Научная статья на тему 'НАТУРАЛИЗМ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: ИСТОКИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ'

НАТУРАЛИЗМ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: ИСТОКИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1255
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ИСКУССТВО / НАТУРАЛИЗМ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РОМАН / РЕАЛИЗМ / НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА / ФИЛОСОФИЯ / ПОЗИТИВИЗМ / ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ / КОНТ / ТЭН / ЗОЛЯ / БАЛЬЗАК / ФЛОБЕР / БРАТЬЯ ГОНКУР / БЕРНАР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маслова Вера Александровна

Актуальность. Хотя натурализм как течение в искусстве возник в XIX веке, и ему посвящено довольно большое количество научных трудов, его эстетическая сущность до сих пор является проблемным вопросом для исследователей - как для литературоведов, так и для культурологов. Получив теоретическое осмысление во Франции, в первую очередь, в работах Эмиля Золя, натурализм к концу XIX века приобрёл общеевропейское значение. Значительную роль натуралистическая теория сыграла и в развитии русской литературы, оказав влияние, в том числе, на А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Но их творчество, как, впрочем, и творчество самого отца-основателя натурализма Эмиля Золя, невозможно свести к тем формальным основам, на которых базировалась натуралистическая школа. В этом аспекте рациональное и научное вступает в очевидное противоречие с эстетическим. Исследованию этого феномена посвящена данная статья. Объект исследования. Натурализм во французской литературе второй половины XIX века. Предмет исследования. Философия позитивизма, научные методы познания мира и их влияние на формирование натуралистической школы. Цель исследования. Выявить и показать основные противоречия между принципами, которые декларировали писатели-натуралисты, и их реальной творческой практикой. Задачи исследования. Рассмотреть зарождение и становление натуралистической эстетики в ретроспективе и в динамике. Методы исследования. Анализ, синтез, классификация, сравнение. Результаты исследования. Принцип прямого перенесения жизненного материала в литературу следует признать несостоятельным с точки зрения эстетики, хотя нельзя отрицать, что он оказал значительное влияние на искусство не только XIX века, но и последующих эпох.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURALISM IN FRENCH LITERATURE IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY: ORIGINS AND CONTRADICTIONS

Although naturalism as a movement in art emerged in the 19th century, and a great number of scientific works are devoted to it, its aesthetic essence is still a problematic issue for researchers, both literary and cultural studies scholars. Having been theorized in France, primarily in the works of Emile Zola, naturalism acquired a European-wide significance by the end of the 19th century. Naturalistic theory also played a significant role in the development of Russian literature, influencing, among others, A. P. Chekhov, L. N. Tolstoy, and F. M. Dostoevsky. But their authorship, like that of the founding father of naturalism, Émile Zola, cannot be reduced to the formal foundations on which the naturalist school was based. In this aspect, the rational and scientific comes into obvious contradiction with the aesthetic. This article explores this phenomenon. Object of study. Concepts and evolution of aesthetic education from its origins to the end of the 20th century. Subject of study. The philosophy of positivism, scientific methods of knowing the world and their influence on the formation of the naturalistic school. Purpose of study. Identify and show the main contradictions between the principles declared by the naturalist writers and their actual creative practice. Study objectives. Consider the emergence and formation of naturalist aesthetics in retrospect and in dynamics. Methods of study. Analysis, synthesis, classification, comparison. Results of study. The principle of direct transfer of life material into literature should be recognized as untenable from the standpoint of aesthetics, although it cannot be denied that it had a significant influence on the art not only of the 19th century, but also of subsequent eras.

Текст научной работы на тему «НАТУРАЛИЗМ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: ИСТОКИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ»

Натурализм во французской литературе второй половины XIX века: истоки и противоречия

Маслова Вера Александровна,

младший научный сотрудник сектора эстетики Института философии РАН E-mail: maslovavera@gmail.com

Актуальность. Хотя натурализм как течение в искусстве возник в XIX веке, и ему посвящено довольно большое количество научных трудов, его эстетическая сущность до сих пор является проблемным вопросом для исследователей - как для литературоведов, так и для культурологов. Получив теоретическое осмысление во Франции, в первую очередь, в работах Эмиля Золя, натурализм к концу XIX века приобрёл общеевропейское значение. Значительную роль натуралистическая теория сыграла и в развитии русской литературы, оказав влияние, в том числе, на А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Но их творчество, как, впрочем, и творчество самого отца-основателя натурализма Эмиля Золя, невозможно свести к тем формальным основам, на которых базировалась натуралистическая школа. В этом аспекте рациональное и научное вступает в очевидное противоречие с эстетическим. Исследованию этого феномена посвящена данная статья. Объект исследования. Натурализм во французской литературе второй половины XIX века. Предмет исследования. Философия позитивизма, научные методы познания мира и их влияние на формирование натуралистической школы. Цель исследования. Выявить и показать основные противоречия между принципами, которые декларировали писатели-натуралисты, и их реальной творческой практикой. Задачи исследования. Рассмотреть зарождение и становление натуралистической эстетики в ретроспективе и в динамике. Методы исследования. Анализ, синтез, классификация, сравнение. Результаты исследования. Принцип прямого перенесения жизненного материала в литературу следует признать несостоятельным с точки зрения эстетики, хотя нельзя отрицать, что он оказал значительное влияние на искусство не только XIX века, но и последующих эпох.

Ключевые слова: эстетика, искусство, натурализм, экспериментальный роман, реализм, натуральная школа, философия, позитивизм, документальность, Конт, Тэн, Золя, Бальзак, Флобер, братья Гонкур, Бернар.

Промышленный переворот, произошедший в первой четверти XIX в., оказал заметное влияние не только на европейскую экономику, политическую и социальную жизнь, но и на искусство. Вторая половина XIX в. во Франции отмечена не только обострившимся противостоянием классов, но и многообразием художественных направлений, течений и стилей, каждое из которых создавало собственные программы и манифесты.

Особенно значимой для писателей, философов и художников становится тема кризиса - глубокой социокультурной трансформации общества, разочарования в идеалах, переосмысления моральных и религиозных установок, поиска новых смыслов, которые соответствовали бы изменившейся реальности. Поиск методов отражения этой реальности средствами искусства привёл не только к появлению различных творческих направлений, но и к тому, что авторы стали сочетать в своих произведениях художественные приёмы разных школ и течений. Не избежали этого и представители «натурализма» - одного из заметных направлений во французской литературе второй половины XIX века.

Термин «натурализм», который впервые употребил французский публицист Жюль-Антуан Кастаньяри, а затем подхватил Эмиль Золя, не получил широкого распространения в других европейских странах, в США и в России, где критические заметки Золя («Парижские письма») публиковались раньше, чем на родине автора. Слово «натуралистический», упоминавшееся в этих очерках, обычно переводили на русский как «реалистический». Под влиянием второго поколения писателей-натуралистов (А. Доде, Ги де Мопассан, П. Алексис, Й.-К. Гюисманс и др.), опубликовавших в 1880 г. сборник новелл «Меданские вечера», натурализм стал

203

приобретать международный характер. Приёмы, характерные для этого литературного направления, можно встретить в произведениях авторов разных эпох -как до Золя, так и после. Как отмечает Н.И. Вихорева, «интерес к натурализму в литературе возобновляется, как правило, в переходные периоды истории общества и культуры, когда меняются системы ценностей в сознании, в том числе и эстетическом» [2, С. 10].

Мировоззрение писателей натуральной школы складывалось под влиянием открытий Ч. Дарвина, философии О. Конта, работ знаменитого физиолога К. Бернара и общего духовного климата эпохи, характерными чертами которого были рост городов и сопутствующее этому расслоение общества, кризис религиозного сознания. Как отмечает В.А. Миловидов: «Во Франции, на родине классического натурализма, эти предпосылки были выражены более остро, чем в других европейских странах, потому что они были ферментированы целой серией по большей части неудачных революций, последствия которых негативно отражались на качестве духовного климата страны» [5, С. 10].

В результате развития промышленности научное знание превратилось в инструмент технического прогресса. Открытия учёных стали всё чаще применяться в реальной жизни, принося ощутимые для общества и экономики результаты. Ценность научного знания нашла отражение в философии позитивизма.

Основатель этого направления, француз Огюст Конт (1798-1857) сформулировал теорию трёх стадий развития человека и человечества. На первой стадии - теологической - люди рассматривают все явления как результат деятельности высших сил. Всё - от значимых событий частной и общественной жизни до природных катаклизмов -рассматривается как воплощение милости или гнева божьего. На следующей стадии - метафизической - сверхъестественные факторы заменяются некими метафизическими сущностями

и причинами. На этой стадии человек начинает относиться к миру более критично, что подготавливает последний этап развития - позитивный или научный. Убедившись в безуспешности раскрытия причин явлений и сущностей, их породивших, люди начинают наблюдать за этими явлениями, описывать и классифицировать их, попутно осознавая, что между ними существуют некие связи, тождества и законы, которые ими управляют. Чтобы доказать, что человечество вступило в третью стадию развития, Конт написал шеститомный труд - «Курс позитивной философии».

Науку и научные знания он считал главным стимулом развития общества. При этом он заявлял, что ни наука, ни философия не должны ставить вопрос о причине явлений, ограничиваясь лишь вопросом «Как это существует?» Критерием истины становится опыт. Знание позитивно, если оно получено либо проверено опытным путём. Всё реальное, достоверное полезное, точное и согласующееся со здравым смыслом Конт противопоставлял химерическому, негодному, спекулятивному, сомнительному и смутному.

Нравственный кризис и «брожение умов», характерные для эпохи промышленного переворота, Конт объяснял отсутствием какой-либо объединяющей доктрины. Поскольку, по его мнению, в то время в общественном сознании присутствовали все три, радикально несовместимые философии, - теологическая, метафизическая и положительная - достичь соглашения по каким-либо важным вопросам не представлялось возможным. Следствием этого являлись революционные настроения и отсутствие социального порядка.

Главенство позитивной философии должно было перестроить и всю систему образования. Науки, согласно Кон-ту, следует изучать в порядке некоей энциклопедической лестницы, основой которой является математика, а вершиной - социология, так как человеческое общество, составляющее её предмет, обладает высшей степенью сложно-

204

сти. Цель всех наук - видеть для того, чтобы предвидеть, наблюдать и накапливать факты ради открытия законов, из них вытекающих. Методы изучения наук должны быть переработаны в социологическом, а не математическом духе. Сама же социология опирается на предшествующую ей в ряду наук биологию, поскольку социальный организм - продолжение ряда живых организмов. Все объекты научного знания должны рассматриваться применительно ко всему человечеству - с точки зрения блага или бедствия для него. Знание о человеке и обществе, в свою очередь, должны служить для их преобразования и облагораживания. По мнению Конта, «главная деятельность человечества должна во всех отношениях состоять в беспрерывном улучшении своей собственной индивидуальной или коллективной природы» [4, С. 101].

Отрицая ценность отдельного индивида, Конт придавал главенствующее значение обществу в целом, которому необходимы объединяющие идеи. Проводником этих идей служит искусство. Его Конт также рассматривал с социологической точки зрения, отмечая, что искусство должно популяризировать научные знания и идеи философского позитивизма, фиксировать существующее, не оценивая его с точки зрения эстетического идеала. Стремясь свести социальное к биологическому, позитивисты утверждали, что источник художественного творчества - физиология и психика человека, а социальная среда - лишь внешнее условие художественной деятельности.

Рассуждения Конта об искусстве носили фрагментарный характер. Гораздо больше внимания эстетическим проблемам уделил в своих работах другой французский философ, теоретик искусства и литературы Ипполит Тэн (18281893). Во введении к книге «История английской литературы» он рассматривает человеческую природу как единство физиологического, социального и исторического аспектов. Искусство отражает жизнь общества в разные исторические периоды, а, следовательно, тоже

зависит от этих факторов. В трактовке Тэна они получили названия «раса, среда и момент» [9, С. 82].

Расой философ называл «те врождённые, наследственные склонности, которые появляются на свет вместе с человеком и неотделимы от различных особенностей его темперамента и телосложения» [9, С. 82]. Расовые особенности не меняются, даже если представители какого-либо народа будут рассеяны по всей планете и окажутся на разных ступенях развития. Их духовная общность отразится в философии, литературе, религии. На эти основные, первичные черты характера наслаиваются физические и социальные обстоятельства, то есть среда, в которой обитают люди. Место проживания, воспитание, профессия, общественное положение меняют природу человека, формируют и его, и народ в целом. Кроме этого, большое значение имеет и исторический момент, в котором существует тот или иной человек или народ. Так, всякая последующая форма развития искусства, согласно Тэну, обусловлена предыдущей. Хотя общее понимание искусства и «человеческий тип, подлежащий литературному описанию или живописному изображению» [9, С. 85], остаются неизменными в разные эпохи.

Таким образом, Тэн отождествлял природу с социальным миром. И даже искусство рассматривал как совокупность связанных друг с другом фактов, которые можно подвергнуть научному анализу. Проводя аналогию с животным миром, он утверждал, что так же, как естествоиспытатель может по некоторым фрагментам воссоздать весь живой организм, историк, изучающий какую-либо сферу общественной жизни, - религию, философию, литературу, искусство - может заранее предвидеть и предсказать изменения в обществе в целом.

Идеи Тэна оказали большое влияние на основоположника французского натурализма Эмиля Золя (1840-1902). Свои взгляды на искусство писатель сформулировал в серии статей, которые начал публиковать с 1860-х годов.

205

В 1865 г. вышел первый сборник его критических заметок, озаглавленный «Что мне ненавистно». Одна из центральных статей этого сборника посвящена Ипполиту Тэну. В 1893 г. в интервью, опубликованном в «Фигаро» Золя признавался, что впервые прочёл труды Тэна в 25 лет и позже использовал в своих книгах его теорию наследственности и среды. Но в статье, озаглавленной «Ипполит Тэн как художник» Золя подвергает критике тезис философа о том, что творческий человек, подобно растению, плодоносит при наличии подходящего климата. Талант - это дар природы, то есть то самое неотъемлемое «расовое» качество, которое способно расцвести или погибнуть в результате изменений «духовного климата». Золя соглашается с тем, что раса, среда и исторический момент влияют на творчество художника, но считает неприемлемым упускать из вида личность самого художника, объясняя его творчество исключительно внешними влияниями.

По мнению Золя, «прирождённому гению ничто не помешает развиваться так, как это предопределит его собственная натура» [3, С. 70]. Признаваясь, что в произведениях искусства его заботит, прежде всего, правдивость, Золя замечает далее, что ещё важнее для него «отражение личности художника и подлинной живой жизни» [3, С. 70]. Восхищение у него вызывают произведения, «ярко выражающие некую индивидуальность», «энергично заявляющие об оригинальном даровании и своеобразном восприятии мира» [3, С. 69]. Из этого можно заключить, что в первый период своей критической деятельности Золя не разделял убеждения, что литература и живопись должны с фотографической точностью фиксировать факты реальной жизни, становиться «человеческими документами», которым творческий вымысел и воображение художника только вредят. Позитивистскую эстетику он принял на вооружение лишь отчасти, как отмечал сам писатель, «на три четверти».

Это подтверждает и обширная рецензия Золя на роман братьев Эдмона и Жюля де Гонкур «Жермини Ласерте». Подробно пересказывая эту книгу, писатель восхищается тем, что в ней «нашла себе выражение сильная творческая индивидуальность», и что «на каждой странице ощущается живое дыхание современности» [3, С. 33].

Ещё до того, как Золя сформулировал основные принципы натурализма, братья Гонкур стали использовать эти принципы в своём творчестве. Считая себя учениками и последователями Бальзака, они стремились «усовершенствовать» его реализм, добавив к нему «документальности». Литературовед В.Е. Шор отмечает, что, позитивистская вера в науку, опирающуюся на опытное знание, воплотилась в творчестве Гонкуров в виде «внимательного наблюдения и изучения действительности» [10, С. 9]. Опору на факты они считали гарантией подлинности, а целью творчества, так же, как и науки, видели познание истины. Однако такой подход Шор считает несколько односторонним, подчёркивая, что «привязанность к эмпирическим фактам ограничивала возможность типизации, великим мастером которой был именно Бальзак; она останавливала художника у поверхности действительности, мешала ему отделить существенное от второстепенного» [10, С. 9].

Избыточное увлечение писателей позитивистскими теориями отмечает и З.М. Потапова. По её мнению, «физиологическая сторона слишком часто заслоняет в романе» «психологический рисунок» [7, С. 266]. «История бедной служанки, нашедшей свою гибель в большом городе, постепенно превращается в историю болезни, утрачивая смысл социального обобщения», - пишет З.М. Потапова. Стоит отметить, что сами братья Гонкур в предисловии к «Жермини Ласерте» называли своё произведение «клиническим исследованием любви», то есть рассматривали себя, скорее, не как художников, а как медиков, препарирующих поступки и движения души отдельного чело-

206

века, чтобы поставить диагноз всему человечеству. «Такая литература - одно из порождений нашего общества, беспрестанно сотрясаемого нервной дрожью, - писал Э. Золя в статье, по-свящённой «Жермини Ласерте». - Мы больны прогрессом, промышленностью, наукой; мы живём в постоянной горячке, и нам приятно копаться в язвах, проникать всё глубже и глубже в человеческое сердце, с жадным любопытством познавая его тёмные углы» [3, С. 32]. Это преклонение перед биологическим началом обычно называют самым значительным недостатком «натуральной школы».

Важно отметить, что в основе натуралистического изображения действительности лежала не только философия позитивизма, но и методы, которые применяли в своей работе физики, химики и физиологи. Наблюдение и опыт провозгласил основными принципами своей деятельности французский медик Клод Бернар (1813-1878). Он отмечал, что наблюдатель лишь констатирует явление, которое видит, а экспериментатор ставит опыт, результаты которого становятся проверкой его идеи или гипотезы. Клоду Бернару Золя посвятил две статьи. В одной из них, озаглавленной «Экспериментальный роман», он доказывал, что опыты, которыми проверяют свои теории учёные, возможны и в области литературы. Золя решительно признавал Бернара своим авторитетом, а его книгу «Введение к изучению опытной медицины» - «надёжной основой».

Подобно физиологу, романист должен быть одновременно и наблюдателем, и экспериментатором. Наблюдая за реальной жизнью, он берёт из неё определённые человеческие типажи и приводит их в действие, изменяя среду и обстоятельства, то есть, выстраивая сюжет произведения. Таким образом, эти реальные люди оказываются в ситуациях, которые романист тоже выбирает из реальной жизни, но распоряжается ими по собственной воле. Всё это помогает познать человека «как отдельного индивидуума и как члена об-

щества» [3, С. 148]. Отстаивая экспериментальный метод в литературе, Золя в очередной раз опровергает мнение о том, что писатели-натуралисты хотят быть лишь «фотографами» действительности. Он подчёркивает: для того, чтобы провести «эксперимент», то есть вызвать и направить явления, раскрывающие характер персонажа, необходима творческая фантазия.

Как и Огюст Конт, считавший, что философия не должна изучать причины явлений, Бернар считал, что наука не должна заходить дальше вопроса: «Каким образом это происходит?». Золя же настаивал на том, что писателю необходимо задавать вопрос: «Почему?», и именно в этом состоит «задача», «смысл существования и основа морали» [3, С. 154] экспериментального романа. Однако М.В. Барро, автор книги «Эмиль Золя. Его жизнь и литературная деятельность» раскрывает очевидную слабость этой теории, замечая, что в сфере наблюдений романист и учёный равноправны, а вот в области эксперимента их пути разнятся. Учёный создаёт искусственные обстоятельства, в которых тем или иным образом должны проявиться силы природы. А романист, ставя эксперименты над созданными им же персонажами, остаётся наблюдателем «и притом не настоящего, а прошлого, учёный будет видеть, как происходят явления, а романист будет писать, как должны были бы происходить они, если бы имели место при определённых обстоятельствах» [1, С. 43].

В этом, по мнению критиков, кроется ещё один недостаток натуралистических романов. Их авторы, принимая как догму предопределённость, детерминизм всех явлений жизни, не допускали у своих героев наличия свободы воли. Изучая быт, среду, документальные свидетельства, откровенно живописуя быт борделей трущоб и других мест, которые нельзя было встретить в литературе предыдущих эпох, они изображали людей продуктами своего окружения, наследственности, жертвами инстинктов, не способными вырваться из-

207

под гнёта обстоятельств и не несущими никакой ответственности за то, что с ними происходит. Известный советский литературовед Б.Л. Сучков отмечал, что «краеугольным камнем своей эстетики» натуралисты сделали «жиз-неподобие изображения» и при этом обнаружили «неспособность к аналитическому исследованию бытия» [8, С. 219].

Ещё более резкой и беспощадной критике подвергает творческий метод натуралистов писатель Макс Нордау. В своей знаменитой книге «Вырождение» он анализирует теорию «среды», которая формирует характер и поступки человека. Заметив, что эта концепция, столь важная для Золя, была придумана не им, а существует столько же, сколько сама философская мысль, Нордау напоминает, что задолго до Золя эту теорию стали применять в своих романах Бальзак и Флобер. Но условия и обстоятельства жизни, хоть и играют значительную роль в их произведениях, по сути, ничего не объясняют, потому что в эту «среду» писатели помещают совершенно разных по характеру и социальному положению героев.

Стремление натуралистов к изображению подлинной жизни Нордау также считает бесплодным, отмечая, что тот же Золя «из миллиона мыслей своих действующих лиц излагает одну, из десяти тысяч их поступков - один, из целого ряда прожитых ими лет он берет лишь минуты или даже секунды» [6, С. 299]. В итоге получается не панорама реальной жизни, а лишь её краткий обзор, составленный на основе личных склонностей писателя.

В качестве материалов для научного исследования натуралистические романы также непригодны, поскольку наука, в любом случае, предпочтёт оперировать реальными статистическими данными, а не продуктами художественного вымысла. Тезис о том, что писатели-натуралисты - прежде всего, наблюдатели Нордау также опровергает, подчёркивая, что Золя практически никогда не брал сюжеты для своих книг из реальной жизни, а выдумывал их,

дополняя деталями, заимствованными из газет, книг, полицейской хроники, справочников и документов.

И даже двадцатитомный цикл романов «Ругон-Маккары», в котором натуралистический метод Золя нашёл своё наиболее полное выражение, Нордау считает не плодом наблюдения и научного анализа, а лишь вымыслом автора, который, однако, опирался в своей работе на документальные источники - полицейские и медицинские отчёты о семействе Керангаль из Бретани. В двух поколениях этой семьи насчитывалось семь убийц, девять лиц, которые вели безнравственный образ жизни, но также среди них были и люди творческих профессий - поэт, художник, актриса. Все эти люди стали прототипами Ругон-Маккаров Золя. Однако персонажи, выведенные писателем в этом цикле романов и призванные стать материалом для изучения жизни Франции времён Второй империи, по мнению Нордау, не имели отношения к реальной жизни общества того времени. Они были чужды своему веку и своей стране и, скорее, походили не на «граждан какого-нибудь современного цивилизованного народа», а на «членов племени допотопных дикарей» [6, С. 304].

Золя, не раз критиковавший в своих статьях стиль и приёмы писателей-романтиков,- «идеалистов, любителей символики», которые «наряжали людей в театральные костюмы и приукрашали действительность» [3, С. 170], был их прилежным учеником и последователем, и сам, по мнению Нордау, «в своём отношении к внешнему миру и в художественном методе» оставался «чистейшим романтиком» [6, С. 302] и все явления внешнего мира видел «в чудовищно преувеличенном, таинственно угрожающем, зловещем виде». С этим утверждением трудно не согласиться, как и с мнением Е.Г. Эткинда о том, что «стремление к обобщению, к научному синтезу, с одной стороны, а с другой -прокламирование свободы художника, полной его независимости от общества, в конечном счете, противоречиво» [3, С. 312].

208

Эткинд цитирует слова Золя «Я предпочитаю жизнь - искусству», но отмечает, что как писатель он не следовал, да и не мог следовать принципу прямого перенесения жизненного материала в роман, поскольку «учение о «нагой истине», подчиняющейся лишь законам жизни и игнорирующей художественную условность, теоретически несостоятельно, оно противоречит основам всякой эстетики» [3, С. 321].

Литература

1. Барро М.В. Эмиль Золя. Его жизнь и литературная деятельность. -СПб.: Типография «Общественная польза», 1895;

2. Вихорева Н.Н. Натуралистический роман: поэтика жанра/автореферат дисс. на соискание учёной степени кандидата филологических наук. -Тверь, 2001;

3. Золя Э. Собрание сочинений в 26 томах. - М.: Художественная литература, 1960-1967, Т. 24;

4. Конт О. Дух позитивной философии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003;

5. Миловидов В.А. Натурализм: метод, поэтика, стиль: (проблемы сравнительного литературоведения) / учеб. пособие по спецкурсу. -Тверь: ТГУ, 1993;

6. Нордау М. Вырождение. Современные французы. - М.: Республика, 1995;

7. Потапова З.М. Братья Гонкур//Исто-рия всемирной литературы: в 9 томах. - М.: Наука, 1983-1994, Т. 7, С. 264-267;

8. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. - М.: Советский писатель, 1977;

9. Тэн И.-А. История Английской литературы. Введение// Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе /сост., общ. ред. и вступит. ст. Г.К. Косикова. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1987;

10. Шор В.Е. Братья Гонкуры: их эстетика и романы // Э. и Ж. де Гонкур Жермини Ласерте. Братья Земган-

но. Актриса Фостен. - М.: Художественная литература, 1972, С. 5-26;

NATURALISM IN FRENCH LITERATURE IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY: ORIGINS AND CONTRADICTIONS

Maslova V.A.

Russian Academy of Sciences

Although naturalism as a movement in art emerged in the 19th century, and a great number of scientific works are devoted to it, its aesthetic essence is still a problematic issue for researchers, both literary and cultural studies scholars. Having been theorized in France, primarily in the works of Emile Zola, naturalism acquired a European-wide significance by the end of the 19th century. Naturalistic theory also played a significant role in the development of Russian literature, influencing, among others, A.P. Chekhov, L.N. Tolstoy, and F.M. Dostoevsky. But their authorship, like that of the founding father of naturalism, Emile Zola, cannot be reduced to the formal foundations on which the naturalist school was based. In this aspect, the rational and scientific comes into obvious contradiction with the aesthetic. This article explores this phenomenon. Object of study. Concepts and evolution of aesthetic education from its origins to the end of the 20th century. Subject of study. The philosophy of positivism, scientific methods of knowing the world and their influence on the formation of the naturalistic school. Purpose of study. Identify and show the main contradictions between the principles declared by the naturalist writers and their actual creative practice. Study objectives. Consider the emergence and formation of naturalist aesthetics in retrospect and in dynamics. Methods of study. Analysis, synthesis, classification, comparison. Results of study. The principle of direct transfer of life material into literature should be recognized as untenable from the standpoint of aesthetics, although it cannot be denied that it had a significant influence on the art not only of the 19th century, but also of subsequent eras.

Keywords: aesthetics, art, naturalism, experimental novel, realism, natural school, philosophy, positivism, documentarianism, Conte, Taine, Zola, Balzac, Flaubert, the Goncourt brothers, Bernard.

References

1. Barro M.V. Emile Zola. His life and literary activity. - SPb.: Printing House "Public Benefit", 1895.

209

2. Vikhoreva N.N. Naturalistic Novel: Poetics of the Genre / Abstract of Diss. for the degree of candidate of philological sciences. -Tver, 2001.

3. Zola E. Collected works in 26 volumes. - M.: Fiction, 1960-1967, T. 24.

4. Comte O. Spirit of positive philosophy. -Rostov-on-Don: Phoenix, 2003.

5. Milovidov V.A. Naturalism: method, poetics, style: (problems of comparative literary studies) / textbook. special course manual. - Tver: TSU, 1993.

6. Nordau M. Degeneration. Modern French. -M.: Republic, 1995.

7. Potapova Z. M. Brothers Goncourt // History of World Literature: in 9 volumes. - M.: Nau-ka, 1983-1994, T.7, S. 264-267.

8. Suchkov B.L. Historical destinies of realism. Reflections on the creative method. - M.: Soviet writer, 1977.

9. Teng I.-A. History of English Literature. Introduction // Foreign aesthetics and theory of literature of the XIX-XX centuries: Treatises, articles, essays / comp., Total. ed. and will enter. Art. G.K. Kosikova. - M.: Publishing house of Moscow University, 1987.

10. Shore VE The Goncourt brothers: their aesthetics and novels // E. and J. de Goncourt Germini Lacert. Brothers Zemganno. Actress Faustin. - M.: Fiction, 1972, S. 5-26.

210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.