Научная статья на тему 'Научная деятельность кафедры педагогики гуманитарного института Шадринского государственного педагогического университета за период с 2019 по 2024 годы'

Научная деятельность кафедры педагогики гуманитарного института Шадринского государственного педагогического университета за период с 2019 по 2024 годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кафедра педагогики / гуманитарный институт / научная деятельность / стратегические ориентиры / будущий учитель / Department of Pedagogy / Humanitarian Institute / scientific activity / strategic guidelines / future teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светоносова Любовь Геннадьевна

В 2024 году Шадринский государственный педагогический университет отмечает 85-летний юбилей. Старейший вуз Зауралья зарекомендовал себя как образовательное учреждение с высоким научным потенциалом. Одной из выпускающих кафедр Шадринского государственного педагогического университета является кафедра педагогики. Она была основана 1 ноября 2016 года. Ее руководителем является доктор педагогических наук, профессор Л.П. Качалова. В статье проведен анализ научной деятельности кафедры педагогики за период с 2019 по 2024 г.г. В статье выявлены стратегические ориентиры научной деятельности кафедры с 2019 по 2024 г.г.: участие в грантовой деятельности, научно-методическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов, проведение научно-практических конференций, высокая публикационная активность, представление результатов проведенных исследований на научно-практических конференциях разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светоносова Любовь Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific activity of the Department of Pedagogy of the Humanitarian Institute of Shadrinsk State Pedagogical University for the period from 2019 to 2024

Shadrinsk State Pedagogical University celebrates its 85th anniversary in 2024. The oldest university in the Trans-Urals has established itself as an educational institution with high scientific potential. The Department of Pedagogy was founded on November 1, 2016. Its Department Chair is Doctor of Pedagogical Sciences, Professor L.P. Kachalova. The article analyzes the scientific activities of the Department of Pedagogy for the period from 2019 to 2024. The article identifies strategic guidelines for the scientific activities of the department from 2019 to 2024: participation in grant activities, scientific and methodological support of students' research activities, scientific and practical conferences, high publication activity, presentation of the results of research at scientific and practical conferences of various levels.

Текст научной работы на тему «Научная деятельность кафедры педагогики гуманитарного института Шадринского государственного педагогического университета за период с 2019 по 2024 годы»

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 36-42 --- ♦ ----

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2024_3_36

Любовь Геннадьевна Светоносова г. Шадринск

Научная деятельность кафедры педагогики гуманитарного института Шадринского государственного педагогического университета за период с 2019 по 2024 годы

В 2024 году Шадринский государственный педагогический университет отмечает 85-летний юбилей. Старейший вуз Зауралья зарекомендовал себя как образовательное учреждение с высоким научным потенциалом. Одной из выпускающих кафедр Шадринского государственного педагогического университета является кафедра педагогики. Она была основана 1 ноября 2016 года. Ее руководителем является доктор педагогических наук, профессор Л.П. Качалова. В статье проведен анализ научной деятельности кафедры педагогики за период с 2019 по 2024 г.г. В статье выявлены стратегические ориентиры научной деятельности кафедры с 2019 по 2024 г.г.: участие в грантовой деятельности, научно-методическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов, проведение научно-практических конференций, высокая публикационная активность, представление результатов проведенных исследований на научно-практических конференциях разного уровня.

Ключевые слова: кафедра педагогики, гуманитарный институт, научная деятельность, стратегические ориентиры, будущий учитель.

Lyubov Gennadievna Svetonosova

Shadrinsk

Scientific activity of the Department of Pedagogy of the Humanitarian Institute of Shadrinsk State Pedagogical University for the period from 2019 to 2024

Shadrinsk State Pedagogical University celebrates its 85th anniversary in 2024. The oldest university in the Trans-Urals has established itself as an educational institution with high scientific potential. The Department of Pedagogy was founded on November 1, 2016. Its Department Chair is Doctor of Pedagogical Sciences, Professor L.P. Kachalova. The article analyzes the scientific activities of the Department of Pedagogy for the period from 2019 to 2024. The article identifies strategic guidelines for the scientific activities of the department from 2019 to 2024: participation in grant activities, scientific and methodological support of students' research activities, scientific and practical conferences, high publication activity, presentation of the results of research at scientific and practical conferences of various levels.

Keywords: Department of Pedagogy, Humanitarian Institute, scientific activity, strategic guidelines, future teacher.

2024 год является юбилейным для старейшего вуза Зауралья - Шадринского государственного педагогического

университета. Главным назначением педагогического вуза является подготовка профессиональных кадров для отечественного образования: учителей, воспитателей, педагогов-психологов, логопедов, менеджеров и др. Важная роль в квалифицированной подготовке будущих учителей принадлежит выпускающим кафедрам педагогического вуза. Одной из таких кафедр является кафедра педагогики.

Кафедра педагогики гуманитарного института была основана 1 ноября 2016 года. Ее руководителем является Людмила Павловна Качалова - доктор педагогических наук, профессор, действительный член

Международной академии наук

педагогического образования, член -корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), известный специалист в сфере изучения современных проблем личностно-ориентированного образования. На кафедре педагогики успешно функционирует научная лаборатория «Возрастная педагогика и педагогические технологии», изучающая особенности педагогического взаимодействия

на разных стадиях детства, а также применение новейших педагогических технологий в учебном процессе общеобразовательных школ и других учебных заведений.

Цель исследования: проанализировать опыт научной деятельности кафедры педагогики, описать стратегические ориентиры ее развития с 2019 по 2024 годы.

Материалы и методы исследования Методами настоящего исследования стали анализ научных публикаций преподавателей кафедры педагогики Шадринского

государственного педагогического университета (ШГПУ), обобщение научно-педагогической деятельности кафедры педагогики.

Результаты исследования и их обсуждение

Миссия кафедры педагогики

гуманитарного института Шадринского государственного педагогического университета видится в сохранении и преумножении традиций проведения актуальных научных мероприятий, повышающих интерес к вузу, к педагогической профессии среди детей и молодежи, а также в подготовке высококвалифицированных и

конкурентоспособных учителей нового поколения, патриотичных, креативных и

JOURNAL OF SHADRINSK STATE

2024, no 3(63),

PEDAGOGICAL UNIVERSITY, pp. 36-42

ответственных. В 2019 году кафедра педагогики принимает активное участие в грантовой деятельности. Руководителем внутривузовского гранта «Научно-педагогические

организационно-методические основы

подготовки эффективного руководителя» является доктор педагогических наук, профессор Л.П. Качалова, его исполнителями -О.В. Белоконь (кандидат психологических наук, доцент) и И.С. Осипова (кандидат педагогических наук, доцент). Кафедра активно участвует в грантах в рамках взаимодействия Шадринского государственного педагогического университета - Южно-Уральского

государственного гуманитарно-педагогического университета. Так в 2019 году, выполнен грант «Формирование мобилизационно-

функциональной компетенции магистрантов процессе подготовки организационно-управленческой деятельности в сфере образования». Руководителем гранта - доктором педагогических наук, профессором Л.П. Качаловой и исполнителями - О.В. Чащиной, И.С. Дроздецких - исследованы особенности мобилизационно- функциональной компетенции магистрантов, обоснованы подходы к ее формированию, результаты опубликованы в журналах, включенных в перечень ВАК [9]. Статьи посвящены раскрытию проблемы формирования мобилизационно-

функциональной компетенции магистрантов в организационно-управленческой деятельности в сфере образования, что отражает один из ориентиров научной деятельности кафедры педагогики: профессионально-управленческая подготовка магистрантов профиля «Управление образованием».

В 2019 году кафедра педагогики занимается разработкой общекафедральной темы «Научно-методическое сопровождение НИРС». В рамках данной темы кафедрой педагогики был проведен Университетский конкурс НИР «Студенческий педагогический эксперимент» среди студентов вуза в рамках Международных гуманитарных педагогических чтений. Среди научных мероприятий, организованных кафедрой педагогики в 2019 году для студентов педвуза, следует назвать Университетский семинар-погружение,

посвященный А.С. Макаренко, II Университетский студенческий брифинг «История и современность земского учительства» в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая и гуманитарная сферы: история и современность», Университетский конкурс научно-

педагогических буклетов, квест-игру «Неизвестное в известном: история педагогики» в рамках Всероссийского фестиваля «Наука 0+», круглый стол «Современные технологии педагогической деятельности»,

Университетский семинар-погружение «Школа радости» В.А. Сухомлинского, Университетская студенческая олимпиада по педагогике. Их цель состояла в популяризации науки педагогики, содействии участию студентов в научном поиске, активизации познавательной активности обучающихся, приобщении к педагогическим знаниям и ценностям. Это второй ориентир научной деятельности кафедры педагогики -реализации идеи научно-методического сопровождения научно-исследовательской работы студентов.

11-12 декабря 2019 года кафедра педагогики совместно с кафедрой филологии и социогуманитарных дисциплин выступила организатором

II Международных педагогических и гуманитарных чтений. В конференции приняли участие 140 ученых, педагогов, студентов, с том числе 36 зарубежных авторов. По результатам конференции опубликован сборник материалов «II Международные педагогические и гуманитарные чтения» [1]. Проведение научно-практических конференций - это еще один ориентир научной деятельности кафедры педагогики в реализации идеи сотрудничества с другими вузами, образовательными

организациями с целью обмена опытом в исследовательской и научно-методической деятельности профессиональной подготовки будущих учителей.

Четвертым ориентиром научной деятельности кафедры педагогики является высокая публикационная активность. В 2019 году кафедрой педагогики в Шадринском государственном педагогическом университете изданы учебно-методические пособия «Научно-исследовательские задания: сборник заданий для бакалавров, магистрантов, аспирантов» Л.П. Качаловой [2] и «Учебно-исследовательские кейсы по педагогике» коллектива авторов Л.Г. Светоносовой, С.В. Сидорова, И.Н. Байбародских [14]. Статьи, опубликованные в научной периодике, индексируемой в системах цитирования Scopus, раскрывают современные проблемы педагогического образования (Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова, Т.А. Колосовская, Л.Г. Светоносова, Л.В. Солонина) [6], в рецензируемых изданиях ВАК -посвящены описанию рефлексивно-

деятельностной технологии формирования исследовательской компетентности

магистрантов (Л.П. Качалова) [4], проблеме формирования готовности будущих учителей к использованию ТРИЗ-технологии в

образовательном процессе начальной школы (Л.Г. Светоносова) [12].

Пятый ориентир научной деятельности кафедры педагогики - представление результатов проведенных исследований на научно-практических конференциях разного

уровня. 15-18 мая 2019 года преподаватели кафедры педагогики - кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Байбародских и кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Светоносова -принимают очное участие в Третьей Международной научной конференции «Наука будущего» и Четвертом Всероссийском молодежном научном форуме «Наука будущего - наука молодых» в «Сириусе» в городе Сочи, где обмениваются опытом с коллегами-учеными по проблемам высшего педагогического образования. 25 октября 2019 года преподаватели кафедры педагогики И.Н. Байбародских, Л.П. Качалова,

Н.И. Колмогорова, Л.Г. Светоносова, С.В. Сидоров приняли очное участие в Международной научно-практической

конференции, в честь 80-летия Шадринского государственного педагогического университета «Современное образование: традиции, инновации». Каждый из преподавателей представил свой доклад по исследуемой педагогической проблеме.

В 2020 году научная деятельность кафедры педагогики реализовывалась главным образом посредством дистанционных технологий, многие научные мероприятия перешли в онлайн-формат. В 2020 году выходят в свет учебное пособие «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса» кандидата педагогических наук, доцента С.В. Сидорова [16] и учебно-методическое пособие «Использование метода погружения на семинарских занятиях по педагогике» кандидата педагогических наук, доцента Л.Г. Светоносовой [10].

Среди научных студенческих мероприятий 2020 года следует назвать квест-игру «История педагогики: неизвестные факты» в рамках мероприятий «Дни науки Курганской области» для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01

«Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование», дистанционный Университетский конкурс студенческих научных эссе в рамках Педагогической ассамблеи для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01

«Педагогическое образование» (с одним профилем подготовки), 44.03.05

«Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), 44.03.04

«Профессиональное обучение»,

Университетский научный дискурс «Проблемы и перспективы дистанционного обучения в общеобразовательной школе после пандемии» и др. Несмотря на дистанционное обучение в 2020 году студенты приняли участие в следующих конкурсах: Международном дистанционном конкурсе творческих работ «Родной язык -Отечеству основа», организованной Сургутским

государственным педагогическим

университетом, Международном

дистанционном конкурсе творческих работ «Письмо в прошлое», приуроченного к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, проведенном Сургутским государственным педагогическим университетом,

Международном конкурсе научно-

исследовательских работ студентов,

магистрантов, аспирантов «Наука-практике», организованном Барановичским

государственным университетом. В последнем конкурсе 2 и 3 призовые места соответственно заняли магистрантка М.В. Скакунова и студентка П.В. Пермикина гуманитарного института.

Статьи, опубликованные в научном журнале, индексируемом в системах цитирования Scopus, раскрывают модель креативного менеджмента (Л.П. Качалова и др.), в рецензируемых изданиях ВАК - посвящены формированию готовности будущих

руководителей образовательных организаций к проектному управлению (Л.П. Качалова и др.), описанию методики организации и проведения семинаров-погружений по педагогике в контексте развития критического мышления обучающихся вуза (Л.Г. Светоносова и др.). [6; 15]

С 2021 по 2022 годы Л.П. Качалова и Л.Г. Светоносова принимают участие в выполнении государственного заказа Министерства Просвещения РФ «Разработка концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования» под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Л.И. Пономаревой. Его исполнителями подготовлены доклады для участия в научно-практических конференциях разного уровня, опубликованы ряд статей, в том числе рецензируемых ВАК, учебно-методическое пособие «Практико-ориентированные задачи в процессе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач» [11], «Программа диссеминации ключевых аспектов концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования» [8].

В 2021-2024 г.г. преподаватели кафедры педагогики продолжают активную грантовую деятельность. В 2021 году в гранте взаимодействия Шадринского государственного педагогического университета - ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета «Формирование проектно-исследовательской компетентности будущего учителя в контексте ФГОС ООО третьего поколения» принимают участие

JOURNAL OF SHADRINSK STATE

2024, no 3(63),

PEDAGOGICAL UNIVERSITY, pp. 36-42

Л.Г. Светоносова, С.В. Сидоров, П.В. Пермикина. В публикациях по данному гранту описываются структурно -функциональная модель формирования проектно-

исследовательской компетентности будущего учителя в контексте ФГОС ООО третьего поколения, диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности проектно-исследовательской компетентности будущего учителя в контексте ФГОС ООО третьего поколения, раскрываются учебно-исследовательские кейсы для изучаемого вида обучения студентов педагогического вуза [13]. В 2022 году Л.П. Качалова, Л.Г. Светоносова и А.А. Ли работают над исследованием по теме «Супервизия как прогрессивный ресурс повышения компетентности педагогов» в рамках межвузовского гранта взаимодействия Шадринского государственного

педагогического университета - ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета, в 2023 году преподаватели кафедры продолжают разрабатывать вышеназванную проблему в формате гранта взаимодействия Шадринского государственного педагогического университета

- Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета «Система педагогической супервизии в практической подготовке студентов педвуза». В 2024 году преподаватели кафедры педагогики, в частности Л.Г. Светоносова, является руководителем временного научного коллектива межвузовского гранта Шадринского государственного педагогического университета

- Башкирского государственного педагогического университета «Педагогический интенсив как организационная форма формирования педагогической культуры будущих учителей» и исполнителем гранта взаимодействия Шадринского государственного педагогического университета - ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета «Демоэкзамен по педагогической практике «Психолого-педагогические технологии в обучении и развивающей деятельности» (психолого-педагогический модуль) для студентов педвуза». Наряду с вышеназванными грантами в 2024 году кафедра педагогики участвует в выполнении гранта взаимодействия Шадринского государственного педагогического университета - ЮжноУральского государственного гуманитарно -педагогического университета по теме «Событийная технология приобщения учащихся психолого-педагогических классов к педагогической деятельности» (Л.П. Качалова, Н.И. Колмогорова, Т.А. Колосовская). В русле данного гранта осуществлено исследование событийной технологии как педагогического

феномена, выявлено содержательное наполнение событийной технологии в исследуемом аспекте, результаты исследования отражены в изданиях РИНЦ, ВАК.

В 2023 году Л.П. Качаловой, Л.Г. Светоносовой опубликованы учебное «Классное руководство в общеобразовательной школе» [3] и учебно-методическое пособие

«Педагогический силлабус», Л.П. Качаловой издано методическое пособие для аспирантов «Сборник научно-исследовательских заданий». В этом же году преподавателями кафедры опубликованы статьи в следующих рецензируемых журналах ВАК: «Вестник Православного Свято-Тихоновского

гуманитарного университета», «Вестник Шадринского государственного

педагогического университета», «Мир науки. Педагогика и психология», «Russian Journal of Education and Psychology». В данных статьях раскрываются вопросы наставничества в трудах К.Д. Ушинского, педагогического

сопровождения в структуре супервизии практической подготовки будущих учителей, психофизиологического развития детей дошкольного возраста.

В 2019-2024 г.г. кафедрой педагогики гуманитарного института традиционно проводится Университетская олимпиада по педагогике. Участие в данной олимпиаде носит командный характер. Обучающиеся

соревнуются в различных конкурсах, направленных на актуализацию знаний по педагогике, по классному руководству, по педагогическим технологиям обучения и воспитания подрастающего поколения.

На протяжении 5 лет кафедрой организуются научные мероприятия для школьников в рамках Всероссийского фестиваля «Наука 0+». В частности, организуются квест-игры для младших школьников и подростков «По страницам русских народных сказок». Преподаватели кафедры организуют мероприятия по взаимодействию с Российским обществом «Знание». Так, в 2023 году были организованы и проведены Всероссийская военно-

патриотическая акция «Знание.Герои» (Общероссийская общественно -государственная просветительская организация «Российское общество «Знание»), IV Всероссийская просветительская акция «Поделись своим знанием» - «Вклад К.Д. Ушинского в развитие педагогики и образования» (Общероссийская общественно-государственная просветительская организация «Российское общество «Знание») и др.

С.В. Сидоров - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики гуманитарного института осуществляют работу в Узбекистане по направлению программы

«Учитель русского языка за рубежом». Он организует активное взаимодействие кафедры с учителями и педагогами школ Узбекистана, вузов в рамках научно-методических мероприятий - Международного методического семинара «Эффективные технологии обучения русскому языку как иностранному» (13 ноября 2023 года), Международного круглого стола «Современные технологии обучения: проблемы и перспективы» (25 октября 2023 года) и др.

Отражением одной из общих тенденций развития института в рассматриваемый период стала организация на кафедре деятельности научных студенческих кружков по педагогике -«Игровое моделирование проблемных ситуаций в формировании нравственного поведения школьников» (руководитель - кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Байбародских), «Моя педагогическая инициатива» (руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Светоносова).

Кафедра педагогики осуществляет научное сопровождение обучающихся в НИРС. 24 марта 2023 года команда студентов ШГПУ «Дети в роще» заняла 2 место во Всероссийском онлайн-квесте «Вокруг наследия К.Д. Ушинского», посвященном 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского, организованном ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». 31 мая 2023 года студент гуманитарного института Д. Беркулов занял 1 место во II Всероссийском конкурсе научных статей «Педагогика: наука и искусство», организованном ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского». 20 февраля 2024 года команда студентов ШГПУ «Золотая лира» заняла 1 место во Всероссийском онлайн-квизе «Жизнь и творчество великого поэта», который проводился Томским государственным педагогическим университетом. Студенты принимают участие в научно-практических конференциях: выступают с докладами и публикуют тезисы и статьи в городах Вологда, Глазов, Грозный, Коломна, Сургут, Тобольск, Шадринск и др.

А.В. Дереза - лаборант кафедры педагогики - принимает активное участие в организации научно-практических мероприятий со студентами, осуществляет техническое

сопровождение научно-исследовательскои деятельности преподавателей и студентов, аспирантов, принимает участие в научно-практических конференциях, проводимых кафедрой.

С момента создания кафедра педагогики является выпускающей по программам аспирантуры 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования, 5.8.7 Методология и технология профессионального образования. Руководство подготовкой научных кадров высшей квалификации возложено на преподавателей кафедры: доктора

педагогических наук, профессора Л.П. Качалову, кандидата педагогических наук, доцента Л.Г. Светоносову. В осуществлении научного руководства, кафедра сотрудничает с доктором педагогических наук, профессором, профессором кафедры профессионально-технологического образования Н.В.

Ипполитовой, доктором педагогических наук, профессором, профессором кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Л.И. Пономаревой и др. Аспиранты активно участвуют в выполнении внутривузовских грантов, в опубликовании результатов исследований в рецензируемых журналах ВАК и РИНЦ.

Заключение

Стратегическими ориентирами научной деятельности кафедры педагогики за период с 2019 по 2024 годы являются участие в грантовой деятельности, научно-методическое

сопровождение научно-исследовательской

деятельности студентов, проведение научно-практических конференций, высокая публикационная активность, представление результатов проведенных исследований на научно-практических конференциях разного уровня, взаимодействие с образовательными организациями города Шадринска и других городов с целью обмена опытом и сотрудничества. Деятельность кафедры педагогики придает научно-исследовательской деятельности характер внесения вклада в развитие научного потенциала университета, развития научной школы, превратив их в органическую часть образовательной деятельности кафедры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. II Международные педагогические и гуманитарные чтения : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 11-12 дек. 2019 г. / отв. ред.Ю.А. Ястремская. - Шадринск : ШГПУ, 2020. - 324 с. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44023730 (дата обращения: 20.09.2024). - Текст : электронный.

2. Научно-исследовательские задания : сб. заданий для бакалавров, магистрантов, аспирантов / Шадр. гос. пед. ун-т ; сост. Л.П. Качалова. - Шадринск : ШГПУ, 2019. - 79 с. - Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Качалова, Л.П. Классное руководство в общеобразовательной школе : учеб. пособие для студентов-бакалавров направлений подготовки 44.03.01 Пед. образование и 44.03.05 Пед. образование (с двумя профилями подготовки) / Л.П. Качалова, Л.Г. Светоносова. - Шадринск : ШГПУ, 2023. - 130 с. - Текст : непосредственный.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

2024, no 3(63), pp. 36-42 ---- ♦ ---

4. Качалова, Л.П. Рефлексивно-деятельностная технология формирования исследовательской компетентности магистрантов / Л.П. Качалова. - Текст : электронный // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 6 (79). — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41833124 (дата обращения: 20.09.2024).

5. Качалова, Л.П., Формирование готовности будущих руководителей образовательных организаций к проектному управлению / Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова, Т.А. Колосовская. - Текст : электронный // Лидерство и менеджмент. - 2020. - Т. 7, № 2. - С. 237-246. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43814695(дата обращения: 20.09.2024).

6. Качалова, Л.П., Students Research Technology in the Educational Process / Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова, Т.А. Колосовская, Л.Г. Светоносова [и др.]. - Текст : электронный // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. - 2019. - № 8 (июнь). - URL: http://www.ijitee.org/download/volume-8-issue-8/ (дата обращения: 20.09.2024).

7. Качалова, Л.П. Педагогический интенсив как прогрессивный ресурс подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач : монография / Л.П. Качалова, Л.Г. Светоносова. - Курск : Университетская книга, 2024. -112 с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63157582 (дата обращения: 30.04.2024). - Текст : электронный.

8. Программа диссеминации ключевых аспектов концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования : для магистрантов направлений подготовки 44.03.01 Пед. образование, 44.03.02 Психол.-пед. образование / Л.П. Качалова, Л.Г.Светоносова, Л.И. Пономарева, Ю.М. Едиханова, [ и др.] ; под общ. ред. Л.И. Пономаревой. - Шадринск : ШГПУ, 2022. - 135 с. - Текст : непосредственный.

9. Качалова, Л.П. Формирование мобилизационно- функциональной компетенции магистрантов в процессе подготовки у организационно-управленческой деятельности в сфере образования / Л.П. Качалова, И.С. Дроздецких. - Текст : электронный // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 10. - С. 78-82. - URL: http://spo. expert/upload/iblock/96d/%D0%A 1 %D0%9F%D0%9E%20%E2%84%9610%202019.pdf (дата обращения: 20.09.2024).

10. Светоносо, Л.Г. Использование метода погружения на семинарских занятиях по педагогике : учеб.-метод. пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Пед. образование» и 44.03.05 «Пед. образование» (с двумя профилями подготовки) / Л.Г. Светоносова ; Шадр. гос. пед. ун-т. -Шадринск : ШГПУ, 2020. - 87 с. - Текст : непосредственный.

11. Светоносова, Л.Г. Практико-ориентированные задачи в процессе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) / Л. Г. Светоносова. - Чебоксары : Издательский дом «Среда», 2022. - 68 с. - Текст : непосредственный.

12. Светоносова, Л.Г. Проблема формирования готовности будущих учителей к использованию ТРИЗ-технологии в образовательном процессе начальной школы / Л.Г. Светоносова, Н.М. Жданова. - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 1. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37635794 (дата обращения: 20.09.2024).

13. Светоносова, Л.Г. Учебно-исследовательские кейсы в проектно-ориентированном обучении студентов педагогического вуза : учеб. пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Пед. образование» и 44.03.05 «Пед. образование» (с двумя профилями подготовки) / Л.Г. Светоносова, С.В. Сидоров ; Шадр. гос. пед. ун-т. - Электрон. текст. данные (0,838 Мб). - Шадринск : ШГПУ, 2021. - 82 с. - 1 электрон. опт. диск (DWD-ROM). - Текст : электронный.

14. Светоносова, Л.Г. Учебно-исследовательские кейсы по педагогике / Л.Г. Светоносова, С.В. Сидоров, И.Н. Байбародских ; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : ШГПУ, 2019. - 83 с. - Текст : непосредственный.

15. Светоносова, Л.Г. Методика организации и проведения семинаров-погружений по педагогике в контексте развития критического мышления обучающихся вуза / Л.Г. Светоносова, А.Г. Корчагина-Мокееева. - Текст : электронный // Мир науки: педагогика и психология. - 2020. - Т. 8, № 2. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43171402 (дата обращения: 20.09.2024).

16. Сидоров, С.В. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса : учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата 44.03.01 Пед. образование, 44.03.04 Проф. обучение (по отраслям), 44.03.05 Пед. образование с двумя профилями подготовки / С.В. Сидоров ; Шадр. гос. пед. ун-т. -Шадринск : ШГПУ, 2020. - 50 с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43923227 (дата обращения: 20.09.2024). -Текст : электронный.

REFERENCES

1. Jastremskaja Ju.A. (ed.) II Mezhdunarodnye pedagogicheskie i gumanitarnye chtenija: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 11-12 dek. 2019 g. [II International pedagogical and Humanitarian readings]. Shadrinsk: ShGPU, 2020. 324 p. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44023730 (Accessed 20.09.2024).

2. Kachalova L.P. (ed.) Nauchno-issledovatel'skie zadanija: sb. zadanij dlja bakalavrov, magistrantov, aspirantov

[Research assignments: collection of assignments for bachelors, undergraduates, postgraduates]. Shadrinsk: ShGPU, 2019. 79 p.

3. Kachalova L.P., Svetonosova L.G. Klassnoe rukovodstvo v obshheobrazovatel'noj shkole: ucheb. posobie dlja studentov-bakalavrov napravlenij podgotovki 44.03.01 Ped. obrazovanie i 44.03.05 Ped. obrazovanie (s dvumja profiljami podgotovki) [Classroom management in secondary schools]. Shadrinsk: ShGPU, 2023. 130 p.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 36-42 ---■ ♦ -----

4. Kachalova L.P. Refleksivno-dejatel'nostnaja tehnologija formirovanija issledovatel'skoj kompetentnosti magistrantov [Reflexive activity technology of formation of research competence of undergraduates]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [The world of science, culture, and education], 2019, no. 6 (79). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41833124 (Accessed 20.09.2024).

5. Kachalova L.P., Kolmogorova I.V., Kolosovskaja T.A. Formirovanie gotovnosti budushhih rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij k proektnomu upravleniju [Formirovanie gotovnosti budushhih rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij k proektnomu upravleniju]. Liderstvo i menedzhment [Leadership and management], 2020, vol. 7, № 2, pp. 237246. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43814695 (Accessed 20.09.2024).

6. Kachalova L.P., Kolmogorova I.V., Kolosovskaja T.A., Svetonosova L.G., et al. Students Research Technology in the Educational Process [Students Research Technology in the Educational Process]. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering [International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering], 2019, no. 8. URL: http://www.ijitee.org/download/volume-8-issue-8/ (Accessed 20.09.2024).

7. Kachalova L.P., Svetonosova L.G. Pedagogicheskij intensiv kak progressivnyj resurs podgotovki budushhih pedagogov k resheniju professional'nyh zadach: monografija [Pedagogical intensive as a progressive resource for training future teachers to solve professional problems]. Kursk: Universitetskaja kniga, 2024. 112 p. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63157582 (Accessed 30.04.2024).

8. Kachalova L.P., Svetonosova L.G., Ponomareva L.I., Edihanova Ju.M., et al. Programma disseminacii kljuchevyh aspektov koncepcii podgotovki budushhih pedagogov k resheniju professional'nyh zadach v uslovijah integracii sistem vysshego pedagogicheskogo, obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija: dlja magistrantov napravlenij podgotovki 44.03.01 Ped. obrazovanie, 44.03.02 Psihol.-ped. obrazovanie [The program of dissemination of key aspects of the concept of training future teachers to solve professional problems in the context of integration of higher pedagogical, general and additional education systems]. In L.I. Ponomarevoj (ed.). Shadrinsk: ShGPU, 2022. 135 p.

9. Kachalova L.P., Drozdeckih I.S. Formirovanie mobilizacionno- funkcional'noj kompetencii magistrantov v processe podgotovki u organizacionno-upravlencheskoj dejatel'nosti v sfere obrazovanija [Formation of mobilization and functional competence of undergraduates in the process of preparation for organizational and managerial activities in the field of education]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern pedagogical education], 2019, no. 10, pp. 78-82. URL: http://spo.expert/upload/iblock/96d/%D0%A1%D0%9F%D0%9E%20%E2%84%9610%202019.pdf (Accessed 20.09.2024).

10. Svetonoso L.G. Ispol'zovanie metoda pogruzhenija na seminarskih zanjatijah po pedagogike: ucheb.-metod. posobie dlja studentov-bakalavrov, obuchajushhihsja po napravleniju podgotovki 44.03.01 «Ped. obrazovanie» i 44.03.05 «Ped. obrazovanie» (s dvumja profiljami podgotovki) [The use of the immersion method in seminars on pedagogy]. Shadrinsk: ShGPU, 2020. 87 p.

11. Svetonosova L.G. Praktiko-orientirovannye zadachi v processe podgotovki budushhih pedagogov k resheniju professional'nyh zadach dlja studentov-bakalavrov, obuchajushhihsja po napravleniju podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» i 44.03.05 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (s dvumja profiljami podgotovki) [Practice-oriented tasks in the process of preparing future teachers to solve professional problems for undergraduate students studying in the field of training 44.03.01 "Pedagogical education" and 44.03.05 "Pedagogical education" (with two training profiles)]. Cheboksary: Izdatel'skij dom «Sreda», 2022. 68 s.

12. Svetonosova L.G., Zhdanova N.M. Problema formirovanija gotovnosti budushhih uchitelej k ispol'zovaniju TRIZ-tehnologii v obrazovatel'nom processe nachal'noj shkoly [The problem of forming the readiness of future teachers to use TRIZ technology in the educational process of primary schools]. Mir nauki. Pedagogika i psihologija [The world of science. Pedagogy and psychology], 2019, no. 1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37635794 (Accessed 20.09.2024).

13. Svetonosova L.G., Sidorov S.V. Uchebno-issledovatel'skie kejsy v proektno-orientirovannom obuchenii studentov pedagogicheskogo vuza: ucheb. posobie dlja studentov-bakalavrov, obuchajushhihsja po napravleniju podgotovki 44.03.01 «Ped. obrazovanie» i 44.03.05 «Ped. obrazovanie» (s dvumja profiljami podgotovki) [Educational and research cases in project-oriented teaching of students of a pedagogical university]. Shadrinsk: ShGPU, 2021. 82 p.

14. Svetonosova L.G. Sidorov S.V., Bajbarodskih I.N. Uchebno-issledovatel'skie kejsy po pedagogike [Educational and research cases in pedagogy]. Shadrinsk: ShGPU, 2019. 83 p.

15. Svetonosova L.G., Korchagina-Mokeeeva A.G. Metodika organizacii i provedenija seminarov-pogruzhenij po pedagogike v kontekste razvitija kriticheskogo myshlenija obuchajushhihsja vuza [Methods of organizing and conducting seminars on pedagogy in the context of the development of critical thinking of university students]. Mir nauki: pedagogika i psihologija [The world of science: pedagogy and psychology], 2020, vol. 8, no. 2. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43171402 (Accessed 20.09.2024).

16. Sidorov S.V. Normativno-pravovoe obespechenie obrazovatel'nogo processa: ucheb. posobie dlja studentov, obuchajushhihsja po napravlenijam podgotovki bakalavriata 44.03.01 Ped. obrazovanie, 44.03.04 Prof. obuchenie (po otrasljam), 44.03.05 Ped. obrazovanie s dvumja profiljami podgotovki [Regulatory and legal support of the educational process]. Shadrinsk: ShGPU, 2020. 50 p. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43923227 (Accessed 20.09.2024).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Л.Г. Светоносова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: lubaswet@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

L.G. Svetonosovа, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: lubaswet@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.