Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ СЮИТАХ ВАН ЛИСАНЯ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ СЮИТАХ ВАН ЛИСАНЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фортепианное искусство Китая / Ван Лисань / детская китайская музыка / детская сюита / творчество китайских композиторов / фортепиано в Китае / Chinese piano art / Wang Lisan / Chinese children's music / children's suite / creativity of Chinese composers / piano in China

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Усова Ольга Вячеславовна, Жэнь Вэйхуа

Рассмотрена детская фортепианная сюита «Бумажные украшения на окне» Ван Лисаня. Являясь одним из самых известных как в Китае, так и за его пределами композитором и пианистом, Ван Лисань создал большое количество сочинений для фортепиано разных жанров. В последние годы его творчество активно изучается в русскоязычном музыковедении. Среди его сочинений особое значение имеет детская музыка, которая органично соответствовала его профессиональной деятельности и личным качествам. Ярким опусом для детей Ван Лисаня стала его сюита для фортепиано «Бумажные украшения на окне». Она является примером гармоничного сочетания китайских и европейских музыкальных традиций. Обращаясь к жанру детской сюиты, Ван Лисань воплощает в ней традиционное искусство цзяньчжи, представляющее собой вырезание из бумаги различных фигур. Композитор успешно создает яркие национальные образы, представленные сквозь призму детского восприятия. Подобные сочинения видятся полезными для обучения юных музыкантов в России, расширяющими музыкальный кругозор, позволяющими познакомиться с культурными и музыкальными традициями разных стан, новыми музыкальными и исполнительскими решениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL TRADITIONS IN WANG LISAN'S CHILDREN'S PIANO SUITES

The article examines the children's piano suite “Paper decorations on the window” by Wang Lisan. Being one of the most famous composer and pianist both in China and abroad, Wang Lisan has created a large number of compositions for piano of various genres. In recent years, his work has begun to be actively studied in Russianlanguage musicology. Among his compositions, children's music is of particular importance, which organically corresponded to his professional activities and personal qualities. One of the most striking opuses for Wang Lisan's children was his piano suite “Paper Decorations on the Window”. It is an example of a harmonious combination of Chinese and European musical traditions. Turning to the genre of the children's suite, Wang Lisan embodies in it the traditional art of Jianzhi, which represents the cutting of various figures out of paper. The composer successfully creates vivid national images presented through the prism of children's perception. Such compositions are seen as useful for teaching young musicians in Russia, expanding their musical horizons, allowing them to get acquainted with the cultural and musical traditions of different countries, new musical and performing solutions.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ СЮИТАХ ВАН ЛИСАНЯ»

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. C. 146-152 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 2, pp. 146-152 ISSN 2308-1031

© Усова, О.В., Жэнь Вэйхуа, 2024 УДК 785

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-146-152

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ СЮИТАХ ВАН ЛИСАНЯ

О.В. Усова1, Жэнь Вэйхуа1

1 Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, Казань, 420015, Республика Татарстан, Российская Федерация

Аннотация. Рассмотрена детская фортепианная сюита «Бумажные украшения на окне» Ван Лисаня. Являясь одним из самых известных как в Китае, так и за его пределами композитором и пианистом, Ван Лисань создал большое количество сочинений для фортепиано разных жанров. В последние годы его творчество активно изучается в русскоязычном музыковедении. Среди его сочинений особое значение имеет детская музыка, которая органично соответствовала его профессиональной деятельности и личным качествам. Ярким опусом для детей Ван Лисаня стала его сюита для фортепиано «Бумажные украшения на окне». Она является примером гармоничного сочетания китайских и европейских музыкальных традиций. Обращаясь к жанру детской сюиты, Ван Лисань воплощает в ней традиционное искусство цзяньчжи, представляющее собой вырезание из бумаги различных фигур. Композитор успешно создает яркие национальные образы, представленные сквозь призму детского восприятия. Подобные сочинения видятся полезными для обучения юных музыкантов в России, расширяющими музыкальный кругозор, позволяющими познакомиться с культурными и музыкальными традициями разных стан, новыми музыкальными и исполнительскими решениями.

Ключевые слова: фортепианное искусство Китая, Ван Лисань, детская китайская музыка, детская сюита,

творчество китайских композиторов, фортепиано в Китае

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Усова О.В., Жэнь Вэйхуа. Национальные традиции в детских фортепианных сюитах Ван Лисаня // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 146-152. 001: 10.24412/2308-1031-2024-2146-152.

NATIONAL TRADITIONS IN WANG LISAN'S CHILDREN'S PIANO SUITES

O.V. Usova1, Ren Weihua1

1 N.G. Zhiganov Kazan State Conservatoire, Kazan, 420015, Republic of Tatarstan, Russian Federation

Abstract. The article examines the children's piano suite "Paper decorations on the window" by Wang Lisan. Being one of the most famous composer and pianist both in China and abroad, Wang Lisan has created a large number of compositions for piano of various genres. In recent years, his work has begun to be actively studied in Russian-language musicology. Among his compositions, children's music is of particular importance, which organically corresponded to his professional activities and personal qualities. One of the most striking opuses for Wang Lisan's children was his piano suite "Paper Decorations on the Window". It is an example of a harmonious combination of Chinese and European musical traditions. Turning to the genre of the children's suite, Wang Lisan embodies in it the traditional art of Jianzhi, which represents the cutting of various figures out of paper. The composer successfully creates vivid national images presented through the prism of children's perception. Such compositions are seen as useful for teaching young musicians in Russia, expanding their musical horizons, allowing them to get

acquainted with the cultural and musical traditions of different countries, new musical and performing solutions. Keywords: Chinese piano art, Wang Lisan, Chinese children's music, children's suite, creativity of Chinese composers, piano in China

Conflict of interest. The authors declare the absence of conflict of interests.

For citation: Usova, O.V., Ren Weihua (2024), "National traditions in Wang Lisan's Children's Piano Suites", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 2, pp. 146-152. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-146-152.

Общемировые тенденции в последние годы все чаще связаны с повышенным вниманием к странам Востока. Возрастающая роль азиатских стран в мировом геополитическом и социокультурном пространстве активно вызывает научный интерес и побуждает российских исследователей обращаться к изучению современной азиатской культуры, в частности исторически богатого китайского искусства. Эта тенденция отчетливо наблюдается и в российском музыкознании: появляются научные статьи, диссертации, посвященные китайской академической музыке, ее представителям, особенностям жанров и форм. Важно, что эти труды создаются представителями Китая, которые изучают и анализируют искусство своей страны на русском языке, основываясь на традициях российской музыкальной науки. Богатый музыкальный материал, который создан китайскими композиторами за относительно небольшой временной период (ХХ - начало XXI в.), дает для исследователей широкие возможности, помогает ввести в научный обиход новые имена, музыкальные произведения. Учитывая все вышеизложенное, обращение к творчеству одного из самых авторитетных китайских музыкантов академической традиции - Ван Лисаня - представляется актуальным и дающим возможность дополнить и расширить знания о его роли в музыкальной культуре Китая.

Ван Лисань (1933-2013) - один из ярких современных китайских композиторов, обладающий уникальными эстетическими взглядами, композиторской техникой, создавший интересные новаторские сочинения с самобытными замыслами. На

протяжении творческого пути основные интересы Ван Лисаня были сосредоточены на фортепианной музыке. Пройдя непростые периоды становления, он пронес через все фортепианные сочинения идею синтеза национальных традиций с достижениями западной музыки, обогащая и поднимая тем самым китайское фортепианное искусство до мирового уровня.

Творчество Ван Лисаня все больше привлекает внимание исследователей в российском музыкознании. Помимо анализа отдельных аспектов его творчества или конкретных произведений (см.: (Ван Ин, 2008; Чжао Цзэхуа, 2022; Усова О., 2023), роли его музыки в современном фортепианном искусстве Китая (Чэнь Шуюнь, 2020), предпринимаются попытки представить все творчество композитора, раскрыв его в контексте музыкальной культуры Китая, как, например в диссертации Чжао Цзэхуа (2023). Однако богатое творческое наследие Ван Лисаня не позволяет охватить все его сочинения, что дает возможность вновь обращаться к его музыке в поиске новых открытий.

Данная статья обращается к жанру детской фортепианной сюиты Ван Лиса-ня на примере его сочинения «Бумажные украшения на окне». Яркие и разнохарактерные национальные образы, интересная и доступная для детей музыка позволяет надеяться, что сюита может стать частью детского репертуара не только в Китае, но и за его пределами. Раскрыть образные и музыкальные особенности сюиты Ван Лисаня, анализ которой ранее не проводился в русскоязычной литературе, для решения исполнительских задач

юными музыкантами - цель данной работы. Понимание и музыкальное воплощение китайских традиций в фортепианных пьесах Ван Лисаня поможет привлечь исполнительское внимание и педагогов, и детей в нашей стране, расширить тем самым их музыкальные горизонты и исполнительский репертуар.

Детская музыка в творчестве Ван Ли-саня занимает особое место, он неоднократно обращался к детской тематике в своем фортепианном творчестве. Вероятно, это было связано с его педагогической работой - он преподавал в разных учебных заведениях, а затем был ректором Харбинского университета. Кроме того, как известно из его биографии, он активно занимался музыкальным воспитанием племянника У Цзиньвэня: «.. .он обнаружил отсутствие подходящих нот и принял решение создать их сам. Впоследствии композитор занимался музыкой с детьми своих друзей и знакомых. Поэтому можно утверждать, что появлению детских произведений Ван Лисаня во многом поспособствовала нехватка подходящего материала в китайской музыке тех лет» (Чжао Цзэхуа, 2023, с. 195). До конца своих дней композитор «сохранил в себе частичку детского мировосприятия и с радостью и непосредственностью стремился делиться этим с окружающими его людьми» (Чжао Цзэхуа, 2023, с. 197).

Среди фортепианных сочинений для детей Ван Лисаня есть ряд небольших пьес этюдного характера, но с яркими запоминающимися заголовками (они были написаны с 1973 по 2007 г.): «Детский велосипед», «Маленькие капли дождя», «Кривое зеркало», «Мечты», «Маленькие друзья» и т.д. Позже композитор объединил их в сборник «Детские сердца», ставший духовным завещанием композитора, где «отразились детские воспоминания композитора и светлое "юношеское" мировосприятие, которые сочетаются с мудростью и глубоким знанием жизни, 148

присущими опытному человеку» (Чжао Цзэхуа, 2023, с. 240).

Несколько раз в своем творчестве композитор обратился к жанру фортепианной сюиты для детей - «Рисунки младшего брата» (1999), «Бумажные украшения на окне» (2001), «Каприччио о животных» (2007). Жанр был очень популярен у китайских композиторов, и, начиная с 1970-х гг., ими создано немало образцов детских сюит, поэтому обращение к нему было вполне естественным для Ван Лисаня.

Интересно, что две из трех сюит объединены тематикой живописи, прикладного творчества. Эта тема была очень близка Ван Лисаню. Известно, что в детстве он увлекался рисованием, а затем регулярно обращался к теме живописи в своих сочинениях. Самым ярким примером может стать его фортепианная сюита «Впечатления от живописи Кай Хигасия-мы» (1979), где композитор музыкой выразил свое увлечение творчеством японского художника и создал музыкальные аналоги его картин. Сам Ван Лисань был младшим ребенком в семье и, возможно, что в сюите «Рисунки младшего брата» он представлял свое детское творчество.

Продолжением этого увлечения стала и сюита «Бумажные украшения на окне», которая обращается к традиционному китайскому рукоделию цзяньчжи - вырезанию из бумаги украшений в виде цветов (по одной из версий название сюиты переводится как «Цветы на окне») и фигурок из национальных сказок и историй. Год создания этой сюиты остается неизвестным, композитор не указал его нигде, предположительно это 2001 г. Однако известно, что одна из пьес сюиты «Большое раскрашенное лицо» (№ 5) появилась еще в 1989 г.

Сюиту можно назвать примером демонстрации национальных китайских традиций в музыкальном воплощении. Обычай украшать окна в дни праздников, особенно в Новый год бумажными фи-

гурками символов года, разных цветов, животных, сцен из обычной жизни или известных преданий очень популярен в Китае. Из таких разнообразных пяти фигур-сюжетов и состоит сюита.

Открывает сюиту пьеса «Детские счи-талочки». Она вводит в атмосферу «бумажной игры», дарит особое «воздушное» настроение. Основная тема пьесы - игривая, незамысловатая, невесомая как бумага, мелодический рисунок и штрихи создают ощущение узора. Даже ее развитие, где тема обрастает квинтой и аккомпанементом, не теряет воздушности и изящности. На протяжении всей пьесы сохраняется единая ритмоформула, так как четкий повторяющийся ритм имеет большое значение для любой считалки, рождает определенное настроение игры (пример 1).

Вторая часть сюиты - «Танец Янко» -традиционный китайский танец (в другой транскрипции Танец Янгэ). Это самый популярный в Китае вид народного танцевального искусства. Китайцы танцуют янгэ на улицах во время праздников или по случаю тех или иных событий, выражая тем самым свою радость. В 2006 г. он был внесен в Список нематериального культурного наследия Китая. В танце широко используют платки, веера, зонтики, барабаны и другие предметы. Сюжетами могут быть эпизоды мифов, легенд, исторических преданий, литературных и фольклорных произведений, а также сценки из повседневной жизни. Практически в каждом регионе Китая существует собственный местный вариант янгэ.

Пьеса Ван Лисаня открывается вступлением, в котором мы слышим кластерные аккорды в синкопированном ритме и резком громком звучании. Они вероятно воссоздают звуки барабанов, которые часто присутствуют в этом танце (пример 2).

Собственно тема причудливо-затейная, но композитор насыщает ее сопровождение сложными гармоническими

и тональными решениями. Повторившись несколько раз в разных вариантах, она возвращается к начальным «звукам барабана».

Следующие две пьесы можно назвать лирическим отступлением. «Горная песня» и «Элегия» основаны на народных песнях северной провинции Сычуань. Первая из них рисует картину горных просторов и звучащей там народной песни. Вступление за счет охвата далеких регистров создает ощущение пространства, высоты гор (пример 3).

«Элегию» можно назвать самой драматичной частью сюиты. В ней композитор использует материал китайской народной песни «Остроконечные горы», в которой рассказывается о трагической и сложной судьбе обычного человека. Сдержанное вступление предвосхищает синкопированный ритм основной темы, производит на фоне остинатных квинт в басу ощущение покачивания (пример 4).

Тема мелодии песни тоже очень сдержанная, аскетичная, в объеме квинты в тональности с-то11. Однако внезапно она сменяется эмоциональным всплеском, своего рода криком отчаяния, стенанием, которое почти сразу сходит на нет, и вновь возвращается скорбная сдержанность музыки. Таких волн в Элегии две, вторая еще более драматичная, но и она быстро заканчивается задумчивой кодой, построенной на отзвуках основной темы.

Ярким контрастом предыдущим пьесам становится заключительный номер сюиты - «Актер с раскрашенным лицом». Хуалянь или «Большое раскрашенное лицо» - так дословно можно перевести амплуа мужского персонажа с раскрашенным лицом в пекинской опере. Обычно это роли злодеев или чиновников, армейских генералов и даже императоров. Их роль по традиции часто сопровождается звучанием ударных инструментов.

Пьеса действительно открывается внезапным громким звучанием диссо-

Пример 1. Ван Лисань. Сюита «Бумажные украшения на окне», № 1 «Детские считалочки»

Пример 2. Ван Лисань. Сюита «Бумажные украшения на окне», № 2 «Танец Янко»

Пример 3. Ван Лисань. Сюита «Бумажные украшения на окне», № 3 «Горная песня»

Пример 4. Ван Лисань. Сюита «Бумажные украшения на окне», № 4

Пример 5. Ван Лисань. Сюита «Бумажные украшения на окне», № 5 «Актер с раскрашенным лицом»

нантных созвучий в низком регистре на ff. Вероятно, перед нами маска злодея. Нестабильные ритмические фигурации диссонирующими интервалами и аккордами составляют основу первого раздела (пример 5).

Во втором разделе появляется мелодия, но она тоже «кривляется», тема проводится в интервал септимы, звучит как будто фальшиво. Гротескность звучанию придают постоянные форшлаги, акценты на слабые доли, диссонантные (секун-довые) созвучия. Небольшая кода вновь возвращает к резким начальным звучаниям, а заканчивается сюита кластерной «кляксой» в низком регистре.

Таким образом, сюита Ван Лисаня «Бумажные украшения на окне» представляет собой разные типичные для традиций Китая ситуации, которые могут стать сюжетом для бумажных украшений цзянь-

чжи. Сохраняя характерные для китайской музыки черты - лад, принципы развития, он смело соединяет их с современным музыкальным языком, политональностью, сложными ритмическими и фактурными решениями.

Детская музыка для фортепиано китайских композиторов может играть важную роль в современном художественном воспитании и образовании. Изучение современной детской музыки Китая выполняет функции развития художественных и креативных способностей детей в поликультурном образовательном пространстве. Представленное в данной статье сочинение для детей Ван Лисаня, несомненно, будет полезным и для обучения пианистов в России, поскольку расширяет музыкальный кругозор, знакомит с различными фольклорными материалами и типами фортепианной техники.

ЛИТЕРАТУРА

Ван Ин. Интеграция национальных традиций и европейского музыкального опыта в творчестве китайского композитора Ван Лисана // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 32. С. 111-116.

REFERENCES

Chen Shuyun (2020), Fortepiannoe tvorchestvo kitaiskikh kompozitorov XX - nachala XXI vekov: osnovnye stilevye napravleniya [Piano creativity of Chinese composers of the XX - early XXI centuries: the main stylistic directions], Cand. Sc. Thesis, Nizhnii Novgorod, 234 p. (in Russ.)

Усова О.В., Чан Цзиньлин. Фортепианная сюита Ван Лисаня «Впечатления от живописи Каи Хигасиямы»: особенности взаимодействия культур и традиций // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: история и современность. Вып. 15: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 6 апр. 2022 г.) / сост. Д.Ф. Хайрутдинова, В.И. Яковлев. Казань, 2023. С. 199-207.

Чжао Цзэхуа. Диалог Востока и Запада в раннем фортепианном творчестве Ван Лисана (на примере Сонатины) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 4. С. 87-94.

Чжао Цзэхуа. Фортепианное творчество Ван Лисана в контексте музыкальной культуры Китая второй половины XX века: дис. ... канд. искусствоведения. Н. Новгород, 2023. 282 с.

Чэнь Шуюнь. Фортепианное творчество китайских композиторов XX-начала XXI веков: основные стилевые направления: дис. ... канд. искусствоведения. Н. Новгород, 2020. 234 с.

Usova, O.V., Chang Jinling (2023), "Wang Lisan's Piano Suite «Impressions of Kai Higashiyama's Painting»: features of the interaction of cultures and traditions", Aktual'nye problemy muzykal'no-ispolnitel'skogo iskusstva: istoriya i sovremennost'. Vypusk 15: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Actual problems of musical and performing arts: history and modernity. Issue 15: materials of the International scientific and practical conference.], Kazan', pp. 199-207. (in Russ.).

Van In (2008), "Integration of national traditions and European musical experience in the work of Chinese composer Wang Lisan", Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gertsena [Proceedings of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University], no. 32, pp. 111-116. (in Russ.)

Zhao Zehua (2022), "The Dialogue between East and West in Van Lisan's Early Piano work (using the example of Sonatina)", Yuzhno-Rossiiskii muzykal'nyi al'manakh [South Russian Musical Almanac], no. 4, pp. 87-94. (in Russ.)

Zhao Zehua (2023), Fortepiannoe tvorchestvo Van Lisana v kontekste muzykal'noi kul'tury Kitaya vtoroi poloviny XX veka [Wang Lisan's Piano work in the context of Chinese Musical culture of the second half of the 20th century], Cand. Sc. Thesis, Nizhnii Novgorod, 2023. 282 p. (in Russ.)

Сведения об авторах

Усова Ольга Вячеславовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры менеджмента музыкального искусства Казанской государственной консерватория имени Н.Г. Жиганова E-mail: ovtih@yandex.ru

Жэнь Вэйхуа, магистрант кафедры специального фортепиано Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова E-mail: weihua.ren@mail.ru

Authors Information

Olga V. Usova, Cand. Sc. (Art Criticism), Docent at the Department Music Arts Management at the N.G. Zhiganov Kazan State Conservatoire E-mail: ovtih@yandex.ru

Ren Weihua, undergraduate of the Department of Special Piano at the N.G. Zhiganov Kazan State

Conservatoire

E-mail: weihua.ren@mail.ru

Поступила в редакцию 06.03.2024 Received 06.03.2024

После доработки 21.05.2024 Revised 21.05.2024

Принята к публикации 28.05.2024 Accepted for publication 28.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.