Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ КАФЕДРЫ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ И ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕРЕДИНЫ 1940-Х - 1950-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)'

СОЗДАНИЕ КАФЕДРЫ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ И ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕРЕДИНЫ 1940-Х - 1950-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / КГУ / ОТДЕЛЕНИЕ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ / ТАТАРСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ханипова Ильнара Ильдусовна

В статье проанализированы документальные материалы Государственного архива Республики Татарстан, связанные с историей становления и деятельности кафедры/отделения татарского языка и литературы Казанского университета с середины 1940-х - 1950-е гг. Изучение протоколов кафедры позволило выявить состав преподавателей, основные направления ее работы в первые послевоенные годы, материально-техническое оснащение и особенности организации учебного процесса. Сделан вывод, что деятельность отделения татарской филологии внесла весомый вклад в определение дальнейших путей развития татарского филологического образования, продемонстрировала значимость сохранения языка для культуры татарского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF TATAR LANGUAGE AND LITERATURE DEPARTMENT AT KAZAN STATE UNIVERSITY AND ITS ACTIVITIES IN THE MIDDLE OF 1940S - 1950S (BASED ON THE MATERIALS FROM THE STATE ARCHIVES OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

The article analyzes the documentary materials of the Republic of Tatarstan State Archives on the history of the formation and activities of Kazan University’s Tatar Language and Literature Department in the middle of 1940s - 1950s. The study of the protocols of the department provided an opportunity to identify the academic staff, the main directions of the department's work in the first post-war years, the material and technical equipment and the specifics of organizing the educational process. It was concluded that the activities of the Department of Tatar Philology made a significant contribution to the determination of further ways of developing Tatar philological education and demonstrated the importance of preserving the language for the culture of Tatar people.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ КАФЕДРЫ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ И ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕРЕДИНЫ 1940-Х - 1950-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)»

УДК 94 (470.41)

СОЗДАНИЕ КАФЕДРЫ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

И ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕРЕДИНЫ 1940-х - 1950-е ГОДЫ (по материалам Государственного архива

Республики Татарстан)

И.И. Ханипова

Институт истории им. Ш. Марджани

Академии наук Республики Татарстан

Казань, Российская Федерация

ihanipova@mail.ru

В статье проанализированы документальные материалы Государственного архива Республики Татарстан, связанные с историей становления и деятельности кафедры/отделения татарского языка и литературы Казанского университета с середины 1940-х - 1950-е гг. Изучение протоколов кафедры позволило выявить состав преподавателей, основные направления ее работы в первые послевоенные годы, материально-техническое оснащение и особенности организации учебного процесса. Сделан вывод, что деятельность отделения татарской филологии внесла весомый вклад в определение дальнейших путей развития татарского филологического образования, продемонстрировала значимость сохранения языка для культуры татарского народа.

Ключевые слова: национальные кадры, КГУ, отделение татарского языка и литературы, татарская филология, государственная политика в области национального образования

Для цитирования: Ханипова И.И. Создание кафедры татарского языка и литературы в Казанском государственном университете и ее деятельность с середины 1940-х - 1950-е гг. (по материалам Государственного архива Республики Татарстан) // Историческая этнология. 2021. Т. 6, №2. С. 231-242. https://doi.org/10.22378/he.2021-6-2.231-242

В фонде «Казанский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина Министерства высшего и среднего специального образования СССР» Государственного архива Республики Татарстан отложились материалы, свидетельствующие о начальном периоде деятельности кафедры/отделения татарского языка и литературы Казанского государственного университета. В отличие от документации других кафедр историко-филологического фа-

культета КГУ, представленных ежегодными протоколами, отчетами, планами научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы кафедр, программами спецкурсов и спецсеминаров, стенограмм лекций и т. п., документация кафедры татарского языка и литературы первого десятилетия, к сожалению, неполная. Материалов о первом пятилетии работы кафедры практически не сохранилось.

В основном в делах преобладали материалы планового характера. Например, после плана работы кафедры татарского языка на 1945-1946 г. (Д. 42), следующими документами по кафедре, хранящимися в описи фонда, являются протоколы, учебные программы (Д. 166-167), планы работы (Д. 226-228). Они уже датируются 1950-1951 учебным годом. С этого времени и началась ежегодная подробная документация - планы научно-исследовательских работ, научных экспедиций кафедры, годовые отчеты и т. п.

Отделение татарского языка и литературы было открыто на историко-филологическом факультете Казанского университета осенью 1944 г. (Ту-машева 1996). Приказом 4 «Б» Всесоюзный Комитет по делам высшей школы при СНК СССР от 24 апреля 1944 г. «Об организации кафедры татарского языка и литературы при Казанском Государственном университете им. В.И. Ульянова-Ленина» был утвержден штат кафедры из 4 единиц - заведующий кафедрой (профессор), доцент кафедры, ассистент и лаборант (Тумашева 1996: 216). Р.Р. Замалетдинов и М.М. Хабутдинова. Специалисты, подробно изучившие документы личного характера - воспоминания, дневники, письма преподавателей и студентов первых наборов отделения татарского языка и литературы, отмечали, что «известие о создании отделения татарского языка и литературы в Казанском университете вызвало небывалый подъем в среде татарского народа». Сам факт существования татарского отделения, несмотря на материальные трудности времени и некоторые организационные проблемы, вызвал чувство гордости у первых студентов, будущих деятелей татарстанской науки и культуры (Замалетдинов, Хабутдинова 2018: 103-105).

Отчитываясь о работе кафедр историко-филологического факультета за 1943-1944 учебный год, декан факультета А.Н. Вознесенский отмечал, что сотрудники факультета неоднократно обсуждали вопрос, связанный с организацией двух новых отделений - отделения классической филологии и отделения татарского языка и литературы. В этой связи ставилась задача не только восстановления работы кабинетов истории, литературы и языкознания, но и подбора кадров для отделения татарского языка и литературы (ГА РТ Д. 32: Л. 9об., 10 об.). На кадровый голод как на одну из главных проблем первых лет деятельности отделения татарского языка и литературы справедливо указывали казанские исследователи Р.Р. Замалетдинов и М.М. Хабутдинова (Замалетдинов, Хабутдинова 2018: 109).

После обсуждения на Ученом совете историко-филологического факультета 13 апреля 1945 г. на должность заведующего, а также доцента по кафедре татарского языка и литературы была избрана Р.А. Хакимова, ученица известного российского и советского ученого-востоковеда Н. Марра. Будучи прекрасным организатором, Рабига Афзаловна сумела наладить и рабочий, и творческий процесс. Уже на заседании Ученого совета ист-филфака 27 июня 1945 г., докладывая о работе за отчетный период и указывая на трудности в работе - затруднения с подбором штата и составом преподавателей во время формирования педагогического коллектива, текучесть студенческого состава, отсутствие программ и учебных планов, Р.А. Хакимова отмечала, что к этому моменту многие проблемы начали разрешаться. К примеру, произошло укрепление кафедры.

Направление научно-исследовательской работы кафедры татарского языка и литературы на 1945-1946 учебный год определялось задачами пятилетнего плана НИР. Доцент Р.А. Хакимова планировала продолжить изучение языка произведений Ш. Марджани и Мусы-Акъегет-Задэ -предшественников Г. Тукая, жизнедеятельности Г. Тукая. Старший преподаватель С. Бикбулатов занялся анализом словаря Махмуда Кашгари. Доценты Ш.А. Рамазанов и Л.З. Залялетдинов, старший преподаватель Б. Яфаров готовили доклады для литературного кружка (ГА РТ Д. 42: Л. 1). По предложению Ученого совета членами кафедры была составлена записка «Об организации подготовительных курсов для татар для дальнейших приемов», а в качестве меры обеспечения нового приема на татарское отделение и в целях поднятия интереса к татарскому отделению университета - организованы лекции по вопросам татарской культуры (ГА РТ Д. 29: Л. 23об.).

На 1950-1951 учебный год кафедрой татарского языка и литературы были разработаны учебные программы по татарскому народному творчеству, татарской литературе Х1Х в., татарской советской литературе, методике преподавания литературы (ГА РТ Д. 167: Л. 1-51; ГА РТ Д. 168: Л. 145]. В них подчеркивалось отсутствие курсов татарской литературы в учебных планах татарских школ (мектебе и медресе) вплоть до начала ХХ в. (ГА РТ Д. 167: Л. 1). Сотрудники кафедры трудились над созданием курса истории татарской литературы, в том числе советского периода, изучая творчество Шакира Мухаметова, Гумера Баширова, занимались разработкой проблем татарского языка и его истории, исторической грамматики (ГА РТ Д. 228: Л. 5). Тексты, с которыми работали филологи тех времен, очень важны для современных историков, занимающихся проблемами советского периода. Так, в учебных программах по татарскому народному творчеству анализировались дореволюционное устное народное творчество рабочих фабрик и заводов, сказки и сказы рабочих, реализм и специфика народных произведений. Рассматривалось отражение в песнях

и баитах, фабрично-заводских песнях - частушках - специфики труда, условий труда и эксплуатация рабочих (шахта жыры). Еще одна немаловажная задача, решавшаяся кафедрой в 1950-е гг. - собрание татарского советского народного творчества эпохи восстановления народного хозяйства - песни и частушки о новостройках, сельском хозяйстве, индустриализации и коллективизации, о борьбе с врагами народа («Мирсаит бэете», «Гаптиева бэете», «Серно-кислотный цех бэете», «Комсомолец Рэхи бэете»), сохранение массовых песен времен Великой Отечественной войны - («Юксыну») (ГА РТ Д. 168: Л. 5, 6).

Существенно тормозило научно-исследовательскую работу, в том числе со студентами, отсутствие должной материальной базы - кабинета татарского языка и литературы, имевшихся у других кафедр. Небольшим по объему был и книжный фонд кафедры, кабинет был обеспечен только теми изданиями книг и журналов, какие вышли из печати за период ее существования (т. е. за 5-6 лет). Отсутствовали наглядные пособия, крайне необходимые для учебного процесса. Помещение, выделенное под кафедру, было тесным, неудобным для научно-исследовательской работы коллектива и самостоятельной работы студентов. Со временем материальное оснащение кафедры постепенно улучшалось - появились пишущие машинки с арабо-персидской литературой, множительные аппараты, фотолаборатория и т.п. (Замалетдинов, Хабутдинова 2018: 109).

В начале 1950-х гг. большое внимание в университетской среде уделялось вопросам языкознания. Опубликованная статья И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» вызвала массовую, безусловно инициированную, реакцию научного сообщества (Сессия отделений общественных наук 1951), оказав свое влияние и на деятельность кафедры /отделения татарского языка и литературы. Выполнение приказа Министерства высшего образования СССР № 1332 от 7 августа 1951 г. «О мерах по дальнейшему улучшению учебной и научной работы в области языкознания» строго контролировалось Главным управлением университетов. Уже к 25 января 1952 г. требовался отчет о проведенных в соответствии с приказом мероприятиях (ГА РТ Д. 237: Л. 46).

Об активной «перестройке» работы языковедческих кафедр историко-филологического факультета Казанского государственного университета после выхода в свет указанной работы И.В. Сталина свидетельствуют многочисленные партийные собрания университета, посвященные вопросам организации НИР в новых условиях, пересмотр учебных планов и программ, критика работы лингвистических кафедр на основе учения Н.Я. Марра, принятие мер по устранению недостатков и ошибок в преподавании вплоть до стенографирования читаемых лекций (ГА РТ Д. 238: Л. 118-125, 119, 121, 126). Пересматривалась и заново утверждалась тематика научных, диссертационных и студенческих работ по кафедрам рус-

ского языка и татарского языка и литературы. Так, доцент Я.Х. Агишев вынужден был изменить свою исследовательскую тему. Он начал работать над темой «Творчество Шакира Мухамедова». Кафедра татарского языка и литературы совместно со специалистами по татарскому языку и литературе из КГПИ и Казанского филиала АН СССР разработала новые программы по общим и специальным курсам татарского языка и литературы, утвержденные позднее Ученым советом истфилфака: «Введение в языкознание», «История татарского литературного языка», «Татарская диалектология», «Современный татарский язык», «Сопоставительная грамматика татарского и русского языка». Согласно пересмотренному плану НИР кафедра стала изучать языковые особенности татар-мишар. А в обязанность членов кафедр русского и татарского языка была возложена пропаганда учения И.В. Сталина среди учителей школ г. Казани и Татарской АССР (ГА РТ Д. 238: Л. 122, 124).

В докладной записке ректору Казанского государственного университета профессору Д.Я. Мартынову о выполнении приказа декан истфилфа-ка, доцент М.И. Абдрахманов отмечал, что на основе «гениального» труда И.В. Сталина прошла перестройка учебной и научной работы языковедческих и литературоведческих кафедр. Помимо общефакультетского теоретического семинара преподавателей, свои работы в свете сталинского труда скорректировали члены всех кафедр. Так, для семинара кафедрой татарского языка и литературы были разработаны доклады на темы: «Проблемы развития соцреализма в татарской литературе в свете трудов тов. Сталина о языкознании» (доц. Х.У. Усманов), «Демократические традиции татарской литературы в свете последних трудов И.В. Сталина по вопросам языкознания» (доц. Я.Х. Агишев), «Основа языка памятника Бул-гарского периода XIV в. Нахж эль Фарадис» в свете трудов тов. Сталина по вопросам языкознания» (асс. Ишмухаметов). Кафедрой были пересмотрены темы курсовых и дипломных работ в направлении тесной конкретно-исторической связи грамматического строя и основного словарного фонда, усиления и активизации работы по изучению процессов образования и развития языков народов СССР, разработки вопросов стилистики национального языка. Члены кафедры занялись исторической морфологией татарского языка (Л.З. Залялетдинов), вопросами законов внутреннего развития татарского языка в свете сталинского учения о языке (Л.И. Яфаров), акцентировали внимание на изучении творчества представителей татарской литературы досоветского и советского периодов (ГА РТ Д. 237: Л. 468, 49). К реализации указаний И.В. Сталина в работе «Марксизм и вопросы языкознания» были привязаны мероприятия кафедры, в том числе и составление программ по языковедческим предметам в 1950-1951 учебном году (ГА РТ Д. 138: Л. 12). Именно эта «излишняя идейно-политическая направленность» учебного процесса стала вызывать недо-

вольство у свободомыслящих представителей студенчества (Замалетдинов, Хабутдинова 2018: 104-105).

Тем не менее Пленум Казанского госкомитета ВКП(б) 26 февраля 1951 г., посвященный учебно-воспитательной и научной работе в Казанском университете, по-прежнему указал на недостатки в перестройке работы университета в свете трудов И.В. Сталина по вопросам языкознания. Указывалось на медленный темп перестройки членов кафедры русского языка под учение вождя, недостаточный уровень читаемых лекций, семинаров и практических занятий, недостаточное количество взаимопосещений, стенографируемых лекций, застенографированные же «обсуждаются без творческой дискуссии, развертывания большевистской критики и самокритики» (ГА РТ Д. 238: Л. 124, 125). Проверяющие отметили и медленный темп повышения научной квалификации членов кафедр русского и татарского языка, слабую обеспеченность языковедческих кафедр высококвалифицированными научно-преподавательским кадрами (обе кафедры возглавлялись на тот момент доцентами, а не профессорами).

Между тем, кафедра татарского языка и литературы росла численно и качественно. К сентябрю 1951 г. в ней под руководством заведующего Х.У. Усманова был укомплектован новый состав (2 доцента, 1 старший преподаватель, 1 ассистент, 4 аспиранта, 1 лаборант), что способствовало налаживанию учебного процесса, созданию новых курсов. В связи отсутствием учебников и учебных пособий по читаемым курсам татарского языка и татарской литературы кафедра поставила перед каждым преподавателем задачу написания конспектов лекций по наиболее важным разделам программ. В частности Х.У. Усманов писал о творчестве М. Гафури, Я.Х. Агишев - о писателе Шакире Мухамедове (ГА РТ Д. 226: Л. 43, 45).

В начале 1950-х гг. в состав кафедры татарского языка и литературы входили кандидат филологических наук Х.У. Усманов (заведующий кафедрой), доцент Я.Х. Агишев, доцент Л.З. Залялетдинов (Л. Заляй), ассистент Г. Ишмухаметов, старший преподаватель Л. И. Яфаров (занимался разработкой нового учебного курса по татарскому синтаксису) (ГА РТ Д. 238: Л. 11). Сотрудники занялись повышением научной квалификации, в 1951-1952 учебном году к кафедре были прикреплены 4 аспиранта -2 второго и 2 первого года обучения. По мере ее укрепления новыми кадрами в начале 1951-1952 учебного года вновь был поставлен вопрос об очередном пересмотре учебных программ по татарскому языку и литературе, который проводился с привлечением специалистов - научных работников научно-исследовательских учреждений и вузов ТАССР.

На деятельности кафедры татарского языка и литературы сказывались и т. н. политико-идеологические нападки на школьные учебники по литературе. В связи с выявленными в учебнике за 8 класс «серьезными ошибками в освещении истории татарской литературы дооктябрьского

периода», бюро Татобкома поставило перед литературоведами и языковедами совершенно новые вопросы по разработке проблем татарской литературы и языка. Кафедра была вынуждена переключиться на решение этих неотложных вопросов. В отчете кафедры о НИР за 1952 г. отмечалось: «В самом начале 1952 г. бюро Татобкома ВКП(б) вынесло решение об учебнике литературы для 8 класса татарских школ. Были вскрыты идеологические извращения в освещении истории татарской литературы. Кафедра вынуждена была заново пересмотреть учебные планы, программы по татарской литературе и языку. По вопросам истории и характеру татарского просветительства проведены дискуссии с привлечением научных работников филиала АН СССР, педагогического института и писателей республики (ГА РТ Д. 238: Л. 113). К написанию учебника были привлечены Х.У. Усманов и Я.Х. Агишев. Создание нового учебника стало важнейшим и чрезвычайно ответственным заданием и требовало большого напряжения в работе. Рукопись была запущена в производство лишь после неоднократного рецензирования, изучения специальной комиссией и обсуждения в Татобкоме ВКП(б) (ГА РТ Д. 238: Л. 10).

В середине 1950-х гг. кафедра татарского языка и литературы продолжала работу по двум основным направлениям - развитие критического реализма в дореволюционный и социалистического - в советской татарской литературе, и внутренние законы развития татарского языка (ГА РТ Д. 238: Л. 8), занималась созданием истории татарской литературы, подготовкой к печати учебных пособий (ГА РТ Д. 365: Л. 1). 29 ноября 1955 г. представители кафедры приняли участие в Заседании президиума Союза писателей ТАССР, где прошло обсуждение составленного А.К. Гиниятул-линой биобиблиографического справочника1 - первого опыта сводного пособия по советской татарской художественной литературе (ГА РТ Д. 398: Л. 15).

Проблемы, связанные с преподаванием татарского языка в средней школе, свертыванием татарских школ как в ТАССР, так и в районах традиционного проживания татар за ее пределами, сужением в целом сфер применения татарского языка, сказывались на состоянии учебного процесса школы высшей. Обсуждая итоги преподавания татарского языка на факультетах КГУ в мае 1959 г., преподаватели высказывали свои мнения, суждения о возникающих в образовательном процессе проблемах. А. Яхин, преподававший на почасовой основе на географическом факультете, отмечал, что основная группа студентов не знала татарского языка, в связи с чем поддержал предложение М. Закиева об организации специальных групп для мало владеющих языком. Ф. Ганиев, также преподававший

1 Речь идет о: Гиниятуллина А. Писатели советского Татарстана. Биобиблиографический справочник. Казань: Таткнигоиздат, 1957.

на геофаке, высказывал мнение о необходимости переиздания учебника М.Х. Курбангалеева для окончивших русские школы, изданного на латинской графике. Для студентов, закончивших татарские школы вместо занятий по татарскому языку, преподаватель предложил выделять время на изучение терминологии по специальности. М.Х. Хасанов, занимавшийся в группах истфака, отмечал, что у студентов нет общего представления о татарской литературе, т. к. абсолютное большинство среди них закончило русские школы и техникумы, отношение к языку у них плохое, плохо пишут и разговаривают, нет понимания грамматического строя татарской речи. Охватить общими мероприятиями знающих и незнающих язык достаточно сложно. Педагог поднял вопрос о создании кружка для русских студентов по изучению татарского языка, поскольку имелись желающие его глубоко изучать. Г. Мустафин, работавший на физмате, и Д. Тумашева отмечали, что в связи затруднениями с аудиториями в расписание ряда факультетов занятия по татарскому языку официально не включались. И это сказывалось на посещаемости (ГА РТ Д. 507: Л. 20, 20 об., 21-21об.). Интересно то, что студенты татарского отделения были востребованы в школах города. Так, характеризуя педагогическую практику завуч школы № 35 Х.Ф. Мухутдинов отмечал высокий уровень не только теоретической подготовки, но и воспитательной работы со школьниками и пионерами (ГА РТ Д. 3748: Л. 1).

На кафедре татарского языка и литературы на постоянной основе велась работа по повышению научного потенциала. К примеру, после успешного обсуждения на кафедре диссертации Дж. Д. Алмазова «Кыйса-и-Юсуф - болгарско-татарский памятник XIII века» 31 декабря 1958 г. было принято решение ходатайствовать об авторе перед ректоратом о его включении с 1 января 1959 г. на полную штат единицу. Успешно закончивший аспирантуру, знающий несколько восточных языков (арабский, персидский, тюркский), Дж.Д. Алмазов к тому же имел опыт работы в вузе. В состав кафедры на тот момент входили Х. Усманов, проф. Л. Залялет-динов, доценты Я. Агишев, М. Закиев, И.З. Нуруллин, канд. филол. наук З.М. Мазитов, У.Ш. Байчура, преподаватели М.Х. Хасанов, А.Ш. Афлету-нов, а также почасовики Ф. Ганиев, В. Хаков, А. Яхин, Дж. Алмазов, Г. Агдамова, Г. Мустафин (ГА РТ Д. 507: Л. 9-10, 20). Вместе с тем состояние научных исследований проблем национальной школы оставалось неудовлетворительным - не хватало аспирантов в области татарского языкознания, отсутствовали научные труды по методике преподавания родного и русского языков в татарской школе и др. [Галлямова и др. 2014: 246).

Большое внимание кафедра татарского языка и литературы уделяла экспедиционной работе. Летом 1955 г. была организована диалектологическая экспедиция по изучению диалектов татарского языка на территории Башкирской АССР (Чекмагушевский, Кандранский, Туймазинский, Буз-

дяковский, Благовороский, Кушнаренковский районы). Собранные материалы обрабатывались Г.Д. Тумашевой. На 1959 г. была запланирована научная экспедиция в Куйбышевскую область по сбору древних восточных рукописей, диалектологическая экспедиция в Омскую область (Усть-Ишимский, Татарский, Муромцевский и Колосовский районы) с целью изучения восточного диалекта татарского языка (ГА РТ Д. 552: Л. 2). По мнению преподавателей, положительно сказалось на научной и учебной работе отделения разделение кафедры на кафедру татарского языка и кафедру татарской литературы (Протокол № 3 от 30 августа 1960 г.) (ГА РТ Д. 552: Л. 5).

Утвержденный 16 сентября 1959 г. заместителем министра высшего и среднего специального образования СССР М.А. Прокофьевым (№241/УН) учебный план по специальности №2002 «Татарский язык и литература» с пятилетним сроком обучения позволял студентам татарского отделения получить квалификацию филолог - учитель татарского языка и литературы, или филолог - литературный работник; или филолог - библиотековед и библиограф. Согласно плану, перестраивались лингвистический, литературоведческий и журналистский циклы лекций. Среди предметов, связанных с татарской литературой и языком, числились современный татарский язык, диалектология, практическая стилистика татарского языка, история татарского языка и история татарской литературы, методика преподавания татарского языка и методика преподавания татарской литературы, татарское устное народное творчество, древнетюркский язык. В качестве факультативных дисциплин давались арабская литература, турецкий язык и история татарского театра (ГА РТ Д. 553: Л. 1-1об.). Лекции по истории татарской литературы, татарскому фольклору читались и на отделение журналистики (ГА РТ Д. 553: Л. 12об.).

При поиске тем для дипломных работ студентов кафедры татарского языка и литературы Казанского государственного университета обращалось внимание на тематику, отвечавшей «требованиям современности и практическим задачам культурного строительства в республике», установление научных связей студентов с студентами вузов Башкирии, Чувашии и др. (ГА РТ Д. 591: Л. 47, 48). История первых десятилетий деятельности кафедры демонстрировала не только ее вклад в развитие татарского языкознания и литературы, в создание научной школы в области изучения татарского языка (грамматическое, историческое и ономастическое направления), но и в исследования по истории литературы татарского народа.

ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

ГА РТ Д. 29 - Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 29.

ГА РТ Д. 32 - Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 32.

ГА РТ Д. 42 - Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 42.

ГА РТ Д. 138 - Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 138.

ГА РТ Д. 167 - Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 167.

ГА РТ Д. 168 - Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 168.

ГА РТ Д. 226 - Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 226.

ГА РТ Д. 228 - Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 228.

ГА РТ Д. 237 - Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 237.

ГА РТ Д. 238 - Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 238.

ГА РТ. Д. 507 - Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 507.

ГА РТ Д. 552 - Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 552.

ГА РТ Д. 553 - Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 553.

ГА РТ Д. 591 - Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 591.

Протоколы заседаний ученого совета факультета 11 мая 1944 г. - 27 июня 1945 г. // Архив КФУ. Приказы ректора по университету за 1944 г. Опубликовано: Тумашева Д.Г. Развитие татарского языкознания в Казанском университете (1944-1995) // Гасырлар авазы - Эхо веков. 1996. №1/2. С. 216.

Сессия отделений общественных наук Академии наук СССР, посвященная годовщине опубликования «гениального произведения И.В. Сталина» «Марксизм и вопросы языкознания»: сборник материалов. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Галлямова А.Г., Кабирова А.Ш., Иванов А. А. и др. История Татарстана и татарского народа. 1917-2013 гг.: учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014.

Замалетдинов Р.Р., Хабутдинова М.М. История создания отделения татарского языка и литературы в Казанском государственном университете в воспоминаниях преподавателей и первых студентов // Та1апса. 2018. №1(10). С. 91-113.

Тумашева Д. Г. Развитие татарского языкознания в Казанском университете (1944-1995) // Гасырлар авазы - Эхо веков. 1996. №1/2. С. 212-216.

Сведения об авторе: Ханипова Ильнара Ильдусовна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, и.о. заведующей отделом новейшей истории Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7 А, Казань, Российская Федерация); ihanipova@mail.ru

Поступила 8.11.2021 Принята к публикации 22.11.2021

Опубликована 29.11.2021

CREATION OF TATAR LANGUAGE AND LITERATURE DEPERTAMENT AT KAZAN STATE UNIVERSITY AND ITS ACTIVITIES IN THE MIDLLE OF 1940S - 1950S (BASED ON THE MATERIALS FROM THE STATE ARCHIVES OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

I.I. Khanipova

Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences

Kazan, Russian Federation

ihanipova@mail.ru

The article analyzes the documentary materials of the Republic of Tatarstan State Archives on the history of the formation and activities of Kazan University's Tatar Language and Literature Department in the middle of 1940s - 1950s. The study of the protocols of the department provided an opportunity to identify the academic staff, the main directions of the department's work in the first post-war years, the material and technical equipment and the specifics of organizing the educational process. It was concluded that the activities of the Department of Tatar Philology made a significant contribution to the determination of further ways of developing Tatar philological education and demonstrated the importance of preserving the language for the culture of Tatar people.

Keywords: national cadres, Kazan State University, Tatar language and literature department, Tatar philology, state policy in the field of national education

For citation: Khanipova I.I. Sozdanie kafedry tatarskogo yazyka i literatury v Kazanskom gosudarstvennom universitete i ee deyatel'nost' s ser. 1940-kh - 1950-e gg. (po materialam Gosudarstvennogo arkhiva Respubliki Tatarstan) [Creation of Tatar language and literature department at Kazan State University and its activities in the middle of 1940s - 1950s (based on the materials from the State Archives of the Republic of Tatarstan)]. Istoricheskaya etnologiya, 2021, vol. 6, no. 2, pp. 231-242. https://doi.org/10.22378/he.2021-6-2.231-242

Историческая этнология. 2021. Том 6, № 2 REFERENCES

Gallyamova A.G., Kabirova A.Sh., Ivanov A.A., Gaynetdinov R.B., Minnu-lin I.R., Almazova L.I. Istoriya Tatarstana i tatarskogo naroda. 1917-2013 gg. Ucheb. posobie [History of Tatarstan and the Tatar People. A study guide]. Kazan: Kazan University Publ., 2014, 436 p. (In Russian)

Tumasheva D.G. Razvitie tatarskogo yazykoznaniya v Kazanskom universitete (1944-1995) [The Development of Tatar Linguistics at Kazan University (1944-1995)]. Gasyrlar avazy - Ekho vekov, 1996, no. 1/2, pp. 212-216. (In Russian)

Zamaletdinov R.R., Khabutdinova M.M. Istoriya sozdaniya otdeleniya tatarskogo yazyka i literatury v Kazanskom gosudarstvennom universitete v vospominaniyakh prepodavateley i pervykh studentov [The Story behind the Tatar Language and Literature Department at Kazan State University in the Memoirs of Teachers and First Students]. Tatarica, 2018, no. 1(10), pp. 91-113. (In Russian)

About the author: Ilnara I. Khanipova, Cand. Sc. (History), Senior Research Fellow, Acting Head of the Department of Contemporary History, Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (7A Baturin St., Kazan 420111, Russian Federation); ihanipova@mail.ru

Received November 8, 2021 Accepted for publication November 22, 2021

Published November 29, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.