Научная статья на тему 'Национальный костюм - объект этнокультурного компонента в технологическом образовании и средство развития творческих способностей студентов'

Национальный костюм - объект этнокультурного компонента в технологическом образовании и средство развития творческих способностей студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ / NATIONAL DRESS / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONAL QUALITIES / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / FIGURATIVE-ASSOCIATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куулар М. М.

Cтатья раскрывает психолого-педагогические аспекты этнокультурного компонента в технологическом образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL DRESS -OBJECT OF AN ETHNO-CULTURAL COMPONENT IN TECHNOLOGICAL EDUCATION AND MEANS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS

An article opens psihologo-pedagogical aspects of an ethno-cultural component in technological education.

Текст научной работы на тему «Национальный костюм - объект этнокультурного компонента в технологическом образовании и средство развития творческих способностей студентов»

усвоение (выполнение) каждого вида учебной деятельности. Преподаватель на основании своего опыта определяет трудоемкость каждого вида работы и присваивает за каждый определенное число рейтинговых баллов, исходя из числа действий по его выполнению, объема времени, затраченного на каждый вид. Запланированное число баллов объявляется заранее и присуждается любому студенту, правильно

выполнившему задание. Студент в случае неудовлетворенности своим результатом может переделать и пересдать работу.

На основе рейтингового контроля научное мышление и определенные

психолого-педагогические знания,

умения студента синтезируются, и формируется система знаний и умений по методике преподавания химии. Данное качество личности в дальнейшем проявляется в качестве такого личностного образования как предметно-орентированная (методическая)

компетентность учителя химии.

Литература

Поддубный А.В. Рейтинговая система оценивания успеваемости студентов / А.В. Поддубный, Л.Я. Ащепкова, И.К.Панина, А.Б. Смышляев, О.Д. Арефьева - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006 - 108 с.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ - ОБЪЕКТ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

NATIONAL DRESS - OBJECT OF AN ETHNO-CULTURAL COMPONENT IN TECHNOLOGICAL EDUCATION AND MEANS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS

М.М. Куулар Marina Kuular

Огатья раскрывает психолого-педагогические аспекты этнокультурного компонента в технологическом образовании

Ключевые слова: национальный костюм, творческая деятельность, личностные качества, инновация, образно-ассоциативное мышление.

An article opens psihologo-pedagogical aspects of an ethno-cultural component in technological education.

Key words: national dress, creative activity, personal qualities, innovation, figurative-associative thinking.

«Народные промыслы», «Декоративно-прикладное искусство Тувы», «Художественная обработка материалов», «Моделирование», «Кухня народов мира» и другие дисциплины реализуют этнокультурный компонент, который становится одной из образовательных, инновационных линий в системе профессиональной подготовки учителей технологии и предпринимательства. Этнокультурный компонент помогает глубже понять культурные, социальные и экономические проблемы республики и позволяет студентам активно участвовать в практической и научной деятельности. Значение этнокультурного компонента в

профессиональной подготовке учителей технологии и предпринимательства возрастает, это обусловлено осознанным стремлением изучить, сохранить, обогатить самобытную материальную культуру тувинского народа.

Современный учитель технологии и предпринимательства - это специалист с новым мышлением, творческая личность, носитель ценностей и традиций родной культуры, проводник, продолжатель и производитель этих ценностей, способный решать профессионально-педагогические задачи в вопросах этнокультурного образования, воспитания учащихся. Национальная культура несет

М.М. Куулар Национальный костюм - объект этнокультурного компонента в технологическом образовании и средство развития творческих способностей студентов

в себе огромный социально-педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебном процессе.

Этнокультурологический подход в профессиональной подготовке учителей технологии и предпринимательства имеет не только педагогическое, но и социальное значение для нашей республики. В условиях рыночной экономики возрождение и развитие материальной культуры является одним из путей решения социально-экономических проблем. В частности, развитие декоративно-прикладного

творчества, национального костюма, национальной кухни является одним из путей развития малого и среднего бизнеса.

Одним из видов народного декоративно-прикладного искусства, развивающего творческие способности в области создания одежды, является национальный костюм. Изучение тувинского национального костюма и других предметов декоративно-прикладного искусства способствует развитию личностных качеств, саморазвитию и творчеству студентов. При выборе тем курсовых, дипломных работ многие студенты отдают предпочтение темам этнокультурной направленности. Они внимательно знакомятся с образцами традиционной национальной одежды, просматривают презентации с моделями национальной одежды, знакомятся с конструированием и технологией изготовления костюма.

Творческая деятельность в процессе изучения и моделирования национального костюма предусматривает разные виды работ: рисование эскизов, изучение орнаментов, выполнение аппликаций, создание образцов моделей национальной одежды. Работа с разными материалами расширяет представления студентов об их свойствах, о способах использования их в различных композициях, развивает специальные умения и навыки в процессе художественного труда.

Выполнение эскизов, изучение образцов костюма, декоративной отделки требует работы творческого воображения. Студент приобретает навыки

творческой трансформации, так как необычные формы тувинских головных уборов, традиционного национального халата, стилизованного костюма, обуви должны переосмысливаться. В основе творческой трансформации лежит работа продуктивного ассоциативно-образного мышления. Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно представление вызывает другое [2: 74]. Переосмысливание, стремление к новому, не освоенному, проходит через стадии образного представления, а затем, создания художественного образа.

Формирование профессионального творческого мышления осуществляется на практических занятиях, в проектной деятельности, при самостоятельной исследовательской и практической работе. Важно поддерживать у студентов установку на самостоятельность, поиск нестандартных подходов решений практических и творческих задач.

В процессе декоративной интерпретации и стилизации формы костюма развивается аналитическое мышление. Активный поиск выбора тона, цвета, формы в процессе изучения и моделирования национального костюма способствует развитию анализа и сравнения. Сравнение позволяет осуществить поэтапный творческий отбор главного и переосмысливания накопленного материала.

Умение мыслить образами является основой творческой деятельности. Творческое образно-ассоциативное мышление является главным мыслительным процессом в декоративно-прикладных видах искусства.

Представления возникают по принципам ассоциации и аналогии, преобразовываясь в конкретные образные формы. Аналогия отражает сходство предметов, явлений, процессов в каких-либо свойствах [2:75]. Стилизация и символика играют большую роль в ансамбле костюма. Стилизация - это художественный прием, который применяется в моделировании, с целью создания новых современных выразительных образов в одежде с использованием форм, элементов, декора

народного костюма [1: 18]. Стилизация и декорирование на занятиях в процессе работы над костюмом способствуют развитию образно-ассоциативного воображения. Решение творческих задач по использованию орнамента, выполнению композиции в материале и эскизов предполагает развитие образно-ассоциативного мышления.

Занятия по моделированию национального костюма развивают, формируют, эстетические чувства, такие как чувственное восприятие выразительных форм, декора, гармонии цвета костюма, чувство радости и эмоционального подъема от успешно выполненной творческой работы.

К практическому компоненту специальных способностей относятся высокая природная чувствительность, зрительные анализаторы которых обеспечивают восприятие, передачу пропорций, особенный объем плоской формы, пространственных отношений, ритма, цвета, гармоничности тона и цвета.

Сенсорные качества очень важны при создании национального костюма, которые связаны с действиями и движениями, обеспечивают быстрое и

точное усвоение технических приемов формообразования и декорирования костюма. Усвоение знаний о законах композиции, цветоведения, светотени, овладение студентами сенсомоторными качествами, твердость и уверенность, ловкость движений способствует развитию творческих способностей, умений, навыков в изготовлении костюма.

Таким образом, на занятиях в процессе изучения и моделирования национального костюма и предметов декоративно-прикладного искусства у студентов развивается творческое образно-ассоциативное мышление и воображение, эмоционально-ассоциативное восприятие, свойства зрительной памяти, а также личностные качества, воля, самостоятельность.

Литература:

1. Булатова Е.Б. Конструктивное моделирование одежды - М: Издательский центр «Академия», 2004.-272 с.

2. Заенчик В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности - М: : Издательский центр «Академия», 2004.-256 с.

3. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития.-ЗАО Издательский дом «Пит», 2005.-940 с.

СТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВЕ В НАЧАЛЕ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

ESTABLISHMENT OF PEOPLE'S EDUCATION IN TUVA IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY

В.Ч. Монгуш V. Mongush

В статье В. Монгуш описана история народного образования в Туве начала двадцатого века и рассмотривается сеть первых школ, основанных русскими переселенцами на территории Урянхайского края. Работа основана на документах, недоступных ранее широкому кругу читателей.

Эта статья может быть использована исследователями, преподавателями, студентами и также теми, кто интересуется историей и культурным развитием национальных республик Российской Федерации, к которым относится и РТ.

Ключевые слова: протекторат, Россия; Урянхайский край, переселенческое управление, инспекция народных училищ, первые русские школы, школьная сеть, школьный Совет, Первая мировая война, школы грамоты, нравственное воспитание, хозяйственной освоение края, мирная экспансия.

V.Mongush' article devoted to the history of People's education in Tuva at the beginning of the twentieth century. In this article Mongush investigates the nucleation and development of the first

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.