Научная статья на тему 'Научная диаспора как ресурс развития белорусской науки'

Научная диаспора как ресурс развития белорусской науки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ДИАСПОРА / ДИАСПОРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / SCIENTIFIC DIASPORE / DIASPORAL POLICY / INTERNATIONAL SCIENTIFIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артюхин М. И., Мееровская О. А.

Приведен зарубежный опыт в области сотрудничества с научной диаспорой. Охарактеризованы проблемы интеграции интеллектуального потенциала белорусской научной диаспоры в развитие страны. Даны формулировки базовых условий формирования мер и механизмов сотрудничества с белорусской научной диаспорой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC DIASPORE AS A DEVELOPMENT RESOURCE FOR THE BELARUSIAN SCIENCE

Foreign experience in the field of cooperation with a scientific diaspore is cited. Problems of the integration of intellectual potential of the Belarusian scientific diaspore in country development is characterized. Base formation conditions for steps and mechanisms of the cooperation with Belarusian scientific diaspore are formulated.

Текст научной работы на тему «Научная диаспора как ресурс развития белорусской науки»

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И МИГРАЦИЙ

УДК 001.007:314.7+001.83(476)

М. И. АРТЮХИН,

кандидат философских наук, доцент,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

О. А. МЕЕРОВСКАЯ,

Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, г. Минск

НАУЧНАЯ ДИАСПОРА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАУКИ

Приведен зарубежный опыт в области сотрудничества с научной диаспорой. Охарактеризованы проблемы интеграции интеллектуального потенциала белорусской научной диаспоры в развитие страны. Даны формулировки базовых условий формирования мер и механизмов сотрудничества с белорусской научной диаспорой.

Ключевые слова: научная диаспора, диаспоральная политика, международное научное сотрудничество.

Диаспоральная политика и белорусская научная диаспора. В настоящее время многие государства, имеющие зарубежные диаспоры, разработали в той или иной форме и реализуют на практике программы и действенные механизмы мобилизации интеллектуального потенциала диаспоры для экономического и социального развития страны-метрополии. Все большее число стран приходят к пониманию того, что диаспора - это не просто часть народа, проживающего за пределами страны-метрополии, имеющего с ней общие духовные, культурные и исторические корни и стремящегося к поддержанию разнообразных контактов с исторической родиной, но прежде всего транснациональная сеть, обладающая весомым социокультурным, общественно-политическим и экономическим потенциалом.

Анализ статистических данных показывает, что образовательный потенциал белорусской диаспоры новой волны достаточно высок. Доля лиц с высшим образованием в общей численности эмигрантов составила: в 1994 г. -32,7% (2,3 тыс. чел.); в 2000 г. - 27,6% (2,3 тыс чел.), в 2009 г. - 27,2% (2,1 тыс. чел.). Наиболее значительный интеллектуальный потенциал имеют эмиграционные потоки, направляющиеся в Израиль и США. Суммарная численность эмигрантов-ученых и преподавателей вузов за период 1996-2009 гг. составила около тысячи человек. Следует отметить, что названная цифра - это «полные» эмигранты, т. е. люди, потерявшие белорусское гражданство. Количество же

ученых и высококвалифицированных специалистов, длительное время работающих за границей без потери белорусского гражданства, можно определить очень приблизительно. По оценкам специалистов, их порядка 4-5 тыс. человек. Именно эта цифра и отражает, на наш взгляд, количественный состав белорусской научной диаспоры. Тем самым становится очевидным, что проблема интеграции и консолидации белорусских соотечественников-ученых и высококлассных специалистов представляется актуальной и для Беларуси. Однако следует отметить, что Беларусь до сих пор не имеет четкой концепции взаимодействия с национальной диаспорой. В результате теряется целый пласт возможностей использования интеллектуального потенциала белорусской диаспоры для развития научной сферы Беларуси.

Сегодня на правительственном уровне все более настойчиво приходит осознание необходимости разработки и реализации действенной государственной диаспоральной политики и механизмов взаимодействия с белорусской научной диаспорой, разбросанной по многим странам мира.

Как свидетельствует мировой опыт, имеется два способа интеграции интеллектуального потенциала диаспоры в развитие страны происхождения: 1) реализация масштабных репатриационных программ возвращения ученых и высококвалифицированных специалистов; 2) дистанционная мобилизация научной диаспоры и ее включение в развитие научной сферы страны происхождения посредством информационных сетей и других форм научного сотрудничества.

Реализация весьма затратных целевых государственных программ для масштабной репатриации ученых и специалистов-соотечественников, находящихся за границей, оказалась по силам таким странам, как Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Китай и др. В этом плане особенно интересен опыт Китая, который активно использует политический, экономический и интеллектуальный потенциал национальной диаспоры в интересах государства. Формула «китаец везде китаец» не только обеспечивает высокую степень диаспораль-ной консолидации, но и достаточно эффективную систему взаимодействия с исторической родиной и китайскими общинами в других странах. Такая политика приносит свои плоды. Больше половины иностранных капиталовложений в китайскую экономику приходится на хуацяо (так называют выходцев из Китая, проживающих в других странах. К ним относятся как граждане КНР, временно проживающие за границей, так и потомки китайских эмигрантов, являющиеся гражданами стран, в которых они проживают). Китайские эмигранты из числа хуацяо руководят программами экономического развития ряда китайских регионов и экономических зон. КНР осуществляет сотрудничество с хуацяо и в научно-технической сфере. В КНР развернуты масштабные государственные программы по возвращению в Китай высококвалифицированных специалистов и перспективных научных сотрудников, получивших зарубежное образование и/или длительное время работающих за границей. Так, например, руководство КНР, согласно Государственной про-

грамме по возвращению специалистов «100 ученых», не только обеспечивает достойную оплату труда (заработная плата в размере 250 тыс. евро за три года) экспатриантов, но и обеспечивает их жильем, а также частично оплачивает обучение их детей за границей. Как результат, сегодня около половины членов президиума Академии наук КНР, одна треть руководителей ведущих институтов - реэмигранты. Кроме того, представители китайской научной диаспоры интенсивно включены в развитие научной и образовательной сферы страны происхождения посредством различных форм научного сотрудничества (чтение лекций в ведущих китайских университетах, обмен научным опытом, проведение совместных научных исследований и др.). Силами хуацяо созданы фонды (на общую сумму свыше 500 млн американских долларов) для субсидирования обучения китайской молодежи в университетах США и Западной Европы. Попытки вернуть на родину высококвалифицированных ученых предпринимаются европейскими странами, в том числе имеющими гораздо более скромные, чем Китай, возможности. Широко известен переезд в Австрию из Торонто «звезды» современной генетики австрийца Йозефа Пеннингера. Вместе с тем данный случай следует отнести к исключениям: Й. Пеннингер получил предложение возглавить созданный специально для него и оснащенный по самым лучшим мировым стандартам Институт молекулярных биотехнологий Австрийской академии наук.

Задача формирования масштабной государственной программы по возвращению соотечественников является актуальной и для России. Об этом свидетельствуют не только заявления первых лиц Российской Федерации, но и программные документы, определяющие диаспоральную стратегию России, в частности Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (2006), Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 гг., новая Концепция внешней политики России (2008). Особенно следует отметить деятельность Правительства Москвы как субъекта Российской Федерации, взявшего на себя функции по разработке и внедрению пилотных проектов в сфере сотрудничества с зарубежными соотечественниками и особенно с научной диаспорой. Новые подходы к взаимодействию с российской диаспорой осуществляют Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом; МИД России; Росзарубежцентр; Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации; посольства; соответствующие комитеты Государственной Думы. Международный форум «Зарубежная диаспора - интеллектуальный ресурс России» (2003), собравший соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья, стал началом серьезного и предметного разговора о путях и формах взаимодействия с русскоязычной диаспорой в области образования, науки, культуры и искусства.

К слову, Россия - не единственная на пространстве СНГ страна, озабоченная возвращением соотечественников. Определенные шаги в этом направле-

нии предпринимает Казахстан. В 2011 г. Министерство науки и образования Республики Казахстан разработало специальную репатриационную программу стоимостью в 2 млн американских долларов. Программа направлена на возвращение в страну казахстанских исследователей и высококвалифицированных вузовских преподавателей, занимающих высокие позиции в зарубежных научных центрах и университетах.

Еще более впечатляет реализация масштабного образовательного проекта по созданию в столице Казахстана исследовательского университета, входящего в признанные глобальные рейтинги мировых университетов. Вуз, созданный по поручению Президента Казахстана Н. Назарбаева, призван стать национальным брендом, гармонично сочетающим казахстанскую идентичность, лучшую международную образовательную модель и научную практику. Реализация проекта позволит молодым казахстанцам, не выезжая за пределы страны, получить образование на уровне мировых стандартов. Это относится к качеству предлагаемых академических программ, профессорско-преподавательскому составу, материально-технической базе, методам обучения, уровню проведения исследовательской деятельности. Университет им. Н. Назарбаева начал функционировать с сентября 2010 г. С целью обеспечения деятельности университета принят специальный Закон РК «О статусе «Назарбаев Университет», который направлен на внедрение современной формы управления в сфере образования, создание модели исследовательского университета, обеспечивающего интеграцию образования, науки и производства, создание условий для внедрения новых стандартов образования с учетом наилучшей мировой практики в области образования. Закон предоставляет руководству вуза исключительные права в части найма высококвалифицированных преподавателей и исследователей из числа ученых-соотече-ственников и зарубежных специалистов, а также для создания условий для их работы, в том числе оснащения научных лабораторий. Так, например, годовая заработная плата доцента составляет от 78 тыс. USD, профессора - 210 тыс. USD. Кроме того, предусмотрены такие привилегии для репатриантов и зарубежных исследователей, как предоставление жилья (в зависимости от состава семьи), бесплатной медицинской страховки, оплачиваемого отпуска, пособия по переезду и т. п. Эффективность предпринимаемых мер не вызывает сомнения: по состоянию на июнь 2011 г., т. е. всего через год после открытия Университета им. Н. Назарбаева на работу в его научные центры и лаборатории было принято 50 специалистов, из которых 40 составили репатрианты и 10 - иностранные исследователи. Учитывая масштабы проекта - его бюджет оценивается в 4-5 млрд USD, - можно предположить, что в ближайшие годы эти цифры вырастут.

Необходимость создания социально-экономических условий, способствующих возвращению ученых-соотечественников на родину, декларирована и в Беларуси. Пунктом 6 Мероприятий по внешней миграции в интересах Республики Беларусь в рамках Национальной программы демографической

безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (утверждена Указом Президента Республики Беларусь № 357 от 11 августа 2011 г.) НАН Беларуси, МВД, Минтруда и соцзащиты, Минобразования, Минкультуры, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено в 2012-2015 гг. создать социально-экономические и правовые условия «для закрепления в стране лиц, составляющих научно-технический, интеллектуальный и творческий потенциал белорусского общества, и возвращения на родину высококвалифицированных специалистов и ученых-соотечественников».

Очевидно, что для Беларуси сегодня и в обозримом будущем наиболее реалистичной программой интеграции интеллектуального потенциала диаспоры в развитие страны происхождения является ее дистанционная мобилизация, т. е. создание системы и механизмов использования интеллектуального ресурса диаспоры в целях развития научной и инновационной сферы страны без возвращения экспатриантов в страну происхождения. Понимание этого имеется на уровне Правительства республики. В 2010 г. оно инициировало и поручило Государственному комитету по науке и технологиям совместно с Минобразования, НАН Беларуси и МИД начать работу по «установлению белорусской научной диаспоры и выработке действенных механизмов сотрудничества с ней», а в перспективе разработать с учетом мирового опыта основы диаспоральной политики, нацеленной на повышение роли белорусской научной диаспоры, ученых-соотечественников, работающих в зарубежных странах, в социально-экономическом и научно-технологическом развитии Беларуси.

Анализ существующей практики взаимодействия государств с зарубежными диаспорами позволяет выявить несколько тенденций в развитии государственной диаспоральной политики. Во-первых, это отход от осуществления преимущественно репатриационной политики (возвращение эмигрантов в страну их происхождения с восстановлением в правах гражданства) и переход к политике прагматического использования экономического и интеллектуального потенциала диаспоры в интересах страны-метрополии. Во-вторых, все более широкое применение стратегии дистанционной мобилизации научной диаспоры и ее включение в развитие научной сферы страны происхождения посредством информационных сетей и других форм научного сотрудничества. Последнее явилось осознанием того факта, что процесс формирования научных диаспор в современных условиях определяется прежде всего глобализацией экономической и научной сфер и распространением информационных технологий.

Задача создания механизма дистанционной мобилизация научной диаспоры и ее включения в развитие научной сферы России посредством информационных сетей впервые была поставлена в 2003 г. на Международном форуме «Зарубежная диаспора - интеллектуальный ресурс России». И здесь России и ее научной диаспоре не надо было «изобретать велосипед»: к тому времени многие страны уже создали подобные информационные сети, объединя-

ющие научные диаспоры, и решили проблему мобилизации интеллектуальных ресурсов ученых-экспатриантов. Такие сети, как Глобальная корейская сеть, BGN, ASTA (Саудовская Аравия), и Тунисский научный консорциум организуют ежегодные конференции, которые сосредотачиваются на определенных вопросах, представляющих интерес для членов сети, а также для страны происхождения. Например, ASTA организовывает совместные конференции с Иорданским научно-техническим университетом, международные конференции по вопросам энергии и выставки в сотрудничестве с Университетом Бахрейна, конференции по водным ресурсам и окружающей среде.

В Финляндии в настоящее время действуют проект «Интернет-ресурсы» и проект, направленный на сотрудничество русскоязычной научной диаспоры с Санкт-Петербургским государственным университетом. Эти проекты направлены на интеграцию научной диаспоры и российской науки и образования. Проект «Интернет-ресурсы» включает в себя информационные интернет-проекты: Researcher@, Neuroscience и Neuronet. Соответствующие сайты были созданы и поддерживаются инициативной группой из числа представителей русскоязычной диаспоры. Сайт Researcher@ (www.researcher-at.ru) действует как площадка для общения диаспоры и научного сообщества России. Через сайт проходят информационные потоки, происходит обмен научной информацией. Сейчас Researcher@ выдвигает новую инициативу - «Россия - соотечественникам», где помимо информации о российской диаспоре за рубежом, которую размещают представители диаспоры, будет обеспечено еще и встречное участие российского научного сообщества. Ставится задача создания единой информационной площадки для обеспечения соотечественников россиян информацией о проектах, открытых для их участия по определенной тематике и тематической конъюнктуре. Так, был создан специальный форум для специалистов, занимающихся проблемами нейробиологии, - Neuroscience.ru -современная нейробиология (www.neuroscience.ru).

Следует отметить, что в России инициатива установления и развития связей со своими коллегами в стране происхождения принадлежит русскоязычной научной диаспоре. С целью более полной национальной и профессиональной идентификации представители российской диаспоры в ряде случаев объединяются в ассоциации, которые организуют и проводят различные научные, образовательные, социальные и культурные мероприятия, объединяющие представителей научной диаспоры и ученых страны-метрополии. Наиболее активной и многочисленной сегодня является Russian-speaking Academic Science Association (RASA). Ассоциация основана на Первом Международном семинаре бывших советских ученых, работающих в настоящее время вне Российской Федерации, который состоялся в октябре 2008 г. во Франции (www. ntr2008.com). Ассоциация объединяет научных работников, инженеров и предпринимателей в области высоких технологий из бывшего Советского Союза, работающих ныне вне Российской Федерации.

Говоря о диаспоральной политике, следует отметить, что проблема взаимодействия с научной диаспорой и ее включения в развитие науки страны-ме-

трополии затрагивает различные аспекты экономической, социальной и научной политики государства. Для придания этому процессу динамичного характера необходимы серьезные законодательные, организационные и финансовые меры. Речь здесь должна идти не о проведении очередной кампании, а о разработке и реализации принципиально новой научной и миграционной политики государства.

Научно-техническая политика оперирует достаточно широким набором мер и инструментов для поддержки международного научного сотрудничества. Они могут получить новую окраску и дать больший эффект, если будут организованы с фокусом на зарубежную научную диаспору.

Опыт стран Евросоюза говорит о том, что открытие национальных научных программ для зарубежных исследователей является широко распространенной формой международного научного сотрудничества. Юридически государственные научно-технические программы в Беларуси открыты для зарубежных исполнителей, в том числе и для ученых-соотечественников. Более того, ограничение по выделению им финансовой поддержки отсутствует. Сам по себе факт доступности отечественных научных программ для зарубежных исследователей является свидетельством открытости научно-технической сферы страны и отвечает тенденциям интернационализации науки, наблюдающимся в развитых и многих развивающихся государствах. Однако он нигде не афишируется. Вероятно, это объясняется отсутствием социально-экономических условий для работы и жизни в Беларуси зарубежных специалистов и неготовностью соответствующей нормативной базы. Вместе с тем, по мнению экспертов, именно совместные научные проекты наиболее целесообразно использовать в качестве точек взаимодействия с диаспорой. Только при этом условии можно надеяться, что процесс формирования связей между научными центрами Беларуси и зарубежными научными центрами через ученых-со-отечественников будет развиваться динамично и устойчиво.

Для того чтобы привлечь диаспору к реализации совместных исследований, необходимо предложить ей организационно простые и финансово привлекательные формы кооперации. Анализ мирового опыта и прежде всего опыта соседних стран в этой области позволил выявить следующие формы организации международных научно-исследовательских проектов.

Поддержка проектов исследований белорусских команд под руководством приглашенного исследователя, который должен быть представителем белорусской научной диаспоры.

Подобного рода конкурсы реализуются в России с 2009 г. Они поддерживают двухлетние проекты (около 120 в год), где очное участие приглашенного ученого на территории России составляет не менее двух месяцев в год. Учитывая опыт России, можно предположить, что данную форму поддержки научной диаспоры целесообразно распространять прежде всего на фундаментальные и прикладные исследования.

Поддержка двусторонних международных проектов, одной из сторон в которых является белорусская команда, а второй руководит представитель белорусской диаспоры.

По сути предлагаемая форма кооперации не отличается от международных проектов, поддерживаемых в течение ряда лет Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований в рамках конкурсов «Наука-МС». В настоящее время положением о конкурсе не регламентируется, кто именно должен руководить (являться членом) научного коллектива с зарубежной стороны. И здесь могут быть предложены разные варианты:

обязательное руководство научного коллектива с зарубежной стороны представителем белоруской диаспоры;

при прочих равных преимущество отдается тем проектам, в состав зарубежных исполнителей которых включены представители диаспоры (более мягкий вариант).

Оба варианта практически без дополнительных финансовых вложений демонстрируют намерение организаторов отдать приоритет в сотрудничестве представителям диаспоры.

Создание международных лабораторий, возглавляемых ведущими учеными мира, в том числе представителями диаспоры.

В отличие от ранее предложенных форм совместных проектов данная форма кооперации, получившая в России название «мегагрантов» из-за существенного размера бюджетного финансирования и популярная в Евросоюзе (программа Ideas 7-й Рамочной программы научно-технологического развития ЕС), вряд ли может найти широкое применение в Беларуси в настоящее время из-за серьезных финансовых ограничений. Однако, планируя развитие сотрудничества на средне- и долгосрочный период, эту популярную форму сотрудничества не стоит сбрасывать со счетов.

Наряду с совместными исследованиями и экспертизой участие в образовательном процессе и, в частности, в подготовке научных кадров высшей квалификации относится к наиболее популярным среди научной диаспоры формам взаимодействия. Механизмы для использования значительного образовательного ресурса, которым располагает национальная научная диаспора, могут быть следующими:

краткосрочные визиты ученых-экспатриантов для чтения лекций студентам и аспирантам в Беларуси;

двойное научное руководство аспирантами (докторантами) - один руководитель - в Беларуси, второй - за рубежом - из числа представителей диаспоры (с недавнего времени такая форма руководства практикуется в Грузии);

участие белорусских ученых, работающих за рубежом, в образовательном процессе ведущих национальных университетов с использованием механизмов дистанционного образования.

В какой бы форме ни реализовывалась взаимосвязь с научной диаспорой, она основывается на международной мобильности партнеров и обмене инфор-

мацией между людьми. Содействие контактам между действующими партнерами и формированию новых партнерств, а также информационному обмену между сторонами лежит в основе предложенных мер по привлечению в Беларусь научных работников - выходцев из Беларуси, работающих за рубежом, для целей развития белорусской науки.

В заключение необходимо остановиться на тех условиях, которые в вопросах сотрудничества с диаспорой являются базовыми и с которых, строго говоря, нужно было бы начать разговор о мерах и механизмах по развитию сотрудничества с ней.

Во-первых, инициативы по взаимодействию с диаспорой должны исходить от государства в лице самых высоких его представителей, быть гласными и широко рекламироваться. Как показывает опыт России, Казахстана и ряда других стран, это вызывает доверие и отклик.

Во-вторых, программы по сотрудничеству с диаспорой являются затратными. И государство, принимая решение двигаться в этом направлении, должно четко рассчитать свои возможности, чтобы не быть уличенным в декларативности.

M. I. ARTYUKHIN, O. A. MEYEROVSKAYA

SCIENTIFIC DIASPORE AS A DEVELOPMENT RESOURCE FOR THE BELARUSIAN SCIENCE

Summary

Foreign experience in the field of cooperation with a scientific diaspore is cited. Problems of the integration of intellectual potential of the Belarusian scientific diaspore in country development is characterized. Base formation conditions for steps and mechanisms of the cooperation with Belarusian scientific diaspore are formulated.

Key words: scientific diaspore, diasporal policy, international scientific cooperation.

Поступила 11.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.