Научная статья на тему 'Роль г. Исхаки в татарской литературе начала ХХ века'

Роль г. Исхаки в татарской литературе начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1051
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LITERARY ACTIVITY / ГАЯЗ ИСХАКИ / GAYAZ ISHAKI / ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / CREATIVE HERITAGE / КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ / CRITICAL REALISM / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ARTWORK / ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / IDEOLOGICAL AND AESTHETIC DIRECTION / СТИЛЬ / STYLE / ЖАНР / GENRE / ОБРАЗ / ГЕРОЙ / HERO / ENLIGHTENMENT REA-LIZM / REGION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Якупова Гульзида Ханифовна

В статье описываются основные этапы творческого пути одного из известного на весь мир писателя и драматурга, публициста и общественного деятеля, выдающегося представителя татарского народа Гаяза Исхаки. На примерах его произведений показаны проблемы поднятые автором. Будучи самым ярким, выдающимся основоположником новой татарской литературы начала XX века, он острее всех чувствовал современные проблемы, показывал тесную взаимосвязь богатых народных традиций с современностью, в смутное время играл роль путеводной звезды для своего народа. В своих произведениях поднимал проблему смысла жизни, которые отличаются глубоким психологизмом, остротой проблематики, широким кругом философских проблем. Особо подчеркнута важная особенность творчества Г. Исхаки раскрытие образа татарской женщины, через которого он вносит новое социально-психологическое наполнение в эпические и драматургические жанры. Позиция писателя здесь заключается в том, что уровень развития общества наиболее верно отражает положение, которое в нем занимает женщина. Его тип женщин всенароден и главная составляющая его духовная красота. Утверждается, что Г. Исхаки основоположник критического реализма в татарской прозе. В его произведениях, написанных в духе критического реализма, изображаются гуманистические, общественные идеи, поиск героями жизненной правды в типичных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF G. ISHAKI IN THE TATAR LITERATURE OF THE EARLY TWENTIETH CENTURY

The article describes the main stages of the creative path of one of the world famous writer and playwright, publicist and public figure, an outstanding representative of the Tatar people Gayaz ishaki. The problems raised by the author are shown on the examples of his works. Being the brightest, outstanding founder of the new Tatar literature of the beginning of the XX century, he felt more acute modern problems, showed a close relationship of rich folk traditions with modernity, at a time played the role of a guiding star for his people. In his works he raised the problem of the meaning of life, which are characterized by deep psychology, acuteness of problems, a wide range of philosophical problems. The important feature of G. Ishaki's work is the disclosure of the image of the Tatar woman, through which he brings a new socio psychological content to the epic and dramatic genres. The position of the writer here is that the level of development of society most correctly reflects the position that it occupies a woman. The type of women nationwide and the main component of his inner beauty. G. Ishaki is said to be the founder of critical realism in Tatar prose. His works, written in the spirit of critical realism, depict humanistic and social ideas, and the search for true-to-life characters in typical situations.

Текст научной работы на тему «Роль г. Исхаки в татарской литературе начала ХХ века»

филологические науки -литературоведение

Якупова Гульзида Ханифовна РОЛЬ Г. ИСХАКИ В ТАТАРСКОЙ ...

УДК 82.09

РОЛЬ Г. ИСХАКИ В ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

© 2018

Якупова Гульзида Ханифовна, кандидат филологических наук, доцент Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана (420029, Россия, Казань, улица Сибирский тракт, 35, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье описываются основные этапы творческого пути одного из известного на весь мир писателя и драматурга, публициста и общественного деятеля, выдающегося представителя татарского народа - Гаяза Исхаки. На примерах его произведений показаны проблемы поднятые автором. Будучи самым ярким, выдающимся основоположником новой татарской литературы начала XX века, он острее всех чувствовал современные проблемы, показывал тесную взаимосвязь богатых народных традиций с современностью, в смутное время играл роль путеводной звезды для своего народа. В своих произведениях поднимал проблему смысла жизни, которые отличаются глубоким психологизмом, остротой проблематики, широким кругом философских проблем. Особо подчеркнута важная особенность творчества Г. Исхаки - раскрытие образа татарской женщины, через которого он вносит новое социально-психологическое наполнение в эпические и драматургические жанры. Позиция писателя здесь заключается в том, что уровень развития общества наиболее верно отражает положение, которое в нем занимает женщина. Его тип женщин - всенароден и главная составляющая его - духовная красота. Утверждается, что Г. Исхаки основоположник критического реализма в татарской прозе. В его произведениях, написанных в духе критического реализма, изображаются гуманистические, общественные идеи, поиск героями жизненной правды в типичных ситуациях.

Ключевые слова: литературная деятельность, Гаяз Исхаки, творческое наследие, просветительский реализм, критический реализм, художественное произведение, идейно-эстетическое направление, стиль, жанр, образ, герой.

THE ROLE OF G. ISHAKI IN THE TATAR LITERATURE OF THE EARLY TWENTIETH CENTURY

© 2018

Yakupova Gullzida Khanifovna, candidate of philological Sciences, associate Professor Kazan State Academy of Veterinary medicine named after N. Uh. Bauman (420029, Russia, Kazan, Sibirsky trakt street, 35, e-mail: [email protected])

Abstract. The article describes the main stages of the creative path of one of the world - famous writer and playwright, publicist and public figure, an outstanding representative of the Tatar people - Gayaz ishaki. The problems raised by the author are shown on the examples of his works. Being the brightest, outstanding founder of the new Tatar literature of the beginning of the XX century, he felt more acute modern problems, showed a close relationship of rich folk traditions with modernity, at a time played the role of a guiding star for his people. In his works he raised the problem of the meaning of life, which are characterized by deep psychology, acuteness of problems, a wide range of philosophical problems. The important feature of G. Ishaki's work is the disclosure of the image of the Tatar woman, through which he brings a new socio - psychological content to the epic and dramatic genres. The position of the writer here is that the level of development of society most correctly reflects the position that it occupies a woman. The type of women nationwide and the main component of his inner - beauty. G. Ishaki is said to be the founder of critical realism in Tatar prose. His works, written in the spirit of critical realism, depict humanistic and social ideas, and the search for true-to-life characters in typical situations.

Keywords: literary activity, Gayaz ishaki, creative heritage, enlightenment Rea-lizm, critical realism, artwork, ideological and aesthetic direction, style, genre, region, hero.

В истории татарской литературы жизнь и деятельность Гаяза Исхаки занимает особое неповторимое место. По творчеству писателя уже изданы достаточно много книг, монографий, написаны множество статей и зачищены кандидатских и докторских диссертаций, а также издаются многотомные собрания сочинений [1, с. 5].

В своих произведениях он описывал быт, нравы и обычаи татарского народа, борьбу против национального угнетения со стороны царского правительства. Он призывал народ к культуре, свободе, к борьбе против притеснений и несправедливости. И, конечно же, такие личности, которые активно жили и творили на благо своей нации, защищали ее интересы не могли смириться с Октябрьской революцией. Имя Г. Исхаки, который в 1919 году был вынужден покинуть родину, его творческое наследие, были преданы забвению, мало того, были совсем вычеркнуты из истории татарской литературы. И если его имя разрешалось упоминать, когда бы то ни было, то непременно с ненавистью и проклятиями.

С конца восьмидесятых годов XX века постепенно начинается борьба за возрождение незаслуженно забытого имени Исхаки, за возвращение на Родину его богатого творческого наследия. Большой вклад внесли в это благородное дело ученые-исследователи И. Нуруллин, М. Гайнутдинов, Х. Миннегулов, А. Сахапов, Р. Амирханов, Х. Шагбанова и другие.

Литературная деятельность Г. Исхаки начинается достаточно рано. Свое первое произведение «Счастье в знании или блаженная жизнь в образовании» он написал в 18-19 летнем возрасте.

Хотя и считается, что переход к просветительскому реализму в татарской литературе начинается с Мусы Акъегетзаде, Закира Бигиева, рассказ Г. Исхаки «Счастье

в знании или блаженная жизнь в образовании» уже вполне вписывается в его рамки. Следующие произведения - «Сын богача», «Девушка вышивальщица», «Жизнь с тремя женами» были такого же идейно-эстетического направления и являлись результатом становления определенного этапа в его творчестве. В этих произведениях писателя показано, что стремление к знаниям, учение помогают человеку в определении правильного жизненного пути, делают его жизнерадостным и счастливым. А безнравственность и невежество тянут человека на дно жизни. Таким образом, уже с первых литературных произведений писателя четко прослеживаются идеи просветительства. Поэтому можем утверждать, что творческий путь Гаяза Исхаки начинался с просветительского реализма.

С каждым новым произведением язык автора все ближе становится к народному, что проявляется в стремлении Г. Исхаки изображать жизнь без особых красок, реалистично. Развитие и совершенствование его творчества связано именно с умением реально описывать действительность. Активное использование «жесткой реальности» послужило основой возникновения его собственного стиля, направления. Эта тенденция в творчестве Г. Исхаки отчетливо прослеживается уже в произведениях 1899-1900. В этом ряду можно назвать: «Девушка вышивальщица», «Дочь нищего», «Сын богача» и другие повести и романы.

Уже на начальных этапах своего творчества Исхаки внес большой вклад в формирование татарской драматургии. В пьесе «Жизнь с тремя женами» он поднимает проблему равноправия, свободы женщин. Известный ученый - филолог Н. Ханзафаров писал: «Постановкой драмы Г. Исхаки «Жизнь с тремя женами» 21 апреля 1906 года в клубе Приказчиков, молодежь Уфы начала театральную жизнь. В истории татарского театра это первый официаль-

Yakupova Gullzida Khanifovna philological sciences -

THE ROLE OF G. ISHAKI ... literary criticism

ный спектакль» [2, с. 118].

В татарской литературе тема свободы, равноправия женщин одна из ведущих, традиционных тем. В просветительской литературе вопрос о духовно-нравственной свободе женщин, как известно, был поднят в начале XX века и освещался в общественно-национальном ракурсе. В татарской литературе того времени поднимались такие вопросы, как свобода и независимость женщины, ее протест против порабощения; свобода никаха и многоженство; равноправие женщины с мужчиной и её место в обществе [3, с. 128].

Г. Исхаки после «Жизнь с тремя женами» продолжал широко освещать эти проблемы весьма остро и решал по-новому, очень индивидуально. Такие произведения, как «Девушка вышивальщица» (1900), «Учительница» (1910), «Дочь нищего» (1901-1908) и др. тому свидетельства.

Характерной особенностью творчества Г. Исхаки явилось то, что, раскрывая образ татарской женщины, он внес принципиально новое социально-психологическое наполнение в эпические и драматургические жанры. Зная достижения мировой и русской литературы, используя их, он нашел свои национально-своеобразные способы реалистического изображения человеческой души и человеческого характера.

Образы женщин - одно из важных художественных достижений в творчестве Г. Исхаки. Зачастую в центре внимания повествователя стоит не герой, а героиня. Позиция писателя здесь заключается в том, что уровень развития общества наиболее верно отражает положение, которое в нем занимает женщина. Необходимо также отметить, что женские образы Исхаки не являются исключительными персонажами, они принадлежат к различным общественным слоям. Его тип женщин - всенароден и главная составляющая его - духовная красота. Замечательной, гуманистической особенностью романов, повестей, рассказов, пьес Г. Исхаки является то, что большинство их героинь -татарских женщин умеют противостоять влиянию реакционной среды, умеют сохранять благородство чувств, веру в идеал и цельность натуры.

Г. Исхаки также одним из первых в истории татарской литературы в полный голос заговорил о женской эмансипации, о семейном раскрепощении, а также о таких неприглядных сторонах жизни общества, как проституция, многоженство, существовавшие в то время. Именно он сумел создать такие яркие образы татарских девушек и женщин, как Сагадат («Нищенка»), Камар («Девушка вышивальщица»), Сорур («Плоды медресе»), Сагида («Остазбике»), Зулейха («Зулейха») и др., которые в совокупности отражают идеал женщины, формировавшийся в передовых слоях татарской общественности [4, с. 58].

Написанное в 1902 и изданное в 1904 году «Ике йоз ел-дан сон инкыйраз» («Исчезновение через 200 лет») - одно из самых известных произведений Г. Исхаки. Несмотря на то, что вот уже более ста лет со дня выхода этого произведения, многие мысли автора остаются актуальными и по сегодняшний день. В свое время «Исчезновение через 200 лет» было самым обсуждаемым произведением, как в литературных кругах, так и в общественно-политических собраниях. Широкий резонанс данного произведения в обществе объясняется тем, что автор описывает возможность исчезновения татар как нация. «... в России татары как нация стоят, словно перед обрывом» - пишет он в своем произведении.

Актуальность произведения в том, что национальный вопрос, поднятый писателями-просветителями в последней четверти XIX века, Г. Исхаки попытался связать с главными вопросами эпохи. В его произведении, изображающем жизнь татарского народа, рассматриваются проблемы развития нации, восстановления государственности татар. Исхаки, несмотря на свой юный возраст, достаточно смело рассуждает о проблемах татар, о предпосылках возможно приводящих к полному исчезновению нации так, что не каждый авторитетный литератор или общественный деятель того времени мог говорить вслух. Не случайно, имя Гаяза Исхаки в Советскую эпоху на долгие годы было пре-172

дано к забвению.

Великий татарский поэт Г. Тукай посвятил ряд стихотворений к выходу в свет «Исчезновения через 200 лет» и дал следующую оценку: «Он (Г. Исхаки) разбудил, поднял нашу нацию, научил ее публично выражать свои требования, объяснил, что такое исчезновение» [5. с. 53].

Ф. Амирхан, не менее известный татарский писатель, в своей автобиографии отмечал: «Исчезновение...» открыло мне глаза, изменило представление о многом на свете. В этом произведении жизнь татарского народа автор критикует беспощадно. Он оказал на меня неизгладимое впечатление» [6, с. 17].

В начале ХХ века в мировоззрении писателя происходит резкий поворот. В начале своего творческого пути и Г. Исхаки, следуя традициям литературы XIX века, поднимал вопросы учения, воспитания, свободы личности, свободы женщин. Получив в Учительской школе светские знания, углубив их путем систематического самообразования, освоив идейно-эстетические тенденции турецкой и русской литературы, писатель находит свой путь в литературе. В романе «Дочь попрошайки» («Телэнче кызы») это подтверждается конкретными жизненными ситуациями, в которых оказывается татарская женщина, живущая в крайней нищете, но не растерявшая человечность, доброжелательность, нравственные качества. Произведение «Дочь попрошайки» является поворотным от просветительского реализма к критическому реализму, то есть новому этапу в его творчестве. В произведениях, написанных в духе просветительского реализма, поднимаются нравственные, просветительские идеи, характерна условность. А в произведениях, написанных в духе критического реализма, изображаются гуманистические, общественные идеи, поиск героями жизненной правды в типичных ситуациях [7, с. 6].

Пьеса «Учитель», повести «Зиндан» («Острог»), «Солдат» (1906-1908) были написаны Г. Исхаки в революционные годы. Каждое написанное им произведение является новой вехой в татарской литературе, новым высоким достижением автора. И в художественных произведениях той поры, и в публицистике четко прослеживаются социалистические взгляды Исхаки.

Повесть «Зиндан», написанная в Чистопольской тюрьме, напоминает дневниковые записи. В ней изображены реальные события, истязания заключенных, разоблачены жестокие тюремные порядки. После освобождения Г. Исхаки из тюрьмы повесть в скором времени выходит в свет и доходит до читателей.

Своей активной литературной и общественно-политической деятельностью Г. Исхаки оказывается на переднем крае татарской общественной жизни. Новаторские тенденции Г. Исхаки оказали глубочайшее влияние на творчество Г. Тукая, Г. Ибрагимова, Ф. Амирхана, принявшихся за обновление татарской литературы и культуры. «В настоящее время на литературном поприще почетное место занимает почтенный реалист Гаяз эфэнде. Его можно считать зачинателем реализма в татарской литературе. Его уровень мастерства как писателя - реалиста поистине недосягаем», - писал Г. Ибрагимов в своей статье «Татар матбугаты» [8, с. 63].

Татарская интеллигенция всегда связывала обновление национальной жизни изменениями и улучшениями в системе просвещения, преподавания, изучения светских предметов. Г. Исхаки в этих средствах видел и способ сохранения нации, и предостережения народа от исчезновения. В романе «Тормышмы бу?» писатель изображает разные периоды жизни шакирда, формирование его характера в условиях современной действительности, когда в повседневной суете все радужные мечты, надежды о будущем у героя разрушаются. Через размышления героя о смысле, цели жизни автор поднимает в романе проблемы коренного изменения системы национального образования, обновления программы и методов обучения, преподавания светских наук; расширения воспитательных мероприятий, обучения в русских школах. Не остаются без внимания и вопросы по улучшению условий жизни шакирдов, подготовке образованных, полезных для народа преподавателей, Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

филологические науки -литературоведение

Якупова Гульзида Ханифовна РОЛЬ Г. ИСХАКИ В ТАТАРСКОЙ ...

священнослужителей. Произведение написано в форме дневниковых записей шакирда, что было необычно для татарской литературы того времени [9, с. 220].

Осенью 1908 года Г. Исхаки перебирается в Стамбул и одну за другой пишет повести «Соннэтче бабай», «Кияу», рассказ «Шэкерт абый». Повесть «Соннэтче бабай» - поистине национальное, народное произведение. В нем тесно переплетаются обычаи, традиции, мировосприятие татарского народа. В произведении обряд сунны для мусульман предстает как своеобразный символ духовной и нравственной чистоты татарского народа. Это произведение Г. Исхаки можно считать образцовым в том смысле, что реально представлен повседневный быт, мастерски изображен глубоко психологичный характер главного героя.

Повесть «Кияу» была написана в 1911 году. В ней рассказывается о том, как и к каким негативным последствиям привела чрезмерная опека зятя родственниками жены - дедом и бабушкой. Конечно, бытовавшее среди татар подобное явление дано в повести в несколько гиперболической форме, но достаточно близко к истине. С сарказмом описана в произведении ситуация, как Марфуга абыстай и Садыйк абзый, мечтающие стать бабушкой и дедушкой муллы, из последних сил стараются сделать зятя богатым. А когда все нажитое добро переходит к зятю, он безжалостно бросает их дочь с двумя детьми. Описывая жизненную коллизию, писатель заставляет читателя глубоко задуматься о сложившейся ситуации, наставляет на праведный путь [10, с. 71].

В рассказе «Шэкерт абый» писатель ставит целью показать, что незамужняя женщина, родившая ребенка, для односельчан воспринимается как преступница. С этой целью описывается события из детства главной героини рассказа Гайнижамал абыстай. В рассказе поднимаются проблемы отношения к образу жизни, традициям, обычаям татарского народа: незамужняя женщина Добрэн Хэят для маленькой Гайнижамал превращается в самое страшное существо, являясь даже во сне. Однажды ночью, проснувшись от очередного жуткого сновидения, она вдруг чувствует на своем теле прикосновение руки дяди Шэкерта, что повергает ее в ужас. С той поры ее не покидает зловещая (навязчивая) мысль о том, что и она «нагуляет ребенка». В стиле Ф.М. Достоевского, Г. Исхаки подробно изображает психологическое состояние девочки, скрупулезно передавая ее мысли и чувства во время страданий и переживаний.

Ещё одним произведением, занимающим в творчестве писателя одно из центральных мест, является роман «Мулла бабай» (1912). Именно в этом романе автор достигает новых вершин в творчестве по обобщению образов и их типизации. По причине своеобразности роман выделяется не только в творчестве писателя, но и в татарской литературе. В романе подробно описывается обстановка, в которой обитают шакирды, и происходящие события. Обстановка типичная для религиозных учебных заведений. Автор показывает сложные жизненные перипетии, обычаи и традиции татарского народа.

И вторая сюжетная линия романа имеет глубокое значение, она широкомасштабна. Здесь рассказывается о том, как шакирды для дискутирования на религиозные темы добирались до медресе Кышкар. Во время дальнего пути они останавливались для ночлега в деревнях и ночевали в доме сельского муллы. Таким образом, Г. Исхаки создает типический образ муллы: мулла-буквоед, мулла, помешавшийся на лошадях и т. д. В суматохе жизни, в условиях сельского быта нет места для осуществления высоких идеалов. И будущий мулла Халим уже наглядно представляет себе свою жизнь, глядя на окружающих его людей.

Произведения «Мулла бабай», «Соннэтче бабай», «Зулейха» по художественным обобщениям, типизацией образов занимают особое достойное место в татарской литературе, заслуживая пристального внимания как высокохудожественные произведения об истории татарского народа. Возвеличивание нравственной чистоты, духовной отваги татарского народа, начатое в произведении «Соннэтче бабай», достигает апогеи в драме «Зулейха»._

В повестях «Ул икелэнэ идее» («Он сомневался») (1914), «Ул эле ойлэнмэгэн идее» («Он еще не был женатым») (1916) Г. Исхаки в силу сложившихся обстоятельств вынужден был ограничиваться бытовой тематикой. Но даже при раскрытии бытовой тематики он достигает высокого идейно-художественного уровня. В вышеперечисленных произведениях он одним из первых бьет в набат по поводу возможной диссимиляции татарской нации, ее русификации. Эта проблема остается злободневной и на сегодняшний день. В повести «Ул эле ойлэнмэгэн иде» автор показывает как одна из причин женитьбы татарского парня Шамсетдина на русской женщине Анне Васильевне

- отставание татар от европейских народов и русских в области культуры, искусства, бытовой сфере. Шамсетдин

- один из представителей татарской молодежи начала XX века, которая жадно тянулась к знаниям, новой жизни. Его уже не удовлетворяет старый уклад жизни, характерный для представителей татарской нации, родителей, брата, свояченицы. По сравнению с татарскими женщинами Анна Васильевна умна, образована, разбирается в искусстве. Шамсетдин приезжает в родную деревню, чтобы жениться, но не может выбрать подходящую невесту. Он живет с Анной Васильевной и предвидит, что в будущем возникнет необходимость крестить детей. И с подобной мыслью он никак не может смириться. Г. Исхаки с присущим ему мастерством психологического анализа передает переживания, раздумья героя.

Г. Исхаки - один из известных на весь мир представителей татарского народа. В его жизни и творчестве отражены пробуждение татарского народа от многолетнего затворничества, победы и поражения на пути к свободе, мечты и чаяния. Будучи самым ярким, выдающимся основоположником новой татарской литературы начала XX века, он острее всех чувствовал современные проблемы, глубже всех их раскрывал. Показывал тесную взаимосвязь богатых народных традиций с современностью, в смутное время играл роль путеводной звезды для своего народа. Его творческая деятельность, начавшаяся почти в подростковом возрасте, свидетельствовала о высоком литературном уровне. Во всех произведениях наглядно видны черты характера самого автора - упрямство, недовольство, проблематичность, стремление к новизне, жажда жизни. Все перечисленные черты характера писателя, не ограничиваясь рамками литературных произведений, стали ведущими и в его общественно-политической деятельности. Несмотря на то, что долгие годы жизни пришлось провести заграницей, Гаяз Исхаки до последнего вздоха оставался верным своим высоким идеалам служения родному народу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мансуров И. С. Татарская литература зарубежья и творчество Гаяза Исхаки периода эмиграции: дис. ... к филол. н. Уфа, 2005. 160 с.

2. Ханзафаров Н. Г. Место Г. Исхаки в татарском театре и драматургии. Казань: Фикер, 2000. 266 с.

3. Загидуллина Д. Ф. Литературные законы и время.

- Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. 271 с.

4. Шагбанова Х. С. Проблема личности в творчестве Г. Исхаки: дис. ... д. филол. н. Казань, 2005. 318 с.

5. Тукай Г. Кем ул? / Произведения: в 5 т-х. Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. Т. 1. 405 с.

6. Исхаки Г. Сын богача: повесть / Произведения. в 15 т-х. Казань: Татар. кн. изд-во, 1998. Т. 1. 398 с.

7. Харрасова Р. Ф. В свете литературных взаимоотношений. Казань: Изд-во «РПФ «Гарт», 2002. 261 с.

8. Ибрагимов Г. Татарская пресса / Гаяз Исхаки: Произведения: в 15 т-х / отв. ред. Ф. Ибрагимова. Казань: Татар. кн. изд-во, 2001. Т. 8. 446 с.

9. Гайнетдинов М. Г. Наследие веков. Казань: Татар. кн. изд-во, 2004. 319 с.

10. Мусин Ф. М. Гаяз Исхаки: жизнь и творчество. Казань: Татар. кн. изд-во, 1998. 191 с.

Статья поступила в редакцию 10.05.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.