Научная статья на тему 'КИТАЙСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ НАЧАЛА XX ВЕКА'

КИТАЙСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ НАЧАЛА XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
707
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИЗМ / НАЦИЯ / КИТАЙ / КИТАЙЦЫ / ХАНЬЦЫ / ЛЯН ЦИЧАО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ван Цзюньтао

В статье рассматриваются вопросы формирование национализма в Китае. В конце XIX века в китайском обществе, начался процесс формирования китайской нации. Одновременно возникло национальное движение, во главе которого стояли Кан Ювэй, Лян Цичао. Кан Ювэй в своих работах призывал развивать дух патриотизма. Выдвинутая им программа реформ, строилась на борьбе китайского народа против порабощения. В работах Лян Цичао значительное место занимают вопросы ханьской нации. Он стал первым из китайцев, кто употребил слово «национализм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE NATIONALISM OF THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

In article questions formation of nationalism in China are considered. At the end of the 19th century in the Chinese society, process of formation of the Chinese nationbegan. At the same time there was a national movement of which Kan Yuwei, Liang Qichao were at the head. Kan Yuwei in the works urged to develop patriotic spirit. The program of reforms which is put forward by it, was under construction on fight of the Chinese people against enslavement. In works Liang Qichao the important place is taken by questions of the hansky nation. He became the first of Chinese who used the word "nationalism".

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ НАЧАЛА XX ВЕКА»

УДК 342.727

Ван Цзюньтао КИТАЙСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ НАЧАЛА XX ВЕКА 1

На протяжении всего XIX и вплоть до середины ХХ века Китай находился в очень сложных условиях. Западные страны в поисках новых рынков для своих товаров обратили свои взоры на Китай. Великобритания развернула активную торговлю опиумом на юге страны. Китайские власти приказали сжечь британские запасы опиума. Началась опиумная война. В результате этих двух войн, Китай вынужден был подписать в 1860 году не выгодный для себя договор. По этому договору страна была разделена на сферы влияния между крупнейшими западными державами.

Западные государства стали развивать товарно-денежные отношения, что стимулировало создание экономической базы в отдельных провинциях. Наибольшее развитие получили прибрежные южные провинции. Строительство железных дорог, развитие пароходного сообщения способствовали формированию единой китайской (ханьской) нации.

Однако это был сложный и во многом противоречивый процесс. С одной стороны, общность территории, единый язык, иероглифическая письменность и грамматический строй являлись общими компонентами для всех китайцев. Это способствовало развитию национальной культуры, формированию национальной идентичности. Угроза полного порабощения и раздел страны западными странами, способствовало так же пробуждению национального самосознания и развитию чувства единства интересов китайского народа.

Но с другой стороны, были силы, тормозящие этот процесс. Прежде всего, наличие феодальных пережитков, проявляющихся в раздробленности страны, в засилье иностранного капитала, господствующем положении маньчжурской знати.

1 Статья подготовлена при поддержки Российского гуманитарного научного фонда (грант № 15-03-00224)

В конце XIX века в китайском обществе, в условиях поражения императорской политики Цинской династии, начался процесс пересмотра представления о Китае как о неколебимой империи. Так же продолжился процесс формирования китайской нации, на этой основе возникло национальное движение.

Среди китайской молодежи, получившей традиционное классическое образование формировались оппозиционные движения. Участники этих движений считали, что необходимы не только экономические, но и политические перемены. Эти оппозиционные движения сторонников реформ знаменовали начало нового этапа в развитии китайского национализма. Смысл его заключался в соединение тысячелетней традиции Поднебесной с достижениями западной цивилизации.

Определяющую роль в националистическом движении сыграли группы молодых ученых, выходцев из южных провинций Китая. Среди них можно выделить: Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун и Сунь Ятсен. В данной статье мы остановимся на взглядах первых двух.

Кан Ювэй (1858-1927) выдающийся знаток древней китайской литературы, истории и философии, возглавлял движение за реформы 1898 года, был один из первых теоретиков национализма [1]. Он происходил из семьи гуандунских шэныии. Получил превосходное классическое конфуцианское образование. В 1885 году в возрасте 27 лет, он сдал экзамены на высшее ученое звание цзиньши. Его имя стало широко известно среди китайской интеллигенции, благодаря работам посвященных конфуцианству.

В своих работах Кан Ювэй [2] стремился представить Конфуция, как одного из первых реформаторов китайской традиции. Обращение к его имени определялось необходимостью для обоснования преобразований в Китае в конце XIX века. Будучи страстным почитателем конфуцианства, Кан Ювэй стремился привлечь это учение в своих политических целях [3]. Он использовал испытанный в Китае приемом, для подтверждения правильности своих собственных взглядов ссылаться на древнюю историю. Такой прием легче обеспечивал доверие народа, которому ближе и понятней прошлый исторический опыт, чем неизвестные и не

проверенные жизнью нововведения. «Без исторического примера, - писал Кан Ювэй, - трудно добиться доверия, а без доверия народ не будет повиноваться, поэтому во всех своих проектах Конфуций ссылается на предыдущих правителей» [2. Т.1. С. 158.].

Главным содержанием учения Конфуция, по мнению Кан Ювэй, является учение о реформах государственного строя [4; 5]. Так он предполагал провести историческую параллель между конфуцианским учением и необходимостью проведения реформ в Китае [6]. Божественное происхождение императорской власти, по конфуцианскому учению, Кан Ювэй переносил на современность. Правители царствует только по воле неба, нарушив этот принцип, они теряют все законные права на престол, и небо передает право на правление другому. Созданные Конфуцием образы легендарных правителей: Яо, Шуня и Юя, стали примером добродетельности и объектами подражания для современников.

Будучи хорошо знаком с историей стран Запада и Японии, он стремился соединить некоторые положения конфуцианского учения с идеями Запада. В своих работах Кан Ювэй призывал развивать дух патриотизма. Выдвинутая им программа реформ, строилась на борьбе китайского народа против порабощения. Он выступал как убежденный сторонник монархической власти, считая, что реформы должны быть осуществлены императором [7].

В 1885 году Кан Ювэй опубликовал книгу «Рассуждения о японском патриотизме». В ней автор пытался объяснить возвышение Японии, по его мнению, успех страны восходящего солнца связан с идеей патриотизма. Отсутствие его в Китае привело страну к разобщенности и слабости. Опираясь на сравнительный анализ исторического развития разных стран, Кан Ювэй пришел к выводу о необходимости реформ «сверху».

Для поступление на государственную службу требовалось сдать экзамен. В качестве экзаменационной работы Кан Ювэй составил «Письмо к императору». В нем он писал об опасности угрожавшей Китаю, и призывал императора «изменить существующий порядок, проникнуть в душу народа». Экзаменационная комиссия работу признала крамольной и она не была передано императору. Высказанные Кан Ювэем идеи получили широкое распространение среди китайской интеллигенции.

Толчком к усилению реформаторского движения стала японо-китайская война 1894-1895 гг. Поражение Китая в войне и существенные территориальные потери вызвали в стране национальный подъем. В стране развернулось национальное движение против подписания Симоносекского договора с Японией и за немедленное проведение реформ. Активную пропаганду в этом движении сыграл Кан Ювэй. Он выступал в многих городах страны, его выступления привели к возникновению обществ сторонников реформ.

В течение трех с небольшим лет было организовано двадцать четыре отделения, восемь школ и восемь издательств, занимавшихся распространением знаний о необходимости реформ. Стремясь укрепить общественное движение в поддержку реформ, Кан Ювэй создал весной 1898 года «Общество защиты государства» [8]. Ближайшим сподвижником Кан Ювэя стал видный китайский историк и литератор Лян Цичао.

Ляна Цичао, (1873-1929) философ, историк философии, государственный и общественный деятель. Он родился в провинции Гуандун в помещичьей семье. Он рос усердным, трудолюбивым и любил учиться, в детстве его назвали «чудесным ребёнком». Его отец известный китайский архитектор Лян Сычэн, рано обнаружил у сына тягу к знаниям и стремился дать ему хорошее образование. К 6 годам Лян прекрасно читал классические китайские тексты, в 9 лет начал писать сочинения, состоящие из более чем тысячи иероглифов. В 11 лет он успешно сдал экзамен на степень сюцая (первая, низшая из трёх учёных степеней в системе государственных экзаменов кэцзюй). В шестнадцать он получил вторую ученую степень цзюйжень. В 1890 году Лян исполнилось 17 лет и он поехал в Пекин, для сдачи экзамена на третью ученую степень - цзиньши, но ему не повезло экзамен он не сдал.

Вернувшись из столицы Лян Цичао, побывал в Шанхае, где познакомился с переводами западных книг по истории, социологии, географии. Его увлекли философские труды Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Дж.С. Милля, и произведения Ч. Дарвина и Г. Спенсера. Эти работы он использовал в активной пропаганде идей конституционного реформирования государства, демократии и равенства. В своих же работах от стремился синтезировать идеи классической китайской философии с западным либерализмом.

В работах Лян Цичао значительное место занимают вопросы ханьской этнической общности. В его понимании эта нация трактуется как особая раса. Он исследует вопросы выживания, расширения ханьцев, их политику ассимиляции других народов. По его мнению, ханьцы составляют 80% всей желтой расы [9]. «После династиции Хань, - писал Лян Цичао, -Китай постепенно приобщился к цивилизации [ханьцы] стали полноценной расой благодаря взаимному слиянию (сян хэ) многих рас» [9].

К положительным качествам ханьцев Лян Цичао относил их способность к расширению своего влияния. В начале китайская нация, представляла собой объединение нескольких племен, но по истечению времени и роста, ханьцы превратились в «не имеющую себе равных огромную нацию, создавшую столь величественное государство» [10]. И далее: «У нее (китайской нации - В.Ц.) было два пути собственного роста. Первый состоял в том, чтобы побудить бесчисленные инородческие этносы внутри страны и за ее пределами ассимилироваться с нами. Второй заключался в непрерывном продвижении людей нашей нации к границам и расширении территории [Китая]. Пяти тысячелетняя история шла этими путями... И за последние 50 лет в этом деле достигнуты весьма крупные успехи» [10. С. 41]

Способность ханьцев активно ассимилировать другие этносы, по мнению Лян Цичао, не приводило к их ассимиляции с другими народами. « В каком бы государстве они (ханцы - В.Ц) ни находились, писал он, - они все равно сохраняют свои обычаи и привычки и не ассимилируются с [людьми] этого государства.» [11]. Вывод к которому он приходил, что ханьцы обладают «самой мощной ассимиляционной способностью» [12].

Признавая за ханьцами положительные качества, Лян Цичао в тоже время видел и их недостатки. Одним из них он считал раздробленность, отсутствие внутреннего стержня, который бы объединял народ в единое целое. Одновременно он констатировал отсутствие у ханьцев «идеи государства (гоцзя сысян). Ханьцы традиционно воспринимали свою страну как Поднебесную, т.е. весь известный им мир, но не как государство. По мнению Лян Цичао, китайцы «не имеют понятия, в чем различие между государством и Поднебесной», ибо они «никогда сами не сознавали, что их страна является государством» [13].

Однако главным недостатком ханьцев, считал Лян Цичао, ослабление чувства патриотизма [13. С. 66]. Это слабое чувство патриотизма объясняется не отсутствием данного качества в характере ханьцев, а традиционной размытостью их представлений о государстве. Для китайцев, по мнению ученого, государство всегда было чем-то «абстрактным и труднодоступным для понимания [13. С. 66].

По мнению китайских ученых Цзинь Тяньмину и Ван Цинжэню, Лян Цичао в 1899 году первый в китайском языке, употребил слово миньцзу (в современном значении - «нация») [14]. Слово «миньцзу» (К^) в китайском языке получило значение «нация», позже стали называть этносом. В трактовке Лян Цичао слово «миньцзу» имеет значение «этническая общность», «этническая нация».

Лян Цичао стал первым из китайцев, кто употребил слово миньцзучжуи (К^^^) («национализм»). Общее понятие о национализме он получил из японских изданий, находясь в Японии в вынужденной иммиграции. Это были работы японских авторов, посвященные политической ситуации в конце XIX века. Предлагая одну из первых характеристик национализма, Лян Цичао, видел в нем главное средство для спасения своего отечества. Он называл национализм «великим принципом», возбуждающим «умы людей всего мира», не желающих жить «под гнетом инородцев», «национализм - это самый светлый, честный и справедливый принцип в мире» [15].

В своих работах мыслитель высказывал мнение о необходимости «продвигать» в Китае два вида национализма: малый национализм (сяо миньцзу чжуи ФК^^^) и большой национализм (да миньцзу чжуи ЖК^^^). «Что такое малый национализм? - Это национализм ханьцев в отношении прочих национальностей страны. Что такое большой национализм: - Это национализм всех национальностей Собственно Китая и зависимых территорий в отношении национальностей за пределами страны» [16]. Таким образом он выдвигал идею «большого национализма» и тем самым первый в Китае поставил вопрос о возможности формирования полиэтнического национализма.

Одной из важных сторон национализма, на которую обращал внимание Лян Цичао, это содействие благоприятной атмосферы для

562

сохранения и развития культуры нации, для подъема и возрождения ее. «Когда прибегают к этому принципу, - отмечал мыслитель, - все нации неизменно стремятся к укреплению собственной самобытности, в полной мере развивают ее особенности. Все исконное - традиции и обычаи, право, литература, изобразительное искусство - становится мерилом самоуважения наций» [17].

Национализм Лян Цичао проявлялся в его убеждении особого предназначения ханьцев в мире. Их исключительной и ведущей миссии в эволюции человечества. Азию мыслитель считал основной и главной частью мира, Китай - главной частью Азии, а Собственно Китай главной частью Китая. Он видел в национализме залог расширение ханьской нации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Селлман Дж. Л. Кан Ювэй // Великие мыслители Востока. - М., 1998. - С. 154-160

2. Кан Ювэй Датуншу шоугао [Рукопись «Книги о Датун» Кан Ювэя]. Нанкин: Цзянсу гуцзи чубаньшэ ХХ^^^ЖШЙ, 1985. - Т. 1 - 4.

3. Мартынов Д. Е. Кан Ю-вэй: Жизнеописание. - Казань: Ин-т истории АН РТ им. Ш. Марджани, 2010. - 328 с.

4. Сяо Гунцюань Цзиньдай Чжунго юй синьшицзе: Кан Ювэй бяньфа юй Датун сысян яньцзю [Китай в Новое время и новый мир: реформы Кан Ювэя и концепция Датун] / Пер. Ван Жунцзу Нанкин: Цзянсу жэньминь чубаньшэ ХХ^АШЖШЙ, 1997. -629 с.

5. Максимов Д.А. Политико-правовое учение Кан Ювэя // Современный Китай: право, политика, общественная жизнь: Информ. мат-лы ИДВ РАН. Вып 7. (Сер. В: «Общество и государство в Китае в ходе реформ»). М., 2000. С. 113-120.

6. Куан Болинь Кан Ювэй дэ чжэсюэ сысян ® [Философские идеи Кан Ю-вэя]. Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ

1980. - 170 с.

7. Мартынов Д.Е. Теория Кан Ю-вэя в изложении его ученика Лян Ци-чао // Вопросы философии. 2015. № 1. С. 158-166.

8. Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX века и Кан Ювэй // Избр. произведения: в 5 кн. Кн. 1: История Китая до ХХ века. - Наука, 2006. - С. 10-415.

9. Лян Цичао Щ^^. Бянь фа тун и [Свод мнений о правовой реформе] // Инь бин ши хэ цзи ^ХЖШ^Ш [Сочинения из Кабинета охлаждения жара]. Т. 1. Разд. 1. С. 78.

10. Лян Цичао. Уши нянь Чжунго цзиньхуа гайлунь [Обзор прогресса Китая за 50 лет] // Инь бин ши хэ цзи. Т. 14. Разд. 39. С. 40 - 41.

11. Лян Цичао. Лунь Чжунго жэньчжун чжи цзянлай [О будущем китайской расы] // Инь бин ши хэ цзи. Т. 2. Разд. 3. С. 50.

12. Лян Цичао. Лиши шан Чжунго миньцзу чжи гуаньча

на китайскую нацию в истории] // Инь бин ши хэ

цзи. Т. 11. Разд. 41. С.2.

13. Лян Цичао. Чжунго цзижо суюань луньФШ|Я§ШШ>Ш£ [О причинах ослабления Китая] // Инь бин ши хэ цзи. Т. 2. Разд. 5. С.15.

14. Цзинь Тяньмин^^ВВ, Ван Цинжэнь «Миньцзу» ицы цзай вого дэ чусянь цзи ци шиюн вэньти "КШ"—тШй^ШЙЙЖЩЙ-ЙШЖ^Ш [К проблеме появления и употребления слова «миньцзу» в Китае] // Шэхуэй кэсюэ цзикань

1981. № 4. С. 89 - 94.

15. Лян Цичао. Гоцзя сысян бяньцянь итун луньШ^Ш^^Ц^Н^ [Сравнительный взгляд на эволюцию идеи государства] // Инь бин ши вэнь цзи. Т. 3. Разд. 6. С. 19 - 20.

16. Лян Цичао. Чжэнчжисюэ дацзя Болуньчжили чжи сюэшо

[Учение Блюнчли, крупного специалиста в области политических наук] // Инь бин ши хэ цзи. Т. 5. Разд. 13. С. 75 - 76.

17. Лян Цичао. Лунь миньцзу цзинчжэн чжи [О тенденциях в соперничестве наций] // Инь бин ши хэ цзи. Т. 4. Разд. 10. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.