Научная диаспора как ресурс развития белорусской науки
Многими государствами разработаны и реализуются на практике программы и действенные механизмы мобилизации интеллектуального потенциала зарубежной научной диаспоры для экономического и научного развития страны-метрополии. Все чаще происходит понимание того, что диаспора -это не просто часть народа, проживающего за границей, имеющего с ней общие духовные, культурные и исторические корни и стремящегося к поддержанию разнообразных контактов с исторической родиной, но прежде всего транснациональная сеть, содержащая огромный социокультурный, общественно-политический и экономический потенциал.
михаил Артюхин,
руководитель Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии НАН Беларуси, кандидат философских наук
Яеонид Орлов,
замдиректора Белорусского института системного анализа, кандидат физико-математических наук
Ольга мееровская,
завсектором международного научно-технического сотрудничества БелИСА
Проблема интеграции и консолидации зарубежных соотечественников-ученых и высококлассных специалистов представляется актуальной и для Беларуси. В последние годы наблюдаются некоторые позитивные изменения в понимании их роли в системе приоритетных направлений современной научно-технической и инновационной политики республики. Однако следует сказать, что в стране до сих пор нет четкой концепции взаимодействия с национальной диаспорой, в силу чего не используется ее интеллектуальный потенциал для развития научной и инновационной сферы. Этот ресурс был сформирован в результате нескольких эмиграционных волн этнического и социального характера конца прошлого века и начала третьего тысячелетия. Анализ статистических данных показывает, что образовательный ресурс эмиграции из Беларуси достаточно высок. Доля лиц с высшим образованием в общей численности уехавших за рубеж достаточно высока: в 1994 г. - 32,7% (2,3 тыс. чел.); 2000 г. - 27,6% (2,3 тыс. чел.), 2009 г. - 27,2% (2,1 тыс. чел.). За 1996-2009 гг. их количество составило около 900 человек, причем почти половина - специалисты высшей квалификации. В среднем доля докторов наук в ежегодной численности эмигрировавших
и оставшихся за границей варьируется от 3,1 до 9,8%, доля кандидатов наук - от 26,2 до 51,5%. Однако если за указанный период в среднем ежегодно уезжало около 60-65 научных работников и преподавателей вузов (из них 3 доктора, 20-25 кандидатов наук), то за последние годы средний показатель постоянно снижался и составил по итогам 2009 г. 44 человека (рис. 1).
Названная цифра - это «полные» эмигранты, то есть люди, потерявшие белорусское гражданство. Количество же тех, кто его не утратил, можно определить очень приблизительно. По оценкам специалистов, их порядка 4-5 тыс. человек.
По странам приема интеллектуальной миграции из Беларуси лидируют Россия, Германия, США, Польша, Израиль (рис. 2).
Из года в год увеличивается доля отечественных научных работников и преподавателей вузов, эмигрировавших в Россию, - 42,4% от общей численности. Это можно объяснить усилением наступательного характера иммиграционной политики соседнего государства, а также высоким уровнем конкуренции на рынке интеллектуального труда в развитых в научном и технологическом отношении странах.
Белорусская диаспора - значительный интеллектуальный ресурс для нашей республики, обладающий большим созидательным потенциалом и способный оказывать влияние на уровень науки и экономики не только государства, где они сейчас проживают и работают, но и страны происхождения. Учитывая это, на правительственном уровне все более настойчиво ставится задача выработки
эффективных путей сотрудничества с уехавшими учеными и их интеграции в развитие национальной науки и высшего образования. Однако пока действенная государственная диаспоральная политика и механизмы взаимодействия с научной диаспорой отсутствуют и потенциал последней, по сути, не востребован.
Как свидетельствует мировой опыт, имеется два способа интеграции интеллектуального ресурса диаспоры в развитие страны происхождения:
• реализация масштабных репатриационных программ возвращения ученых и высококвалифицированных специалистов;
• дистанционная их мобилизация и привлечение в национальную научную сферу посредством информационных сетей и других форм научного сотрудничества.
Весьма затратные целевые государственные программы для масштабной репатриации соотечественников, находящихся за границей, оказалась по силам таким странам, как Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Китай и др. В этом плане особенно интересен опыт Китая, который активно использует политический, экономический и интеллектуальный потенциал национальной диаспоры в интересах государства, что приносит свои плоды. Больше половины иностранных капиталовложений в
китайскую экономику приходится на хуацяо (так называют эмигрантов из Китая - как временно проживающих за границей, так и потомков эмигрантов, являющихся гражданами стран, в которых они проживают). В КНР развернуты масштабные государственные программы по возвращению в Китай высококвалифицированных специалистов и перспективных научных сотрудников, получивших зарубежное образование и/или длительное время работающих за границей. Так, например, руководство КНР, согласно государственной программе «100 ученых», не только достойно оплачивает труд экспатриантов (250 тыс. евро за три года), но и обеспечивает их жильем, а также частично субсидирует обучение их детей за границей. Как результат, сегодня около половины членов президиума Академии наук КНР, одна треть руководителей ведущих институтов - реэмигранты. Кроме того, представители китайской научной диаспоры интенсивно включены в развитие научной и образовательной сферы страны происхождения посредством различных форм научного сотрудничества (чтение лекций в ведущих китайских университетах, обмен научным опытом, проведение совместных исследований и др.). Силами
хуацяо созданы фонды на общую сумму свыше 500 млн долл. для обучения китайской молодежи в университетах США и Западной Европы [1]. Попытки вернуть на родину высококвалифицированных ученых предпринимаются европейскими странами, в том числе имеющими гораздо более скромные, чем Китай, возможности. Широко известен переезд на родину из Торонто «звезды» современной генетики австрийца Йозефа Пеннингера. Вместе с тем данный случай следует отнести к исключениям: Пеннингеру предложено возглавить созданный специально для него и оснащенный по самым лучшим мировым стандартам Институт молекулярных биотехнологий Австрийской академии наук.
Задача формирования масштабной политики по возвращению соотечественников была поставлена и в России. Об этом свидетельствуют не только заявления первых лиц государства, но и соответствующие документы, в частности Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (2006), Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 гг., новая Концепция внешней политики России (2008). Особенно следует отметить деятельность Пра-
Доктора наук ■ Кандидаты наук Работники беа ученой степени Всего _)
Рис. 1. Динамика численности научных работников и преподавателей вузов, эмигрировавших и оставшихся за границей за период 1996-2009 гг.
Рис. 2. Численность научных, научно-педагогических работников и аспирантов, эмигрировав-шихиз Республики Беларусь, по странам выезда за период 1996-2009 гг.
вительства Москвы, взявшего на себя функции по разработке и внедрению пилотных проектов в сфере сотрудничества с эмигрантами. Новые подходы к взаимодействию с российской диаспорой осуществляют Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом; МИД России; Росзарубеж-центр; Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации; посольства; соответствующие комитеты Государственной Думы. Международный форум «Зарубежная диаспора - интеллектуальный ресурс России» (2003) стал началом серьезного и предметного разговора о путях и формах взаимодействия с русскоязычными соотечественниками из стран ближнего и дальнего зарубежья в области образования, науки, культуры и искусства.
К слову, Россия - не единственная на пространстве СНГ страна, озабоченная возвращением уехавших специалистов. Определенные шаги в этом направлении предпринимает Казахстан. В 2011 г. Министерство науки и образования Республики Казахстан разработало специальную репатриационную программу стоимостью в 2 млн долл. Программа направлена на возвращение в страну отечественных исследователей и высококвалифицированных вузовских преподавателей, занимающих высокие позиции в зарубежных научных центрах и университетах.
Еще более впечатляет реализация масштабного образовательного проекта по созданию в столице Казахстана исследовательского университета, входящего в признанные глобальные рейтинги мировых высших учебных заведений. Вуз, созданный по поручению президента Н. Назарбаева, призван стать национальным брендом, гармонично сочетающим национальные особенности с лучшими международными образовательными моделями и научной практикой. Реализация проекта позволит молодым казахстанцам, не выезжая за пределы страны, получить образование на
уровне мировых стандартов. Это относится к качеству предлагаемых академических программ, профессорско-преподавательскому составу, материально-технической базе, методам обучения, уровню проведения исследовательской работы. С целью обеспечения деятельности университета принят специальный Закон РК «О статусе «Назарбаев Университет», который направлен на внедрение современной формы управления, создание модели исследовательского университета, обеспечивающего интеграцию образования, науки и производства, на формирование условий для внедрения новых мировых стандартов образования. Закон предоставляет руководству вуза исключительные права в части найма высококвалифицированных преподавателей и исследователей из числа соотечественников и зарубежных специалистов, а также для создания условий для их работы, в том числе оснащения научных лабораторий. Так, например, годовая заработная плата доцента составляет от 78 тыс. долл., профессора - 210 тыс. долл. Кроме того, предусмотрены такие привилегии для репатриантов и иностранных ученых, как предоставление жилья (в зависимости от состава семьи), бесплатной медицинской страховки, оплачиваемого отпуска, пособия по переезду и т.п. Эффективность предпринимаемых мер не вызывает сомнения: по состоянию на июнь 2011 г., всего через год после открытия Университета им. Н. Назарбаева, на работу в его научные центры и лаборатории было принято 50 человек, из которых 40 составили репатрианты и 10 - иностранные исследователи. Учитывая масштабы проекта - его бюджет оценивается в 4-5 млрд долл., -можно предположить, что в ближайшие годы эти цифры вырастут.
Необходимость репатриации ученых-соотечественников декларирована и в нашей стране. Пунктом 6 Мероприятий
по внешней миграции в интересах Республики Беларусь в рамках Национальной программы демографической безопасности на 2011-2015 гг. (утверждена Указом Президента №357 от 11.08.2011 г.) НАН Беларуси, МВД, Минтруда и соцзащиты, Минобразова-нию, Минкультуры, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено создать социально-экономические и правовые условия «для закрепления в стране лиц, составляющих научно-технический, интеллектуальный и творческий потенциал белорусского общества, и возвращения на родину высококвалифицированных специалистов и ученых-соотечественников». Правда, в отличие от Казахстана, работу предлагается осуществлять в пределах выделенных этим организациям средств.
Существующая практика взаимодействия государств с зарубежными диаспорами позволяет выявить несколько тенденций развития государственной диаспоральной политики. Во-первых, это отход от осуществления преимущественно репатриационной политики (возвращение эмигрантов в страну их происхождения с восстановлением в правах гражданства) и переход к политике прагматического использования экономического и интеллектуального потенциала диаспоры в интересах страны-метрополии. Во-вторых, все более широкое применение стратегии дистанционной мобилизации научной диаспоры и ее включение в развитие научной сферы страны происхождения посредством информационных сетей и других форм научного сотрудничества. Последнее явилось осознанием того факта, что процесс формирования научных диаспор в современных условиях определяется прежде всего глобализацией экономической и научной сфер и распространением информационных технологий.
Задача создания механизма дистанционной мобилизации соотечественников за рубежом и их включения в развитие научной сферы России посредством информационных сетей впервые была
поставлена в 2003 г. на международном форуме «Зарубежная диаспора - интеллектуальный ресурс России». Здесь не надо было изобретать велосипед: к тому времени многие страны уже создали подобные информационные сети, объединяющие научные диаспоры, и решили проблему мобилизации интеллектуальных ресурсов ученых-экспатриантов. Такие сети, как Глобальная Корейская Сеть, BGN, ASTA (Саудовская Аравия) и Тунисский научный консорциум, проводят ежегодные конференции, представляющие интерес для членов сети, а также для страны происхождения. Например, ASTA организовывает совместные конференции с Иорданским научно-техническим университетом, международные форумы по вопросам энергии и выставки в сотрудничестве с Университетом Бахрейна, конференции по водным ресурсам и окружающей среде.
В Финляндии в настоящее время действуют проект «Интернет-ресурсы» и проект, направленный на сотрудничество русскоязычной научной диаспоры с Санкт-Петербургским университетом. Их цель - интеграция ученых-эмигрантов в российскую науку и образование. Первый проект включает в себя информационные интернет-ресурсы «Researcher@», «Neuroscience» и «Neuronet», созданные и поддерживаемые инициативной группой из числа представителей русскоязычной диаспоры. Ее общение с научным сообществом России осуществляется посредством сайта «Researcher@», www.researcher-at.ru. Через него идут информационные потоки, происходит обмен научной информацией. Сейчас сайт выдвигает новую инициативу - «Россия - соотечественникам», где будет налажена обратная связь с российскими учеными, создана единая информационная площадка для обеспечения коллег, работающих за рубежом, информацией о проектах, открытых для их участия по определенной тематике и тематической конъюнктуре. Так, был создан форум для специалистов, занимающихся проблемами нейро-
биологии, - «Neuroscience.ru -Современная нейробиология», www.neuroscience.ru.
Во многом инициатива установления и развития связей со своими коллегами в стране происхождения принадлежит русскоязычной научной диаспоре. Ее члены для более полной национальной и профессиональной идентификации в ряде случаев объединяются в ассоциации, которые организуют и проводят различные научные, образовательные, социальные и культурные мероприятия. Наиболее активна и многочисленна сегодня Russian-speaking Academic Science Association (RASA), объединяющая научных работников, инженеров и предпринимателей в области высоких технологий выходцев из СССР. Ассоциация основана на состоявшемся в октябре 2008 г. во Франции Первом Международном семинаре бывших советских ученых, работающих в настоящее время вне Российской Федерации (www. ntr2008.com). Целью RASA является консолидация российской научной диаспоры, помощь в развитии научной карьеры и квалификации ее членов. В задачи входит:
• создание всемирной сети русскоговорящих ученых, работающих внe РФ;
• обмен знаниями и опытом, инициирование совместных проектов и координация исследовательских программ;
• распространение информации об интересных научных результатах и инновациях;
• организация конференций, семинаров, научных школ;
• информирование об открывающихся вакансиях, аспирантских и постдоковских стипендиях.
Сейчас в RASA около 200 членов, в основном из США, Франции, Германии, Великобритании, большинство из которых профессора университетов разных уровней - от Assistant Professor до Distinguished Professor. Направления науки, которыми они занимаются, - физика, химия, биология, биомедицина, инженерия, экономика, история науки и т.д. Среди членов ассоциации - также директора
институтов или научных центров. Например, Вячеслав Сафаров и Борис Чичков возглавляют институты по нанотехноло-гиям в университетах США. Со дня основания RASA провела две конференции во Франции и две в России, на которых удалось начать диалог с Минобрнауки и «Роснано» о формах участия диаспоры в процессе развития науки в России.
Следует назвать и другие научные ассоциации, созданные силами русскоговорящей научной диаспоры из постсоветских стран, в том числе:
• Российско-Швейцарская научная ассоциация (Russian-Swiss Scientific Association, RSSA);
• Ассоциация русскоговорящих специалистов в области биологических наук (Association of RussianSpeaking Bioscientists, BIORUS), которая стимулирует развитие международных проектов, помогает в подборе квалифицированных специалистов и взаимодействует с другими профессиональными ассоциациями в интересах развития биологических наук и технологий;
• Российско-Американская ассоциация медиков (Russian-American Medical Association, RAMA);
• Американская ассоциация бизнесменов -экспатриантов из России (American Business Association of Russian Expatriates, AMBAR, http://www.ambarclub.org);
• Профессиональная ассоциация русскоговорящих выпускников ведущих школ права (www.ruslo.net);
• Профессиональная ассоциация русскоговорящих специалистов компьютерных технологий.
Очевидно, что для Беларуси наиболее реалистичной программой интеграции научной диаспоры в жизнь страны является ее дистанционная мобилизация, то есть создание системы и механизмов использования этого мощного интеллектуального ресурса для развития научной и инновационной сферы республики без возвращения экспатриантов на родину. Понимание этого имеется на уровне Правительства республики. В 2010 г. оно инициировало и поручило Государственному комитету по науке и технологиям
совместно с Минобразования, НАН Беларуси и МИД работу по установлению белорусской научной диаспоры и выработке действенных механизмов сотрудничества с ней.
В рамках выполнения этого поручения ГКНТ поддержан двухлетний проект «Анализ возможностей и разработка комплекса мер и механизмов для развития международного научно-технического и инновационного сотрудничества с участием научных работников - выходцев из Беларуси, работающих за рубежом». Реализация проекта начата в нынешнем году Белорусским институтом системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы. Коллектив исполнителей включает также группу сотрудников Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров, Института социологии НАН Беларуси. В рамках проекта предполагается:
• изучить зарубежную практику взаимодействия страны происхождения с учеными-экспатриантами, включая механизмы международного научно-технического сотрудничества с ними;
• проанализировать опыт научных организаций и вузов Беларуси по взаимодействию со своими бывшими и действующими сотрудниками, продолжающими научную деятельность за рубежом;
• сформировать базу данных действующих ученых-экспатриантов;
• создать электронную площадку, которая послужила бы виртуальным местом встречи представителей диаспоры и научного сообщества республики и предоставила бы обеим сторонам информацию о возможных механизмах сотрудничества.
Работа включает и социологический опрос представителей диаспоры на предмет выяснения их позиции и предпочтений в отношении более активного участия в развитии научной и инновационной сферы нашей страны. Квинтэссенцией проекта должны стать предложения о мерах и механизмах для развития международного научно-технического и инновационного
сотрудничества с участием научных работников - выходцев из Беларуси, работающих за рубежом.
Указанный проект - первая попытка идентификации и установления диалога с научной диаспорой и одновременно первый шаг на пути к выработке системного подхода к работе с ней. Учитывая мировой опыт, необходимо разработать комплексную политику, нацеленную на повышение роли белорусской научной диаспоры, ученых-соотечественников, работающих в зарубежных странах, в социально-экономическом и научно-технологическом развитии нашей страны. В этом плане в качестве первоочередных задач следует выделить:
• создание базы данных о научных и научно-педагогических работниках, эмигрировавших из страны или длительное время работающих за рубежом;
• активизацию двусторонних информационных потоков между учеными-эмигрантами и отечественными научными организациями (оперативный обмен научной информацией; публикации в наших журналах; издание справочника «Ученые Республики Беларусь за рубежом»);
• приглашение ученых-репатриантов для чтения лекций, участия в конференциях, совместных проектах, экспертизе отечественных НИОКР и т.п.;
• работу с потенциальными реэмигрантами и формирование условий (экономических, социальных, правовых), стимулирующих их возвращение на родину;
• разработку механизмов включения ученых-эмигрантов в процесс развития науки Беларуси, в частности создание служб,
в том числе и на коммерческой основе, по оказанию информационных, консультационных и посреднических услуг для ученых-соотечественников, стремящихся в какой-либо форме принести пользу стране-метрополии.
Важнейшей предпосылкой и условием успешности процесса формирования устойчивых связей между соотечественниками-учеными и научным сообществом страны их происхождения является создание информационной
интернет-сети, осуществляющей такое взаимодействие либо открытой для него. Кроме того, имеет смысл:
• в качестве точек интеграции научной диаспоры использовать конкретные проекты, осуществляемые исследовательскими группами или отдельными учеными-экспатриантами, заинтересованными в контакте с коллегами из страны-метрополии, или открытые для такого взаимодействия. Только при этом условии можно надеяться, что начнется реальный процесс формирования устойчивых связей между белорусскими и зарубежными научными центрами через ученых-соотечественников;
• обеспечить выпуск разнообразных информационно-справочных изданий и другой рекламной информации (информационных бюллетеней, пресс-релизов, статистических обозрений
и справочников и т.п.) об основных показателях и достижениях национальной науки с анализом возможностей, форм и направлений международного научно-технического сотрудничества, перечнем приоритетных научных и инновационных проектов, а также банка данных научных организаций и научно-промышленных объединений для возможного научного и делового взаимодействия.
Проблема научной диаспоры затрагивает различные аспекты экономической, социальной и научной политики государства и национальной безопасности. Для придания этому процессу динамичного характера необходимы серьезные законодательные, организационные и финансовые меры. Речь здесь должна идти не о проведении очередной кампании, а о разработке и реализации принципиально новой научной и миграционной политики государства. В этой связи целесообразно поставить вопрос о подготовке и принятии специальной государственной программы, направленной на решение задач по созданию необходимых социально-экономических условий для возвращения на родину высококвалифицированных специалистов и ученых-соотечественников.