которых плохо говорят о правящей семье, раскрывают темные стороны как обычной, так и политической жизни.
Это отнюдь не только проблема отсталых или развивающихся государств. Ошибки одних, похоже, обречены повториться с другими. Во всех странах ЕАЭС есть книги, запрещённые к ввозу по причине неудобства для власти, а не в связи с экстремистским содержанием или выражением ненависти или вражды.
Автор не предлагает разрешить всем всё. Позиция автора в том, чтобы сконцентрировать запрет на литературе, действительно представляющей собой сверхполярный, односторонний, предвзятый и враждебный взгляд на мир. Но для того, чтобы отличать «экстремизм» от экстремизма, нужен не односторонний взгляд, а осмысленный подход. Для того чтобы запрещать книги, нужно читать книги, ведь иначе это - борьба одного экстремизма с другим. Впрочем, это тема для отдельной статьи.
Список литературы
1. Banned Books That Shaped America. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bannedbooksweek.org/censorship/bannedbooksthatshapedamerica/ (дата обращения: 28.02.2018).
2. The Satanic Verses at 20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.indexoncensorship.org/2009/02/the-satanic-verses-at-20/ (дата обращения: 09.02.18).
НАЦИОНАЛЬНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОДХОДЫ К РЕГЛАМЕНТАЦИИ СЛУЖЕБНОЙ ЭТИКИ ТАМОЖЕННИКА. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Грибков А.А.
Грибков Александр Андреевич - студент, специальность: таможенное дело, кафедра таможенного, административного и финансового права, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов
Аннотация: статья фокусируется на законодательстве, касающемся регламентации этики и поведения сотрудников таможенных органов в праве стран мира, а также в международном праве. Затрагиваются проблемы полноты и конкретности формулировок. Сравниваются нормы, принятые в различных правовых системах. Приводятся практические рекомендации для кодекса этики в России. Ключевые слова: этический кодекс, должностные лица, практические рекомендации, этика, таможенные органы.
Согласно положениям Декларации Аруша [1], «таможенные органы являются эффективным инструментом управления экономикой, выполняющим также функции борьбы с контрабандой и управления легальным товаропотоком».
Из очевидной дихотомии между последними двумя функциями проистекает основная причина коррупции в таможенных органах любой страны, а также вечная актуальность данной темы.
Должностные лица часто стоят перед выбором между поведением выгодным и поведением надлежащим. Особенно высока опасность там, где наличие возможности получить большую выгоду - это следствие проблем классификации товара. Товары
близких субпозиций могут подпадать под весьма различные ставки таможенных платежей и меры нетарифного регулирования.
Таким образом, подобные соблазнительные сделки с совестью могут принести большой ущерб государству, однако весьма выгодны хитроумным коррупционерам.
Цель создания этических кодексов как международного, так и национального уровня - пробудить в таможенниках ответственность и препятствовать стремлению получить выгоду преступным путем.
Цель работы - компаративный анализ мировой практики и формулирование практических рекомендаций для ФТС России.
При анализе современных правовых актов, касающихся профессиональной этики таможенников, принятых в государствах по всему земному шару - к примеру, в Республике Молдова, США, Сербии, Папуа - Новой Гвинее, и, конечно, России было выявлено как наличие сходных положений, так и сильные различия. Этические кодексы сильно отличаются по полноте и подробности, по наличию или отсутствию определенных и конкретных положений касательно допустимого и недопустимого поведения.
На международном уровне существует целый ряд рекомендаций касательно того, как должен выглядеть хороший кодекс этики и поведения. Пример - Модельный кодекс этики и поведения, разработанный Всемирной таможенной организацией, а также (в части общих принципов и рекомендаций) Обновлённая декларация Аруша. Данные акты являются своего рода краеугольным камнем в обозначении ключевых, базисных целей, подходов и средств достижения целостности и единства в работе таможенных ведомств для всех государств.
Мы желаем дать сравнительную оценку того, как именно и в какой степени Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации соответствует рекомендациям упомянутых выше международных правовых актов, а также сравнить конкретные положения сходных документов разных государств мира.
Итак, национальное законодательство России в части этики поведения таможенников можно охарактеризовать как максимально лишенное конкретики в части описания того, с какой целью и для противодействия чему оно существует. Напротив, раскрыты лишь общие принципы преданности Отечеству, верности долгу и Конституции, любви к Родине и защиты прав и свобод человека, духовно -нравственным ценностям и традициям таможенной службы России.
Отсутствует и упоминание принципа конфиденциальности полученных в ходе осуществления служебных обязанностей сведений. Нам видится, что законодатель оставил вопросы трактовки общих положений на совести тех, кому предстоит применять их на практике. Как минимум отчасти подобный чрезмерно общий характер объясняется сложившейся в России нормотворческой практикой уточнения положений нормативно-правовых актов высокого уровня актами нижестоящими.
Сходство присутствует между кодексами этики России и Сербии, хотя последний гораздо подробнее обозначает как сферу применения, так и принципы, на которых должно поведение таможенников на и вне работы. Есть и общие недостатки. Так, в обоих документах отсутствует упоминание какой-либо ответственности за нарушение их положений, не упоминается необходимость защиты конфиденциальной информации граждан и организаций, пользующихся услугами таможенных органов.
Эти недостатки устранены в этических кодексах Молдовы и США. Оба правовых акта отличаются гораздо большим объемом, подробностью, а, следовательно, содержат большее количество конкретных положений вместо расплывчатых и общих формулировок.
Это, в частности, касается последствий нарушения положений Кодекса, обязанностей руководителей подразделений таможенной службы, в том числе и в первую очередь - в рамках антикоррупционной деятельности. Ценностям и
89
профессиональным обязанностям уделено большое внимание, каждый заявленный в Кодексе принцип подробно разъясняется.
Кодекс этики и надлежащего поведения США приводит также примеры возможных нарушений этических норм, разъясняет необходимость придерживаться надлежащего поведения даже там, где оно конкретно не обозначено, объясняя это необходимостью соответствовать высоким стандартам всегда, а не только в обозначенных и конкретных ситуациях.
Обратимся к анализу международных рекомендаций в данной сфере. Модельный Кодекс этики и поведения Всемирной таможенной организации ставит своей целью обозначить минимальные стандартные требования к поведению, которым должен соответствовать каждый таможенник любой страны. Рекомендуется включать в национальные этические кодексы минимальный список общих, ключевых элементов, необходимых для общественного доверия целостности и чистоте таможенных органов.
Исходя из вышеперечисленного, мы считаем необходимым включить целый ряд положений и рекомендаций из зарубежных источников права в национальную правовую систему с целью достижения соответствия лучшим мировым стандартам.
Список литературы
1. Декларация совета по таможенному сотрудничеству по надлежащему управлению и борьбе с коррупцией на таможне. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной таможенной организации. Режим доступа:
http://www.wcoomd.org/en/topics/capacitybuilding/activitiesandprogrammes/~/media/5 DF5228D6C1C48A894D59344166B35DC.ashx/ (дата обращения: 28.02.2018).