Научная статья на тему 'НАЦИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ: СТАНДАРТЫ КРАСОТЫ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЖЕНЩИН РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ'

НАЦИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ: СТАНДАРТЫ КРАСОТЫ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЖЕНЩИН РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
918
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ КРАСОТЫ / ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ / КОСМЕТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / МОДИФИКАЦИЯ ТЕЛА / ЛУКИЗМ / ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ / ГЕНДЕР / СМИ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Торотоева Айыына Михайловна

В данном обзоре представлены работы иностранных исследователей, главным образом корейских, на тему стандартов красоты и пластической хирургии в Республике Корея, которая, помимо своего экономического чуда и успешной стратегии присутствия на международной арене путем экспорта культуры, широко известна как «нация пластической хирургии». Авторами статей анализируются развитие в стране пластической хирургии как отдельной отрасли медицины, стандарты красоты и влияние популярной культуры на их становление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLASTIC SURGERY NATION: BEAUTY STANDARDS AND THEIR ROLE IN THE SOCIAL LIFE OF WOMEN IN THE REPUBLIC OF KOREA

This review presents the works of foreign researchers, mostly Korean, on the topic of beauty standards and plastic surgery in the Republic of Korea, which, apart from its economic miracle and successful strategy of international presence by exporting culture, is widely known as the «nation of plastic surgery». The authors present an analysis of the development of plastic surgery as a separate branch of medicine, beauty standards and the influence of popular culture on their formation.

Текст научной работы на тему «НАЦИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ: СТАНДАРТЫ КРАСОТЫ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЖЕНЩИН РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ»

УДК 304; 316.334:61

DOI: 10.31249/rsoc/2022.03.06

ТОРОТОЕВА А.М. * НАЦИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ: СТАНДАРТЫ КРАСОТЫ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЖЕНЩИН РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ. (Обзор)

Аннотация. В данном обзоре представлены работы иностранных исследователей, главным образом корейских, на тему стандартов красоты и пластической хирургии в Республике Корея, которая, помимо своего экономического чуда и успешной стратегии присутствия на международной арене путем экспорта культуры, широко известна как «нация пластической хирургии». Авторами статей анализируются развитие в стране пластической хирургии как отдельной отрасли медицины, стандарты красоты и влияние популярной культуры на их становление.

Ключевые слова: стандарты красоты; пластическая хирургия; косметическая хирургия; эстетическая медицина; модификация тела; лукизм; вестернизация; гендер; СМИ; Республика Корея.

Для цитирования: Торотоева А.М. Нация пластической хирургии : стандарты красоты и их роль в социальной жизни женщин Республики Корея. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология. - 2022. - № 3. - С. 86-99. DOI: 10.31249/rsoc/2022.03.06

TOROTOEVA A.M.** Plastic surgery nation: beauty standards and their role in the social life of women in the Republic of Korea. (Literature review)

*

Торотоева Айыына Михайловна - младший научный сотрудник отдела социологии и социальной психологии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: aiyyna95@gmail.com

Torotoeva Aiyyna Mikhailovna - Junior Researcher of the Department of Sociology and Social Psychology, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences. E-mail: aiyyna95@gmail.com

Abstract. This review presents the works of foreign researchers, mostly Korean, on the topic of beauty standards and plastic surgery in the Republic of Korea, which, apart from its economic miracle and successful strategy of international presence by exporting culture, is widely known as the «nation of plastic surgery». The authors present an analysis of the development of plastic surgery as a separate branch of medicine, beauty standards and the influence of popular culture on their formation.

Keywords: beauty standards; plastic surgery; cosmetic surgery; aesthetic medicine; body modification; lookism; westernization; gender; media; Republic of Korea.

For citation: Torotoeva A.M. Plastic surgery nation : beauty standards and their role in the social life of women in the Republic of Korea. (Literature review). Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 11. Sociologiya [Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 11. Sociology]. - 2022. - N 3. - P. 86-99. DOI: 10.31249/rsoc/2022.03.06

Бодипозитив и принятие своей внешности постепенно становится глобальным трендом: мода на любовь к собственному телу активно распространяется благодаря средствам массовой информации и социальным сетям, где знаменитости делятся своим опытом борьбы с комплексами, связанными с внешностью. Однако, несмотря на позитивную динамику развития культуры бережного отношения к своему телу и ментальному здоровью, проблема стремления к идеалам красоты все еще актуальна во многих странах, где внешность является решающим фактором не только для формирования межличностных отношений, но и имеет существенное влияние на социально-экономический статус человека.

В каждой культуре идеалы красоты находятся под влиянием заложенных многовековыми традициями представлений о том, какими должны быть красивые черты лица и тело. Сегодня пластическая хирургия стала решением для тех, чья внешность не соответствует общепринятым стандартам красоты. Влияние косметической хирургии на межличностные и общественные отношения сделало эту тему предметом интереса социальных исследователей.

При изучении стандартов красоты в различных обществах особое место занимает гендерный аспект. Стоит отметить, что в

Южной Корее большое внимание внешности уделяют не только женщины, но и мужчины. Тем не менее женская часть населения сталкивается с большим давлением: помимо образования, работы и домашних дел женщины так или иначе вынуждены подстраиваться под жесткие рамки, которые диктуют иметь определенные разрез глаз, формы носа и челюсти, цвет кожи и размер одежды. Все это, естественно, приводит к росту спроса на эстетическую медицину со стороны тех, чей внешний вид не соответствует корейским стандартам красоты. Место пластической хирургии в общественной жизни и связанные с этим социальные, психологические и иные проблемы, как правило, изучается социологами, психологами, экономистами.

Так, в своей работе корейский социолог Со Им (Университет Донг-А, г. Пусан, Республика Корея) «Сомнительное развитие: превращение Южной Кореи в страну пластической хирургии» анализирует широко распространенную в средствах массовой информации характеристику Кореи как «нации пластической хирургии» [Leem, 2016].

Автор отмечает, что пластическая хирургия как явление окружено множеством вопросов, они прежде всего касаются ее предназначения и влияния на человека. Основной темой обсуждения являются цели пластической хирургии, т.е. поиск ответа на вопрос, являются ли они реконструктивными или эстетическими для пациента. Кроме того, исследователей волнуют вопросы о том, влияют ли преобразования внешности на психику индивида, как происходит выбор женщин в отношении пластической хирургии -под социальным давлением или в индивидуальном порядке [ibid., p. 54].

Для лучшего понимания проблемы автор выделяет три периода развития пластической хирургии в Корее: этапы легитимизации, популяризации и индустриализации.

Период легитимизации пластической хирургии в Корее пришелся на 1960-1979 гг., когда перед разрушенной войной страной встала острая необходимость быстрой модернизации и экономического развития [ibid., p. 57]. В 1961 г. прошедший обучение в США корейский пластический хирург Ю Чжэдук начал преподавать (и проводить операции) на первой в Корее кафедре пластической хирургии в престижном университете Ёнсэ. В 1966 г. он ос-

новал Корейское общество пластических и реконструктивных хирургов, которое три года спустя было признано Корейской медицинской ассоциацией. Однако окончательно пластическую эстетическую хирургию в качестве медицинской практики в Корее признали лишь в 1974 г. - до этого общественное мнение так или иначе относилось к данной области медицины с опаской.

Последнее двадцатилетие XX в. стало для Южной Кореи настоящим прорывом: жесткие ограничения, экономические реформы и постепенное становление гражданского общества привели к действительно впечатляющим результатам не только в сфере экономики, культуры и политики, но и в отдельных отраслях, таких как индустрия пластической хирургии [Leem, p. 58]. Демократизация общества и улучшение имиджа страны благодаря проведению Олимпийских игр в Сеуле в 1988 г. привели к тому, что в первой половине 1990-х годов Корея наконец достигла относительной экономической и политической стабильности, что в свою очередь стало причиной развития интереса к культуре, спорту и красоте. Так, этот период характеризируется популяризацией пластической хирургии как новой узкоспециализированной практики эстетической медицины.

Индустриализация пластической хирургии пришлась на 2000-е годы - в этот период пластическая хирургия для Южной Кореи стала национальной особенностью [ibid., p. 59]. Корейская экономика, восстанавливавшаяся после Азиатского финансового кризиса 1997 г., была уязвима и не способна в полной мере поддерживать социально-экономическое благополучие населения. Это привело к тому, что корейское общество, ранее тяготевшее к ценностям коллективизма, столкнулось с ростом конкуренции во всех сферах жизни. Рынок труда в стране не отличался стабильностью, а компании и рынки были дерегулированы. В это время пластическая хирургия становится формой конкуренции как среди пользующихся ее услугами, так и среди пластических хирургов, что способствует быстрому развитию данной отрасли. Пресыщенному рынку корейской пластической хирургии не хватало спроса внутри страны, и постепенно благодаря популяризации корейской культуры и так называемой корейской волне (распространению корейской культуры по всему миру) индустрия эстетической медицины вышла на международный рынок. Примечательно, что корейское

правительство признало индустрию пластической хирургии в качестве замены обрабатывающей промышленности, которая не смогла пережить конкуренцию с аналогичным производством в Китае из-за дешевизны тамошней рабочей силы.

Необходимо отметить, что до того, как пластическая хирургия стала неотъемлемой частью корейской культуры и приобрела коммерческую ценность на мировом рынке красоты, она была направлена на лечение пострадавших от травм пациентов, а чуть позже рассматривалась корейским обществом как способ самовыражения и новая медицинская практика для женщин среднего класса с низкой самооценкой. Впоследствии глобализация пластической хирургии Кореи сделала ее одной из национальных характеристик страны [Leem, p. 66].

Резюмируя, Им подчеркивает, что представление о южноко-рейцах как о «нации пластической хирургии» является неполным, поэтому существует необходимость дополнить будущие исследования чем-то более существенным, чем обычный набор статистических данных [ibid.]. Для дальнейшего развития данной темы автор статьи предлагает обратиться к историям пациентов и более глубокому изучению их мотивации, что поможет создать портрет целевой аудитории пластической хирургии.

Авторы статьи «Заимствованная красота? Понимание идентичности в азиатской косметической хирургии лица» Ив Акино и Штайнкамп (Вуллонгонгский университет, Австралия) затрагивают проблему стандартов красоты в азиатской культуре, в частности, в корейской [Aquino, Steinkamp, 2016]. В Восточной Азии пластическая хирургия вышла за рамки медицины и на сегодняшний день представляет целую индустрию, которая играет важную роль для экономики региона. Согласно данным Международного общества эстетической пластической хирургии (ISAPS), по состоянию на 2011 г. Южная Корея, Япония и Китай входили в ТОП-10 стран с наибольшим количеством проводимых пластических операций. В этих странах огромной популярностью пользуются такие процедуры, как блефаропластика и ринопластика, ведь они благодаря развитию технологий по уровню сложности сопоставимы с посещением кабинета ортодонта [ibid., p. 431].

По словам авторов статьи, одним из основных подходов к изучению индустрии пластической хирургии азиатских стран яв-

ляется концепция вестернизации, подразумевающая адаптацию западного образа жизни и культуры к потребностям представителей других цивилизаций. Косметическая вестернизация представляет собой изменение свойственных азиатским народам черт лица на те, что характерны для европеоидной расы [Aquino, Steinkamp, 2016, p. 432]. Акино и Штайнкамп видят в косметической хирургии азиатских черт определенный способ культурного империализма и культурного национализма, который выражается в социальном давлении, направленном на требование изменить внешность. В качестве основной целевой аудитории пластической хирургии исследователи рассматривают прежде всего женщин, что связано с социокультурными традициями в странах Восточной Азии, где красота и внешность считаются важнейшими качествами женщины. В связи с этим некоторые социологи определяют пластическую хирургию как инструмент, позволяющий мужчинам контролировать и менять женщин в соответствии со своими предпочтениями и интересами [ibid., p. 435].

Авторы статьи на основе междисциплинарного анализа выявили основные темы, затрагиваемые в контексте изучения азиатской пластической хирургии: изображение этнической идентичности и аутентичности, влияние пластической хирургии на формирование отношений, расширение социально-экономических возможностей. Одни исследователи подвергают критике стремление южнокорейцев к вестернизация в отношении черт лица: на их взгляд, это порождает проблемы с самоидентификацией личности. Сторонники другой точки зрения не видят в подобной вестерниза-ции угрозы для этнической идентичности корейцев [Aquino, Steinkamp, 2016, p. 437].

В качестве одной из ключевых тем исследователями также рассматривается вопрос влияния пластической хирургии на межличностные отношения. В корейской культуре внешняя привлекательность женщины напрямую связана с ее возможностью построить романтические отношения. Несмотря на то что в неоконфуцианской культуре не приветствуется любое изменение тела (это считается оскорбительным для предков), современные кореянки активно прибегают к косметическим процедурам с целью соответствовать требованиям потенциальных партнеров. Кстати говоря, тема внешности и ее усовершенствования открыто обсуждается в со-

временных южнокорейских семьях. Нередки случаи, когда родители преподносят подросшему ребенку пластическую операцию в качестве подарка по случаю завершения обучения; в этом случае косметическое вмешательство можно рассматривать как особую семейную практику заботы о домочадцах [Aquino, Steinkamp, 2016, p. 438].

Другая важная тема касается социально-экономической выгоды пластической хирургии для азиатских женщин, так как внешность в культуре стран Восточной Азии играет важную роль не только в межличностных отношениях, но и может стать существенным преимуществом для поиска работы или учебы. Имея «правильное лицо», женщины могут улучшить свое материальное положение и повысить социально-экономический статус. Кроме этого, возможность распоряжаться своим телом и внешностью является своеобразным манифестом азиатских женщин, стремящихся к гендерному равенству наравне с жительницами стран Запада [ibid.].

Проанализировав литературу о косметической хирургии, практикуемой в Японии, Китае и Южной Корее, авторы обнаружили ключевые вопросы, связанные с изменением внешности азиатских женщин. Идентичность азиатских женщин глубоко укоренена в социальных отношениях, в том числе семейных. Семья часто влияет на решения азиаток подкорректировать свою внешность: это касается как косметических операций, которые делают женщины, чтобы иметь больше шансов выйти замуж, так и финансовой поддержки родителями косметических процедур своих детей. Кроме того, выбор азиаток в пользу пластической хирургии может быть продиктован не только желанием иметь идеальное лицо, но и символическим стремлением уйти от навязываемой традициями пассивной социальной роли и продемонстрировать себя как активного потребителя современных услуг. Таким образом, исследование показывает, как косметическая хирургия этнических черт играет важную роль в понимании женской идентичности в азиатских странах.

Пластическая хирургия и связанные с ней проблемы нередко становятся предметом кросс-культурных исследований. Например, внимание исследователей вызывает проблема влияния образов, проецируемых знаменитостями, на востребованность услуг эсте-

тической медицины и формирование стандартов красоты в обществе. Джейхи Чон и Чун Хванг (Университет Делавэра, г. Ньюарк, США) в своей работе «Связь между отношением к косметической хирургии, поклонением знаменитостям и образом тела у студенток (на примере Южной Кореи и США)» попытались выявить культурные различия в отношении к знаменитостям и телу среди американских и южнокорейских студенток [Jung, Hwang, 2016].

Несмотря на распространения идей бодипозитива, спрос на косметические и пластические хирургические процедуры в США продолжает расти [ibid., p. 1]. В число наиболее популярных процедур входят липосакция, увеличение груди, пластика век, живота и ринопластика. Среди основных причин популярности пластической хирургии авторы выделяют требования современного общества к внешнему виду, снижение цен на косметические процедуры и повышение осведомленности о достижениях данной отрасли медицины у населения благодаря СМИ [ibid., p. 2].

Авторы статьи призывают обратить внимание на психологические факторы, подталкивающие часть населения вносить коррективы в свой внешний вид. Как уже было отмечено ранее, Южная Корея входит в число стран с наиболее высоким уровнем развития и обращения к косметической хирургии в мире. Чон и Хванг считают, что подобное отношение к трансформации лица и тела появляется вследствие социального давления и формирования культа красоты на фоне растущей конкуренции в обществе.

Для выявления различий в соотношении пластической хирургии и поклонения знаменитостям авторами был проведен опрос среди студенток высших учебных заведений в Южной Корее и США. В исследовании приняли участие 370 респонденток - 196 из Сеула и 174 из Средне-Атлантических штатов [Jung, Hwang, 2016, p. 7]. Помимо возраста участницы предоставили данные о росте и весе, поскольку эти показатели могут быть напрямую связаны с неудовлетворенностью своим телом.

Полученные результаты позволили авторам сделать следующие выводы. Исследование не выявило значительной разницы в показателях давления, испытываемого опрошенными двух стран из-за образов, транслируемых медиа. Тем не менее обнаружилось, что кореянки склонны испытывать большую неудовлетворенность своим телом, чем американки. Респондентки из Южной Кореи от-

носятся к пластической хирургии позитивнее участниц из США, которые в то же время продемонстрировали больший интерес к знаменитостям. Общие результаты опроса подтвердили предположение, что вероятность обращения к косметологической хирургии выше среди недовольных своей внешностью [Jung, Hwang, 2016, p. 11].

Авторы предполагают, что позитивное отношение к пластической хирургии со стороны жительниц Кореи связано прежде всего с высоким развитием косметологических технологий в стране и с тем, что современные кореянки имеют больше свобод и прав на личное развитие, чем поколения их матерей и бабушек. Кроме того, ценность внешней привлекательности в целом выше в Южной Корее, нежели в США, поскольку в корейском обществе выигрышная внешность напрямую ассоциируется с успехом [ibid., p. 12].

Обобщая результаты данного опроса, авторы исследования делают вывод, что в Соединенных Штатах на формирование представлений об идеальной внешности преимущественно влияют знаменитости, тогда как жительницами Южной Кореи прежде всего движет желание соответствовать принятым в их обществе стандартам красоты и конкурировать за социостатусные рабочие места (стремление сравнивать себя с публичными людьми в данном случае выражено значительно слабее).

Культ красоты, принятый в Южной Корее, нашел отражение в средствах массовой информации и массовой культуре, например в кинематографе. Немало современных исследований посвящено феномену лукизма в южнокорейском социуме. Напомним, что под лукизмом принято понимать дискриминацию кого-либо по внешности или утверждение в массовом сознании «единственно правильных» стереотипов о красоте. В статье «Социальные элементы лукизма, приводящие к деформации тела» Бюнг Ли (Университет Силла, г. Пусан, Республика Корея) рассуждает о влиянии общественной оценки на формирование искаженного восприятия тела, прежде всего у молодежи. Молодые люди обращаются к услугам пластических хирургов, чтобы соответствовать транслируемым в медиа стандартам [Lee, 2021, p. 168]. Считается, что это может повысить их шансы на получение престижной работы и улучшение социального положения. Ли считает, что молодежь больше других

возрастных групп подвержена пропаганде стандартов красоты и пластической хирургии.

Республика Корея ежегодно привлекает огромное количество международных туристов, желающих получить услуги в местных клиниках пластической хирургии [Lee, 2021, p. 169]. Согласно статистике Международного общества эстетической пластической хирургии, в Южной Корее в 2010 г. было произведено более 531 тыс. пластических операций; в 2014 г. их стало почти вдвое больше (980 тыс., 266 тыс. из которых были сделаны туристам из других стран) [ibid.]. По словам Ли, новая эпоха сделала менее популярными принципы конфуцианства, поставив стремление к красоте выше любых общественных устоев.

Современная пластическая хирургия часто обращается к аморальным манипулятивным техникам давления на сознание молодежи. Например, набирают популярность рекламные кампании, призывающие показать результат экзаменов и получить скидку на услуги пластического хирурга. По мнению автора статьи, такие призывы могут стать опасным соблазном для подростков, угрожая их ментальному и физическому здоровью [Lee, 2021, p. 170]. Тот факт, что академические успехи могут быть ассоциированы с получением выгоды, сам по себе не является чем-то новым, однако манипуляции сознанием молодежи встречают обоснованную критику со стороны обеспокоенного корейского общества, которое сталкивается с лукизмом ежедневно.

Другое интересное исследование проявлений лукизма представлено в статье Ёны Ким и Кёнхи Ким (Женский университет Соншин, Сеул, Республика Корея) «Исследование восприятия стандартов красоты у студенток (в возрасте 20-29) в соответствии с медиалукизмом» [Kim, Kim, 2016]. Авторы работы подчеркивают, что благодаря бурному развитию медиа сегодня тема имиджа знаменитостей получает гораздо больше общественного внимания, чем раньше. Медиалукизм стал логичным продолжением «традиционных» дискриминационных практик в отношении внешности, превратившись в серьезную социальную проблему, связанную с навязыванием тех или иных стандартов красоты [ibid., p. 144].

Авторы статьи отмечают, что концепция медиалукизма исходит из предположения о том, что социальные и культурные стандарты красоты формируются в обществе посредством транс-

ляции в СМИ «нужной» информации. Сам феномен лукизма, означающий чрезмерную одержимость внешностью, по их словам, возник из-за быстрого развития промышленности и роста ориентированной на потребление экономики. Впервые понятие «лу-кизм» было представлено в статье в The Washington Post в 1978 г., в которой обсуждалась проблема дискриминации полных людей1. Как отмечают Ё. Ким и К. Ким, современные СМИ объективируют женское тело и вызывают у женщин чувство неудовлетворенности собой [Kim, Kim, 2016, p. 145].

В связи с этим авторы предположили, что молодые женщины в возрасте от 20 до 29 лет представляют социальную группу, наиболее зависимую от оценки других людей и образов, продуцируемых медиа. В период с 1 сентября по 31 октября 2015 г. авторами было проведено социологическое исследование, охватившее студенток Корейского университета (Сеул) в возрасте от 20 до 29 лет (в общей сложности в опросе участвовали 237 человек). Опросник состоял из 92 вопросов, на основе ответов на которые исследователи пытались выяснить уровень удовлетворенности ре-спондентками своей внешностью, их отношение к стандартам красоты и внимание к СМИ. Корреляции были подвергнуты следующие переменные: возраст, место жительства, образование, ежемесячные карманные расходы и совершаемые косметические практики участниц исследования, их интерес к медиапродуктам [Kim, Kim, 2016, p. 146].

В итоге исследователи обнаружили, что заниженную самооценку и неудовлетворенность своим внешним видом в наибольшей мере демонстрируют студентки, проявляющие чрезмерный интерес к информации разного рода СМИ о красоте и жизни звезд [ibid., p. 149-154]. Авторы исследования обвиняют современные СМИ в распространении искаженных и недостижимых идеалов красоты, отмечая их негативное влияние на ментальное и физическое здоровье молодых женщин [ibid., p. 155].

Таким образом, интерес к пластической хирургии и уровень беспокойства по поводу своей внешности остаются пугающе высокими в южнокорейском обществе - для многих корейцев считается нормой спрашивать у малознакомых людей их вес, комменти-

1 Cook A. Fat pride // The Washington Post. - 1978. - May 14.

96

ровать их внешний вид или советовать прибегнуть к хирургическому вмешательству1. Особенно сильно общественное давление на девушек, что заставляет их прибегать к различного рода вредящим здоровью практикам и процедурам: экстремальным диетам, отбеливанию кожи, злоупотреблению биологически активными добавками [Park, 2017].

Также тревогу вызывает нормализация среди молодых юж-нокорейцев (а зачастую и подростков) практик аутоагрессивного поведения по отношению к своему телу и внешности. Более того, как отмечают исследователи, вопросы трансформации и усовершенствования внешности являются своеобразными совместными «хобби» для родителей и детей, которые по достижению определенного возраста получают в подарок финансовые средства на посещение пластического хирурга. Устоявшееся в обществе мнение, что для продвижения по карьерной лестнице помимо хорошего образования необходима и красивая внешность, отражается во всем: подавляющее большинство успешных и знаменитых личностей в Корее среди прочего характеризуют как «красивых». Например, если ключевая роль внешности для актеров или певцов обусловлена стандартами корейской индустрии развлечений, то связь внешности атлетов с их высокими спортивными показателями не выдерживает критики.

Характеризовать пластическую хирургию только с негативной стороны неверно: множество людей, нуждающихся в исправлении врожденных или полученных в результате травм дефектов внешности, обретают шанс на нормальную жизнь благодаря эстетической медицине и ее достижениям. Помимо этого необходимо помнить об уважении к выбору человека и о его праве распоряжаться своим телом. Тем не менее важно понять, что стоит за стремлением исправить свою внешность: сознательный выбор («мое тело - мое дело») или навязанный социумом шаг. И можно ли в принципе говорить о свободном выборе собственных лица и

1 Например, в общественных местах нередки вопросы к незнакомым женщинам относительно цвета их кожи: спрашивающих интересует, является ли светлый оттенок кожи их собеседницы натуральным или же это результат специальных отбеливающих процедур. Если в других культурах подобное внимание к чужой внешности воспринимается как нежелательное и даже оскорбительное, то в корейском обществе такие вопросы не считаются бестактностью.

тела в социумах, в которых женщинам ежедневно внушается, что их главным качеством остается внешность? Этот вопрос до сих пор открыт.

Список литературы

Aquino Y.S.J., Steinkamp N. Borrowed beauty? Understanding identity in Asian facial cosmetic surgery // Medicine, health care a. philosophy. - 2016. - Vol. 19, N 3. -P. 431-441.

Jung J., Hwang C. Associations between attitudes toward cosmetic surgery, celebrity worship and body image among South Korean and US female college students // Fashion a. textiles. - 2016. - Vol. 3, N 1. - P. 1-14.

Kim Y., Kim K. = = Media-lookism ЭД ЩВ 204

= A study on beauty behavior of female student in their 20s according

to media-lookism] // ШЩ—Щ = J. of Korean traditional costume. - 2016. - Vol. 19, N 2. - P. 143-158.

Lee B. The social elements of lookism resulting to body deformity // Asia-Pacific j. of convergent research interchange. - 2021. - Vol. 7, N 9. - P. 167-177.

Leem S. The dubious enhancement : making South Korea a plastic surgery nation // East Asian science, technology a. society : an international j. - 2016. - Vol. 10, N 1. - P. 51-71.

Park C.E. For many South Koreans, beauty standards represent a cultural struggle // The Varsity. - 2017. - URL: https://thevarsity.ca/2017/03/05/for-many-south-koreans-beauty-standards-represent-a-cultural-struggle/ (accessed: 01.06.2022).

References

Aquino Y.S.J., Steinkamp N. Borrowed beauty? Understanding identity in Asian facial cosmetic surgery. Medicine, health care a. philosophy. - 2016. - Vol. 19, N 3. - P. 431-441.

Jung J., Hwang C. Associations between attitudes toward cosmetic surgery, celebrity worship and body image among South Korean and US female college students. Fashion a. textiles. - 2016. - Vol. 3, N 1. - P. 1-14.

Kim Y., Kim K. = (Media-lookism) ЭД ЩВ 20^

[A study on beauty behavior of female student in their 20's according

to media-lookism]. ШЩ—Щ [J. of Korean traditional costume]. - 2016. - Vol. 19, N 2. - P.143-158.

Lee B. The social elements of lookism resulting to body deformity. Asia-Pacific j. of convergent research interchange. - 2021. - Vol. 7, N 9. - P. 167-177.

Leem S. The dubious enhancement : making South Korea a plastic surgery nation. East Asian science, technology a. society : an international j. - 2016. - Vol. 10, N 1. - P. 51-71.

Park C.E. For many South Koreans, beauty standards represent a cultural struggle. The Varsity. - 2017. - URL: https://thevarsity.ca/2017/03/05/for-many-south-koreans-beauty-standards-represent-a-cultural-struggle/ (accessed: 01.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.