ЛЮДИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ
УДК 930.1 (091)
А.С. ВЯЗИГИН - УЧЕНЫЙ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
Е.Г. Семергей
Личность Андрея Сергеевича Вязигина (1867-1919) с уверенностью можно назвать разносторонней и многогранной. Сведения о его жизни и деятельности весьма немногочисленны. О его взглядах можно было узнать разве что из написанных им и опубликованных в журналах "Мирный труд" [1] и "Вестник Русского Собрания" [2] статей. Имеется и сборник статей и речей А.С. Вязигина "В тумане смутных дней" [3], вышедший в 1908 г. В основном это его выступления на заседаниях Третьей Государственной Думы. Сохранились некоторые сведения о преподавательской деятельности профессора в Харьковском университете [4, 5] и на Высших женских курсах [6]. К сожалению, до сих пор, кроме работ харьковских ученых А.Д. Каплина и А.Д. Степанова [7], крупных трудов, посвященных деятельности Андрея Сергеевича, нет.
А.С. Вязигин являлся активным общественным деятелем, политиком, прекрасным преподавателем и видным ученым. Он выступал одним из инициаторов создания монархических организаций в родном городе Харькове, ("Харьковский Союз" и "Харьковский отдел Русского Собрания"). С 1902 г. он являлся издателем-редактором журнала "Мирный труд", публиковавшим статьи монархической и православной направленности; с 1911 г. издавал газету "Харьковские губернские ведомости". С 1907 по 1912 гг. А.С. Вязигин являлся членом III Государственной Думы от Харьковской губернии, с 1908 г. был избран председателем фракции правых. Он активно выступал за сохранение самодержавного строя,
Семергей Елена Геннадьевна - аспирант кафедры отечественной истории Института истории и международных отношений Южного федерального Университета, 344082, г Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 33, e-mail: [email protected], тел. 8(863)2184063.
в защиту Православной церкви и возрождение патриотических ценностей. Данное направление является весьма актуальным в контексте набирающей обороты дискуссии о державном патриотизме в современной России. К тому же актуальность данной статьи обусловливается усилением интереса научного сообщества и общественности к идеям и деяниям русских консерваторов.
Научная карьера Андрея Сергеевича складывалась следующим образом. С 1886 г. он обучался в Харьковском университете на историко-филологическом факультете. С 1 января 1892 г. А.С. Вязигин был оставлен стипендиатом для приготовления к профессорскому званию по кафедре всеобщей истории. Через два года Андрей Сергеевич выдержал необходимые экзамены и получил звание приват-доцента по кафедре всемирной истории, где и начал читать лекции по истории Средних веков. В 1899 г. Андрей Сергеевич был приглашен для преподавания в Юрьевский, а после этого и в Киевский университеты. Но на поступившее предложение ответил отказом, решив остаться в Харькове. "С 1901 г. по поручению факультета читает, помимо истории Средних веков, обязательный курс по истории Рима", о чем сообщалось в юбилейном издании, посвященном столетнему юбилею историко-филологического факультета Харьковского университета. [5, с. 295].
В своей статье по поводу 25-летия научной деятельности профессора А.С. Вязигина Яков Андреевич Денисов, коллега и близкий товарищ Андрея Сергеевича, давал ему такую характеристику как преподавателю:
Elena Semergey - Southern Federal University, 33, B. Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344082, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2184063.
"Будучи хорошо знаком со своим предметам по первоисточникам, отличаясь удивительно тонким критическим чутьем, совмещающимся у него - что так редко бывает - с даром комбинации, свободно владея художественным словом, А.С. Вязигин пользуется исключительным успехом у своих слушателей как лектор" [8, с. 25]. Столь положительная характеристика коллеги по работе свидетельствует о том, что преподавательский талант профессора заслуживал самой высокой оценки, а его научная деятельность была отмечена не только хорошим знанием источников и литературы по истории Средних веков, но и умением интересно преподнести предмет аудитории. По свидетельству Я.А. Денисова, студенты с большим удовольствием посещали его лекции в течение всего обучения.
В 1899 г. в Харьковском университете был учрежден кабинет практических занятий при историко-филологическом факультете, в котором читались лекции и велись практические занятия. В нем находилась значительная библиотека. Кабинет частично пополнялся за счет пожертвованной литературы. Например, 177 томов поступили от редакции журнала "Мирный труд", который издавал сам А.С. Вязигин. Практические занятия с момента создания кабинета до 1905 г. по кафедре всеобщей истории велись профессором В.П. Бузескулом, приват-доцентом А.С. Вязигиным и В.В. Лапиным. Яков Андреевич Денисов утверждал, что А.С. Вязигин великолепно вел практические занятия: "Он поражает здесь своим терпением и настойчивостью, с коим он приучает своих слушателей и слушательниц относиться вдумчиво к читаемым под его руководством памятникам давно угасшей жизни, угадывать, какой внутренний смысл кроется за порою туманными фразами какого-нибудь средневекового клирика" [8, с. 3]. "Кроме того, факультет выбрал комиссию в составе профессоров И.В. Нетушила, Д.И. Багалея и М.Г. Халанского и приват-доцента А.С. Вязигина для составления проекта устава студенческого научно-литературного кружка, об открытии которого обратились к профессорам студенты историко-филологического факультета" [4, с. 84]. Впоследствии устав был утвержден, а кружок открыт. Он носил название "Кружок для занятий по истории русской и западно-европейских литератур" и функционировал около пяти лет в кабинете для практических занятий.
А.С. Вязигин являлся членом Историко-филологического общества, которое было открыто при Харьковском университете еще в 1876 г. Он не раз выступал на заседаниях общества с докладами. Так, по всеобщей истории им было прочитано четыре доклада: «О книге барона Таубе "Принципы мира и права в международных столкновениях средних веков"», "К истории развития средневекового аскетизма", "О трудах Зибеля по средневековой истории", "О распадении преобразовательной партии при папе Александре II" По русской истории А.С. Вязигин прочитал лишь один доклад - "Об убиении царевича Дмитрия" [8, с. 17]. Будучи прекрасным и увлеченным специалистом по медиевистике, он проявлял интерес и к другим областям исторической науки. А.С. Вязигин входил в состав Харьковской комиссии народных чтений, принимал активное участие в ее работе и составил краткий очерк ее деятельности за первые 10 лет. 29 декабря 1899 г. Андрей Сергеевич был командирован в Москву на заседания предварительного комитета по устройству археологического съезда в Харькове [5, с.295].
А.С. Вязигина глубоко волновало будущее образовательной системы в России. Ведь многие молодые умы были охвачены тогда революционными идеями. В 1899-1901 гг. начали набирать силу антиправительственные студенческие выступления. Профессоров, являвшиеся приверженцами монархического течения, бойкотировали революционно настроенные студенты: занятия срывались, лекции не посещались. По этой причине часть харьковской профессуры, в которую входил Андрей Сергеевич, приняла решение направить прошение в Совет Русского Собрания с просьбой открыть его отдел в Харькове. Письмо с такой же просьбой было направлено и губернатору Харькова. Позже на это письмо был получен положительный ответ [9]. Таким образом А.С. Вязигин пытался защитить монархические порядки и основы консервативного строя, верным сыном которого являлся.
А.С. Вязигин считал, что противостоять надвигающейся смуте надлежит не только части профессорского состава. Студенты тоже должны откликаться на призывы содействовать предотвращению происходивших в стране беспорядков. Профессор призывал учащуюся молодежь в период смутного времени прочно стоять на позициях существующего строя. Вследствие этого в 1902 г. образова-
лась группа лиц из пятидесяти человек, "пожелавших противодействовать возникавшим в то время забастовкам учащейся молодежи и успевших воспрепятствовать студенческим сходкам и прекращению учебных занятий. На этот добрый почин отозвались некоторые профессора университета, принявшие под свое покровительство благонамеренную группу студентов..." [10, с. 8]. А.С. Вязигин, остро переживавший происходившие в стране беспорядки, все же считал русскую молодежь надеждой и опорой страны в столь сложный для нее час. По его словам, нынешние студенты - это резерв будущих профессиональных кадров, так необходимых России. Несмотря на происходившие события, А.С. Вязигин продолжал самозабвенно читать лекции студентам. Аудитория профессора была столь же многочисленной, как и в начале его преподавательской деятельности.
Несмотря на складывающуюся ситуацию поворота многих молодых людей в сторону западнических идеалов, в стране, как считал А.С. Вязигин, оставалась и здравомыслящая молодежь. Учащиеся по всей стране организовали оппозицию, которая выступала за урегулирование в студенческой жизни и в научной среде всевозможных конфликтов. "Оппозиция" сплотилась в узаконенные корпорации. Такие ее организации, как "Труд и Надежда" в Томске, "Денница" в Петербурге, "Единение сила" и "Рассвет" в Одессе были известны по всей стране [10, с. 132]. Молодежь, входившая в ряды данных организаций, была объединена стремлением к науке и неуемным желанием получить необходимые знания. А.С. Вязигин с оптимизмом заявлял, что чем сильнее становятся беспорядки, тем крепче светлые молодые умы держатся за университетские уставы и соблюдают предписанные в них нормы. Но разрешение на сдачу экзаменов в университетах зачастую выдавалось противниками существующего строя, что, несомненно, усложняло эту возможность. Вязигин замечал, что "если этого разрешения нет, то никто не смеет приступать к испытаниям под страхом оскорблений, побоев, даже последующих преследований, мешающих использовать приобретенные знания" [10, с. 201-202]. Тех, кто все-таки сдавал экзамены, ждали нелегкие испытания, в том числе отказы от принятия на ту или иную должность, обвинения в шпионаже, доносах и многие другие препятствия.
А.С. Вязигин считал, что настоящий преподаватель должен стремиться развивать в себе такие качества, как человеколюбие, уважение к студенту, справедливость, терпимость. И эти качества должны иметь место при любых обстоятельствах. Многие либерально настроенные преподаватели осуждали студентов, которые стремились к сохранению прежних устоев в стране. Профессора заявляли, что со студентами, являющимися членами Русского Собрания, совершенно невозможно вести научные беседы из-за их доносов. Но такие преподаватели не считали зазорным класть в карман жалование, поступающее от средств этих студентов, не выполнив своих прямых обязанностей как наставников. А.С. Вязигин был возмущен этим. Он считал, что преподаватель как профессионал своего дела не должен обращать внимания на политические или какие-либо другие жизненные убеждения студента. Педагог обязан давать учащимся знания, а в отдельных беседах со студентом воспитывать в них чувство долга и патриотизм, наставлять их на путь служения Родине. А если преподаватель отказывается выполнить свою обязанность, оплаченную, быть может, последними грошами бедняка, то этим самым он свидетельствует о своей полной несостоятельности [3, с. 285].
В 1907 г. А.С. Вязигин был избран в III Государственную Думу, в связи с чем в 19071912 гг. ему пришлось расстаться с преподавательской деятельностью. После окончания работы в Думе А.С. Вязигин решил больше не принимать участия в новых выборах. Он вновь вернулся к научно-педагогической деятельности в Харькове. Но приверженность к консервативным взглядам наложила отпечаток на его работу. А.С. Вязигин получил должность ординарного профессора позже заявленного срока.
С весны 1914 г. Андрей Сергеевич преподавал на Высших женских курсах при То -вариществе трудящихся женщин. Он читал в осеннем полугодии "Общий курс по истории средних веков (эпоха борьбы за инвести-тутру и крестовых походов)" и вел практические занятия по "Ознакомлению с важнейшими изданиями средневековых источников и их критической оценкой" для 3 и 4 курсов; в весеннем полугодии читал "Общий курс по истории средних веков (история Западной Европы в Х1У-ХУ вв.)" и вел практические занятия по "Ознакомлению с важнейшими
источниками XIV-XV вв." для 3 и 4 курсов [5, с. 9]. Профессор великолепно знал предмет и прекрасно разбирался в источниках. А.С. Вязигиным было выпущено пособие, которое представляло собой "Сборник документов", иллюстрирующих историю Средних веков" (2 выпуска), которое, по отзыву такого компетентного судьи, как московский профессор Д.Н. Егоров, было едва ли "не лучшим, что у нас пока издавалось в этом роде" [10, с. 362]. Андрей Сергеевич пытался научить молодых людей задумываться и анализировать информацию, получаемую не только из научных трудов и источников, но и из сложившихся жизненных обстоятельств.
А.С. Вязигин, будучи выдающимся преподавателем, являлся чутким наставником, умевшим организовать и заинтересовать студентов. Он считал, что кроме передачи научных знаний педагог должен своим примером воспитывать в студентах лучшие человеческие качества: "Профессор не сыщик, не палач, а наставник, не имеющий права забывать о своем долге, обязанный подавать пример терпимости и уважения к чужим мнениям... кто же научит юношу ценить свободу убеждений, неприкосновенность личных воззрений...?" [10, с. 203]. Несмотря на гонения и обвинения в адрес А.С. Вязигина, возникавшие в среде студенчества забастовки и срывы занятий, он все же не изменил своих жизненных позиций и достойно выдержал все выпавшие на его долю испытания. Человеколюбие, уважительное отношение преподавателя к своим студентам - вот что отличало А.С. Вязигина как одного из замечательных представителей преподавательского "сословия" в дореволюционной России.
А.С. Вязигин являлся довольно значимой и неординарной фигурой в политической и общественной жизни России начала XX века. Он активно выступал за сохранение консервативных устоев страны в период надвигающейся революции. Эта позиция профессора ясно прослеживалась также в период его преподавательской деятельности и работы со студентами. Во время студенческих волнений и беспорядков он пытался убедить учащуюся молодежь не идти вслед за революционным течением, а твердо стоять на позициях монархического строя и исконно русских патриотических ценностей. После прихода большевиков к власти А.С. Вязигин не от-
казался от своих убеждений, приверженцем которых он оставался до конца своих дней.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вязигин А.С. Является ли "Русское собрание" противником всяких преобразований // Мирный труд. 1905. № 6. С. 11-15.
2. Он же. Перед последней сессией // Вестник Русского Собрания. 1911. № 27. С. 7-13.
3. Вязигин А. В тумане смутных дней. Сборник статей, докладов и речей. Харьков: Типография журнала "Мирный труд", 1908. 480 с.
4. Ученые общества и учебно-вспомогательные учреждения Харьковского университета (1805-1905 гг.). Харьков: Типография "Печатное дело", 1911. С. 282.
5. Историко-филологический факультет Харьковского университета за первые 100 лет его существования (1805-1905) / Под ред. М. Г. Халанского, Д.И. Багалея. Харьков: Тип. Адольфа Дарре, 1908. 296 с.
6. Обозрение преподавания предметов по историко-филологическому факультету на 1916-1917 учебный год / Харьковские высшие женские курсы. Харьков: Тип. журнала "Мирный труд", 1916. 16 с.
7. Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917 / Сост. А.Д. Степанов, А.А. Иванов; Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2008. 640 с. С. 130-135.
8. Денисов Я.А. А.С. Вязигин: по поводу 25-летия научно-педагогической деятельности. Харьков: Тип. журнала "Мирный труд", 1917. 26 с.
9. Государственный архив Харьковской области. Ф. 3. Оп. 283. Д. 362. Л. 2-4.
10. Вязигин А.С. Манифест созидательного национализма / Сост. А. Каплина и А. Степанова; Отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2008. 400 с.
REFERENCES
1. Vyazigin A.S. Mirnyy trud, 1905, no. 6, pp. 11-15.
2. Vyazigin A.S. Vestnik Russkogo Sobraniya, 1911, no. 27, pp. 7-13.
3. Vyazigin A. V tumane smutnykh dney. Sbornik statey, dokladov i rechey [In the fog of vague days. A collection of articles, reports and speeches]. Kharkov, Printing of the journal "Mirnyy trud", 1908, 479 p.
4. Uchenye obshchestva i uchebno-vspomogatel'nye uchrezhdeniya Khar'kovskogo universiteta (18051905) [Learned societies and educational support institutions of Kharkov University (1805-1905,)]. Kharkov, Printing "Pechatnoe delo", 1911, p. 282.
5. Istoriko-filologicheskiy fakul'tet Khar'kovskogo universiteta za pervye 100 let ego sushchestvovaniya (1805-1905) [Historical-philological faculty of the Kharkov University for the first 100 years of its existence (1805-1905)]. Eds. by M.G. Khalanskiy, D.I. Bagaley, Kharkov, Printing of Adolf Darre, 1908, 295 p.
6. Obozrenie prepodavaniya predmetov po istoriko-filologicheskomu fakul'tetu na 1916-1917 uchebnyy god [Review of teaching on the historical-philological faculty in the 1916-1917 school year]. Kharkov, Printing of the journal "Mirnyy trud", 1916, 16 p.
7. Chernaya sotnya. Istoricheskaya entsiklopediya 1900-1917 [The Black Hundreds. Historical encyclopedia 1900-1917]. Compilers A.D. Stepanov, A.A. Ivanov. Ed. by O.A. Platonov. Moscow, Institute of Russian civilization, 2008, 640 p.
8. Denisov Ya.A. A.S. Vyazigin: po povodu 25-letiya nauchno-pedagogicheskoy deyatel'nosti [A.S. Vyazigin:
on the occasion of the 25th anniversary of scientific and pedagogical activity]. Kharkov, Printing of the journal "Mirnyy trud", 1917, 26 p.
9. Gosudarstvennyy arkhiv Khar'kovskoy oblasti [State archives of Kharkiv region], F. 3, Op. 283, D. 362, L. 2-4.
10. Vyazigin A.S. Manifest sozidate l'nogo natsionalizma [Manifest constructive nationalism]. Compiler A. Kaplin, A. Stepanov, Ed. by O. Platonov, Moscow, Institute of Russian civilization, 2008, 400 p.
6 февраля 2015 г.