Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: ОТНОШЕНИЕ ХАНЦЕВ И МАНЖУРОВ В РАБОТАХ ЛЯН ЦИЧАО'

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: ОТНОШЕНИЕ ХАНЦЕВ И МАНЖУРОВ В РАБОТАХ ЛЯН ЦИЧАО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЯН ЦИЧАО / НАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГНЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ван Цзюньтао

В статье рассматривается взгляды Лян Цичао по национальному вопросу. Главное внимание уделено исследованию его позиции по вопросу отношения ханцев и манжуров. В заключении делается вывод: с точки зрения социологического определения нации маньчжуры уже растворились среди ханцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL QUESTION: ATTITUDE OF HAN ETHNIC GROUP AND MANCHURIAN ETHNIC GROUP IN THE WORKS PF LIANG QICHAO

The article examines the views of Liang Qichao on the national question. The main attention is paid to the study of his position on the relationship and Hans Manzhura. It concludes: from the perspective of a sociological definition of the nation, the Manchus have dissolved among Han Chinese.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: ОТНОШЕНИЕ ХАНЦЕВ И МАНЖУРОВ В РАБОТАХ ЛЯН ЦИЧАО»

УДК 323.1

Ван Цзюньтао

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: ОТНОШЕНИЕ ХАНЦЕВ И МАНЖУРОВ В РАБОТАХ ЛЯН ЦИЧАО1

ВАН Цзюньтао - преподаватель кафедры «Международные отношения» Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: juntao2013@yandex.ru.

В статье рассматривается взгляды Лян Цичао по национальному вопросу. Главное внимание уделено исследованию его позиции по вопросу отношения ханцев и манжуров. В заключении делается вывод: с точки зрения социологического определения нации маньчжуры уже растворились среди ханцев.

ЛЯН ЦИЧАО; НАЦИИ; НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС; МАНЖУРЫ; ХАНЦЫ; НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГНЕТ.

Лян Цичао (кит. трад. упр.^Й0,1873-1929) - выдающийся

китайский философ, учёный, литератор, государственный и общественный деятель, один из лидеров либерального реформаторского движения в Китае конца XIX - начала XX вв. Его основные работы посвящены проблемам государственного устройства Китая, борьбе за национальную независимость страны от западных держав.

В 1905-1907 годах Лян Цичао опубликовал несколько статей, в которых активно полемизировал по вопросам национализма. Он считал, что в Китае не существует национального гнета и поэтому необходимы конституционные реформы. В статье «О пользе и вреде расовой революции и политической революции» [1], автор соглашался с определением нации,

1 Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №15-03-00224, «Китай и Россия: идеологии национализма, сравнительно исторический анализ»

Россия в глобальном мире № 10 (33) 2017

данным в работе Ван Цзинвэем «Национальное гражданство» [2]. Нация есть «продолжительно существующая общность людей, основанная на духовном единстве», т.е. чисто этническое понятие. Духовное единство базируется на шести элементах: кровное родство, единый язык и письменность, совместное проживание на определенной территории, единые обычаи, единая религия, единый психологический склад.

На этом основании Лян Цичао утверждал, что между маньжурами и ханьцами нет национального различия. «Возьмем для примера язык и письменность, - писал Лян Цичао, - манжуры действительно говорили на своем языке и имели свою письменность, но давно уже ими не пользуются. Их язык и письменность стали мертвыми. Лишь один из ста маньчжуров знает свой язык, все говорят на ханьском языке, пользуются ханьской письменностью. Маньжуры не заставляют покоренные ими народы говорить, писать или читать по-маньжурски, не запрещают пользоваться собственным национальным языком. Наоборот, маньчжуры приняли ханьский язык, как устный, так и письменный, в качестве общего государственного языка» [1, с. 224].

Другой признак нации - проживание народов на определенной территории, - по мнению Лян Цичао, так же нехарактерен для манжуров. В настоящее время, писал он, 80-90% жителей Маньчжурии составляют ханцы, маньчжуры же расселились в районе Пекина и других 18 провинциях Китая. Определенная территория, на которой концентрировалось бы маньчжурское население, нет. Таким образом, маньчжуры утратили свои национальные обычаи, за исключением лишь некоторых, не столь существенных. Они ассимилировались, слились с китайским населением.

С точки зрения религии и культуры, утверждал Лян Цичао, между ханьцами и маньчжурами также нет различия. Вероисповедание и тех и других - видоизмененный буддизм. И те и другие почитают Конфуция.

Что касается сходства и различия в психологическом складе, Лян Цичао воздержался от окончательного вывода, отнеся этот вопрос к компетенции специалистов-этнологов. Он считал, что различие между ханьцами и маньчжурами окажется весьма незначительным, меньшим, чем, например, между китайцами и японцами, не говоря уже о различии между китайцами и европейцами.

Общий вывод Лян Цичао таков: «С точки зрения социологического определения нации маньчжуры уже растворились среди ханьцев, те и другие объединились в одну смешанную нацию» [1, с. 226]. Объединение Китая пошло по пути растворения малочисленных завоевателей среди многочисленного покоренного населения, т.е. маньчжуры растворились среди ханцев, и категорически не соглашался с тем, что маньчжуры насильственного ассимилировали ханьцев. Однако он не отрицал, что в начале цинского правления намеренно консервировались старые маньчжурские обычая, военная власть, ключевые правительственные посты в руках маньчжуров. Но за сто с лишним лет старые обычаи забылись, военная власть после подавления тайпинского восстания перешла в руки хунаньцев и аньхуйцев. Единственным признаком национального угнетения ханьцев осталась обязанность носить косу, но и этот обычай легко ликвидировать.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Лян Цичао. О пользе и вреде проведения расовой и политической революции

итш жвш.ттж^^тш^тя:

() льж. 1%з.

2. Ван Цзинвэй. Национальное гражданство // (НЖ^. Й^ЙВЙ. . 1906^2$.)

VAN, Tszyuntao - Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University. 195251, Polytechnitcheskaya str., 29, Saint-Petersburg, Russia. E-mail: juntao2013@yandex.ru.

NATIONAL QUESTION: ATTITUDE OF HAN ETHNIC GROUP AND MANCHURIAN ETHNIC GROUP IN THE WORKS PF LIANG QICHAO

The article examines the views of Liang Qichao on the national question. The main attention is paid to the study of his position on the relationship and Hans Manzhura. It concludes: from the perspective of a sociological definition of the nation, the Manchus have dissolved among Han Chinese.

LIANG QICHAO; THE NATION; THE NATIONAL QUESTION; MANCHURIA; HAN; NATIONAL OPPRESSION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.