Научная статья на тему 'НАЦИЯ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ'

НАЦИЯ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
873
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЯ / РЕЛИГИЯ / КАТОЛИЦИЗМ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ПРАВОСЛАВИЕ / ИУДАИЗМ / ИСЛАМ / БАПТИЗМ / КОНФУЦИАНСТВО / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ГЛОБАЛИЗМ / NATION / RELIGION / CATHOLICISM / PROTESTANTISM / ORTHODOXY / JUDAISM / ISLAM / BAPTISM / CONFUCIANISM / CULTURE / ART / GLOBALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дробжев М.И.

Показана взаимосвязь и взаимозависимость нации, религии, собственности, демографических процессов, образования, а также роль и значение этих феноменов в развитии человеческой цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nation: role and importance in the development of human civilization

The article is devoted to the interdependence of the nation, religion, property, demographic processes. The author considers the role of these phenomena in the development of human civilization.

Текст научной работы на тему «НАЦИЯ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

НАЦИЯ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ

В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ДРОБЖЕВ Михаил Иванович

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Россия, кандидат философских наук, доцент, e-mail: gamidro@mail.ru

Показана взаимосвязь и взаимозависимость нации, религии, собственности, демографических процессов, образования, а также роль и значение этих феноменов в развитии человеческой цивилизации.

Ключевые слова: нация, религия, католицизм, протестантизм, православие, иудаизм, ислам, баптизм, конфуцианство, культура, искусство, глобализм.

Нация, ее сущность и функции сложны, взаимосвязаны с религией, грамотностью, рождаемостью, народонаселением, культурой. Каждая нация имеет свои нормы и принципы морали и нравственности, определяет свое место в мировом сообществе. Нации возникли в период перехода от феодализма к капитализму. Они получили свой расцвет при капитализме: появились господствующие и угнетенные нации, национализм.

По словам академика Д.С. Лихачева, «говоря о национальности, мы не разумеем под нею ту национальную исключительность, которая весьма часто противоречит интересам всего человечества. Нет, мы разумеем ту истинную национальность, которая всегда действует в интересе всех народов» [9, с. 66].

Основоположник русского космизма Н.Ф. Федоров выражал сущность отечественной соборности, гражданственности и всеединства в следующих словах: «Наше отличие от Запада в том и заключается, что Запад на первый план ставит всегда себя, свою личную свободу. Но нет достоинства добывать жизнь для себя, для своей драгоценной личности, и защищать свою личную сво-

боду, всякий зверь так поступает...», ибо «жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех» [17, с. 166].

Приведем еще одну точку зрения на развитие наций. Она принадлежит Владимиру Соловьеву. Он высказывает ряд замечательных мыслей о закономерностях их становления и развития и пишет, что «все они (нации -М.Д.) в эпохи своего расцвета и величия полагали свое значение, утверждали свою народность не в ней самой, отвлеченно взятой, а в чем-то всеобщем, сверхнародном, во что они верили, чему служили и что осуществляли в своем творчестве - национальном по источнику и способам выражения, но вполне универсальном по содержанию или предметным результатам» [13, с. 375-376].

Получается, по Соловьеву, что народы живут и действуют не во имя самих себя, а у них главное - это идея того, что является нужным и необходимым всему миру и что они могут сделать, чтобы ее осуществить на деле. Каждая нация - это необходимый момент в жизни общества и каждая нация живет не для себя только, а для всех.

Соловьев подчеркивает диалектическое единство интересов каждой нации с интересами всего человечества. На основе этого Соловьев рассматривает вопрос о смысле существования России во всемирной истории. Для нас важна еще одна мысль философа: для отдельной нации только тогда хорошо, когда оно хорошо и для всех. Это утверждение одинаково правомерно применимо и к личности, и к народности как субъектам исторического действия. В противовес национализму и космополитизму Соловьев выдвинул свой принцип национальных отношений: мы должны любить все народности, как свою собственную.

В связи с этим большой интерес вызывает взаимосвязь и взаимозависимость нации, религии и собственности, демографических процессов, их роль и значение в развитии человеческой цивилизации. В частности, важно проследить связь нации с развитием собственности. Марксистское положение гласит, что главной движущей силой развития общества являются рост производительных сил и изменение соответствующих производственных отношений. Но, оказывается, есть неглавные факторы, которые нельзя сбрасывать со счетов. К ним можно

отнести национальность, науку, культуру, знание, религию, творчество.

Так, В.И. Вернадский в статье «Научная задача момента» пишет: «Настоящее спасение России, залог всего её будущего, её единства, её значения в мировой жизни - наиболее ярко и наиболее жизненно сосредоточивается в духовной творческой работе народа, в науке, искусстве, технике, творчестве, общественной и политической жизни» [4, с. 283]. Как раз творчество является одним из двигателей прогресса в науке, технике, технологиях, искусстве, во всей жизнедеятельности человека и человечества. Творчество есть деятельность, порождающая нечто уникальное, качественно новое, оригинальное, ранее незнакомое. Творческая энергия человека преобразует природу и общество, в соответствии с материальными и духовными потребностями людей, на основе объективных законов.

Своеобразно относился В.И. Вернадский к творчеству и его значению в жизни индивида и человечества в целом. Еще в начале ХХ века он усомнился в правильности утверждения, что все ценности создает только труд и капитал. Он писал: «Ценность создается не только капиталом и трудом. В равной мере необходимо для создания предмета ценности и творчество. Этот элемент творчества может совпадать с обладателем капитала, т.е. его носителем может быть капиталист, может совпадать с обладателем труда - его носителем может быть рабочий, но может с ними не совпадать. <...> Этим сознательным и бессознательным творчеством проникнута вся экономическая жизнь и без него они столь же обречены на погибель, как без капитала и труда» [5, с. 202-203]. Такое значение творчества никто, кроме Вернадского, не подчёркивал. Значение творчества неоценимо во всякой деятельности человека.

Нет особой необходимости перечислять все факторы, влияющие на развитие прогресса. Но есть необходимость проанализировать роль нации и религии в развитии общества, стоимости.

Религия является одним из типов мировоззрения и мироот-ношения, специфической областью духовной жизни людей, основанной на вере в бога и соответствующем поведении. Она выступает как главный источник ценностей, принципов и норм

нравственности, поведения. Религий много. Говорят, что все они равны. С этим нельзя не согласиться. Но влияние различных религий на личность и общество, роль своего воздействия на них неодинакова. Хотя религия служит главным источником формирования различных ценностей, принципов поведения и норм нравственности, но их сущность у различных религий разная. Религия тесно связана с нацией. Ее можно взять как один из критериев положительного или отрицательного влияния на развитие экономики, приобретение и использование собственности той или иной нацией.

Возьмем христианство. В конце ХХ века в мире насчитывалось 1 миллиард католиков, 600 миллионов протестантов и 120 миллионов православных. Католики и православные проповедовали идею воздаяния страждущим и бедным, обретение счастья в царстве небесном, но не на земле. В библии записано: «Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царство небесное». Парадигмой христианства являлось страдание. Отсюда родилась поговорка: бог терпел и нам велел. Богатство не только не поощрялось, но и осуждалось, обещалось, что богатые и знатные на том свете будут последними, а бедные будут первыми. Провозглашалось равенство людей, но только перед богом. В отличие от протестантизма, требовалось подчинение авторитету, противодействие инакомыслию, инициативе, нововведениям и социальным изменениям, смиренный коллективизм вместо индивидуализма, приоритет национальной сплоченности вместо наднациональных связей. Отсюда изоляционизм, фатализм.

Принятие православия сыграло негативную роль для России. Византия оторвала её от греческого и латинского языка и тем самым от достижений античной культуры. Г.Г. Шпет писал: «Россия вошла в семью европейскую. Но вошла как сирота. Константинополь был ей крестным отцом, родного не было. В хвастливом наименовании себя третьим Римом она подчеркивала свое безотечество, но не сознавала его. Она стала христианскою, но без античной традиции и без исторического культу-ропреемства. Балканские горы не дали излиться истокам древней европейской культуры на русские равнины» [6, с. 28]. За-

падная Европа приняла христианство на языке античном. Латинский язык стал мировым языком науки и культуры. Россия отвернулась и от языка мирового значения, и от достижений многовековой античной науки и культуры. Тем самым была вынуждена всё время догонять Запад.

Г. Г. Шпет продолжает: «Нас крестили по-гречески, но язык нам дали болгарский. Что мог принести с собой язык народа, лишенного культурных традиций, литературы, истории? Солун-ские братья сыграли для России фатальную роль» [6, с. 28]. Латинский же язык, господствовавший в Западной Европе и в католичестве, своими корнями уходит в VIII в. до н.э., а латинский алфавит возник в VII в. до н.э. «Золотая латынь» приходится на I в. до н.э., когда творили Цицерон, Вергилий, Гораций, Овидий. Именно благодаря латинскому языку культура Рима и Древней Греции оплодотворяла западноевропейскую цивилизацию, дав ей в готовом виде достижения в философии - творчество Демокрита, Платона, Аристотеля и многих других философов, в науке, религии, технике, обеспечил разнообразной терминологией, категориями, понятиями.

Западная философия базировалась на христианстве и наиболее многочисленном по числу верующих течении - католическом, которое для обоснования теологии взяло объективный идеализм таких античных корифеев мысли, как Платон и Аристотель. Переводя их произведения на латинский язык, католическая церковь способствовала распространению античной философии и обеспечила связь, преемственность общественной мысли Средневековья с Античностью.

Многие видели и видят сегодня в православии источник нашего самобытного развития и причину могущества русского духа. И это верно в том смысле, что другого источника Русь не знала. Проникновение греческой культуры, науки и философии через православие было слишком поздним. Только к XII веку была переведена с греческого на церковнославянский язык часть трактата Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», а его философское предисловие увидело свет в начале XV века. Только в Х^ веке были переведены произведения Дионисия Ареопагита с комментариями Максима Исповедника.

Отрыв русской общественной мысли от европейской так характеризовал П.Я. Чаадаев: «Исторический опыт для нас не существует, поколения и века протекли без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам» [7, с. 49].

Существовавший в то время русский язык не позволял осуществлять аутентичные переводы мировой философии. Сам русский язык выделился в самостоятельный только в Х1У-ХУ вв., переломным же в его развитии стал ХУШ век. Русский же алфавит был введен Петром I в результате его реформ в 1708-1710 гг. и Академией Наук - в 1735, 1738 и 1758 годах. В начале XIX в. народное языковое творчество синтезировалось в деятельности А.С. Пушкина, сумевшего создать единую систему русского языка на основе литературно обработанной русской народной речи. Из вышеприведенного можно сделать однозначный вывод: от богатства и развитости национального языка во многом зависит степень усвоения достижений мировой культуры.

В.И. Вернадский отмечал, что православное духовенство никогда не занималось естествознанием, физикой и математикой, химией и другими науками, чем резко отличалось от католических и протестантских служителей церкви. Вернадский прямо заявляет: «В многовековой, долгой истории русской церкви едва можно назвать несколько имён, сознательно относившихся к окружающей их природе или углублявшихся в мир математики. Но среди них нет ни одного выдающегося ученого» [8, с. 67]. Более того, даже нарождающаяся буржуазия в России была далеко от науки, её развития и применения в деле. И дворянство, и новая буржуазия выступали меценатами театров, певцов и художников, но почти никто из них не спонсировал развитие науки,

Макс Вебер (1864-1920) рассмотрел роль протестантской религии и этики в становлении и развитии капитализма, в проведении в жизнь принципа рациональности и форм экономической деятельности. Его интересовали взаимосвязь и взаимовлияние религии и экономики, религиозно-этических установок на характер и способ осуществления торгово-рыночной деятельности, на формы её мотивации. Он ставил своей целью про-

следить в новой формации взаимосвязь религиозно-этических норм и принципов с государственно-правовыми организациями и учреждениями, нормами права.

Обосновывая этические нормы и принципы ведения хозяйственной деятельности - бережливость, трудолюбие, рациональность, честность в деловых отношениях, благоговейное отношение к собственности - считал их идеологической основой буржуазного общества.

М. Вебер изучил культурную парадигму успешного развития капитализма. Он сделал общественными нормами такие протестантские ценности, как честность, взаимовыручку, воздаяние по труду, бережливость. Эти ценности во многом определили прогресс человечества в эпоху капитализма. Время показывает, что чисто технические и технологические методы не способны без соответствующей культурной парадигмы решить задачу дальнейшего развития производства и экономики, социального прогресса, победить беззаконие, иждивенчество, блат, коррупцию, потребительство, вещизм, стремление к власти, большим деньгам, разгул чувственности и страстей.

Влияние религии и национальности на обладание собственностью можно проследить путем их анализа и взаимовлияния. Утвердилось мнение, что существует три мировых религии -христианство, ислам и буддизм. На самом же деле роль религии выполняет и конфуцианство: оно является, по сути, четвертой мировой религией.

Конфуцианство базируется на культе Неба, Земли, предков и семьи. Оно на этой основе приобрело черты государственной идеологии и религии, не будучи религией по существу.

Конфуций предлагал создать идеальный общественный порядок в результате самосовершенствования человека посредством приобщения его к знаниям и культуре, соблюдения этических принципов: сыновней почтительности и братской любви, верности и великодушия, долга и справедливости, мудрости и мужества. Гуманное управление в государстве должно быть нацелено на обеспечение зажиточной жизни народа, его обучение и воспитание. Признается право народа на лишение власти негодного правителя.

Конфуций много внимания уделял образованию как двигателю прогресса. Конфуцианец ценит богатство, но рассматривает его как естественное явление, как побочное последствие выполнения функций мандарина. Производство, купля / продажа его мало интересует. Это он считает ниже своего достоинства.

Рассмотрим еще одну мировую религию - ислам. Его исповедуют более 1,2 млрд. населения Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-восточной Азии, среднеазиатских республик СНГ, Северного Кавказа и Закавказья, Татарии и Башкирии. В 28 афро-азиатских государствах ислам считается официальной или государственной религией. Ислам означает покорность и абсолютное послушание.

Стержнем ислама выступает фатализм, божественное предопределение всего и вся как в мире, так и обществе и в жизни каждого верующего. Для верующего нет почти никакой свободы деятельности. Верующий мусульманин должен связать свою судьбу, жизнь, помыслы и поведение с исламом.

Ныне наблюдается процесс арабизации и исламизации европейских государств. В Англии в конце ХХ века из 60 млн. жителей было 1,5 млн. мусульман. Из них 40% высказываются за введение шариатских законов в тех частях страны, где их -большинство. Английская газета «Дейли экспресс» с горечью констатирует: «Наша страна охвачена острейшим расовым и религиозным кризисом, причина которого - иммиграция». События во Франции в 2006 г. показали силу мигрантов, не желающих адаптироваться к французам как титульной нации.

Нарастает тревога по поводу исламизации в Нидерландах. Об этом пишет Дмитрий Воскобойников в статье «Если гора не идет к Мохаммеду» [9]. Лидер местной «Партии свободы» Герт Вилдерс показывает «ужасные последствия» поучений, почерпнутых из Корана. Создана организация под названием «Остановить исламизацию Европы». Ее девиз: «Расизм - низшая форма глупости, исламофобия - верх здравого смысла».

Примерно две трети голландцев считают ислам не совместимым с современной жизнью Европы. Многие исследователи предполагали, что к 2015 г. количество мусульман в Европе возрастет до 15% общей численности населения, а в крупных

городах Франции, Германии и Нидерландов может превысить 30%. К середине ХХ1 века в Амстердаме мусульмане составят большинство. Мэр этого города с тревогой констатировал: «Мы живем в иные времена, но страх и недоверие друг к другу еще никогда со времен Второй мировой войны не были столь сильными».

Эксперты боятся, что сбудутся прогнозы о планах мусульман по захвату Европы, высказанные в 1974 г. с трибуны ООН бывшим президентом Алжира Хуари Бумедьеном: «Когда-нибудь миллионы людей покинут Южное полушарие и ворвутся в Северное. Но не как друзья. Ибо они ворвутся, чтобы завоевывать. И они его завоюют, заселив своими детьми. Победа придет к нам из утроб наших женщин». Пророк Мухаммед участвовал в 78 сражениях, но только одно из них было оборонительным. При нем зародился «джихад» - «священная война» мусульман с неверными [10].

Муаммар Каддафи высказался так: «Есть признаки того, что Аллах дарует Исламу победу в Европе без мечей, без оружия, без завоевания. Нам не нужны террористы, не нужны убийцы-взрывники. 50-миллионная община мусульман превратит Европу в мусульманский континент в течение нескольких десятилетий». Сегодня в Европе 52 млн. мусульман. Правительство Германии прогнозирует, что «эта цифра в течение 20 лет удвоится и достигнет 104 млн. Мир меняется. Время проснуться» [11].

Очень интересна расовая структура США. В 1915 г., когда родился 100-миллионный американец, в США белых было 88%, испаноговорящих - 1%, негров - 10,7%, азиатов - 0,1%, остальных - 0,2%. В октябре 2006 г. в США появился на свет 300-миллионный американец. Расовая структура населения страны резко изменилась: белых осталось 56% - в 1,6 раза меньше, чем 90 лет назад, испаноговорящих - 20,5%, т.е. в 20 раз больше; негров - 15,3% - рост почти в 1,5 раза; азиатов - 3,9% - увеличение составило 39 раз, остальных - 3,7%, прирост в 18,5 раз [12]. Россию беспокоит нарастающий процесс китаизации Дальнего Востока.

Миру стали серьезно мешать разногласия в культуре народов и религии. Они становятся серьезным тормозом на пути форми-

рования единства человечества. Это наглядно видно из событий массовой миграции населения Северной Африки, Ближнего и Среднего востока в Западную Европу в начале ХХ! века. Идёт борьба с талибами в Афганистане, Аль-Каидой, исламским государством, ИГИЛ и Джихад Анустра и другими террористическими организациями, попирающими все общечеловеческие нормы и принципы, превратившими террор в мировое зло.

Третьей мировой религией является буддизм, его исповедуют около 200 млн. человек в Шри-Ланке, Японии, Китае, Непале, Бирме, Тибете. Буддизм насчитывает по разным источникам 108, 26, 18 и 10 школ. Эта религия проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения высшего просветления - нирваны, которое достигается в нравственном усовершенствовании. Она считает, что все свойства внешнего мира порождаются разумом. Все знания человека не истинны и являются плодом воображения.

Буддизм объясняет эмпирическую реальность как продукт субъективных индивидуальных восприятий, так как все люди чувствуют по-разному. Практически эта религия почти не ориентирует человека к жизненной деятельности, творчеству, к умножению собственности, богатству, развитию экономики, стремлению к свободе, знанию.

Иудаизм не является мировой религией и распространен в основном среди евреев. Иудаизм провозглашает веру в единого Бога Яхве, богоизбранность евреев. Источником этого вероучения выступает Ветхий завет и Талмуд. Иудаизм является государственной религией Израиля. Эта религия воспитывает рациональность и стремление к достижениям, стимулирует преследование материальных целей, прагматизм. В отличие от католицизма, православия и ислама, которые сосредоточены на подготовке к загробной жизни, обращает внимание верующих на жизни на земле. Проповедуется способность человека изменять свою судьбу к лучшему.

Иудаизм сосредотачивает внимание человека на будущем, рассматривает богатство как продукт человеческого творчеств, который может быть увеличен. Наблюдается стойкая приверженность к труду и образованию, предпринимательству. Иуда-

изм ориентирует своего верующего на чисто практическое, материалистическое устройство жизни, поощряет занятие ростовщичеством и тягу к частной собственности. В результате евреи свои интересы и деньги, накопление частной собственности превратили в новую религию и стали крупнейшими капиталистами. Так, в конце 2000 г. из 40 самых богатых американцев из списка журнала «Форбс» 13 были евреями.

Человеческая цивилизация в эпоху глобализма требует утверждения новых ценностей, норм и принципов своей жизнедеятельности. Национальные границы стираются глобализмом. Успешным общество будет лишь тогда, когда труд станет главным источником жизненных достижений, а успехи в работе и творчество будут рассматриваться не только как способ улучшения материального благополучия, но и самоутверждения и приобретения авторитета в обществе. Хорошее образование должно утвердиться как обязательное условие жизненного успеха.

Целью образования должна быть не купля-продажа дипломов, а глубокие знания по выбранной специальности, научное мировоззрение, высокая культура и нравственность, гуманизм и честное служение коллективу предприятия и учреждения, обществу. В этом служении человек получит достойное материальное вознаграждение, моральное удовлетворение и поощрение. Продвижение по службе должно основываться на личных заслугах, а не на блате, семейственности, взятках.

Чиновник должен выступать как представитель государства, общества, всего человечества, а не отдельной властвующей структуры или личности. Служение людям - вот главная цель любого лица. В моральном плане должно быть осуждено взяточничество, воровство, коррупция, обман, бескультурье.

Религиозные воззрения изменялись по мере развития ноосферы и принимали всё более общий характер. В первобытном обществе каждый род имел своего бога, затем он стал единым для племени, народности, нации, народов и государства. В настоящее время образовались три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. В эпоху глобализма мир стремится к созданию единой мировой религии. Это объективный процесс. Ко-

нечно, содержание религии должно серьёзно измениться в сторону её обмирщения, светскости и научности.

Следует заметить, что в словарях и энциклопедиях при характеристике той или иной религии или национальности почти ничего не говорится об их роли и значении в развитии экономики, производительных сил. Это попытался сделать Харрисон Лоуренс в книге «Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец мультикультурализма». Он проводит сравнение в зависимости от религиозных взглядов тех или иных наций и стран по следующим показателям: индекс развития человеческого капитала ООН (индекс ООН), грамотность, включая грамотность среди женщин; душевой ВВП, распределение доходов, доверие, коррупция, рождаемость (число родившихся детей в расчете на одну женщину), свобода (1 - максимальная, 7 - минимальная). Все эти данные приводятся по результатам ведущих стран мира по Индексу человеческого развития (Доклад ООН о человеческом развитии за 2007 г. по позиции 1 - 30).

Следует отметить, что в общественно политической литературе мало материалов, освещающих связь нации и религии с развитием собственности. Эти проблемы не присутствуют в «Философском энциклопедическом словаре» (М., 1889), «Философском словаре» (М., 2001), «Словаре философских терминов» (М., 2007), энциклопедии «Мифы народов мира» (в 2-х т. М., 1987 и 1988), в хрестоматии по социологии религии «Религия и общество» (М., 1996), в словаре «Христианство» (М., 1994).

После того, как дана характеристика нескольких религиозных учений в их связи с нациями и отношением к собственности, возникает необходимость их краткого сравнения. Характерной особенностей всех религий является связь Бога с верующими через посредников. В христианстве посредником выступает Иисус Христос и апостолы. В протестантизме - Лютер и Кальвин. Практически религией выступает конфуцианство, создателем которого является Кун-фу-цзы и его предшественники Кун-цзы, Кун Цю и Кун-Чжунни. В исламе посредником Аллаха считается пророк Мухаммед. Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, прозванный Буддой (просветленным), основал буддизм. Иисус

Христос, Мухаммед, Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, по сути, сами стали богами.

Ислам, католицизм, православие сосредоточены на подготовке своих верующих к загробной жизни, спасении души, считают, что стремление к обогащению выхолащивает душу. Правда и в том, что католичество, принимая латинский язык, сумело принести своим верующим все богатство древней Греции и Рима в области науки, философии, искусства, культуры и тем самым создала базу для дальнейшего прогресса своих верующих. Протестантизм, конфуцианство, иудаизм сосредоточили внимание на прогрессе земной жизни, её улучшении в настоящем и будущем. Буддизм проповедовал уход от жизни, в нирвану.

Как это сказалось на жизни, экономическом, социальном и культурном развитии наций и национальных государств показал, используя статистические данные ООН, Лоуренс Харрисон. Для нас самым важным является собственность, приходящаяся на душу населения. Так вот душевой валовый внутренний продукт (ВВП), достигнутый основными мировыми религиями (в долларах США), составляет: протестантизм - 37148, иудаизм (Израиль) - 25280, католицизм - 11939, православие - 9614, конфуцианство - 9276, буддизм - 4330, ислам - 3936 [13, с. 35-36].

Л. Харрисон не останавливается на душевом ВВП, приводя и другие показатели. Так, грамотность (%): протестантизм и православие - по 99, иудаизм - 97, конфуцианство и католицизм -по 90, буддизм - 89, ислам - 67. Еще большая разница женской грамотности: протестантизм и православие - 99%, католицизм -89%, конфуцианство - 87%, буддизм - 86%, ислам - 62% [17]. Неграмотность выступает одним из главных препятствий на пути социального прогресса и развития общей культуры нации.

Вернадский утверждал, что количество живого вещества на планете есть величина постоянная. Это значит, что если численность какого-нибудь вида увеличивается, это вызывает уменьшение численности какого-то другого вида. За счет кого же будет расти человечество? Это одна сторона вопроса. Другая сторона гласит: зачем беспрерывно увеличивать численность народонаселения? Рост численности человечества, по мнению многих ученых, привел к перегрузке природы. Она уже не справля-

ется с обеспечением человека продовольствием, водой, чистым воздухом. Требуется коэволюция природы и общества.

Вернадский писал: «Закончен после многих сотен тысяч лет неуклонных стихийных стремлений охват всей поверхности биосферы единым социальным видом животного царства - человеком. Нет на Земле уголка, для него недоступного. Нет пределов возможному его размножению. Научной мыслью и государственно организованной, ею направляемой техникой, своей жизнью человек создает в биосфере новую биогенную силу, направляющую его размножение и создающую благоприятные условия для заселения им частей биосферы, куда раньше не проникала его жизнь и местами даже какая бы то ни было жизнь» [2, с. 260]. С одной стороны, Вернадский констатирует возможность безграничного размножения человечества, а с другой, требует, чтобы человечество как биогенная сила сознательно направляла свое размножение. Этот период настал. По этому пути идут Китай, Индия, Россия и целый ряд других стран.

Эксперты ООН ещё в конце XX столетия подсчитали, что к 2050 г. на Земле будет 9 млрд. жителей. К этому времени лидер по численности населения Китай уступит пальму первенства Индии, население которой достигнет 1,5 млрд. человек. Пекин десятилетия проводил политику сдерживания рождаемости: «одна семья - один ребёнок». Если в 50-х годах XX века в Китае на супружескую пару приходилось в среднем 6,3 ребёнка, то к концу XX века этот показатель снизился до 1,8.

Прогнозы ООН рисуют рост населения Пакистана со 156 до 345 млн. человек, Нигерии - со 112 до 244 млн. В развивающихся странах за этот период население вырастет с 4,8 млрд. до 7,8 млрд. Что касается промышленно развитых стран, то здесь население расти не будет, и оно останется на прежнем уровне -1,2 млрд. человек. В то же время в 30 странах намечается снижение численности населения. Так, в Германии к 2050 г. население уменьшится с 83 до 73 млн., в Японии - со 120 до 105 млн. Такая же судьба ждёт Россию - её население уменьшится с 147 до 121 млн. [6].

В.В. Путин в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» приводит другие цифры. Если не

принять необходимых мер по сбережению населения нашей страны, то оно к 2050 г. сократится до 107 млн. и «мы рискуем превратиться в глобальном смысле в "пустое пространство", судьба которого будет решаться не нами». Если же принять необходимые меры, то оно может увеличиться до 154 млн. человек. Этими мерами являются повышение рождаемости, снижение смертности, особенно детской, увеличение средней продолжительности жизни, грамотная миграционная политика. По его мнению, мы могли бы ежегодно привлекать до 300 тыс. мигрантов - квалифицированных специалистов, перспективную молодежь, которые хотят работать и жить в России и готовы принять нашу культуру и наши ценности [11].

Итак, можно констатировать, что, несмотря на голод, болезни, войны рост народонаселения идет по восходящей траектории. Денис и Донелла Медоузы в докладе Римскому клубу «Пределы роста» в 1972 г. высказали тревогу по поводу быстрого роста населения. Они установили, что в 1650 г. население мира составляло около 500 млн. человек, оно росло со скоростью 0,3 % в год. Время удвоения численности населения при таком росте равнялось 250 годам. Через 320 лет, в 1970 г., на Земле было 3,0 млрд. человек, а темпы его роста возросли в 7 раз и составили 2,1% в год. Время удвоения населения сократилось в 7,6 раза и равнялось 33 годам. Мальтус предсказывал, что численность человечества может удваиваться каждые 25 лет. И Земля близка к этому показателю. Основной прирост населения приходится на страны Азии, Африки и Латинской Америки. Так, в период с 1950 по 1970 г. рост народонаселения возрос с 1 до 2,3% в год. За это время численность населения в этих регионах возросла на 900 млн. человек, что составило 80% мирового прироста.

Маркс, в свое время, выдвинул положение о том, что, чем богаче люди, тем меньше семья. Он писал: «Не только число рождений и смертных случаев, но и абсолютная величина семьи обратно пропорциональна высоте заработной платы, то есть массе жизненных средств, которой располагают различные категории рабочих» [10, с. 658]. Значит, демографический взрыв может резко замедлиться, если слаборазвитые страны достигнут современного уровня жизни.

Однако здесь есть и вторая сторона: рост доли пенсионеров в составе народонаселения. Международное бюро труда посчитало, что в 2020 г. в Нидерландах будет, возможно, насчитываться 755 человек старше 60 лет на 1000 работающих, против 375 в конце 80-х гг. ХХ столетия. А в Нигерии за это время число жителей этого возраста вырастет с 45 до 75 человек. Для развитых стран характерной стала двухдетная семья. Н.Я. Соловьев рассчитал, что из тысячи человек населения, состоящего из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет - 368, через 90 лет - 240, а через 900 лет - всего 8 человек взамен тысячи [14, с. 13].

Итак, с одной стороны, резкий рост народонаселения в мире влечет за собой усложнение продовольственной проблемы, наличие значительного числа бедных и голодающих, рост безработицы, усиление давления на окружающую среду, нехватку природных ресурсов. Отсюда требование - сократить рост населения. Д.Э. Ньютон в учебном пособии для учащихся «Наука и общество» считает наиболее эффективной мерой предотвращения демографического кризиса принудительную стерилизацию мужчин и женщин после рождения п-ного ребенка. Он предлагает изучить возможность принятия закона, по которому каждая женщина в определенном возрасте будет получать от государства денежное вознаграждение за каждый год своей жизни, на протяжении которого она воздержится от деторождения. «Иметь ребенка в наше время, - пишет Д.Э. Ньютон, - это не право, а скорее привилегия, которая должна предоставляться индивиду обществом» [12, с. 26].

С другой стороны, миру грозит резкое старение населения, и сокращение числа трудоспособной его части. Значит, давно назрела необходимость управления численностью популяции. Иначе будет невозможно обеспечить высокое качество жизни нашим потомкам. Ф. Энгельс допускал «абстрактную возможность» в будущем такого численного роста человечества, который вызовет необходимость ввести его в определенные рамки. «Но если когда-нибудь, - писал он, - . общество вынуждено будет регулировать производство людей, так, же как оно к тому времени уже урегулирует производство вещей, то именно оно и только оно сможет выполнить это без затруднений» [10, с. 17].

Есть один интегральный показатель - Индекс развития человеческого потенциала ООН - для сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия. Этот индекс рассчитывается в оценке от 1 до 177. Чем меньше этот показатель в цифровом выражении, тем он лучше. Вот этот показатель за 2007 г.: протестантизм - 14, иудаизм - 23, католицизм - 66, православие - 67, конфуцианство - 71, буддизм - 105, ислам - 121.

Нация - это специфическая историческая общность людей, которая имеет свое начало, расцвет и разнообразие, угасание. Она имеет определенное хронологическое место в истории человеческой цивилизации: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и зачатки социализма. Начиная с рабовладения, общество зиждется на классах.

Мы живем в век глобализации почти всех проблем жизнедеятельности человечества, в эпоху глобализма. Понятие «глобализм» включает в себя не только экономику, производство, науку, культуру, искусство, религию, национальные и интернациональные, общечеловеческие проблемы, то есть общественную жизнь человечества, но и взаимоотношения общества и природы, проблемы продовольствия и демографии, сохранения окружающей среды, исчерпания природных ресурсов, милитаризации мирового хозяйства, предотвращения войн и насилия, термоядерного конфликта. Эти проблемы касаются всех без исключения жителей нашей планеты.

Некоторые исследователи проблем глобализации, перехода биосферы в ноосферу, национальную структуру рассматривают в основном сквозь призму развития экономики, производительных сил, организованности ноосферы, роли науки и образования, демографии человечества как геологической силы; и почти не касаются проблем духовности, нравственности, гуманизма. Такая позиция представляется неверной. Нельзя игнорировать развитие этих составляющих любого общества - тем более, ноосферы, где единение общества и природы, единство и равенство всех людей, социальная справедливость, высокая нравственность, духовность и культура, гуманизм выступают как идеал, мечта, цель и средство достижения высоких помыслов человечества.

Необходимость единства человечества выступает как закономерность геологического процесса, биологической эволюции и технической цивилизации, социальной жизни, выражается в создании единой мировой культуры, сферы разума, окрашенной духовностью и гуманизмом, высокой нравственностью.

История человеческого общества в масштабах нашей планеты выступает как тесное единство материальной и духовной культуры, как фактор преемственности жизнедеятельности человечества, его социального опыта. Следует отметить, что единство человечества ни в коем случае не должно означать нивелирования народов, приведения личностей к общему знаменателю, всех людей к унифицированной массе. Богатство человечества состоит в его разнообразии. Это разнообразие и должно составлять содержание единства наций, а разнообразие должно органично входить в единство. Стремление к единению народов должно обязательно сопровождаться ростом знаний и культуры, духовности и гуманизма как общества в целом, так и каждого индивида.

Проблема единства человечества в ХХ1 веке стала актуальнейшей проблемой; все политические, социальные, национальные, религиозные, экологические движения должны и обязаны в своих действиях исходить из необходимости помогать его становлению и развитию. Человечество неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определённой геологической оболочки Земли, её биосферой. Оно не может быть физически независимым от неё ни на минуту. Человек превращается во всё растущую могучую геологическую силу, а человечество своей жизнью становится единым целым.

Сегодня мир находится на переломе. Международный финансовый капитал, ТНК, США, Западная Европа, опираясь на военный блок НАТО, сами переживают кризис. Глобализм уничтожает национальные границы. Достижение единства человечества - объективный процесс. Проблема единства человечества в ХХ1 веке стала актуальнейшей проблемой. Эту проблему международный финансовый капитал, ТНК решить не могут. Из Евросоюза вышла Англия, грозят выйти Греция, Испания, Италия. США в борьбе за нефть изгнали миллионы арабов с родной

земли, и они грозят заполонить Европу и стать титульной нацией. По сути, наблюдается повторение Великого переселения народов, которое проходило в 4-7 вв. на территории рабовладельческой Римской империи и способствовало её крушению.

Большинство ученых склоняется к мнению, что глобализация представляет собой объективный социально-экономический процесс, начавшийся в конце ХХ века и способствующий формированию единого мирового экономического пространства как высшей ступени интернационализации экономической жизни. Глобализация есть комплексное геоэкономическое, геополитическое и геогуманитарное явление, оказывающее мощное влияние на все стороны жизнедеятельности стран, вовлекаемых в этот процесс. Процесс этот очень противоречив. Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. сказал: «Глобальное развитие становится все более неравномерным. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера. Ужесточается конкуренция за ресурсы». Продолжая эту мысль, В.В. Путин подчеркивает, что жесткая конкуренция ведется «не только за металлы, нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект. Кто вырвется вперед, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от её внутренней энергии».

Как раз одно из противоречий касается проблемы национального и интернационального, общечеловеческого. Национальный вопрос стал очень актуальным. Какова роль нации сегодня?

Националистический взгляд сводится к тому, что «мы должны любить свой народ и служить его благу всеми средствами, а к прочим народам имеем право быть равнодушными; в случае же столкновения их национальных интересов с нашими мы обязаны относиться к этим чужим народам враждебно». Это означает, что прикрываясь «национальными интересами», для достижения на деле ложных целей, применять насилие. Для насилия нужны армия и полиция, оружие - и такая нация становится на путь милитаризации и создания тоталитарных режимов.

События в Украине в начале 2014 г. идут по этому сценарию. Вместо единения народов сеют раздор, насаждают фашизм. И такая политика поддерживается демократическими США и многими странами Западной Европы. Можно предсказать, что будет расколота украинская нация, нанесен вред русско-украинским отношениям. Тенденция к единству наций и народов обязательно победит. Национализм потерпит крах, у него нет будущего.

Вл. Соловьев подчеркивает диалектическое единство интересов каждой нации с интересами всего человечества. Он считает, что для отдельной нации только тогда хорошо, когда оно хорошо и для всех. Он прозорливо писал: «Смысл и вдохновение частного - только в связи и согласии его со всеобщим». Как это актуально звучит сегодня.

Это утверждение одинаково правомерно и к личности, и к народности как субъектам исторического действия. В противовес национализму и космополитизму Соловьев выдвинул свой принцип национальных отношений: «Мы должны любить все народности, как свою собственную», что «вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения». И продолжает: «За собою, как и за своим народом остается неизменное первенство исходной точки». Но беда заключается в том, что борьба за национальную идею часто перерастает в национализм. Он становится движущей силой, почти обязательно ведущий к авторитарным или тоталитарным режимам. ХХ век это наглядно продемонстрировал на примере национал-социализма и фашизма в Германии. Ведь фашизм привел немецкую нацию к краху. И в этом смысле национализм, как это ни парадоксально звучит, антинационален.

Мы живем в век глобализации почти всех проблем жизнедеятельности человечества, в эпоху глобализма. Глобализация является результатом глубинных сдвигов в инфраструктуре основных направлений и тенденций не только социально-экономического, но информационно-телекоммуникационного, экологического, социокультурного, мировоззренческого развития человеческой цивилизации. Эти проблемы касаются всех без исключения жителей нашей планеты.

Глобализация - процесс чрезвычайно противоречивый. Он направлен на объединение и интеграцию человечества, рост качества жизни и уровня благосостояния, ускорение экономического и политического развития стран, активизацию обмена технологическими, научными и культурными достижениями между различными странами и народами. Этот же процесс вызывает углубление пропасти между богатым и развитым Западом и бедным и отсталым незападным миром, жесткий диктат Запада над всем миром, унификацию национально-культурной самобытности народов планеты, их духовной идентичности, уничтожение национально-суверенной государственности, стандартизацию и духовное опустошение личности человека.

Мы уже живём в бесклассовом обществе. Как надо относиться к лозунгу «Пролетарии всех стран, объединяйтесь»? Ведь в развитых странах рабочих 10%, а крестьян (фермеров) -2,5-5%. Интеллигенция стала не прослойкой, а скорее классом. Из истории нельзя изъять Октябрьскую социалистическую революцию. Наши академики предлагают рассматривать ее как определенный этап русской или российской революции. Споры и полемика ведется и по многим другим проблемам. Наверное, решать их придется нашим детям и внукам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лихачёв Д. Заметки о русском. М.: Колибри, 2014.

2. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

3. Соловьёв Вл. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1988.

4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Вернадский В.И. Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии // Труды по истории науки в России. М., 1988.

6. Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.

7. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989.

8. Вернадский В.И. Перед грозой // Публицистические статьи. М., 1995.

9. Воскобойников Д. Если гора не идет к Мохаммеду // Известия. 2008. 7 февраля.

10. Лариохин Т. Нас, землян, будет 9 миллиардов // Известия. 1999. 24 марта.

11. Стуруа М. Американцев - 300 миллионов // Известия. 2006. 17 октября.

12. Харрисон Л. Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец мультикультурализма. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2016.

13. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.

14. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

15. Реферативный журнал. Науковедение. М., 1976. № 2. Сер. 8.

NATION: ROLE AND IMPORTANCE IN THE DEVELOPMENT OF HUMAN CIVILIZATION

Drobzhev Mikhail Ivanovich, G.R. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, PhD, associate professor, gamidro@mail.ru

The article is devoted to the interdependence of the nation, religion, property, demographic processes. The author considers the role of these phenomena in the development of human civilization.

Key words: nation, religion, Catholicism, Protestantism, Orthodoxy, Judaism, Islam, Baptism, Confucianism, culture, art, globalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.