Научная статья на тему 'Формирование методических компетентностей будущего учителя химии на основе модульно-рейтинговой технологии обучения'

Формирование методических компетентностей будущего учителя химии на основе модульно-рейтинговой технологии обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY APPROACH / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / METHODICAL COMPETENCE / МОДУЛЬНО РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / MODULE RATING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куулар Л. Л.

Реализации рейтинговой системы оценивания учебных достижений требует Болонская декларация, переход к осуществлению положений которой происходит в настоящее время в системе высшего образования России. Однако практическое внедрение рейтинговой системы оценивания практике требует нахождения форм их организации с учетом специфики обучения дисциплин. В статье обсуждается практическое внедрение рейтинговой системы оценивания учебных достижений на примере дисциплины ©Теория и методика обучения химииª и его роль при первоначальном формировании будущего учителя химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF METHODICAL COMPETENCES OF THE FUTURE TEACHER OF CHEMISTRY ON THE BASIS OF MODULE -RATING TECHNOLOGY OF TRAINING

The realization of rating system of estimating of educational achievements is required by the Bolonsky declaration. And the transition to the realization of its thesis is in process in the system of higher education of Russia nowadays. However, the practical introduction of rating system of estimation requires new forms of its organization taking into account the specific features of training disciplines. In the article, it is discussed the practical introduction of rating system of estimation of educational achievements on the example of discipline ©The theory and training techniques of chemistryª. And it is also considered its role in the initial formation of the future teacher of chemistry.

Текст научной работы на тему «Формирование методических компетентностей будущего учителя химии на основе модульно-рейтинговой технологии обучения»

гает творческую работу студентов с научной литературой, информацией на электронных носителях, в сети Интернет.

Принципиальное отличие кейс-технологии в том, что это не повторение за преподавателем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Таким образом, внедрение кейс-технологии в процесс обучения сделает его более продуктивным и позволит организовать самостоятельную работу студентов. Обучаясь, на основе кейс-технологии, студенты проявляют самостоятельность при планировании своей деятельности, а так же формируют профессиональную готовность, так как самостоятельно выбирают пути

достижения поставленных задач. Процесс обучения, построенный на данной технологии, позволяет студентам овладеть системой знаний и умений их использования в профессиональной деятельности и самообразовании, а так же способствует развитию активности личности в учебном процессе и формированию познавательных

интересов.

Литература:

1. Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе. //Народное образование. - 2009. - №2. -С.172-179.

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: уч.пос. для студ.высш.учеб.завед./А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

3. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. //http://ipps.institute.sfukras.ru/sites/ipps.in stitute.sfukras.ru/files/publications/53 0.pdf

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

THE FORMATION OF METHODICAL COMPETENCES OF THE FUTURE TEACHER OF CHEMISTRY ON THE BASIS OF MODULE - RATING TECHNOLOGY OF TRAINING

Л.Л. Куулар L.Kuular

Реализации рейтинговой системы оценивания учебных достижений требует Болонская декларация, переход к осуществлению положений которой происходит в настоящее время в системе высшего образования России. Однако практическое внедрение рейтинговой системы оценивания практике требует нахождения форм их организации с учетом специфики обучения дисциплин. В статье обсуждается практическое внедрение рейтинговой системы оценивания учебных достижений на примере дисциплины «Теория и методика обучения химии» и его роль при первоначальном формировании будущего учителя химии.

Ключевые слова: компетентностный подход, методическая компетентность, модульно -рейтинговая технология.

The realization of rating system of estimating of educational achievements is required by the Bolonsky declaration. And the transition to the realization of its thesis is in process in the system of higher education of Russia nowadays. However, the practical introduction of rating system of estimation requires new forms of its organization taking into account the specific features of training disciplines. In the article, it is discussed the practical introduction of rating system of estimation of educational achievements on the example of discipline «The theory and training techniques of chemistry». And it is also considered its role in the initial formation of the future teacher of chemistry.

Key words: The competency approach, methodical competence, module - rating technology.

Важнейшей задачей, стоящей перед высшими учебными заведениями, является повышение качества обучения.

Реализация вышеуказанного направления в настоящее время возможна на основе компетентностного подхода.

Анализ литературы показывает, что одним из аспектов реализации компетентностного подхода являются предметно-орентированные компетентности, интегрирующие специально-предметную и методическую компетентности. Они выражают усиление прикладного характера педагогического образования.

Под методической компетентностью рассматривают как знания, лежащие в основе выбора осуществления методической деятельности; способность к переоценке накопленного опыта и проявление профессионального мышления в области способов формирования знаний, умений студентов; готовность к преподаванию конкретного предмета и инновационной деятельности в этой области; готовность к использованию технологий интерактивного и проблемного обучения, а также управлению качеством учебно-воспитательного про-цессса; отношение к статусу учителя как ценности.

Одним из направлений, способствующих решению задач по первоначальному формированию методической компетентности будущего учителя химии, выступает использование модульно-рейтингового контроля знаний и умений по дисциплине «Теория и методика обучения химии». Он имеет ряд

преимуществ перед традиционной системой оценивания, поскольку обладает высокой степенью информативности и позволяет всесторонне и объективно оценить результаты обучения, подходя к оценке качества знаний и умений с позиций математических методов исследования. При разработке рейтингового контроля остро стоит проблема оценки познавательной деятельности обучаемых.

Анализ литературы показывает, что при реализации рейтинговой системы оценивания основными проблемами являются определение основных видов деятельности по учебной дисциплине, разработка системы весовых коэффициентов для каждого из видов учебной деятельности в рамках каждого модуля и всей учебной дисциплины и выявление критериев выполнения практических заданий.

На примере рейтинг-плана нами определены основные виды учебной деятельности обучаемых по дисциплине «Теория и методика обучения химии» и оценены в баллах, разработана шкала оценок за все виды учебной деятельности, а также определена сумма максимальных рейтинговых баллов, которая в свою очередь представляет максимальное значение рейтинговой шкалы обученности студента.

№ Виды учебной деятельности студентов Весовые коэффициенты

1 Методический анализ темы 20

2 Разработка плана или конспекта 25

3 Методика проведения демонстрационного опыта 10

4 Составление картотеки химического эксперимента 10

5 Разработка познавательных заданий 20

6 Тестирование 15

Сумма 100%

Рейтинг- план дисциплины «Теория и методика обучения химии»

1. Соотношение видов учебной деятельности студента, учитываемых в рейтинговой оценке по данной дисциплине

II. Максимально возможные баллы за виды контролируемой учебной деятельности студента (оценки «Идеального студента» за одну единицу учебной _работы) _

№ Содержание вида контролируемой учебной деятельности Максимальное количество баллов за единицу выполняемой работы

1 Методический анализ темы 20

2 Разработка плана или конспекта 25

3 Методика проведения демонстрационного опыта 10

4 Картотека химического эксперимента 10

5 Разработка познавательных заданий 20

6 Тестирование 15

Сумма 100

III. Календарный план контрольных мероприятий по дисциплине с указанием максимального количества баллов, потенциально доступных студенту (оценка «Идеального студента на занятиях»)

№ Дата Название модуля Виды контроля Максимальное количество баллов

1 21.0304.04 Первоначальные химические понятия Методический анализ темы. Методика проведения демонстрационного опыта Составление картотеки химического эксперимента . Тестирование 25 10 10 15

Максимальное количество баллов за все виды контроля : 60

Итого: 30 - 48 - «удовлетворительно», 49-54- «хорошо», 55 -60 - «отлично»

2 05.04 -02.05. Простые вещества Методический анализ темы. Методика проведения демонстрационного опыта Картотека химического эксперимента. Тестирование 25х2 =50 10x2=20 10x2=20 15

Максимальное количество баллов за все виды контроля 105

Итого: 52 - 84 - «удовлетворительно», 85-95- «хорошо», 96 -105 - «отлично»

3 17.05 -30.05 Сложные вещества Методический анализ темы. Разработка плана или конспекта. Методика проведения демонстрационного опыта Разработка познавательных заданий. Составление картотеки химического эксперимента. Тестирование 25x2 =50 25 10 20 10x2=20 15

Максимальное количество баллов за все виды контроля 140

70 112 - «удовлетворительно», 113 -126— «хорошо», 127-140- «отлично

Максимальное количество баллов за 6 семестр | 305

152 -244 - «удовлетворительно», 243-274- «хорошо», 275 -305- «отлично

IY. Пример согласования шкал рейтинговой и аттестационной оценок

Рейтинговая оценка в процентах Традиционная оценка для Традиционная оценка

зачета для экзамена

Менее 50 не зачтено неудовлетворительно

Не ниже 50 зачтено -

От 51 до 80 - удовлетворительно

От 81 до 90 - хорошо

От 91 до 100 - отлично

Виды учебной деятельности были деятельности, как с точки зрения определены, исходя из анализа способов дисциплины «Теория и методика освоения обучающимися значимых видов обучения химии», так и целостного

образовательного процесса. Это система заданий по дидактике химии и частной методике, которую должен выполнить каждый студент в процессе изучения основного курса. Эти задания включают методологический анализ темы, раздела, вариативных программ и учебников, методических статей в периодических изданиях, составление конспекта или плана урока, проведение всех видов

химического эксперимента, разработку всех видов познавательных заданий для осуществления дифференцированного, проблемного способов обучения, про-грамммированного контроля знаний и т.д.

На каждого студента заводится карточка учета выполненных заданий и практической деятельности студентов (Табл.1).

Таблица 1

Карточка учета практической деятельности студентов по дисциплине _«Теория и методика обучения химии»_

№ Виды учебной деятельности Кол-во баллов МОДУЛИ

1 2 3

1 Методический анализ темы 25

2 Разработка плана или конспекта 25

3 Методика проведения демонстрационного опыта 10

4 Картотека химического эксперимента 10

5 Разработка познавательных заданий 20

6 Тестирование 15

152 -244 - «удовлетворительно», 243-274- «хорошо», 275 -305- «отлично

Все названные виды учебной деятельности оцениваются рейтинговыми баллами. Определен минимум баллов, рассчитан максимально возможный балл за выполнение всех видов учебной деятельности, который необходимо набрать студенту за время обучения,

чтобы получить зачет. Преподаватель структурирует само задание, разделяя его на компоненты и определяя, сколько баллов начисляется за каждый компонент. Те компоненты, которые выполнены неправильно, вычитаются из общей суммы баллов (Табл.2).

Таблица 2

Оцениваемые элементы учебной деятельности (в баллах)

№ Методический анализ темы Балл Разработка плана или конспекта урока Балл

1 Место темы в курсе химии 1 Тип урока 1

2 Обучающая цель темы 1-3 Обучающая цель урока 1-3

3 Развивающая цель темы 1-3 Развивающая цель урока 1-3

4 Воспитывающая цель темы 1-3 Воспитывающая цель урока 1-3

5 Теоретическое содержание темы 1 Методы урока 1

6 Виды химического эксперимента 1 Оборудование урока 1

7 Тематический план по урокам 1-4 Вводная часть 1

8 Виды расчетных задач 1-4 Основная часть урока 1-8

9 Межпредметные связи 1-3 Заключительная часть 1-4

10 Литература для учителя и учащихся 1-2

Итого: 10-25 Итого: 10-25

По итогам этой работы проводится собеседование со студентами в соответствии с требованиями карточки учета практической деятельности студентов. Если студент выполняет все правильно, ему начисляется

максимальное число баллов. Если он допустил ошибку или его ответ оказался

недостаточно полным, он набирает меньше баллов. Если студент подошел к ответу на вопрос творчески, так, как преподаватель не предусмотрел, ему начисляются дополнительные баллы сверх максимальных.

Специфика рейтингового контроля в том, что каждый студент отчитывается за

усвоение (выполнение) каждого вида учебной деятельности. Преподаватель на основании своего опыта определяет трудоемкость каждого вида работы и присваивает за каждый определенное число рейтинговых баллов, исходя из числа действий по его выполнению, объема времени, затраченного на каждый вид. Запланированное число баллов объявляется заранее и присуждается любому студенту, правильно

выполнившему задание. Студент в случае неудовлетворенности своим результатом может переделать и пересдать работу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе рейтингового контроля научное мышление и определенные

психолого-педагогические знания,

умения студента синтезируются, и формируется система знаний и умений по методике преподавания химии. Данное качество личности в дальнейшем проявляется в качестве такого личностного образования как предметно-орентированная (методическая)

компетентность учителя химии.

Литература

Поддубный А.В. Рейтинговая система оценивания успеваемости студентов / А.В. Поддубный, Л.Я. Ащепкова, И.К.Панина, А.Б. Смышляев, О.Д. Арефьева - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006 - 108 с.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ - ОБЪЕКТ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

NATIONAL DRESS - OBJECT OF AN ETHNO-CULTURAL COMPONENT IN TECHNOLOGICAL EDUCATION AND MEANS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS

М.М. Куулар Marina Kuular

Огатья раскрывает психолого-педагогические аспекты этнокультурного компонента в технологическом образовании

Ключевые слова: национальный костюм, творческая деятельность, личностные качества, инновация, образно-ассоциативное мышление.

An article opens psihologo-pedagogical aspects of an ethno-cultural component in technological education.

Key words: national dress, creative activity, personal qualities, innovation, figurative-associative thinking.

«Народные промыслы», «Декоративно-прикладное искусство Тувы», «Художественная обработка материалов», «Моделирование», «Кухня народов мира» и другие дисциплины реализуют этнокультурный компонент, который становится одной из образовательных, инновационных линий в системе профессиональной подготовки учителей технологии и предпринимательства. Этнокультурный компонент помогает глубже понять культурные, социальные и экономические проблемы республики и позволяет студентам активно участвовать в практической и научной деятельности. Значение этнокультурного компонента в

профессиональной подготовке учителей технологии и предпринимательства возрастает, это обусловлено осознанным стремлением изучить, сохранить, обогатить самобытную материальную культуру тувинского народа.

Современный учитель технологии и предпринимательства - это специалист с новым мышлением, творческая личность, носитель ценностей и традиций родной культуры, проводник, продолжатель и производитель этих ценностей, способный решать профессионально-педагогические задачи в вопросах этнокультурного образования, воспитания учащихся. Национальная культура несет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.