АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
УДК 656.13.08
Н.А. Андреева, А.С. Березин, Л.С. Жданов, А.В. Косолапов, Ю.Н. Матвеев
НАТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Исследование характери-
стик дорожного движения проводят для получения фактических данных о движении транспортных потоков. В зависимости от цели исследования могут быть использованы различные методы определения характеристик дорожного движения: документальные, натурные и моделирования.
В настоящее время наиболее распространены натурные исследования, заключающиеся в получении фактических характеристик в заданном пространстве и в течение определенного периода времени. Различают локальные, зональные и региональные натурные исследования, применяющиеся при разных масштабах таких работ.
С 1995 г. на дорожной сети Кемеровской области периодически проводятся исследования интенсивности движения транспортных потоков в летний период времени.
Спецификой таких многолетних наблюдений является выборочное применение разных целей и методов исследования, как по отдельности, так и в их сочетании. Если в 90-ые годы прошлого века применялись, в основном, чаще локальные обследования (на отдельных дорогах, отдельных перекрестках), то в настоящее время переходят к зональным и даже региональным оценкам.
В августе 2003 г. сотрудниками кафедр “Автомобильные перевозки” и “Эксплуатация автомобилей” КузГТУ прове-
дена оценка интенсивности
движения на автодорогах.
Замеры проводились на 32 стационарных учетных пунктах (постах) тремя бригадами, состоящими из четырех наблюдателей (список учетных пунктов приведен в табл.1).
Оценка интенсивности движения N на различных дорогах проводилась как в физических единицах, так и в приведенных к условному легковому автомобилю в соответствии с СНиП 2.05.02-85 “Автомобильные
дороги”.
Натурные исследования осуществлялись непрерывно с 8-00 до 20-00 часов в четверг, пятницу и субботу на каждом учетном пункте (УП).
Такой многодневный режим измерений на каждом посту наблюдения применен впервые. Кроме того, также впервые обеспечена одновременность замеров в сечениях «до» и «после» основного УП, т.е. фик-
сировались все автомобили, проходящие через поперечное сечение дороги одновременно в трех точках.
Цель подобных исследований состоит в том, чтобы на
автомобильных дорогах разных категорий, разного назначения, состояния дорожного покрытия и т.п. получить реальные изменения во времени объема движения в различные дни недели.
Подобная информация позволяет, во-первых, провести анализ изменения движения в разные месяцы и дни, во-вторых, оценить пиковые нагрузки на дорогу, что важно при определении сроков службы покрытия и возможности на основе конкретных данных спрогнозировать и запланировать тот или иной вид ремонта, восстановления или строительства новых участков дорог. То, что исследования проводились в «пиковые» периоды движения автотранспорта свидетельствует о более высокой надежности результатов, что позволяет также аппроксимировать их соответствующими моделями. В этом можно увидеть элементы новизны среди подобных исследований, проводимых в нашей стране. Именно такой подход к проблеме играет не последнюю роль в том, что кузбасские дороги являются одними из луч-
Таблица 1
№ п/п Направление по автомобильной дороге Номера учетных пунктов, находящихся на данной дороге
1 Томск - Мариинск 1, 2, 3, 4, 5, 6, 26
2 Верх-Чебула - Тисуль 7, 10, 27, 31, 32
3 Тяжинский - Тисуль - Шарыпово 8, 9, 11, 12, 13
4 Кемерово - Новосибирск 14, 29, 30
5 Кемерово - Ленинск-Кузнецкий 15, 16, 22, 24
6 Белово - Алтай 18, 19, 20, 21
7 Кузедеево - Алтай 23, 25
8 Панфилово - Плотниково 17
Таблица 2
Изменение интенсивности движения в приведенных единицах по часам суток на посту № 15 (пятница)
Время суток Легко- вые Автобу- сы Грузо- вые, всего в том числе, грузоподъёмностью, т. Итого
до 2 2 - 6 6 - 8 8 - 14 а/п до 12 а/п до 20 а/п до 30
8-9 489 65 275 51 28 20 102 4 60 10 829
9-10 548 68 413 86 54 43 123 35 68 5 1029
10-11 589 80 418 84 52 53 147 11 72 0 1087
11-12 623 58 479 107 32 43 138 7 148 5 1160
12-13 648 65 377 84 30 30 147 25 56 5 1090
13-14 658 58 391 74 84 38 117 7 72 0 1107
14-15 638 80 388 86 50 50 105 46 52 0 1106
15-16 734 103 338 71 28 40 123 4 68 5 1175
16-17 846 63 365 59 22 45 129 11 100 0 1274
17-18 822 80 333 77 48 35 102 18 44 10 1235
18-19 844 95 256 60 20 30 90 7 44 5 1195
19-20 922 58 232 48 20 13 75 4 68 5 1212
Итого 8361 870 4264 884 468 438 1398 175 852 50 13495
максимальная зас
)иксированная интенсивность движения
1274
Таблица 3
Изменение интенсивности движения в приведенных единицах по часам суток на посту № 16 (пятница)
Время суток Легко- вые Автобу- сы Грузо- вые, всего в том числе, грузоподъёмностью, т. Итого
до 2 2 - 6 6 - 8 8 - 14 а/п до 12 а/п до 20 а/п до 30
8-9 258 20 114 27 16 5 18 7 36 5 392
9-10 353 28 325 39 52 38 33 4 120 40 706
10-11 409 35 304 66 32 55 51 11 84 5 748
11-12 331 23 253 36 42 35 69 0 56 15 607
12-13 395 20 242 41 18 10 63 4 92 15 657
13-14 377 38 303 44 50 23 87 14 76 10 718
14-15 383 35 236 30 36 43 54 7 56 10 654
15-16 432 35 258 51 20 38 45 7 72 25 725
16-17 508 48 277 39 36 40 60 14 68 20 833
17-18 459 55 223 29 36 28 60 11 40 20 737
18-19 441 50 203 27 32 33 45 0 56 10 694
19-20 338 33 116 8 40 10 9 7 32 10 486
Итого 4684 418 2851 435 410 355 594 84 788 185 7953
максимальная зафиксированная интенсивность движения
ших в Сибирском федеральном округе.
В результате обработки полученных при измерениях данных выявились УП с наибольшей интенсивностью движения
- № 15 перед Березово и № 16 перед Панфилово (рис. 1 и 2, табл. 2 и 3).
Здесь и далее все значения интенсивности приведены в приведенных единицах.
В табл. 2-6 приведены данные по дням недели с наибольшей суммарной загрузкой дороги в течение всего периода наблюдений.
В этих таблицах курсивом выделены значения утренних и вечерних часов пик. Установлено, что в 75 % случаев наблю-
дений их моменты приходятся на традиционные для транспортных потоков на загородных автомобильных дорогах периоды (с 8 до 10 и с 16 до 18 часов соответственно).
Для сравнения дорог разных категорий при количественной оценке неравномерности распределения интенсивности движения по часам суток служит коэффициент неравномерности, получаемый отношением максимального зафиксированного значения интенсивности в какой-либо час суток к средне-
му значению наблюдения:
за весь период
К
N
тах
нер
N
(1)
сред
833
На указанных постах наблюдения (что иллюстрируется рис. 3) разброс такого коэффициента составил от 1,12 на УП № 15 в четверг до 1,71 на УП № 19 в субботу при среднем значении 1,36. Отмечается тенденция роста значения коэффициента в субботу по сравнению с будними днями на всех постах наблюдения (за исключением УП № 19) при близких значениях коэффициента в четверг и в пятницу.
Также заметна разница в размахе превышения наибольшего значения коэффициента над наименьшим от 5 % (на пункте № 16) до 27 % (на пункте № 19).
Сравнение интенсивности движения по дням недели
Время суток
четверг —■—пятница —А—суббота
Рис. 1. Пункт наблюдения № 15
Сравнение интенсивности движения по дням недели
Время суток
четверг —■—пятница —А—суббота
Кроме того, оценивается объем движения, выражающийся в суммировании числа автомобилей, прошедших за время наблюдения. Наибольший объем достигнут на посту № 15 в пятницу (почти 13500 автомобилей), а наименьший - на посту № 19 в субботу (немногим менее 1000). На всех постах наблюдается явная тенденция снижения объема движения в выходные дни.
Определенный интерес вызывает исследование интенсивности движения по новой дороге в направлении на Алтай, поскольку подобная работа на ней
Рис. 2. Пункт наблюдения № 16
суббота
я
ч
ч
я пятница
л
я
четверг
0,00 0,50 1,00 1,50 2,00
Q бы 15 И 16 □ 18 П 19
Рис. 3. Значения коэффициента неравномерности интенсивности движения по часам суток
только начинается.
УП 18 и 19 располагались у Мерети и перед поворотом на Гурьевск (рис. 4, 5; табл. 4, 5). Можно отметить высокую
равномерность интенсивности движения по часам суток периода наблюдения и относительно небольшой суточный объем движения.
Однако, учитывая недавний срок введения этой дороги в эксплуатацию, в перспективе следует ожидать существенного увеличения параметров движе-
Сравнение интенсивности движения по дням недели
о
Й
г
Время суток
четверг —■—пятница —Д—суббота
Рис. 4. Пункт наблюдения № 18
Сравнение интенсивности движения по дням недели
к
м
X
в
и
с
н
е
т
н
К
Время суток •четверг —■—пятница —А—суббота
Рис. 5. Пункт наблюдения № 19
Рис. 6. Пункт наблюдения № 6
Таблица 4
Время суток Легко- вые Автобу- сы Грузо- вые, всего в том числе, грузоподъёмностью, т. Итого
до 2 2 - 6 6 - 8 8 - 14 а/п до 12 а/п до 20 а/п до 30
8-9 51 0 51 6 8 3 6 0 28 0 102
9-10 51 3 95 2 22 5 27 4 36 0 149
10-11 59 5 75 5 20 0 24 0 16 10 139
11-12 46 0 112 9 20 0 39 4 40 0 158
12-13 53 13 75 5 10 8 24 0 24 5 141
13-14 54 3 161 11 16 8 39 14 64 10 218
14-15 62 3 123 8 22 5 48 0 40 0 187
15-16 77 0 111 11 18 5 30 4 44 0 188
16-17 63 0 113 6 4 0 75 0 28 0 176
17-18 75 0 67 5 6 5 21 0 20 10 142
18-19 64 5 46 3 2 3 15 7 16 0 115
19-20 51 0 40 3 4 3 9 0 16 5 91
Итого 706 30 1066 71 152 43 357 32 372 40 1802
максимальная зас
шксированная интенсивность движения
218
Таблица 5
Изменение интенсивности движения в приведенных единицах по часам суток на посту № 19 (пятница)
Время суток Легко- вые Автобу- сы Грузо- в том числе, грузоподъёмностью, т.
вые, всего до 2 2 - 6 6 - 8 8 - 14 а/п до 12 а/п до 20 а/п до 30 Итого
8-9 61 5 82 5 10 10 21 7 24 5 148
9-10 57 3 74 2 2 8 18 4 36 5 133
10-11 53 5 79 9 4 13 21 7 20 5 137
11-12 54 3 82 9 8 15 15 7 28 0 139
12-13 50 10 46 3 4 5 6 4 24 0 106
13-14 49 0 54 5 10 8 9 14 4 5 103
14-15 55 5 65 9 4 5 12 14 16 5 125
15-16 74 8 93 6 8 8 21 18 28 5 175
16-17 77 0 91 11 6 13 6 7 44 5 168
17-18 67 5 84 11 2 8 21 14 24 5 156
18-19 49 3 34 2 4 0 12 4 8 5 86
19-20 40 3 38 3 4 5 9 0 12 5 81
Итого 686 48 820 72 66 95 171 98 268 50 1554
максимальная зас иксированная интенсивность движения 168
Таблица Изменение интенсивности движения в приведенных единицах по часам суток на посту № 6 (четверг)
Время суток Легко- вые Автобу- сы Грузо- в том числе, грузоподъёмностью, т.
вые, всего до 2 2 - 6 6 - 8 8 - 14 а/п до 12 а/п до 20 а/п до 30 Итого
8-9 91 5 36 8 8 8 9 0 4 0 132
9-10 107 8 107 12 26 15 21 4 24 5 221
10-11 102 5 111 11 16 13 36 4 32 0 218
11-12 85 33 93 12 24 10 24 7 16 0 211
12-13 91 10 80 12 22 5 33 0 8 0 181
13-14 135 5 73 6 18 10 21 0 8 10 213
14-15 97 5 94 15 28 8 12 7 24 0 196
15-16 91 10 83 12 22 13 15 4 8 10 184
16-17 94 3 65 6 12 8 27 0 12 0 161
17-18 86 5 41 9 6 3 15 0 8 0 132
18-19 77 8 30 5 6 3 9 4 4 0 114
19-20 64 3 24 3 2 5 6 4 4 0 90
Итого 1120 98 834 110 190 98 228 32 152 25 2051
максимальная зас
иксированная интенсивность движения
221
ния.
Поэтому необходимо оценить в будущем предполагае-
мую динамику их роста, что опять приведет к необходимости построения математических
моделеи.
На севере Кемеровской области замеры интенсивности
Сравнение интенсивности движения по дням недели
Время суток
четверг —■— пятница —Д— суббота
Рис. 5. Пункт наблюдения № 19
Сравнение интенсивности движения по дням недели
н
и
а
«
и
н
е
ж
и
в
д
т
н
8
Время суток -четверг —■—пятница —Д—суббота
движения проводились у Мари-инска (УП 6), у Верх-Чебулы (УП 10, 31 и 32), Усть-Серты (УП 7, 8 и 9), Тисуля (УП 11, 12 и 13), Берикуля (УП 5), Б. Песчанки (УП 4), Постниково (УП 3, 26 и 27), Медведчиково (УП 1 и 2). Из всех перечисленных УП наиболее оживленное движение зафиксировано на пункте 6 у Мариинска (рис. 6, табл. 6).
Рис. 6. Пункт наблюдения № 6 Таким образом, подобные обследования выявляют наиболее загруженные участки на автодорогах нашей области и позволяют, например, планировать ведение работ по реконструкции дорожного полотна. Кроме того, эта информация позволяет определить «узкие» места на дорогах и обосновать изменения в схемах организа-
ции дорожного движения на упомянутых дорогах. Она может явиться основой перераспределения потоков для повышения скорости и эффективности транспортного процесса, безопасности движения и снижения вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду.
□ Авторы статьи:
Андреева Надежда Александровна
- доц. каф. «Эксплуатация автомобилей»
Березин Александр Сергеевич
- доц. каф. «Эксплуатация автомобилей»
Жданов Леонид Сергеевич
- канд. техн. наук, доц. каф. «Автомо-
Косолапов Андрей Валентинович
- канд. техн. наук, доц. каф. «Автомо-
Матвеев Юрий Николаевич
- главный инженер проекта ГУП «Куз-
бильные перевозки» бильные перевозки» ассдорфондпроект»