Научная статья на тему 'Научная диаспора как ресурс развития белорусской науки'

Научная диаспора как ресурс развития белорусской науки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артюхин Михаил, Орлов Леонид, Мееровская Ольга

Многими государствами разработаны и реализуются на практике программы и действенные механизмы мобилизации интеллектуального потенциала зарубежной научной диаспоры для экономического и научного развития страны-метрополии. Все чаще происходит понимание того, что диаспора это не просто часть народа, проживающего за границей, имеющего с ней общие духовные, культурные и исторические корни и стремящегося к поддержанию разнообразных контактов с исторической родиной, но прежде всего транснациональная сеть, содержащая огромный социокультурный, общественно-политический и экономический потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific Diaspora as a resource for the development of Belarusian science

Many States have developed and implemented programs and effective mechanisms of mobilization of the intellectual potential of foreign scientific Diaspora for economic and scientific development of the Metropolitan country. Happens more and more understanding that the Diaspora is not just part of the people living abroad, sharing with it a common spiritual, cultural and historical roots and seeks to maintain various contacts with their historical homeland, but primarily a transnational network that contains a huge socio-cultural, socio-political and economic potential.

Текст научной работы на тему «Научная диаспора как ресурс развития белорусской науки»

Научная диаспора как ресурс развития белорусской науки

Многими государствами разработаны и реализуются на практике программы и действенные механизмы мобилизации интеллектуального потенциала зарубежной научной диаспоры для экономического и научного развития страны-метрополии. Все чаще происходит понимание того, что диаспора -это не просто часть народа, проживающего за границей, имеющего с ней общие духовные, культурные и исторические корни и стремящегося к поддержанию разнообразных контактов с исторической родиной, но прежде всего транснациональная сеть, содержащая огромный социокультурный, общественно-политический и экономический потенциал.

михаил Артюхин,

руководитель Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии НАН Беларуси, кандидат философских наук

Яеонид Орлов,

замдиректора Белорусского института системного анализа, кандидат физико-математических наук

Ольга мееровская,

завсектором международного научно-технического сотрудничества БелИСА

Проблема интеграции и консолидации зарубежных соотечественников-ученых и высококлассных специалистов представляется актуальной и для Беларуси. В последние годы наблюдаются некоторые позитивные изменения в понимании их роли в системе приоритетных направлений современной научно-технической и инновационной политики республики. Однако следует сказать, что в стране до сих пор нет четкой концепции взаимодействия с национальной диаспорой, в силу чего не используется ее интеллектуальный потенциал для развития научной и инновационной сферы. Этот ресурс был сформирован в результате нескольких эмиграционных волн этнического и социального характера конца прошлого века и начала третьего тысячелетия. Анализ статистических данных показывает, что образовательный ресурс эмиграции из Беларуси достаточно высок. Доля лиц с высшим образованием в общей численности уехавших за рубеж достаточно высока: в 1994 г. - 32,7% (2,3 тыс. чел.); 2000 г. - 27,6% (2,3 тыс. чел.), 2009 г. - 27,2% (2,1 тыс. чел.). За 1996-2009 гг. их количество составило около 900 человек, причем почти половина - специалисты высшей квалификации. В среднем доля докторов наук в ежегодной численности эмигрировавших

и оставшихся за границей варьируется от 3,1 до 9,8%, доля кандидатов наук - от 26,2 до 51,5%. Однако если за указанный период в среднем ежегодно уезжало около 60-65 научных работников и преподавателей вузов (из них 3 доктора, 20-25 кандидатов наук), то за последние годы средний показатель постоянно снижался и составил по итогам 2009 г. 44 человека (рис. 1).

Названная цифра - это «полные» эмигранты, то есть люди, потерявшие белорусское гражданство. Количество же тех, кто его не утратил, можно определить очень приблизительно. По оценкам специалистов, их порядка 4-5 тыс. человек.

По странам приема интеллектуальной миграции из Беларуси лидируют Россия, Германия, США, Польша, Израиль (рис. 2).

Из года в год увеличивается доля отечественных научных работников и преподавателей вузов, эмигрировавших в Россию, - 42,4% от общей численности. Это можно объяснить усилением наступательного характера иммиграционной политики соседнего государства, а также высоким уровнем конкуренции на рынке интеллектуального труда в развитых в научном и технологическом отношении странах.

Белорусская диаспора - значительный интеллектуальный ресурс для нашей республики, обладающий большим созидательным потенциалом и способный оказывать влияние на уровень науки и экономики не только государства, где они сейчас проживают и работают, но и страны происхождения. Учитывая это, на правительственном уровне все более настойчиво ставится задача выработки

эффективных путей сотрудничества с уехавшими учеными и их интеграции в развитие национальной науки и высшего образования. Однако пока действенная государственная диаспоральная политика и механизмы взаимодействия с научной диаспорой отсутствуют и потенциал последней, по сути, не востребован.

Как свидетельствует мировой опыт, имеется два способа интеграции интеллектуального ресурса диаспоры в развитие страны происхождения:

• реализация масштабных репатриационных программ возвращения ученых и высококвалифицированных специалистов;

• дистанционная их мобилизация и привлечение в национальную научную сферу посредством информационных сетей и других форм научного сотрудничества.

Весьма затратные целевые государственные программы для масштабной репатриации соотечественников, находящихся за границей, оказалась по силам таким странам, как Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Китай и др. В этом плане особенно интересен опыт Китая, который активно использует политический, экономический и интеллектуальный потенциал национальной диаспоры в интересах государства, что приносит свои плоды. Больше половины иностранных капиталовложений в

китайскую экономику приходится на хуацяо (так называют эмигрантов из Китая - как временно проживающих за границей, так и потомков эмигрантов, являющихся гражданами стран, в которых они проживают). В КНР развернуты масштабные государственные программы по возвращению в Китай высококвалифицированных специалистов и перспективных научных сотрудников, получивших зарубежное образование и/или длительное время работающих за границей. Так, например, руководство КНР, согласно государственной программе «100 ученых», не только достойно оплачивает труд экспатриантов (250 тыс. евро за три года), но и обеспечивает их жильем, а также частично субсидирует обучение их детей за границей. Как результат, сегодня около половины членов президиума Академии наук КНР, одна треть руководителей ведущих институтов - реэмигранты. Кроме того, представители китайской научной диаспоры интенсивно включены в развитие научной и образовательной сферы страны происхождения посредством различных форм научного сотрудничества (чтение лекций в ведущих китайских университетах, обмен научным опытом, проведение совместных исследований и др.). Силами

хуацяо созданы фонды на общую сумму свыше 500 млн долл. для обучения китайской молодежи в университетах США и Западной Европы [1]. Попытки вернуть на родину высококвалифицированных ученых предпринимаются европейскими странами, в том числе имеющими гораздо более скромные, чем Китай, возможности. Широко известен переезд на родину из Торонто «звезды» современной генетики австрийца Йозефа Пеннингера. Вместе с тем данный случай следует отнести к исключениям: Пеннингеру предложено возглавить созданный специально для него и оснащенный по самым лучшим мировым стандартам Институт молекулярных биотехнологий Австрийской академии наук.

Задача формирования масштабной политики по возвращению соотечественников была поставлена и в России. Об этом свидетельствуют не только заявления первых лиц государства, но и соответствующие документы, в частности Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (2006), Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 гг., новая Концепция внешней политики России (2008). Особенно следует отметить деятельность Пра-

Доктора наук ■ Кандидаты наук Работники беа ученой степени Всего _)

Рис. 1. Динамика численности научных работников и преподавателей вузов, эмигрировавших и оставшихся за границей за период 1996-2009 гг.

Рис. 2. Численность научных, научно-педагогических работников и аспирантов, эмигрировав-шихиз Республики Беларусь, по странам выезда за период 1996-2009 гг.

вительства Москвы, взявшего на себя функции по разработке и внедрению пилотных проектов в сфере сотрудничества с эмигрантами. Новые подходы к взаимодействию с российской диаспорой осуществляют Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом; МИД России; Росзарубеж-центр; Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации; посольства; соответствующие комитеты Государственной Думы. Международный форум «Зарубежная диаспора - интеллектуальный ресурс России» (2003) стал началом серьезного и предметного разговора о путях и формах взаимодействия с русскоязычными соотечественниками из стран ближнего и дальнего зарубежья в области образования, науки, культуры и искусства.

К слову, Россия - не единственная на пространстве СНГ страна, озабоченная возвращением уехавших специалистов. Определенные шаги в этом направлении предпринимает Казахстан. В 2011 г. Министерство науки и образования Республики Казахстан разработало специальную репатриационную программу стоимостью в 2 млн долл. Программа направлена на возвращение в страну отечественных исследователей и высококвалифицированных вузовских преподавателей, занимающих высокие позиции в зарубежных научных центрах и университетах.

Еще более впечатляет реализация масштабного образовательного проекта по созданию в столице Казахстана исследовательского университета, входящего в признанные глобальные рейтинги мировых высших учебных заведений. Вуз, созданный по поручению президента Н. Назарбаева, призван стать национальным брендом, гармонично сочетающим национальные особенности с лучшими международными образовательными моделями и научной практикой. Реализация проекта позволит молодым казахстанцам, не выезжая за пределы страны, получить образование на

уровне мировых стандартов. Это относится к качеству предлагаемых академических программ, профессорско-преподавательскому составу, материально-технической базе, методам обучения, уровню проведения исследовательской работы. С целью обеспечения деятельности университета принят специальный Закон РК «О статусе «Назарбаев Университет», который направлен на внедрение современной формы управления, создание модели исследовательского университета, обеспечивающего интеграцию образования, науки и производства, на формирование условий для внедрения новых мировых стандартов образования. Закон предоставляет руководству вуза исключительные права в части найма высококвалифицированных преподавателей и исследователей из числа соотечественников и зарубежных специалистов, а также для создания условий для их работы, в том числе оснащения научных лабораторий. Так, например, годовая заработная плата доцента составляет от 78 тыс. долл., профессора - 210 тыс. долл. Кроме того, предусмотрены такие привилегии для репатриантов и иностранных ученых, как предоставление жилья (в зависимости от состава семьи), бесплатной медицинской страховки, оплачиваемого отпуска, пособия по переезду и т.п. Эффективность предпринимаемых мер не вызывает сомнения: по состоянию на июнь 2011 г., всего через год после открытия Университета им. Н. Назарбаева, на работу в его научные центры и лаборатории было принято 50 человек, из которых 40 составили репатрианты и 10 - иностранные исследователи. Учитывая масштабы проекта - его бюджет оценивается в 4-5 млрд долл., -можно предположить, что в ближайшие годы эти цифры вырастут.

Необходимость репатриации ученых-соотечественников декларирована и в нашей стране. Пунктом 6 Мероприятий

по внешней миграции в интересах Республики Беларусь в рамках Национальной программы демографической безопасности на 2011-2015 гг. (утверждена Указом Президента №357 от 11.08.2011 г.) НАН Беларуси, МВД, Минтруда и соцзащиты, Минобразова-нию, Минкультуры, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено создать социально-экономические и правовые условия «для закрепления в стране лиц, составляющих научно-технический, интеллектуальный и творческий потенциал белорусского общества, и возвращения на родину высококвалифицированных специалистов и ученых-соотечественников». Правда, в отличие от Казахстана, работу предлагается осуществлять в пределах выделенных этим организациям средств.

Существующая практика взаимодействия государств с зарубежными диаспорами позволяет выявить несколько тенденций развития государственной диаспоральной политики. Во-первых, это отход от осуществления преимущественно репатриационной политики (возвращение эмигрантов в страну их происхождения с восстановлением в правах гражданства) и переход к политике прагматического использования экономического и интеллектуального потенциала диаспоры в интересах страны-метрополии. Во-вторых, все более широкое применение стратегии дистанционной мобилизации научной диаспоры и ее включение в развитие научной сферы страны происхождения посредством информационных сетей и других форм научного сотрудничества. Последнее явилось осознанием того факта, что процесс формирования научных диаспор в современных условиях определяется прежде всего глобализацией экономической и научной сфер и распространением информационных технологий.

Задача создания механизма дистанционной мобилизации соотечественников за рубежом и их включения в развитие научной сферы России посредством информационных сетей впервые была

поставлена в 2003 г. на международном форуме «Зарубежная диаспора - интеллектуальный ресурс России». Здесь не надо было изобретать велосипед: к тому времени многие страны уже создали подобные информационные сети, объединяющие научные диаспоры, и решили проблему мобилизации интеллектуальных ресурсов ученых-экспатриантов. Такие сети, как Глобальная Корейская Сеть, BGN, ASTA (Саудовская Аравия) и Тунисский научный консорциум, проводят ежегодные конференции, представляющие интерес для членов сети, а также для страны происхождения. Например, ASTA организовывает совместные конференции с Иорданским научно-техническим университетом, международные форумы по вопросам энергии и выставки в сотрудничестве с Университетом Бахрейна, конференции по водным ресурсам и окружающей среде.

В Финляндии в настоящее время действуют проект «Интернет-ресурсы» и проект, направленный на сотрудничество русскоязычной научной диаспоры с Санкт-Петербургским университетом. Их цель - интеграция ученых-эмигрантов в российскую науку и образование. Первый проект включает в себя информационные интернет-ресурсы «Researcher@», «Neuroscience» и «Neuronet», созданные и поддерживаемые инициативной группой из числа представителей русскоязычной диаспоры. Ее общение с научным сообществом России осуществляется посредством сайта «Researcher@», www.researcher-at.ru. Через него идут информационные потоки, происходит обмен научной информацией. Сейчас сайт выдвигает новую инициативу - «Россия - соотечественникам», где будет налажена обратная связь с российскими учеными, создана единая информационная площадка для обеспечения коллег, работающих за рубежом, информацией о проектах, открытых для их участия по определенной тематике и тематической конъюнктуре. Так, был создан форум для специалистов, занимающихся проблемами нейро-

биологии, - «Neuroscience.ru -Современная нейробиология», www.neuroscience.ru.

Во многом инициатива установления и развития связей со своими коллегами в стране происхождения принадлежит русскоязычной научной диаспоре. Ее члены для более полной национальной и профессиональной идентификации в ряде случаев объединяются в ассоциации, которые организуют и проводят различные научные, образовательные, социальные и культурные мероприятия. Наиболее активна и многочисленна сегодня Russian-speaking Academic Science Association (RASA), объединяющая научных работников, инженеров и предпринимателей в области высоких технологий выходцев из СССР. Ассоциация основана на состоявшемся в октябре 2008 г. во Франции Первом Международном семинаре бывших советских ученых, работающих в настоящее время вне Российской Федерации (www. ntr2008.com). Целью RASA является консолидация российской научной диаспоры, помощь в развитии научной карьеры и квалификации ее членов. В задачи входит:

• создание всемирной сети русскоговорящих ученых, работающих внe РФ;

• обмен знаниями и опытом, инициирование совместных проектов и координация исследовательских программ;

• распространение информации об интересных научных результатах и инновациях;

• организация конференций, семинаров, научных школ;

• информирование об открывающихся вакансиях, аспирантских и постдоковских стипендиях.

Сейчас в RASA около 200 членов, в основном из США, Франции, Германии, Великобритании, большинство из которых профессора университетов разных уровней - от Assistant Professor до Distinguished Professor. Направления науки, которыми они занимаются, - физика, химия, биология, биомедицина, инженерия, экономика, история науки и т.д. Среди членов ассоциации - также директора

институтов или научных центров. Например, Вячеслав Сафаров и Борис Чичков возглавляют институты по нанотехноло-гиям в университетах США. Со дня основания RASA провела две конференции во Франции и две в России, на которых удалось начать диалог с Минобрнауки и «Роснано» о формах участия диаспоры в процессе развития науки в России.

Следует назвать и другие научные ассоциации, созданные силами русскоговорящей научной диаспоры из постсоветских стран, в том числе:

• Российско-Швейцарская научная ассоциация (Russian-Swiss Scientific Association, RSSA);

• Ассоциация русскоговорящих специалистов в области биологических наук (Association of RussianSpeaking Bioscientists, BIORUS), которая стимулирует развитие международных проектов, помогает в подборе квалифицированных специалистов и взаимодействует с другими профессиональными ассоциациями в интересах развития биологических наук и технологий;

• Российско-Американская ассоциация медиков (Russian-American Medical Association, RAMA);

• Американская ассоциация бизнесменов -экспатриантов из России (American Business Association of Russian Expatriates, AMBAR, http://www.ambarclub.org);

• Профессиональная ассоциация русскоговорящих выпускников ведущих школ права (www.ruslo.net);

• Профессиональная ассоциация русскоговорящих специалистов компьютерных технологий.

Очевидно, что для Беларуси наиболее реалистичной программой интеграции научной диаспоры в жизнь страны является ее дистанционная мобилизация, то есть создание системы и механизмов использования этого мощного интеллектуального ресурса для развития научной и инновационной сферы республики без возвращения экспатриантов на родину. Понимание этого имеется на уровне Правительства республики. В 2010 г. оно инициировало и поручило Государственному комитету по науке и технологиям

совместно с Минобразования, НАН Беларуси и МИД работу по установлению белорусской научной диаспоры и выработке действенных механизмов сотрудничества с ней.

В рамках выполнения этого поручения ГКНТ поддержан двухлетний проект «Анализ возможностей и разработка комплекса мер и механизмов для развития международного научно-технического и инновационного сотрудничества с участием научных работников - выходцев из Беларуси, работающих за рубежом». Реализация проекта начата в нынешнем году Белорусским институтом системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы. Коллектив исполнителей включает также группу сотрудников Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров, Института социологии НАН Беларуси. В рамках проекта предполагается:

• изучить зарубежную практику взаимодействия страны происхождения с учеными-экспатриантами, включая механизмы международного научно-технического сотрудничества с ними;

• проанализировать опыт научных организаций и вузов Беларуси по взаимодействию со своими бывшими и действующими сотрудниками, продолжающими научную деятельность за рубежом;

• сформировать базу данных действующих ученых-экспатриантов;

• создать электронную площадку, которая послужила бы виртуальным местом встречи представителей диаспоры и научного сообщества республики и предоставила бы обеим сторонам информацию о возможных механизмах сотрудничества.

Работа включает и социологический опрос представителей диаспоры на предмет выяснения их позиции и предпочтений в отношении более активного участия в развитии научной и инновационной сферы нашей страны. Квинтэссенцией проекта должны стать предложения о мерах и механизмах для развития международного научно-технического и инновационного

сотрудничества с участием научных работников - выходцев из Беларуси, работающих за рубежом.

Указанный проект - первая попытка идентификации и установления диалога с научной диаспорой и одновременно первый шаг на пути к выработке системного подхода к работе с ней. Учитывая мировой опыт, необходимо разработать комплексную политику, нацеленную на повышение роли белорусской научной диаспоры, ученых-соотечественников, работающих в зарубежных странах, в социально-экономическом и научно-технологическом развитии нашей страны. В этом плане в качестве первоочередных задач следует выделить:

• создание базы данных о научных и научно-педагогических работниках, эмигрировавших из страны или длительное время работающих за рубежом;

• активизацию двусторонних информационных потоков между учеными-эмигрантами и отечественными научными организациями (оперативный обмен научной информацией; публикации в наших журналах; издание справочника «Ученые Республики Беларусь за рубежом»);

• приглашение ученых-репатриантов для чтения лекций, участия в конференциях, совместных проектах, экспертизе отечественных НИОКР и т.п.;

• работу с потенциальными реэмигрантами и формирование условий (экономических, социальных, правовых), стимулирующих их возвращение на родину;

• разработку механизмов включения ученых-эмигрантов в процесс развития науки Беларуси, в частности создание служб,

в том числе и на коммерческой основе, по оказанию информационных, консультационных и посреднических услуг для ученых-соотечественников, стремящихся в какой-либо форме принести пользу стране-метрополии.

Важнейшей предпосылкой и условием успешности процесса формирования устойчивых связей между соотечественниками-учеными и научным сообществом страны их происхождения является создание информационной

интернет-сети, осуществляющей такое взаимодействие либо открытой для него. Кроме того, имеет смысл:

• в качестве точек интеграции научной диаспоры использовать конкретные проекты, осуществляемые исследовательскими группами или отдельными учеными-экспатриантами, заинтересованными в контакте с коллегами из страны-метрополии, или открытые для такого взаимодействия. Только при этом условии можно надеяться, что начнется реальный процесс формирования устойчивых связей между белорусскими и зарубежными научными центрами через ученых-соотечественников;

• обеспечить выпуск разнообразных информационно-справочных изданий и другой рекламной информации (информационных бюллетеней, пресс-релизов, статистических обозрений

и справочников и т.п.) об основных показателях и достижениях национальной науки с анализом возможностей, форм и направлений международного научно-технического сотрудничества, перечнем приоритетных научных и инновационных проектов, а также банка данных научных организаций и научно-промышленных объединений для возможного научного и делового взаимодействия.

Проблема научной диаспоры затрагивает различные аспекты экономической, социальной и научной политики государства и национальной безопасности. Для придания этому процессу динамичного характера необходимы серьезные законодательные, организационные и финансовые меры. Речь здесь должна идти не о проведении очередной кампании, а о разработке и реализации принципиально новой научной и миграционной политики государства. В этой связи целесообразно поставить вопрос о подготовке и принятии специальной государственной программы, направленной на решение задач по созданию необходимых социально-экономических условий для возвращения на родину высококвалифицированных специалистов и ученых-соотечественников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.