Научная статья на тему 'К ИСТОРИОГРАФИИ КИТАЙСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА'

К ИСТОРИОГРАФИИ КИТАЙСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
310
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИЗМ / ИСТОРИОГРАФИЯ / КИТАЙ / КАН Ю-ВЭЙ / СУНЬ ЯТСЕН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гулева Мария Анатольевна

Статья предлагает краткий обзор современной отечественной и китайской историографии по вопросам концепций национализма в Китае конца XIX - начала ХХ вв. Оцениваются тенденции, имевшие место в советской научной литературе, приводятся примеры перевода источников на русский язык, даётся обзор трудов российских историков и китаеведов, определяются характерные особенности исследований, публикуемых в последние годы в КНР, намечаются направления дальнейшего изучения национальных идеологий Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE MATTER OF HISTORIOGRAPHY OF CHINESE NATIONALISM

The article provides brief overview of contemporary Russian and Chinese historiography on the matters of nationalism in late XIX - early XX century China. The article evaluates tendencies which took place in Soviet literature, also giving examples of translations of sources into Russian; provides outline of works by modern Russian historians and sinologists; follows the trends of research in the last years' PRC; and defines the areas for future studies of China's nationalist ideologies.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИОГРАФИИ КИТАЙСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА»

УДК 930(510)

М. А. Гулева

К ИСТОРИОГРАФИИ КИТАЙСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА *

Проблемы национального самосознания и формирования национальной идентичности в современном мире представляются чрезвычайно острыми и затрагивают широкий спектр смежных вопросов. Процесс формирования национальных идеологий, выработки концепций нациестроительства и поиска национального пути привлекает внимание исследователей как с исторической, так и с социологической, политической и философской позиций. Не менее интересны и подходы к изучению этого процесса в других странах, поскольку, в силу болезненности национальных концепций, трактовка идеологии национализма «другого» подталкивает исследователей к критическому восприятию не только изучаемого государства, но и собственного общества.

Национализм как часть теоретических построений встречается в работах большинства китайских мыслителей второй половины XIX века. Это явление связано с поражением Китая сначала в Опиумных войнах, а затем в китайско-японской войне 1894-1895 гг. Столкновение традиционных китайских мировоззрений с реалиями колониального мира вынудило философов и идеологов цинского Китая по-новому интерпретировать место их империи в мире. Концепция «срединного государства» нуждалась в пересмотре как под давлением военных поражений и необходимости взаимодействовать с «варварскими» странами на равных, так и в условиях участившихся контактов простого населения с западным миром. Иностранные концессии в пределах китайских городов, распространившиеся по территории страны во второй половине XIX века, служили примером альтернативного общественного и экономического уклада, что заставляло мыслителей рассуждать о преимуществах и недостатках их цивилизации. Это совпало со временем увядания империи Цин, периодом внутреннего кризиса и поиском нового пути развития [1].

*

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 15-03-00224).

К числу важнейших теоретиков этого периода относятся Вэй Юань (1794-1856/7), Линь Цзэсюй ШШ (1785-1850), Кан Ювэй ШШЬ (18581927), Лян Цичао (1873-1923), Сунь Ятсен (Сунь Чжуншань МФ,

1866-1925). При этом, говоря о национализме, мы подразумеваем здесь не столько идеи защиты интересов отдельно взятой нации, сколько концепции, призванные определить путь всего Китая в противопоставлении остальному миру.

Отечественная историография по этой тематике во многом предопределялась политической ситуацией в России и поэтому труды таких личностей, как Сунь Ятсен, изучены весьма подробно, а наследие ряда других мыслителей - Вэй Юаня, Линь Цзэсюя и др. - по-прежнему ждёт своей очереди. При этом очевидно, что многие устоявшиеся постулаты советского времени нуждаются в дополнении и уточнении.

Пожалуй, начать стоит с того, что на русский язык переведены только некоторые сочинения упомянутых китайских философов. Так, в 1999 г. был опубликован основной труд Вэй Юаня «Хайго тучжи (Описание заморских государств)», отражающий политические взгляды автора [2]. Из работ Линь Цзэсюя на русском языке появились только единичные документы [3; 4]. По сей день не переведены в полном объеме на русский язык фундаментальные сочинения Кан Ювэя: отдельные фрагменты были опубликованы в 1961 г. и затем появлялись в сборниках, посвящённых китайским утопическим произведениям [5; 6]. Лишь в последние годы исследователи обратили внимание на менее изученные сочинения Кан Ювэя [7; 8]. Ученик и последователь Кан Ювэя, Лян Цичао, получил ещё меньше внимания со стороны отечественных исследователей и переводчиков: в уже приводившемся сборнике произведений китайских мыслителей Нового времени его размышления отражены лишь двумя документами [9].

В отличие от этих философов, обычно считающихся консерваторами или умеренными реформаторами, революционер Сунь Ятсен привлёк заметное внимание отечественных китаеведов, избранные его труды были изданы сначала в 1964 г., а затем переизданы в 1985 г. [10; 11]; разумеется, в эти сборники вошла основополагающая работа Сунь Ятсена «Три

народных принципа», где разрабатываются идеи народовластия, народного благосостояния и национализма. Кроме того, отдельные сочинения Суня включаются в сборники важнейших текстов китайской философии [12; 13]. Национализм Сунь Ятсена был связан, прежде всего, с необходимостью свержения монархии (что накладывалось на идею о свержении инородного владычества, поскольку империей Цин правили маньчжуры) и проведения республиканских реформ. В связи с этим происходила эволюция принципа

«национализма» (миньцзу К^) в учении Сунь Ятсена: если первоначально

лозунгом было свержение маньчжуров и национализм как возвращение власти китайцам-ханьцам, то после революции 1911 г. этот лозунг развился в концепцию единства пяти народностей (ханьцы, маньчжуры, тибетцы, монголы, мусульмане) в формировании нового государства и отстаивании интересов Китая в борьбе уже против западного вмешательства во внутренние дела; иначе говоря, принцип перешагнул от «антиманьчжуризма» к «антиимпериализму». Этот аспект изучался наравне с остальными принципами суньятсенизма в работах таких исследователей, как Л.А. Березный [14], Л.Н. Борох [15], Волохова А.А. [16], Гузаров В.Н. [17], Л.П. Делюсин [18], Г. В. Ефимов [19; 20], Н.Л. Мамаева [21], М.Х. Махмутходжаев [22], А.В. Меликсетов [23], А. А. Москалев [24; 25; 26; 27], Е. Ю. Стабурова [28], Чумаков А.Д. [29], С. Л. Тихвинский и др.

В первой половине ХХ в. теория Сунь Ятсена была апробирована в Китайской Республике, подверглась ряду изменений во всех своих элементах (как политическом, экономическом, социальном, так и в вопросах национальной политики), а затем, будучи унаследованной Коммунистической партией Китая, приобрела новое прочтение. В период народной республики, длящийся и по сей день, лозунг национального единства был включён в официальную линию государства и подкреплён статьями ныне действующей Конституции КНР . Однако идея «единства пяти наций» была заменена концепцией многонационального государства с «56 народностями», которые совместными усилиями строят

*

Национальная политика в Конституции КНР 1982 г.регламентирована в преамбуле и статьях 4, 30, 52, 59, 65, 70, 89, 95, 97, 107, 134, а также в разделе VI [30; 31]

социалистическое государство, имея конституционные гарантии равенства перед законом и защиты в правах.

Руководство Китая уделяет внимание как разработке теоретических и законодательных основ своей национальной политики, так и распространению этих идей среди населения. За последние несколько лет был издан целый ряд учебных пособий и справочников, ориентированных как на студентов и широких читателей, так и на кадровых работников [32; 33; 34; 35; 36]. Кроме того, постоянно ведётся изучение исторических предпосылок для современной ситуации: заметны работы Цзинь Бингао [41; 42] и Гун Иня [38], посвящённые историческому обзору ситуации в ХХ в. и ранее [37]. Наряду с Цзинь Бингао, исследованием национальной политики Китая занимаются Мэн Лицзюнь [40], Лэй Чжэньян [39], Чжао Синьго [43] и другие крупные учёные КНР. Характерной особенностью этой школы является выделение «специфических черт» китайской национальной политики, где подчёркивается важность гармоничного мирного сосуществования, постулируется идеал общей цели, стоящей перед всеми народностями КНР, а также заявляется равноправие всех народов и запрет на шовинизм какого-либо из них. Характерной тенденцией в китайском подходе к теории национализма является активное участие государства в разработке и развитии всех аспектов этой области, для чего созданы специализированные группы (например, Группа по разработке материалов по теории национализма и национальной политике при Университете центрального теле- и радиовещания), ведётся работа среди членов Компартии и правительственных кадров. Несомненно, сложная обстановка в некоторых национальных автономиях вынудит китайские власти и учёные круги и в дальнейшем уделять большое внимание проблемам национализма в разных его трактовках.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Непомнин О.Е. История Китая. Эпоха Цин XVII - начало XX века / М.: Восточная литература, 2005.

2. Вэй Юань. Хайго тучжи / Пер., комм. С.Ю. Врадия // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 1999. № 3 (85). С. 26-31.

3. Линь Цзэсюй. Обращение к английской королеве; Секретное донесение императору о необходимости не ослаблять усилий в делах, связанных с варварами

// Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898). М., 1961. С. 53-64.

4. Линь Цзэсюй. Основные сведения о Российском государстве: материалы собраны Хоугуаньским Линь Цзэсюем (второе имя) Шаому / изд. текста, пер. с кит., вступ. ст., коммент., прил. С.Ю. Врадий. Владивосток, 1996.

5. Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898) / Сост. и общая ред. Н.Г. Сенина и Ян Хин-шуна. М., 1961. С. 105-134.

6. Китайские социальные утопии / Отв. ред. Л.П. Делюсин, Л.Н. Борох. М., 1987.

7. Мартынов Д.Е. «Лекции о небесах» Кан Ю-вэя: поздний этап интеллектуальной биографии мыслителя // Учёные записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 8. М.: ИВ РАН, 2013.С. 488-505.

8. Мартынов Д.Е. Кан Ю-вэй и научный метод (на материале «Лекций о небесах») // Россия - Китай: история и культура. Сборник статей и докладов участников V междунар.науч.-практ. конф. Казань: ЯЗ, 2013. С. 147-155.

9. Лян Цичао. О закономерности смены монархии демократией; Общие рассуждения о реформах // Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей... М., 1961. С. 135-169.

10. Сунь Ят-сен. Избранные произведения / Отв. ред. и вступ. ст. С.Л. Тихвинский. М., 1964.

11. Сунь Ятсен. Избранные произведения / Отв. ред. и вступ. ст. С.Л. Тихвинский. 2-е изд., испр., доп. М., 1985.

12. Степанянц М.Т. Восточная философия: вводн. курс: избр. тексты. М., 1997.

13. Степанянц М.Т. Восточная философия: вводн. курс: избр. тексты. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.

14. Березный Л.А. Сунь Ятсен и проблема создания новой национальной государственности (к постановке проблемы) // Всемирная история и Восток. М., 1989. С. 132-140.

15. Борох Л.Н. Традиционные источники социально-экономической программы Сунь Ят-сена // Китай: государство и общество. М., 1977. С. 153-175.

16. Волохова А.А. Об одной интерпретации национализма Сунь Ятсена // XIII научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1982. Ч. 3. С. 122-123.

17. Гузаров В.Н. Синтез китайской политической мысли и либеральных теорий Запада в наследии Сунь Ятсена // Четвертые востоковедческие чтения памяти С.Г. Лившица. Материалы IV региональной конф. Барнаул, 26 апреля 2002 г. -Барнаул: Изд-во БПГУ, 2002. С. 80-84.

18. Делюсин Л.П. Идеи паназиатизма в учении Сунь Ятсена о национализме // Китай: традиции и современность. М., 1976. С. 168-183.

19. Ефимов Г.В. Сунь Ятсен: поиск пути, 1914-1922. М., 1981.

20. Ефимов Г.В. Сунь Ятсен и его идейное наследство в советской историографии (60-70-е годы) // История и историки: историографический ежегодник. 1977 / отв. ред. М.В. Нечкина. М.: Наука, 1980. С. 81-101.

21. Мамаева Н.Л. К вопросу о политической программе Сунь Ятсена // Проблемы Дальнего Востока. 1988. № 6. С. 195-200.

22. Махмутходжаев М.Х. Взгляды Сунь Ятсена на решение национального вопроса в Китае // XI научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1980. Ч. 3. С. 15-21.

23. Меликсетов А.В. Социально-экономические взгляды Сунь Ятсена: происхождение, развитие, сущность // Китай: государство и общество. М., 1977. С.121-152.

24. Москалев А.А. Доктрина «пятинациональной республики» и Сунь Ятсен // Китайская традиционная культура и проблемы модернизации: 5-я междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир». 1994. Ч. 2. С. 26-28.

25. Москалев А. А. Доктрина «Республика пяти национальностей (РПН)» и Сунь Ятсен // Китай. Китайская цивилизация и мир. М., 1995. Ч. 2. С. 94-100.

26. Москалев А.А. Единая нация в проектах Сунь Ятсена // Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 3. С. 105-116.

27. Москалев А.А. Национализм в понимании Сунь Ятсена // Проблемы Дальнего Востока. 1999. № 2. С. 98-107; № 3. С. 82-91.

28. Стабурова Е.Ю. К оценке идеологии Сунь Ятсена // XXIII науч. конф. «Общество и государство в Китае». М., 1991. Ч. 2. С. 102-105.

29. Чумаков А.Д. Национальные аспекты в государственно-политической теории и деятельности Сунь Ятсена в 10-х - первой половине 20-х годов ХХ в. // Национальные отношения в новое и новейшее время: теория и политическая практика. Калининград, 2000. С. 55-66.

30. Чжунхуа жэньминь гунхэго сяньфа Ф^А^^ЭД [Конституция

Китайской Народной Республики] / Офиц. страница Центрального Народного Правительства КНР. [Пекин], 2013. иКЬ:

http://www.gov.cn/gongbao/content/2004/content_62714.htm (Дата обращения: 20.08.2015).

31. Конституция КНР / Официальный сайт консалтинговой группы «Окно в Китай»: Законодательство Китая. [Б.м.], 2008 - 2015. иКЬ: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution (Дата обращения: 20.08.2015).

32. Миньцзу лилунь юй миньцзу чжэнцэ КШШ^^КШШШ [Теория

национализма и национальная политика] / Под ред. Группы по разработке материалов по теории национализма и национальной политике. Пекин, 2012.

33. Су Дэ ШШ. Миньцзу цзяоюй чжэнцэ: синдун фаньсы юй лилунь фэньси К

ШШШШШ : {т^&Ш^Ш&'ЯШ [Политика национального воспитания: ретроспектива мероприятий и анализ теории]. Пекин, 2013.

34. Су Дэ ШШ. Миньцзу цзяоюй чжэнцэ: чжисин яньцзю юй аньли фэньси КШ

ШШШШ : Ш^Щ^^ШШ^Ш [Политика национального воспитания: качественные исследования и прецедент-анализ]. Пекин, 2014.

35. Чжоу Пин Миньцзу чжэнчжисюэ эршисань цзян — [23 лекции о национальной политике]. Пекин, 2014.

36. Миньцзу дицюй туань ганьбу дубэнь КШЙЕЙТ^Р^^ [Справочник кадровых работников от организаций национальных районов] / Под ред. Ло Мэй ^Ш. Пекин, 2013.

37. Цзинь Бингао ^М^. Чжунго гунчаньдан миньцзу чжэнцэ 90 нянь Ф1^

^^.КШШШ 90 ^ [90 лет национальной политики Коммунистической партии Китая]. Шэньян, 2014.

38. Гун Инь Чжунго лидай миньцзу чжэнцэ ганъяо ФШШ^КШШШШШ [Очерк по истории национальной политики в Китае]. Чэнду, 2013.

39. Лэй Чжэньян и др. ШШШЩ. Цзяньчи хэ ваньшань чжунго тэсэ миньцзу

чжэнцэ яньцзю I [Проведение и

совершенствование национальной политики с китайской спецификой]. Пекин, 2014.

40. Мэн Лицзюнь Ж&Щ. Синь чжунго миньцзу цзяоюй чжэнцэ яньцзю ^Ф1

КШ^ШШШЩЙ, [Политика национального воспитания в новом Китае]. Пекин, 2010.

41. Цзинь Бингао Миньцзу лилунь юй миньцзу чжэнцэ гайлунь КШЖ

[Общие принципы теории национализма и национальной политики]. Пекин, 2006.

42. Цзинь Бингао ^М^. Чжунго миньцзу юй миньцзу чжэнцэ ФШй^^й^ ШШ [Национальности Китая и национальная политика]. Пекин, 2013.

43. Чжао Синьго Ж^Ш. Чжунго тэсэ шэхуэй чжуи миньцзу лилунь гайлунь Ф

[Концепции теории национализма в рамках социализма с китайской спецификой]. Куньмин, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.