Научная статья на тему 'Страноведческий аспект подготовки лингвистически одаренных обучающихся в условиях сетевой образовательной среды'

Страноведческий аспект подготовки лингвистически одаренных обучающихся в условиях сетевой образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / сетевая образовательная среда / лингвистически одаренные обучающиеся / социокультурная компетенция / иностранный язык / additional education / network educational environment / linguistically gifted students / socio-cultural competence / foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оларь Юлия Вячеславовна, Кузнецова Алина Ильинична

В статье рассматриваются вопросы организации сетевой образовательной среды для подготовки лингвистически одаренных обучающихся общеобразовательной школы, описаны признаки одаренной личности. Авторы концентрируют внимание на содержании страноведческого аспекта подготовки обучающихся старших классов. Предлагается описание опыта проведения профильных олимпиадных смен по направлению «Английский язык», которые были ориентированы на помощь в подготовке ко всем этапам Всероссийской олимпиады школьников. Смены проводятся Центром развития современных компетенций «Созвездие» (г. Курган), на базе лагеря отдыха и развития «Чумляк», занятия ведут преподаватели ФГБОУ ВО «ШГПУ». Исходя из компонентного состава социокультурной компетенции, в статье приводятся требования к знаниям и умениям обучающихся, а также примеры заданий страноведческого характера для лингвистически одаренных обучающихся в условиях сетевой образовательной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оларь Юлия Вячеславовна, Кузнецова Алина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The country study aspect of linguistically gifted students’ training in a network educational environment

The article discusses the issues of organizing a network educational environment for the preparation of linguistically gifted students of secondary schools, describes the signs of a gifted personality. The authors focus on the content of the country study aspect of senior students’ preparation. The article describes the experience of conducting specialized Olympiad shifts in the field of “English language” which were aimed at preparing for all stages of All-Russian Olympiad of Schoolchildren. Shifts are conducted by the Center for the Development of modern competencies “Constellation” (Kurgan) on the basis of the recreation and development camp “Chumlyak”, classes are taught by teachers of Shadrinsk State Pedagogical University. The article presents the requirements for students’ knowledge and skills as well as examples of country study tasks for linguistically gifted students in a network educational environment based on the component composition of socio-cultural competence.

Текст научной работы на тему «Страноведческий аспект подготовки лингвистически одаренных обучающихся в условиях сетевой образовательной среды»

УДК 371.398

Юлия Вячеславовна Оларь, Алина Ильинична Кузнецова

г. Шадринск

Страноведческий аспект подготовки лингвистически одаренных обучающихся в условиях сетевой образовательной среды

В статье рассматриваются вопросы организации сетевой образовательной среды для подготовки лингвистически одаренных обучающихся общеобразовательной школы, описаны признаки одаренной личности. Авторы концентрируют внимание на содержании страноведческого аспекта подготовки обучающихся старших классов. Предлагается описание опыта проведения профильных олимпиадных смен по направлению «Английский язык», которые были ориентированы на помощь в подготовке ко всем этапам Всероссийской олимпиады школьников. Смены проводятся Центром развития современных компетенций «Созвездие» (г. Курган), на базе лагеря отдыха и развития «Чумляк», занятия ведут преподаватели ФГБОУ ВО «ШГПУ». Исходя из компонентного состава социокультурной компетенции, в статье приводятся требования к знаниям и умениям обучающихся, а также примеры заданий страноведческого характера для лингвистически одаренных обучающихся в условиях сетевой образовательной сети.

Ключевые слова: дополнительное образование, сетевая образовательная среда, лингвистически одаренные обучающиеся, социокультурная компетенция, иностранный язык.

Julia Vyacheslavovna Olar Alina Ilyinichna Kuznetsova Shadrinsk

The country study aspect of linguistically gifted students' training in a network educational

environment

The article discusses the issues of organizing a network educational environment for the preparation of linguistically gifted students of secondary schools, describes the signs of a gifted personality. The authors focus on the content of the country study aspect of senior students' preparation. The article describes the experience of conducting specialized Olympiad shifts in the field of "English language" which were aimed at preparing for all stages of All-Russian Olympiad of Schoolchildren. Shifts are conducted by the Center for the Development of modern competencies "Constellation" (Kurgan) on the basis of the recreation and development camp "Chumlyak", classes are taught by teachers of Shadrinsk State Pedagogical University. The article presents the requirements for students' knowledge and skills as well as examples of country study tasks for linguistically gifted students in a network educational environment based on the component composition of socio-cultural competence,.

Keywords: additional education, network educational environment, linguistically gifted students, socio-cultural competence, foreign language.

Вопросы подготовки одаренных в разных сферах знаний обучающихся средних общеобразовательных школ получают широкое освещение в научно-педагогической литературе на современном этапе. В связи с огромной скоростью развития технологий, общество нуждается в людях новой формации, творчески и нестандартно мыслящих, имеющих высокоразвитые способности и компетенции, умеющие работать в команде и обладающие определенным уровнем эмоционального интеллекта. Кроме того, особое

18

внимание к изучению иностранных языков объясняется процессами глобализации и интеграции в мировой экономике, следовательно, владение иностранным языком как средством общения предполагает знание определенных элементов культуры стран изучаемого языка, без которого невозможно эффективное общение.

Лингвистическая одаренность имеет потенциал развития через использование в образовательном процессе страноведческого и культурологического материала в ориентации на формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

Отечественные и зарубежные ученые занимаются разработкой разных аспектов одаренности много лет. Природа одаренности исследована в трудах Г. Вебб, Д. Векслера, Д. Шафера и др. Сущностные характеристики понятий «одаренность», «детская одаренность» разработаны Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтес, В.И. Пановым и др. Психологи Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн и др. определили структуру и условия развития способностей. В.А. Крутецкий, Б.М. Теплов выявили общие закономерности развития одаренности человека. Ф. Монкс, К. Халлер и др. классифицировали виды одаренности, а также описали модели одаренности. Вопросами определения и развития лингвистического одаренности занимаются отечественные методисты в области языкового образования - В.Н. Карташова, В.П. Кузовлев, Е.И. Пассов, А.А. Поляков и др.

Лингвистическая одаренность понимается как «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка» [11, С.297].

П.Ю. Петрусевич рассматривает следующие признаки лингвистической одаренности: психофизиологические механизмы речи, иерархия мотивов в структуре мотивации, способность к речетворчеству, коммуникативные способности, индивидуальные стратегии, чувство языка [12]. Необходимо отметить интегративность и взаимопроникновение указанных признаков, их пластичность и динамичность в процессе развития лингвистических способностей, а также взаимовлияние.

Дж. Фримэн утверждает, что одаренные дети обладают рядом личностных характеристик: мотивация, любознательность, независимость, самодисциплина, стремление к автономии, эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности и высокая продуктивность [10].

По мнению А.И. Савенкова, существует два блока характеристик одаренной личности: один касается познавательной сферы (самоактуализация, перфекционизм, социальная автономность, эгоцентризм, лидерство, соревновательность, эмоциональная уязвимость, хорошее чувство юмора), а другой - психосоциальной сферы (стремление к творчеству, самостоятельность, наличие внутренней мотивации к деятельности, противоречивость самооценки, автономность) [13].

Несомненно, учитывая характеристики одаренной личности, педагог сможет построить образовательный процесс на более высоком качественном уровне, что приведет к наиболее эффективному процессу усвоения программы и формирования разных компетенций.

В ряде нормативных документов (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [16], Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [15], Указ Президента РФ от 07.12.2015 №607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» [14], указано, что выявление и поддержка лиц, имеющих неординарные способности, проводится федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Способы и пути такой деятельности следующие: олимпиады и творческие мероприятия, денежные поощрения, организация работы специальных образовательных организаций дополнительного образования.

В современных условиях информационно-образовательной среды появляется возможность разработки и функционирования обогащенного сетевого образовательного взаимодействия образовательных учреждений, способствующего взаимодействию участников, обменивающихся и эффективно использующих образовательные ресурсы; реализующих определенную образовательную программу сопровождения одаренных школьников; обеспечивающих индивидуальные образовательные маршруты для одаренных обучающихся посредством доступа ко всем компонентам образовательной сети. В нескольких регионах России запущены пилотные проекты по интеграции общеобразовательных школ и высших учебных учреждений в системе дополнительного иноязычного образования [18].

В настоящее время в нашей стране создан ряд образовательных центров для развития талантливых детей и молодежи. Общеизвестный и получивший высокую оценку общественности всероссийский образовательный центр «Сириус» обеспечивает поиск, подготовку и профессиональную поддержку одаренных обучающихся, а также их контакт с потенциальными работодателями.

Центр развития современных компетенций «Созвездие» (г. Курган), созданный в декабре 2018 г., работает по типу проекта «Сириус» на базе лагеря отдыха и развития «Чумляк». Основная функция центра - выявление и поддержка одаренных детей и молодежи Курганской области. В центре находится высокоэффективная современная технологическая инфраструктура, которую используют квалифицированные преподаватели для организации занятий в профильных сменах для школьников Курганской области круглый год. В учебных корпусах находятся химические, физические и биологические лаборатории, инженерные мастерские, классы робототехники, компьютерные кабинеты, хореографические и музыкальные классы, творческие студии. Таким образом, целью работы образовательного центра «Созвездие» является систематизация и совершенствование практик работы с одаренными обучающимися; создание условий и механизмов, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи в условиях региональной системы образования. Работа образовательного центра «Созвездие» производится по ряду направлений: проведение профильных смен, подготовка к профильным олимпиадам и конкурсам, проведение регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, подготовка школьников к участию в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, проведение регионального этапа всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», реализация национальной концепции выявления талантливой молодежи, организация работы комиссии по рассмотрению материалов для награждения детей, проявивших выдающиеся способности в области образования, искусства и спорта.

Для отбора обучающихся Курганской области созданы онлайн задания, разработаны тесты по разным предметам школьного цикла. Кроме того, желающие обучаться на профильных сменах предоставляют дипломы победителей и призеров предметных олимпиад различных уровней.

В ноябре 2023 г. и марте 2024 г. на базе отдыха и развития «Чумляк» были организованы две профильные олимпиадные смены для лингвистически одаренных обучающихся 9-11 классов по направлению «Английский язык». Данные профильные смены ориентированы на помощь в подготовке ко всем этапам Всероссийской олимпиады школьников по разным школьным предметам. Организационно-методическое сопровождение лингвистически одаренных обучающихся осуществлялось двумя преподавателями ГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», имеющих степени кандидата педагогических наук, в соответствии с разработанной ими Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика») [6].

Согласно учебному плану программы, обучающимся были предложены лингвистические задачи лексико-грамматического характера, проблемно-поисковые

олимпиадные лингвистические задачи, творческие олимпиадные лингвистические задачи, практико-ориентированные проектные задачи, олимпиадные лингвистические задачи в иноязычной письменной речи [17].

Также, одним из направлений работы в условиях профильных олимпиадных смен было выполнение заданий лингвострановедческого характера, нацеленных на формирование социокультурной и социолингвистической компетенции в области истории, географии, литературы, традиций и обычаев, культуры, знаменитых людей Великобритании и США.

Социокультурная компетенция имеет многокомпонентный состав. Ю.М. Орехова выделяет следующие компоненты социокультурной компетенции: лингвистический, культурологический, социолингвистический, социально-психологический, психологический

[9].

Исходя из компонентного состава социокультурной компетенции, рассмотрим требования к знаниям и умениям обучающихся, необходимым для успешного выполнения заданий Всероссийской олимпиады школьников.

Прежде всего, обучающиеся должны знать безэквивалентную лексику, входящую в фоновые знания представителей культур англоговорящих стран, преимущественно Великобритании и Соединенных Штатов Америки. В процессе обучения происходит знакомство с различными стилями языка, вариантами языка, умения адекватно применять языковые средства в зависимости от ситуации общения. Важно знать общеизвестные традиции и обычаи страны изучаемого языка, языковые и поведенческие клише, этикетные правила и нормы, праздники, особенности национального характера, основные ценности, блюда национальной кухни, знаменитых личностей, художественные произведения и литературных героев, названия газет, журналов, теле- и радиопередач и т.п. Такие знания необходимы обучающимся, чтобы уметь представлять собственную культуру, корректно высказывать собственную точку зрения, определять сходное и различное в жизни своей страны и страны изучаемого языка. [9].

Подготовка предполагает чтение большого количества специальной литературы. Также, прослеживается тенденция к постоянному усложнению содержания заданий, что объясняется направленностью на раскрытие творческого потенциала обучающихся и в конечном итоге, ведет к реализации приоритетных целей современного иноязычного образования. Большое количество текстов, на которых построены олимпиадные задания, носящих социокультурный характер, включены в пособия Olympway [3], Olympiad Builder [2], Great Length [5]. Помимо этих пособий, для организации интенсива профильных олимпиадных смен для лингвистически одаренных обучающихся мы использовали ряд англоязычных веб-ресурсов [1], [4], [7], [19], [20].

Организация занятий на олимпиадной смене носила инновационный характер с применением ряда эффективных образовательных технологий, способствующих раскрытию потенциала лингвистически одаренных обучающихся: проблемно-модульное обучение, эвристическое обучение, проектное обучение, интерактивное обучение [8]. Включение современных образовательных Интернет ресурсов способствовала ускорению процесса запоминания информации, необходимой для решения олимпиадных задач. Так, для проработки темы «Штаты США» после прослушивания мини-лекции и изучения материала в табличной форме, обучающимся была предложена интерактивная игра «Как хорошо вы знаете Соединенные Штаты Америки», в которой обучающиеся должны были как можно скорее найти на интерактивной карте штат США, название которого написано на экране на русском языке и произнести его правильно на английском языке.

Большое внимание уделялось работе с аутентичным аудио- и видеоматериалом, т.к. этот способ эффективен для ознакомления обучающихся с географией, историей, различными аспектами культуры стран изучаемого языка, а также для изучения специфической лексики и культурных реалий страны изучаемого языка. Важно использовать материалы о знаменитых людях Великобритании и США, таких как Уинстон Черчилль,

Исамбад Брунэл, принцесса Диана, Чарльз Дарвин, Уильям Шекспир, Айзек Ньютон, королева Елизавета Первая, Джон Леннон, Гораций Нельсон.

Для запоминания большого объема информации в сжатые сроки необходимо использовать современные методы и приемы обучения, например, прием мнемотехники, создание комиксов и флеш-карт, элементы ролевой игры. Большой эмоциональный отклик обучающихся получила работа с видеосюжетами телекомпаний CNN (США) и ITV (Великобритания) о проекте Talking Statues. Перед просмотром сюжетов были сняты возможные социокультурные трудности через обсуждение названия сюжета и реалий the Thames, Manchester, Peter Pan, Isambard Brunel. Во время первого просмотра обучающиеся извлекали основное понимание аудио- и видеоряда, сопоставляя колонки (имена знаменитостей и места, где расположены их памятники). Просмотр двух видеосюжетов, представленных на британском и американском акценте, замотивировал обучающихся к выполнению заданий олимпиадного формата: найти неверные предложения и исправить их, затем составить предложения из перепутанных слов. Выполнение последнего задания вызвало трудности, т.к. представленные предложения были взяты из аутентичного текста и содержали определенные структуры английского языка. После обсуждения результатов выполнения заданий, одаренным обучающимся было предложено составить монолог от лица британской знаменитости, представленной памятником на одной из лондонских улиц. Структура монолога следующая: 1) вопрос к прохожему, отражающий род занятий знаменитого человека, 2) краткое представление личности, 3) пожелание прохожему из прошлого, 4) юмористическая фраза, которая заставит улыбнуться. Такое творческое задание было выполнено с интересом всеми обучающимися. Необходимо было изучить информацию с использованием ресурсов Интернет, а также отразить собственный взгляд на конкретный персонаж. На завершающем этапе для закрепления усвоения информации, была организована ролевая игра, в которой путем жеребьевки обучающиеся составили пары и представили неподготовленный диалог между двумя знаменитостями, заданием к которому было обсудить вклад каждого из них в общественную жизнь Великобритании конкретной исторической эпохи.

В последний день каждой смены обучающиеся выполняли задания Всероссийской олимпиады школьников городского и регионального уровней (на осенней и весенней сменах соответственно). Результаты выполнения заданий, отзывы преподавателей и самих обучающихся свидетельствуют о высокой эффективности такого рода организации интенсивной подготовки. По отзывам обучающихся, проведенные преподавателями ВУЗа занятия отличались тщательностью подготовки и насыщенностью узкоспециализированных лингвистических заданий, позволивших в сжатые сроки изучить алгоритм и стратегии выполнения олимпиадных заданий, а также проявить творческие способности в решении нестандартных проблемных лингвистических ситуаций.

Таким образом, две профильные олимпиадные смены для лингвистически одаренных обучающихся показали эффективность организации образовательного процесса на платформе сетевого взаимодействия между общеобразовательными школами Курганской области, Центром развития современных компетенций «Созвездие» и ГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». Работа над страноведческим аспектом подготовки лингвистически одаренных обучающихся в условиях сетевой образовательной среды потребовала серьезной тщательной подготовки и была реализована в контексте решения типичных заданий Всероссийской олимпиады школьников.

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2024 году по теме «Конструирование сетевой образовательной среды по работе с одаренными обучающимися (образовательная область: «Лингвистика»)» (№ 16-385 от 2 мая 2024 г.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бочкарёва, Д. Д. Country Studies. Социокультурный компонент олимпиады школьников по английскому языку / Д.Д. Бочкарёва. - Москва : МЦНМО, 2018. - 48 с. -URL: https://drive.google.eom/file/d/1w6k-Mn44hnXrajdVYO5qdpElUQzBrz1m/view. - Текст : электронный.

2. Гулов, А.П. Olympway. 30 форматов олимпиадных заданий по английскому языку / А.П. Гулов. - Изд. 2-е, стереотип. - Москва : Изд-во МЦНМО, 2018. - 124, [1] с. - Текст : непосредственный.

3. Гулов, А.П. Olympway. Интегральный сборник олимпиадных заданий по английскому языку. Лексика, грамматика, страноведение / А.П. Гуров. - Москва : МЦНМО, 2018. - 392 с. - Текст : непосредственный.

4. Гулов, А.П. Методические и нормативно-правовые основы подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку : учеб.-метод. пособие / А.П. Гулов. - Обнинск : Титул, 2022. - 108 с. - URL: https://vk.eom/doe2546448_648514524?hash=7yzhXCSSTtwDQS3wwmOILvIZNskBNeM3ZhNe nBmVpKz&dl=QzOnl5zvQbgUsEZnLZcP1p7yIyVA2nfLXf5OxmG8fQs. - Текст : электронный.

5. Гулов, А.П. Пособие great lengths. Олимпиадные задания по английскому языку. 15 вариантов. 300 заданий / А.П. Гулов. - Москва, 2020. - 214 с. - URL: https://www.tea4er.com/sites/default/files/lesson/37/Gulov_GL.pdf. - Текст : электронный.

6. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика») : рабочая прогр. / Шадр. гос. пед. ун-т, Гуманитар. ин-т, Каф. теории и практики герман. яз. ; сост. Т.В. Хильченко, Ю.В. Оларь. - Шадринск : ШГПУ, 2023. - 50 с. - Текст : непосредственный.

7. Курс «Страноведение» для подготовки к олимпиадам по английскому языку. -Текст : электронный // Upwego : сайт. - URL: https://upwego.ru/index.php/eulturebank/eourse.

8. Оларь, Ю.В. Структурно-содержательные компоненты методического инструментария сопровождения лингвистически одаренных обучающихся / Ю.В. Оларь. -Текст : электронный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета : науч. журн. - 2023. - № 3 (59). - С. 62-70. - URL: http://vestnik.shgpi.edu.ru/journal/issue/view/27/Vestnik_3.

9. Орехова, Ю.М. К вопросу о структуре и содержании социокультурной компетенции / Ю.М. Орехова. - Текст : электронный // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 4 (33). - URL: https://eyberleninka.ru/artiele/n/k-voprosu-o-strukture-i-soderzhanii-sotsiokulturnoy-kompetentsii.

10. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. - Москва : Молодая гвардия, 1997. - 416 с. - Текст : непосредственный.

11. Панфилова, В.М. Формы работы с лингвистически одаренными детьми при изучении иностранного языка / В. М. Панфилова, А. А. Дудина. - Текст : непосредственный // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - С. 297-298.

12. Петрусевич, П.Ю. Интегративный подход к развитию лингвистической одаренности / П.Ю. Петрусевич. - Текст : электронный // Известия института педагогики и психологии образования. - URL: http://ippo.selfip.eom:85/izvestia/petrusevieh-p-yu-integrativnyy-podkhod/.

13. Савенков, А.И. Психология детской одаренности : учебник для вузов / А.И. Савенков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2024. - 334 с. - (Высшее образование). -URL: https://urait.ru/beode/538228. - Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». - Текст : электронный.

14. Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2015 г. № 607. - Текст : электронный // Президент России : офиц. сайт. - URL: http://www.kremlin.ru/aets/bank/40269.

15. Российская Федерация. Министерство образования и науки. ФГОС Основное общее образование : приказ от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020). - Текст : электронный // ФГОС : сайт. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/.

16. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (посл. ред.). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lwhze9svk7876212188. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» в локальной сети ШГПУ. - Текст : электронный.

17. Хильченко, Т.В. Организационно-методическое сопровождение лингвистически одаренных обучающихся в условиях дополнительного образования: анализ эффективности / Т.В. Хильченко, Ю.В. Оларь. - Текст : электронный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета : науч. журн. - 2024. - № 1 (61). - С. 50-58. - URL: http://vestnik.shgpi.edu.ru/joumal/issue/view/29/Vestnik_1.

18. Щербатых, Л.Н. Специфика работы с лингвистически одаренными школьниками / Л.Н. Щербатых. - Тест : электронный // Наука и школа. - 2012. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-raboty-s-lingvisticheski-odarennymi-shkolnikami/viewer.

19. All about British Life and Culture. - Text : electronic // Project Britain. - URL: https://www.projectbritain.com/.

20. British Coincil : site. - URL: https://learnenglish.britishcouncil.org/general-english/audio-series. - Text : electronic.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Ю.В. Оларь, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: julolar@gmail.com.

А.И. Кузнецова, студентка 4 курса, направление подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Иностранный язык (английский)», «Иностранный язык (немецкий)», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: kuznetsovalina02@gmail.com.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Yu.V. Olar, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, email: julolar@gmail.com.

A.I. Kuznetsova, 4th year Student, field of training "Pedagogical education", profile "Foreign language (English)", "Foreign language (German)", Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: kuznetsovalina02@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.