтому А.С. Вязигин противился попыткам навязать самодержавию какие-либо ограничения, так как парламентаризм, по его мнению, «не оправдал возлагаемых на него надежд»8. Это не помешало ему приветствовать императорский манифест 17 октября9 и баллотироваться в 1907 г. на выборах в Третью государственную думу (1907-1912).

А.С. Вязигин одержал на выборах в Харькове победу, был избран в Думу, где стал одним из руководителей фракции правых сил. В качестве парламентария он выступал за возрастание военной мощи страны, так как «раздел мира не может совершиться помимо России», и отвергал идею введения Конституции и всеобщего избирательного права10. «Только при свободном царе может быть свободен и русский народ, - утверждал А.С. Вязигин (справа рукоплескания и голоса «браво»). - Если свобода русского царя будет скована инородцами и иноверцами, то тогда не может быть и речи о свободе русского народа»11. Как парламентарий он не скрывал своих желаний, чтобы Третья Дума сделалась «национальной, русской Думой, исполнив упования Государя и Родины...»12.

А.С. Вязигин искал единомышленников во всех слоях общества - среди интеллигенции, рабочих, крестьянства13. Он обращался ко всем, кого объединяла верность «Православию, Самодержавию, Народности». В то же время, дворянин и монархист А.С. Вязигин ясно видел угрозу империи и со стороны неповоротливого и косного «помещичье-бюрократического аппарата»14.

1 Егоров Д.М. 1916. [Рец.] // Исторические известия. № 2. С. 123 (Вязигин А.С. 1916. Пособие к лекциям и практическим занятиям по истории средних веков. Х., Вып. 3).

2 Вязигин А.С. 1909. Возникновение городских общин на Западе в средние века // МТ. № 2. С. 100.

3 Вязигин А.С. 1902. Программа «Мирного Труда» // МТ. № 1. С. 7.

4 Вязигин А.С. 1908. В тумане смутных дней. Сборник статей, докладов, речей. Х., С. 107.

5 Вязигин А.С. 1904. Ближайшие задачи Харьковского отдела Русского собрания // МТ. № 1. С. 7.

6 Вязигин А.С. В тумане смутных дней. С. 30.

7 Там же. С. 226.

8 Там же. С. 210.

9 Там же. С. 363.

10 Вязигин А.С. 1913. Думские выступления. Х., С. 4, 13, 17.

11 Там же. С. 25.

12 Вязигин А.С. 1909. Гололобовский инцидент (Страничка из истории политических партий России). Х., С. 10.

13 Вязигин А.С. В тумане смутных дней. С. 443—444, 449.

14 Там же. С. 363.

Политическая деятельность оставляла А.С. Вязигину мало времени для занятий наукой. Она оказывала влияние на дух и букву его научных работ по истории средних веков. Так, в докладе «Папа Григорий Великий как церковно-общественный деятель» учёный сравнивал язычников VI века с японцами, которым, по его признанию, рукоплещут «социалистические органы, изрыга-ющие постоянную хулу на христианство»1.

Политическая деятельность А.С. Вязигина в основном завершилась с окончанием работы Третьей Государственной думы. Он не стал участвовать в новых выборах. 1914 год стал последним годом издания журнала «Мирный труд». В 1911-1915 гг. А.С. Вязигин издавал газету «Харьковские губернские ведомости». Но основные свои усилия в этот период он сосредоточил на научно-педагогической деятельности. Учёный подготовил ко второму изданию «Лекции по истории средних веков» (1908) покойного профессора М.Н. Петрова, которые стали к тому времени библиографической редкостью. А.С. Вязигин активно помогал студентам в их учёбе, делился с ними навыками приёмов работы с источниками и оказывал влияние на формирование их исторических взглядов.

Жизненный путь А.С. Вязигина завершился в 1919 г. Ему было не по пути с большевиками, которые установили в Харькове свою власть и арестовывали всех, кого можно было заподозрить в антисоветской деятельности. Новая власть сначала запретила ему преподавание в университете, а затем, в мае того же года, бросила его в застенки ЧК. При отступлении красных из Харькова в июне 1919 г. он вместе с другими заложниками был уведён из города. По наиболее распространённой версии, 24 сентября чекисты зарубили его шашками в тюрьме Орла, к которому уже подходили дивизии белых. Гражданская война продолжала снимать свою кровавую жатву...

«История - это союз между умершими, живыми и еще не родившимися», - писал когда-то родоначальник идеологии консерватизма англо-ирландский публицист и политик Эдмунд Бёрк. Жизнь и творчество А.С. Вязигина, безусловно, вписываются в это определение. А.С. Вязигин был человеком своего времени, который остро ощущал потребность отвечать на вызовы прошлого и настоящего ради будущих поколений. Последовательный монархист, А.С. Вязигин активно участвовал в пропаганде своих взглядов, возглавлял «Харьковский отдел Русского Собрания», издавал журнал «Мирный Труд», являлся одним из руководителей фракции правых в Третьей Государственной думе. Как учёный и ведущий медиевист Харьковского университета конца XIX -начала ХХ вв. он оставил заметный след в историографии. В творчестве А.С. Вязигина преобладала церковно-историческая тематика. В своих научных трудах он сумел создать целостную, органически связанную картину церковных реформ XI в., по-новому осмыслив роль Гильдебранда (папы Григория VII) в их проведении. Эту роль Григория VII А.С. Вязигин считал преувеличенной как зарубежными, так и отечественными историками. Другой большой темой А.С. Вязигина было исследование им идеалов «Божьего царства» в монархии Карла Великого. Оставаясь в методологии последовательным идеалистом, он уделял пристальное внимание экономическим факторам в истории. Многие научные достижения А.С. Вязигина сохраняют актуальность вплоть до сегодняшнего дня.

Список сокращений

ВХУ - Вестник Харьковского университета.

ЖМНП - Журнал Министерства народного просвещения.

ЗХУ - Записки Харьковского университета.

МТ - Мирный труд.

Библиография References

1. Бузескул В.П. 1899. Новое исследование по истории папства в XI в. [Рец.]. СПб.: Тип. В.С. Балашева. 38 с

(Вязигин А.С. 1898. Очерки из истории папства в XI в. Гильдебранд и папство до смерти Генриха III.

СПб.).

Buzeskul V.P. 1899. Novoe issledovanie po istorii papstva v XI v. [Rec.]. SPb.: Tip. V.S. Balasheva. 38 s

(Vjazigin A.S. 1898. Ocherki iz istorii papstva v XI v. Gil'debrand i papstvo do smerti Genriha III. SPb.).

2. Бузескул В.П. 1931. Всеобщая история и её представители в России в XIX - начале XX вв. Л.: Изд-во

АН СССР, Ч. 2.

Buzeskul V.P. 1931. Vseobshhaja istorija i ejo predstaviteli v Rossii v XIX - nachale XX vv. L.: Izd-vo AN SSSR,

Ch. 2.

3. Вайнштейн О.Л. 1940. Историография средних веков. М.; Л.: Соцэкгиз.

Vajnshtejn O.L. 1940. Istoriografija srednih vekov. M.; L.: Socjekgiz.

4. Вебер Г. 1886. Всеобщая история. М.: Типо-литография В. Рихтера, Т. 4.

Veber G. 1886. Vseobshhaja istorija. M.: Tipo-litografija V. Rihtera, T. 4.

5. Вязигин А.С. 1891. Григорий VII. Его жизнь и общественная деятельность: Биографический очерк.

СПб.: Тип. Общественная польза.

Vjazigin A.S. 1891. Grigorij VII. Ego zhizn' i obshhestvennaja dejatel'nost': Biograficheskij ocherk. SPb.: Tip.

Obshhestvennaja pol'za.

1 Вязигин А.С. 1908. Папа Григорий Великий как церковно-общественный деятель. Х., С. 25.

6. Вязигин А.С. 1892. Личность и значение Григория VII в исторической литературе // Историческое обозрение. № 4. С. 245—285.

Vjazigin A.S. 1892. Lichnost' i znachenie Grigorija VII v istoricheskoj literature // Istoricheskoe obozrenie. № 4. S. 245—285.

7. Вязигин А.С. 1892. [Рец.] // Славянское обозрение. Т. 2. Кн. 7—8. С. 437—443 (Собестианский И.М. 1892. Учения о национальных особенностях характера и юридического быта древних славян. Х.).

Vjazigin A.S. 1892. [Rec.] // Slavjanskoe obozrenie. T. 2. Kn. 7—8. S. 437—443 (Sobestianskij I.M. 1892. Uchenija o nacional'nyh osobennostjah haraktera i juridicheskogo byta drevnih slavjan. H.).

8. Вязигин А.С. 1893. Новое исследование об избрании Григория VII. [Рец.]. Х. : Тип. ун-та, 12 с. (Mirbt C. 1891. Der Wahl Gregors VII. Marburg).

Vjazigin A.S. 1893. Novoe issledovanie ob izbranii Grigorija VII. [Rec.]. H. : Tip. un-ta, 12 s. (Mirbt C. 1891. Der Wahl Gregors VII. Marburg).

9. Вязигин А.С. 1895. Пётр Дамиани, борец за церковно-общественные преобразования в XI в. Х.: Тип. Зильберберга.

Vjazigin A.S. 1895. Pjotr Damiani, borec za cerkovno-obshhestvennye preobrazovanija v XI v. H.: Tip. Zil'ber-

berga.

10. Вязигин А.С. 1896. Заметки по истории полемической литературы XI в. Х.: Тип. Зильберберга. Vjazigin A.S. 1896. Zametki po istorii polemicheskoj literatury XI v. H.: Tip. Zil'berberga.

11. Вязигин А.С. 1896. Новейшие исследования по истории Григория VII и его времени [Ref.] // Русская Беседа. № 2. С. 174—184 (Mirbt C. 1894. Die Publizistik im Zeitalter Gregors VII. Leipzig; Martens W. 1894. Gregor VII. Sein Leben und Wirken. Leipzig).

Vjazigin A.S. 1896. Novejshie issledovanija po istorii Grigorija VII i ego vremeni [Ref.] / / Russkaja Beseda. № 2. S. 174—184 (Mirbt C. 1894. Die Publizistik im Zeitalter Gregors VII. Leipzig; Martens W. 1894. Gregor VII. Sein Leben und Wirken. Leipzig).

12. Вязигин А.С. 1897. Распадение преобразовательной партии при папе Александре III. Х.: Тип. Зиль-берберга.

Vjazigin A.S. 1897. Raspadenie preobrazovatel'noj partii pri pape Aleksandre III. H.: Tip. Zil'-berberga.

13. Вязигин А.С. 1897. Критический разбор книги князя Е.Н. Трубецкого [Рец.] / / ЖМНП. № 8. С. 410— 443 (Трубецкой Е.Н. 1897. Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства в творениях Григория VII и публицистов — его современников. К.).

Vjazigin A.S. 1897. Kriticheskij razbor knigi knjazja E.N. Trubeckogo [Rec.] // ZhMNP. № 8. S. 410—443 (Trubeckoj E.N. 1897. Religiozno-obshhestvennyj ideal zapadnogo hristianstva v XI v. Ideja Bozheskogo carstva v tvorenijah Grigorija VII i publicistov — ego sovremennikov. K.).

14. Вязигин А.С. 1898. Очерки из истории папства в XI в. Гильдебранд и папство до смерти Генриха III. СПб.: Тип. В.С. Балашева.

Vjazigin A.S. 1898. Ocherki iz istorii papstva v XI v. Gil'debrand i papstvo do smerti Genriha III. SPb.: Tip. V.S. Balasheva.

15. [Вязигин А.С.] 1899. Отчёт о диспуте // ЗХУ. Кн. 4. С. 1—8. [Vjazigin A.S.] 1899. Otchjot o dispute // ZHU. Kn. 4. S. 1—8.

16.Вязигин А.С. 1899. Экономические воззрения Фомы Аквинского / / Жизнь. № 9. С. 302—308. Vjazigin A.S. 1899. Jekonomicheskie vozzrenija Fomy Akvinskogo / / Zhizn'. № 9. S. 302—308.

17. Вязигин А.С. 1900. Международное право в средние века [Рец.]. СПб.: Тип. В.С. Балашева, (Таубе М.А. 1898. История зарождения современного международного права (Средние века). Х., Т. 2).

Vjazigin A.S. 1900. Mezhdunarodnoe pravo v srednie veka [Rec.]. SPb.: Tip. V.S. Balasheva, (Taube M.A. 1898. Istorija zarozhdenija sovremennogo mezhdunarodnogo prava (Srednie veka). H., T. 2).

18.Вязигин А.С. 1902. Программа «Мирного Труда» // МТ. № 1. С. 1—7. Vjazigin A.S. 1902. Programma «Mirnogo Truda» // MT. № 1. S. 1—7.

19. Вязигин А.С. 1904. Ближайшие задачи Харьковского отдела Русского собрания / / МТ. № 1. С. 7-9. Vjazigin A.S. 1904. Blizhajshie zadachi Har'kovskogo otdela Russkogo sobranija // MT. № 1. S. 7-9.

20. Вязигин А.С. 1908. Папа Григорий Великий как церковно-общественный деятель. Х.: Тип. Мирный Труд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vjazigin A.S. 1908. Papa Grigorij Velikij kak cerkovno-obshhestvennyj dejatel'. H.: Tip. Mirnyj Trud.

21. Вязигин А.С. 1908. В тумане смутных дней. Сборник статей, докладов, речей. Х.: Тип. Мирный Труд. Vjazigin A.S. 1908. V tumane smutnyh dnej. Sbornik statej, dokladov, rechej. H.: Tip. Mirnyj Trud.

22. Вязигин А.С. 1909. Возникновение городских общин на Западе в средние века // МТ. № 2. С. 83—100. Vjazigin A.S. 1909. Vozniknovenie gorodskih obshhin na Zapade v srednie veka / / MT. № 2. S. 83—100.

23. Вязигин А.С. 1909. Кровавый сочельник // МТ. № 12. С. 217—223. Vjazigin A.S. 1909. Krovavyj sochel'nik // MT. № 12. S. 217—223.

24. Вязигин А.С. 1909. Гололобовский инцидент (Страничка из истории политических партий России). Х.: Тип. Мирный Труд.

Vjazigin A.S. 1909. Gololobovskij incident (Stranichka iz istorii politicheskih partij Rossii). H.: Tip. Mirnyj Trud.

25. Вязигин А.С. 1912. Идеалы «Божьего царства» и монархия Карла Великого. СПб.: Сенатская тип. Vjazigin A.S. 1912. Idealy «Bozh'ego carstva» i monarhija Karla Velikogo. SPb.: Senatskaja tip.

26. Вязигин А.С. 1913. Думские выступления. Х.: Тип. Мирный Труд. Vjazigin A.S. 1913. Dumskie vystuplenija. H.: Tip. Mirnyj Trud.

27. Вязигин А.С. 1914. [Рец.] // МТ. № 10. С. 206—208 (Ардашев П. Н. 1914. Хрестоматия по всеобщей истории. К., Ч. 1. Эпоха гуманизма и реформации).

Vjazigin A.S. 1914. [Rec.] // MT. № 10. S. 206—208 (Ardashev P. N. 1914. Hrestomatija po vseobshhej is-torii. K., Ch. 1. Jepoha gumanizma i reformacii).

28. Вязигин А.С. 1916. Documenta historiam medii aevi illustrantia. Пособие к лекциям и практическим занятиям по истории средних веков. Х.: Тип. Мирный Труд, 1916—1917. Вып. 3. Вып. 4. Ч. 1. 1917.

Vjazigin A.S. 1916. Documenta historiam medii aevi illustrantia. Posobie k lekcijam i prakticheskim zanjati-jam po istorii srednih vekov. H.: Tip. Mirnyj Trud, 1916-1917. Vyp. 3. Vyp. 4. Ch. 1. 1917.

29. Вязигин А.С. 2008. Манифест созидательного национализма / Сост. и комм. А. Каплина и А. Степанова; отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации.

Vjazigin A.S. 2008. Manifest sozidatel'nogo nacionalizma / Sost. i komm. A. Kaplina i A. Stepanova; otv. red. O. Platonov. M.: Institut russkoj civilizacii.

30. Грегоровиус Ф. 1888. История города Рима в средние века. СПб.: Тип. Департамента уделов, Т. 4.

Gregorovius F. 1888. Istorija goroda Rima v srednie veka. SPb.: Tip. Departamenta udelov, T. 4.

31. Денисов А. 1917. А. С. Вязигин. По поводу 25-летия научно-педагогической деятельности. Х.: Тип. Мирный труд.

Denisov A. 1917. A. S. Vjazigin. Po povodu 25-letija nauchno-pedagogicheskoj dejatel'nosti. H.: Tip. Mirnyj trud.

32. Егоров Д.М. 1916. [Рец.] // Исторические известия. № 2. С. 121—124 (Вязигин А.С. 1916. Пособие к лекциям и практическим занятиям по истории средних веков. Х., Вып. 3).

Egorov D.M. 1916. [Rec.] // Istoricheskie izvestija. № 2. S. 121—124 (Vjazigin A.S. 1916. Posobie k lekcijam i prakticheskim zanjatijam po istorii srednih vekov. H., Vyp. 3).

33. Историко-филологический факультет Харьковского университета за первые 100 лет его существования (1805—1905) / Под ред. М. Г. Халанского, Д. И. Багалея. Х.: Тип. А. Дарре, 1908.

Istoriko-filologicheskij fakul'tet Har'kovskogo universiteta za pervye 100 let ego sushhestvovanija (1805— 1905) / Pod red. M. G. Halanskogo, D. I. Bagaleja. H.: Tip. A. Darre, 1908.

34. Иловайский Д.И. 1886. Очерки и рассказы из всеобщей истории. М.: Типо-лит. И.Н. Кушнерёва и К°, Ч. 2.

Ilovajskij D.I. 1886. Ocherki i rasskazy iz vseobshhej istorii. M.: Tipo-lit. I.N. Kushneijova i K°, Ch. 2.

35. Карсавин Л.П. 1913. [Рец.] // Научный исторический журнал. № 1. С. 75—80 (Вязигин А.С. 1912. Идеалы «Божьего царства» и монархия Карла Великого. СПб.).

Karsavin L.P. 1913. [Rec.] // Nauchnyj istoricheskij zhurnal. № 1. S. 75—80 (Vjazigin A.S. 1912. Idea-ly «Bozh'ego carstva» i monarhija Karla Velikogo. SPb.).

36. Корелин М.С. 1901. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. СПб.: Тип. АО Брокгауза и Ефрона.

Korelin M.S. 1901. Vazhnejshie momenty v istorii srednevekovogo papstva. SPb.: Tip. AO Brokgauza i Efrona.

37. Ланфре П. 1870. Политическая история пап. СПб.: Тип. Н. Скаратина.

Lanfre P. 1870. Politicheskaja istorija pap. SPb.: Tip. N. Skaratina.

38. Лебедев А.С. 1899. Учёное увлечение папством [Рец.] // Русский вестник. № 2. С. 658—663 (Вязигин А.С. 1898. Очерки из истории папства в XI в. Гильдебранд и папство до смерти Генриха III. СПб.).

Lebedev A.S. 1899. Uchjonoe uvlechenie papstvom [Rec.] // Russkij vestnik. № 2. S. 658—663 (Vja-zigin A.S. 1898. Ocherki iz istorii papstva v XI v. Gil'debrand i papstvo do smerti Genriha III. SPb.).

39. Левандовский А.П. 1995.Карл Великий. Через империю к Европе. М.: Соратник.

Levandovskij A.P. 1995. Karl Velikij. Cherez imperiju k Evrope. M.: Soratnik.

40. Лиман С.И. 1992. А.С. Вязигин как историк-медиевист // ВХУ. Вып. 25. № 362. С. 124—129.

Liman S.I. 1992. A.S. Vjazigin kak istorik-medievist // VHU. Vyp. 25. № 362. S. 124—129.

41. Лиман С.1. 1993. Медieвiстика в Украш в кшщ XIX — на початку XX ст. (1880—1917). Дис. ... канд. ют. наук. Х.: ХДУ, 346 с.

Liman S.I. 1993. Medievistika v Ukraini v kinci XIX — na pochatku XX st. (1880—1917). Dis. ... kand. ist. nauk. H.: HDU, 346 s.

42. Лиман С.И. 2015. Империя Карла Великого в курсах лекций и исследованиях медиевистов украинских земель Российской империи (XIX — начало XX вв.) / / Древности. 2014—2015. Вып. 13. Х., С. 320—329.

Liman S.I. 2015. Imperija Karla Velikogo v kursah lekcij i issledovanijah medievistov ukrainskih zemel' Ros-sijskoj imperii (XIX — nachalo XX vv.) // Drevnosti. 2014—2015. Vyp. 13. H., S. 320—329.

43. Лиман С.И. 2015. История cредневековой Франции в трудах учёных императорского Харьковского университета (XIX - начало XX вв.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История, политология». Белгород, № 7 (204). Вып. 34. С. 84—92.

Liman S.I. 2015. Istorija crednevekovoj Francii v trudah uchjonyh imperatorskogo Har'kovskogo universiteta (XIX - nachalo XX vv.) / / Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija «Istorija, politologija». Belgorod, № 7 (204). Vyp. 34. S. 84—92.

44. Лоренц Ф. 1844. Руководство к всеобщей истории. СПб.: Тип Н. Г. Греча, Ч. 2.

Lorenc F. 1844. Rukovodstvo k vseobshhej istorii. SPb.: Tip N. G. Grecha, Ch. 2.

45. Митряев А.И., Голубкин Ю.А.., Лиман С.И. 1991. Медиевистика в Харьковском университете // ВХУ. № 357. Сер. : История. Х., Вып. 24. С. 69—83.

Mitrjaev A.I., Golubkin Ju.A.., Liman S.I. 1991. Medievistika v Har'kovskom universitete // VHU. № 357. Ser. : Istorija. H., Vyp. 24. S. 69—83.

46. В.К. 1889. Папство и его отношение к светской власти до епохи Григория VII. Х.: Отдельный оттиск из журнала «Вера и разум».

V.K. 1889. Papstvo i ego otnoshenie k svetskoj vlasti do epohi Grigorija VII. H.: Otdel'nyj ottisk iz zhurnala «Vera i razum».

47. Обозрение преподавания предметов, распределение лекций и практических занятий в императорском Харьковском университете на 1902—1903 академический год. Х.: В университетской тип., 1902.

Obozrenie prepodavanija predmetov, raspredelenie lekcij i prakticheskih zanjatij v imperatorskom Har'kovskom universitete na 1902—1903 akademicheskij god. H.: V universitetskoj tip., 1902.

48. Обозрение преподавания предметов по историко-филологическому факультету императорского Харьковского университета на 1916—1917 учеб. год. Х.: Тип. «Печатное дело», 1916.

Obozrenie prepodavanija predmetov po istoriko-filologicheskomu fakul'tetu imperatorskogo Har'kovskogo universiteta na 1916-1917 ucheb. god. H.: Tip. «Pechatnoe delo», 1916.

49. Отчёт о состоянии и деятельности императорского Харьковского университета за 1894 г. // ЗХУ. 1895. Кн 2. С. 1-139.

Otchjot o sostojanii i dejatel'nosti imperatorskogo Har'kovskogo universiteta za 1894 g. // ZHU. 1895. Kn 2. S. 1-139.

50. Очерки истории исторической науки в СССР. М.: Изд-во АН СССР. Т. 3. 1963. Ocherki istorii istoricheskoj nauki v SSSR. M.: Izd-vo AN SSSR. T. 3. 1963.

51. Робертсон Д. 1890. История христианской церкви от апостольского века до наших дней. СПб.: Тип. И.Л. Тузова, Т. 1.

Robertson D. 1890. Istorija hristianskoj cerkvi ot apostol'skogo veka do nashih dnej. SPb.: Tip. I.L. Tuzova, T. 1.

52. Семергей Е.Г. 2015. А.С. Вязигин - учёный, преподаватель, общественный деятель // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, № 1 (81). С. 111-115.

Semergej E.G. 2015. A.S. Vjazigin - uchjonyj, prepodavatel', obshhestvennyj dejatel' // Nauchnaja mysl' Kavkaza. Rostov-na-Donu, № 1 (81). S. 111-115.

53. Трубецкой Е.Н. 1897. Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства в творениях Григория VII и публицистов - его современников. К.: Тип. С. В. Кульженко.

Trubeckoj E.N. 1897. Religiozno-obshhestvennyj ideal zapadnogo hristianstva v XI v. Ideja Bozheskogo carstva v tvorenijah Grigorija VII i publicistov - ego sovremennikov. K.: Tip. S. V. Kul'zhenko.

54. Трубецкой Е.Н. 1899. Новый труд по истории папства [Рец.] // Русская мысль. № 2. С. 121-128 (Вязигин А. С. 1898. Очерки из истории папства в XI в. Гильдебранд и папство до смерти Генриха III. СПб.).

Trubeckoj E.N. 1899. Novyj trud po istorii papstva [Rec.] // Russkaja mysl'. № 2. S. 121-128 (Vjazigin A. S. 1898. Ocherki iz istorii papstva v XI v. Gil'debrand i papstvo do smerti Genriha III. SPb.).

55. Шлоссер Ф. 1869. Всемирная история. СПб.; М.: Тип. М. Вольфа, Т. 2. Shlosser F. 1869. Vsemirnaja istorija. SPb.; M.: Tip. M. Vol'fa, T. 2.

56. Stenzel G.A. Geschichte Deutschlands unter den Fränkischen Kaisern. Leipzig : Bei F. Perthes, 1827. Bd. 1.

57. Floto H. Kaiser Heinrich IV und sein Zeitalter. Stuttgart und Hamburg : Verlag von R. Beffer, 1855. Bd. 1.

58. Martens W. Die Besetzung des päpstischen Stuhls unter den Kaisern Heinrich III und Heinrich IV. Freiburg: Akademische Verlagsbuchhandlung, 1887.

59. Martens W. Gregor VII. Sein Leben und Wirken. Leipzig : Duncker & Humblot, 1894.

60. Mirbt C. Die Publizistik im Zeitalter Gregors VII. Leipzig : Hinrichs'sche Buchhandlung, 1894.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.