Научная статья на тему 'Последствия реформы жилищно-коммунального хозяйства для структуры управляющих компаний города Уфы'

Последствия реформы жилищно-коммунального хозяйства для структуры управляющих компаний города Уфы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ТАРИФ / ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ / MANAGEMENT COMPANY / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / PUBLIC SERVICES / RATE / HOUSING SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайруллин Виталий Агзамович, Быль Евгения Андреевна

С 2006 года на уровне правительства Российской Федерации принята очередная реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Основное содержание данной реформы заключалось в привлечении частных компаний в сферу ЖКХ и развитие конкуренции. По замыслу организаторов реформы это должно было поспособствовать снижению тарифов на жилищные услуги и улучшению качества выполнения работ управляющими компаниями. Целью данной статьи является изучение последствий данной реформы для структуры управляющих компаний в сфере ЖКХ города Уфы. Исследование данного вопроса является необходимым этапом анализа эффективности состояния ЖКХ города Уфы. В статье представлен на основе официальных данных анализ содержания и состояния структуры рынка управляющих компании в сфере ЖКХ города Уфы. Постоянные реформы и качественное изменение структуры ЖКХ в целом по России на протяжении последних десяти лет требует количественной и качественной оценки результатов, в данной статье основной упор сделан на качественную оценку текущего состояния ЖКХ на примере города Уфы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consequences of the reform of housing and communal services for the structure of management companies of Ufa

Since 2006 the Government of the Russian Federation adopted next reform of housing and communal services (HCS). Main content of this reform is to involve private companies in the sphere of housing and communal services and the development of competition. According to the organizers of this reform was to contribute to the reduction of tariffs for housing services and improve the quality of work managers. The purpose of this paper is to study the implications of the reforms to the structure of asset management companies in the housing sector of the city of Ufa. Investigation of this issue is a necessary step analysis of the effectiveness of Ufa state Housing. Article submitted on the basis of official data and content analysis of state control of the market structure in the housing sector of the city of Ufa. Constant reform and qualitative change of the housing sector in the whole of Russia over the past ten years requires a quantitative and qualitative evaluation of the results in this paper the main emphasis is on a qualitative assessment of the current state of housing and communal services for example the city of Ufa.

Текст научной работы на тему «Последствия реформы жилищно-коммунального хозяйства для структуры управляющих компаний города Уфы»

УДК 332.8

Хайруллин Виталий Агзамович

ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет Кафедра «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности»

Уфа, Российская Федерация Старший преподаватель E-Mail: [email protected]

Быль Евгения Андреевна

ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет Кафедра «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности»

Уфа, Российская Федерация Студент E-Mail: [email protected]

Последствия реформы жилищно-коммунального хозяйства для структуры управляющих компаний города Уфы

Аннотация: С 2006 года на уровне правительства Российской Федерации принята очередная реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Основное содержание данной реформы заключалось в привлечении частных компаний в сферу ЖКХ и развитие конкуренции. По замыслу организаторов реформы это должно было поспособствовать снижению тарифов на жилищные услуги и улучшению качества выполнения работ управляющими компаниями. Целью данной статьи является изучение последствий данной реформы для структуры управляющих компаний в сфере ЖКХ города Уфы. Исследование данного вопроса является необходимым этапом анализа эффективности состояния ЖКХ города Уфы. В статье представлен на основе официальных данных анализ содержания и состояния структуры рынка управляющих компании в сфере ЖКХ города Уфы. Постоянные реформы и качественное изменение структуры ЖКХ в целом по России на протяжении последних десяти лет требует количественной и качественной оценки результатов, в данной статье основной упор сделан на качественную оценку текущего состояния ЖКХ на примере города Уфы.

Ключевые слова: Управляющая компания; жилищно-коммунальное хозяйство; коммунальные услуги; тариф; жилищные услуги.

Идентификационный номер статьи в журнале 140БУЫ613

Vitaliy Khayrullin

Ufa State Oil Technical University

Russia, Ufa E-Mail: [email protected]

Evgeniya Byl

Ufa State Oil Technical University

Russia, Ufa E-Mail: [email protected]

Consequences of the reform of housing and communal services for the structure of management companies of Ufa

Abstract: Since 2006 the Government of the Russian Federation adopted next reform of housing and communal services (HCS). Main content of this reform is to involve private companies in the sphere of housing and communal services and the development of competition. According to the organizers of this reform was to contribute to the reduction of tariffs for housing services and improve the quality of work managers. The purpose of this paper is to study the implications of the reforms to the structure of asset management companies in the housing sector of the city of Ufa. Investigation of this issue is a necessary step analysis of the effectiveness of Ufa state Housing. Article submitted on the basis of official data and content analysis of state control of the market structure in the housing sector of the city of Ufa. Constant reform and qualitative change of the housing sector in the whole of Russia over the past ten years requires a quantitative and qualitative evaluation of the results in this paper the main emphasis is on a qualitative assessment of the current state of housing and communal services for example the city of Ufa.

Keywords: Management company; housing and communal services; public services; rate; housing services.

Identification number of article 140EVN613

Теоретическая значимость исследований

Следует отметить, что тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства продолжают расти стремительными темпами (по данным [1]). Практически полное отсутствие конкуренции на рынке услуг энергосбытовых компаний привело к тому, что с 2001 по конец 2011 гг. квартирная плата выросла приблизительно в 9,8 раза, тарифы на газ приблизительно в 7,2 раза, на отопление приблизительно в 7,9 раза, а на горячую воду приблизительно в 65,8 раза [1].

Как подсчитала Федеральная служба государственной статистики, тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России за январь-сентябрь 2013 года повысились на 9,1%, что почти в 2 раза быстрее инфляции, которая за январь-сентябрь 2013 года оставила 4,7%. Для сравнения в январе-сентябре 2012 года тарифы ЖКХ выросли на 8,6%, а в целом за 2012 год поднялись на 9,4%. По сравнению с сентябрем 2012 года тарифы ЖКХ выросли в сентябре 2013 года на 9,8% при годовой инфляции в 6,1%.

На данный момент правительство РФ находится на пути решения этой проблемы. Рассматривается законопроект, суть которого заключается в следующем: «Рост тарифов не должен превышать по году уровень инфляции» [2]. В рамках данного проекта предлагается установить социальную норму потребления коммунальных ресурсов, в пределах которой цены на услуги ЖКХ не будут опережать инфляцию. Если же потребление превысит норму, то тариф будут иными.

Сложно сказать, насколько результативным будет данный законопроект, на данный момент он находится на начальном этапе, и ответственные лица ещё не назначены. Так же остается неизвестным, по каким критериям будут установлены нормы потребления и насколько они будут отличаться от фактических норм.

При этом следует различать жилищные услуги от коммунальных. К последним относятся отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газ. Плата за них -это до 70-80 процентов от общего размера квартирной платы. Остальные 20-30 процентов -«Содержание», это уборка в подъезде и на придомовой территории, текущий ремонт, вывоз мусора, организация расчетов с поставщиками ресурсов.

Размер платы за коммунальные ресурсы рассчитываются исходя из тарифов компаний, которые поставляют в дом свет, воду и т.д. Так в Уфе это МУП «Уфаводоканал», МУП «Уфимские инженерные сети», ООО «БашРТС», ОАО «Башкирэнерго», ООО «Газпром межрегионгаз Уфа». Ежегодно ими разрабатываются производственные программы. Они включают перечень и стоимость ремонтных работ, затраты на ресурсы и материалы, учитывая увеличение их стоимости и так далее, то есть планируемые доходы и расход организации. На основе данного документа компании производят расчет тарифов и направляют их в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам. Он рассматривает, насколько они обоснованы и утверждает итоговое значение. Однако уровень роста тарифа устанавливается по рекомендации Федеральной службы тарифам [3].

Так же следует отметить наличие статьи социальной составляющей - это субсидии гражданам на оплату коммунальных платежей для тех, у кого она занимает 22 процента семейного бюджета (по данным департамента ЖКХ Министерства регионального развития [3]). Как выяснилось, при разработке реформы ЖКХ обоснованием этой цифры послужили социальные нормативы Европы. Расходы на коммунальные услуги в странах Европы включают плату за аренду квартиры, то есть государство оказывает помощь семье, если она тратит на жилье, включая стоимость его съема, четверть своих доходов. К сравнению, средняя российская семья, которая живет в арендованной квартире, платит за этого от 40 до 70 процентов от всей заработной платы.

В целом, оценивая общее состояния ЖКХ, авторами считают, что все возможность остановить рост тарифов оказалась нереализованной, кроме того нет осязаемых факторов за счет чего будет происходить снижение, так как износ основных фондов жилищно -коммунального сектора остался на прежнем уровне, а массовый приход в отрасль новых частных денежных инвестиций не произошел [5].

Основная часть

В настоящий момент в городе Уфа функционируют 118 управляющих компаний, включая 55 товариществ собственников жилья (ТСЖ), которые обслуживают 5 831 дом, общей площадью 20 733 595 кв.м., в которых проживает 817 152 чел. Полный список управляющих компаний приведен в аналитической таблице 1.

Таблица 1

Список управляющих компаний в городе Уфа1

Название К-во дом ов Площад ь, м2 Чел о- век СРФ/ МО/оф Балл Рей тин г Дата рейтинга

ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г.Уфы РБ» 329 2621427 1028 11 1,1,1 63.25 BB В 06.04.2013

ТСЖ "Дема" 4 25377 1304 1,1,1 61.75 BB В 06.04.2013

ОАО УЖХ Советского района ГО г.Уфа РБ 908 3397453 1375 76 1,1,1 57.5 ВВ 06.04.2013

ОАО «УЖХ Ленинского района ГО г.Уфа РБ» 479 704207 3739 1 1, 1, 1 57 ВВ 20.09.2012

ТСЖ "Мед-Темп" 1 31384 582 1,1,1 56.5 ВВ 06.04.2013

ТСЖ "Новомостовая" 4 29655 695 1,1,1 54.75 ВВ 06.04.2013

ТСЖ Урал-2 2 19518 330 1,1,1 54.25 ВВ 06.04.2013

ТСЖ Талкас 1 10568 367 1, 1, 1 53.75 ВВ 20.09.2012

ООО "Жилищноэксплуатационное управление" 12 202531 5363 1,1,1 51 ВВ 06.04.2013

ООО "УК СервисСтройИнвест" 7 124142 2836 1,1,1 51 ВВ 06.04.2013

ОАО УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ 969 3311894 1730 19 1,1,1 47.5 В 06.04.2013

НО ТСЖ РИТМ 1 8056 — 1,1,1 47 В 06.04.2013

ООО"Управдом-Центр" 3 26383 435 1, 1, 0 47 В 20.09.2012

ТСЖ "Лесное" 1 7017 103 1, 1, 1 47 В 20.09.2012

ТСЖ "Дом на Набережной" 1 41332 1200 1, 1, 1 46.5 В 20.09.2012

ТСЖ "Газовик" 1 7440 97 1, 1, 1 44.25 В 20.09.2012

ООО "Престиж" 4 45262 401 1,1,1 41.5 В 06.04.2013

ООО "Стройкомплект" 2 14820 196 1, 1, 1 40.5 В 20.09.2012

1 Компании в таблице 1 сгруппированы по рейтингу, разрабатываемому согласно [6], данные таблицы

актуальны на декабрь 2013 года

ООО "Столица" 2 36056 490 1,1,1 40 В 06.04.2013

ООО ЖЭК "Капиталстрой" 3 40114 1043 1,1,1 40 В 06.04.2013

УК Аксаковская 1 7100 104 1,1,1 36.5 сс с 06.04.2013

ООО "ВертикальИнвест" 4 42636 1403 1,1,1 36 сс с 06.04.2013

ТСЖ "Уфа-СИТИ" 2 16718 161 1,1,1 35.75 сс с 06.04.2013

Таблица 2

Продолжение таблицы 1 (Список управляющих компаний в городе Уфа)

Название К-во дом ов Площад ь, м2 Чел о- век СРФ/ МО/оф Бал л Рей тинг Дата рейтинга

ООО "Дом" 4 28207 903 1, 1, 1 33.7 5 сс с 20.09.2012

ООО "БашЖилСервис" 9 101975 1247 1,1,1 33.5 сс с 06.04.2013

ТСЖ "Терем" 1 8634 223 1, 1, 1 29.7 5 сс 20.09.2012

ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района" 1202 3661700 1485 01 1,1,1 28.2 5 сс 06.04.2013

ТСЖ "Энтузиастов" 1 6511 115 1, 1, 1 28 сс 20.09.2012

ТСЖ "Дуслык" 1 9611 72 1,1,1 26 сс 06.04.2013

ООО "УК "Жилсервис" 2 25395 381 0,0,1 25.7 5 сс 06.04.2013

ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ" 485 2432709 1038 47 1,1,1 25.5 сс 06.04.2013

ООО «ИЖФС» 14 86121 2059 1,1,1 25 сс 06.04.2013

ТСЖ «Лесной проезд, 6/5» 1 11874 136 1,1,1 24.7 5 сс 06.04.2013

ООО ДУ "Южный" 50 281397 5943 1, 1, 1 23.2 5 сс 20.09.2012

ООО «ИЖФС» 9 95341 1210 1,1,1 22.7 5 сс 06.04.2013

ООО "Радуга" 7 54039 1246 1,1,1 22.5 сс 06.04.2013

ТСЖ "АДМИРАЛЪ" 12 64322 1604 1,1,1 22 сс 06.04.2013

ТСЖ "Чернышевского, д84" 1 10 110 0,0,1 22 сс 06.04.2013

ООО "Теплосервис" 6 42501 966 1,3,2 21.5 сс 06.04.2013

ОАО "УЖХ Дёмского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" 297 1120576 4081 5 1,1,1 21 сс 06.04.2013

ТСЖ "Глумилино" 1 9874 128 1, 1, 1 20.7 5 сс 20.09.2012

ООО УК "Мой Дом-К" 10 104441 1721 1, 2, 1 20.5 сс 20.09.2012

ООО "СУ-1" 4 45839 2384 1, 1, 2 20.2 5 сс 20.09.2012

ООО «Жилкомсервис» 10 111105 1485 1,1,1 19.5 с 06.04.2013

ООО УК "Альтернатива" 4 68483 1694 1,1,1 19.2 5 с 06.04.2013

ООО "ИЖФС" 4 55755 681 1,1,1 18.2 5 с 06.04.2013

ТСЖ "Инициатива" 1 13060 160 1,1,1 18.2 5 с 06.04.2013

ООО УО "Единый Г ород" 3 28361 492 1,1,1 17.2 5 с 06.04.2013

ООО «Жилстройсервис» 3 50220 1580 1,1,1 17 с 06.04.2013

ТСЖ "Александровский дом" 1 1,1,1 16.2 5 с 06.04.2013

ООО "ЖЭК" 4 51373 803 1,1,1 15.7 5 с 06.04.2013

ОАО "УЖХ Кировского района ГО г. УФА РБ" 752 406503 1756 1 1,1,1 15.2 5 с 06.04.2013

ООО "Альянc" 1 2182 — 1, 1, 1 14.5 с 20.09.2012

ТСЖ КЛОКС+ 3 27802 687 1,1,2 14.2 5 с 06.04.2013

ТСЖ "ИСКРА" 1 18499 341 1,1,1 13.2 5 с 06.04.2013

ТСЖ "Фасад-1" 1 17736 589 1, 1, 0 13.2 5 с 20.09.2012

ТСЖ "Урал" 2 18470 382 1,1,1 11.5 с 06.04.2013

ТСЖ " Худайбердина 2" 1 7257 88 1, 1, 1 11.5 с 20.09.2012

ТСЖ "Нефтяник" 1 8540 449 1, 1, 0 10.5 с 20.09.2012

ТСЖ "Уют" 1 10406 177 1,1,1 9.5 Б 06.04.2013

ООО "СЦ УГАТУ" 2 24369 396 1,1,1 7.75 Б 06.04.2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТСЖ"Парус" 1 33995 530 1,1,1 7.25 Б 06.04.2013

Управляющая Компания ООО " РегионПрестиж" 1 12462 86 — 6 Б 07.03.2011

ТСЖ "Мастер+" 1 1777 49 1,1,1 5.25 Б 06.04.2013

ТСЖ "Спортивное" 1 8761 291 0,0,1 5.25 Б 06.04.2013

ТСЖ "Революционная 163" 1 — — 1, 1, 1 4.75 Б 20.09.2012

Жилфондсервис 2 24524 139 1,1,1 4.25 Б 06.04.2013

ООО "Александр" 7 81060 1448 1, 1, 0 4.25 Б 20.09.2012

ЗАО "Квартал" 10 23375 — 1,1,1 3 Б 06.04.2013

ООО "УК "Дема" 6 11821 199 1,1,1 3 Б 06.04.2013

ООО "УК БЖС" 25 209085 — 1,1,2 3 Б 06.04.2013

ТСЖ "ТРИО" 3 16740 — 1,1,1 2.5 Б 06.04.2013

ООО «Управляющая компания «Уютсервис» 1 6952 403 0,0,0 2 Б 06.04.2013

ООО «УралСантехЭлектромонтаж» 5 27829 1405 0,0,0 2 Б 06.04.2013

ТСЖ "Королёва 33" 1 — — 0,0,0 2 Б 06.04.2013

ТСЖ "Уют" 1 6043 — 0,0,0 2 Б 06.04.2013

ТСЖ "Надежда" 1 6620 136 1, 1, 0 2 Б 20.09.2012

Таблица 3

Продолжение таблицы 1 (Список управляющих компаний в городе Уфа)

Название К-во дом ов Площад ь, м2 Чел о- век СРФ/ МО/оф Бал л Рей тинг Дата рейтинга

ТСЖ "САН" 1 12936 246 1, 1, 0 2 Б 20.09.2012

ТСЖ «Парковый» 9 45805 913 1, 1, 0 2 Б 20.09.2012

ТСЖ Гвоздика 1 7732 280 1, 1, 0 2 Б 20.09.2012

ТСЖ "Северный" 1 5089 128 1, 1, 0 1.75 Б 20.09.2012

ТСЖ "Фасад" 1 8455 — 1, 1, 0 1 Б 20.09.2012

ООО "Жилкомсервис" 53 7191 371 1, 1, 0 0 Б 20.09.2012

ООО УК БИС 2 25660 527 1, 1, 0 0 Б 20.09.2012

ТСЖ "Литер-33" 1 10644 56 1, 1, 0 0 Б 20.09.2012

ТСЖ "Профи" 1 6345 101 1, 1, 0 0 Б 20.09.2012

ТСЖ "Содружество" 3 27791 734 1, 1, 0 0 Б 20.09.2012

ТСЖ "Солнечный" 1 47125 1303 1, 1, 0 0 Б 20.09.2012

Тсж "Успех" 1 9975 152 1, 1, 0 0 Б 20.09.2012

ТСЖ "Уфа-Сити-1" 1 7278 106 1, 1, 0 0 Б 20.09.2012

OOO "УК "ЖКУ" 1 — — — 0 Б 07.03.2011

ОАО "Славянка" 4 12410 — — 0 Б 07.03.2011

ООО "Дружба" 1 20660 503 — 0 Б 07.03.2011

ООО"УправКом" 13 61578 1724 — 0 Б 07.03.2011

Башпотребсоюз 1

НО ТСЖ "Проспект Октября 43/5" 1 15154 427 — — — —

ООО "ЖК 21" 2 16074

ООО "МД финанс" 5 40864 622 — — — —

ООО "УК"Управдом" 1 4195 41 — — — —

ООО "Уютный дом" 1 30534 76 — — — —

ООО УК "Караидель" 2 16103 229 — — — —

ООО УК "Уютный дом" 6 39628 1574 — — — —

ООО"Скаут-Уфа" 1 7344 20 — — — —

ПЖСК "Наш Дом" 4

ТСЖ "Аксаковский" 1 26450 358 — — — —

ТСЖ "Дубрава" 1 7476 114 — — — —

ТСЖ "Злобина 6" 1 10362 160 — — — —

ТСЖ "Ихлас" 2

ТСЖ "Космос" 1 6485 196 — — — —

ТСЖ "Маркса 15/2" 1

ТСЖ "Молодёжное" 1 8879 154 — — — —

ТСЖ "Нур" 1 3473 60 — — — —

ТСЖ "Радуга" 1 9078 132 — — — —

ТСЖ "Уфа, бул. Ибрагимова, 46" 1 104855 143 — — — —

ТСЖ "Центр" 1 12329

ТСЖ "Цюрупы 79" 1 19157 310 — — — —

ТСЖ "Энгельса 1/2" 1

ТСЖ Иорт 1 14384 219 — — — —

Среди всех управляющих компаний мы выделили восемь самых крупных, согласно числу обслуживаемых домов и представили их в таблице 4.

Таблица 4

Наиболее крупные управляющие компании города Уфа (по масштабу

деятельности)

Название К-во домов Площадь, м2 Челов ек СРФ/МО /оф Бал л Рейти нг Дата рейтинга

ОАО "УЖХ Орджоникидзевско го района" 1202 3661700 148501 1,1,1 28.2 5 сс 06.04.2013

ОАО УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ 969 3311894 173019 1,1,1 47.5 В 06.04.2013

ОАО УЖХ Советского района ГО г.Уфа РБ 908 3397453 137576 1,1,1 57.5 ВВ 06.04.2013

ОАО "УЖХ Кировского района ГО г. УФА РБ" 752 406503 17561 1,1,1 15.2 5 с 06.04.2013

ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ" 485 2432709 103847 1,1,1 25.5 сс 06.04.2013

ОАО «УЖХ Ленинского района ГО г.Уфа РБ» 479 704207 37391 1, 1, 1 57 ВВ 20.09.2012

ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г.Уфы РБ» 331 2622729 102852 1,1,1 63.2 5 ВВВ 06.04.2013

ОАО "УЖХ Дёмского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" 297 1120576 40815 1,1,1 21 сс 06.04.2013

Проанализировав состав совета директоров основных управляющих компаний нами были выявлены следующие закономерности представленные в таблице 6.

Таблица 6

Список аффилированных лиц, занимаемая должность, состав учредителей УЖХ г. Уфа2 [7]

№ п/п Полное фирменное наименование (наименование для некоммерческой организации) или фамилия, имя, отчество аффилированного лица Дёмский район Кали- нинский район Кировский район Ленинский район Октябрьский район Орджоникид- зевский район Сипай- лово Советский район

1 Семивеличенко Евгений Александрович

2 Селин Алексей Дмитриевич

3 Рахматуллин Ренат Киндягулович

4 Яшин Вячеслав Михайлович

5 Зиннатуллин Альфред Закиевич

6 Шерышев Владимир Дмитриевич

7 Грошев Александр Павлович

8 Исмагилов Фидан Филаридович

9 Асадуллин Гемань Гибадуллич

10 Гадельшин Альберт Валидиянович

11 Гареев Альфис Фанисович Ген. дир.

12 Валетдинов Айрат Наильевич Ген. дир.

13 Нурмухаметов Ангам Шамсимухаметович Ген. дир.

14 Садартинов Фанис Галямович Ген. дир.

15 Гарипов Ринат Хатмуллович Ген. дир.

2 С 1 по 10 строка- указано присутствие того или иного физического лица в совете директоров различных УЖХ (по районам) С 11 по 18 строка - представлены генеральные директора УЖХ С 19 по 22 строка - представлен состав учредителей УЖХ

16 Г убайдуллин Ильдар Флиаретович Ген. дир.

17 Янышев Ришат Абдулгафурович Ген. дир.

18 Мирхайдаров Раиль Нурович Ген. дир.

19 ОАО «Инвестиционное агентство» 49,00% 49,00% 49,00% 49,00% 49,00% 49,00% 49,00% 49,00%

20 Муниципальное унитарное предприятие Единый расчетнокассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан 25,00% 25,00% 25,00% 25,00% 25,00% 25,00% 25,00% 25,00%

21 Закрытое акционерное общество «Цветы Башкортостана» 26,00% 26,00% 26,00% 26,00% 26,00%

22 Закрытое акционерное общество «Г ородские коммунальные системы» 26,00% 26,00% 26,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка текущей ситуации:

На взгляд авторов в сфере ЖКХ на примере города Уфы наблюдается достаточно сильный процесс децентрализации органов управления в данной сфере экономической деятельности.

При этом обращает на себя внимание ряд негативных моментов:

1. Ускоренный рост количества управляющих компаний в сфере ЖКХ, при этом отсутствуют корреляция между ростом количества управляющих компаний и качеством предоставляемых услуг.

2. В процессе сбора данных для написания данной статьи авторы обратили внимание на несовпадение количественной и качественной информации по сфере ЖКХ в различных официальных источниках информации, как пример [8,9,10] - количественные показатели по структуре управляющих компаний, показателям деятельности, не совпадают, что приводит к значительному искажению объективного информационного понимания и оценки эффективности деятельности и всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства города.

3. Из четырех учредителей УЖХ города Уфы два юридических лица имеют закрытую акционерную форму хозяйствования. Причем каждое закрытое акционерное общество является мажоритарным акционером с долей 26 процентов в уставном капитале УЖХ. Таким образом, основные, финансовые показатели деятельности, качественная структура данных организаций не доступна ни для аналитиков, ни для потребителей услуг, квартирная плата которых является основанием для создания прибавочного продукта и поддержания деятельности данных организаций. На взгляд авторов, потребители, которые заинтересованы в предоставление качественных услуг и основная доля которых ежемесячно оплачивает услуги жилищно-коммунального сектора, должны иметь возможность открытого доступа к информации о состояние любого из элементов комплекса жилищно-коммунального хозяйства. Следует отметить, что жилищные и коммунальные услуги фактически не являются коммерческим продуктом, прежде всего это социальный продукт, определяющий социальное благополучие общества, в связи с этим возникает вопрос: чем обоснована закрытая акционерная форма хозяйствования?

4. Продолжение предыдущего вывода следует отметить, что одним из учредителей является ЗАО «Цветы Башкортостана», на официальном сайте которого [11], дословно указано на главной странице сайта: «ЗАО «Цветы Башкортостана» - самое крупное предприятие в Республике по выращиванию цветочной продукции и растениеводству. Сегодня мы выращиваем более 100 видов рассады цветочных культур однолетников и многолетников, более 20 видов рассады овощных культур». Возникает закономерный вопрос: какое отношение предприятие, занимающееся выращиванием цветочной продукции имеет к жилищно-коммунальному хозяйству города, причем с долей акционерного капитала в УЖХ города 26 процентов. В статьи расходов на жилищные и коммунальные услуги авторы данной статьи не нашли пунктов по оказанию услуг, соответствующих основному виду деятельности данного предприятия. Причем, как уже было отмечено выше, вследствие того, что предприятие имеет закрытую акционерную форму хозяйствования получить представление о производственной, финансовой, организационной структуре данного предприятия авторам не удалось.

Заключение

В целом, проведя качественную оценку структуры управления жилищного хозяйства города Уфы, следует отметить, что всевозможные реформы и преобразования ЖКХ на федеральном уровне привели к тому, что доля частного капитала растет, то есть происходит коммерциализация данной сферы, но так как речь не идет о коммерческом продукте ни увеличение качества предоставляемых услуг, ни конкурентного снижения цены на услуги не происходит. Как следствие, растет социальная напряженность и снижается уровень социального благополучия общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стоимость услуг ЖКХ за последние десять лет в Москве выросла в десять раз. Быстрее всего росли тарифы на горячую воду. - 2011[Электронный ресурс]. иКЬ: http://energovopros.ru/novosti/2325/19379/ (дата обращения: 01.12.2013)

2. Рост тарифов ЖКХ не должен превышать уровня инфляции, считает эксперт. -

2013 [Электронный ресурс]. ИКЬ:

http://ria.ru/economy/20130628/946395892.html/ (дата обращения: 01.12.2013)

3. Сайт федеральной службы по тарифам. - 2013 [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.fstrf.ru/ (дата обращения: 02.12.2013)

4. Сайт министерства регионального развития. - 2013 [Электронный ресурс]. ЦКЪ: http://www.minregion.ru/ (дата обращения: 03.12.2013)

5. Сайт федеральной службы государственной статистики. - 2013 Электронный

ресурс]. иКЬ:

http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/osnfond/STIZN_11kr.xls/ (дата

обращения: 04.12.2013)

6. Решение от 14 октября 2011 года, протокол № 286 Об утверждении Методики оценки эффективности деятельности управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов.

7. Интерфакс - Сервер раскрытия информации. - 2013 [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.e-disclosure.ru/ (дата обращения: 05.12.2013)

8. Сайт министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики

Башкортостан. - 2013 [Электронный ресурс]. Ц^:

http://www.mgkhrb.ru/people_control/company_list.php (дата обращения:

06.12.2013)

9. Реформа ЖКХ. - 2013 [Электронный ресурс]. ИКЬ:

http://www.reformagkh.ru/mymanager/rating?tid=2340454&sort=point&order=desc& page=no (дата обращения: 07.12.2013)

10. Государственный комитет республики башкортостан по жилищному надзору. -2013 [Электронный ресурс]. ЦКЪ: http://www.gzhirb-info.ru/?part_id=186 (дата обращения: 08.12.2013)

11. Сайт ЗАО «Цветы Башкортостана». - 2013 [Электронный ресурс]. ЦКЪ: http://cvety-bashkortostana.ru/company (дата обращения: 09.12.2013)

12. Хайруллин В. А., Шакирова Э.В. Оценка бюджетного и социального эффекта при освоении государственных инвестиций/Монография - Уфа: РИЦ УГНТУ, 2013.-54с.

Рецензент: Денисов Олег Львович, профессор, доктор технических наук, кафедра «Автомобильные дороги и технология строительного производства», ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет.

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Stoimost' uslug ZhKH za poslednie desjat' let v Moskve vyrosla v desjat' raz. Bystree vsego rosli tarify na gorjachuju vodu. - 2011[Jelektronnyj resurs]. URL:

http://energovopros.ru/novosti/2325/19379/ (data obrashhenija: 01.12.2013)

Rost tarifov ZhKH ne dolzhen prevyshat' urovnja infljacii, schitaet jekspert. - 2013 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ria.ru/economy/20130628/946395892.html/ (data obrashhenija: 01.12.2013)

Sajt federal'noj sluzhby po tarifam. - 2013 [Jelektronnyj resurs]. URL:

http://www.fstrf.ru/ (data obrashhenija: 02.12.2013)

Sajt ministerstva regional'nogo razvitija. - 2013 [Jelektronnyj resurs]. URL:

http://www.minregion.ru/ (data obrashhenija: 03.12.2013)

Sajt federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. - 2013 Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/osnfond/STIZN_11kr.xls/ (data

obrashhenija: 04.12.2013)

Reshenie ot 14 oktjabrja 2011 goda, protokol № 286 Ob utverzhdenii Metodiki ocenki jeffektivnosti dejatel'nosti upravljajushhih organizacij, tovarishhestv sobstvennikov zhil'ja, zhilishhnyh kooperativov i inyh specializirovannyh potrebitel'skih kooperativov.

Interfaks - Server raskrytija informacii. - 2013 [Jelektronnyj resurs]. URL:

http://www.e-disclosure.ru/ (data obrashhenija: 05.12.2013)

Sajt ministerstva zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva Respubliki Bashkortostan. -2013 [Jelektronnyj resurs]. URL:

http://www.mgkhrb.ru/people_control/company_list.php (data obrashhenija:

06.12.2013)

Reforma ZhKH. - 2013 [Jelektronnyj resurs]. URL:

http://www.reformagkh.ru/mymanager/rating?tid=2340454&sort=point&order=desc& page=no (data obrashhenija: 07.12.2013)

Gosudarstvennyj komitet respubliki bashkortostan po zhilishhnomu nadzoru. - 2013 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.gzhirb-info.ru/?part_id=186 (data

obrashhenija: 08.12.2013)

Sajt ZAO «Cvety Bashkortostana». - 2013 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://cvety-bashkortostana.ru/company (data obrashhenija: 09.12.2013)

Hajrullin V. A., Shakirova Je.V. Ocenka bjudzhetnogo i social'nogo jeffekta pri osvoenii gosudarstvennyh investicij/Monografija - Ufa: RIC UGNTU, 2013.-54s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.