Научная статья на тему 'Национальный вопрос в художественном мире Гаяза Исхаки и Кедра Митрея'

Национальный вопрос в художественном мире Гаяза Исхаки и Кедра Митрея Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
217
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / АССИМИЛЯЦИЯ / СУДЬБА НАЦИИ / ТРАДИЦИИ / РЕЛИГИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / KEYWORLDS: ETHNOS / ASSIMILATION / THE FATE OF THE NATION / TRADITIONS / RELIGION / THE HISTORICAL MEMORY / THE FOLK CREATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хакимова Василя Харисовна

Творчество татарского писателя Гияза Исхаки (1878–1954) и удмуртского писателя Кедра Митрея (1892–1949) привлекает внимание исследователей озабоченностью каждого из них судьбой своего этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national question in the art world of Gayaz Ishaki and Kedra Mitrey

The creation of the Tatar writer Gayaz Ishaki (1878–1954) and the Udmurt writer Kedra Mitrey (1892–1949) attracts researchers’ attention by the anxiety of each about the fate of their own ethnos.

Текст научной работы на тему «Национальный вопрос в художественном мире Гаяза Исхаки и Кедра Митрея»

Л И Т Е Р А Т У Р О В Е Д Е Н И Е УДК 82.09(=512.145)+(=511.131) В. Х. Хакимова

национальный вопрос в художественном мире гаяза исхаки и кедра митрея

Творчество татарского писателя Гияза Исхаки (1878-1954) и удмуртского писателя Кедра Митрея (1892-1949) привлекает внимание исследователей озабоченностью каждого из них судьбой своего этноса.

Ключевые слова: этнос, ассимиляция, судьба нации, традиции, религия, историческая память, народное творчество.

Книга «Инкыйраз» ясно обозначила место и роль Гаяза Исхаки в татарской литературе. Собратья по перу и критики признали за ним право занимать одно из самых почетных мест в негласной «табели о рангах» так называемой булгар-ской культуры. Джамал Валиди, Газиз Губайдуллин, Махмуд Галяу и др. в своих рецензиях на эту повесть, написанную в жанре антиутопии, высоко оценивают ее. Габдулла Тукай посвящает «Инкыйразу» стихотворение под названием «Кем ул?» («Кто он?», 1907). Любопытно, что подобная форма повествования - «через двести лет» - встретится затем в поэме «Летающий пролетарий» В. Маяковского и в романе «Выль дунне» («Новый мир») удмуртского прозаика Г. Медведева, который, правда, в отличие от Гаяза Исхаки, создаст утопию, а не антиутопию.

Исхаки написал «Инкыйраз» в 24 года, изобразив, как к 2104 г. на планете все татары ассимилируются и останется последний человек, говорящий на татарском языке. Финал повести символичен: герой гибнет под обломками старой мечети, ставшей как бы его мавзолеем. Для своего возраста автор обнаруживает довольно хорошее знание истории: главный герой его повести носит имя Джаг-фар. Так звали одного из булгарских правителей - Алмуша, бывшего маликом (государем) Булгарии в перв. четв. X в. (895-925). О том, что молодому Исхаки было известно, по крайней мере, о посольстве, прибывшем в Булгарию в 922 г. из Багдада, столицы Арабского халифата, свидетельствует также упоминание слова «бельгевар» (у Ибн Фадлана, автора «Записок» о посольстве 922 г., читается как «балтавар»). Оно предложено читателю как эквивалент «профессору»

_В. Х. Хакимова

(«бельгевар=белегевар» означает «имеющий знания»). Исхаки упоминает также имена других правителей Чингизидов: Улуга Мухаммеда (в дальнейшем он напечатает пьесу с одноименным названием) и Узбека, сыгравших немаловажную роль в истории татарского народа. Хорошо осведомлен Исхаки также о событиях более поздней истории (XIX - перв. годы XX вв.).

Хотя хронотоп утопии переносит нас в далекое будущее, автор поднимает острые нравственно-социальные проблемы, характерные для нач. XX в. В 5 пунктах перечислил Гаяз Исхаки причины, задерживающие полноценное общественно-историческое развитие татарской нации. В основной части «Гибели через двести лет» они расшифровываются обстоятельнее. Это - рабство, отсутствие приличных школ, бедственное положение основной массы населения, нежелание учиться у русских правителей. Изображенные в «Улуг Мухаммеде» исторические события и нравственный конфликт с русским князем Василием II - сюжетообразующие компоненты, питающие общественно-эстетическое воздействие драмы.

Роман «Дочь нищего» (1901-1908), состоящий из трех частей, повествует о жизненном возрождении девочки-сироты Сагадат как символическом возрождении нации после четырехвекового гнета. Как показывает Гаяз Исхаки, «воскресение» «новорожденной» Сагадат стало возможным лишь благодаря опоре на совесть и национальное чувство. Важно, что тяжелая судьба женщины была в центре внимания и Кедра Митрея, и других национальных писателей Волго-Камья.

Проникая в глубины народной жизни, Гаяз Исхаки направляет свое внимание и на явления, скрытые от взгляда простого человека. В центр художественного исследования он ставит вопрос о цели и смысле существования отдельной личности, и этому посвящен роман «Жизнь ли это?» (сам писатель называл его повестью). Писатель обращается здесь к душевной драме интеллигента, в котором пробуждается осознанная мысль о необходимости в корне изменить свою жизнь.

Кедра Митрей изучал историю по книге П. Луппова «Христианизация у вотяков в первой половине XIX века» (1911), по этнографическим трудам Г. Е. Верещагина «Вотяки Сосновского края» (1886), «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии» (1889) и др. По словам самого писателя, он использовал также архивную рукопись «Преподнесение адреса и наперстного креста своему пастырю прихожанами-инородцами, вотяками 1901 года», найденную в архиве библиотеки Вятки.

Кедра Митрей органично сочетает в своем творчестве романтизм и реализм. Тому примером является роман «Тяжкое иго» - книга о жизни удмуртских крестьян, находящихся под двойным гнетом: церковным и социальным. Роман интересен обилием юмора и сатирических сцен, образностью языка.

Тематически близка к этому роману драма Гаяза Исхаки «Зулейха». Основные конфликты драмы связаны с резким неприятием татарским народом насильственной христианизации. Своеобразие жизни татар показано через их национальную ментальность. Гаяз Исхаки опирается как на литературные национальные традиции, так и на татарский фольклор. При характеристике персонажей актуализируются мифологические образы, включаются пословицы, поговорки,

Национальный вопрос в художественном мире Гаяза Исхаки и Кедра Митрея_

используются и другие языковые средства. В драме «Зулейха» представлен традиционный сюжет татарской свадьбы. Так в кульминационных моментах действия он, как и Кедра Митрей, обращается к народному творчеству.

Анализируя трагический процесс христианизации удмуртов в романе Кедра Митрея, А. С. Измайлова-Зуева убедительно показывает драматические последствия такого рода «диалога» языческой и христианской культур.

Автор «Тяжкого ига» диалектичен: его герои принимают крещение в силу сложившихся обстоятельств. У них не хватает сил тягаться со сторонниками государственной религии. Но через церковно-приходскую школу они могут приобщиться к грамоте. Отсюда возникает явление двоеверия: для вида герои ходят в церковь, но молятся своему Инмару и духам предков. Главный герой Дангыр принял крещение, чтобы, обучившись у попа грамоте, прочитать предсмертное письмо погибшего в каторге отца. Из письма же он узнает, что жизнь отца сломалась из-за власть предержащих и что отец завещает ему не поддаваться «воронам», уничтожать их. В Дангыре возрастает ненависть к социальным и духовным угнетателям.

Писатель понимает больше, чем его герой. Он видит и противоречивость, и взаимосвязанность явлений общественной жизни: в церковно-приходской школе он усматривает способ духовного угнетения инородцев и уничтожения национальной культуры, но также и путь к расширению кругозора, к чтению книг и проникновению революционных идей, тем самым - выпускается «джинн из бутылки». Действиями своих героев он словно подтверждает предложение Фамусова из комедии «Горе от ума»: «Забрать все книги бы, да сжечь», - а ректор Казанского университета Магницкий предлагал закрыть университет, как источник свободомыслия и бунта.

В романе «Тяжкое иго» принцип фольклорной идеализации своеобразно замещает реалистическую типизацию. В многонациональной прозе 1920-х гг. главный герой осмыслялся не как индивидуальность, а как носитель совокупных черт характера, присущих народному герою.

А. С. Зуева полагает, что дело не только в том, что национальные писатели в 1920-е гг. еще не могли овладеть реалистической эстетикой в полной мере. Со ссылкой на В. Днепрова она отмечает, что идеализация как тип художественного обобщения была оправдана временем, соответствовала уровню сознания характера народа. В исторических романах 1920-х гг. ведущие герои, созданные по модели фольклорной типизации, выполняли также роль примера для подражания. В фольклоризованных образах героев писатели выражали веру в народные силы, способствовали пробуждению в читателях активного и действенного отношения к новой жизни.

Известно, что на подобную типизацию обратил внимание М. Горький, выступая на Первом Всесоюзном съезде писателей: «...если к смыслу извлечений из реального данного добавить - домыслить, по логике гипотезы, - желаемое, возможное, - и этим еще дополнить образ, - получим тот романтизм, который лежит в основе мифа и высоко полезен тем, что способствует возбуждению революционного отношения к действительности, - отношения, практически изменяющего мир». Такая форма типизации характерна и для ряда произведений Гаяза Исхаки.

_В. Х. Хакимова

Рассматривая субъектную организации удмуртского романа, критик-литературовед А. С. Зуева разграничила повествователя-современника и повествователя-историка. Знание Кедра Митреем исторических условий общественного развития, национальной политики царского правительства проступает в рассуждениях историка об организации волостных правлений, в истолковании им процесса христианизации. Повествователь-современник изображает историческое прошлое как происходящее настоящее. Дангыр - одинокий бунтарь, способный плыть против течения; он не отрекается от религии предков, от своего языческого имени: гордый и упрямый, как его отец, он не может простить унижений. Любитель уединяться, лиричный, безоружный перед любимой девушкой... Герой повести находит время любоваться просыпающейся природой, пристально вглядывается в детали явлений.

Функция повествователя как историка-этнографа помогает осмыслить прошлое и четче обозначить исторические и бытовые контуры эпохи. Вместе с тем это богатый по своей познавательной ценности материал, помогающий осветить сегодняшний день.

Принципиально важно, что две ипостаси повествователя мы наблюдаем и в «Инкыйразе» Гаяза Исхаки - историка и современника, с той лишь разницей, что историк у татарского писателя переносится не только в прошлое, но и в мрачное будущее.

Итак, жанр романа в молодых литературах имеет тенденцию к многогранному повествованию, к актуализации этнических проблем, к синтезу романтического и реалистического методов изображения действительности.

Важной особенностью повествователя-историка является то, отмечает А. Зуева, что он, как аналитик, умеет заглядывать в социальный «корень» характеров и событий, выявлять их причинно-следственные связи. Если повествователь-современник наблюдает за сценой открытия новой церкви «со стороны», не задумываясь о его подоплеке и последствиях, то историк разъясняет, за счет каких средств построен в селе храм, в других случаях сообщает о применении насильственных мер по искоренению народных верований: о разрушении культовых построек и вырубке священных рощ.

Таким образом, мы обнаруживаем озабоченность Гаяза Исхаки и Кедра Митрея судьбой своего этноса. Каждый в своей национальной литературе стал первопроходцем в разработке исторического жанра. Оба проявили знание исторической обстановки, умение сочетать в создании исторических персонажей разные способы типизации и индивидуализации. Оба писателя мастерски используют силу художественного слова, в том числе приемы сатирического изображения жизни. Их драматические произведения воздействуют на психологию читателя и побуждают к практическим действиям для духовного возрождения своего народа.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Измайлова-Зуева А. С. Тема язычества и христианства в романе // Опаленный подвиг батыра. Жизнь и творчество Кедра Мирея: Воспоминания, статьи, письма,

Национальный вопрос в художественном мире Гаяза Исхаки и Кедра Митрея_

посвящения и произведения Кедра Митрея / Сост. З. А. Богомолова. Ижевск: Удмуртия, 2003. 352 с.

2. Горький М. Собр. соч. В 30 т. Т. 23: Статьи, доклады, речи, приветствия. 19331936. М.: ГИХЛ, 1953. 588 с.

3. Измайлова-Зуева А. С. Одинокий путник (Раздумье. О творчестве классика) // Опаленный подвиг батыра. Жизнь и творчество Кедра Митрея / Сост. З. А. Богомолова. Ижевск: Удмуртия, 2003. 352 с.

Поступила в редакцию 18.04.2013

V. H. Hakimova

The national question in the art world of Gayaz Ishaki and Kedra Mitrey

The creation of the Tatar writer Gayaz Ishaki (1878-1954) and the Udmurt writer Kedra Mitrey (1892-1949) attracts researchers' attention by the anxiety of each about the fate of their own ethnos.

Keyworlds: ethnos, assimilation, the fate of the nation, traditions, religion, the historical memory, the folk creation.

Хакимова Василя Харисовна,

преподаватель высшей категории, БОУ СПО «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»

г. Ижевск E-mail: [email protected]

Hakimova Vasilya Harisovna,

Teacher of the highest category, The Republican Social-Pedagogical College

Izhevsk E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.