Научная статья на тему 'Национальный вопрос в творчестве В. С. Соловьёва. . . . '

Национальный вопрос в творчестве В. С. Соловьёва. . . . Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальный вопрос в творчестве В. С. Соловьёва. . . . »

жизнедеятельности необходимые для явления Царствия Божия совершенные формы. Через аскетику (то есть через запреты) исторически осуществляется культурное строительство человечества. Аскетика- необходимый инструмент качественного прогресса в самом обществе. Исторически, то есть изменяющимся качественным образом, происходит возрастание добра в человечестве как собирательном целом.

В заключение хотелось бы отметить, что удивительная цельность и нравственный акцент, соединяющий Добро и Истину в единое целое, превращают философию Соловьёва в тревожный голос совести человечества. Во всяком случае, этот голос призывает вникнуть глубже в проблематику исторического бытия человека.

Е.Б. ЕРИНА

Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ТВОРЧЕСТВЕ B.C. СОЛОВЬЁВА

Одним из важнейших вопросов в русской философии был вопрос об исторической судьбе России, о её месте в истории человечества, о значении и роли русского народа. Можно сказать, что само зарождение философии на русской, а затем и на российской земле обязано попыткам найти ответ именно на этот вопрос. Сначала это был митрополит Иларион, затем монах Филофей. Первые основные направления русской философии: славянофилы и западники - также связаны с решением этого вопроса. Не мог пройти мимо него и великий русский философ B.C. Соловьёв. В наши дни актуальность национального самоопределения и исторического предназначения не только не исчезла, но и стала еще более острой.

В двухтомнике B.C. Соловьёва, изданном в 1989 году, в самом начале так называемой перестройки, один том почти полностью посвящен национальному вопросу. Здесь решаются как общие вопросы о национальных отношениях, так и конкретные, относящиеся только к русскому народу или только к определен-

ному событию в его жизни. Необходимо отметить искреннюю боль и озабоченность философа проблемами русской народности, перспективами её дальнейшего развития. Для наших современников, живущих в таком «закрученном», противоречивом настоящем, мысли Соловьёва по сложным проблемам национального самоопределения, несомненно, представляют большой интерес. Этим и была вызвана попытка перечитать работы философа, жившего в конце позапрошлого века, попытаться понять их через призму нашего времени.

B.C. Соловьёв посвятил много работ развенчанию идеи национального эгоизма, призывал к борьбе с его проявлениями, считал, что его преодоление является основной задачей русского национального самосознания. Национальным эгоизмом русский философ называет такую политику, которая руководствуется национальными и государственными интересами осуществления богатства и внешнего могущества народа. Этими интересами оправдываются всяческие злодеяния, примеров чего можно привести великое множество как в XIX веке, так и в наше время.

Соловьёв называет два вида мотивов, которые приводят к такой политике: откровенные, пиратские, которые проявляются в виде грубого захвата чужих территорий, и «одухотворенные», понимаемые как культурное призвание данной нации приобщить завоеванные народы к цивилизации. И те и другие философ называет фантастическими, поскольку в полной мере они никогда и нигде не могут реализоваться.

Преодоление национального эгоизма B.C. Соловьёв связывает с необходимостью восстановления нравственного начала в политике. Он писал, что «полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века». Если отдельный человек в своих действиях руководствуется только требованиями выгоды и пренебрегает нравственностью, то он достоин осуждения. Однако государство, в своей политике руководствуясь интересами граждан, также не может исключать нравственность. Нельзя в качестве государственных, считает Соловьёв, представлять только низшие интересы людей. Существует и общий нравственный интерес, который тоже должен быть представлен в политике. Связь между общественной и индивидуальной нравственностью и безнравственно-

стью гораздо существеннее, чем это может показаться политикам. Осуществляя безнравственную политику, государство может получить в конечном счете безнравственность своих граждан. Какой же возможен выход?

Соловьёв говорит о том, что политика национального эгоизма основывается только на относительных принципах. В этом случае не существует критерия о том, что правильно, а что неправильно, что истинно, что ложно. Необходим критерий, т.е. некоторое абсолютное начало, абсолютный принцип. Такой принцип, по мнению Соловьёва, может быть найден только в христианстве, поскольку христианство, преодолевая национальную ограниченность, не упраздняет саму нацию. Христианство упраздняет, считает Соловьёв, только национализм, при этом сохраняется и истинный интерес, и истинное призвание каждого народа. «Христианский принцип обязанности, или нравственного служения, есть единственно состоятельный, единственно полный или совершенный принцип политической деятельности». Он является таковым, потому что одинаково призывает всех к делу всемирного спасения. Конечно, это точка зрения религиозного философа. Но невозможно не отметить актуальность такого призыва и в наши дни, даже, может быть, еще большую, чем во времена Соловьёва.

Обращаясь к теме русского народа, характеризуя его положительные и отрицательные стороны, Соловьёв предупреждает против ложного патриотизма. Разделительной чертой между истинным и ложным патриотизмом он называет противоречие между призывом, стремлением к лучшему для России и признанием того сомнительного факта, что Россия не только должна стать лучше, но и уже стала лучшей.

Безусловно, необходимо служить народу, но любить его и верить в него можно только в том случае, если сам народ является «носителем вселенской правды», а не стихийной силой, независимой от этой правды. Соловьёв писал, что слабость и беда славянофилов заключаются в непонимании этого различия.

Одной из самых ценных черт русского народа Соловьёв считает способность к самоотречению. В самые сложные периоды своей истории русские могли подавить свою гордыню и воспользоваться положительным опытом других народов, как это проявилось в обращении к варягам во время становления госу-

дарства, а также в деятельности Петра I , обратившегося к опыту Европы. Философ называет это качество высшим выражением национального достоинства, высшим проявлением национального духа и выражает надежду, что это качество поможет русскому народу выдержать самые жестокие проверки временем.

Многие из тех фактов, о которых рассуждал Соловьёв, остались в прошлом, достоянием истории стали также противоречия и конфликты того времени. Однако произведения русского философа содержат основные общечеловеческие принципы решения подобных проблем, лишенные национальной односторонности и ограниченности. Именно поэтому к его работам мы будем обращаться снова и снова.

A.B. ЛЕБЕДЕВА

Ивановский государственный энергетический университет

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ФИЛОСОФИИ B.C. СОЛОВЬЁВА

Тема национального вопроса была и остается актуальной во все исторические эпохи развития человечества. Вопрос о роли русского народа в процессе сохранения мира в целом, в преодолении противоречий между странами для наиболее рациональной и совершенной организации людей всегда волновал политиков, ученых, философов, религиозных деятелей, он является одним из важнейших вопросов современности.

В России наиболее глубоко этот вопрос был разработан известным философом Владимиром Сергеевичем Соловьёвым. Его взгляды на эту тему неоднократно анализировались многими русскими мыслителями XIX-XX вв. и продолжают волновать современных авторов.

Так, один из современников В.С.Соловьёва, E.H. Трубецкой в своем труде «Миросозерцание Вл.С.Соловьёва» дал обстоятельную характеристику всего творчества великого философа. Глубоко изучив его литературную деятельность, E.H. Трубецкой подверг резкой критике учение В.С.Соловьёва о национальном призвании России, ошибочно считая, что миссия Рос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.