List of literature: 1. The Law of the Republic of Kazakhstan dated April 16, 1997 N° 94-I «On Housing Relations» (with amendments and additions as of 10.01.2015).
2. The UNDP/GEF, JSC «KaztsentrZhKH». Successful experience of regions in the management and maintenance of condominium facilities in Kazakhstan. - Astana, 2012.
Биндиченко Е.В.
доктор социологических наук, профессор кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
УДК 332.8
национальный жилищно-коммунальный комплекс россии: проблемы и перспективы
В статье предпринята попытка провести анализ общих для всего национального российского социума проблем реформирования важнейших системных составляющих элементов, определяющих структуру и формы организации общественного устройства. В частности, автор пытается исследовать состояние, проблемы, взаимосвязь и взаимообусловленность системы жилищно-коммунального обеспечения населения национальной территории и реформирование государственной и муниципальной службы. Резюмируется, что исторические основания для взаимосвязи и неэффективного на сегодняшний день трансформирования этих двух жизненно важных для социума социально-экономических подсистем имеют место и коренятся в менталитете российского многонационального этноса, ориентированного в своем многолетнем развитии не на индивидуальную и рациональную профессиональную, деловую и личностную ответственность, как это сформировано и принято в психологии индивидуального и общественного сознания развитых европейских стран, а коллективную ответственность, продуцирующую крайне низкий уровень реальной профессиональной и должностной ответственности и потенциальной безнаказанности. В заключение выражено понимание и глубокое убеждение, что лишь встречное движение со стороны институциональных структур государства и общества и изменение социально-культурного менталитета населения страны, как естественно-исторического цивилизаци-онного движения, способны придать процессу реформирования отрасли ЖКХ позитивный и динамичный характер или, по крайней мере, предотвратить продолжающееся саморазрушение созданного еще в ХХ столетии жизненно необходимого для социума потенциала национального жилищно-коммунального хозяйства.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальный комплекс, организационно-экономические механизмы организации и управления ЖКХ, государственные институты, муниципальные образования, государственная и муниципальная служба, реформа, институциональные структуры государства и общества, бизнес-планирование, социум, менталитет.
national housing and communal complex Russia:
problems and prospects
The article attempts to analyze common national problems of reforming the most important components of the Russian society that determine structure and forms of social order. In particular, the author tries to explore the actual status, problems, interrelation and interdependence of the system of housing and communal services to the population of a certain national territory and reforms of state and municipal services. It is presumed that the historical basis for the relationship and to-date ineffective transformation of these two social and economic subsystems exists, and it is vital for society and is rooted in the mentality of the Russian multinational ethnicity based in its long-term development on collective responsibility, producing very low level of real professional and administrative responsibilities and potential impunity instead of individual and sound professional, business and personal responsibility as it has been formed and accepted in the psychology of individual and social consciousness of the developed European countries. In conclusion, understanding and deep conviction is expressed that only oncoming traffic of the institutional structures of the state and society together with change of social and cultural mentality of the population are capable of adding positive character and dynamics to the process of reforming the housing sector, or, at least, preventing the
on-going self-destruction of the national system of housing and communal services created back in the twentieth century and still necessary for the society.
Key words: housing and communal services, housing and communal services, organizational and economic mechanisms of the organization and management of public utilities, public institutions, municipalities, public and municipal service reform, institutional structures of the state and society, business planning, society, mentality.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) России в ее новейшей истории объединяет более 60 тысяч организаций, в которых работают около 4,2 млн. человек, и на него приходится порядка 8 % ВВП страны. По численности работников, занятых в системе ЖКХ, эта цифра составляет ни много ни мало почти 5,5 % экономически активного населения страны. Однако, если учесть, что достаточно большое количество потенциально активных работников непосредственно в процессах производства товаров и услуг не задействованы (по некоторым данным, до 30 % населения трудоспособного возраста), то с полным основанием можно полагать, что в жилищно-коммунальной отрасли трудится практически не менее, чем каждый десятый, работающий в народно-хозяйственном комплексе страны.
По функциональному предназначению ЖКХ представляет собой системный комплекс подотраслей и видов деятельности, ориентированных на обеспечение предоставления государству, обществу и каждому отдельному человеку социально важных услуг и создания условий для нормальной жизнедеятельности всего социума и функционирования его региональных структур.
Понимая значимость комплекса ЖКХ именно таким образом, государство непосредственно в своем лице, опираясь в совокупности на политику государственно-частного партнерства, пытается разрабатывать и реализовывать в практической плоскости национальные программы совершенствования жилищно-коммунальной отрасли, повышения ее эффективности и результативности в режиме реального времени, а также на кратко- и среднесрочную перспективу общественного развития.
Однако проблем и сложностей в решении очевидной и, можно сказать, цивилизационно важной для всего российского социума задачи несоизмеримо больше, чем это представляется и теоретикам, и практикам системы ЖКХ. Это можно объяснить масштабом и сложностью имеющихся проблем, их комплексным характером и особым положением отрасли в системе народного хозяйства. Однако, с другой стороны, целесообразно и даже необходимо говорить о крайне неудовлетворительной деятельности как самого государства в лице его высших институтов власти и находящихся в его подчинении региональных и муниципальных структур, так и, как это не покажется странным, всего общества в целом и в его отдельных социально-экономических и структурных составляющих.
Детализируя последнюю в этом абзаце мысль, считаем абсолютно необходимым говорить и о менталитете населения современной, да и «прошлой» России, народ в которой совершенно не приучен, не ориентирован ни на экономное расходование имеющихся в его окружении и распоряжении ресурсов, ни на разработку экологически чистых и, главное, долговечных материалов, используемых в системе ЖКХ, ни на сохранение природы и фауны в состоянии, близком к ее природной первозданности.
В результате мы имеем крайне неповоротливую, неэффективную систему государственной и государственно-частной организации и управления жилищно-коммунальным хозяйством, получающую еще в дополнительную нагрузку и объемы работ в результате совершенно неудовлетворительного положения в национальной социально-культурной сфере.
По данным государственного мониторинга состояния жилищно-коммунального фонда, на сегодняшний день из 1 млрд. 706 млн. кв. м жилого фонда более 290 млн. кв. м (17 % всего жилищного фонда) нуждаются в неотложном капитальном ремонте, а 250 млн. кв. м (15 %) - в реконструкции. Около 20 % городского жилищного фонда не благоустроено, в малых городах России каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. В эти цифры не входят данные мониторинга жилищного фонда многих сельских поселений, так как такого мониторинга просто не существует.
Износ инженерного оборудования в отрасли достиг 73 %, инженерных сетей - 65 %, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние годы в 5 раз. Уровень надежности инженерных коммуникаций в России, по оценке специалистов, в 2,5-3 раза ниже, чем в европейских странах. Половина городских подземных трубопроводов отслужила свой срок.
По мнению некоторых специалистов, политиков и практиков, отдавших работе в системе ЖКХ многие годы (Г.П. Хованская, П.Р. Качкаев и др.), можно говорить о первых признаках «коммунальной катастрофы» в России. И если государству и конкретно Правительству и Президенту страны не обратить самого серьезного внимания на это, мягко сказать, угрожающее состояние ЖКХ сегодня, то завтра действительно вся система ЖКХ рухнет без возможности ее восстановления. Выстроить новую систему ЖКХ страна сегодня просто не в состоянии, не обладая для этого
ни экономическим потенциалом, ни человеческими ресурсами, ни временем, ни геополитическими возможностями, имеющими место в условиях современного мирового порядка и состояния. «Точка невозврата» еще не пройдена, но уже близка как никогда.
Опираясь на вышеизложенное, считаем объективно исторически необходимым не формально, но в режиме реального времени выставить задачу реформирования системы жилищно-коммунального комплекса страны в число важнейших национальных приоритетов с полной ответственностью всех имеющих отношение к данной проблеме институциональных и муниципальных структур и персоналий.
В развитие этих положений целесообразно на уровне высших органов законодательной и исполнительной власти:
- проанализировать и скорректировать нормативно-правовое поле государственного устройства во всех его составляющих, имеющих отношение к ЖКХ, проводить его систематический мониторинг с анализом эффективности и реальности реализуемых в национальном правовом пространстве мер, в частности, провести мониторинг практического действия Жилищного кодекса и всех входящих в его правовое пространство нормативно-правовых документов [1, 2, 4, 6, 7];
- проанализировать зарубежные и отечественные схемы организационно-экономических механизмов организации и управления жилищно-коммунальным комплексом, эффективности деятельности национальных систем ЖКХ и, при наличии возможностей их адаптации к российским условиям, определить экспериментальные полигоны для их реализации [3];
- в теоретическом формате, а затем и на практике отработать механизмы функциональной реализации уже имеющих место и готовых к практическому применению схем организации и управления жилищно-коммунальным комплексом;
- определить тенденции развития национальной системы ЖКХ и разработать математическую модель ремонтно-эксплуатационного обслуживания уже имеющегося жилого фонда, определить параметры модели и дать им экономическое обоснование;
- в формате национального бизнес-плана и на его основе региональных и муниципальных бизнес-планов разработать бизнес-модель эффективной государственной (с полным объемом государственных средств), государственно-частной (с совместным государственным и частным капиталом) и частной управляющей компаний как инструмента повышения организации и качества жилищно-коммунальных услуг и эффективности управления жилищным фондом, проводить систематический мониторинг их деятельности и с учетом региональных условий их функционирования вносить коррективы в организацию
всего процесса управления региональным жилищно-коммунальным комплексом;
- разработать и ввести в эксплуатацию эффективную систему объективного мониторинга и диагностирования технического состояния объектов ЖКХ, обеспечивающую своевременное выполнение всех предусмотренных регламентами технологических процедур, организацию качественного текущего и своевременного капитального ремонта этих объектов, обеспечивающих их безаварийную эксплуатацию;
- отработать реальную схему участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы в сфере потребления жилищно-коммунальных услуг, «прозрачность» способов и механизмов распределения финансовых ресурсов, внедрение конкурсных принципов в деятельность управляющих компаний.
Имеющиеся на сегодняшний день механизмы принятия решений в области организации и управления многоквартирными домами со стороны управляющих компаний различных форматов с мнением и предложениями собственников и нанимателей жилого фонда связаны очень незначительно. В результате, как надеются некоторые исследователи системы ЖКХ, гармонизации экономических отношений (интересов) государства, собственников и нанимателей жилого фонда, предприятий ЖКХ, общества в целом не наблюдается даже при самом пристальном их исследовании. Подобное положение, естественно, не позволяет хотя бы в первом приближении с достаточной степенью вероятности и верификации определить основные векторы совершенствования национального и регионального организационно-экономического механизма управления жилищно-коммунальным комплексом [5].
В общепринятом понимании организационно-экономический механизм управления национальным жилищно-коммунальным комплексом представляет собой многоуровневую иерархическую систему основных взаимосвязанных между собой элементов и их типовых групп, а также в качестве структуры - способов их взаимодействия, под влиянием которых гармонизируются экономические отношения (интересы) государства, собственников жилого фонда, предприятий ЖКХ, общества в целом. В теоретическом плане никаких возражений нет. Действительно, и структура, и предназначение ЖКК в национальном социуме объективно имеют место и функционально именно на это и ориентированы.
Однако механизмы организации функционирования каждого из входящих в структуру ЖКК элементов не только не отработаны для их эффективного функционирования, но совершенно недостаточно и неэффективно связаны с практикой управления ЖКК, и даже с практикой государственной и муници-
пальной службы, что проявляется чаще всего в отсутствии условий и практик, препятствующих неэффективному или нецелевому расходованию финансовых средств. Совершенно недостаточным по функциональному использованию, можно сказать, еще в состоянии начального уровня, находится отраслевой институт профессиональных управляющих в структуре ЖКХ. Даже этот очень ограниченный перечень «внутренних составляющих» структуры национального и регионального ЖКХ не позволяет вывести систему в фазу стабильности, не говоря уже о фазе устойчивого роста значений технико-экономических показателей состояния жилого фонда и качества оказываемых населению коммунальных услуг. Сегодняшнее ее состояние в прогнозах многих исследователей системы ЖКХ грозит явными диспропорциями в восприятии эффективности системы со стороны государства и со стороны населения. Задолженности населения и иных субъектов - непосредственно потребителей услуг ЖКХ перед государством и управляющими компаниями постоянно растут, качество услуг отнюдь не улучшается, что в конечном итоге может обернуться социальным возмущением и перманентной социальной напряженностью.
Анализ системы организации и управления ЖКХ показывает, что в условиях явной несбалансированности уровня доходов населения в виде зарплат, пенсий, иных выплат с уровнем стоимости жизни в стране значительная масса населения испытывает существенные финансовые затруднения в достижении приемлемого по меркам ИРЧП уровня жизни и не в состоянии самостоятельно нести все расходы, связанные с эксплуатацией принадлежащего им жилищного фонда. Такое положение приводит к необходимости поиска и использования многообразных источников финансирования. В их числе на сегодняшний день:
- Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ [2];
- административные органы муниципальных образований: муниципальные унитарные предприятия по управлению городским жилищно-коммунальным хозяйством (МУП УЖХ города);
- управляющие организации, функции которых возложили на себя бывшие районные филиалы МУП УЖХ города, превратившиеся в последнее время в открытые акционерные общества (ОАО «УЖХ района», ООО «ЖЭУ»), предприятия - поставщики коммунальных услуг, коммунальные предприятия;
- товарищества собственников жилья (ТСЖ);
- собственники и наниматели жилых и нежилых помещений.
Все эти предприятия сферы ЖКХ существуют на средства, собранные с населения в виде налогов, акцизов и коммунальных платежей, однако действенный механизм контроля работы этих предприя-
тий со стороны населения отсутствует. Выделенные на оказание коммунальных услуг и капитальный ремонт зданий денежные средства расходуются крайне неэффективно. Предприятия в лице своих руководителей практически совершенно не заинтересованы в минимизации своих производственных издержек. В результате этого только прямые потери управляющих организаций, согласно экспертным оценкам, составляют до 10 % от поступающих коммунальных платежей. Кроме этого, с каждого рубля коммунальных платежей около 40 копеек перераспределяются в бюджет за счет их неоднократного обложения НДС.
Действующие ОАО «УЖХ района» получили практически неограниченные и слабо контролируемые права распоряжения в распределении финансовых потоков территории, которые в своем составе концентрируют не только средства, поступающие от населения, но и все целевые средства от муниципальных и федеральных органов. Иначе говоря, эта организация по факту «полномочна», по мнению основного монополиста на территориальном рынке коммунальных услуг (МУП УЖХ города), в известном смысле выступать в качестве финансового администратора по отношению к трем типам отраслевых предприятий: коммунальным, обслуживающим и строительным, несмотря на то, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ в реальности эти права (распределения и перераспределения финансовых потоков на территории) должны принадлежать собственникам жилых и нежилых помещений или их объединениям (ТСЖ).
В условиях вялотекущей национальной реформы государственной и муниципальной службы отсутствие национального бизнес-плана кардинального реформирования системы ЖКХ страны и, соответственно, регионального бизнес-планирования реформирование системы ЖКХ воспринимается практически как некая эфемерная реальность. И причиной этому не только слабая теоретическая разработка имеющей место Программы реформирования, но и многие причины, о которых уже говорилось выше. Совершенно необходимо здесь отметить и еще одно обстоятельство - отсутствие ответственности персоналий, определяющих положение на местах. На это неоднократно в своих посланиях и выступлениях обращал внимание Президент страны, однако существенных подвижек в этом направлении до настоящего времени не наблюдается.
Ожидать, что реформа системы ЖКХ, а еще и реформа более высокого уровня - реформа системы государственной и муниципальной службы в ближайшие годы все-таки приведут к реальной модернизации институциональных структур, определяющих вектор общественного развития на хотя бы среднесрочную перспективу, трудно. Тем не менее работать в этом направлении крайне необходимо как структу-
рам, облеченным властью и поддержкой государства, так и общественным организациям. В частности, объективно необходимо расширить полномочия и ответственность Общественных советов при главах государства, регионов и иных административных структур, повысить их статус и ввести обязанность государственных институтов в подробной отчетности по направлениям национальных программ перед указанными субъектами народного представительства.
Положения о таких общественных советах разработаны уже достаточно подробно, и останавливаться на них в рамках настоящей статьи нет необходимости. Однако исследуемая здесь тема все-таки предполагает сделать акцент на организации общественных структур в системе ЖКХ. Функции подобного рода общественной организации территории целесообразно возложить на некоммерческое общественное объединение типа ассоциации ТСЖ (с районированием ее структур) соответствующего уровня. Именно подобного рода структуры в порядке социального мониторинга могли бы поставлять объективную информацию муниципальным органам власти, отстаивать ее в дискуссиях и планировании развития территории, реализовывать функции общественного контроля власти и обеспечивать обратную связь администрации с обществом (населением). На них также можно было бы возложить обязанности организации проводимых администрацией территории мероприятий касательно деятельности предприятий ЖКХ, контроля финансовых потоков в системе ЖКХ, деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства на территории в сфере оказания жилищно-коммунальных и бытовых услуг и отношения к ним со стороны администрации и т. п.
Основными и определяющими преимуществами подобного род общественных организаций в системе ЖКХ являются независимость выборщиков и избранного состава ассоциации ТСЖ (относительная), коллегиальность и прозрачность руководства, личная заинтересованность участников ассоциации и, при необходимости, их персональная ответственность перед выборщиками (перед населением территории), независимый контроль над использованием денежных средств, возможность влияния на выбор подрядных организаций, контроля деятельности и собственных ТСЖ и иные функции, определенные разработанным для собственной деятельности Положением.
Само Положение определяет деятельность ассоциации как саморегулирующейся организации, которая в своей структуре и функциональной деятельности должна отвечать ряду известных принципов, а именно:
- независимость и неаффилированность с руководителями муниципальных служб и коммунальных предприятий территории (муниципального образования);
- публичная ежеквартальная социальная и финансовая отчетность перед ТСЖ, ТОС, ассоциацией ТСЖ территории и ежегодно (или чаще) - перед населением с оценкой результатов ее деятельности за отчетный период;
- регулярное представление на созданном специально для этой цели интернет-сайте информации о своей работе согласно установленному стандарту;
- наличие обратной связи с населением территории (ТСЖ, ТОС) в виде реакции на поступающие инициативы;
- наличие механизмов имущественной ответственности саморегулируемой организации за неисполнение обязательств ее членами.
Таким образом, лишь встречное движение со стороны институциональных структур государства и общества и изменение социально-культурного менталитета населения страны как естественно-исторического цивилизационного движения способны придать процессу реформирования отрасли ЖКХ позитивный и динамичный характер или, по крайней мере, предотвратить продолжающееся саморазрушение созданного еще в ХХ столетии жизненно необходимого для социума потенциала национального жилищно-коммунального хозяйства.
Список литературы:
1. Жилищный кодекс от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ.
2. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
3. Биндиченко Е.В. Российский сервис: сущность, состояние проблем, перспективы // Уфа. - 2001.
4. Шашкова О.В. Товарищество собственников жилья: комментарии к изменениям в Жилищный кодекс Российской Федерации. - Изд-во «Кнорус», 2011.
5. Гусев А.П. Я - собственник жилья. - Изд-во «Феникс», 2013.
6. Горобец С.Л. Управляющая организация в сфере ЖКХ. - Изд-во «Феникс», 2012.
7. Родионов А.Ю. Институциональные проблемы повышения энергоэффективности жилищного и бюджетного секторов. - Изд-во Институт экономики города, 2010. Серия: Муниципальное экономическое развитие.
8. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. zhkh.su/zakonodatelstvo_po_zhkh/federalnyj_zakon_185.
9. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. zhkh.su/zakonodatelstvo_po_zhkh.
List of literature:
1. Housing Code on December 29, 2004. № 188-FL.
2. Federal Law of 21 July 2007 № 185-FL «About the Fund of assistance to reforming housing and communal services».
3. Bindichenko E.V. Russian service: the nature, status, problems and prospects // Ufa. - 2001.
4. Shashkova O. V. Homeowners: comments on the changes to the Housing Code of the Russian Federation. - Publ KnoRus, 2011.
5. Gusev A.P. I am - the owner of the property. - Publishing House of the Phoenix, 2013.
6. Gorobetc S.L. Management organization in the field of housing. - Publ Phoenix, 2012.
7. Rodionov A. Y. Institutional problems of housing and energy efficiency of the budget sector. - Publ Institute for Urban Economics, 2010. Series: Municipal Economic Development.
8. Electronic resource. - URL: http://www.zhkh.su/zako-nodatelstvo_po_zhkh/federalnyj_zakon_185.
9. Electronic resource. - URL: http://www.zhkh.su/zako-nodatelstvo_po_zhkh.
Руткаускас Т.К.
доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВO «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Россия, г. Екатеринбург
Сироткин В.А.
кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВO «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Россия, г. Екатеринбург
УДК 332.81
аналитические индексы в управлении жилищным фондом
В настоящем исследовании представлены индикаторы состояния жилищной и коммунальной сферы городского хозяйства, направленные на осуществление ее первичного анализа.
На примере Свердловской области осуществлены расчеты предлагаемых индикаторов и сделаны выводы. Ключевые слова: муниципалитет, индикаторы, жилищный фонд, оценка риска, управление жилищным фондом, инвестиции.
analytical indexes
in management of available housing
This study contains the use of status indicators of the housing and communal sphere of municipalities directed for conducting the primary analysis.
On an example of Sverdlovsk region the indicators are calculated and done appropriate conclusion. Key words: municipality, the investment project, risk estimate, management of available housing.
Обеспечение растущих потребностей населения в повышении комфортности жилья, качества жилищно-коммунальных услуг, уровня безопасности жилищного фонда и инженерно-технической инфраструктуры, а также энергобезопасности города должно быть направлено на создание программ и инвестиционных проектов по обеспечению эффективно действующей системы воспроизводства жилой недвижимости.
Необходимость создания такой системы продиктована существующими проблемами, в частности:
• практически отсутствует мониторинг эффективности и результативности осуществленных инвестиционных затрат в жилую недвижимость;
• высокий физический и моральный износ домов, построенных с 1959 по 1963 год (дома серий К-7, 11-32, 11-35 и др.), подлежащих сносу, так как использованные технологии строительства не позволяют их реконструировать;
• недостаточно часто, а на некоторых территориях вообще не осуществляется межрегиональное
и межтерриториальное сравнение качества оказываемых жилищных услуг;
• отсутствует система выявления рисков и управления ими в муниципальных образованиях;
• практически не функционирует, а иногда и отсутствует система индикаторов, позволяющая оценить результативность управления жилищным фондом и степень опасности возможных рисков инвестиционных проектов для данной территории.
В то же время финансово-экономическое состояние жилищно-коммунального комплекса зависит от технического состояния объектов недвижимого имущества, загруженности мощностей предприятий, тарифной политики, не учитывающей рыночные колебания стоимости котельного топлива, материалов и оборудования для проведения ремонтных работ, и полноты оплаты потребляемых коммунальных услуг [3].
Именно поэтому для оценки развития системы воспроизводства жилищного фонда необходимы ориентиры, которыми учитывая специфику функциони-