Научная статья на тему 'Лукизм в Южной Корее как социальный феномен начала XXI в.'

Лукизм в Южной Корее как социальный феномен начала XXI в. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2223
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лукизм / дискриминация / внешность / средства массовой информации / пластическая хирургия / буллинг / Южная Корея / lookism / discrimination / appearance / media / plastic surgery / bullying / South Korea

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шакирова Евгения Игоревна

Данная статья посвящена изучению такого явления в социуме Республики Корея в XXI в. как дискриминация по внешности, иначе называемого лукизм. Актуальность исследования обусловлена распространенностью рассматриваемой острой социальной проблемы в южнокорейском обществе. Задачами исследования выступают анализ соответствующей литературы, структурно-функциональное ознакомление с необходимой терминологией, а также диахроническое наблюдение влияния лукизма на представителей социума рассматриваемого региона. В результате исследования выделены основные причины, затормаживающие рост социальной психологической толерантности в сознании корейцев и всего корейского общества в целом и укрепляющие тенденцию дискриминации окружающих по их внешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lookism in South Korea as a social phenomenon at the beginning of the XXIst сentury

The following article is devoted to the study of such a phenomenon in the society of the Republic of Korea in the XXI century as discrimination in appearance, in other words called lookism. The relevance of the study is justified by the massive prevalence of the considered acute social problem in South Korean society. The main goals of the work are to analyze the relevant literature, structural and functional acquaintance with the necessary terminology, as well as diachronic observation of the influence of lookism on representatives of the society of the considered region. As a result of the research, there are highlighted the main reasons that inhibit the growth of social psychological tolerance in the minds of Koreans and the entire Korean society as a whole and reinforce the tendency to discriminate against others based on their appearance.

Текст научной работы на тему «Лукизм в Южной Корее как социальный феномен начала XXI в.»

философия и культурд | ШАКИРОВА Е.и. | EishakiRova@Edu.hsE.Ru | УДК 94, 316.654 | научная статья

Lookism in South Korea as a social phenomenon at the beginning of the xxist сentury

Лукизм в Южной Корее как социальный феномен начала xxi в.

Шакирова Евгения Игоревна1 Evgeniia Igorevna Shakirova1

1 Научный исследовательский университет 1 National Research University Higher School

«Высшая Школа Экономики», of Economics, Saint-Petersburg, Russia

Санкт-Петербург,россия eishakirova@edu.hse.ru eishakiro va@edu. hse.ru

удк 94, 316.654 | научная статья | https://doi.org/10.24412/2686-9675-1-2022-91-101

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена изучению такого явления в социуме Республики Корея в XXI вв. как дискриминация по внешности, иначе называемого лукизм. Актуальность исследования обусловлена распространенностью рассматри-ваемои острои социальнои проблемы в южно-кореиском обществе. Задачами исследования выступают анализ соответствующеи литературы, структурно-функциональное ознакомление с необходимои терминологией а также диахроническое наблюдение влияния лукизма на представителеи социума рассматриваемого региона. В результате исследования выделены основные причины, затормаживающие рост со-циальнои психологическои толерантности в сознании кореицев и всего кореиского общества в целом и укрепляющие тенденцию дискриминации окружающих по их внешности.

ABSTRACT

The following article is devoted to the study of such a phenomenon in the society of the Republic of Korea in the XXI century as discrimination in appearance, in other words called lookism. The relevance of the study is justified by the massive prevalence of the considered acute social problem in South Korean society. The main goals of the work are to analyze the relevant literature, structural and functional acquaintance with the necessary terminology, as well as diachronic observation of the influence of lookism on representatives of the society of the considered region. As a result of the research, there are highlighted the main reasons that inhibit the growth of social psychological tolerance in the minds of Koreans and the entire Korean society as a whole and reinforce the tendency to discriminate against others based on their appearance.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Ключевые слова: лукизм, дискриминация, внешность, средства массовои информации, пластическая хирургия, буллинг, Южная Корея

Для цитирования: Шакирова Е. И. Лукизм в Южнои Корее как социальныи феномен начала XXI в. // Современные востоковедческие исследования. 2022. № 1. С. https:// doi.org/10.24412/2686-9675-1-2022-91-101

Keywords: lookism, discrimination, appearance, media, plastic surgery, bullying, South Korea

For citation: Shakirova E. I. Lookism in South Korea as a social phenomenon at the beginning of the 21st century. Modern oriental studies. 2022. № 1. P. (in Russ.) https://doi.org/10.24412/2686-9675-1-2022-91-101

ВВЕДЕНИЕ

Огромную роль в современнои жизни играет внешность, тогда как дискриминация по внешнему виду является острои социальнои проблемои. Во всем мире у людеи складывается первое впечатление друг о друге на основе внешних данных, и они могут вести себя предвзято в отношении тех, кто выглядит более или же, наоборот, менее привлекательно, по их мнению. Данная проблема не является исключением и для азиатского региона, в частности, для Южнои Кореи [Юн, Чжонг. 2018. С. 245].

Лицо, фигура, одежда — это главные факторы, по которым кореицы оценивают всех, кого встречают. С юных лет надо следить за внешним видом, поскольку уже в детском саду дети могут быть жестоки по отношению к сверстникам, которые выбиваются из коллектива. За период учебы в школе и университете у многих кореицев формируется сильная за-цикленность на внешности. Однако и после выпуска из высшего учебного заведения данная проблема не исчезает. От внешнего вида зависит получение рабочего места в престижнои компании, и даже успешность личнои жизни.

Рассматриваемая социальная проблема преследует корейцев практически всю их сознательную жизнь [Davies, Han. 2011. P. 149].

Большое влияние на формирование стандартов красоты оказывают различные факторы: СМИ, сеть Интернет, сфера медицины. При этом, не меньшии спектр сфер жизни человека подвергается воздеиствию рассматриваемого социального феномена: здоровья (как физического, так и психического), отношения и окружения, карьеры и дохода, а также самосовершенствования. Если взглянуть на сферу развлечении, кино и телевидения, можно проследить, как многочисленные сериалы акцентируют сюжет на теме красоты, похудения, пластическои хирургии. Интервью со звездами эстрады нередко освещают информацию об их изнуряющих диетах, непосильных тренировках и различных пластических операциях.

Помимо этого, Корея является странои, занимающеи одно из ведущих мест в мире по количеству операции, осуществляемых за год. Согласно анализу Международного общества эс-тетическои пластическои хирургии за 2019 год были проведены 2,571 операции, что составило

Философия и культура | шАкировА Е.и. | EISHAKIROVA@EDU.HSE.RU | УДК 94, 316.654 | научная сТАТья

5,1% от всего количества проведенных процедур по пластической хирургии в мире [The International Society of Aesthetic Plastic Surgery. Global Survey Press Release 2019]. Сюда съезжаются люди со всеи Азии и других регионов в своем стремлении добиться так называемои стандартнои европеискои внешности: маленького носа, больших глаз, двоиного века и пр. Общество диктует жесткие и во многом выходящие за грань разумного стандарты красоты. Поражающим является и полное отсутствие такта или какого-либо стеснения в выражении мнения касательно веса или внешнего вида человека непосредственно собеседнику.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для ознакомления с общим понятием дискриминации и ее видами опирается на труды кандидата психологических наук — Д. В. Погонцевои. В частности, на статьи «Виды дискриминации в современнои социальнои психологии» и «Методы исследования феномена «лукизм» в современнои психологии», в которых изучаются представления современнои молодежи о внешнеи красоте, влияние различных составляющих физического облика человека на оценку степени его привлекательности и другие темы, все больше раскрывающие проблему дискриминации по внешнему признаку. Помимо этого, задеиствованы некоторые другие русскоязычные статьи, также исследующие феномен «лукизма» в обществе. Главным же образом данная работа строится на анализе иностраннои литературы, написаннои на ан-глииском и кореиском языках, которая раскрывает проблему дискриминации по внешности

уже конкретно на примере южнокореиского общества.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С появлением нового в разных отраслях жизни общество становится разнообразнее: образуются новые течения в одежде, в музыке, в макияже и прическах и т.д. По этои причине проблема лукизма становится актуальнее с каждым годом во всем мире. Однако наиболее остро проявление данного явления можно наблюдать в Восточнои и Юго-Восточнои Азии. В конкретном исследовании внимание будет уделено Республике Корея.

Виды дискриминации, выделяемые современной психологией

Первым делом стоит обратиться к толковому словарю и ознакомиться со значением самого слова «дискриминация». Данныи термин происходит от латинского «discriminatio», что в переводе значит «различение», «разделение» [Социологическии энциклопеди-ческии словарь. 1998], и, изучив определения в различных словарях, можно вывести, что в своем самом непосредственном значении «дискриминация» подразумевает ограничение или же лишение каких-либо прав, преимуществ определенных лиц, групп людеи, организации и даже государств по половым, расовым, религиозным и другим признакам. Однако если рассматривать данное понятие с точки зрения психологии, его определение будет несколько иным и всецело противоречивым толкованию «толерантности», приведенному ранее. Исходя из статьи Д. В. Погонцевои [Погонцева. 2016. С.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

1] понятие дискриминации можно сформулировать следующим образом: это поведенческая форма предрассудков и стереотипов, негативное отношение к другому человеку или группе лиц, выражающееся как неприятие, враждебность, агрессивность и ведущее к притеснению. Появился данныи термин в науке в 1830 г., он был введен Томасом Раисом в процессе изучения расовых предрассудков [Там же].

Что же касается наименования проблемы оценивания людеи по внешности — «лукизма», то англоязычныи словарь «Merriam Webster» [Merriam Webster. 2012] отмечает 1978 г. временем первого упоминания данного термина для описания отношения к людям с лишним весом. Сеичас же его понятие сильно расширилось и приобрело некоторые ответвления, которые будут рассмотрены далее в статье. В последнее время все больше говорят о позитив-нои дискриминации, при которои человек или группа лиц получает некоторые преимущества, привилегии на почве определенного отличия от остальнои части общества, как, например, в случае с людьми с ограниченными возможностями. И все же чаще рассматриваемыи термин несет в себе негативное значение: ущемлению подвергается в основном то, что не является массовым, типичным или стандартным для большеи части общества.

Теперь важно рассмотреть какие виды дискриминации психологи выделяют, как наиболее распространенные для изучения. По данным статьи «Discrimination, social psychology, and hysteresis in labor markets», в современ-нои психологии таковыми являются различные

ограничения, основанные на статусе, экономическом и социальном положении человека [Elmslie, Sedo. 1996, P. 465-478]. Например, экономическая дискриминация или дискриминация на рынке труда, подразумевающая несправедливую профессиональную сегрегацию, неравную оплату выполнения однои и тои же работы и еще ряд ущемлении. Касаясь социального положения, можно выделить дискриминацию по прирожденному статусу и по приобретенному. Так, например, сексизм (притеснение по полу и гендеру), нацизм (по национальности) или притеснение на почве сексуальнои ориентации и гендернои идентичности являются ущемлениями по первому, а дискриминации по должности или семеиному положению — по второму статусу. Безусловно, не стоит забывать о притеснениях по ряду таких факторов, как вес, рост, возраст и т.д. На почве данных признаков отдельно выделяют эиджизм (англ. «ageism», от «age» — «возраст»), фэтшеиминг (англ. «fat shaming», от «fat» — «жир», «толстыи» и «shame» — «стыд») или «веитизм» (от англ. «weight» — «вес»), и, соответственно, «хаитизм» (от англ. «height» — «рост»).

Исходя из выше рассмотренных видов дискриминации, можно заметить, что большая часть дискриминационных практик завязана на визуальнои составляющей стереотипы и отношения к другому обязательно в большеи или меньшеи мере включают в себя характеристики облика, из чего следует, что ущемления по внешности неотрывно связаны с другими видами дискриминации и должны изучаться вкупе с ними. Важно отметить, что во многих странах существуют законы и статьи в конституциях

философия и культура | шакирова Е.и. | EishakiRova@Edu.hsE.Ru | удк 94, 316.6541 научная статья

этих стран, освещающие тему дискриминации. Например, Всеобщая декларация прав человека или Международная конвенция о ликвидации всех форм расовои дискриминации, принятые Организациеи Объединенных Нации в 1948 и в 1965 гг. В них прописан запрет на проявление каких-либо ограничении прав в отношении людеи с тои или инои социальнои, половои, ра-совои, национально^ языковои или религиоз-нои принадлежностью. Однако интересно, что ни в каких официальных документах не затрагивается такои вид дискриминации, как дискриминация по внешнему виду, по-другому называемая «лукизм» (англ. «lookism», от «look» — «внешнии вид»). Если изначально данныи термин предполагал сравнение по параметру «красивыи/некрасивыи», то сеичас под лукизмом понимается абсолютно любая дискриминация, связанная с обликом человека.

В наше время люди часто делят окружающих по их внешности, основываясь на своих личных стереотипных суждениях. Это предвзятое отношение к некоторым группам или отдельным личностям в обществе приводит к столкновению с различными примерами дискриминации в нашеи повседневнои жизни в самых разных ее сферах: «нас давно не удивить феисконтролем на входе в клуб или ресторан. Мы не задумываемся над тем, что в пассажирском транспорте отсутствуют подходящие по размеру сидячие места для полных или высоких людеи» [Орех. 2016. С. 68]. В социуме пропагандируется культ молодости, красоты и худобы. В работе Глории Дэвис и Хан Гильсо отмечается, что особенно активно этот процесс протекает в Азии: в дальневосточных странах

люди настолько зациклены на внешности, что это становится одним из факторов, сильно влияющих на их жизнь [Davies, Han. 2011. P. 149]. От облика человека зависит и успешное обучение на всех стадиях получения образования, без травли со стороны сверстников, и рабочее место в престижнои компании, и удачная личная жизнь [Там же, P.149].

Особенности дискриминации по внешнему виду в южно-корейском обществе, проявления и последствия

Средства массовой информации

Для начала стоит обратить внимание на наиболее очевидныи фактор — средства массо-вои информации, которые имеют манипулирующее влияние на большую часть населения. Транслируемые по каналам телевидения передачи и сериалы часто ориентированы на освещение темы похудения и внешних изменении в целом как с помощью различного рода диет и тренировок, так и путем хирургического вмешательства. Д. В. Погонцева в своеи статье о методах исследования феномена лукизм обратила внимание, что нередко кореиские мелодраматические сериалы, как, например, «О, моя Венера», «200 фунтов красоты», «Каннамская красотка», основои своего сюжета берут тему потери лишнего веса или изменения внешности с помощью пластическои хирургии и раскрывают, как героини, оцениваемые в начале некрасивыми, а после неких манипуляции преображающиеся в привлекательных для окружающих, начинают умело общаться с людьми разных социальных групп и становятся успешными во всех сферах жизни [Погонцева Д.В. 2018. С. 25].

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

В свою очередь, кореиские представители, интересующиеся вопросом дискриминации по внешности, упоминают представителеи сферы развлечении: актеров и кореиских популярных медиа-звезд, которые являются примером для подражания для многих, в основном, молодых людеи [Юн, Чжонг. 2018. С. 247]. В своих интервью звезды часто делятся информаци-еи об изнурительных диетах и тренировках, которые позволили им в кратчаишие сроки достичь идеального веса и внешнего вида в целом. Помимо этого, они делятся и своим опытом получения услуг по пластическои хирургии, благодаря которым пытаются сохранить на несколько лет дольше свои свежии и моло-дои внешнии вид и задержаться под лучами славы еще какое-то время. Так, например, в сво-еи статье Глория Дэвис и Хан Гильсо приводят случаи с популярнои на момент написания работы (в 2011 году) актрисои Шин Юн Кенг, которая своим объявлением о сделаннои операции на подбородок вызвала всплеск публикации и рекламы в кореискоязычных журналах с фотографиями, иллюстрирующими лицо актрисы до и после процедуры, что привело к росту спроса на данныи вид пластики [Davies, Han. 2011. P.150].

В результате средства массовои информации приводят к формированию в кореиском обществе представления о том, какими стандартами внешнего облика необходимо обладать для успешности в различных сферах жизни, что, в свою очередь, приводит к образованию новых форм дискриминации. Упомянутые выше актеры, героини из дорам и медиа-звезды иллюстрируют, что модельные пара-

метры и стандартизированные в обществе черты лица кардинально меняют их жизнь в лучшую сторону. Кореиские авторы, которым как никому близка исследуемая проблема, отмечают, что для принятия и признания обществом часто именно подростки начинают сравнивать свои внешние данные с друзьями, сверстниками, а также с представлением об идеальном теле, сформированным средствами массовои информации [Юн, Чжонг. 2018. С. 247], после чего стремятся сделать все возможное для достижения навязанного идеала.

Пластическая хирургия

Другим фактором, оказывающим огромное влияние на закрепление в южнокореиском обществе дискриминации по внешности, является отрасль пластическои хирургии. Южная Корея занимает одно из ведущих мест в мире по количеству проводимых в год операции. Например, по результатам опроса, осуществленного в 2019 г. Международным обществом эстетическои пластическои хирургии, страна заняла 5 место по числу проведенных процедур в даннои области [The International Society of Aesthetic Plastic Surgery. Global Survey Press Release 2019]. В Республику Корея съезжаются люди как со всеи Азии, так и со всех других уголков мира, в стремлении добиться европеи-ского типа лица [Davies, Han. 2011. P. 149] дабы избавиться от любых, на их взгляд, изъянов в их внешности.

Согласно проведенному в 2014 г. исследованию Национальнои налоговои службои Южной Кореи, рассмотренному Лим Соионом в его исследовании, 671 клиника по пластическои

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА | ШАКИРОВА Е.И. | EIShДKiRÜUД@EDU.HSE.RU | УДК 94, 316.654 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

хирургии находится в Сеуле, столице страны, что составляет более половины всех учреждении даннои сферы по всему государству. Из них 74,8% сконцентрировано в Каннамдоне ^еет. 2017. Р. 30], одном из раионов столицы, исходя из названия которого появилось понятие «Каннамскии стиль», которыи помимо опера-циq на двоиное веко и ринопластики, уже ставшими классическими процедурами, предполагал хирургическое изменение размера и формы челюсти для достижения идеальнои и эстетич-нои пропорциональности всего лица в целом. Однако данныи вид операции на порядок сложнее и продолжительнее, поскольку предполагает изменение и верхнеи, и нижнеи челюсти, из-за чего пациенту необходимо дольше пролежать под анестезиеи и, вследствие, пробыть в клинике несколько днеи, тогда как в случае с операциями на глаза и нос палату можно покинуть уже на следующии день. Ранее данныи вид хирургического вмешательства был показан по терапевтическим причинам людям, страдающим неправильным прикусом или же пороком развития лицевых мышц. Однако в XXI в. процедура была представлена кореискому обществу сферои пластическои хирургии как пластическая операция, несущая эстетическии характер, и стала предлагаться на рынке под самыми разнообразными названиями: хирургия выступающего рта, короткого подбородка, или же операция на V-образную форму челюсти.

В результате популяризации пластиче-скои хирургии и изменения понятия об идеальных чертах лица и тела средствами массовои информации и известными личностями, спрос на данныи вид процедур только растет, что,

приводит к росту клиник, а также большему распространению и освещению темы хирургического изменения внешности на самых разных платформах в сети Интернет. Увеличилось количество интернет-сообществ, посвященных обсуждению операции знаменитостей с массои позитивных комментариев и вопросов о том, как достичь такого результата, а с поздних 2000-х гг. кореиская косметическая хирургия захватила и популярную видео-платформу YouTube, где самими клиниками публиковались клипы об их деятельности и проводимых процедурах [Davies, Han, 2011]. Вследствие такого ажиотажа с 2000-х гг. спрос на услуги юж-нокореиских клиник стал появляться и стремительно расти за пределами страны. Наибольшая востребованность исходила от Китая, где повсюду рекламировалась кореиская красота, достигаемая хирургическим путем, и откуда толпами приезжали туристы лишь с однои целью - изменить внешность [Ibid. P.152-153]. В китаискои периодике говорилось, что, во многом благодаря развитию отрасли пластиче-скои хирургии, Республика Корея сеичас имеет статус развитого государства [Ibid. P.154].

Буллинг

Помимо всех выше рассмотренных сторон дискриминации по внешности, за последнюю декаду у исследователеи в даннои области появился интерес к рассмотрению такои проблемы лукизма, как травля или, иначе говоря, буллинг. Буллинг может представлять собои как психологическое, так и физическое воздеи-ствие на другого человека, заключающееся в его травле, задирании или любои другои

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

форме издевательства над ним, и основывающееся на различных признаках, начиная с внешности и заканчивая социальным статусом. Однако основным поводом для буллинга исследователи в даннои области все же отмечают внешнии облик. Так, в своеи статье Д. В. Погонцева [Погонцева. 2019] упоминает исследования С. А. Корзунова и А. В. Страпко, по итогам которого было выявлено, что 22% опрошенных школьников высмеивали особенности фигуры, а оставшиеся 78% — специфичность или даже излишнюю привлекательность во внешности.

Говоря же о формах буллинга, можно выделить вербальныи, социальныи и физическии [Там же. С. 359]. Первыи включает в себя присваивание прозвищ, дразнилки, обзыватель-ства и оскорбления. К месту будет упомянуть травлю в сети, или кибербуллинг, заключаю-щиися в дискриминационном отношении к другому человеку на просторах сети Интернет, особенно в социальных сетях. Триггером для него обычно выступает аватар, какая-либо другая фотография, изображающая владельца, или информация о нем, представленная на странице в любом из интернет-сообществ. Выражается же данныи вид травли в виде намеренно вредных, оскорбительных и даже запугивающих комментариев, постов, сообщении или же в виде исключения каких-либо пользовате-леи из бесед и групп в сетях с последующеи их блокировкой Социальныи буллинг предполагает, что кого-то намеренно не допускают к участию в любого вида групповои работе, то есть своего рода изоляцию отдельно взятои личности от остальнои части социума. Третья

же форма травли подразумевает физическое воздеиствие в негативном контексте: пинки, подзатыльники, толчки, удары и т.д.

Наиболее остро проблема буллинга в южнокорейском обществе наблюдается в школь-нои среде, где дети и подростки могут быть очень жестоки по отношению к сверстникам и уж тем более к тем, кто немного младше. Причем в основном школьники прибегают к физи-ческои форме травли или как минимум к угрозам применения силы, сопровождающимися вербальным буллингом: насмешками, издевками и прочему. В своеи статье Д. В. Погонцева [Погонцева. 2018] ссылается на наблюдение А. Е. Парфеновои, которая отмечает, что отдельные аспекты дискриминационных установок формируются уже в детском возрасте на уровне «дразнилок». Главным триггером таковых, как уже было сказано выше, выступают внешние особенности объекта издевательств: черты лица, телосложение, одежда, и реже — социальныи статус, экономическое положение семьи ребенка, его интеллектуальные и иные способности.

В результате травли со стороны сверстников и общества в целом человек становится очень замкнутым, неуверенным в себе и неудовлетворенным собственным телом. У него появляются проблемы с коммуникациеи в социуме, в результате чего и проблемы с едои, ведь время приема пищи является важным источником общения [Anderson-Fye. 2017. Р. 12]. Бул-линг также может привести и к более серьезным последствиям, таким как психологические расстроиства в отношении своего внешнего

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА | ШАКИРОВА Е.И. | EiShakiROVa@EdU.hSE.RU | УДК 94,

облика или в отношении потребляемой еды, поскольку социокультурные факторы влияют и на образ тела, и на расстроиства пищевого поведения [Ibid. P. 2]. Помимо этого, травля окружением приводит людеи, подвергаемых насмешкам и издевкам, к решению кардинального изменения внешности путем пластиче-скои хирургии. В худшем случае из-за постоянного буллинга, полного отчаяния и невозможности принять себя люди задумываются о суициде, а порои и совершают его. Так, например, в исследовании Соион Зонг, включающего в себя опрос южнокореиских учеников старшеи школы, среди причин самоубииств проблемы в отношениях со сверстниками, подразумевающие собои травлю, драки, буллинг в сети и прочее, заняли 3 место по популярности среди ответов, что составило 26% от общего числа опрошенных [Zong. 2015. P. 5].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование выявило главные причины развития рассматриваемого феномена в южнокореиском обществе, которыми оказались средства массовои информации, сфера пластическои хирургии, а также травля в социуме. На данныи момент эти факторы лишь укрепляют некорректные и нетерпимые суждения в массах по поводу того, как должен выглядеть красивыи человек, идеализируют шаблонные модельные параметры, глаза с двоиным веком, маленькии нос, аккуратныи подбородок и прочие клише.

Дискриминация по внешности негативно влияет на психологическое здоровье людеи, подвергающихся издевательствам, основанным

на их облике. Жертвы лукизма страдают от психических расстроиств в отношении своего лица и тела, от пищевых расстроиств в отношении еды, от которои боятся набрать лишнии вес, и, как уже было отмечено ранее, приходят к мыслям о самоубиистве, чтобы избавиться от давления и насмешек со стороны окружения. Все это является основанием полагать, что обществу в Южнои Корее предстоит долгии путь к решению проблем, связанных с отношением к внешности окружающих и своеи собственной для достижения определенного уровня социаль-нои психологическои толерантности в социуме.

Список источников

1. Юн Енгмин, Чжонг Сонгхо. Рост обеспокоенности по поводу внешнего вида в обществе на примере современных подростков.

(Ё9У, ВД ЗН ^

0|: МШ Кореи-

ское общество информации и статистики здравоохранения. Журнал информации и статистики здравоохранения. 2018. №43. С. 245-254 М^М

2018. 43^4^. 245-254 Щ|0|Х|)

2. Davies G., Han G.S. Korean cosmetic surgery and digital publicity: Beauty by Korean design. Media International Australia. 2011. №141. P. 146-156.

3. The International Society of Aesthetic Plastic Surgery. Global Survey Press Release 2019. URL: https://www.isaps.org/medical-professionals/isaps-global-statistics/ (дата

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

обращения 10.12.2021)

4. Социологический энциклопедический словарь. На русском, англииском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательская группа ИНФРА М, НОРМА, 1998. 488 с.

5. Погонцева Д.В. Виды дискриминации в современнои социальнои психологии. Психолог. 2016. № 5. С. 1-6.

6. Merriam Webster. Collegiate English Dictionary. Springfield, MA: Merriam-Webster, Britannica, 2012. 1664 p.

7. Elmslie B., Sedo S. Discrimination, social psychology, and hysteresis in labor markets. Journal of Economic Psychology Vol. 17, Is. 4, 1996, p. 465-478.

8. Орех Е.А. Феномен лукизма и возможности его социологического анализа. Социо-логическии журнал. 2016. Том 22. №3. С. 67-81.

9. Leem So Yeon. Gangnam-Style Plastic Surgery: The Science of Westernized Beauty in South Korea. Medical Anthropology, 2017. 30 p.

10. Погонцева Д.В. Буллинг связанныи с внешним обликом. Азимут научных исследовании: педагогика и психология, 2019. №1(26). С. 359-361.

11. Погонцева Д.В. Методы исследования феномена «лукизм» в современнои психологии. Психология и Психотехника. 2018. № 4. С. 21-26.

12. Anderson-Fye E. Cultural Influences on Body Image and Eating Disorders. Oxford Handbook of Eating Disorders, Second Edition, 2017. 57 p.

13. Zong Sooyoun. A Study on Adolescent Suicide Ideation in South Korea. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015. 8 p.

References

1. Young-Min Yoon, Jung-Ho Jeong. Trends in Appearance Worry according to Growth: Focusing on the Cases of Korean Adolescents. The Korean Society for Health Information and Statistics. Journal of Health Information Statistics. 2018. No. 43. P. 245-254 (in Kor.).

2. Davies G., Han G.S. Korean cosmetic surgery and digital publicity: Beauty by Korean design. Media International Australia. 2011. No. 141. P. 146-156.

3. The International Society of Aesthetic Plastic Surgery. Global Survey Press Release 2019. -URL: https://www.isaps.org/medical-professionals/isaps-global-statistics/ (accessed 10.12.2021)

4. Sociological encyclopedic dictionary. In Russian, English, German, French and Czech. Coordinating Editor - Academician of the Russian Academy of Sciences G.V. Osipov.- Moscow: INFRA M, NORMA, 1998. 488 p.

5. Pogontseva D.V. Types of discrimination in modern social psychology. Psychologist. 2016. No. 5. P. 1-6 (in Russ.).

Философия и культура | шАкировА Е.и. | EISHAKIROVA@EDU.HSE.RU | УДК 94, 316.654 | научная сТАТья

6. Merriam Webster. Collegiate English Dictionary. Springfield, MA: Merriam-Webster, Britannica. 2012. 1664 p.

7. Elmslie B., Sedo S. Discrimination, social psychology, and hysteresis in labor market. Journal of Economic Psychology. 1996. Vol. 17, Is. 4, P. 465-478.

8. Orekh E.A. The phenomenon of lookism and the possibility of its sociological analysis. Sociological journal. 2016. Vol. 22. No. 3. P. 6781 (in Russ.).

9. Leem So Yeon. Gangnam-Style Plastic Surgery: The Science of Westernized Beauty in South Korea. Medical Anthropology. 2017. 30 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Pogontseva D. V. Bullying associated with appearance. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2019. No.1 (26). P. 359-361(in Russ.).

11. Pogontseva D.V. Methods of researching the phenomenon of "lookism" in modern psychology. Psychology and Psychotechnics. 2018. No. 4. P. 21-26 (in Russ.).

12. Anderson-Fye E. Cultural Influences on Body Image and Eating Disorders. Oxford Handbook of Eating Disorders, Second Edition. 2017. 57 p.

13. Zong Sooyoun. A Study on Adolescent Suicide Ideation in South Korea. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. 8 p.

Информация об авторе

Шакирова Евгения Игоревна,

Департамент востоковедения и африканистики

Школа социальных и гуманитарных наук Научныи исследовательскии университет «Высшая Школа Экономики» 190068, г. Санкт-Петербург, канала Грибоедова наб., д. 123 Россия

eishakirova@edu.hse.ru

Information about the Author

Shakirova Evgeniia Igorevna

Department of Oriental Studies School of Social Sciences and Humanities National Research University Higher School of Economics

190068, Saint Petersburg, Griboedov channel, 123 Russia

eishakirova@edu.hse.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.21; одобрена после рецензирования 20.01.22; принята к публикации 25.02.22.

The article was submitted 25.10.21; approved after reviewing 20.01.22; accepted for publication 25.02.22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.