Научная статья на тему '2014. 01. 027. Ян Гуанбинь. Анализ форм демократии: теоретическая структура, исторические сравнения и выбор политики. Ян Гуанбинь. Цзовэй миньчжу синши дэ Фэнси: лилунь цзяньгоу, лиши бицзяо юй чжэнцэ сюаньцзэ // чжунго Жэньминь дасюэ сюэбао. – Бэйцзин, 2012. – № 6. – С. 2–11. – кит. Яз'

2014. 01. 027. Ян Гуанбинь. Анализ форм демократии: теоретическая структура, исторические сравнения и выбор политики. Ян Гуанбинь. Цзовэй миньчжу синши дэ Фэнси: лилунь цзяньгоу, лиши бицзяо юй чжэнцэ сюаньцзэ // чжунго Жэньминь дасюэ сюэбао. – Бэйцзин, 2012. – № 6. – С. 2–11. – кит. Яз Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА – КНР / ДЕМОКРАТИЯ – ТИПЫ И ФОРМЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 01. 027. Ян Гуанбинь. Анализ форм демократии: теоретическая структура, исторические сравнения и выбор политики. Ян Гуанбинь. Цзовэй миньчжу синши дэ Фэнси: лилунь цзяньгоу, лиши бицзяо юй чжэнцэ сюаньцзэ // чжунго Жэньминь дасюэ сюэбао. – Бэйцзин, 2012. – № 6. – С. 2–11. – кит. Яз»

ВЛАСТЬ

2014.01.027. ЯН ГУАНБИНЬ. АНАЛИЗ ФОРМ ДЕМОКРАТИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКИЕ СРАВНЕНИЯ И ВЫБОР ПОЛИТИКИ.

ЯН ГУАНБИНЬ. Цзовэй миньчжу синши дэ фэнси: лилунь цзянь-гоу, лиши бицзяо юй чжэнцэ сюаньцзэ // Чжунго жэньминь дасюэ сюэбао. - Бэйцзин, 2012. - № 6. - С. 2-11. - Кит. яз.

Профессор института международных отношений Народного университета Китая рассматривает вопросы выбора форм демократии для КНР.

Автор считает, что главная проблема Китая в настоящее время - «общественная структура, которой присущи коррупция и корпоративные интересы как следствие чрезмерной монополизации ресурсов» (с. 2). Многие недовольны социальной несправедливостью в обществе. В различных областях существует коррупция, главной причиной является чрезмерный контроль полномочных органов из-за «монополии государства и правительства над ресурсами» (с. 3), что характерно для стран с переходной формой собственности. Существующие в КНР «совещательная демократия» и «демократия участия» решить данную проблему не могут.

Хотя китайский народ «требует демократии уже более 100 лет», однако в понимании демократии широкими слоями общества за это время «так и не был сделан прорыв». Китайское общество по-прежнему оперирует общими понятиями демократии конца Х1Х - начала ХХ в., заложенными Янь Фу, Кан Ювэем, Лян Цичао, Тань Сытуном и Сунь Ятсеном. Согласно материалам исследования, проведенного в 2011 г. по заказу газеты «Хуаньцю шибао», 80% опрошенных заявили о том, что «к демократии надо стремиться», при этом только 20% респондентов готовы «принять западную демократию», а 80% считали, что «Китай должен пойти по собственному демократическому пути». Но что такое «собственный демократический путь» простые люди сказать не могут, так как даже на теоретическом уровне в современном Китае не выяснено, что такое «формы демократии» и «демократический путь» (с. 3).

Ян Гуанбинь полагает, что для создания «эффективной демократии» ученым КНР стоит разобраться в том, что представляют собой конституционная демократия, «разделенная демократия»,

избирательная демократия, «совещательная демократия», «демократия участия», какие связи возникают между ними, тем более что человечество накопило в этих областях огромный положительный и отрицательный опыт (с. 7). Такой анализ позволит понять, почему и как возникает «неэффективная демократия».

Для моделирования «эффективной демократии» он призывает использовать иерархический порядок, предложенный американским философом Джоном Ролзом1, и сгруппировать пять форм демократии, данных выше, в определенной иерархии в три группы.

На первое место поставлена конституционная, или законодательная демократия, которая обеспечивает базовые права и свободы граждан, а также суверенитет государства. Особое значение в данном случае имеют не только законодательная система, но и наличие соответствующей правовой культуры в обществе.

Второе место должна занять «разделенная демократия». Она означает делегирование центром прав местным органам власти, правительством - предприятиям, действующим в условиях рыночной экономики. При этом законодательная власть всегда должна находиться в руках государства, а суверенитет государства тем более не может быть «распылен местным самоуправлением».

Третью позицию в данной иерархии должны занимать избирательная демократия и совещательная демократия. Избирательная демократия, оговаривается автор, может иметь три вида негативных последствий: «тиранию большинства», образование недемократической диктатуры (пример - поражение Веймарской республики и приход к власти нацистов), противоречивость национальных государств и возникновение в них столкновений на межнациональной основе. Отстаивая право наций на самоопределение, национальные государства во внутренней политике сталкиваются с нарастанием межнациональных конфликтов. Практика демократии и демократических выборов в КНР свидетельствует, что «в силу ограниченности понимания демократии» сторонники демократии сводят ее к требованию проведения «конкурентных выборов» (с. 8).

Современный Китай, по мнению автора, вступил в период становления демократии, причем некоторые формы развиваются с

1 Лоэрсы: «Чжэнчжи чжэсюэши цзянвэнь». - Бэйцзин: Чжунго шэхуэй кэ-сюэюань шубаньшэ, 2001. - Кит. яз.

взрывной скоростью. Это, например, относится к демократии участия и высокой активности населения в интернет-сетях, появлению в Китае компаний, профессионально занимающихся «обращением к властям» по требованию населения, многократному возрастанию случаев «уличной демократии».

Из-за отсутствия базовой демократии особенностью Китая становятся требования «прямой демократии». Поддержание политической стабильности в этих условиях достигается путем финансовой компенсации населению нарушенных местными властями демократических прав, что само по себе носит «противозаконный характер» (с. 10).

Поэтому автор призывает к развитию системы законности, которая включает в себя правовую культуру общества, управление государством на базе законов. Центральными элементами здесь должны выступать «один центр» (система собраний народных представителей) и «две основы» (судебная система и административная система). Таким образом «законодательная демократия» станет основой не только для деятельности общества и его членов, но и условием формирования системы «ограничения полномочий органов исполнительной власти». Именно такой подход для Китая предлагают Рандал Риренбум из Оксфорда, Эндрю Валдер из Стэнфордского университета и Линн Уайт из Принстонского уни-верситета1 (с. 10).

Приоритетом должно стать становление в КНР «базовой демократии», что важнее, нежели демократия «верхнего уровня», которая больше носит поверхностный характер. Для решения «болезни демократии» следует реализовать «демократию разделения властей» в виде ограничения полномочий органов исполнительной власти и развития самоуправления на местах. Процесс должен идти, по мнению автора, «не сверху вниз, а снизу вверх».

Помимо поиска модели демократического государства необходимо понять, какой путь придется пройти и какие трудности будет необходимо преодолеть. От того, какой путь будет предложен для развития демократии в Китае, будет зависеть дальнейшее развитие страны.

В.Г. Ткачев

1 Бэйвэйцан. Фачжи юй минчжу: Чжунго цун ячжоу сицюй дэ цзинянь хэ сюньлянь. Чжунго лилунь дунтай. - 2010 (8). На кит. яз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.