Научная статья на тему '«Национальный женский вопрос»: введение'

«Национальный женский вопрос»: введение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женщина / татарка / диахронный подход / документы / просвещение / воспитание / национальная идентичность / woman / Tatar / diachronic approach / documents / education / upbringing / national identity

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муртазина Ляля Раисовна, Ханипова Ильнара Ильдусовна

Статья открывает специальный номер журнала «Историческая этнология», посвященный татарской женщине. Ее авторы, выступившие составителями и научными редакторами номера, обосновывают исследовательский фокус, хронологию и источниковую базу публикуемых материалов. Акцент на женщинах-татарках, как объекте специального изучения, объясняется их активной общественной и профессиональной позицией в период российской империи и СССР. Охват этих двух исторических периодов позволил обозначить этноспецифическую логику встраивания татарских женщин в масштабные политико-социальные явления. Основная часть включенных в номер статей сопровождается публикацией недоступных для большинства исследователей материалов из государственных архивов, эго-документов, литературных произведений, статей татарских газет и журналов дореволюционного периода. Их введение в научный оборот, по мнению авторов вступительной статьи, усиливает возможности диахронного подхода к анализу этносоциального поля в исторической перспективе. Давая краткий обзор статей номера, авторы введения приходят к заключению о том, что в эпоху буржуазных реформ, наряду с традиционной для женщины заботой о семье и детях, происходит усиление ее роли в социуме, активизируется ее стремление к образованию, просветительской деятельности. С приходом советского строя, провозгласившего равенство полов, нагрузка на женщину возрастает и в личной жизни, и в общественной сфере. Вместе с тем женщины-татарки сохраняют свое важнейшее предназначение – образование и воспитание подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Муртазина Ляля Раисовна, Ханипова Ильнара Ильдусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“National Women’s Issue”: Introduction

The article opens a special issue of the journal “Historical Ethnology”, dedicated to the Tatar woman. Its authors, who acted as compilers and scientific editors of the issue, substantiate the research focus, chronology and source base of the published materials. The emphasis on Tatar women as an object of a special study is explained by their active social and professional stand during the period of the Russian Empire and the USSR. The coverage of these two historical periods made it possible to identify the ethnospecific logic of integrating Tatar women into large-scale political and social phenomena. The bulk of the articles included in the issue are accompanied by the publication of materials from state archives, ego-documents, literary works, articles from Tatar newspapers and magazines of the pre-revolutionary period, inaccessible to most researchers. Their introduction into scientific circulation, according to the authors of the introductory article, strengthens the possibilities of a diachronic approach to the analysis of the ethnosocial field from a historical perspective. Giving a brief overview of the articles in the issue, the authors of the introduction come to the conclusion that in the era of bourgeois reforms, along with the traditional care for family and children for women, her role in the society is strengthening; her desire for education and educational activities is intensifying. With the advent of the Soviet system, which proclaimed gender equality of the sexes, the burden on women increases both in their personal life and in the public sphere. At the same time, Tatar women retain their most important purpose – educating and bringing up the younger generation.

Текст научной работы на тему ««Национальный женский вопрос»: введение»

Специальная тема номера: ТАТАРСКАЯ ЖЕНЩИНА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР

УДК 94(470)

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ ВОПРОС»: ВВЕДЕНИЕ Л.Р. Муртазина

Институт истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан Казань, Российская Федерация lyalyamur@mail.ru

И.И. Ханипова

Институт истории им.Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан Казань, Российская Федерация ihanipova@mail.ru

Статья открывает специальный номер журнала «Историческая этнология», посвященный татарской женщине. Ее авторы, выступившие составителями и научными редакторами номера, обосновывают исследовательский фокус, хронологию и источниковую базу публикуемых материалов. Акцент на женщинах-татарках, как объекте специального изучения, объясняется их активной общественной и профессиональной позицией в период российской империи и СССР. Охват этих двух исторических периодов позволил обозначить этноспецифическую логику встраивания татарских женщин в масштабные политико-социальные явления. Основная часть включенных в номер статей сопровождается публикацией недоступных для большинства исследователей материалов из государственных архивов, эго-документов, литературных произведений, статей татарских газет и журналов дореволюционного периода. Их введение в научный оборот, по мнению авторов вступительной статьи, усиливает возможности диахронного подхода к анализу этносоциального поля в исторической перспективе.

Давая краткий обзор статей номера, авторы введения приходят к заключению о том, что в эпоху буржуазных реформ, наряду с традиционной для женщины заботой о семье и детях, происходит усиление ее роли в социуме, активизируется ее стремление к образованию, просветительской деятельности. С приходом советского строя, провозгласившего равенство полов, нагрузка на женщину возрастает и в личной жизни, и в общественной сфере. Вместе с тем женщины-татарки сохраняют свое важнейшее предназначение - образование и воспитание подрастающего поколения.

© Муртазина Л.Р., Ханипова И.И., 2024

Ключевые слова: женщина, татарка, диахронный подход, документы, просвещение, воспитание, национальная идентичность.

Для цитирования: Муртазина Л.Р., Ханипова И.И. «Национальный женский вопрос»: введение // Историческая этнология. 2024. Т. 9. № 1. С. 10-16. Б01: 10.22378yhe.2024-9-1.10-16

В 2023 году в редакцию журнала «Историческая этнология» начали поступать статьи о татарских женщинах. Их авторов объединяло стремление понять не просто место женщины в исторических процессах, но и выявить значение в них национального фактора, т.е. этноспецифическую логику встраивания женщины в масштабные политико-социальные явления. Часть статьей объединяла хронология - рубеж Х1Х-ХХ вв. Действительно, это было время общественной и профессиональной активности женщин-татарок. Они начинают отстаивать свои права, стремятся получить хорошее образование, встают на защиту родного языка и ислама, их интересует развитие татарского народа и страны. Татарские женщины открывают школы, гимназии для девочек, организовывают педагогические курсы для подготовки учителей, выезжают в разные регионы и страны для обмена педагогическим опытом, распространения высокой культуры, с просветительскими задачами. Им не было безразлично, что происходит вокруг них, женщины-татарки активно включаются в буржуазные реформы российской империи. Вопросы обучения женщин, предоставления им широких возможностей для повышения образовательного и культурного уровня, их включения в орбиту политических и социальных преобразований рассматриваются в татарском обществе этого времени как приоритетное направление и условие прогресса татарской нации.

Смена исторических эпох в результате революции 1917 г. привела к кардинальному пересмотру статуса и социальных ролей женщины. Как это происходило среди татарских женщин - вопрос, на который ищут ответ авторы второй части номера. Они сосредотачиваются на анализе трансформации ее важнейшего предназначения - обучения и воспитания подрастающего поколения.

Предлагаемый номер отличается тем, что продвигаемый редакцией журнала «Историческая этнология» диахронный подход к изучению этносоциального поля используется в нем путем публикации источников - материалов из государственных архивов, эго-документов, литературных произведений, статей татарских газет и журналов дореволюционного периода. Предлагаемый акцент на них расширяет научно-аналитические возможности осмысления этносоциальных процессов, поскольку многие публикуемые источники весьма труднодоступны для ученых из-за языка изложения (написаны на татарском языке, а газетные статьи с помощью арабской графики) и закрытости (хранятся в семейных или зарубежных архивах).

Остановимся подробнее на представляемых статьях.

Номер открывает концептуальная статья Эльмиры Салаховой. Исследовательница рассматривает одну из актуальнейших проблем, волновавших татарское общество начала ХХ в. - обновление национальной идентичности татар. В это время вопрос «Кто мы?» ставился на страницах татарской периодической печати. Ответ на него искала не только мужская часть народа, но и женщины, которых традиционное общество привыкло видеть лишь как матерей и воспитателей будущих поколений. Однако на деле женщины-татарки, как и их мужья, интересовались проблемами национальной идентичности татар, им было важно, кем в будущем будут считать себя их дети и внуки. Татарские женщины активно участвуют в дискуссиях о самоназвании татарского народа, делятся своим видением понятий «нация» и «национальное». Эльмира Салахо-ва, изучив публикации татарских газет и журналов начала ХХ в., приходит к выводу о том, что татарская женщина выступала защитником этнонима «татары» и определяла приоритетные направления развития национальной идентичности. В числе них физическое здоровье и духовность, основными элементами которой, по мнению татарских женщин начала ХХ в., является просвещение и воспитание. Автор статьи подчеркивает значимость для женщин-татарок родного языка и религии как оснований развития татарской нации. На осмыслении роли женщины в этот же период сосредотачивается Ляля Муртазина. Она анализирует статью представительницы татарской эмиграции, педагога и журналистки Рукии Мухаммадиш, вышедшей в газете «Милли байрак» в 1936 г. Ляля Муртазина подчеркивает, что для Р. Мухаммадиш важнее всего была роль женщины как матери, бабушки, устазбики1, учителя и воспитателя, будущее нации связывалось ею с просвещенной женщиной. Статья Р. Мухаммадиш имеет большое значение, поскольку раскрывает интересы и мечты татарских женщин, находившихся в эмиграции, о татарском народе и его будущем.

В отличии Эльмиры Салаховой и Ляли Муртазиной, показывающих интеллектуальные дискуссии внутри татарского женского общества, Милеуша Хабутдинова проблематизирует вопрос о представлениях татарских мужчин-интеллектуалов в отношении женщины. Исследовательница обращается к творчеству классика татарской литературы Наки Исанбета. Акцентируя внимание на просветительском идеале женщины-«матери нации», господствующем в произведениях писателя, М. Хабутдинова подчеркивает, что многие женские портреты написаны с реальных татарок-современниц, внесших весомый вклад в развитие культуры, образования и ставших неотъемлемой частью истории татарского народа. Она убедительно показывает, как менялось видение женщины Н. Исанбетом на разных этапах его творчества. М. Хабутдинова ставит методологически важный, перспективный вопрос о типологии национальных женских

1 Остазбика (устазбика) - вероучительница приходской школы.

образов, который, на наш взгляд, касается не только литературного наследия писателя, но и требует рассмотрения в более широком контексте и с привлечением разных источников.

Отдельная рубрика номера посвящена участию татарских женщин в просвещении и образовании. Ее открывает статья Тамины Биктимировой. В этой информативной работе представлены сведения о татарских девушках, обучавшихся в дореволюционный период на высших курсах и в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга, Москвы, Казани. Исследовательница раскрывает образовательные интересы татарских девушек, показывает их общественную деятельность и дальнейшую судьбу на профессиональном поприще. Вклад татарских женщин-педагогов в становление и развитие национального (татарского) образования анализирует Алсу Зиннатуллина на примере Багбустан Мук-миновой - одной из первых татарок, получившей в 1913 г. свидетельство учительницы после сдачи специальных экзаменов в Оренбургском Мусульманском Духовном Собрании и благодаря которой в 1908 г. открывается первая новоме-тодная школа «Школа Багбустан». Деятельную позицию просветительницы Алсу Зиннатуллина показывает путем исследования документов о поездке Б. Мукминовой в Турцию, во время которой она изучает практики преподавания в турецких учебных заведениях, присутствует на экзаменах, анализирует общественную жизнь турецких женщин. В Стамбуле Б. Мукминова принимает участие в работе турецкого Парламента и выступает с речью перед местными депутатами.

«Личностный подход» продолжает статья Альфии Галлямовой и Ильна-ры Ханиповой, в которой представлены результаты анализа документов - анкеты и карточки-формуляра Сары Шакуловой (первой татарской женщины-математика), заполненных в период ее работы в Наркомате Просвещения РСФСР. Авторы статьи обращают внимание на исторические процессы, в которых разворачивалась педагогическая деятельность С. Шакуловой в начале ХХ в., на сложный период становления советской власти. Внедрение новой, советской рамки общественных отношений потребовало от татарских женщин адаптации к ним в самых разных формах. Часть из них становится активистками татарского женского движения 1920-х гг. Об этом пишет Лилия Габдрафи-кова, касаясь жизненного пути мугаллимок2 и девушек, мечтавших стать учительницами в начале ХХ столетия. Весьма ценным в статье Лилии Габдрафико-вой видится использованный методологический подход - обращение к автобиографиям Кояш Валитовой, Зухры Баимбетовой, Былбыл Ильясовой, Бибифаты-мы Алабердиной и Зейнаб Башировой, написанным ими в 1960-х гг. Выявление, сравнение способов и смыслов самопрезентаций в эго-документах позволило исследовательнице уловить неоднозначность происходивших процессов,

2

Мугаллима - учительница.

микширование татарскими учительницами фактов личной и профессиональной жизни в соответствии с идеологическими установками. О том, как разворачивалась деятельность татарских женщин - просветителей и педагогов в советское время пишет Джумадурды Аннаоразов. Исследователь анализирует состояние национального образования в первые годы советской власти, вклад татарских женщин в просвещение туркменского народа. Особое внимание уделяется становлению системы подготовки национальных педагогических кадров и роли татарских женщин в ней. Джумадурды Аннаоразов представляет известного в Туркменистане педагога, высококвалифицированного специалиста по истории средних веков, автора школьных и вузовских учебников, члена татарской династии педагогов - Гульнар Джанбековну Карлы.

Третья рубрика номера объединяет статьи, авторы которых раскрывают деятельность татарских женщин вне исторической родины в различных сферах. Дилфуза Насретдинова, размышляя над историей возникновения театрального искусства на территории Туркестана на рубеже Х1Х-ХХ вв., рассматривает деятельность татарских театральных групп, выезжавших на гастроли в Среднюю Азию. Автор высоко оценивает роль татарских актрис - С. Гизатуллиной-Волжской, Ф. Кудашевой, Ф. Ильской - в становлении национального театра в Туркестане. Она показывает значение татарок - З. Сафаровой, Р. Тагировой, М. Ваисовой - для просвещения населения г. Хивы. Тему роли татар в истории Турции, и женщин в частности, развивает Миляуша Гайнанова. Исследовательница анализирует письмо Рабиги Арат - жены известного татарского ученого-тюрколога Рашита Рахмати Арата, адресованного супругу. Документ ценен тем, что в нем содержится информация о жизни семьи Арат и сведения о татарских эмигрантах в Турции 30-х гг. ХХ в. Анализ источника позволил Ми-ляуше Гайнановой раскрыть сложную личную ситуацию Рабиги Арат, получившей высшее образование в Германии, но оказавшейся невостребованной в Турции. Рабига ханум выбирает путь служения семье.

Органичным дополнением номера стала рецензия Айдара Хайрутдинова на книгу турецкого исследователя Адильхан Адильоглу, название которой звучит как «Проблема прав и свобод женщин в литературе казанских татар в период джадидизма».

Авторы, составители и научные редакторы номера стремились показать социальную жизнь татарской женщины и сложные, масштабные, нередко противоречивые исторические процессы, влиявшие на ее судьбу, профессиональное и личное самоопределение. Надеемся, что мы смогли убедить читателей в этом, что дореволюционное время, первые десятилетия советской власти и в целом советская эпоха рассматривались татарскими женщинами сквозь призму национального и специфического гендерного взгляда.

Сведения об авторах:

Муртазина Ляля Раисовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра истории и теории национального образования, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7 А, Казань, Российская Федерация); lyalyamur@mail.ru

Ханипова Ильнара Ильдусовна, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник, заведующий отделом новейшей истории, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7 А, Казань, Российская Федерация); ihanipova@mail.ru

Поступила 01.02.2024 Принята к публикации 19.02.2024

Special topic of the issue: THE TATAR WOMAN IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN EMPIRE AND USSR

"NATIONAL WOMEN'S ISSUE": INTRODUCTION L.R. Murtazina

Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences

Kazan, Russian Federation

lyalyamur@mail.ru

I.I. Khanipova

Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences

Kazan, Russian Federation

ihanipova@mail.ru

The article opens a special issue of the journal "Historical Ethnology", dedicated to the Tatar woman. Its authors, who acted as compilers and scientific editors of the issue, substantiate the research focus, chronology and source base of the published materials. The emphasis on Tatar women as an object of a special study is explained by their active social and professional stand during the period of the Russian Empire and the USSR. The coverage of these two historical periods made it possible to identify the ethnospecific logic of integrating Tatar women into large-scale political and social phenomena. The bulk of the articles included in the issue are accompanied by the publication of materials from state archives, ego-documents, literary works, articles from Tatar newspapers and magazines of the pre-revolutionary period, inaccessible to most researchers. Their introduction into scientific circulation, according to the authors of the introductory article, strengthens the possibilities of a diachronic approach to the analysis of the ethnosocial field from a historical perspective.

Giving a brief overview of the articles in the issue, the authors of the introduction come to the conclusion that in the era of bourgeois reforms, along with the traditional care for family and children for women, her role in the society is strengthening; her desire for education and educational activities is intensifying. With the advent of the Soviet system, which proclaimed gender equality of the sexes, the burden on women increases both in their personal life and in the public sphere. At the same time, Tatar women retain their most important purpose - educating and bringing up the younger generation.

Keywords: woman, Tatar, diachronic approach, documents, education, upbringing, national identity.

For citation: Murtazina L.R., Khanipova I.I. (2024) "National Women's Issue": Introduction. Istoricheskaya etnologiya [Historical Ethnology]. Vol. 9. No. 1: 10-16. DOI: 10.22378/he.2024-9-1.10-16 (In Russ.)

About the authors:

Lyalya R. Murtazina is a Cand. Sc. (Pedagogy), Leading Research Fellow at the Center of History and Theory of National Education, Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (7A Baturin St., Kazan 420111, Russian Federation); lyalyamur@mail.ru

Ilnara I. Khanipova is a Cand. Sc. (History), Associate Professor, Senior Research Fellow, Head of the Department of Contemporary History, Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (7A Baturin St., Kazan 420111, Russian Federation); ihanipova@mail.ru

Received February 1, 2024 Accepted for publication February 19, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.