УДК 821.35
Казимагомедова Фаина Исламовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры дагестанской литературы факультета дагестанской филологии Дагестанского государственного педагогического университета editor@hist-edy.ru
ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ИБРАГИМА ГУСЕЙНОВА
В статье исследуются функции пейзажа и пейзажных мотивов в лирике поэта и аналитика Ибрагима Гусейнова. Автор статьи акцентирует внимание на философское восприятие поэтом природы, на создание им национального характера эпохи, посредством создания пейзажа.
Ключевые слова: философская лирика, пейзажные образы, функция пейзажа, пейзажная символика.
Kazimagomedova Faina Islamovna
PhD in Philology, Associate Professor of the Department of Dagestan Literature of the Faculty of Dagestan Philology, Dagestan State Pedagogical University editor@hist-edy.ru
NATURE IN THE LYRIC POETRY OF IBRAGIM GUSEINOV
The article considers the landscape functions and landscape motives in the lyric poetry of the poet and analyst Ibragim Guseinov. The author of the article emphasizes the poet's philosophical perception of nature, his way of creation a national character of his epoch by means of landscape depicting.
Key words: philosophical lyrics, landscape images, landscape function, landscape symbolism.
У каждого художника, как мы знаем, своя манера письма, свое видение и восприятие мира.
В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. В процессе жизни человек взаимодействует с собой, с близкими и далекими для него людьми, со временем, природой. И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному.
В литературоведении, как мы знаем, различаются три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер. В литературе пейзаж - одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления или жанра, так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения, отразить загадку природы и ее отчужденность от цивилизации.
В творчестве любого поэта, использующего пейзажные мотивы в своей поэзии, обязательно сказываются исторические нормы и традиции развития этого направления лирики с отпечатком, в какой-то мере, сугубо национального мышления.
Говоря о пейзажной лирике на материале дагестанской поэзии, следует отметить, что в фольклоре и в традиционной поэзии пейзажная лирика бытовала лишь в первоначальном зачаточном виде. Проблемное значение пейзажная лирика получила лишь в 1960-гг.
В современной дагестанской, в частности лезгинской, поэзии наиболее интересные образцы пейзажной символики, деталей встречаются у Ибрагима Гусейнова.
Итак, какие же «пейзажные» мотивы и пейзажные детали создает и использует И. Гусейнов в своем творчестве?
В ранних поэмах поэта пейзажные картины просты и реалистичны, и через них поэт выражает свое чувство родины, свою любовь к ней. Так в поэме «Камни» вместе с лирической функцией на первый план выступает функция композиционная. Пейзаж, обрамляя поэму (1 и 5 части), выполняет структурную функцию.
На первый взгляд, картина, изображаемая И.Гусейновым мрачна, сера, невзрачна...
Посмотришь - одни камни...
Каменное поле,
Каменные села, улицы,
Каменные ущелья.
Угрюмых горцев увидишь,
Подумаешь: «Камни».
(Перевод построчный наш - К.Ф.)
Но именно этого эффекта и добивался поэт. Лирический герой удивляется окружающей его гнетущей картине. Кругом одни камни: поля, стены, горы, дома, улицы и даже люди - камень. Но тем сильнее ощущается контраст. Тяжелому, серому окружающему миру противопоставляется богатый, яркий внутренний мир человека.
Учитывая, что для И. Гусейнова не характерны подобные («скудные») пейзажные картины, можно с уверенностью сказать, что это был целенаправленный ход поэта. Следовательно, пейзаж в поэме выполняет не только структурную функцию, о которой мы говорили выше, но и является поэтическим приемом - антитезой. Благодаря этой функции пейзажа читатель по иному воспринимает конец поэмы, хотя и в начале, и в конце поэмы дается одна и та же картина природы. Если в начале поэмы пейзажная зарисовка настораживает и пугает читателя, то в конце - переполняет гордость за свой народ, ибо «люди гор, - по словам автора - суровы внешне, и добры душой. Они так же, как и камень, крепки в своих убеждениях, в своей любви к Родине, в преданности родной земле».
В поэмах «Сон Ануширвана», «Кара», «Семь преданий о Дири-Буба» мы наблюдаем горные пейзажи, которые можно назвать образцом пейзажной лирики. Они выполняют композиционную роль, а также являются средством «психологизации» образов. Природа сопровождает героев во всех их деяниях. Через природу И. Гусейнов показывает взлеты и падения главного героя («Путь пчелы»). Природа здесь - источник вдохновения и уверенности в правильности выбранного героем пути.
В поэме «Сон Ануширвана» основная композиция поэмы дополняется пейзажной. Пейзаж не только является прекрасным фоном для действия, но и сопровождает это действие, движется вместе с ним. То есть выполняет сюжетную функцию.
Являясь композиционным приемом, описания природы предваряют настоящие и последующие действия в поэме.
Главная функция пейзажа в поэме - гармонирование или контрастирование с переживаниями главных героев, особенно Ануширвана. «Природное» сопровождение следует за главным героем тенью.
Диапазон использования И. Гусейновым пейзажной символики широк: и назидательные иносказательные описания природы, и прямое сравнивание себя с природой, и развернутые сравнения с использованием «природных» деталей с символическим значением. Посредством создания реалистических пейзажей он отражает в своей лирике тип национального характера своей эпохи.
В стихотворениях И. Гусейнова законченных пейзажей немного. Преобладает пейзажная символика, которая является для поэта опорой развития поэтической мысли, сохраняя самостоятельность и значимость чувственного бытия, реальность ощущения природы.
Меж этими скалами море бурлило... вчера,
Златая рыбка, играя плавником, плескалась здесь... вчера.
Исчезло море. У пустого русла сидит поэт,
Переживает: «Кто мог предвидеть вчера сегодняшний день?!
В своем творчестве, на наш взгляд, поэт пользуется как бы двумя принципами: изучая природу, законы ее жизни, он познает себя и свой внутренний мир, одновременно перенося свои мысли, свое душевное состояние на все реалии мира природы. На взаимодействии этих двух миров -мира природы и мира души - рождается новое, насыщенное мыслью и реальным наблюдением видение природы, новое психологическое постижение творческой личности.
В стихотворениях «Ночь в Кубе», «Кривые камни, что на дне реки.», «Звездная роса» доминируют эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные ее состоянием, а показ самих явлений природы служит выражением впечатлений. Картины природы и пейзажные детали используются автором не столько для показа красот родного края, сколько являются средством для восприятия и осмысления разных моментов жизни: радостных и грустных, счастливых и трагических. На лоне природы человек получает возможность нравственного обновления, возвращения к чистому строю мыслей и чувств, к творчеству, возвышенной любви.
В философской лирике поэта («Ночные мечты», «Осень», «Дрожит на крючке червяк», венок сонетов «Точило» и др.) природа с ее вечным круговоротом становится обозначением переливов психологических настроев души, прорывающихся к миру аналогиями и сравнениями.
Основными «пейзажными» мотивами, позволяющими выявить своеобразие художественного сознания автора и его поэтической системы, на наш взгляд, являются горы (поэма-легенда «Кара», «Горы»), времена года, день и ночь (поэма-легенда «Сон Ануширвана», «Осень», «Цветок солнца», «Баллада цветов», «Наступила весна-утро года»), вода и камень («Камни», «Вчера меж этими камнями шумело море», «Там, где есть вода», «На море шторм.», «Если река течет сверху вниз, можно ль ее остановить?..»), земля и небеса, звезды («Небесный огонь», «Звездная роса», «Поэт», «Звезды»).
Мотив «гор» является одним из знаковых у Ибрагима Гусейнова, хотя стихотворений о горах у поэта сравнительно не так много, но обязательно присутствует в той или иной форме и с раз-
личной смысловой нагрузкой. Горы И. Гусейнова - это не только загадочный мир манящий, притягивающий, но и недоступная родной земли, сила. Это фон, на котором раскрывается поэтический мир художника. Горы - облик Родины и тот могучий источник, который дает поэту силу противостоять невзгодам.
Из времен года в поэтическом творчестве И. Гусейнова представлены зима, весна и осень. В отличие от многих дагестанских лириков зима у поэта не просто «стужа, холод и мрачное настроение», «мечта о скорой весне», это «время передышки для людей и природы», время раздумий и «мудрого ожидания утра-весны». В одном из стихотворений поэт распределил времена года, где «весна» - утро, «лето» - обед, «осень» - вечер, «зима» - ночь, время покоя необходимое для всего живого, чтобы собраться с новыми силами.
Года ночь - зима
Не задержалась. Накрывшись одеялом,
Дремлет земля, уныло в мыслях Представляя свой рассвет.
Поэт относится к зиме философски и с восхищением. В отличие от человеческой жизни, природа каждый год «возвращает себе молодость», возрождается благодаря зиме, ибо после нее наступает весна.
Мотив «воды и камня» характерен для творчества почти всех лезгинских поэтов (З. Кафла-нова, А. Алема, Х. Хаметовой, Ф. Нагиева и др.).
«Вода» у И. Гусейнова может плавно переходить в мотив «моря» и «реки», поэтому мы решили их объединить. «Вода», «море» - у поэта сосредоточение чего-то большого, всеобъемлющего. Это вечная, нетленная материя, очеловеченная, живущая по людским законам и имеющая разноликий человеческий характер.
И. Гусейнов в своих стихах любит разговаривать с морем, советоваться с ним, прислушиваться к его движению. Он приходит к нему в минуты сомнений и чувствует сопереживание своему настроению. В то же время состояние его вод и волн в прогрессии отражается на внутреннем мире человека, созерцание водной бездны рождает мысли о бездонности души.
Мотив «воды и камня» схож с пейзажным мотивом «земли и небес». Но если «вода» и «камень», по словам поэта, «живут друг в друге», так как только борьба дает им силу жизни, то «земля и небеса» никогда не сольются воедино. Они лишь отражаются друг в друге, и они всегда недосягаемы друг для друга. Они общаются опосредованно через звезды, дождь, росу, ветер и деятельность человека.
Таким образом, исследовав отдельные стороны развития пейзажа в лирике И. Гусейнова, своеобразие в использовании пейзажной символики поэтом в своих произведениях, мы выяснили, что своеобразие пейзажа зависит, прежде всего, от индивидуального стиля автора, а также от эпохи, когда написано стихотворение и от литературного направления, которому принадлежит автор.
Чувство природы у И. Гусейнова слито воедино с чувством Родины. Образы природы, впитанные сознанием будущего поэта, еще в детстве, преломились в его поэтическом мире образом родины и вылились в лирику, где пейзажный элемент становится одной из доминант.
Мировоззрение человека, нравственные основы его характера формируются природой - такова философская мудрость поэта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Волкова Е.В. Произведения искусства - предмет эстетического анализа. М., 1976.
2. Гусейнов И. Звездная роса, стихотворения, венки сонетов, поэмы. Махачкала, 1974.
3. ДюбоЖ.Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М., 1976.