Научная статья на тему 'Национальный реестр надежных поставщиков товаров, работ и услуг, как дополнительное средство безопасности при проведении сделок'

Национальный реестр надежных поставщиков товаров, работ и услуг, как дополнительное средство безопасности при проведении сделок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / ПОСТАВЩИКИ ТОВАРОВ / РАБОТ И УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / КОРРУПЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Виктория Игоревна, Алексеев Иван Игоревич, Чашникова Марина Николаевна

Рассмотрены вопросы проведения государственных закупок в развитых странах, а также затронуты вопросы совершенствования системы государственный закупок в РФ. Предложено разработать национальный реестр надежных поставщиков товаров, работ и услуг, основной целью которого будет выявление и поддержка производителей и поставщиков наиболее качественных товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации, что повысит безопасность продукции, работ и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеева Виктория Игоревна, Алексеев Иван Игоревич, Чашникова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальный реестр надежных поставщиков товаров, работ и услуг, как дополнительное средство безопасности при проведении сделок»

УДК 352

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР НАДЕЖНЫХ ПОСТАВЩИКОВ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ, КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СДЕЛОК

В.И. Алексеева1, И.И. Алексеев2, М.Н.Чашникова3

1Администрация Невского района Санкт-Петербурга, 192131, Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, 163;

2ООО «Дж. Т.И. Россия», 123112, Москва, Красногвардейский 1-й проезд, дом 15, этажи 28-32

Рассмотрены вопросы проведения государственных закупок в развитых странах, а также затронуты вопросы совершенствования системы государственный закупок в РФ. Предложено разработать национальный реестр надежных поставщиков товаров, работ и услуг, основной целью которого будет выявление и поддержка производителей и поставщиков наиболее качественных товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации, что повысит безопасность продукции, работ и услуг.

Ключевые слова: система государственных закупок, поставщики товаров, работ и услуг, государственный заказ, коррупция, безопасность.

NATIONAL REGISTER OF RELIABLE SUPPLIERS OF GOODS, WORKS AND SERVICES, AS AN ADDITIONAL SAFETY FACILITY FOR CONDUCTING TRANSACTIONS

V.I. Alekseeva, IIAlekseev, M.N.Chashnikova Administration of Nevskij district of St. Petersburg, 192131, St. Petersburg, Obukhovskoj Oborony Ave., 163;

OOO "G.T. I. Russia», 123112, Moscow, Krasnogvardejskij 1-y passage, 15, 28-32 floors

The issues of public procurement in developed countries are considered, as well as the issues of improving the system of public procurement in the Russian Federation. It is proposed to develop a national register of reliable suppliers of goods, works and services, the main purpose of which will be to identify and support manufacturers and suppliers of the most high-quality goods, works and services on the territory of the Russian Federation, which will increase the safety of products, works and services.

Keywords: system of public procurement, suppliers of goods, works and services, public procurement, corruption, security.

Система государственных закупок представляет собой целостный и организованный механизм, обладающий огромным множеством взаимосвязанных элементов. Государственная закупка представляет собой стадию выполнения государственного заказа, характеризуется как процесс деятельности государственных учреждений и хозяйствующих субъектов различных форм собственности по обеспечению потребности учреждений в товарах, работах и услугах для государственных нужд. Основная цель осуществления процедуры государственной закупки заключается в удовлетворение общественных потребностей.

Государство стало увеличивать свои расходы на государственные закупки, в период активного развития социальной сферы, чем создало спрос на товары, работы, услуги со стороны учреждений, относящихся к составу общественного сектора экономики, что способствовало увеличению ВВП. Тем самым, необходимо отметить, что государственные закупки оказывают не только положительное влияние на развитие макроэкономических показателей, но и влияют на динамику роста экономики страны и региона, являясь важным фактором, формирующим совокупный спрос.

1Алексеева Виктория Игоревна - кандидат экономических наук, специалист отдела здравоохранения, тел.: (812) 417-37-47, е-mail:avi-guse@mail.ru;

2Алексеев Иван Игоревич специалист по развитию территории ООО «Дж.Т.И. Россия»,тел.: +7 921 956 67 03, е-mail:ivan alecseev@mail.ru

3Чашникова Марина Николаевна - главный специа- домственных учреждений отдела здравоохранения, лист сектора планирования и развития сети подве- тел.: (812) 417-37-47, е-mail:mari47@inbox.lv ;

Принципы, на которых основывается система государственных закупок Европейского союза, в целом не сильно отличаются от принципов, принятых во многих странах. Это принцип прозрачности, подразумевающий открытую и доступную информацию о государственных закупках, принцип подотчетности и соблюдения принятых процедур, а также принцип недопущения дискриминации, подразумевающий равные возможности для всех участников закупок.

В Европейской практике применяются практически все известные виды закупочных процедур. Это открытые и закрытые конкурсы, которые также подразделяются на одноэтапные и двухэтапные, закупки у единственного источника и метод запроса котировок, а также метод запроса предложений и конкурентных переговоров, применяющиеся в некоторых Европейских странах. При проведении закупки этим методом заказчик направляет запросы предложений не менее чем трем потенциальным поставщикам и устанавливает критерии компетентности поставщика для их оценки, а также относительные значения этих критериев и порядок их применения при оценке. Рассматривает управленческую и техническую компетентность поставщика, его цены, с учетом предстоящих расходов, например, на эксплуатацию и ремонт, а также эффективность решения участником поставленной задачи. Возможно проведение конфиденциальных переговоров с участниками, предоставившими предложения, удовлетворяющие заказчика. После проведения переговоров с потенциальными поставщиками заказчик назначает дату, к которой участникам необходимо предоставить свои окончательные предложения.

Британская контрактная система имеет централизованный характер. Подведомственный Казначейству специальный уполномоченный орган, которым является Управление по делам государства, занимается анализом и оценкой необходимости, а также возможных рисков размещения той или иной закупки.

Одним из важнейших аспектов деятельности Управления по делам государства Великобритании является проведение единой государственной политики в сфере государственного заказа, что означает сопровождение процесса размещения заказа, управление заключенными контрактами, а также мониторинг и обоснование их выполнения и т.д.

В качестве характерной особенности системы государственных закупок в Великобритании можно отметить развитие так называемых торгов «на приватизацию», подразумевающих передачу на конкурентной основе в частный сектор выполнение функций, которые ранее осуществляемых государственными или

муниципальными структурами, такие как коммунальное обслуживание, а также строительство и содержание автодорог.

В Германии используют децентрализованную модель государственных закупок. Органы власти всех уровней самостоятельно выполняют закупочные процедуры в рамках действующего национального и европейского законодательства, ответственность за процесс и результаты государственных закупок лежит на каждом отдельном органе власти, выполняющем конкретную закупку. В рамках программы по поддержке малого и среднего бизнеса осуществляется деление крупных заказов на лоты меньшего размера.

Проблемы, связанные с коррупцией, происходили и в Германии, являющейся, пожалуй, самой развитой страной Европейского союза: недобросовестная конкуренция или попытки подкупа представителей заказчика. В целях борьбы с подобными явлениями, государственными учреждениями введена система работы с государственным заказом, подразумевающая привлечение на службу независимых сотрудников, контролируемых вышестоящими надзорными органами и полномочными представителями Счетной палаты.

Параллельно с введением новой системы организации процесса государственных закупок, для борьбы с коррупцией в Германии государственный заказчик может по своему усмотрению устанавливать необходимые квалификационные критерии и определять требования, которым должны соответствовать участники. Граница подобной свободы определения дана пп.1 п. 5 параграфа 6 БОУОБ/Л, в силу которого нужные подтверждения квалификации, а также заявленные минимальные требования к производственной мощности должны объективно коррелироваться с предметом заказа и соответствовать ему.

Так же согласно параграфу 6 БОУОБ/Л в распоряжении заказчика имеются следующие возможности отбора надлежащего поставщика.

а) Референтные проекты как подтверждение квалификации участника

Наиболее значимой возможностью на практике определить профессиональную квалификацию участника заказчик вправе запросить референтный проект. Компания должна будет предъявить проекты, реализованные за последние три завершенных года и по содержанию сравнимые с теми, на которые объявлен тендер.

На основании референтных проектов государственный заказчик, с одной стороны, может проверить, действительно ли участник тендера реализовывал аналогичные проекты. С другой стороны, воспользоваться контактными данными для связи с заказчиком предыдущих

В.И. Алексеева, И.И. Алексеев, М.Н. Чашникова

проектов для сбора информации об опыте фирмы.

б) Материально-техническая база и кадровый потенциал компании

Практической возможностью получить представление о материально-технической базе участника закупки является запрос сведений о совокупном обороте предприятия, или обороте по отдельным видам работ за последние три завершенных года. Таким образом, государственный заказчик может оценить состояние финансово-хозяйственной деятельности и понять обладает ли оно достаточной материально-технической базой.

На практике, у участника закупки запрашиваются сведения о среднем количестве занятых работников, за последние три завершенных года, разделенным по профессиональным группам. Таким образом, в определенных пределах представляется возможность оценить, располагает ли компания достаточным количеством персонала для выполнения контракта.

в) Проверка законопослушности и надежности

Данный критерий отбора базируется на отсутствии у участников закупок недоимок по налогам и сборам, а также вступивших в законную силу приговоров суда за совершение уголовных преступлений.

г) Система экологического менеджмента и менеджмент качества

Для гарантии высокого качества выполнения работ, заказчик вправе запросить доказательства следования методам экологического менеджмента. Такое доказательство дает Система экологического менеджмента и аудита

(«EMAS»).

В Германии, как и в других странах Европейского Союза запрашивается сертификат системы менеджмента качества на соответствие DINISO 9001 либо похожим нормам сертификации. Таким образом удостоверяется, что происходящие внутри компании процессы соответствуют высокому уровню качества.

д) Подтверждение квалификации предприятиями

Одной из возможностей подтверждений квалификации компании является ее внесение в федеральный реестр предприятий, прошедших предварительный отбор.

В соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» победителем конкурса становиться участник, предложивший наименьшую стоимость. Однако, в последнее время увеличиваются случаи, когда такая «наименьшая цена» оборачивается для государственного заказчика множеством проблем. Например, нарушение

срока, некачественное и ненадлежащее выполнение работ (услуг), необходимость устранения недостатков и несения государственным заказчиком дополнительных расходов. Для того, чтобы, по возможности, предотвращать наступление таких негативных последствий, основной задачей заказчика является определение надлежащего подрядчика в рамках процедуры осуществления государственных закупок.

При анализе сложившейся практики в сфере закупок товаров работ и услуг выявлено, что от качественного выполнения государственных закупок в целом, зависит повышение качества жизни населения.

Обоснование использования нематериальных критериев в конкурсной документации, разработке инструментов повышения качества товаров, работ и услуг в сфере государственного заказа, а также разработка методики рейтин-гования организаций участников сферы государственного заказа по критериям деятельности организации, в том числе с учетом опыта и деловой репутации, является одним из ключевых инструментов безопасности заключения сделки.

В целях совершенствования системы государственных закупок существует потребность разработки национального реестра надежных поставщиков товаров, работ и услуг (далее - Реестр), который является некоммерческим проектом, направленным на выявление и поддержку производителей и поставщиков наиболее качественных товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации.

Для поставщиков одним из преимуществ в данном Реестре станет подтверждение соответствия организации методикам отраслевых объединений по оценке опыта и деловой репутации предприятий, а также дополнительная возможность позиционирования организации, ее положительных сторон. Для заказчиков Реестр поможет сократить время, затрачиваемое на процедуру выбора надежных поставщиков в любой области экономики, на подтверждение их деловой репутации, конкурентоспособности товаров, работ и услуг. Потребитель получит четкий ориентир, услугами и товарами какой компании пользоваться предпочтительней.

При формировании Реестра должны быть учтены следующие принципы:

- добровольность включения;

- максимально широкий отраслевой

охват;

- недискриминационный подход.

Реестр должен быть построен по принципу ранжирования с обязательным преду-смотрением трехуровневой системы включения и разработкой своих правил для каждого уровня по единым правилам, унифицированным

подходам, вызывающим доверие со стороны профессионального сообщества.

Iуровень внесения «А». Субъекты предпринимательской деятельности независимо от организационно-правовой формы собственности, отвечающие требованиям Национальных стандартов по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.

II уровень внесения «В». Субъекты предпринимательской деятельности независимо от организационно-правовой формы собственности, прошедшие процедуру оценки на соответствие внутренним методикам ассоциаций, союзов, отраслевых объединений, разработанных совместно с держателем Реестра.

III уровень внесения «С». Субъекты предпринимательской деятельности, независимо от организационно-правовой формы собственности, не прошедшие процедуру оценки соответствия, но желающие стать членами Реестра. В этом случае компании самостоятельно предоставляют данные о своей организации и включаются в Реестр в качестве Кандидата.

Для каждого из вышеперечисленных уровней предусмотрены механизмы аудита и контроля, а достоверность информации обеспечат сложные процедуры проверки с ежемесячной актуализацией данных.

Такой профессиональный инструмент станет полезным навигатором для поиска надежного контрагента для реализации как коммерческих, так и государственных проектов.

Своевременность и актуальность формирования Реестра надежных поставщиков, как один из инструментов безопасности, признана на уровне Министерства строительства Российской Федерации, которое сообщает, что разработало правила отбора подрядчиков для проведения капитального ремонта. Компании с опытом работы не менее 3 лет, выполняющие взятые на себя обязательства предлагается включать в специальный реестр и среди них проводить конкурсные процедуры. Данный факт подтверждает правильность выбранного курса по разработке и созданию реестра надежных поставщиков.

Следует отметить, что состояние системы государственных закупок является показателем развитости правовой и экономической системы страны. Удовлетворение потребностей населения при участии органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и общественных институтов путем предоставления государственных услуг является одним из важнейших элементов социального благополучия граждан и устойчивого экономического развития государства.

Несмотря на процесс совершенствования законодательства Российской Федерации в области государственного заказа в настоящий момент остаются не проработанными ряд вопросов, связанных с эффективностью и безопасностью проведения закупок. Для того чтобы процесс формирования и размещения закупок осуществлялся с наибольшей экономической эффективностью и безопасностью, необходимо внесение изменений в действующее законодательство в области государственных закупок, развивать систему нормативно-правового регулирования деятельности с целью исключения негативных явлений при проведении процедур государственных закупок таких как, неполное или некорректные данные технического задания, участие недобросовестных поставщиков товаров, работ, услуг и неэффективное расходование государственных средств.

Создание реестра надежных поставщиков товаров, работ и услуг, как эффективного способа снижения рисков при взаимодействии заказчиков и подрядчиков, как в частном, так и в государственном секторе экономики. Применение стандартов в государственном заказе ограничено Законом № 44-ФЗ, однако даже в рамках действующего законодательства, стандарты оценки деловой репутации позволяют значительно снижать риски, как недобросовестного поведения поставщиков, так и злоупотреблений со стороны заказчиков при описании требований к участникам закупки.

Литература

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.

2. Батачев А.Р. и др. Формирование и развитие системы государственного заказа на примере опыта Санкт-Петербурга: научное издание / под ред. В.В. Бланка. СПб: Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, 2006. 234 с.

3. Бурлаков Н.А. Проблемы формирования бизнес-процессов взаимодействия государственных учреждений Санкт-Петербурга в сфере закупок // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 4. С. 98-101.

4. Бурлаков Н.А. Совершенствование регионального механизма информационного обеспечения процесса управления государственными закупками // Креативная экономика. 2014. № 8. С. 72-79.

5. Зилбер Ф. Передача государственного заказа на выполнение строительных работ в Федеративной Республике Германия // Бюллетень ТК 066. Вопросы оценки деловой репутации. - 2015. - №1. - С. 47-51.

6. Directive 2004/17/CE du Parlement européen et du

Conseil du 31 mars 2004 portant coordination des procédures de passation des marchés dans les secteurs de l'eau, de l'énergie, des transports et des services postaux // Journal officiel n° L 134 du 30/04/2004 p. 0001 - 0113.

7. Directive 2004/18/EC of the European Parliament and of the Council of 31 March 2004 on the coordination of procedures for the award of public works contracts, public supply contracts and public service contracts // Journal officiel n° L 134 du 30/04/2004 p. 0114 - 0240.

8. 6 EGVOB/A - Vergabe -und Vertagsordnung fur Bauleistungen Teil

Положение о передачи госзаказа и заключение договора строительного подряда

9. WTO Government procurement - The plurilateral Agreement on Government Procurement (GPA) [Electronic resource]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/gproc_e/gp_gpa_e .htm (дата обращения: 22.04.2016).

УДК 327.7

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ И НАСЕЛЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В СТРАНАХ ЕС В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

О.В. Алексеева1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21.

В данной статье рассматривается состояние Евросоюза в современный период с 2008 года по настоящее время. Европейский Союз продолжает позиционировать себя как место стабильности в мире. Правительство ЕС оперативно вносит практические и законодательные предложения, обозначает новые цели развития, пытаясь помочь Евросоюзу справиться с актуальными вызовами, обеспечить дальнейшее процветание и безопасность Европы.

Ключевые слова: безопасность, Римская декларация, Европейский союз, кризис, миграция, миграционная политика, беженцы, терроризм, охрана границ.

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN ENSURING THE SECURITY OF TERRITORIES AND POPULATION: THE CURRENT SITUATION AND SOLUTIONS IN THE EU

COUNTRIES IN TIMES OF CRISIS

A.V. Alekseeva

Saint-Petersburg state economic University (SPbGEU), 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya street, 21

This article discusses the state of the European Union in the modern period from 2008 to the present. The European Union continues to position itself as a place of stability in a troubled world. The EU government promptly makes practical and legislative proposals, identifies new development goals, trying to help the European Union to cope with pressing challenges, ensure the prosperity and security of Europe.

Keywords: security, the Rome Declaration, the European Union, unity, crisis, migration, migration policy, refugees, terrorism, border protection.

Эпоха масштабного расширения ЕС закончилась в 2004 году, в результате Евросоюз предстал как разнородное объединение стран (произошла трансформация интеграции: от западноевропейской к европейской), присоединились страны Центаральной и Восточной Европы. В 2009 году вступил в силу Лиссабонский Договор о Европе, принято считать, что с этого момента период стремительного успешного развития евроинтеграции сменился новым периодом кризисов (Еврокризис). Так в 2008 году Евросоюз впервые столкнулся с серьезным финансовым кризисом, за которым по

настоящее время следует целая череда сложноразрешимых проблем. К таким проблемам следует отнести глобальный и экономический кризис, системный кризис, терроризм, вышедшая в 2015г. из под контроля иммиграция, проявление сепаратизма в «старой» Европе, социально-экономическое неравенство стран-членов, возросшая популярность национализма.

Правительство ЕС, утверждает, что порознь страны-члены не справятся с динамикой глобального развития, поэтому единство стран является, как никогда, осознанной необходимостью.

1 Алексеева Ольга Владимировна - кандидат географических наук, доцент СПбГЭУ, тел.: +7 911 9384742, e-mail: okrukova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.