Научная статья на тему 'Национальные проекты в российской экономике: текущее состояние реализации и перспективы'

Национальные проекты в российской экономике: текущее состояние реализации и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
629
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрина Елена Александровна

Perspectives of evolution of priority national projects which characterize the modem condition are given in the article. The problems of realization of national projects at the modem stage are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National projects in the Russian economy: modern state of realization and perspectives

Perspectives of evolution of priority national projects which characterize the modem condition are given in the article. The problems of realization of national projects at the modem stage are revealed.

Текст научной работы на тему «Национальные проекты в российской экономике: текущее состояние реализации и перспективы»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Е.А. Юрина

Yurina E.A. National projects in the Russian economy: modem state of realization and perspectives. Perspectives of evolution of priority national projects which characterize the modern condition are given in the article. The problems of realization of national projects at the modern stage are revealed.

Президент Российской Федерации В. Путин инициировал принятие четырех приоритетных национальных проектов -«Современное здравоохранение», «Качественное образование», «Доступное жилье», «Эффективное сельское хозяйство».

Таблица № 1

Перечень национальных проектов на 2006 г. (с учетом гарантий)

Название Краткое содержание Средства на 2006 г., млрд. руб. Федеральные орг ответственные з; реализацию

Здоровье Улучшение первой медицинской помощи и профессиональной работы, обеспечение высокотехнологической медицинской помощи, повышение технической оснащенности, доплата медицинскому персоналу первичного звена 58,1 Минздравсоцразв: Минфин, МЭРТ, Минобрнауки, нинформ-связи

Образование Модернизация общего и профессионального образования на базе новых технологий, конкурсы лучших учителей, доплата классным руководителям 27,7 Минфин, М Минобороны, Минобрнауки

Доступность жилья Субсидирование молодых семей, молодых специалистов на селе, доступная ипотека, увеличение жилищного строительства 37,5 МЭРТ, Минс-Минрегионагентс по ипотечному р. ТИЮ

Развитие АПК Поддержка мясного животноводчества, малых форм хозяйствования 21,2 Минсельхоз, Мик МЭРТ

Национальный проект - это новая форма социального планирования, нацеленная на то, чтобы придать мероприятиям больший общественный резонанс, повысить их адресность, усилить контроль за исполнением намеченного (недаром назначен особый вице-

премьер, их регулирующий). Впервые план сформирован не только как прогноз на мероприятия, а создан бюджет по затратам на каждое мероприятие на текущий и следующий год (появился даже термин «планбюджет»). В национальных проектах количественно определены искомые параметры, что в целевых программах не контролировалось.

Распоряжениями высших государственных структур России национальные проекты определены в качестве приоритета внутренней политики государства на ближайшую .перспективу. И от успеха их реализации зависит благосостояние российского народа, а -также авторитет страны на международной ''арене.

Между тем анализ начального этапа организации этих проектов внушает опасения в том, что благие намерения и немалые финансовые ресурсы приведут к реальному улучшению в указанных направлениях. Целесообразно пересмотреть некоторые подходы. И .потому хотелось бы выделить несомненные методологические провалы в постановке национальных проектов с тем, чтобы можно было выправить недостатки и предложить реальные пути их реализации.

Безусловно, национальные проекты [должны и могут быть реализованы. Однако ,.для их воплощения в жизнь нужна не только политическая воля государства, подкрепленная необходимыми ресурсами, но и систем-ёная программа реализации, которая в свою очередь должна соответствовать определенным требованиям.

Первым условием является анализ исторического опыта прошлых реформ в нашей стране. Многие из них оказались неудачными или неэффективными, включая подъем целины, продовольственную и жилищную программы и т. д. История всегда повторяется, и, чтобы она не превратилась в фарс, не-

обходимо учитывать уроки истории и делать из них полезные выводы.

С нашей точки зрения такие масштабные документы, влияющие на жизнь огромного государства, должны быть научно обоснованы и пройти экспертную оценку специалистов разного профиля и уровня, т. е. общественное обсуждение. В концепции, которая должна предварять документы высокого уровня, целесообразно отразить актуальность поставленных задач. Неслучайно в ряд национальных проектов многие специалисты предлагают, не без оснований, включить развитие энергетики и транспорта, программу «Здоровое детство» и другие приоритеты. Кроме того, любая заявка на получение государственных средств должна содержать такие разделы, как «Оценка состояния проблемы», «Цель и задачи», «Механизм реализации» и главное - «Ожидаемые результаты», а в завершение «Календарный план» и «Смету». К сожалению, найти эти сведения по национальным проектам пока невозможно.

Недостатки принятого подхода являются, прежде всего, результатом отсутствия научной концепции проектов и их общественного обсуждения. Поэтому широкие массы населения, на благо которых, как объявляется, ориентирована стратегия проектов, могут только догадываться, когда и чем завершится тот или иной проект и какая при этом будет польза для конкретного человека. Между тем, во всех программных документах советского времени все эти сведения обсуждались до принятия и официального утверждения как общегосударственных.

Следующий принцип заключается в необходимости территориальной дифференциации задач национальных проектов. Пожалуй, для такой страны, как Россия, национальные проекты должны быть дифференцированы в соответствии с региональными потребностями. Едва ли уместно определять из Москвы, что нужно для медицины Бурятии или Сусумана. Эффективнее использовать преимущества взаимной координации.

В частности, в области здравоохранения для Бурятии принципиально важно сократить заболевание туберкулезом, а если хватит средств, то построить современный диагностический центр, совмещенный с Центром восточной медицины. В таком случае Россия получит уникальный объект здравоохране-

ния, не имеющий аналогов в других ее регионах.

В области образования в Бурятии было бы целесообразно сконцентрировать усилия на разработке модельного проекта экологического образования и воспитания как фундамента для реализации единственного в России регионального экологического закона федерального уровня об охране озера Байкал. В проекте значится также издание учебных программ и учебников для системы непрерывного экологического образования и создание модельных эколого-образовательных центров, опять же не имеющих аналогов в России.

В проекте «ЖКХ» для Бурятии, как, впрочем, и для всей России, актуально обновление инженерных сетей и строительство жилья для молодых специалистов.

В области развития сельского хозяйства обеспечение населения продукцией животноводства, безусловно, является приоритетной задачей. Однако она не должна напоминать «кукурузную» кампанию, когда независимо от природных условий центральные директивы требовали повсеместных посевов этой культуры.

Таким образом, национальный проект для каждого региона должен отражать его социально значимые задачи и в этом контексте быть полезным для федерального уровня. В любом случае без инициативы и интересов региональных властей проекты не могут быть реализованы. Более того, каждый регион должен представлять свой конкурсный проект. Вполне понятно, что сельское хозяйство Краснодарского края имеет мало общего с АПК Якутии и т. д.

На стартовой позиции важно также определить и обосновать количественные критерии, которые могут в конечном итоге оценить успех реализации проектов. Недавно на высшем уровне государства прозвучало, что основной целью национальных проектов должно стать улучшение демографической ситуации в стране. Безусловно, эта важнейшая задача. Но опять же, какие показатели являются контрольными - это не конкретизировано.

Ключевым условием национальных проектов является принцип саморазвития. Государство не может бесконечно их финансировать. Оно дает только стартовый толчок, по-

еле которого должны происходить качественные и количественные улучшения в социальной жизни общества. Такой формой могут быть смешанные предприятия или иные хозяйственные структуры в любой сфере экономики, если они создают новые рабочие места, повышают уровень жизни общества.

С этой точки зрения селективное повышение зарплаты для определенной категории врачей и учителей не может быть критерием реализации проектов. Можно прогнозировать, что основным результатом такой политики будет появление в коллективах социальных конфликтов, вызванных различиями в оплате за один и тот же труд. Еще более сложная ситуация возникнет после завершения проектов, когда перестанут выделяться средства из федеральных источников на поддержание достигнутого фонда заработной платы.

Соответственно, необходимо создавать стимулы для зарабатывания средств. Более того, в российской действительности целесообразно избегать прямого денежного субсидирования. По многим направлениям обеспечение материальными ресурсами можно осуществлять централизованно, и такую возможность следовало бы предусмотреть.

Исключительное значение приобретает фактор ответственности за реализацию проектов, особенно на региональном уровне. Как правило, социальное положение региональных и муниципальных руководителей и чиновников определяется, за редким исключением, субъективными факторами. И потому провал в служебной деятельности в худшем случае грозит только увольнением, в связи с чем при отрицательном результате национальных проектов вряд ли найдутся ответственные. Чтобы повысить уровень ответственности, на старте проектов должны быть определены конкретные должностные лица на всех уровнях власти, ответственные за их реализацию.

Не менее важна прозрачность финансовых потоков, конкурсность отбора проектов. К примеру, на страницах официальных правительственных изданий привлекала бы внимание информация о поступлении федеральных средств в региональные казначейства. Кроме того, желательно четко оговорить, что ресурсы, полученные за счет федеральных средств, не могут быть приватизирова-

ны, а должны передаваться на возмездной основе либо в аренду.

Таким образом, реализация национальных проектов предполагает наличие следующих условий: учет исторического опыта; разработку концепции реализации проектов на системной основе; широкое обсуждение общественностью; территориальную дифференциацию проектов; количественные показатели оценки качества реализации проектов; формирование собственных источников развития приоритетных направлений по завершении срока проектов; минимизацию обращения прямых денежных потоков; конкурсность отбора проектов и «прозрачность» их финансирования; определение ответственности руководителей всех уровней за реализацию конкретного национального проекта.

Разумеется, реализация этих четырех национальных проектов не будет означать «полное и окончательное» решение социальных проблем, являющихся их объектом. Можно сказать, что проекты затрагивают лишь верхний пласт этих проблем, но они обозначили перспективы, во-первых, значительного продвижения вперед по пути их решения, а во-вторых, дают возможность накопить опыт и отладить механизмы для решения социальных проблем в большем объеме. Но, конечно, нужно подчеркнуть, что такое дальнейшее движение вперед будет в решающей мере зависеть от того, насколько успешно будет развиваться экономика нашей страны.

Оценка той роли, которую они сыграют в модернизации и гуманизации российского общества, в конечном счете, будет зависеть от того, насколько успешно они будут реализовываться. А успех их, в свою очередь, будет во многом зависеть от того, насколько внимательно будут следить государственные органы, партии и все общество за ходом их осуществления, сопоставляя достигаемые результаты с поставленными целями, внося коррективы в механизмы их реализации, ужесточая требования к рациональности использования выделяемых ресурсов.

Однако уже сегодня очевидно, что эти четыре национальных проекта не только вносят много нового в социальную политику российского государства, делая ее более активной, целеустремленной и действенной, но и обозначают принципиально важное обога-

щение всего стратегического курса страны, его гораздо более четкую ориентацию на глубокие, качественные позитивные изменения в жизни нашего народа. Эти проекты представляют собой хотя и предварительное и фрагментарное, но тем не менее вполне конкретное и весомое выражение национальной идеи страны, четко сформулировать которую мы еще не готовы, однако хорошо понимаем, на что она должна ориентировать общество: на гармонизацию общественных отношений, достижение гораздо более высокого уровня и качества жизни населения, продвижение страны на передовые не только научно-технические и экономические, но и гуманитарные рубежи прогресса человечества.

Сумма намеченных расходов на проекты впечатляет: она составляет 180 млрд руб., однако очевидно, что всесторонняя комплексная модернизация социальной сферы потребует в будущем еще больших ассигнований.

Реализация четырех национальных проектов (их число может в обозримом будущем увеличиться) является основным приоритетом государственной политики. Об этом свидетельствует не в последнюю очередь то, что образован Совет по реализации приоритетных национальных проектов, который возглавил Президент РФ. Принимаются меры по формированию системы мониторинга и контроля за реализацией национальных проектов. Регионы в ближайшее время должны принять собственные планы по реализации этих проектов с учетом особенностей своих регионов. При этом важно развивать региональные инициативы, накапливать разнообразный опыт реформирования отраслей социальной сферы. Речь идет не просто о более полном удовлетворении потребностей народа, но и о консолидации общества, преодолении тех факторов, которые вызывают социальные трения, о создании важных предпосылок гармонизации социальной структуры населения.

Очевидно, что решение социальных проблем в ходе реализации национальных проектов будет сложной задачей. Важно сделать выводы из опыта «монетизации льгот», когда потребовались серьезные коррективы первоначального проекта, особенно в части масштабов его финансирования.

Уже сейчас можно констатировать, что в обществе ведется оживленная дискуссия не только об эффективности вводимых в действие механизмов реализации проектов, но и об обоснованности некоторых лежащих в их основе принципиальных подходов. Так, многие первые отклики педагогической общественности на образовательный проект свидетельствуют о многих сомнениях или даже несогласии профессионального сообщества с самыми различными аспектами намеченного реформирования образования в стране. Нет уверенности в целесообразности и реализуемости осуществляемых мер. Складывается впечатление, что причиной такой ситуации является отсутствие четкой стратегической концепции из-за слабости научного обоснования и отсутствия такой предварительной широкой профессиональной дискуссии, которая завершилась бы консенсусом. Даже Министр образования и науки А. Фурсенко признал неготовность его ведомства и в целом педагогического сообщества к такому проекту. В то же время реализация идеи национального проекта сформирует во многом новую систему российского образования, и жизненно важно, чтобы вскоре не пришлось бы начать ее новое реформирование из-за недостатков, которые могут проявиться в острой форме. Поэтому нужно уже сегодня прилагать максимум усилий для выявления возможных недоработок и просчетов, правильно определить приоритеты в рамках национального проекта с тем, чтобы обеспечить успешное развитие российской общеобразовательной системы в будущем.

Рассмотрим некоторые угрозы для нее, которые связаны с недостаточной проработанностью проекта и которые необходимо своевременно устранить. Так, проектом предусмотрено стимулирование не менее 30 вузов и 6 000 школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы; поддержка способной и талантливой молодежи (5 000 грантов); поощрение 20 000 лучших учителей. Однако нельзя не учитывать, что этому будет сопутствовать резкое увеличение разрыва в финансовой обеспеченности между образовательными организациями на местах. Нужно иметь в виду и то, что расширение материальной базы стимулируемых организаций потребует значительного объема регулярных затрат на оплату

Интернета, модернизацию компьютерных парков, лицензированное программное обеспечение и т. д. Закупка и размещение в открытом доступе в сети Интернета нформа-ционных образовательных ресурсов; поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования (2 500 расчетных классов) и подключение 20 тыс. школ к сети Интернета, оснащение ежегодно не менее 8 000 школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием предполагает обучение использованию информационных ресурсов как обучаемых, так и преподавателей и жесткого контроля над расходованием средств во избежание их расхищения.

Выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения в нынешнем виде ведет к увеличению финансового расслоения в среде учительства и уже сопровождается определенными коррективами для того, чтобы распространить выплаты на более широкий круг получателей. К тому же не выработано объективных критериев оценки качества педагогического труда, а преобладающие субъективные оценки ведут к повышению зависимости каждого школьного учителя от административных структур.

Приобретение ежегодно не менее 3 500 школьных автобусов вытекает из признания необходимости закрытия некомплектных школ в малых населенных пунктах, что требует более глубокого анализа, в частности, с учетом того, что произойдет отток трудоспособного населения в крупные районные центры и города. Однако нельзя не обратить внимание и на тот факт, что в прошлом году в России существовало 12 тыс. классов с количеством учащихся 1-2 человека и примерно 25 тыс. классов с не более чем 5 учениками.

Анализируя национальный проект, обнаруживаешь, что он не распространяется на многие виды образовательных учреждений -общественные и негосударственные школы, комплексы начальная школа, детский сад, санаторно-курортные и лесные школы, кадетские корпуса, образовательные центры, учреждения дополнительного образования. В то же время нужно отметить, что в богатых регионах осуществляются денежные выплаты им за счет местных бюджетов. В ряде случаев образовательные учреждения имеют собственные средства для финансирования своих нужд. Так, в настоящее время в от-

дельных школах Москвы некоторые учителя (большой стаж, высшая категория, большая нагрузка) уже получают зарплаты в размере 25-35 тыс. рублей в месяц.

При этом повсеместно существует избирательность в оплате труда в зависимости от квалификации, и растет конкуренция среди учителей. Однако это происходит в условиях, когда отсутствуют объективные (точные) критерии оценки качества педагогического труда, и пока нет оснований надеяться на их появление в ближайшем будущем. Весьма неопределенны и критерии Министерства образования, по которым будут определять претендентов на президентскую надбавку: позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года; позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам; позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя и другое. То есть в основу положена некоторая статистика «позитивных изменений», в то время как не раскрыто содержание самого понятия «позитивные изменения» и абсолютно очевиден и признан во всем мире факт, что результаты образовательных инвестиций станут очевидными через много лет.

Все это показывает частичность и недостаточность принимаемых мер в рамках национального проекта, отсутствие общей стратегии развития образования в России.

При таком количестве проблем в России целесообразно глубже изучать зарубежный опыт. Так, в текущем году президент США Буш представил программу развития образования в США - «Сталкиваясь с вызовами изменяющегося мира». Она предусматривает, в частности, вложение 5,9 млрд долл. в 2007 финансовом году и более 136 млрд долл. за ближайшие 10 лет в расширение научно-исследовательских работ и укрепление американской системы образования. В частности, намечается привлечение в школу десятков тысяч новых учителей, прежде всего математики и физики, привлечение к преподаванию специалистов из правительственных ведомств, включая НАСА, более широкое и систематическое изучение иностранных языков. То есть имеется в виду достижение новых качественных рубежей в развитии образовательной системы США.

России при нынешней и тем более будущей демографической ситуации кажется естественным некоторое сокращение числа учителей. На деле же именно с точки зрения будущих задач образования стране нужно больше учителей и меньше нагрузки на каждого из них. Без учителя, учителя творческого, обладающего временем для пополнения знаний и не обремененного тридцатью учениками в классе и чрезмерной учебной нагрузкой в неделю, качественное обучение, даже основанное на самых современных компьютерных технологиях, невозможно. Требуется также более четкое представление о стандартах образования, особенно по наиболее важным образовательным предметам (это математика и естественные науки). Таких стандартов у нас пока нет. Вообще предусмотренные национальным проектом инвестиции не подчинены конкретным программам. Важно такие программы определить, например, поставить на новый качественный уровень математическое и/или гуманитарное образование в России.

Нужно разобраться и с наличествующими в нашем обществе различными представлениями о путях реформирования образования. Например, одни считают, что необходимо сохранять образование как общественный институт, полностью финансируемый государством, - по советскому образцу. Другие настаивают на целесообразности элементов элитарности в образовании, позволяющих выращивать не только талантливых индивидов, но и целые «продвинутые» общественные слои (отголоски системы образования в дореволюционной России). Есть и те, кто делает особый акцент на оправданность перевода образования на рыночные, коммерческие рельсы. Промежуточные решения возможны, но могут оказаться малоэффективными. Нужно определиться с приоритетами и в предметной сфере, и в межпредметной сфере (развитие и поощрение всех форм дополнительного образования), и в сфере оплаты труда и управления людскими ресурсами в образовании, и в отношении сектора негосударственного и общественного образования.

Предстоит корректировать сам образовательный проект по ходу его реализации. При этом нужно придерживаться определенных строгих правил. Нельзя сконцентрироваться

только на повышении уровня обеспеченности избранных учителей и улучшении состояния избранных школ. Нужно заложить основы улучшения образовательной системы в целом, обогащения образовательных услуг и расширения охвата населения ими, развития конкретных мер по повышению качества образования. Наконец, предстоит рассмотреть вопрос о необходимости в XXI в. всеобщего высшего образования.

Особое внимание нужно уделить реформированию системы оплаты труда в бюджетной сфере. Единая тарифная сетка, которая была введена в 1992 г. в качестве временной меры, сегодня тормозит процессы модернизации и структурной перестройки экономики и социальной сферы, создает ненужные конфликты личностного характера. К тому же бюджет Российской Федерации, бюджеты регионов не в состоянии обеспечить пропорциональный рост заработной платы в соответствии с разрядами единой тарифной сетки. Нужно искать оптимальный вариант, но при этом избежать паллиативы в виде различных доплат и надбавок отдельным категориям работников бюджетной сферы, что открывает широкие возможности для административного произвола.

Особый аспект проблемы - обеспечение тесного взаимодействия образовательной сферы и здравоохранения. Нельзя забывать о том, что здоровье и образование тесно связаны между собой. Современные оздоровительные методики, если они грамотно и профессионально применяются уже в начальных классах школы, способны значительно улучшить показатели здоровья детей и молодежи, о чем убедительно свидетельствуют материалы Всероссийского образовательного форума, состоявшегося в декабре 2005 г. в Москве.

Высшие органы государственной власти придают огромное значение реализации национальных проектов. Свидетельством этого является одобренный Советом Федерации федеральный бюджет на 2007 г.

Структура расходов в этом бюджете имеет позитивную тенденцию. Это первый бюджет, в котором увеличивается доля социальных расходов - на образование, здравоохранение, ЖКХ - и несколько снижаются расходы на силовые ведомства.

Так, расходы на образование и здравоохранение возросли на 120 млрд. руб., увеличив их суммарную долю до 8,9 %. Увеличивается средняя заработная плата в бюджетных учреждениях образования и здравоохранения - темп роста за последний год составляет 24 и 43 % соответственно, реальная заработная плата приближается к уровню средней по стране.

Таким образом, дело, порученное первому вице-премьеру Д. Медведеву, - реализация национальных проектов - уже дает ощутимые результаты.

В ходе национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» наметились определенные сдвиги. Следует отметить увеличение объема выделяемых средств из бюджета: на второй этап реализации программы выделяется свыше 80 % от общего объема финансирования.

Наиболее остро стоит проблема крайне низкой обеспеченности россиян жильем и стремительного старения жилищного фонда России, однако в соответствии с нацпроектом впервые предусмотрено выделение государственных средств для непосредственного стимулирования жилищного строительства. В январе-сентябре 2006 г. введено в эксплуатацию 292,1 тыс. квартир общей площадью 26,0 млн. кв. м, что составляет 112,0 % к январю-сентябрю 2005 г.

Существенно увеличился объем финансирования подпрограммы «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда», что становится мощным инструментом в решении проблемы эксплуатации стареющего жилфонда.

Кроме того, качественно изменяется механизм государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования. Унифицированная система рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, применяемая АИЖК, позволит стимулировать спрос граждан на покупку квартир с использованием субсидий (количество выданных АИЖК кредитов в 2006 г. увеличилось на 52 % по сравнению с 2005 г.). Именно поэтому увеличиваются госгарантии АИЖК с 4,7 млрд руб. в 2005 г. до 14 млрд руб. в 2006 г. и 16 млрд руб. в 2007 г.

Таким образом, несмотря на проблемы, возникающие при реализации нацпроектов, в

ряде из них, особенно в образовании и здравоохранении, достигнут относительный успех.

Следующим этапом развития нацпроектов должна стать инновационная перестройка экономики и, как следствие, культурная. В настоящее время доходы федерального бюджета растут за счет высоких цен на нефть. В 2004 г. доля доходов от нефти и газа составила 32,4 %, в 2005 г. - 43,7 %, в 2006 г. -52,35 %. В случае сохранения сложившейся инерции доля сырьевого сектора в России будет увеличиваться, а зависимость экономики от него усиливаться. Однако рост доли инновационных высокотехнологических отраслей сам по себе, в результате действия рыночных сил, не произойдет.

Инновационная перестройка может быть обеспечена только целенаправленным перераспределением информационных, финансовых и иных ресурсов в пользу инновационных отраслей.

По поводу приоритетных национальных проектов (ПНП) сегодня высказываются неожиданные и противоречивые точки зрения. Очевидно, что понять место и значение ПНП невозможно вне общего контекста развития страны, прежде всего, социально-экономического.

На формирование общего подхода к ПНП оказали влияние следующие факторы: а) появление значительных относительно свободных ресурсов, сконцентрированных в разных формах государством (Стабилизационный фонд, золотовалютные резервы, остатки по счетам и т. д.); б) сокращение внешней задолженности; в) превращение экономического роста в стране в устойчивую тенденцию (на протяжении семи лет темпы роста ВВП превышали 6 %, а промышленного производства - 34 %).

Обращает на себя внимание незавершенность в формировании нацпроектов. Так, выпадение из их перечня приоритетов культуры и науки, безусловно, ошибочно: будущее общества и экономики зависит от развития именно этих областей. Ясно, что они неизбежно должны будут найти свое место среди ПНП, однако задержка с их включением в этот перечень в 2005-2006 гг. уже негативно сказывается на их состоянии.

Так, за последние годы РФ по своему вкладу в фундаментальную науку в мире опустилась со 2-го места на 9-е, по итогам де-

сяти лет Россия заняла 8-е место в мире по числу опубликованных научных работ и 18-е -по индексу их цитирования. Уже и Китай обогнал Россию по цитируемости. В среднем каждую статью российского ученого цитируют 3 раза, американского - 13 раз. Следовательно, качество нашего научного продукта не слишком высокое.

Но проблема не только в том, что на науку выделяется мало средств, но и в том, что наш научный продукт далек от внедрения и коммерциализации. Россия регистрирует в 10 раз меньше патентов, чем Япония, в 6 раз меньше, чем США, в 2 раза меньше, чем Южная Корея. Но и из этих изобретений в России внедряется лишь 0,5 %. Экономика России не восприимчива к инновациям. Доля инновационных предприятий в России настолько мала, что сопоставления с другими странами бессмысленны. За все годы, включая советский период, в стране не было соз-

дано благоприятного инновационного климата. В результате научные достижения мирового уровня не использовались и не были востребованы в качестве экспортного продукта.

Очевидно, что две сферы, где Россия обладает конкурентными преимуществами -культура и наука - безусловно, следующие на очереди среди ПНП. Проект бюджета на 2007 г. отчасти подтверждает это. Впервые за последние годы в структуре бюджета наметились современные изменения, прежде всего в образовании и здравоохранении.

1. Режим доступа: http: //www.rost.ru. Загл. с экрана.

2. Казанцев В. О. Приоритетные национальные проекты. М., 2007.

Поступила в редакцию 30.04.2007 г.

ВЛИЯНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Е.О. Батасова

Batasova E.O. Influence of the environment uncertainty on the strategic development of industrial plants. The necessity of adaptation for market conditions is the task of plant management system, which should analyze the activity of competitors and elaborate strategies of competitive market behaviour. The article distinguishes basic stages of plant’s elaboration process of the strategy and points out certain types of functional strategies each of which can be subdivided into components.

Бизнес вынужден перестраивать акцент своей деятельности с внутренних проблем на внешние аспекты своей деятельности. Большинство рынков перенасыщено товарами, конкуренция в предложении продуктов и услуг достигла особой остроты, а основополагающим правилом современной системы хозяйствования стало быстрое обновление товарных рынков и связанные с ним технологические изменения.

Как показывает практика, в условиях либерализации цен и скачка инфляции большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. И, тем не менее, выход из тяжелого положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориенти-

рованного на нужды потребителей. В этом смысле конкуренция является в первую очередь условием развития предприятия.

Необходимость адаптации к рыночным условиям является задачей системы управления предприятием, которая должна всесторонне анализировать деятельность конкурентов и разрабатывать стратегии конкурентного поведения на рынке.

Адаптация к рыночным условиям и разработка эффективных конкурентных стратегий также требует детального изучения механизмов функционирования самого предприятия. Предприятие можно рассмотреть как систему взаимосвязанных элементов. Например, промышленное предприятие

можно представить как систему, элементами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.