Образование
НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ*
Т. Л. КЛЯЧКО
Основная цель национального проекта «Образование» — вхождение России в десятку стран — лидеров по качеству общего образования — вполне достижима. Однако существуют риски снижения мотивации участников проекта и формального подхода к его реализации.
Ключевые слова: образование, национальный проект, финансирование, федеральный бюджет, качество образования.
По мере уточнения состава мероприятий национального проекта «Образование» изменяются и расходы на его реализацию. По сравнению с первоначально заявленными в сентябре 2018 г. 747 612,43 млн. руб. они, согласно его паспорту, увеличены до 784 453,54 млн. руб., или на 4,9%. Рост заявленного финансирования произошел главным образом за счет увеличения расходов федерального бюджета -более чем на 35 млрд. руб. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации незначительно снизилась: с 5,9 до 5,8%.
Наибольшее увеличение расходов произошло по федеральному проекту «Современная школа» - на 17 201,52 млн. руб., что составляет почти половину прироста всех затрат (46,2%). Согласно паспорту национального проекта регионы софинансируют реализацию мероприятий по развитию современной школы: на это запланировано израсходовать 90,3% всех средств консолидированных бюджетов. При этом из более 253 млрд. руб. федеральных средств, которые пойдут на данный проект, свыше 240 млрд. руб. будут переданы посредством межбюджетных трансфертов непосредственно в региональные бюджеты.
В свою очередь, региональные бюджеты передадут 41 298,85 млн. руб. муниципальным бюджетам на реализацию федерального проекта «Современная школа».
Вторым бенефициаром увеличения бюджетного финансирования национального проекта «Образование» стал федеральный проект «Социальная активность». Его дополнительное финансирование составит 18 918,62 млн. руб. (рост в 3,3 раза). Выделение столь значительных дополнительных средств на молодежную проблематику, развитие волонтерства и наставничества призвано, вероятно, компенсировать снижение расходов федерального бюджета на эти цели в последние годы.
По остальным федеральным проектам изменений в финансировании по сравнению с первоначальным вариантом не произошло.
Одной из главных целей национального проекта является вхождение России в число 10 стран - лидеров по качеству общего образования. Во многом формулирование именно такой цели было обусловлено относительно низкими показателями нашей страны в международном сравнительном исследовании PISA. Вместе с тем по индексу человеческого капитала, который в 2018 г. был рассчитан Все-
Клячко Татьяна Львовна, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор (Москва), е-таН: [email protected]
" — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 9 (92) (июнь 2019 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
ОБРАЗОВАНИЕ
мирным банком, Россия заняла 9-е место по качеству общего образования с учетом всех достижений российских школьников в международных исследованиях качества школьного образования. Соответственно, если в последующие годы удастся не растерять достигнутые результаты, то проблем с выполнением президентского указа по данной цели не предвидится. В этом случае основным риском становится снижение мотивации участников национального проекта «Образование» и их переход к формальному его выполнению.
Второй показатель повышения качества образования связан с международной конкурентоспособностью российского высшего образования - с вхождением российских вузов в ТОП-500 глобальных рейтингов университетов. При этом глобально конкурентоспособные университеты должны теперь быть представлены в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации. Такой подход может позволить несколько ограничить доминирование в федеральном проекте «Молодые профессионалы» (подпроект «Глобальная конкурентоспособность высшего образования») московских и петербургских вузов.
Реализация второй цели национального проекта - «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национал ьно- культурных традиций» - оценивается двумя показателями:
• повышением доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, с 71% в 2017 г. до 80% в 2024 г.;
• ростом численности обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования, с 1,6 млн. человек в 2017 г. до 8,8 млн. человек в 2024 г.
Представляется, что именно задача резкого увеличения численности обучающихся, во-
влеченных в деятельность общественных объединений, - в 5,5 раза - потребовала радикального наращивания расходов в федеральном проекте «Социальная активность».
Показатели создания современных физ-культурно-спортивных комплексов в сельской местности перенесены из федерального проекта «Современная школа» в федеральный проект «Успех каждого ребенка», т.е. фактически деятельность указанных комплексов связывается с обеспечением дополнительного образования детей и молодежи, а не только с занятиями физкультурой в школе. Следует отметить особое внимание, которое уделяется созданию инфраструктуры внеурочных занятий сельских школьников.
Важно и то, что сельские школы получат доступ к скоростному Интернету. Это позволит им перейти на современные образовательные технологии, а сельские школьники смогут пользоваться широким спектром образовательных ресурсов и образовательных платформ. Однако это расширение возможностей потребует серьезного повышения квалификации сельских учителей, омоложения учительского корпуса сельских школ.
Таким образом, проблемы образования на селе решаются в рамках федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего» и «Социальная активность».
В федеральном проекте «Молодые профессионалы» (подпроект «Модернизация среднего профессионального образования») предполагается уже в 2019 г. создать «не менее 700 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций». Предполагается, что число указанных мастерских будет ежегодно расти на 700-1000 единиц в течение всего времени осуществления данного проекта. Однако при сохранении формулировки «по одной из компетенций» данный показатель вызывает серьезные сомнения, поскольку позволяет создавать все мастерские только по одной и той же
50 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 26 • № 6 • ИЮНЬ 2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ
компетенции. Между тем речь фактически идет о создании в системе среднего профессионального образования современных ресурсных центров, дающих молодежи возможность получать необходимые навыки для работы на новом современном оборудовании.
Основными рисками реализации национального проекта «Образование» и входящих в него федеральных проектов являются следующие:
• возникновение дополнительных расходов бюджетов субъектов РФ на содержание создаваемой материально-технической базы (инфраструктуры), а также на заработную плату персоналу новых образовательных организаций;
• кампанейщина в процессе осуществления указанных проектов, формализм и рост отчетности вместо решения реальных проблем развития региональных систем образования;
• один из ключевых показателей проекта -«уровень образованности». При этом не учитывается, что: а) образование является
достаточно инерционной системой с длительными «технологическими циклами», б) в современном мире уровень образованности зависит во многом от образовательной активности самого населения (самообразование). Соответственно, необходимо создавать стимулы для развития самообразования различных групп населения, что нацпроектом не предусмотрено;
• отсутствие комплексности в реализации как отдельных проектов, так и предложенных федеральных проектов в целом, несогласованность в их осуществлении.
К числу негативных последствий формальной и некачественной реализации нацпроекта
можно отнести:
• рост дефицитов региональных бюджетов;
• дефицит педагогических кадров;
• дефицит текущего финансирования системы образования;
• потерю населением и образовательным сообществом доверия к реализуемым мероприятиям национального проекта «Образование». ■
National Project Education: Advantages and Risks
Tatyana L. Klyachko — Director of Center for Continues Education in Economics of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Doctor of Economic Sciences, Professor (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
The main goal of the National Project «Education» — to ensure Russia's placement in the top ten countries in general education quality ranking — is quite achievable. However, there exist some risks that the motivation of the project participants may dwindle, and the approach to implementing the project will be purely formal.
Key words: education, national project, financing, federal budget, quality of education.