Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ КАК МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ КАК МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1434
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ИСТОРИЯ НАЦПРОЕКТОВ / ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ / ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ / НАЦПРОЕКТ "БЕЗОПАСНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОРОГИ" / ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ В НАЦПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОМЫШЛЕННОСТИ / СОФИНАНСИРОВАНИЕ НАЦПРОЕКТОВ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городкова Светлана Александровна, Макарова Мария Вячеславовна, Малышев Евгений Анатольевич

Национальные проекты России - важный инструмент социально-экономического развития государства, включающий все отрасли экономики страны. Целью реализации национальных проектов является улучшение экономических показателей, а также повышение благосостояния граждан страны. За прошедшие годы национальные проекты показали свою эффективность за счет стимулирования внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений. Для устойчивого промышленного развития и модернизации основных фондов, в том числе посредством предоставления налоговых преференций, важное значение имеет рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики, строительство и ремонт дорог. Однако в ходе реализации национальных проектов проявили себя не только положительные стороны, но и проблемные. Объект исследования - приоритетные национальные проекты России. Предмет исследования - реализация приоритетных национальных проектов на территории России и Забайкальского края, в частности. Цель исследования - выявить проблемы, возникшие при реализации национальных проектов как на территории России, так и на территории Забайкальского края, в частности. В ходе исследования использовались следующие научные методы: экономический метод, статистический и компаративистский анализ, методы обобщения и системного анализа, монографический метод. Информационной базой исследования выступили данные Росстата, Счётной палаты РФ и публикации в сети Интернет. В ходе исследования, учитывая неоднозначный подход к определению «национальный проект», уточнено понятие. Проведена хронология становления национального проекта как формы управления. Выявлены проблемы в сфере реализации национальных проектов России, среди которых отсутствие, в большинстве случаев, комплексного подхода к проведению проектной деятельности, необходимость приведения нормативной базы в соответствие с современными требованиями и реалиями, завышенные показатели национальных проектов. Выполнен анализ реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» на территории Забайкальского края, согласно которому отмечены проблемы в сфере недостаточной обеспеченности муниципальных образований в средствах на софинансирование, проблемы с недобросовестными подрядчиками, а также с продолжительными межремонтными сроками. По итогам полученных результатов авторами систематизированы выявленные проблемы и предложены возможные варианты их решения, как например, совершенствование законодательной базы, работа с подрядными организациями, проработка недостатков при запуске проектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Городкова Светлана Александровна, Макарова Мария Вячеславовна, Малышев Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PROJECTS OF RUSSIA AS A MECHANISM FOR SUSTAINABLE INDUSTRIAL DEVELOPMENT

Russia's national projects are an important tool for the socio-economic development of the state, which includes all sectors of the country's economy. The purpose of the national projects' implementation is to improve economic performance, as well as to improve the well-being of the country's citizens. Over the past years, national projects have shown their effectiveness by stimulating the introduction of advanced management, organizational and technological solutions. For sustainable industrial development and modernization of fixed assets, including through the provision of tax preferences, it is important to increase labor productivity at medium and large enterprises of basic non-resource sectors of the economy, construction and repair of roads. However, during the implementation of national projects, not only positive aspects, but also problematic ones have manifested themselves. The object of the study is the priority national projects of Russia. The subject of the study is the implementation of priority national projects in Russia and the Transbaikal Territory. The purpose of the study is to identify problems in the national projects' implementation both in Russia and in the Transbaikal Territory. In carrying out the study, the following scientific methods have been used: economic method, statistical and comparative analysis, generalization and system analysis methods, monographic method. The information base for the event has become the data of Rosstat, the Accounts Chamber of the Russian Federation and publications on the Internet. In the course of the study, given the ambiguous approach to the definition of “national project”, the concept is clarified. In addition, the formation chronology of the national project as a form of government is given. Problems in the implementation of national projects in Russia are identified, including the absence in most cases of an integrated approach to project activities, the need to bring the regulatory framework in line with modern requirements and realities, and overestimated indicators of national projects. An analysis of the national project's implementation “Safe High-Quality Roads” in the Transbaikal Territory has been made, which noted problems in terms of insufficient provision of municipalities with funds for co-financing, problems with unscrupulous contractors, as well as problems with long overhaul periods. Based on the results of the results obtained, the authors have grouped the identified problems and proposed possible solutions, such as improving the legislative framework, working with contractors, and working out shortcomings when launching projects

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ КАК МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 332.05

DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-8-114-123

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ КАК МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ

NATIONAL PROJECTS OF RUSSIA AS A MECHANISM FOR SUSTAINABLE INDUSTRIAL DEVELOPMENT

С. А. Городкова,

Забайкальский государственный университет, г. Чита gorsa77@mail.ru

М. В. Макарова,

Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, г. Чита marieaverina96@yandex.ru

Е. А. Малышев,

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, г. Санкт-Петербург eamalyshev@mail.ru

S. Gorodkova,

Transbaikal State University, Chita

М. Makarova,

Ministry of Construction, Road Management and Transport of the Trans-Baikal Territory, Chita

E. Malyshev,

St. Petersburg State Marine Technical University, St. Petersburg

Национальные проекты России - важный инструмент социально-экономического развития государства, включающий все отрасли экономики страны. Целью реализации национальных проектов является улучшение экономических показателей, а также повышение благосостояния граждан страны. За прошедшие годы национальные проекты показали свою эффективность за счет стимулирования внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений. Для устойчивого промышленного развития и модернизации основных фондов, в том числе посредством предоставления налоговых преференций, важное значение имеет рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики, строительство и ремонт дорог. Однако в ходе реализации национальных проектов проявили себя не только положительные стороны, но и проблемные. Объект исследования - приоритетные национальные проекты России. Предмет исследования - реализация приоритетных национальных проектов на территории России и Забайкальского края, в частности. Цель исследования - выявить проблемы, возникшие при реализации национальных проектов как на территории России, так и на территории Забайкальского края, в частности. В ходе исследования использовались следующие научные методы: экономический метод, статистический и компаративистский анализ, методы обобщения и системного анализа, монографический метод. Информационной базой исследования выступили данные Росстата, Счётной палаты РФ и публикации в сети Интернет. В ходе исследования, учитывая неоднозначный подход к определению «национальный проект», уточнено понятие. Проведена хронология становления национального проекта как формы управления. Выявлены проблемы в сфере реализации национальных проектов России, среди которых отсутствие, в большинстве случаев, комплексного подхода к проведению проектной деятельности, необходимость приведения нормативной базы в соответствие с современными требованиями и реалиями, завышенные показатели национальных проектов. Выполнен анализ реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» на территории Забайкальского края, согласно которому отмечены проблемы в сфере недостаточной обеспеченности муниципальных образований в средствах на софинан-сирование, проблемы с недобросовестными подрядчиками, а также с продолжительными межремонтными сроками. По итогам полученных результатов авторами систематизированы выявленные проблемы и предложены возможные варианты их решения, как например, совершенствование законодательной базы, работа с подрядными организациями, проработка недостатков при запуске проектов

© С. А. Городкова, М. В. Макарова, Е. А. Малышев, 2022

114

Ключевые слова: национальный проект, государственные программы, история нацпроектов, проблемы реализации государственных программ, инструменты реализации национальных проектов, нацпроект «Безопасные качественные дороги», промышленное развитие, инвестиции в нацпроекты, государственно-частное партнерство в промышленности, софинансирование нацпроектов, Россия

Russia's national projects are an important tool for the socio-economic development of the state, which includes all sectors of the country's economy. The purpose of the national projects' implementation is to improve economic performance, as well as to improve the well-being of the country's citizens. Over the past years, national projects have shown their effectiveness by stimulating the introduction of advanced management, organizational and technological solutions. For sustainable industrial development and modernization of fixed assets, including through the provision of tax preferences, it is important to increase labor productivity at medium and large enterprises of basic non-resource sectors of the economy, construction and repair of roads. However, during the implementation of national projects, not only positive aspects, but also problematic ones have manifested themselves. The object of the study is the priority national projects of Russia. The subject of the study is the implementation of priority national projects in Russia and the Transbaikal Territory. The purpose of the study is to identify problems in the national projects' implementation both in Russia and in the Transbaikal Territory. In carrying out the study, the following scientific methods have been used: economic method, statistical and comparative analysis, generalization and system analysis methods, monographic method. The information base for the event has become the data of Rosstat, the Accounts Chamber of the Russian Federation and publications on the Internet. In the course of the study, given the ambiguous approach to the definition of "national project", the concept is clarified. In addition, the formation chronology of the national project as a form of government is given. Problems in the implementation of national projects in Russia are identified, including the absence in most cases of an integrated approach to project activities, the need to bring the regulatory framework in line with modern requirements and realities, and overestimated indicators of national projects. An analysis of the national project's implementation "Safe High-Quality Roads" in the Transbaikal Territory has been made, which noted problems in terms of insufficient provision of municipalities with funds for co-financing, problems with unscrupulous contractors, as well as problems with long overhaul periods. Based on the results of the results obtained, the authors have grouped the identified problems and proposed possible solutions, such as improving the legislative framework, working with contractors, and working out shortcomings when launching projects

Key words: National project, state programs, history of national projects, problems of state programs' implementation, tools for implementing national projects, national project"Safe high-quality roads", industrial development, investments in national projects, public-private partnership in industry, co-financing of national projects

Введение. В условиях стремительно трансформирующегося мира экономика России требует комплексных подходов к развитию, направленных на повышение уровня и качества жизни населения. Чем более сепаративной является экономическая система страны от влияния внешних и внутренних факторов, тем она сильнее на политической арене. В целях развития территорий страны в социальной и экономической сферах, приведения к норме показателей демографии, улучшения качества жизни населения, создания комфортных условий для граждан Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Финансирование реализации нацпроектов выполняется за счёт разных источников: федерального, регионального, местного бюджета и привлеченных внебюджетных средств. На территории России реализуется двенадцать национальных проектов: безопас-

ные качественные дороги, демография, жилье и городская среда, здравоохранение, культура, малое и среднее предпринимательство, международная кооперация и экспорт, образование, производительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, экология и другие. Проекты взаимосвязаны и предполагают параллельное и синхронное исполнение для комплексного развития территории государства. Вместе с тем, полученные в ходе реализации проектов результаты свидетельствует о наличии ряда проблем, без решения которых сложно достичь поставленных целей.

Актуальность темы обусловлена необходимостью выявления проблем при реализации национальных проектов, минимизации их влияния и повышения эффективности национальных проектов.

Цель исследования - выявить основные проблемы реализации национальных проектов и определить возможные варианты их решения.

Объектом исследования являются приоритетные национальные проекты России.

Предмет исследования - реализация приоритетных национальных проектов на территории России и Забайкальского края, в частности.

Задачи исследования ориентированы на:

- уточнение понятия «национальный проект»;

- анализ этапов становления национальных проектов как формы управления;

- анализ реализации и показателей результативности национальных проектов на территории России;

- выявление особенностей, присущих региону, на основе анализа исполнения одного из национальных проектов в Забайкальском крае;

- систематизацию проблемных факторов, выявленных в ходе реализации нацпроектов в России и Забайкальском крае;

- поиск возможных вариантов решения выявленных проблем.

Методологическую основу исследования составили такие научные методы, как экономический, статистический и компаративистский, обобщения и системного анализа, монографический. При проведении исследования использовались данные Росстата, Счётной палаты РФ и публикации в сети Интернет.

Степень разработанности темы. Особенности реализации национальных проектов, а также анализ встречающихся при реализации проблем и перспективы рассмотрены в трудах таких специалистов по экономике, социальной сферы и государственным финансам, как Д. И. Дынник, Е. М. Бухвальд, Ф. А. Гур-туевой, А. С. Беднякова, В. Н. Стрижкиной, И. В. Туляковой, М. Д. Изгияевой, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Однако анализ реализации национальных проектов и выявленная проблемность отражены в их работах в общем виде, без учета особенностей каждого нацпро-екта, современных тенденций и региональных особенностей российской экономики.

Выявление проблем в ходе реализации нацпроектов в России и за рубежом является актуальным и имеет многовековую историю. При этом единого подхода к определению понятия «национальный проект» не существует. Как показывает международная практика, под нацпроектами понимаются программы, которые имеют общенациональную значимость и требуют крупных вливаний государственных средств, например, развитие энергетики, как атомной, так и гидроэнергетики; космических

исследований; выведение на новый уровень таких отраслей, как здравоохранение и образование и другие.

Исследование предопределило необходимость уточнения понятия «национальный проект». Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» термин «национальный проект» обозначен как проект (программа), обеспечивающий достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных «майскими указами» Президента РФ, а также при необходимости достижение дополнительных показателей и выполнение дополнительных задач по поручению и (или) указанию Президента РФ, поручению Правительства Российской Федерации и других органов, и подлежащих разработке в соответствии с «майскими указами» [9].

По мнению А. С. Беднякова, национальный проект - это инструмент реализации целей национального развития, имеющих приоритетное значение на определенном этапе развития государства и требующих для своего решения значительных ресурсов, предполагающих четко обозначенный конечный результат [2]. В. Н. Стрижкина считает, что национальный проект - это комплекс мероприятий, реализующихся в определенном направлении социально-экономического развития, направленный на достижение конкретных результатов стратегического развития России в условиях ограниченных ресурсов и времени [10].

Таким образом, можно заключить, что нац-проект - это один из инструментов реализации целей и задач национального развития, имеющий наиболее важное значение на определенном этапе развития государства, требующий для своей реализации значительных ресурсов, в том числе финансовых, предполагающий конечный результат с четко установленными показателями в зависимости от этапа развития государства, финансовых возможностей и уровня развития предпринимательской деятельности.

В период развития страны национальные проекты принимали различные характеристики и формы управления. Государство постоянно пыталось найти оптимальные и эффективные формы инвестирования в масштабные проекты и привлечь к этим проектам частных инвесторов. Представим полученные результаты периодизации форм нацпроектов (рис. 1).

— ijTw:-. i-e'tipex гр/з:;ит=т~-:-х -a-."ь-ы* проектов лДоступ^сЕ -.о.у.бз^тнсе жилье - гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Здоровье» и «Образование»

- преобразование ФЦП в государственные программы (причина ■ многих из целевых показателей ФЦП)

■ гсдг-та-иЕ президентом ~с:о:ии 11 i; iVa.'CK/x:-: vksïoe.. - а_&,г = н-ы;< на г ^иор/тетнье сферы развития государства и определяющие целевые показатели, которые треб о ваг осt к 2j!S г. или 2020 г.

■ реорганизация в области управления стратегическими проектами в виде создания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Департамента проектной деятельности Аппарата правительства Российской Федерации и упразднения двух других консультативных органов

формирование переченя из 11 основных направлений стратегического развития РФ н; "&Р---ЗД дс 2С1?г и до 2025 г., выступающего основой для подготовки 29 приоритетных проектов

перевод ранее принятых государственных программ на проектное управление Рис. 1. Периодизация форм национальных проектов / Fig. 1. Periodization of the forms of national projects

Однако независимо от формата, в котором готовились описанные нацпроекты и госпрограммы, и от управленческих структур, созданных для координации и контроля за этими проектами, установленные показатели результативности данных проектов зачастую не достигались или достигались с запозданием [8]:

- рост ежегодного объема жилищного строительства в РФ до 80 млн м2 / год достигнут лишь в 2014 г., а не в 2010 г. согласно установленному вемени;

- национальный проект «Развитие АПК» по всем трем направлениям оказался не выполнен и преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства;

- демографический показатель продолжительность жизни по итогам 2018 г. составил 72,8 года при целевом показателе 74 года;

- доля продукции высокотехнологических и наукоемких отраслей в ВВП должна была составить 30 % в 2018 г., по факту оказалась равна 21,7 % в 2017 г.;

- численность высокопроизводительных рабочих мест в 2020 г. должна была составить 25 млн, а в 2017 г. составляла лишь 17,6 млн.

Нацпроекты и госпрограммы выполняются неритмично, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на достигаемые результаты и показатели качества выполняемых работ. При этом, их реализация имеет позитивный вклад в социально-экономическое развитие страны и повышение ее обороноспособности [8]: многократно возросла доля современных образцов вооружений и техники в российской армии; превышен показатель доли российских научных публикаций в международных научных журналах; повышен уровень оснащения

необходимым оборудованием образовательных учреждений и учреждений здравоохранения; показатель социальной поддержки населения в этих сферах также существенно улучшился.

В результате проведенного исследования выявлены следующие группы проблемных факторов, которые непосредственно влияют на реализацию государственных программ / национальных проектов и требуют осуществления соответствующей работы для минимизации их влияния или полного устранения (рис. 2).

Наиболее важная группа проблем связана с проработкой и запуском проектов: решения по многим инвестиционным проектам принимаются в ручном режиме, что приводит к неэффективному выбору проектов и дополнительным расходам; отсутствует прозрачность в вопросах запуска новых проектов; уровень подготовки многих инвестиционных проектов низкий, не соответствует современным требованиям, что не отвечает ожиданиям инвесторов.

Законодательная база в сфере привлечения частных инвесторов к участию в проектах государственного образца имеет конкретные проблемы. Необходимо обозначить рамки регулирования государственно-частного партнерства. Улучшения в законодательстве требуют и такие направления, как права инвесторов, гибкость системы взаимодействия

государственно-частного партнерства и государственных органов власти, эффективность и оперативность принятия решений по вопросам запуска новых проектов, проведения конкурсных процедур, осуществления процедур заключения, изменения и прекращения контрактов и соглашений и другие. Зачастую существуют противоречия между принимаемыми нормативно-правовыми актами и уже утвержденными нормами, что является следствием правовых коллизии и становится одной из причин хозяйственных споров и способствует возникновению рисков при работе на российском рынке. Детально данные предложения изложены в исследовании А. С. Беднякова [1]. Таким образом, для достижения установленных национальными проектами целей требуются масштабные объемы финансовых инвестиций и человеческих ресурсов, направленных на развитие институтов, которые регулируют и организовывают отношения между экономическими субъектами.

Следующая группа проблем - проблемы, влияющие на развитие предпринимательской активности, включающие высокий показатель коррупции, низкий показатель предпринимательства, недостаточный показатель командного подхода к реализации проектов и отсутствие единого лидера. Для решения первой проблемы необходимо создать более жесткое законодательство в борьбе с коррупцией и си-

Рис. 2. Проблемные факторы, влияющие на реализацию нацпроектов и госпрограмм / Fig. 2. Problem factors affecting the implementation of national projects and state programs

стематически его применять при проведении контроля на «низах», когда осуществляется финансирование на уровне муниципальных единиц.

Для развития предпринимательской активности необходимо проводить системную работу, направленную на воспитание нового поколения, которое бы стремилось стать предпринимателями и не боялось брать на себя ответственность за принимаемые решения. Кроме того, необходимо создавать условия для действующих предпринимателей, способствующие мотивации к работе. Имеет место вероятность недобросовестной деятельности подрядчиков: некачественное выполнение заказа либо полное невыполнение, что ведет к дополнительным затратам, связанным с судебными тяжбами и возмещением средств на ранее оплаченные работы и т. д.

С точки зрения негативной геополитической обстановки, по словам управляющего директора Parnasse SARL, тенденция «фрагментации глобализации» не закончится в обозримом будущем [7]. Учитывая данный факт, необходимо продолжать диалог со всеми сторонами, вырабатывать инновационные решения, способствующие снятию искусственно созданных ограничений. Параллельно важно осуществлять работу по развитию и запуску новых инструментов и технологии международных экономических отношений, которые обеспечивали бы их устойчивый рост, невзирая на вводимые ограничения - как, например, уход от долларовой зависимости в международных расчетах, развитие финтех-технологий и другие шаги, влияющие на уровень финансовой суверенности, что способно кардинально изменить расстановку сил на мировом рынке товаров,услуг и инвестиций.

На основе исследования общих проблем при реализации нацпроектов авторами выявлены пробелы, связанные с реализацией нацпроектов на уровне субъектов Российской Федерации на примере национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Национальный проект «Безопасные качественные дороги» (далее - нацпроект БКД) можно считать одним из важнейших для реализации, поскольку затрагивает практически все сферы жизни населения. Его значимость обусловлена тем, что в программы ремонтных работ субъекты включают дороги, которые ведут к социально значимым объектам - больницам, школам, детским садам и другим социальным

учреждениям, обеспечивая комфортный, безопасный и быстрый подъезд к учреждениям.

Развитие транспортной инфраструктуры субъектов страны положительно сказывается и на развитии сельского хозяйства. Чем качественнее автомобильная дорога, тем большую пропускную способность она имеет, что позволяет снизить затраты на сбыт сельскохозяйственной продукции.

Важное значение имеют и целевые показатели, установленные национальным проектом, которые включают не только учет роста доли автомобильных дорог в нормативном состоянии, но и снижение количества дорожно-транспортных происшествий, а также установку автоматизированных пунктов весогаба-ритного контроля, которые, в свою очередь, позволяют пополнять бюджеты субъектов страны.

Несмотря на эффективность данного нац-проекта, он имеет ряд существенных недостатков, виляющих на ход реализации в регионе.

В Забайкальском крае при реализации нацпроекта БКД выявлены следующие особенности (рис. 3).

Проблемой является неготовность муниципальных образований осуществлять крупные объемы софинансирования по мероприятиям проекта, что проявляется в нехватке средств муниципальных дорожных фондов и, как следствие, в невозможности содержать автомобильные дороги местного значения в актуальном состоянии. На приведение в нормативное состояние местных автомобильных дорог общего пользования муниципальному образованию ежегодно требуется около 50,0 млн р., из них одна часть расходуется на содержание и ремонт, а другая - на софинан-сирование субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Забайкальского края.

Реализация национального проекта в рамках одного муниципального образования - долговременный процесс, который длится в среднем три года. Автомобильные дороги в Забайкальском крае относятся в основном к четвертой категории. Категория дорог определяется типом покрытия. В Забайкальском крае в основном переходный тип покрытия (гравийный, асфальтовый и асфальтобетон). Согласно «ГОСТ Р 58861-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков», межремонтный срок определяет-

Рис. 3. Особенности проблемных факторов Забайкальского края при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» /Fig. 3. Features of the problem factors of the Transbaikal Territory during the implementation of the national project «Safehigh - quality roads»

ся в зависимости от категории автомобильной дороги. Так как в Забайкальском крае это четвертая категория, то межремонтный срок для проведения работ по ремонту составляет 12 лет, для капитального ремонта - 25 лет.

С учетом того, что средний срок проведения работ в рамках национального проекта составляет 2...3 года и учитывая износ автомобильных дорог в климатических условиях Забайкальского края, проведение ремонта либо капитального ремонта через каждые 12 или 25 лет соответственно будет неэффективно.

Таким образом, для решения выявленных проблем необходимо скорректировать нормативно-правовую базу; пересмотреть процент софинансирования, направляемого из муниципального дорожного фонда Забайкальского края на реализацию проекта - сократив его; определить новые сроки эксплуатации ранее подлежавших ремонту автомобильных дорог, в зависимости от продолжительности проведенного ремонта с учетом климатических особенностей региона. Авторами систематизированы данные проблемы и возможные варианты их решения (см. таблицу).

Проблемы при реализации национальных проектов и варианты решения / Problems in the implementation of national projects and solutions

Проблемы / Рroblems Варианты решения общего характера / Solutions to general nature Вариант решения для национального проекта «БКД» на уровне Забайкальского края / Solutions for the national project «BKD» at the level of the Transbaikal Territory

Проблемы законодательства и судопроиводства/ Problems of legislation and shipbuilding Совершенствование законодательства в части регулирования государственно-частного партнерства / Improvement of legislation regarding regulation of public-private partnership Проработка нормативно-правовой базы в части пересмотра процента софинансирования, направляемого из муниципального дорожного фонда на реализацию данного проекта / Elaboration of the regulatory framework regarding the revision of the percentage of co-financing allocated from the municipal road fund for the implementation of this project

Окончание таблицы

Проблемы при подготовке и запуске проектов / Problems in preparing and launching projects Проведение предварительного анализа и осуществление рыночного продвижения «приоритетных» проектов, тестирование рынка. Создание на базе ведущих финансовых институтов новых инфраструктурных фондов с участием государства. Пересмотр Министерством экономического развития РФ значений региональных составляющих на основании фактических, по итогам 2021 г Разработка и доведение до органов исполнительной власти субъектов РФ методики расчета показателей с указанием источников получения данных для оценки их выполнения / Conducting preliminary analysis and market promotion of "priority" projects, testing the market. Creation of new infrastructure funds with the participation of the state on the basis of leading financial institutions. Revision by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of the values of regional components based on the actual results of 2021. Development and communication to the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation of the methodology for calculating indicators indicating the sources of data to assess their implementation Определение новых сроков эксплуатации, ранее подлежавших ремонту автомобильных дорог, в зависимости от продолжительности проведенного ранее ремонта/капитального ремонта, а также с учетом климатических особенностей регионов / Determination of new terms of operation, previously subject to repair of highways, depending on the duration of the earlier repair/ overhaul, as well as taking into account the climatic characteristics of the regions

Проблемы, связанные с развитием предприниматель-ства / Problems related to the development of entrepreneurship Совершенствование законодательства по борьбе с коррупцией. Работа с молодым поколением и привлечением его к бизнесу / Improving anti-corruption legislation. Working with the younger generation and attracting them to business Создание условий для действующих предпринимателей (в части гарантии оплаты их работ - поэтапная оплата, обеспечение доступности материалов для выполнения работ в срок -расстановка асфальтобетонных заводов в доступности) / Creating conditions for existing entrepreneurs (in terms of guaranteeing payment for their work - phased payment, ensuring the availability of materials for work on time - the placement of asphalt concrete plants in accessibility)

Проблемы, связанные с негативной геополитической обстановкой/ Problems related to the negative geopolitical situation Запуск инструментов и технологий развития международных экономических отношений. Реализация мероприятий, направленных на рост финансовой независимости / Launch of tools and technologies for the development of international economic relations. Implementation of measures aimed at increasing financial independence

Национальные проекты - это инструмент, открывающий огромные возможности для развития мощного и независимого государства, при их грамотном и системном применении. Проекты требуют осуществления массовых корректировок законодательной базы, с их помощью возможно эффективно и рационально распределять и перераспределять бюджетные ресурсы, использовать территорию государ-

ства, развивая наиболее «богатые» территории и снижая вливание бюджетных средств в территории, приносящие минимальную отдачу, повышать качество и уровень жизни населения.

Учитывая изложенное, можно подвести итог проведенного анализа реализации госпрограмм и нацпроектов в России и на территории субъекта. Несмотря на позитивный вклад в повышение и развитие социально-экономи-

ческой сферы, существуют проблемы, снижающие эффект и потенциал данных программ в части успешности осуществления инициатив, являющихся стратегически важными для государства. Государству требуется решать задачи по следующим направлениям: повышение качества законодательной базы, кардинальное улучшение судебной системы, повышение

Список литературы _

качества подготовки проектов, оптимизация государственной поддержки и снижение ее негативного влияния, развитие предпринимательства, повышение уровня финансовой независимости Российской Федерации и проведение на каждом этапе реализации проекта контрольных мероприятий на уровне регионов и муниципальных субъектов.

1. Бедняков А. С. Государственно-частное партнерство: мировой опыт и правовое регулирование в Российской Федерации. М.: Библио-Глобус, 2017. 146 с.

2. Бедняков А. С., Миэринь Л. А. Национальные проекты России: проблемы и решения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 4. С. 20-25.

3. Бухвальд Е. М. Национальные проекты в системе стратегического планирования в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2019. № 2. С. 50-54.

4. Гуртуева Ф. А. Анализ проблем реализации государственных программ в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 5. С. 86-90.

5. Дынник Д. И. Национальные проекты: основные положения и проблемы в управлении // Правовест-ник. 2018. № 6. С. 11-13.

6. Изгияева М. Д. Государственное управление приоритетными национальными проектами // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2017. № 1. С. 23-30.

7. Инвестиции в будущее России: как сделать национальные проекты привлекательными для инвесторов. Текст: электронный // Информационно-аналитическая система Росконгресс. - 2019. URL: https:// ros-congress.org/sessions/spief-2019-investitsii-v-budushchee-rossii-kak-sdelat-natsionalnye-proekty-privlekatelnymi- dlya-investorov/discussion (дата обращениял 20.02.2022).

8. История нацпроектов в России. - 2019. URL: https://tass.ru/info/6101471 (дата обращения: 18.08.2022). Текст: электронный.

9. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства РФ: [от 31 октября 2018 г № 1288 (ред. от 10 июля 2020 г.)]. URL: https://base.garant. ru/72093040 (дата обращения: 18.08.2022). Текст: электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Стрижкина В. Н. Современный научный поиск: социально-гуманитарные аспекты. Национальные проекты. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36620907_98697793.pdf (дата обращения: 07.08.2022). Текст: электронный.

11. Тулякова И. В. Оценка эффективности государственных программ: проблемы и перспективы // Фин-контроль. 2017. № 4. С. 25-28.

References _

1. Bednyakov A.S. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: mirovoy opyt i pravovoe regulirovanie v Rossi-yskoy Federatsii (Public-private partnership: world experience and legal regulation in the Russian Federation). Moscow: Biblio-Globus, 2017.146 p.

2. Bednyakov A. S., Mierin L. A. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo uni-versiteta (Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics), 2019, no. 4, pp. 20-25.

3. Bukhvald E.M. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya (Theory and practice of social development), 2019, no. 2, pp. 50-54.

4. Gurtueva F. A. Ekonomika ibiznes: teoriya ipraktika (Economics and business: theory and practice), 2017, no. 5, pp. 86-90.

5. Dynnik D. I. Pravovestnik (Law Herald), 2018, no. 6, pp. 11-13.

6. Izgiyaeva M. D. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova (Bulletin of the Russian Economic University. G. V. Plekhanova), 2017, no. 1, pp. 23-30.

7. Investitsii v buduschee Rossii: kak sdelat nacionalnye proekty privlekatelnymi dlya investorov. Informat-sionno-analiticheskaya sistema Roskongress (Investments in the future of Russia: how to make national projects attractive to investors. Roscongress Information and Analytical System). Available at: https://ros-congress.org/ses-sions/spief-2019-investitsii-v-budushchee-rossii-kak-sdelat-natsionalnye-proekty-privlekatelnymi-dlya-investorov/ discussion (date of access: 20.02.2022). Text: electronic.

8. Istoriya natsproektov v Rossii (History of national projects in Russia). Available at: https://tass.ru/ info/6101471 (date of access: 18.02.2022). Text: electronic.

9. Ob organizatsii proektnoy deyatelnosti v Pravitelstve Rossiyskoy Federatsii: Postanovlenie Pravitelstva RF (On the organization of project activities in the Government of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation) Available at: https://base.garant.ru/72093040 (date of access: 18.08.2022). Text: electronic.

10. Strizhkina V.N. Sovremenny nauchny poisk: sotsialno-gumanitarnye aspekty. Natsionalnye proekty (Modern scientific research: social and humanitarian aspects. National projects). Available at: https://elibrary.ru/down-load/elibrary_36620907_98697793.pdf (date of access: 07.03.2022). Text: electronic.

11. Tulyakova I.V. Finkontrol (Fincontrol), 2017, no. 4, pp. 25-28.

Информация об авторе _

Городкова Светлана Александровна, д-р экон. наук, доцент ВАК, проректор по экономике и инфраструктуре, профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета, Забайкальский государственный университет, г Чита, Россия. Научные интересы: приоритетные национальные проекты gorsa77@mail.ru

Макарова Мария Вячеславовна, главный специалист-эксперт анализа и финансового обеспечения дорожной отрасли, Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, г. Чита, Россия. Научные интересы: приоритетные национальные проекты marieaverina96@yandex.ru

Малышев Евгений Анатольевич, д-р экон. наук, профессор ВАК, профессор кафедры инновационной экономики, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, социально-экономическое развитие региона, экономика энергетики, бизнес-планирование, современные тенденции корпоративного менеджмента, финансовый менеджмент, энергетика, цифровые технологии eamalyshev@mail.ru

Information about the author_

Svetlana Gorodkova, doctor of economic sciences, associate professor, Vice-Rector for Economics and Infrastructure, professor, Economics and Accounting department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Research interests: priority national projects

Maria Makarova, Chief Specialist-expert of analysis and financial support of the road industry, Ministry of Construction, Road Management and Transport of the Trans-Baikal Territory, Chita, Russia. Research interests: priority national projects

Evgeny Malyshev, doctor of economics sciences, professor, professor of the Innovative Economics department, St. Petersburg State Marine Technical University, St. Petersburg, Russia. Scientific interests: regional economy, socio-economic development of the region, energy economics, business planning, modern trends in corporate management, financial management, energy, digital technologies

Для цитирования_

Городкова С. А.,Макарова М. В., Малышев Е. А. Национальные проекты России как механизм устойчивого промышленного развития // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28, № 8. С. 114-123. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-8-114-123.

Gorodkova S., Makarova M., Malyshev Е. National projects of russia as a mechanism for sustainable industrial development //Transbaikal State University Journal, 2022, vol. 28, no. 8 pp. 114-123. DOI: 10.21209/2227-92452022-28-8-114-123.

Статья поступила в редакцию: 13.09.2022 г. Статья принята к публикации: 10.10.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.