УДК 930(510)
М. А. Гулева
К ИСТОРИОГРАФИИ КИТАЙСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА *
Проблемы национального самосознания и формирования национальной идентичности в современном мире представляются чрезвычайно острыми и затрагивают широкий спектр смежных вопросов. Процесс формирования национальных идеологий, выработки концепций нациестроительства и поиска национального пути привлекает внимание исследователей как с исторической, так и с социологической, политической и философской позиций. Не менее интересны и подходы к изучению этого процесса в других странах, поскольку, в силу болезненности национальных концепций, трактовка идеологии национализма «другого» подталкивает исследователей к критическому восприятию не только изучаемого государства, но и собственного общества.
Национализм как часть теоретических построений встречается в работах большинства китайских мыслителей второй половины XIX века. Это явление связано с поражением Китая сначала в Опиумных войнах, а затем в китайско-японской войне 1894-1895 гг. Столкновение традиционных китайских мировоззрений с реалиями колониального мира вынудило философов и идеологов цинского Китая по-новому интерпретировать место их империи в мире. Концепция «срединного государства» нуждалась в пересмотре как под давлением военных поражений и необходимости взаимодействовать с «варварскими» странами на равных, так и в условиях участившихся контактов простого населения с западным миром. Иностранные концессии в пределах китайских городов, распространившиеся по территории страны во второй половине XIX века, служили примером альтернативного общественного и экономического уклада, что заставляло мыслителей рассуждать о преимуществах и недостатках их цивилизации. Это совпало со временем увядания империи Цин, периодом внутреннего кризиса и поиском нового пути развития [1].
*
Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 15-03-00224).
К числу важнейших теоретиков этого периода относятся Вэй Юань (1794-1856/7), Линь Цзэсюй ШШ (1785-1850), Кан Ювэй ШШЬ (18581927), Лян Цичао (1873-1923), Сунь Ятсен (Сунь Чжуншань МФ,
1866-1925). При этом, говоря о национализме, мы подразумеваем здесь не столько идеи защиты интересов отдельно взятой нации, сколько концепции, призванные определить путь всего Китая в противопоставлении остальному миру.
Отечественная историография по этой тематике во многом предопределялась политической ситуацией в России и поэтому труды таких личностей, как Сунь Ятсен, изучены весьма подробно, а наследие ряда других мыслителей - Вэй Юаня, Линь Цзэсюя и др. - по-прежнему ждёт своей очереди. При этом очевидно, что многие устоявшиеся постулаты советского времени нуждаются в дополнении и уточнении.
Пожалуй, начать стоит с того, что на русский язык переведены только некоторые сочинения упомянутых китайских философов. Так, в 1999 г. был опубликован основной труд Вэй Юаня «Хайго тучжи (Описание заморских государств)», отражающий политические взгляды автора [2]. Из работ Линь Цзэсюя на русском языке появились только единичные документы [3; 4]. По сей день не переведены в полном объеме на русский язык фундаментальные сочинения Кан Ювэя: отдельные фрагменты были опубликованы в 1961 г. и затем появлялись в сборниках, посвящённых китайским утопическим произведениям [5; 6]. Лишь в последние годы исследователи обратили внимание на менее изученные сочинения Кан Ювэя [7; 8]. Ученик и последователь Кан Ювэя, Лян Цичао, получил ещё меньше внимания со стороны отечественных исследователей и переводчиков: в уже приводившемся сборнике произведений китайских мыслителей Нового времени его размышления отражены лишь двумя документами [9].
В отличие от этих философов, обычно считающихся консерваторами или умеренными реформаторами, революционер Сунь Ятсен привлёк заметное внимание отечественных китаеведов, избранные его труды были изданы сначала в 1964 г., а затем переизданы в 1985 г. [10; 11]; разумеется, в эти сборники вошла основополагающая работа Сунь Ятсена «Три
народных принципа», где разрабатываются идеи народовластия, народного благосостояния и национализма. Кроме того, отдельные сочинения Суня включаются в сборники важнейших текстов китайской философии [12; 13]. Национализм Сунь Ятсена был связан, прежде всего, с необходимостью свержения монархии (что накладывалось на идею о свержении инородного владычества, поскольку империей Цин правили маньчжуры) и проведения республиканских реформ. В связи с этим происходила эволюция принципа
«национализма» (миньцзу К^) в учении Сунь Ятсена: если первоначально
лозунгом было свержение маньчжуров и национализм как возвращение власти китайцам-ханьцам, то после революции 1911 г. этот лозунг развился в концепцию единства пяти народностей (ханьцы, маньчжуры, тибетцы, монголы, мусульмане) в формировании нового государства и отстаивании интересов Китая в борьбе уже против западного вмешательства во внутренние дела; иначе говоря, принцип перешагнул от «антиманьчжуризма» к «антиимпериализму». Этот аспект изучался наравне с остальными принципами суньятсенизма в работах таких исследователей, как Л.А. Березный [14], Л.Н. Борох [15], Волохова А.А. [16], Гузаров В.Н. [17], Л.П. Делюсин [18], Г. В. Ефимов [19; 20], Н.Л. Мамаева [21], М.Х. Махмутходжаев [22], А.В. Меликсетов [23], А. А. Москалев [24; 25; 26; 27], Е. Ю. Стабурова [28], Чумаков А.Д. [29], С. Л. Тихвинский и др.
В первой половине ХХ в. теория Сунь Ятсена была апробирована в Китайской Республике, подверглась ряду изменений во всех своих элементах (как политическом, экономическом, социальном, так и в вопросах национальной политики), а затем, будучи унаследованной Коммунистической партией Китая, приобрела новое прочтение. В период народной республики, длящийся и по сей день, лозунг национального единства был включён в официальную линию государства и подкреплён статьями ныне действующей Конституции КНР . Однако идея «единства пяти наций» была заменена концепцией многонационального государства с «56 народностями», которые совместными усилиями строят
*
Национальная политика в Конституции КНР 1982 г.регламентирована в преамбуле и статьях 4, 30, 52, 59, 65, 70, 89, 95, 97, 107, 134, а также в разделе VI [30; 31]
социалистическое государство, имея конституционные гарантии равенства перед законом и защиты в правах.
Руководство Китая уделяет внимание как разработке теоретических и законодательных основ своей национальной политики, так и распространению этих идей среди населения. За последние несколько лет был издан целый ряд учебных пособий и справочников, ориентированных как на студентов и широких читателей, так и на кадровых работников [32; 33; 34; 35; 36]. Кроме того, постоянно ведётся изучение исторических предпосылок для современной ситуации: заметны работы Цзинь Бингао [41; 42] и Гун Иня [38], посвящённые историческому обзору ситуации в ХХ в. и ранее [37]. Наряду с Цзинь Бингао, исследованием национальной политики Китая занимаются Мэн Лицзюнь [40], Лэй Чжэньян [39], Чжао Синьго [43] и другие крупные учёные КНР. Характерной особенностью этой школы является выделение «специфических черт» китайской национальной политики, где подчёркивается важность гармоничного мирного сосуществования, постулируется идеал общей цели, стоящей перед всеми народностями КНР, а также заявляется равноправие всех народов и запрет на шовинизм какого-либо из них. Характерной тенденцией в китайском подходе к теории национализма является активное участие государства в разработке и развитии всех аспектов этой области, для чего созданы специализированные группы (например, Группа по разработке материалов по теории национализма и национальной политике при Университете центрального теле- и радиовещания), ведётся работа среди членов Компартии и правительственных кадров. Несомненно, сложная обстановка в некоторых национальных автономиях вынудит китайские власти и учёные круги и в дальнейшем уделять большое внимание проблемам национализма в разных его трактовках.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Непомнин О.Е. История Китая. Эпоха Цин XVII - начало XX века / М.: Восточная литература, 2005.
2. Вэй Юань. Хайго тучжи / Пер., комм. С.Ю. Врадия // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 1999. № 3 (85). С. 26-31.
3. Линь Цзэсюй. Обращение к английской королеве; Секретное донесение императору о необходимости не ослаблять усилий в делах, связанных с варварами
// Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898). М., 1961. С. 53-64.
4. Линь Цзэсюй. Основные сведения о Российском государстве: материалы собраны Хоугуаньским Линь Цзэсюем (второе имя) Шаому / изд. текста, пер. с кит., вступ. ст., коммент., прил. С.Ю. Врадий. Владивосток, 1996.
5. Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898) / Сост. и общая ред. Н.Г. Сенина и Ян Хин-шуна. М., 1961. С. 105-134.
6. Китайские социальные утопии / Отв. ред. Л.П. Делюсин, Л.Н. Борох. М., 1987.
7. Мартынов Д.Е. «Лекции о небесах» Кан Ю-вэя: поздний этап интеллектуальной биографии мыслителя // Учёные записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 8. М.: ИВ РАН, 2013.С. 488-505.
8. Мартынов Д.Е. Кан Ю-вэй и научный метод (на материале «Лекций о небесах») // Россия - Китай: история и культура. Сборник статей и докладов участников V междунар.науч.-практ. конф. Казань: ЯЗ, 2013. С. 147-155.
9. Лян Цичао. О закономерности смены монархии демократией; Общие рассуждения о реформах // Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей... М., 1961. С. 135-169.
10. Сунь Ят-сен. Избранные произведения / Отв. ред. и вступ. ст. С.Л. Тихвинский. М., 1964.
11. Сунь Ятсен. Избранные произведения / Отв. ред. и вступ. ст. С.Л. Тихвинский. 2-е изд., испр., доп. М., 1985.
12. Степанянц М.Т. Восточная философия: вводн. курс: избр. тексты. М., 1997.
13. Степанянц М.Т. Восточная философия: вводн. курс: избр. тексты. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.
14. Березный Л.А. Сунь Ятсен и проблема создания новой национальной государственности (к постановке проблемы) // Всемирная история и Восток. М., 1989. С. 132-140.
15. Борох Л.Н. Традиционные источники социально-экономической программы Сунь Ят-сена // Китай: государство и общество. М., 1977. С. 153-175.
16. Волохова А.А. Об одной интерпретации национализма Сунь Ятсена // XIII научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1982. Ч. 3. С. 122-123.
17. Гузаров В.Н. Синтез китайской политической мысли и либеральных теорий Запада в наследии Сунь Ятсена // Четвертые востоковедческие чтения памяти С.Г. Лившица. Материалы IV региональной конф. Барнаул, 26 апреля 2002 г. -Барнаул: Изд-во БПГУ, 2002. С. 80-84.
18. Делюсин Л.П. Идеи паназиатизма в учении Сунь Ятсена о национализме // Китай: традиции и современность. М., 1976. С. 168-183.
19. Ефимов Г.В. Сунь Ятсен: поиск пути, 1914-1922. М., 1981.
20. Ефимов Г.В. Сунь Ятсен и его идейное наследство в советской историографии (60-70-е годы) // История и историки: историографический ежегодник. 1977 / отв. ред. М.В. Нечкина. М.: Наука, 1980. С. 81-101.
21. Мамаева Н.Л. К вопросу о политической программе Сунь Ятсена // Проблемы Дальнего Востока. 1988. № 6. С. 195-200.
22. Махмутходжаев М.Х. Взгляды Сунь Ятсена на решение национального вопроса в Китае // XI научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1980. Ч. 3. С. 15-21.
23. Меликсетов А.В. Социально-экономические взгляды Сунь Ятсена: происхождение, развитие, сущность // Китай: государство и общество. М., 1977. С.121-152.
24. Москалев А.А. Доктрина «пятинациональной республики» и Сунь Ятсен // Китайская традиционная культура и проблемы модернизации: 5-я междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир». 1994. Ч. 2. С. 26-28.
25. Москалев А. А. Доктрина «Республика пяти национальностей (РПН)» и Сунь Ятсен // Китай. Китайская цивилизация и мир. М., 1995. Ч. 2. С. 94-100.
26. Москалев А.А. Единая нация в проектах Сунь Ятсена // Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 3. С. 105-116.
27. Москалев А.А. Национализм в понимании Сунь Ятсена // Проблемы Дальнего Востока. 1999. № 2. С. 98-107; № 3. С. 82-91.
28. Стабурова Е.Ю. К оценке идеологии Сунь Ятсена // XXIII науч. конф. «Общество и государство в Китае». М., 1991. Ч. 2. С. 102-105.
29. Чумаков А.Д. Национальные аспекты в государственно-политической теории и деятельности Сунь Ятсена в 10-х - первой половине 20-х годов ХХ в. // Национальные отношения в новое и новейшее время: теория и политическая практика. Калининград, 2000. С. 55-66.
30. Чжунхуа жэньминь гунхэго сяньфа Ф^А^^ЭД [Конституция
Китайской Народной Республики] / Офиц. страница Центрального Народного Правительства КНР. [Пекин], 2013. иКЬ:
http://www.gov.cn/gongbao/content/2004/content_62714.htm (Дата обращения: 20.08.2015).
31. Конституция КНР / Официальный сайт консалтинговой группы «Окно в Китай»: Законодательство Китая. [Б.м.], 2008 - 2015. иКЬ: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution (Дата обращения: 20.08.2015).
32. Миньцзу лилунь юй миньцзу чжэнцэ КШШ^^КШШШ [Теория
национализма и национальная политика] / Под ред. Группы по разработке материалов по теории национализма и национальной политике. Пекин, 2012.
33. Су Дэ ШШ. Миньцзу цзяоюй чжэнцэ: синдун фаньсы юй лилунь фэньси К
ШШШШШ : {т^&Ш^Ш&'ЯШ [Политика национального воспитания: ретроспектива мероприятий и анализ теории]. Пекин, 2013.
34. Су Дэ ШШ. Миньцзу цзяоюй чжэнцэ: чжисин яньцзю юй аньли фэньси КШ
ШШШШ : Ш^Щ^^ШШ^Ш [Политика национального воспитания: качественные исследования и прецедент-анализ]. Пекин, 2014.
35. Чжоу Пин Миньцзу чжэнчжисюэ эршисань цзян — [23 лекции о национальной политике]. Пекин, 2014.
36. Миньцзу дицюй туань ганьбу дубэнь КШЙЕЙТ^Р^^ [Справочник кадровых работников от организаций национальных районов] / Под ред. Ло Мэй ^Ш. Пекин, 2013.
37. Цзинь Бингао ^М^. Чжунго гунчаньдан миньцзу чжэнцэ 90 нянь Ф1^
^^.КШШШ 90 ^ [90 лет национальной политики Коммунистической партии Китая]. Шэньян, 2014.
38. Гун Инь Чжунго лидай миньцзу чжэнцэ ганъяо ФШШ^КШШШШШ [Очерк по истории национальной политики в Китае]. Чэнду, 2013.
39. Лэй Чжэньян и др. ШШШЩ. Цзяньчи хэ ваньшань чжунго тэсэ миньцзу
чжэнцэ яньцзю I [Проведение и
совершенствование национальной политики с китайской спецификой]. Пекин, 2014.
40. Мэн Лицзюнь Ж&Щ. Синь чжунго миньцзу цзяоюй чжэнцэ яньцзю ^Ф1
КШ^ШШШЩЙ, [Политика национального воспитания в новом Китае]. Пекин, 2010.
41. Цзинь Бингао Миньцзу лилунь юй миньцзу чжэнцэ гайлунь КШЖ
[Общие принципы теории национализма и национальной политики]. Пекин, 2006.
42. Цзинь Бингао ^М^. Чжунго миньцзу юй миньцзу чжэнцэ ФШй^^й^ ШШ [Национальности Китая и национальная политика]. Пекин, 2013.
43. Чжао Синьго Ж^Ш. Чжунго тэсэ шэхуэй чжуи миньцзу лилунь гайлунь Ф
[Концепции теории национализма в рамках социализма с китайской спецификой]. Куньмин, 2012.