Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт / национальные виды спорта / студенты / молодежь / укрепление здоровья / physical education / sports / national sports / students / youth / health promotion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.П. Андросов

В статье рассматривается история возникновения национальных видов спорта Республики Саха (Якутия). Использование элементов национальных видов спорта на занятиях физической культуры выступает как средство общей физической подготовки в развитии физических качеств и способствует формированию двигательных навыков и активности студентов. Доступность и разнообразие предлагаемых средств позволяет эффективно развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость; повышать состояние здоровья занимающихся. Использование элементов национальных видов спорта положительно влияет на проведение досуга студентов, знакомство с другими сторонами студенческой жизни в свободное от занятий время. Модель использования национальных видов спорта включает принципы систематизирования, планирования в физическом воспитании, укрепления здоровья молодого организма, способствует устранению гиподинамии, формированию жизненной активности, подготовке к предстоящей взрослой жизни молодого специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SPORTS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

The article discusses the history of the emergence of national sports of the Republic of Sakha (Yakutia). The use of elements of national sports in PE classes acts as a means of general physical training in the development of physical qualities and contributes to the formation of motor skills and activity of students. The availability and variety of the proposed means allows to effectively develop agility, speed, strength, endurance; allows to improve the health of those involved. The use of elements of national sports has a positive effect on students’ leisure time and getting to know other aspects of student life in their free time. The model for using national sports includes principles of systematization, planning in physical education, and strengthening the health of the young body, leads to elimination of physical inactivity, formation of vital activity, preparation for the upcoming adult life of a young specialist.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ»

Весь вышеизложенный содержательный компонент и методика работы с магистрантами позволяют развивать и совершенствовать такие иноязычные компетенции, как лингвистическая (на уровне лексики, грамматики); прагматическая (на уровне логического мышления, аргументации); стратегическая (на уровне понимания высказываний, общения для достижения коммуникативной цели); поликультурная (на уровне делового, межкультурного взаимодействия) [16, с. 347-348].

Предлагаемое содержательное наполнение и методика работы с магистрантами отвечают развитию и совершенствованию требуемых компетенций, но вместе с тем они практико-ориентированы и нацелены на развитие и совершенствование у магистрантов логического, аналитического, критического мышления, умозаключения на всех уровнях владения иностранным языком, на развитие так называемых мягких/жестких навыков (soft / hard skills).

В целом считаем, что предложенная выше методика обучения иностранному языку посредством визуализации установок мотивирует и способствует развитию академических способностей магистра, качественному освоению им специальных и профессиональных компетенций.

Библиографический список

Для совершенствования иноязычной коммуникативной деятельности магистра с учетом современных условий межкультурного взаимодействия рекомендуется динамично развивать все базовые языковые навыки, умения активными технологиями обучения, побуждающими к развитию и совершенствованию, прежде всего, активной мыслительной и практической деятельности магистра в процессе овладения иностранным языком.

В рамках настоящего исследования поставленная цель и соответствующие ей задачи достигнуты в полном объеме посредством рассмотрения содержательного компонента относительно базовых языковых навыков, умений и использования языка в научно-профессиональном и межкультурном взаимодействии и определенной методики работы с магистрантами. Теоретическая и практическая значимость итогов работы определяются возможностью дальнейшего эффективного использования материалов и предлагаемой методики обучения магистрантов иностранному языку в учебно-познавательной деятельности.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в детальном рассмотрении наиболее часто испытываемых трудностей в процессе обучения магистрантов иностранному языку с определенных позиций и представлении рекомендаций по их преодолению.

1. Кондюрина И.М., Гришина Е.В., Шевелева В.В. Обучение иноязычной научной коммуникации магистров в неязыковом вузе. Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. Екатеринбург: Ажур, 2018; 7: 107-121

2. Финогенова О.Н., Денисенко Ф.Н Мотивация к изучению иностранного языка магистрантов инженерных специальностей. Современные исследования социальных проблем. Москва, 2018; № 9: 11: 190-207.

3. Кубачева К.И., Баева Т.А., Суслова О.В. Индивидуальный подход в обучении иностранным языкам студентов неязыковых вузов. Вопросы методики преподавания в вузе. Санкт-Петербург, 2020; Т. 9: № 34: 33-40.

4. Гузова А.В. Методика обучения студентов неязыковых специальностей в высшем учебном заведении. Педагогика и просвещение. Москва, 2023; № 1: 150-157.

5. Черногорцева С.В., Вертинская А.В. Топ-15 компетенций и навыков в цифровой сфере. Цифровая экономика: 2021: краткий статистический сборник. Москва: НИУ ВШЭ, 2021: 1-2. Available at: https://issek.hse.ru/news/540276172.html

6. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Available at: https://www.gasu.ru/sveden/files/00P_450401fil_432M.pdf

7. Приходько В.С. Academic English for International Exams. Parts 1 and 2: учебное издание. Ростов-на-Дону: ЮФУ 2015: 257. Available at: https://www.iprbookshop. ru/78647.html

8. Губина ГГ. Английский язык в магистратуре и аспирантуре = English language Master's and PhD: учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ, 2010.

9. Закоморная Е.А., Яшина С.Л. Английский для экономистов: учебное пособие. Ростов-на-Дону: МарТ, 2002.

10. Степанова М.М. Переводческие аспекты обучения иностранному языку магистрантов нелингвистического профиля. Вопросы методики преподавания в вузе. Санкт-Петербург, 2014; № 3 (17): 318-326.

11. Терещенко Ю.А. Деловой английский язык: учебное пособие для магистрантов. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. Available at: http://www.iprbookshop.ru/85745.html

12. Мордовина Т.В. Обучение магистрантов письменному научному дискурсу (на материале научной статьи; английский язык). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2013.

13. Соколова Е.Ю. Современные тенденции в цифровой практике обучения иностранному языку магистрантов в неязыковом вузе. Новый мир. Новый язык. Новое мышление. Москва, 2023: 341-345.

14. Коротких Ж.А. A First look at intercultural communication theory (Введение в теорию межкультурной коммуникации): учебное пособие. Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2012.

15. Коммуникативные стратегии общения. Available at: https://www.skillsyouneed.com/ips/conversational-skills.html

16. Тимкина Ю.Ю. Концепция вариативной уровневой профессионально ориентированной иноязычной подготовки в неязыковом вузе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Нижний Новгород, 2021.

References

1. Kondyurina I.M., Grishina E.V., Sheveleva V.V. Obuchenie inoyazychnoj nauchnoj kommunikacii magistrov v neyazykovom vuze. Sociokul'turnoeprostranstvoRossiiizarubezh'ya: obschestvo, obrazovanie, yazyk. Ekaterinburg: Azhur, 2018; 7: 107-121

2. Finogenova O.N., Denisenko F.N Motivaciya k izucheniyu inostrannogo yazyka magistrantov inzhenernyh special'nostej. Sovremennyeissledovaniya social'nyhproblem. Moskva, 2018; № 9: 11: 190-207.

3. Kubacheva K.I., Baeva T.A., Suslova O.V. Individual'nyj podhod v obuchenii inostrannym yazykam studentov neyazykovyh vuzov. Voprosy metodikiprepodavaniya v vuze. Sankt-Peterburg, 2020; T. 9: № 34: 33-40.

4. Guzova A.V. Metodika obucheniya studentov neyazykovyh special'nostej v vysshem uchebnom zavedenii. Pedagogika i prosveschenie. Moskva, 2023; № 1: 150-157.

5. Chernogorceva S.V., Vertinskaya A.V. Top-15 kompetencij i navykov v cifrovoj sfere. Cifrovaya 'ekonomika: 2021: kratkij statisticheskij sbornik. Moskva: NIU VSh'E, 2021: 1-2. Available at: https://issek.hse.ru/news/540276172.html

6. Osnovnaya professional'naya obrazovatel'naya programma vysshego obrazovaniya. Available at: https://www.gasu.ru/sveden/files/00P_450401fil_432M.pdf

7. Prihod'ko V.S. Academic English for International Exams. Parts 1 and 2: uchebnoe izdanie. Rostov-na-Donu: YuFU, 2015: 257. Available at: https://www.iprbookshop.ru/78647.html

8. Gubina G.G. Anglijskij yazyk v magistrature i aspiranture = English language Master's and PhD: uchebnoe posobie. Yaroslavl': YaGPU, 2010.

9. Zakomornaya E.A., Yashina S.L. Anglijskij dlya 'ekonomistov: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: MarT, 2002.

10. Stepanova M.M. Perevodcheskie aspekty obucheniya inostrannomu yazyku magistrantov nelingvisticheskogo profilya. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. Sankt-Peterburg, 2014; № 3 (17): 318-326.

11. Tereschenko Yu.A. Delovoj anglijskij yazyk: uchebnoe posobie dlya magistrantov. Saratov: Aj Pi 'Er Media, 2019. Available at:<http://www.iprbookshop.ru/85745.html

12. Mordovina T.V. Obuchenie magistrantov pis'mennomu nauchnomu diskursu (na materiale nauchnoj stat'i; anglijskij yazyk). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2013.

13. Sokolova E.Yu. Sovremennye tendencii v cifrovoj praktike obucheniya inostrannomu yazyku magistrantov v neyazykovom vuze. Novyj mir. Novyj yazyk. Novoe myshlenie. Moskva, 2023: 341-345.

14. Korotkih Zh.A. A First look at intercultural communication theory (Vvedenie v teoriyu mezhkul'turnoj kommunikacii): uchebnoe posobie. Barnaul: Altajskaya gosudarstvennaya pedagogicheskaya akademiya, 2012.

15. Kommunikativnye strategiiobscheniya. Available at: https://www.skillsyouneed.com/ips/conversational-skills.html

16. Timkina Yu.Yu. Koncepciya variativnoj urovnevoj professional'no orientirovannoj inoyazychnoj podgotovki v neyazykovom vuze. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2021.

Статья поступила в редакцию 14.12.23

УДК 796.06

Androsov P.P., teacher of physical culture, GBPOU RS (Ya)"Yakut Agricultural College" (Yakutsk, Russia), E-mail: polys-p-p@yandex.ru

NATIONAL SPORTS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS. The article discusses the history of the emergence of national sports of the Republic of Sakha (Yakutia). The use of elements of national sports in PE classes acts as a means of general physical training in the development of physical qualities and contributes to the formation of motor skills and activity of students. The availability and variety of the proposed means allows

to effectively develop agility, speed, strength, endurance; allows to improve the health of those involved. The use of elements of national sports has a positive effect on students' leisure time and getting to know other aspects of student life in their free time. The model for using national sports includes principles of systematization, planning in physical education, and strengthening the health of the young body, leads to elimination of physical inactivity, formation of vital activity, preparation for the upcoming adult life of a young specialist.

Key words: physical education, sports, national sports, students, youth, health promotion

П.П. Андросов, преп., ГБПОУ РС(Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум», г. Якутск, E-mail: polys-p-p@yandex.ru

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается история возникновения национальных видов спорта Республики Саха (Якутия). Использование элементов национальных видов спорта на занятиях физической культуры выступает как средство общей физической подготовки в развитии физических качеств и способствует формированию двигательных навыков и активности студентов. Доступность и разнообразие предлагаемых средств позволяет эффективно развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость; повышать состояние здоровья занимающихся. Использование элементов национальных видов спорта положительно влияет на проведение досуга студентов, знакомство с другими сторонами студенческой жизни в свободное от занятий время. Модель использования национальных видов спорта включает принципы систематизирования, планирования в физическом воспитании, укрепления здоровья молодого организма, способствует устранению гиподинамии, формированию жизненной активности, подготовке к предстоящей взрослой жизни молодого специалиста

Ключевые слова: физическая культура, спорт, национальные виды спорта, студенты, молодежь, укрепление здоровья

Большое значение в современное время придаётся использованию простых и эффективных физических упражнений национальных видов спорта для проведения занятий физической культурой, организации досуга и укрепления здоровья студентов и молодежи, подготовки спортсменов; модернизации физического воспитания, привлечению студентов и молодежи к физическим занятиям и спорту в природно-климатических условиях крайнего Севера; воспитанию гармоничного развития и укреплению здоровья будущих высококвалифицированных специалистов, обучающихся в высших образовательных (ВО) и средних профессиональных образовательных учреждениях, (СПО) Республики Саха (Якутия). Включение в организацию и проведение занятий по физической культуре в ВО и СПО доступных народных игр, национальных видов спорта повышает интерес и влияет на результат посещения занятий и укрепление здоровья.

Цель статьи - обосновать и научно исследовать эффективность использования в образовательном и тренировочном процессе национальных видов спорта как одних из важных элементов для развития физических качеств, оздоровления и социализации студентов ВО и СПО республики.

Задачи:

- изучить с использованием педагогических принципов эффективность использования национальных видов спорта на занятиях физической культурой и спортом;

- выявить уровень развития физической подготовленности студентов и молодежи;

- найти пути формирования и развития двигательных навыков и способностей в условиях внешней среды, в том числе в трудовой и профессиональной деятельности;

- определить способы развития физических качеств личности, нравственного самосознания, достоинства и мировоззрения; веры в себя и свои силы.

Научная новизна: использование для проведения занятий физической культуры и спорта национальных видов спорта и игр народов Севера, учитывая место проживания и физическую подготовленность студентов:

- выбор национальных видов спорта, народных игр Севера, настольных игр с учетом состояния здоровья студента;

- подбор упражнений с учетом места проведения занятий: в помещении или на открытом воздухе.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно вносит вклад в теорию развития физической культуры и спорта в рамках образовательной программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего образования Республики Саха (Якутия) с учетом региональных особенностей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе работы создан спортивный клуб Якутского сельскохозяйственного техникума. Разработан план мероприятий организации и проведения физкультурно-спор-тивных мероприятий с применением национальных видов спорта, народных игр Севера, настольных игр. Проведена работа по популяризации среди студентов занятий физической культурой и спортом с применением национальных видов спорта, народных игр Севера, настольных игр.

Методы исследования:

- сравнительно-сопоставимый метод (дал возможность сравнить физическое развитие студентов в определенные периоды);

- наблюдение (выявлена активность студентов к занятиям физической культуры и спортом после занятий национальными видами спорта, народными играми Севера, настольными играми).

- анкетирование (проведен опрос студентов на знание и умение заниматься национальными видами спорта, народными играми Севера, настольными играми).

Переданные из поколения в поколения народные игры, национальные виды спорта положили начало физического воспитания молодого организма народов нашей планеты. У всех народностей мира имеются игры, соответствующие укладу их жизни. Особенностями и различиями игр является то, на какой местности, природно-климатических условиях проживают народы, зависят от их повседневного быта и жизнедеятельности [1; 2; 5, с. 288; 6, 41-45; 7, с. 83].

В условиях крайнего Севера основными видами трудовой деятельности, способом выживания народов являлись охота, рыбалка, оленеводство, скотоводство, земледелие. На большой территории (3 084 000 кв. км) Севера проживают народы разных национальностей: эвены, эвенки, чукчи, саха и др., в тундре, лесотундре, у моря, горной местности, равнине. У всех народов разные национальные и спортивные традиции.

Отметим национальные виды спорта Республики Саха (Якутия), включенные в реестр всероссийского спорта: перетягивание палки (мас-ресстлинг), борьба «Хапсагай», якутские национальные прыжки - это одиннадцать прыжков с ноги на ноги («Атара»), на одной ноге («Кылыы»), на двух ногах (Куобах), у оленеводов прыжки через нарты, метание аркана на хорей и др. Эти игры, безусловно, развивают быстроту, ловкость, силу, выносливость. Издавна народы еще играют настольные игры; камешки («Хаамыска»), лучинки («Хабылык»), игры, сделанные из тальника («Тыксаан»), и др., которые развивают и воспитывают в основном ловкость и быстроту [9, с. 62-29].

В Республике Саха (Якутия) с 1992 года разрабатываются программы, методические пособия по национальным видам спорта (Кочнев В.П., Шамаев Н.К., Захаров А.А., Борохин М.И., Кудрин Е.П. и др.) для их использования в физическом воспитании детей дошкольного, школьного и студенческого возрастов. 23.06.2013 г. внесены изменения в закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», касающиеся национальных видов спорта. После принятия внесения изменений в закон национальные виды спорта стали больше развиваться и внедряться в процесс физического воспитания в образовательных учреждениях республики. Наиболее активно национальные виды спорта применяются в дополнительном образовании, при проведении соревнований, организации досуга и т. д. [1; 5, с. 288; 6, с. 41-45].

Нами проведены исследования в 2022-2023 гг. по эффективности применения национальных видов спорта на занятиях физической культурой, при проведении соревнований, в процессе общей физической подготовки студентов -спортсменов Якутского сельскохозяйственного техникума г. Якутска Республики Саха (Якутия) (ЯСХТ). Мы провели опрос методом анкетирования студентов для выявления знаний о национальных видах спорта, их использовании в общем физическом развитии. Было опрошено 500 студентов с первого по третий курсы. Результаты анкетирования показали, что национальными видами спорта занимаются студенты I курсов, возраст которых 17-18 лет. Чем старше курс, тем меньше становится численность занимающихся физической культурой и спортом, национальными видами спорта, следовательно, физической подготовкой и укреплением здоровья. Классическими видами спорта на старших курсах занимаются и участвуют на соревнованиях минимальное количество студентов, как правило, из числа разрядников или членов сборной команды ЯСХТ по видам спорта (см. табл. 1).

Анализ результатов исследования поставил задачу исправления проблемы привлечения к занятиям физической культурой и спортом, воспитания, укрепления здоровья студентов. Для этой цели решили использовать элементы национальных видов спорта (Саха омук оонньуута), которые доступны студентам для занятий в любых условиях как забава, состязания, игры. Они дают возможность эффективнее привлекать студентов и молодежь к занятиям физической культурой и спортом, подготавливать к предстоящей взрослой жизни, быть здоровыми, гармонично развитыми, высококвалифицированными специалистами. Чем старше у студентов курс, тем больше меняются интересы и взгляды на будущее,

Таблица 1

Численность занимающихся национальными видами спорта из опрошенных 500 студентов ЯСХТ в 2023 г

№ п/п Курсы Не занимаются Мало занимаются Постоянно занимаются Занимаются в месяц 3-4 раза

1. I курсы 70 70 20 60

2. II курсы 60 100 25 35

3. III курсы 50 150 10 40

4. ИТОГО 180 320 55 135

условия быта, повседневные занятия, поэтому они мало уделяют внимания своему физическому воспитанию. Многостороннее информационное пространство общества, окружающая среда меняют взгляды, сознание студентов и молодежи.

Мы провели исследование среди студентов, касающееся занятий физической культурой и спортом осенью, зимой, весной, летом. Учебные занятия в ЯСХТ начинаются с первого сентября. Студенты, находясь на каникулах летом, в основном работают на сенокосе, в полях, занимаются частным трудом. Те, кто не занимается углубленно спортом, забывают, что такое физическая культура и спорт Спортсмены-разрядники переходят на переходный и подготовительный циклы тренировки. На Крайнем Севере лето короткое, около 50 календарных дней, за это время нужно успевать многое.

Таблица 2

Занятия физической культурой и спортом студентов ЯСХТ в летний период 2023 г

№ п/п Курсы Общая физическая подготовка Кроссовая подготовка Национальные виды спорта, народные игры

1. I курсы 20 20 20

2. II курсы 25 25 25

3. III курсы 10 10 30

4 Итого: 55 55 75

В табл. 2 отражена физическая самоподготовка студентов в летнее время. Выявлено, что студенты физической самоподготовкой занимаются, особенно те, кто летом работал в стройотрядах, и студенты, углубленно занимающиеся спортом.

В табл. 3 отражено количество студентов с 2021 г по 2023 учебный год. В ЯСХТ обучаются более одной тысячи студентов из разных районов республики - северных, центральных, вилюйских и заречных. Хотя программа физического воспитания в образовательных учреждениях одинаковая, но все же различается с учетом того, в каких местностях проживали студенты, их физического воспитания. В основном на физическое воспитание влияет местность проживания студентов: в тундре, у моря, горной местности, также уклад жизни, быта, особенности природно-климатических условий.

Таблица 3

Количество студентов обучающихся в ЯСХТ с 1 сентября 2021-2023 уч. год

Студенты 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Заочное отделение Всего

2021-2022 уч. год 322 358 216 256 1162

2022-2023 уч. год 350 292 209 23 208 1082

Исследование методом анкетирования привело к результату, что из более одной тысячи студентов ЯСХТ в летний период года классическими видами спорта занимаются всего более 5%, национальными видами спорта 7,5% (табл. 2). Исследование показало, что в течение года занимаются национальными видами спорта 32% студентов с первого по третий курсы.

Исходя из результатов исследования, для привлечения студентов к занятиям физической культурой и спортом средствами национальных видов спорта

Библиографический список

Республики Саха (Якутия) мы определили, какие виды включать в занятия физической культурой и дополнительные занятия в свободное для студентов время.

На занятиях физической культуры для парней подошли якутские национальные прыжки в подготовительной части занятия, для девушек - в основной части занятия настольными играми «Хаамыска» («Камешки»), «Хабылык» («Лучинки»), Тыксаан («Стрелки»). На дополнительных занятиях парни охотно занимаются борьбой «Хапсагай», мас-рестлингом, якутскими национальными прыжками. Девушки - настольными играми «Хаамыска» («Камешки»), «Хабылык» («Лучинки»), «Тыксаан» («Стрелки»). Использование национальных видов спорта Республики Саха (Якутия) на занятиях физической культурой и дополнительных занятиях для студентов ЯСХТ существенно повлияло на интерес студентов к самовоспитанию и физическому развитию.

Таблица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество студентов занимающихся физической культурой и спортом ЯСХТ в 2023 учебном году

До включения После включения

Количество национальных национальных

№ Наименование студентов видов спорта видов спорта

ЯСХТ всего Республики Саха Республики Саха

(Якутия) (Якутия)

1. Студенты 1000 250 320

2. Итого в % 100% 25% 32%

Исследование доказало, что занятия национальными видами спорта Республики Саха (Якутия) - это один из видов физической культуры и спорта для привлечения студентов к самостоятельному физическому воспитанию и укреплению здоровья. Его особенностями являются доступность, не требующая особых условий, специального спортивного инвентаря, возможность проведения в любой местности на природе, в помещении и т. д. Переданные предками традиции, обычаи, культура сохранились в национальных видах спорта Республики Саха (Якутия), поэтому каждый житель республики знает эти виды с детства. Основным и долгожданным моментом состязания сильных, ловких, быстрых, выносливых является национальный праздник «Ысыах» летом, которого ждут от малого до старого, именно он выявляет победителя года. Национальный праздник «Ысыах» является основным пропагандистом национальных видов спорта Республики Саха (Якутия) от давних времен по сегодняшний день. В связи с этим каждый студент положительно относится к включению элементов национальных видов спорта Республики Саха (Якутия) в занятия физической культурой и спортом. Некоторые студенты, воспитавшие в себе физические качества, постепенно выбирают другие классические виды спорта, что мотивирует их быть сильными, здоровыми, красивыми, физически подготовленными к предстоящей взрослой жизни.

Таким образом, проведенные исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что занятия национальными видами спорта, настольными играми более привлекательны и эффективнее развивают физические качества студентов и их социализацию в новой общественной среде. Такой подход особенно продуктивен в организации досуга, при проведении различных мероприятий, состязаний друг с другом, знакомствах с другими группами студентов из разных учебных заведений. Также он способствует патриотическому воспитанию личности, формированию готовности к восприятию сложных ситуаций и умения находить выход из них. В современное время, время информационных и коммуникативных технологий, гаджетов и т. д., все специалисты в области физической культуры и спорта, особенно учебных заведений, встречаются с большими проблемами привлечения молодежи и студентов к занятиям физической культурой и спортом. В этой связи наш метод использования национальных видов спорта, народных и настольных игр оказался одним из эффективных, начиная с малочисленных групп в рамках отдельно взятого коллектива, до соревнований среди учреждений города, региона, страны, мира. Особенно это касается студентов, у которых есть огромное желание познания, знакомств с другими людьми, народами, странами, что мотивирует их заниматься каким-либо подходящим видом национального спорта Республики Саха (Якутия). В современных условиях модернизация занятий физической культурой и спортом является актуальным направлением, качественному развитию которого послужит использование инновационных, информационно-коммуникативных технологий в области национальных видов спорта, народных и настольных игр.

1. Андросов П.П. Использование цифровых технологий в проведении физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий с применением якутских национальных прыжков «Кылыы», «Ыстанга», «Куобах» среди студентов высшего и среднего профессионального образования. Студенческий спорт: инновации, технологии и цифровая трансформация: I Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 40-летию направления «Физическая культура» в Калининградской области. Калининград, 2023.

2. Бондырева С.К., Горелов А.А. Игры народов России путь к национальному единству народностей Российской Федерации. Сборник материалов Всероссийского научно-практической конференции с международным участием в рамках проведения VII спортивных игр народов Республики Саха (Якутия). Москва, 2019.

3. Ващук А.О., Медведева Д.Е. Студенческий спорт: Состояние, пути развития и подготовка спортивного резерва. Scientia Potentia Est. Комсомольск-на-Амуре, 2018; № 2.

4. Гимгин Н.С. Физическое воспитание в укреплении и сохранение здоровья студенческой молодежи. Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы Региональной студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 2021.

5. Михайлова Е.И. Теория и практика мониторинга качества обучения в региональной системе образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва 2000.

6. Олесов Н.П. Этнопедагогическая система воспитания здорового образа жизни обучающихся. Диссертация ... доктора педагогических наук. Якутск, 2022.

7. Пельменев В.К., Конеева Е.В. История физической культуры. Москва, 2000.

8. Стратегия развития физической культуры и спорта РФ на период до 2030 года. 24 ноября 2020 года № 3081-р. Available at: http://static.government.ru/media/files/Rr 4JTrKDQ5nANTR10j29BM7zJBHXM05d.pdf

9. Торговкин В.Г. Этнопедагогические условия физического совершенствования личности школьников подростков. Диссертация . кандидата педагогических наук. Якутск, 2007.

References

1. Androsov P.P. Ispol'zovanie cifrovyh tehnologij v provedenii fizkul'turno-sportivnyh i ozdorovitel'nyh meropriyatij s primeneniem yakutskih nacional'nyh pryzhkov «Kylyy», «Ystanga», «Kuobah» sredi studentov vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya. Studencheskijsport: innovacii, tehnologii icifrovaya transformaciya: I Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya, posvyaschennaya 40-letiyu napravleniya «Fizicheskaya kul'tura» v Kaliningradskoj oblasti. Kaliningrad, 2023.

2. Bondyreva S.K., Gorelov A.A. Igry narodov Rossii put' k nacional'nomu edinstvu narodnostej Rossijskoj Federacii. Sbornik materialov Vserossijskogo nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem v ramkah provedeniya VII sportivnyh igr narodov Respubliki Saha (Yakutiya). Moskva, 2019.

3. Vaschuk A.O., Medvedeva D.E. Studencheskij sport: Sostoyanie, puti razvitiya i podgotovka sportivnogo rezerva. Scientia Potentia Est. Komsomol'sk-na-Amure, 2018; № 2.

4. Gimgin N.S. Fizicheskoe vospitanie v ukreplenii i sohranenie zdorov'ya studencheskoj molodezhi. Fizicheskaya kul'tura, sport izdorov'e studencheskoj molodezhi v sovremennyh usloviyah: problemy i perspektivy razvitiya: materialy Regional'noj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2021.

5. Mihajlova E.I. Teoriya ipraktika monitoringa kachestva obucheniya vregional'nojsistemeobrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva 2000.

6. Olesov N.P. 'Etnopedagogicheskaya sistema vospitaniya zdorovogoobraza zhizniobuchayuschihsya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2022.

7. Pel'menev V.K., Koneeva E.V. Istoriya fizicheskojkul'tury. Moskva, 2000.

8. Strategiya razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta RF na period do 2030 goda. 24 noyabrya 2020 goda № 3081-r. Available at: http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5n ANTR10j29BM7zJBHXM05d.pdf

9. Torgovkin V.G. 'Etnopedagogicheskie usloviya fizicheskogo sovershenstvovaniya lichnosti shkol'nikov podrostkov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2007.

Статья поступила в редакцию 15.12.23

УДК 37.02

Andryushechkin S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), junior research associate, Omsk Humanitarian Academy (Omsk, Russia), E-mail: asm57@mail.ru

MODELING, DESIGN, CONSTRUCTION OF DIDACTIC TOOLS. The priority of the modern Russian school is organization of a personality-oriented developmental educational process. The current contradiction between the new paradigm of education focused on the implementation of the activity approach and the knowledge-centered traditions of reproductive learning requires radical changes in the educational environment. Its essential element is the system of didactic tools available to the teacher. This raises the issue of developing a didactic toolkit that corresponds to the goals and objectives of the student's personality development and mastering key competences. The analysis of scientific literature has shown that the solution of the problem of creating new pedagogical objects requires the implementation of interrelated processes of modeling, designing, forecasting, and planning as preliminary stages in the transition to construction - the stage of a real embodiment of the object. In the case of developing a system of teaching tools, these processes should be based on a certain concept of didactic complex, the ideas of which are determined by the ideology of the educational process in which the developed didactic toolkit will be involved. The article shows how, based on the concept of didactic complex of problem-based learning, the modeling of the system of teaching tools for the physics course of the basic school was carried out. The definitions of a number of terms of processes related to the development of the system of didactic tools are also proposed. The constructed complex "Physics - 7-9" confirmed its didactic efficiency during the pedagogical experiment and pilot innovative work. This allows concluding that the proposed mechanism for the development of didactic tools "the concept of didactic complex - modeling - designing with subsequent forecasting and planning - constructing the complex" is justified.

Key words: system of teaching tools, didactic modeling, didactic design, construction of didactic complex

С.М. Андрюшечкин, канд. пед. наук, мл. науч. сотр., Омская гуманитарная академия, г. Омск, E-mail: asm57@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Приоритетом современной российской школы является организация личностно ориентированного развивающего образовательного процесса. Существующее в настоящее время противоречие между новой парадигмой образования, ориентированного на реализацию деятельностного подхода, и знание-центристскими традициями репродуктивного обучения требует кардинального изменения образовательной среды. Её существенным элементом является система дидактических средств, которыми располагает учитель. Это актуализирует проблему разработки дидактического инструментария, соответствующего целям и задачам развития личности учащегося, овладения им ключевыми компетенциями. Анализ научной литературы показал, что решение задачи создания новых педагогических объектов требует осуществления взаимосвязанных процессов моделирования, проектирования, прогнозирования и планирования как предварительных этапов при переходе к конструированию - этапу реального воплощения объекта. В случае разработки системы средств обучения указанные процессы должны базироваться на определённой концепции дидактического комплекса, идеи которой определяются идеологией того образовательного процесса, в котором будет задействован разрабатываемый дидактический инструментарий. В статье показано, как на основе концепции дидактического комплекса проблемного обучения было проведено моделирование системы средств обучения для курса физики основной школы. Также предложены определения ряда терминов процессов, связанных с разработкой системы дидактических средств. Сконструированный комплекс «Физика -7-9» подтвердил свою дидактическую эффективность в ходе педагогического эксперимента и опытно-инновационной работы. Это позволяет сделать вывод, что предложенный механизм разработки дидактических средств «концепция дидактического комплекса - моделирование - проектирование с последующим прогнозированием и планированием - конструирование комплекса» оправдан.

Ключевые слова: система средств обучения, дидактическое моделирование, дидактическое проектирование, конструирование дидактического комплекса

Наше время - время перемен, время формирования постиндустриального общества. С целью подчеркнуть принципиальное различие прошлого индустриального и современного информационного обществ философ, социолог и футуролог Элвин Тоффлер (англ. Мт ТоШг) в работе «Третья волна» использовал яркий образ. Он писал, что разница между представителями этих обществ такая же, как между классическими музыкантами, которые играют каждую ноту, написанную в партитуре, и музыкантами джазовыми - те, решив, какую мелодию исполнять, подхватывают сигналы друг друга и свободно импровизируют В результате возникает мир, базирующийся на новых средствах и формах коммуникаций, требующий иных компетенций. Фундаментальные изменения, происходящие в

обществе, как следствие, делают неизбежными и столь же фундаментальные изменения системы образования.

Современный этап развития российского школьного образования можно определить как переход от модели образования, ориентированного на передачу и репродукцию триады «знания - умения - навыки», к деятельностной модели, что является ответом на вызовы XXI века, ведь реалии становления информационного общества высоко подняли спрос на не просто знающего и умеющего специалиста, а на инициативную, самостоятельную личность.

Процесс модернизации образования - это, безусловно, процесс преодоления возникающих противоречий:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.