Научная статья на тему 'Национальные тропы России. К вопросу о градостроительных аспектах развития
внутреннего туризма'

Национальные тропы России. К вопросу о градостроительных аспектах развития внутреннего туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
349
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мегапроекты / рекреационно-транспортные коридоры / вариативно-интермодальные нацио- нальные тропы / туристическая инфраструктура / внутренний туризм / национальные парки / история туризма / megaprojects / recreational-transport corridors / variable-intermodal national trails / tourist infrastructure / domestic tourism / national parks. history of tourism

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Моргунов Андрей Константинович, Муратов Сергей Фаниевич,, Яганова Жанна Альбертовна, Бобкова Таисия Сергеевна,

Статья посвящена градостроительным аспектам развития внутреннего туризма, создания единой системы Национальных троп России, инфраструктуры для их функционирования и обслуживания. Предлага- ется объединение отдельных национальных парков и рекреационно-туристских кластеров в единую федераль- ную систему с современными стандартами доступности, рекреационной интермодальности и вариативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Моргунов Андрей Константинович, Муратов Сергей Фаниевич,, Яганова Жанна Альбертовна, Бобкова Таисия Сергеевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National trails of Russia. On the issue of urban aspects of the development of domestic tourism

The article is devoted to the town-planning aspects of the development of domestic tourism, the problems of creating a unified system of National trails of Russia, infrastructure for their functioning and maintenance. It is proposed to unite individual national parks and recreational and tourist clusters into a single Federal system with modern standards of accessibility, intermodality and variability.

Текст научной работы на тему «Национальные тропы России. К вопросу о градостроительных аспектах развития внутреннего туризма»

зовать сеть с развитой инфраструктурой, которая будет поддерживать сельские поселения. При этом агротури-стический комплекс может представлять как традиционные ремесла, так и современные технологии, органическое, почвозащитное, ресурсосберегающее и ряд других видов земледелия.

В комплексах необходимо создавать условия комфортного пребывания туристов. Постройки должны отвечать современным требованиям экологичности и энергоэффективности. В проектировании комплекса должны быть заложены региональные материалы, учтены климатические особенности региона. Также в комплексе могут быть предусмотрены различные активности для экстенсивного расширения целевой аудитории. Селитебная часть агротуристического комплекса может формироваться по двум направлениям: современного жилья и традиционного для рассматриваемой территории. В обоих случаях на планируемой территории предполагается размещение жилых домов, общественного многофункционального центра, спортивных площадок и других объектов обслуживания, в зависимости от текущего состояния населенного пункта. Также необходимо предусматривать инженерное обеспечение для строящихся объектов с учетом потенциального роста.

Так как по своей сути комплекс является рекреационным объектом, его функциональное разнообразие оказывает влияние на привлекательность для потребителя. Исходя из этого, следует проектировать пространство, в котором человек может попробовать что-то новое, личное или социальное, тем самым создавая больше причин быть в этом месте. Разумеется, при этом следует поддерживать логическую связь между элементами.

Таким образом, агротуризм имеет значительный рекреационный потенциал в России, что может способствовать возрождению увядающих поселений, повышению уровня жизни населения, тем самым сохраняя богатое культурное наследие страны. Использование международного опыта с учетом региональных особенностей способно создать новую схему организации туризма, характерную для российских реалий.

Список цитируемой литературы:

1. Адамеску А.А. Современные подходы к организации агроту-ризма в странах Центральной и Восточной Европы / А.А. Адамеску, В.Ю. Воскресенский. - Текст: электронный // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №33. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-organizatsii-agroturizma-v-stranah-tsentralnoy-i-vostochnoy-evropy (дата обращения: 26.11.2019).

2. Григорьева М.П. Сельский туризм: понятие, история и тенденции развития / М.П. Григорьева. - Текст: электронный // Символ науки. - 2016. - №1-1. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/selskiy-turizm-ponyatie-istoriya-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 26.11.2019).

3. Здоров А.Б. Агротуристский комплекс как путь реализации национальных программ экономики / А.Б. Здоров, А.Г. Антонян. - Текст: электронный // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - №36. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/agroturistskiy-kompleks-kak-put-realizatsii-natsionalnyh-programm-ekonomiki (дата обращения: 25.11.2019).

4. Казьмина Е.Б. Развитие услуг сельского туризма в российских регионах: специальность 08.00.05: Экономика и управление народным хозяйством: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Казьмина Елена Борисовна; Государственный университет управления. -Москва, 2012. - 24 с.

5. Маковоз А.Н. Сельский туризм и устойчивое развитие сельских территорий / А.Н. Маковоз // Сельский туризм в России: Материалы конгресса-совещания Первого международного форума, 6-9 июня 2012 г., Алтайский край, Смоленский р-н, с. Новотырышкино / М-во с.-х. Российской Федерации; под общ. ред. В.Г. Савенко; сост. Г.М. Демишкевич [и др.]. - Москва: Росинформагротех, 2012. - 179 с.: ил. - ISBN 978-5-7367-0956-4.

6. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы): Федеральная целевая программа [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 872-р] // Ростуризм: [официальный сайт]. - URL: https://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/ programmy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2019-2025-gody-/ (дата обращения 20.03.2020). - Текст: электронный.

7. Трухачев А.В. Концепции и модели развития сельского туризма за рубежом / А.В. Трухачев. - Текст: электронный // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - №7 (68). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii-i-modeli-razvitiya-selskogo-turizma-za-rubezhom (дата обращения: 26.11.2019).

8. Шувалов В.М. Современные драйверы развития объектов загородной архитектуры России / В.М. Шувалов // Москва: Градостроительство. Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН). - 2019. - №5. - С. 58-66.

А.К. Моргунов, С.Ф. Муратов, Ж.А. Яганова, Т.С. Бобкова DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10074

A.K. Morgunov, S.F. Muratov, Zh.A. Yaganova, T.S. Bobkova

Национальные тропы России. К вопросу о градостроительных аспектах развития внутреннего туризма

National trails of Russia. On the issue of urban aspects of the development of domestic tourism

Ключевые слова: мегапроекты, рекреационно-транспортные коридоры, вариативно-интермодальные национальные тропы, туристическая инфраструктура, внутренний туризм, национальные парки, история туризма. Keywords: megaprojects, recreational-transport corridors, variable-intermodal national trails, tourist infrastructure, domestic tourism, national parks. history of tourism.

Аннотация: Статья посвящена градостроительным аспектам развития внутреннего туризма, создания единой системы Национальных троп России, инфраструктуры для их функционирования и обслуживания. Предлагается объединение отдельных национальных парков и рекреационно-туристских кластеров в единую федеральную систему с современными стандартами доступности, рекреационной интермодальности и вариативности. Abstract: The article is devoted to the town-planning aspects of the development of domestic tourism, the problems of creating a unified system of National trails of Russia, infrastructure for their functioning and maintenance. It is proposed to unite individual national parks and recreational and tourist clusters into a single Federal system with modern standards of accessibility, intermodality and variability.

В силу влияния внутренних и внешних экономических и политических факторов Россия в середине второго десятилетия XXI века вплотную столкнулась с необходимостью экстренного решения вопроса развития внутреннего туризма. Благодаря указам Президента и постановлениям правительства туризм и связанные с ним отрасли стали наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением роста экономики. Туризм выделен в качестве приоритетного направления развития на ближайшие десятилетия.

Путешествия, исследования, открытия, освоение новых просторов издревле были присущи русской цивилизации. Собственно, благодаря этой традиции и возник Русский мир на шестой части суши. Новгородские ушкуйники, московские казаки, полярные исследователи, великие ученые и первооткрыватели картографы и геологи - все они были в душе путешественниками, покорявшими земли в трех частях света из шести. Не менее важным аспектом была тяга к духовному совершенствованию, благодаря которому традицией всегда были православные паломничества. В советское время на внутреннем самодеятельном туризме даже выросла особая субкультура, спаянная романтикой бардовской песни. Поддерживало развитие туризма и государство; одних только профсоюзных Всесоюзных туристских маршрутов насчитывалось более семисот, их дополняли более семи тысяч региональных маршрутов по всей стране.

К сожалению, за годы безвременья достаточно развитая туристическая инфраструктура, как и в других отраслях народного хозяйства, была почти полностью утрачена, распродана и разрушена. Из семисот Всесоюзных туристических маршрутов не уцелело ни одного. Капитализация всего и вся не пощадила и самодеятельный туризм. Туристские клубы из объединений единомышленников, романтиков и спортсменов превратились в коммерческие фирмы, продающие услуги сомнительного качества своим бывшим спутникам по путешествиям.

Несмотря на это, в настоящий момент ощущается насущная потребность в развитии внутреннего туризма. По всей стране на самодеятельном уровне возникают народные тропы: паломнический путь из Москвы в Лавру, Зеленое кольцо Москвы, Большая Севастопольская тропа, Байкальская кругосветка, многочисленные маркированные лыжни в Подмосковье и многие другие локальные маршруты. Возрождаются исторические терренкуры: Царская, Голицынская тропы в Крыму и другие. В интернете есть сайты, показывающие существующие маркированные маршруты и предлагающие

разместить новые. Более того, в народной туристской среде и в сети бродят мысли о создании глобальных маршрутов - Транс-Уральского, Транс-Кавказского, Транс-Сибирского, Транс-Российского и других.

Параллельно и на государственном уровне также активно создаются маршруты в национальных парках и заповедниках. Делаются попытки создания паломнических кластеров, например Арзамас-Саров-Дивеево. Очевидно, что назрела необходимость создания системы глобальных национальных маршрутов, объединяющих отдельные уникальные природные, культурные, спортивные объекты, кластеры и маршруты в Единую Всероссийскую Систему Национальных Маршрутов.

Для создания таких национальных маршрутов, троп и путей можно обратиться к зарубежному опыту, где такие маршруты давно существуют и успешно функционируют. Национальные маршруты (national trails) разбросаны по всему миру, они есть во всех частях света и на всех континентах, они объединяют все разнообразие интересов: паломничество, спорт, экстрим, экологию, гастрономию, оздоровление, просто отдых и развлечения. В одних странах они пересекают всю страну от края до края, а в других создают плотную разветвленную сеть.

«Путь Сантьяго» - Паломническая тропа, проходящая по Франции и Испании к христианской святыне Санта-Мария де Компостелла. Очень популярный маршрут, по которому прошли многие россияне благодаря известной книге Паоло Коэльо.

«Великая Аппалачская тропа», протяженностью 3500 км - самая популярная в США. Путь проходит по Аппалачским горам и пересекает 14 штатов. Сохранность тропы и ее рабочее состояние обеспечивают 38 туристских клубов из разных штатов и городов, расположенных вдоль тропы. Каждый клуб отвечает четко за свой отрезок пути.

Маршрут «Транс-Пиренейские тропы»: GR10 (Франция) 955 км, - GR11 (Испания) 820 км, HRP (Франция, Испания) - 800 км. Очень интересная и вариабельная плетенка из трех пересекающихся, но при этом в целом параллельных троп. Хороший пример для подражания.

«Транс-Израиль» (1 040 км) и «Транс-Иордан» (650 км) -интересная пара троп, пересекающих две страны с юга на север, по разным берегам реки Иордан и Мертвого моря.

Coast to Coast (332 км) в Англии - народная тропа, пересекающая остров от берега до берега, организованная изначально энтузиастом-одиночкой и получившая национальное признание. Проходит через три национальных парка.

«Транс-Новозеландская тропа» (3 000 км) пронзает два острова Новой Зеландии от крайней северной до

крайней южной точки. Организована и содержится государством, приносит значительный доход в бюджет.

8ЫкокиЬепго1:га11 (1 400 км) в Японии представляет собой паломническую тропу, опоясывающую остров Сикоку и приводящую в 88 храмов через горы и долины по старинным лестницам.

«Виа Альпина» (5 000 км) состоит из пяти соединенных пешеходных маршрутов, проходящих по альпийским регионам Словении, Австрии, Германии, Лихтенштейна, Швейцарии, Италии, Франции и Монако.

Вот далеко не полный перечень самых популярных Национальных троп всего мира.

Для появления протяженного маршрута необходим достаточно обширный и достаточно плотно насыщенный достопримечательностями, уникальными объектами и пейзажами регион. Часто это линейная горная система - Аппалачи, Пиренеи, Кордильеры, Альпы, или возникшие и сохранившиеся в регионе объекты поклонения, образующие такие маршруты, как Тропа Сикоку и Путь Сантьяго.

Попытаемся выделить наиболее перспективные локации для создания «Национальных троп России». Для европейской части наиболее доступны европейские горные системы: Кавказ, Крым, Урал, Кольский полуостров. С них прежде всего и следует начать. Упрощает задачу традиционная высокая степень освоенности этих регионов, наличие там определенной инфраструктуры, разветвленные сети действующих и забытых маршрутов (рис. 1).

Первыми национальными тропами могли бы стать Транс-Кавказская протяженностью 1 000 км, продолжающая ее Крымская (400 км), Транс-Кольская (800 км), Транс-Уральская (2 000 км).

Следующим этапом могут стать относительно хорошо освоенные горы Южной Сибири: Алтай, Западные и Восточные Саяны, Кузнецкий Алатау, соединенные общей Транс-Саян-Алтайской Национальной тропой протяженностью более 2 000 км.

Прекрасным продолжением этого маршрута может стать впервые предлагаемый нами маршрут Национальная Тропа Дальневосточного Водораздела протяженностью более 5 000 км, проходящий по водораздельным хребтам бассейнов Ледовитого и Тихого океанов -Яблоновому, Олекминскому, Становому, Джугджуру, Сунтар-хаята, Черского, а также по Колымскому и Чукотскому нагорьям. Предлагаемый маршрут общей протяженностью более 7 000 километров от Барнаула и Горно-Алтайска до Уэлена и мыса Дежнева в Беринговом проливе при обеспечении транспортной доступности стал бы прекрасным средством пропаганды Дальневосточного региона.

В связи с развитием Северного морского пути прекрасные перспективы открываются для рекреационного освоения Арктики. Мы предлагаем набор пересекающихся и дополняющих друг друга заполярных маршрутов. Исторические: «Поморский берег» (1 000 км), «Мангазея» (3 000 км). Познавательно-экстремальные: трансконтинентальные арктические марш-

Рис. 1. Предложения по локации спортивно-экстремальных и экологических трансконтинентальных и региональных троп России

Рис. 2. Предложения по локации исторических и паломнических национальных троп России

Рис. 3. Предложения по локации водных национальных троп России и основные центры водного туризма

руты «Северный берег» (10 000 км) и «Заполярные острова и Земля Санникова» (11 000 км).

И наконец, бесспорный лидер заполярной программы - международный мультитрансконтинентальный арктический маршрут «Северный Полярный Круг» протяженностью: от границы с Финляндией до Берингова пролива 7 500 км; от западного побережья Норвегии через Швецию и Финляндию до Берингова пролива 8 200 км; от западного побережья Норвегии через Берингов пролив до восточного побережья Канады 12 000 км; Вокруг Света по Полярному кругу через семь стран 16 000 км.

На более широкую группу путешественников рассчитаны исторические трансконтинентальные маршруты: «По следам Кочевников» (конный маршрут по южносибирским степям Евразии), 7 000 км; «Великий Сибирский Путь Цесаревича», 10 000 км (Санкт-Петербург-Москва-Самара-Оренбург-Омск-Тобольск-Сургут-Томск-Красноярск-Иркутск-Чита-Благовещенск-Хабаровск-Владивосток). Не исключено, что именно благодаря этому путешествию будущего императора у нас появился Великий Транссиб.

Для целевой группы необходимо развивать и паломнические маршруты, создавая на их основе национальные паломнические тропы (рис. 2). Предложения по развитию системы паломнических троп предпринимались несколькими авторами при работе над паломническим кластером Арзамас-Дивеево-Саров в МАРХИ в 2019 - 2020 гг. Наряду с развитием традиционных паломнических маршрутов нужно предлагать и новые: пеше-водный паломнический национальный маршрут «Святые Острова - Нилова пустынь - Валаам - Кижи -Соловки» (1 500 км).

Водный туризм в России, безусловно, также необходимо развивать наряду с другими видами, особенно учитывая богатство нашей водной системы. Наряду с возрождением существующих водных путей можно предлагать новые трансконтинентальные водные маршруты - «Из Атлантики в Тихий океан по европейским и сибирским рекам» (рис. 3).

Попытаемся подробнее рассмотреть один из перспективных регионов для создания пилотного проекта трансрегиональной системы национальных троп. Наиболее подходящим регионом является юг Европейской России. Северо-Кавказский регион обладает уникальными по масштабу и разнообразию рекреационными ресурсами и является одним из перспективных регионов по формированию туристско-рекреационного кластера. На сегодняшний день существует Федеральная целевая программа по развитию туристической инфраструктуры на Северном Кавказе.

В рамках создания Национального проекта «ТрансКавказский рекреационный коридор» предлагается создать мощный жгут параллельно-пересекающих -ся, взаимно дополняющих друг друга коммуникаций. Это система магистралей, включающая в себя скоростные и обычные, транзитные и местные автомобильные трассы и железные дороги, стандартный и скоростной внеуличный транспорт, канатные дороги, пешеходные,

водные, конные, велосипедные, туристические маршруты большой протяженности порядка 1000 километров от крайней западной точки (условно Новороссийска или даже Тамани) до крайней восточной точки (условно Дербента). Предполагается создать мощные главные пересадочные транспортно-коммуникационные узлы: западный в Тамани, центральный в Минводах и восточный в Дербенте, в идеале обеспеченные всеми видами транспорта, включая магистральный и местный авиатранспорт (вспомним фильм «Мимино»). К главным и второстепенным транспортным интермодальным узлам планируется подключать разветвленную сеть местных маршрутов и дорог. Трассировка транзитных и местных маршрутов подразумевает максимально возможную привязку их к уникальным памятникам природы и культуры, включая многочисленные заповедники с возможностью их посещения, если это позволяют регламенты, и обязательным оборудованием легкодоступных видовых точек и кругозоров.

В труднодоступных горных районах для соединения соседствующих курортов и селений на автомобильных дорогах будут построены тоннели и мосты. Пешеходные и веломаршруты в труднопроходимых местах и на перевалах будут оснащены канатными дорогами, что повысит доступность и безопасность, увеличит поток туристов и даст возможность насладиться красивыми природными пейзажами с дополнительно оборудованных кругозоров. Целью данного проекта является объединение посредством новой всепроникающей транспортной инфраструктуры в единый Транс-Кавказский рекреационный кластер пока еще разрозненные горные и морские курорты и туристско-рекреационные зоны.

Опираясь на стремления путешественников-энтузиастов, поддержку государства и богатый международный и отечественный опыт, настала пора создать в России систему Национальных маршрутов, пронизывающих всю страну, объединяющих уникальные памятники природы и культуры в единые и разнообразные калейдоскопичные путешествия-приключения. Задача профессионалов-градостроителей - сделать предложения на уровне районной планировки, систем расселения, транспортной инфраструктуры по развитию и обеспечению этих мегапроектов.

Список цитируемой литературы:

1. Александрова А.Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма / А.Ю. Александрова // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2007. - №5. - С. 43-62.

2. Власова Т.И. История российского туризма: монография / Т.И. Власова. - Санкт-Петербург: Изд-во Д.А.Р.К., 2009. -416 с. - ISBN 978-5-98004-030-7.

3. Глотова А.В. Кластерный подход как ключевой инструмент развития туризма в регионе / А.В. Глотова. - Текст: электронный // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2011. - № 2(9). - Опубликовано 01.09.2011. - URL: http://economics.itmo.info/ru/article/6652/ article_6652.htm (дата обращения: 11.04.2020).

4. Международный транспортный коридор «Север-Юг» / Вики-педия: [сайт]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Север_—_Юг. (дата обращения 09.10.2019). - Текст: электронный.

5. О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»: Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 №848 // Собрание

Законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 51. -Ст. 4895.

6. Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года: Государственная программа Российской Федерации: [утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №309] / Правительство России: [официальный сайт]. - URL: http://government.ru/rugovclassifier/847/events/ (дата обращения 05.11.2019).

7. Семеркова Л.Н. Проектирование туристических маршрутов как направление повышения конкурентоспособности национальной туристической индустрии / Л.Н. Семеркова, С.В. Зинченко. - Текст: электронный // Известия вузов. По-

волжский регион. Общественные науки. - 2016. - №3(39). -С. 216-226. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-turistskih-marshrutov-kak-napravlenie-povysheniya-konkurentosposobnosti-natsionalnoy-turistskoy-industrii/viewer (дата обращения: 15.04.2020).

8. Чазов Е.И. Всесоюзные туристские маршруты // Курорты: энциклопедический словарь / гл. ред. Е.И. Чазов. - Москва: Советская энциклопедия, 1983. - 591 с.: ил.

9. Штюрмер Ю.А. Туристский маршрут / Ю.А. Штюрмер // Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. / Глав. ред. А.М. Прохоров. Т. 26. - 3-е изд. - Москва: Советская энциклопедия, 1969-78.

Е.В. Малая DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10075

E.V. Мalaya

Вопросы реновации текстильных предприятий малых городов Подмосковья Issues of renovation of textile enterprises in small cities of the Moscow region

Ключевые слова: реновация текстильных предприятий, предприятия Подмосковья, сохранение исторического наследия, занятость населения, программа импортозамещения.

Keywords: renovation of textile enterprises, enterprises of Moscow region, preservation of historical heritage, employment, import substitution.

Аннотация: Статья посвящена сохранению культурного наследия, возрождению и реновации текстильных предприятий, созданию производственных кластеров, связанных с агрокомплексами. Эта взаимосвязь основана на создании сырьевой базы для текстильных предприятий, развитии экологии, новых технологий и научно-практической работе. В условиях глобальных изменений мировой экономики необходимы серьезные научно-последовательные работы, согласованные с предприятиями. Такая слаженная работа способствует возрождению легкой промышленности и сельского хозяйства, а созданные товары смогут достойно заменить импортные товары на прилавках торговых центров.

Abstract: The article is devoted to the preservation of cultural heritage, the revival and renovation of textile enterprises, the creation of production clusters associated with agricultural complexes. This relationship is based on the creation of a raw material base for textile enterprises, the development of ecology, new technologies and scientific and practical work. In the context of global changes in the world economy, serious scientific and consistent work is needed, coordinated with enterprises. This coordinated work contributes to the revival of light industry and agriculture, and the created products will be able to adequately replace imported goods on the shelves of shopping centers.

Предприятия легкой промышленности являются наиболее яркими показателями благосостояния населения страны в связи с тем, что создают изделия повседневного использования, которые приобретаются населением гораздо чаще, чем другие промышленные изделия. Поэтому восстановление и развитие таких предприятий может быть приоритетным направлением в развитии экономики страны. Передовые ткацкие предприятия всегда используют высокие технологии и оборудование, но для отдельных творческих работ вполне уместно использование ручного труда на устаревших станках в союзе с агропредприятиями для создания сырьевой базы.

Следовательно, восстановление производства на предприятиях легкой промышленности даст толчок не только экономическому развитию и независимости городов, но и поможет населению найти интересную, творческую и хорошую оплачиваемую работу. И в этом ключевая задача: обеспечить работой большое количество населения нашей страны и заменить иностранные товары на полках наших торговых центров. Тем более, что основная масса товаров легкой промышленности

не самого лучшего качества и не всегда соответствует санитарным нормам российского здравоохранения.

В периоды затянувшегося экономического кризиса отечественные ткацкие предприятия смогут помочь экономике страны удержаться на определенном уровне. Важно, что старые предприятия спустя более сотни лет после своего строительства оказались теперь в центре многих исторических городов и до сих пор оказывают важное влияние на градостроительное развитие города. Известно, что производственные предприятия с XVIII века являлись градообразующими, формировали инфраструктуру, транспортные связи, развивали жилые районы, а теперь многие из них представляют собой заброшенные, покинутые сооружения. Поэтому возрождение и развитие предприятий имеет важное значение для развитие всего города. Развитие промышленных территорий сопровождается строительством комфортного жилья, развитой инфраструктуры, благоустройства городской среды.

Сейчас фабрики, прославившие нашу страну много лет назад, прекратили свою работу по тем или иным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.