Научная статья на тему 'Кафедра теории и практики германских языков Шадринского государственного педагогического университета'

Кафедра теории и практики германских языков Шадринского государственного педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наука / научно-исследовательская деятельность / кафедра / факультет / иностранный язык / научный потенциал / преемственность традиций / развитие / science / research activity / department / faculty / foreign language / scientific potential / continuity of traditions / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солонина Лариса Валерьевна

Статья представляет собой обзор научно-исследовательской деятельности сотрудников кафедры теории и практики германских языков ШГПУ за период с 2019 до 2024 года, включает в себя краткую справку об истории создания и развития факультета иностранных языков ШГПИ, преемником которого является кафедра. В статье акцентируется внимание на преемственности научных и образовательных традиций факультета и кафедры. Содержание статьи знакомит с тематикой научных разработок сотрудников в форме грантов, статей, монографий; с именами ученых, благодаря которым были написаны и успешно защищены диссертационные исследования большинством бывших и нынешних сотрудников кафедры, позволяет обнаружить источник огромного научно-методического потенциала кафедры и наметить основные векторы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солонина Лариса Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Department of Theory and Practice of German Languages, Shadrinsk State Pedagogical University

The article is a review of the research activities of the Department of Theory and Practice of German Languages of Shadrinsk State Pedagogical University for the period from 2019 to 2024, includes a brief overview of the history of the establishment and development of the Department of Foreign Languages. The article focuses on the continuity of scientific and educational traditions of the faculty and the department. The content of the article introduces the subject of scientific developments of employees in the form of grants, articles, monographs. The article presents the scientists successfully defended theses and discovers the source of scientific and methodical potential of the department and to outline the main vectors of its development.

Текст научной работы на тему «Кафедра теории и практики германских языков Шадринского государственного педагогического университета»

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 11-18 --- ♦ ----

УДК 378.1 DOI: 10.52772/25420291_2024_3_11

Лариса Валерьевна Солонина г. Шадринск

Кафедра теории и практики германских языков Шадринского государственного педагогического университета

Статья представляет собой обзор научно-исследовательской деятельности сотрудников кафедры теории и практики германских языков ШГПУ за период с 2019 до 2024 года, включает в себя краткую справку об истории создания и развития факультета иностранных языков ШГПИ, преемником которого является кафедра. В статье акцентируется внимание на преемственности научных и образовательных традиций факультета и кафедры. Содержание статьи знакомит с тематикой научных разработок сотрудников в форме грантов, статей, монографий; с именами ученых, благодаря которым были написаны и успешно защищены диссертационные исследования большинством бывших и нынешних сотрудников кафедры, позволяет обнаружить источник огромного научно -методического потенциала кафедры и наметить основные векторы ее развития.

Ключевые слова: наука, научно-исследовательская деятельность, кафедра, факультет, иностранный язык, научный потенциал, преемственность традиций, развитие.

Larisa Valeryevna Solonina

Shadrinsk

The Department of Theory and Practice of German Languages, Shadrinsk State Pedagogical University

The article is a review of the research activities of the Department of Theory and Practice of German Languages of Shadrinsk State Pedagogical University for the period from 2019 to 2024, includes a brief overview of the history of the establishment and development of the Department of Foreign Languages. The article focuses on the continuity of scientific and educational traditions of the faculty and the department. The content of the article introduces the subject of scientific developments of employees in the form of grants, articles, monographs. The article presents the scientists successfully defended theses and discovers the source of scientific and methodical potential of the department and to outline the main vectors of its development.

Keywords: science, research activity, department, faculty, foreign language, scientific potential, continuity of traditions, development.

Коллектив кафедры теории и практики германских языков созданного в 2020 году гуманитарного института ШГПУ практически в полном составе учился и трудился в свое время на факультете иностранных языков, который стал самостоятельной структурной единицей Шадринского государственного педагогического института в августе 1964 года. А это значит, что в 2024 году в рамках 85-летнего юбилея университета мы отмечаем 60 лет со дня образования факультета иностранных языков. В преддверии юбилея нельзя не вспомнить о богатой истории факультета - истории становления, развития и расцвета, сопровождаемых реформированием структурных подразделений, изменением названий кафедр, сменой поколений преподавателей, новыми исследованиями и стажировками, защитами диссертаций и масштабными конференциями. Нельзя не сказать о научных, образовательных, просветительских традициях, заложенных коллективом факультета иностранных языков, следование которым во многом позволяет сегодняшней кафедре занимать лидирующие позиции в университете.

Первым деканом факультета иностранных языков был выпускник Ленинградского пединститута по специальности «Английский

язык» Юрий Григорьевич Кобылянский, великолепно читавший лекции по психологии и методике преподавания английского языка. В разные годы должность декана факультета занимали Галина Петровна Кузнецова, выпускница Горьковского института иностранных языков; Михаил Григорьевич Поляков, выпускник Московского Военного института иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент; Елизавета Георгиевна Кузнецова, выпускница

Горьковского института иностранных языков; Анатолий Николаевич Мозговой, кандидат педагогических наук, доцент; Валентина Серафимовна Шуплецова, кандидат педагогических наук, доцент; Вера Геннадьевна Прокопьева, кандидат экономических наук, доцент, Сергей Михайлович Поляков, кандидат филологических наук, доцент.

В 1964 году к моменту образования факультета иностранных языков в его составе были кафедры английского языка (заведующей кафедрой стала Зоя Ивановна Котова) и немецкого языка (кафедру возглавила Елизавета Георгиевна Кузнецова), выделившиеся в 1962 г. из существовавшей ранее кафедры иностранных языков, а в 1966 г. появилась кафедра французского языка, которой руководила

Клавдия Дмитриевна Мазченко (Новоселова). Кафедры пополнялись значительным числом новых преподавателей, в том числе по английскому языку - Людмила Ивановна Теребенина (Медведева), Мария Павловна Шадрина; по немецкому языку - Нина Константиновна Костина, Галина Игнатьевна Скочилова (Ежкова), Евгений Васильевич Трапезников, Маргарита Романовна Захарова, Лилия Ильинична Малкина; по французскому языку - Галина Петровна Кузнецова, Людмила Алексеевна Шадрина [2].

1960-е годы были годами становления факультета, формирования преподавательского состава. При этом успешно решалась проблема повышения научной, учебной и методической квалификации преподавателей. В 1960-х и 1970-х годах преподаватели кафедр оканчивали одногодичные курсы повышения квалификации при Горьковском и Пятигорском пединститутах иностранных языков, двухгодичные высшие педагогические курсы при Ленинградском пединституте им. А.И. Герцена, при Московском пединституте им. В.И. Ленина. С курсов привозили большое количество самых новых на тот момент методических разработок и рекомендаций по различным аспектам языка и магнитофонные записи для обогащения фонотеки кабинета звукозаписи.

Преподаватели кафедры немецкого языка повышали квалификацию в ГДР и ФРГ: Е.Г. Кузнецова, В.С. Кибардина, Г.И. Ежкова, Г.Л. Симакова, Л.И. Малкина, Т.Н. Дегальцева, Е.М. Колмогорцева. В Англии при Кембриджском университете прошли стажировку М.П. Шадрина, С.М. Поляков,

Л.И. Медведева, во Франции совершенствовали свои знания по французскому языку Т.Ю. Чеботарева, Л.В. Силкина, С.А. Раков. Длительные заграничные командировки также способствовали повышению квалификации наших преподавателей, в них побывали Г.П. Кузнецова (ЮАР, Конго, Алжир),

Г.И. Чубикова (Алжир), А.Н. Мозговой (Англия) [3].

В 1965 году Михаил Григорьевич Поляков одним из первых на факультете защитил кандидатскую диссертацию на тему «Английские выделительные частицы и их синтаксическое функционирование». В 1966 г. ему было присвоено звание доцента. 1980-е годы стали плодотворными для преподавателей факультета, работавших над кандидатскими диссертациями. В это время состоялись защиты диссертаций Анатолия Николаевича Мозгового (1983 г.), Галины Вадимовны Андреевой («Языковое выражение контраста и его стилистические функции в художественной прозе», 1984 г.), Валентины Серафимовны Шуплецовой («Обучение произносительным навыкам английского языка как второй

специальности на начальном этапе в группах отделения немецкого языка педвуза», 1984 г.), Сергея Михайловича Полякова («Сложное диалогическое единство с односторонней организацией», 1985 г.), Надежды Романовны Уваровой («Прагматические и

текстообразующие функции наречий (на материале английских непроизводных наречий)», 1989 г.), Валентины Александровны Собяниной («Возникновение коллоквиализмов на базе терминологической и профессиональной лексики», 1989 г.). Эти диссертации положили начало формированию научного потенциала факультета иностранных языков,

способствовали, в значительной степени, повышению научно-методического уровня образовательной деятельности, реализуемой коллективом преподавателей тех лет, и стали ориентиром для молодых коллег новоиспеченных кандидатов филологических и педагогических наук.

С конца 1990-х началась новая череда защит на кафедрах факультета иностранных языков. Диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук под руководством доктора педагогических наук, профессора УрГПУ Августа Соломоновича Белкина защитили Маргарита Викторовна Булыгина («Педагогические условия развития культурологической компетенции при обучении иностранному языку», 1997 г.) и Маргарита Викторовна Копырина («Формирование метакультурологических представлений у будущих учителей при изучении иностранного языка», 2004 г.).

Под руководством доктора педагогических наук, профессора Натальи Викторовны Ипполитовой успешно провели и завершили диссертационные исследования Светлана Леонидовна Суворова («Формирование гностических умений у студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки», 1999 г.), Елена Ивановна Елизова («Формирование коммуникативно-

экспрессивных умений у будущих учителей иностранного языка», 2003 г.), Ольга Николаевна Алексеенко («Развитие речевой культуры студентов педагогического вуза в процессе изучения иностранного языка»,

2009 г.), Олеся Сергеевна Белозерцева (Овчинникова) («Развитие профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка», 2010 г.), Жанна Викторовна Демьянова («Формирование лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза»,

2010 г.). Доктор педагогических наук, профессор Наталья Дмитриевна Соколова руководила исследованием Елены Анатольевны Макаровой «Экологическое образование

студентов при изучении иностранного языка», защита состоялась в 2001 г.

Научным руководителем диссертационных исследований порядка десяти преподавателей факультета иностранных языков стала доктор педагогических наук профессор Людмила Павловна

Качалова. Под ее руководством кандидатами наук стали: Ирина Владимировна Колмогорова («Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников», 2000 г.), Елена

Юрьевна Камышева («Педагогическая публицистика как средство воспитания интереса к учительскому труду у студентов педагогического вуза», 2003 г.), Юлия Вячеславовна Оларь («Воспитание творческого отношения будущего учителя к организации образовательного процесса», 2004 г.), Артем Викторович Дубаков («Формирование коммуникативной компетентности студентов педвуза посредством ситуативных задач», 2009 г.),

Екатерина Петровна Турбина («Развитие интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации», 2009 г.), Елена Андреевна Сорокина (Аксентьева)

(«Становление и развитие педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX-начале XX вв.», 2011 г.), Марина Петровна Пушкарева («Формирование поликультурной компетентности будущих учителей русского языка и литературы в образовательном процессе вуза», 2012 г.). Людмила Павловна Качалова -руководитель научной школы «Личностно-ориентированный подход в педагогическом образовании». Деятельность научной школы востребована в теории и практике подготовки будущего учителя. С полным правом можно сказать, что концепция и идеи этой школы, по большей части, были реализованы на базе факультета иностранных языков [1].

Научным руководителем диссертационных исследований еще двух преподавателей факультета иностранных языков ШГПИ выступил кандидат педагогических наук, профессор УрГПУ Игорь

Ахмедович Гиниатуллин. Под его руководством защитили диссертации Татьяна Викторовна Хильченко («Подготовка студентов старших курсов языкового факультета к

самостоятельному совершенствованию

иноязычной письменной речи (на материале английского языка)», 2004 г.) и Лариса Валерьевна Солонина («Развитие иноязычной учебной компетентности на начальном этапе профессионального языкового образования», 2007 г.). Обе работы были выполнены в русле исследования феномена

«самостоятельной учебной деятельности» будущих учителей иностранных языков.

Светлана Леонидовна Суворова успешно защитила в 2005 г., диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук на тему «Формирование коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей», спустя всего 5 лет после защиты кандидатской диссертации.

С.Л. Суворова осуществляла также научное руководство диссертационными

исследованиями преподавателей кафедры немецкого языка и методики его преподавания Татьяны Александровны Колосовской («Формирование кросс-культурной

компетентности будущих учителей», 2006 г.) и Анастасии Александровны Кирилловой (Подгорбунских) («Формирование

лингвокультурной компетентности студентов педагогического вуза», 2012 г.).

Также успешно завершился ряд исследований преподавателей факультета иностранных языков на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Сразу три таких работы были выполнены под руководством профессоров из Уральского государственного педагогического

университета. Дмитрий Константинович Ефимов разрабатывал проблему английской терминологии в сопоставительном аспекте, результатом чего стала защита в 2005 году диссертации на тему «Терминосфера СМИ в русском и английском языках», научный руководитель доктор филологических наук, профессор УрГПУ З.И. Комарова. В 2007 году под руководством доктора филологических наук, профессора УрГПУ Н.В. Пестовой защитила диссертацию Екатерина Сергеевна Крашенинникова

(Сумина), тема - «Толерантность - от феномена к лингвокультурному концепту».

Диссертационной работой Ольги Сергеевны Камышевой («Метафорическое моделирование ментальной сферы

«Музыка» в русской и английской художественной литературе ХХ века», 2009 г.) руководила доктор филологических наук, профессор УрГПУ Е.В. Шустрова. что свидетельствует о довольно тесных связях факультета с этим вузом, если учесть, что примерно в эти же годы прошли защиты еще четырех работ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук,

руководителями которых также были профессора из УрГПУ (сведения о них приведены выше).

Молодой преподаватель кафедры английского языка Алексей Владимирович Белозерцев в 2008 г. закончил исследование по теме «Особенности реализации личностно-ориентированной коммуникации в новых

информационных технологиях (на материале русского и английского языков)» под руководством доктора филологических наук, профессора Л.А. Нефедовой. Исследованием Екатерины Викторовны Пахомовой (Самылиной) на тему «Структурно-семантические свойства процессуальных фразеологизмов со значением физической деятельности и физического состояния в русском и английском языках» руководила доктор филологических наук, профессор ЮУрГГПУ Г.А. Шиганова, защита состоялась в 2008 г. Научный потенциал профессорско-преподавательского состава факультета рос вместе с количеством публикаций, конференций, защит диссертаций [4].

Но в связи с необходимостью укрупнения структурных подразделений в ШГПИ в 2011 году произошло объединение факультета иностранных языков и филологического факультета, был создан факультет русской и западно-европейской филологии. Через пять лет к ним присоединился факультет истории и права. Таким образом, в 2016 году на базе трех факультетов возник один большой -гуманитарный факультет. А с 1 сентября 2020 года факультет сменил свой статус, став институтом. Все эти реорганизации сопровождались изменением количества кафедр, сменой их названий и руководителей.

В 2019 году была образована кафедра теории и практики германских языков. Кафедру с момента ее образования возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Ирина Владимировна Колмогорова. Под

руководством И.В. Колмогоровой работают четырнадцать доцентов - три кандидата филологических наук - А.В. Белозерцев, Д.К. Ефимов, О.С. Камышева и одиннадцать кандидатов педагогических наук -О.С. Белозерцева, М.В. Булыгина,

А.В. Дубаков, Т.А. Колосовская,

Е.А. Макарова, Ю.В. Оларь, М.П. Пушкарева, Л.В. Солонина, Е.А. Сорокина, Е.П. Турбина, Т.В. Хильченко.

Научная деятельность всегда была и остается одним из приоритетов кафедры. В рамках прикладного исследования

общекафедральной темы «Модернизации профессионального лингвистического

образования» преподаватели кафедры уже более пяти лет занимаются разработкой технологий профессионального лингвистического

образования. Площадками для обсуждения результатов их работы становились конференции различного уровня, проводимые как на базе Шадринского государственного педагогического университета, так и в целом ряде других российских вузов. Таковыми стали: Всероссийская научно-практическая

конференция «Педагогическая и гуманитарная

сферы: история и современность» (г. Шадринск), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарных наук»

(г. Нижневартовск), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профессионального педагогического и технологического образования»

(г. Шадринск), Всероссийская молодежная научно-практическая конференция

«Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки» (г. Шадринск), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе» (г. Москва), Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Региональные и культурные стратегии в современном мире (г. Пермь), Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы» (г. Шадринск), Международная научно-практическая конференция «Вопросы филологии, переводоведения и

лингводидактики: направления и перспективы современных исследований» (г. Чебоксары), Международные педагогические и

гуманитарные чтения (г. Шадринск), Международная научно-практическая

конференция «Научная молодежь: приоритеты мировой науки в XXI веке» (г. Луганск), Международная научно-практическая

конференция «Социальные, психолого-педагогические и правовые аспекты жизнестойкости как фактора социализации личности» (г. Каменск-Уральский),

Международная научно-практическая

конференция «Профессиональные компетенции как интегральные качества личности специалиста» (г. Шадринск), Международная научно-практическая конференция

«Междисциплинарные подходы в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе» (г. Тюмень), Международная практическая конференция «Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики» (г. Елец), Международный научный культурно-образовательный форум «ЕВРАЗИЯ-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации» (г. Челябинск), Международная научно-практическая

конференция «Методика преподавания иностранных языков 2.0: реальное и виртуальное» (г. Москва), Международная научно-практическая конференция «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (г. Челябинск).

Регулярно результаты работы находят отражение в целом ряде публикаций, таких как

(коллективная М.В. Булыгина, О.С. Камышева, Е.А. Сорокина, Т.В. Хильченко),

монографии, научные статьи, учебные и учебно-методические пособия. Среди опубликованных за последние пять лет монографий следует назвать: «Преподавание иностранных языков в частных школах России: история и современность» (М.В. Булыгина (в соавт.)), «Иностранные языки в современном поликультурном пространстве: актуальные вопросы изучения и преподавания» монография, авторы:

А.В. Дубаков, Д.К. Ефимов, М.П. Пушкарева, С.Л. Суворова, Е.П. Турбина, «Адекватность передачи структуры образа персонажа при переводе художественного текста» (А.В. Белозерцев, О.С. Белозерцева (Долганова)).

Большим достижением коллектива кафедры можно считать статьи, опубликованные в научной периодике, индексируемой в системах цитирования Scopus или Web of Science. За указанный период самыми значимыми стали следующие публикации: Качалова Л.П., Колмогорова И.В., Колосовская Т. А., Солонина Л.В.,

Светоносова Л.Г. Students' research technology in the educational process/ Технология исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе// International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (ISSN22783075-India-Scopus). -Volume-8 Issue-8, June, 2019. - pp. 3027-3031.; Дубаков А.В., Оларь Ю.В. Authentic games as a tool of organization of informal language education at junior school age// EDULEARN19 Proceedings 11th International Conference on Education and New Learning Technologies July 1st-3rd, 2019 — Palma, Mallorca, Spain Edited by L. Gómez Chova, A. López Martínez, I. Candel Torres IATED Academy.; Суворова С.Л., Хильченко Т.В. Creation of electronic linguistic corpus in the process of the CLIL methodology implementation// ICERI 2019 (12th annual International Conference of Education, Research and Innovation). Seville (Spain), 11th-13th of November, 2019. - pp. 14791482.; Колмогорова И.В. (в соавт.) Выявление готовности педагогов к организации ранней профориентации в дошкольной образовательной организации Перспективы науки и образования. - 2023. - № 2 (62). -С. 677-692.

Результаты своих исследований преподаватели кафедры активно публикуют в изданиях, входящих в перечень ВАК: Дубаков А.В. Реализация технологии эдьютейнмент в обучении иностранному языку // Глобальный научный потенциал. 2019. № 1 (94). С. 8-11.; Дубаков А.В. Формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка в условиях научной лаборатории вуза // Мир науки,

культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 3739.; Дубаков А.В., Пушкарева М.П. Организация неформального обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте в условиях общеобразовательной школы // Научный журнал «Общество: социология, психология, педагогика»; ООО Издательский дом «ХОРС», № 3 (71), 2020.; Белозерцев А.В., Белозерцев (Долганова) О. С., Камышева О.С. Популярные медийные тексты как средство обучения // Современный ученый. - 2021. -№ 3.; Булыгина М.В., Елизова Е.И. Учебно-познавательный клуб как модель центра открытого образования для обучения русскому языку иностранных студентов // Глобальный научный потенциал. - 2021. - №.1 (118).; Хильченко Т.В., Оларь Ю.В. Система коллаборативного обучения иностранному языку в вузе на основе онлайн технологий // Казанский педагогический журнал. Педагогика.

- 2021. - №4.; Белозерцев А.В. Особенности перевода деятельности общения персонажей художественного текста // Глобальный научный потенциал. - 2022. - № 7 (136). - С. 140-142.; Белозерцев А.В. Семиотические аспекты перевода художественного текста // Современный учёный. - 2022. - №4. - С. 94-97.; Белозерцева (Долганова) О.С. Формирование soft skills у будущих учителей иностранного языка средствами преподаваемых дисциплин // Глобальный научный потенциал. - 2022. - № 7 (136). - С. 33-36.; Дубаков А.В. Виртуальные лингводидактические сообщества: сущностные характеристики и особенности организации в условиях школы // Казанский педагогический журнал. - 2022. - №3(152). - С.162 - 169.; Ефимов Д.К. Функционирование прецедентных высказываний // Глобальный научный потенциал. - 2022. - № 7 (136). - С. 147- 153.; Камышева О.С. Метафорическое моделирование Сюиты И.С. Баха в романе О. Хаксли «Контрапункт» // Глобальный научный потенциал. - 2022. - №3 (132). - С. 233-236.; Макарова Е.А. Личностно-ориентированный подход к развитию национальной эстетической культуры студентов педвуза // Мир науки. Педагогика и психология.

- 2022. - Том 10. - №6. - С. 201-204.; Сорокина Е.А. Метафоры со сферой-магнитом «Небесные светила» в романе Ш. Бронте «Джен Эйр» // Глобальный научный потенциал. - 2022.

- № 5 (134). -С. 186-192.; Качалова Л.П., Колмогорова И.В., Колосовская Т.А., Светоносова Л.Г. Функциональная роль ситуации неопределенности в формировании готовности будущих педагогов к решению профессионально-педагогических задач // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Том 10. - № 5. - С. 162-168.; Турбина Е.П. Анализ

зарубежного опыта обучения чтению и письму на английском языке младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2022. - № 4(56). - С. 82-86.; Хильченко Т.В., Оларь Ю.В. Цифровые трансформации в системе предметной подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Шадринского государственного педагогического

университета. - 2023. - №1(57). - С. 98-103.; Хильченко Т.В. Теоретико-методологические и технологические аспекты проектирования дополнительной общеобразовательной

программы для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика») // Современные проблемы науки и образования. -2023. - № 5. - С. 81.; Булыгина М.В. Иноязычное образование в формировании гражданской идентичности обучаемых в отечественной дореволюционной гимназии XIX - начала XX вв. // Педагогика. Вопросы теории и практики. -2023. - Т. 8, № 9. -С. 993-1000.; Сорокина Е.А., Макарова Е.А. Гражданственность будущего учителя: сущность и структурные компоненты // Общество: социология, психология, педагогика. - 2023. - № 9 (113). - С. 92-97.; Пушкарева М.П. Аутентичные подкасты как средство формирования компенсаторной компетенции у будущих учителей английского языка // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2023. - №1 (57). - С. 163-168.; Камышева О.С. Метафорическая модель «Природа - музыкальное искусство» в экологическом дискурсе (на материале романа Дж. Стрэттон-Портера «Пчеловод») // Вестник Череповецкого государственного университета. -2023. - № 5(116). - С. 154-163.; Ефимов Д.К. Использование прецедентных феноменов для создания языковой картины мира в романе Марио Пьюзо «Крестный отец» // Вестник Череповецкого государственного университета. -2023. -

№ 6(117). - С. 43-53.

Свой организационно-методический

потенциал в полной мере реализуют преподаватели кафедры, разрабатывая и публикуя учебные и учебно-методические пособия, обеспечивающие, в первую очередь, образовательный процесс по программам бакалавриата: «Иностранный язык.

Иностранный язык», «Иностранные языки. Перевод» по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и магистратуры: «Перевод и переводоведение» по направлению подготовки 45.04.02 Лингвистика.

К тому же кафедра обеспечивает реализацию таких дисциплин коммуникативно-цифрового модуля как Иностранный язык (по программам бакалавриата), Деловой иностранный язык,

Основы деловой коммуникации (по программам магистратуры).

С целью реализации указанных задач были разработаны и опубликованы следующие издания: Белозерцев А.В., Долганова О.С. Морфология: учебное пособие по практической грамматике. - Шадринск: ШГПУ, 2020. - 69 с.; Белозерцев А.В., Долганова О.С. Синтаксис: учебное пособие по практической грамматике. -Шадринск: ШГПУ, 2020. - 60 с.; Белозерцев А.В., Долганова О.С. Arts: учебное пособие. - Шадринск: ШГПУ, 2020. - 118 с.; Сорокина Е.А., Булыгина М.В. Германия: страна и люди : учебное пособие. - Шадринск : ШГПУ, 2020. Ч.1. - 103 с.; Макарова Е.А. Практический курс второго иностранного языка (немецкого): учебное пособие. - Шадринск : ШГПУ, 2020. Ч.1. - 97 с.; Турбина Е.П., Демьянова Ж.В. Английский язык : учебное пособие. - Шадринск : ШГПУ, 2020. - 153 с.; Дубаков А.В. Теория и методика обучения первому иностранному языку: учеб. -метод. пособие / А.В. Дубаков ; Шадр. гос. пед. ун-т, Гуманитар. ин-т, Каф. теории и практики герман. яз. - Шадринск : ШГПУ, 2022. - 108 с.; Камышева О.С. Теоретическая фонетика английского языка: учеб.-метод. пособие для студентов III курса / О.С. Камышева ; Шадр. гос. пед. ун-т, Гуманитар. ин-т, Каф. теории и практики герман. яз. - Шадринск : ШГПУ, 2022.

- 72 с.; Хильченко Т.В. Теория и методика обучения первому иностранному языку: учеб. -метод. пособие для студентов 1 курса гуманитар. ин-та / Т.В. Хильченко ; Шадр. гос. пед. ун-т, Гуманитар. ин-т, Каф. теории и практики герман. яз. - Шадринск : ШГПУ, 2022.

- 64 с.; Хильченко Т.В., Оларь Ю.В. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика») рабочая прогр. / Шадр. гос. пед. ун-т ; сост. Т.В. Хильченко, Ю.В. Оларь. - Шадринск ШГПУ, 2023. - 50 с.; Булыгина М.В. Теория и практика обучения немецкому языку дошкольников: учебно-методическое пособие для студентов 1 курса педагогического университета / М.В. Булыгина ; Шадр. гос. пед. ун-т, Гуманитар. ин-т, Каф. теории и практики герман. яз. - Часть 1. - Шадринск : Шадринский государственный педагогический университет, 2023. - 115 с.; Булыгина М.В. Теория и практика обучения немецкому языку дошкольников: учебно-методическое пособие для студентов 1 курса педагогического университета / М.В. Булыгина; Шадр. гос. пед. ун-т, Гуманитар. ин-т, Каф. теории и практики герман. яз. - Часть 2. - Шадринск : Шадринский государственный педагогический университет, 2023. - 105 с.; Камышева О.С. Стилистика английского языка: учебно-методическое пособие и практикум для

студентов III курса / О.С. Камышева ; Шадр. гос. пед. ун-т, Гуманитар. ин-т, Каф. теории и практики герман. яз. - Шадринск : Шадринский государственный педагогический университет, 2023. - 73 с.

С 2020 года на кафедре функционирует научно-образовательный центр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Лингводидактика в системе инновационного иноязычного образования», руководит Центром доцент кафедры, кандидат педагогических наук А.В. Дубаков. Сотрудниками центра являются доценты кафедры, кандидаты педагогических наук Ю.В. Оларь, Т.В. Хильченко, М.В. Булыгина, Е.А. Макарова, Е.А. Сорокина, Е.П. Турбина, М.П. Пушкарева. Так же как когда-то преподаватели факультета иностранных языков выходили (выезжали) в школы с целью просветительской работы с учительскими кадрами, нынешние сотрудники Центра активно работают с методическими объединениями учителей школ города Шадринска и Шадринского муниципального округа. Они регулярно выступают с докладами в рамках Методических объединений учителей иностранных языков.

В 2021 году были проведены семинары для учителей иностранного языка по темам: «Особенности интегрированного урока иностранного языка», «Обучение немецкому языку детей с ОВЗ», «Ресурсы для организации дистанционного обучения по иностранному языку». В 2022 году рамках деятельности Центра для учительского сообщества были организованы дискуссионные площадки по следующим проблемным вопросам: «Способы совершенствования языковой подготовки обучающихся в условиях реализации нового ФГОС», «Развитие национальной культурной идентичности средствами иностранного языка», «Функциональная грамотность на уроках иностранного языка». Ежегодно коллектив Центра реализует образовательный процесс с учителями иностранного языка школ Курганской области в рамках курсов повышения квалификации на базе ШГПУ.

Сотрудники Центра регулярно становятся участниками Всероссийской просветительской акции от Российского общества «Знание», организуя интерактивные лекции и дискуссионные площадки, такие как «Итоговая аттестация по иностранному языку в обновленном формате: проблемные аспекты, особенности подготовки и учебно-методический инструментарий», «Лингвистика как

профессиональное будущее»; участвуют во Всероссийском Фестивале науки «Наука 0+», были проведены: мастер-класс «Подходы и стратегии подготовки к устной части новой модели государственной итоговой аттестации по английскому языку (ЕГЭ)», интерактивные игры «В гостях у сказки», «Эта занимательная

грамматика» и другие мероприятия научно-просветительского характера.

Научно-педагогические работники кафедры активно участвуют в конкурсах грантов. В 2019 г. коллективом преподавателей кафедры (канд. пед. наук, доценты М.В. Булыгина, Е.А. Макарова, Л.В. Солонина, Е.А. Сорокина) под руководством начальника отдела по международной деятельности Е.И. Елизовой, был разработан и успешно реализован Всероссийский грантовый проект при поддержке посольства Германии в г. Москва «Дни Германии в российских регионах-2019». К реализации проекта были привлечены учительское сообщество и обучающиеся общеобразовательных школ г. Шадринска.

В этом же году сразу четыре внутривузовских гранта были одобрены для реализации научными коллективами кафедры теории и практики германских языков: «Сопровождение системы управления научным журналом «Вестник ШГПУ» и продвижение журнала в научном сообществе», «Создание условий для развития исследовательских компетенций молодых ученых на основе Стратегии научно-технического развития РФ», «Теория и практика организации инновационных развивающих лингвистических объединений для обучающихся школы в условиях вуза», «Проектирование виртуальной

полифункциональной профессиональной среды в условиях лингводидактической лаборатории вуза». В реализации грантов участвовали канд. пед. наук, доцент Е.П. Турбина, канд. пед. наук, доцент Е.А. Сорокина, канд. пед. наук, доцент А.В. Дубаков, канд. пед. наук, доцент Ю.В. Оларь, студентка гуманитарного факультета В.А. Ренц.

Особенно успешно грантовая деятельность кафедры реализуется в рамках взаимодействия ШГПУ с Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, предполагающего участие научных коллективов в конкурсе на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности. За последние пять лет результатом работы стали такие успешно реализованные проекты как «Концептуальные основы реализации технологии предметно-языкового

интегрированного обучения СЬГЬ в современном поликультурном образовании» (руководитель - доктор пед. наук, профессор С.Л. Суворова, исполнители - канд. пед. наук, доцент Т.В. Хильченко и студентка гуманитарного факультета В.М. Плёсина, 2019 г.); «Концепция неформального обучения иностранному языку» (руководитель - канд. пед. наук, доцент А.В. Дубаков, исполнители -студентка 5 курса В.М. Шалободова, 2019 г.).

В 2020 г. были разработаны две темы: «Стратегии цифровизации поликультурной среды

вуза в условиях УиСА> (руководитель - доктор пед. наук, профессор С.Л. Суворова, исполнители - канд. пед. наук, доцент Т.В. Хильченко и аспирант А.В. Княжева) и «Реализация принципов методической и языковой дополнительности в организации профессионального развития учителей иностранного языка». Руководил проектом канд. пед. наук, доцент А.В. Дубаков, соисполнителями выступили канд. пед. наук, доцент Ю.В. Оларь, канд. пед. наук, доцент М.П. Пушкарева и студентка гуманитарного института А.В. Нарыкова. В 2021 г. канд. пед. наук, доцент Т.В. Хильченко совместно со студентом гуманитарного института Д.Е. Андреевым работали над проблемой «Система коллаборативного обучения иностранным языкам в вузе на основе онлайн технологий», результатом проведенного исследования стала разработка системы и концептуальных основ коллаборативного обучения иностранным языкам в вузе, рассмотрены теоретико-методологические

подходы, методико-технологические аспекты, создан методический депозитарий и банк онлайн-технологий.

В 2022 г. велась работа по грантам в рамках вузовского взаимодействия ЮУрГГПУ - ШГПУ над такими темами как: «Моделирование лингвометодического коучинга в педагогическом вузе», под руководством канд. пед. наук, доцента А.В. Дубакова в сотрудничестве с канд. пед. наук, доцентом Т.В. Хильченко и студентом Д.Е. Андреевым, а также «Формирование национальной эстетической культуры будущих учителей средствами иностранного языка», руководитель: канд. пед. наук, доцент Е.А. Сорокина, исполнители: канд. пед. наук Е.А. Макарова и студентка О.И. Аксенова. В ходе реализации грантов была разработана модель реализации лингвометодического коучинга в вузе, определены условия ее эффективного функционирования, осуществлена апробация разработанной модели, созданы и апробированы модели по формированию национальной эстетической культуры будущих учителей средствами иностранного языка.

2023 год стал особенно плодотворным в сфере межвузовского взаимодействия в рамках грантовой деятельности, поскольку реализовать удалось уже три проекта: «Методический инструментарий сопровождения одаренных детей (образовательная область:

«Лингвистика»)», руководитель: канд. пед. наук, доцент Т.В. Хильченко, исполнители: канд. пед. наук, доцент Ю.В. Оларь, студентка Д.В. Кудряшова); «Межкультурный

компаративный подход в формировании российской гражданской идентичности обучающихся в процессе обучения иностранному языку» (руководитель: канд. пед. наук, доцент А.В. Дубаков, исполнители: канд.

пед. наук, доценты М.В. Булыгина и М.П. Пушкарева, студентка А.П. Самочернова); «Развитие гражданственности студентов педагогического вуза средствами иностранного языка» (руководитель: канд. пед. наук, доцент Е.А. Сорокина, исполнители: канд. пед. наук, доцент Е.А. Макарова, студентка А.А. Тарасова. Как результат - разработан технологический компонент дополнительной

общеобразовательной программы для сопровождения одаренных детей

(образовательная область «Лингвистика»), создан методический инструментарий сопровождения одарённых детей,

детализированы возможности межкультурного компаративного подхода в формировании российской гражданской идентичности обучающихся в процессе обучения иностранному языку; разработан комплекс мероприятий, ориентированных на

формирование российской идентичности обучающихся, разработана и апробирована модель развития гражданственности будущих учителей иностранного языка в педагогическом вузе.

Проанализировав тематику выполненных научных грантов, можно с уверенностью сказать, что кафедра и ее преподаватели берутся за разработку самых актуальных проблем, встающих перед учеными-методистами, преподавателями языковых дисциплин, школьными учителями-практиками на современном этапе. И, что немаловажно, им удается в полной мере качественно реализовать свои проекты. На данный момент коллектив кафедры активно включился в реализацию гранта на выполнение научно-исследовательской работы в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ по реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка. Это абсолютно новое для кафедры направление работы, тем не менее, можно с уверенностью предположить, что и эта задача будет решена коллективом кафедры наиболее эффективным образом в отведенные для этого сроки.

Следует отметить, что умелое руководство кафедрой на современном этапе, стопроцентная остепененность профессорско-

преподавательского состава, высокий научно-методический потенциал и разнообразие научных интересов преподавателей позволяют коллективу кафедры занимать лидирующие позиции в научно-исследовательской деятельности, как среди кафедр гуманитарного института, так и университета в целом. И непосредственную роль в этом сыграла, в том числе, преемственность поколений,

преемственность тех традиций - научных,

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 11-18 --- ♦ ----

образовательных, воспитательных, Шадринского государственного

просветительских - которые были заложены педагогического института.

коллективом факультета иностранных языков

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Людмила Павловна Качалова. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2024. - № 1 (61). - С. 8-10.

2. Борисов, С.Б. Становление научных направлений в Шадринском государственном педагогическом университете / С.Б. Борисов, Н.Б. Булдакова, Э.П. Бурнашева [и др.]. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - № 3 (43). - С. 8-89.

3. Шадринский государственный педагогический институт : энциклопедия / В.Г. Барабаш, И.Ю. Блясова, С.Б. Борисов [и др.] ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПУ, 2014. - 519 с. - Текст : непосредственный.

4. Шадринский государственный педагогический институт, 1939-2009 / сост. С.Б. Борисов [ и др.]. - Шадринск : ШГПИ, 2009. - 546 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Ljudmila Pavlovna Kachalova. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Journal of ShadrinskState Pedagogical University], 2024, no. 1 (61), pp. 8-10.

2. Borisov S.B., Buldakova N.B., Bumasheva Je.P., et al. Stanovlenie nauchnyh napravlenij v Shadrinskom gosudarstvennom pedagogicheskom universitete [The formation of scientific directions at Shadrinsk State Pedagogical University]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2019, no. 3 (43), pp. 8-89.

3. Barabash V.G., Bljasova I.Ju., Borisov S.B., et al. Shadrinskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut: jenciklopedija [Shadrinsk State Pedagogical University]. Shadrinsk: ShGPU, 2014. 519 p.

4. Borisov S.B. (eds.) Shadrinskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 1939-2009 [Shadrinsk State Pedagogical University, 1939-2009]. Shadrinsk: ShGPI, 2009. 546 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Л.В. Солонина, доцент, кандидат педагогических наук, директор гуманитарного института, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: sololav@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

L.V. Solonina, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of Humanities, Department of Theory and Practice of German Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: sololav@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.