Таблица 4 - Динамика показателей рентабельности АО «Орел Нобель-Агро»
Показатели Годы
2017 2018 2019
Рентабельность производства (соотношение прибыли от реализации продукции с себестоимостью производства), % 52,5 75,3 90,8
Рентабельность продаж (соотношение прибыли от реализации продукции с выручкой), % 33,4 42,0 46,9
Рентабельность собственного капитала (соотношение чистой прибыли с собственным капиталом), % 15,1 0,7 30,4
Рентабельность капитала (соотношение чистой прибыли с валютой бухгалтерского баланса) 12,4 0,5 15,2
Проведенные расчеты показывают достаточно эффективную деловую активность организации. Повысились показатели оборачиваемости внеоборотных и оборотных активов.
Заключение. В целом, для поддержания эффективной стратегии развития организации можно обозначить следующие рекомендации [4]:
1) Продуманное и обоснованное формирование капитала предприятия по его структуре, качеству, соответствию условиям деятельности предприятия;
2) максимальное обеспечение собственными оборотными средствами;
3) улучшение деловой активности предприятия: поиск новых рынков сбыта, повышение конкурентоспособности продукции, совершенствование взаимоотношений с покупателями и поставщиками;
4) увеличение объема производства и реализации рентабельных видов продукции
Библиография:
1. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. М.: Изд-во «Дело и сервис», 2004. 336 с.
2. Здоровец Ю.И., Гончаренко О.В. Оценка экономической эффективности свиноводства в крупных интегрированных структурах Белгородской области // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 1. С. 35-40.
3. Ильина И.В., Сидоренко О.В. Повышение эффективности функционирования зернового хозяйства в условиях кризиса // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 28. С. 36-43.
4. Сидоренко О.В. Использование статистического моделирования в финансовом анализе // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 5. С. 53-57.
УДК 338.2
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ И ИХ ФИНАНСИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ
соуЮ - 19
Ураев А.В., бакалавр 4 курса направления подготовки 38.03.01 «Экономика». Научный руководитель: д.э.н., профессор Ажлуни А.М. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ
АННОТАЦИЯ
Изучены основные категории национальных проектов России и их методологическая суть, реализуемых в период 2019-2024 гг. по 12 стратегическим направлениям: демография, здравоохранение, образование, наука, культура, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги,
производительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт; проанализирована экономическая структура национальных проектов относительно источников их финансирования и объема затрачиваемых бюджетных и внебюджетных средств на их реализацию; проведено ранжирование национальных проектов по масштабам денежного финансирования; поднят вопрос о целесообразности приоритезации одних национальных проектов над другими в отношении объема выделяемого финансирования на их реализацию; дана оценка экономических эффектов и последствий от реализации системы стратегического развития посредством реализации системы национальных проектов на экономику РФ и бюджеты ее субъектов; проанализирована степень целесообразности структуры одного из представленных национальных проектов; проведена оценка рисков организации системы финансирования проектов по стратегическому развитию в том виде, в котором она представлена в паспортах национальных проектов, в частности, в отношении бюджетных и связанных с ними источников; выявлены гипотетические проблемы и недостатки в структуре как в системе стратегического развития, так и в отдельно взятых национальных проектах; даны советы и рекомендации по устранению проблемных методологических аспектов в структуре паспортов национальных проектов, приводящие к возникновению ошибочной информации в применяемых базах данных.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Национальный проект, финансирование нацпроекта, государственные программы, социальный сектор, бюджетный дефицит.
ABSTRACT
The main categories of Russian national projects and their methodological essence are studied, which will be implemented in the period 2019-2024, in 12 strategic areas: demography, health, education, science, culture, housing and the urban environment, ecology, safe and high-quality roads, labor productivity and employment support, digital economy, small and medium entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative, international cooperation and export; the economic structure of national projects in relation to their sources of funding and the amount of budgetary and extra-budgetary funds spent on their implementation are analyzed; ranking of national project according to the scale of monetary financing was held; the question of the feasibility of prioritizing some national projects over others in relation to the amount of funding allocated for their implementation was raised; the assessment of the economic effects and consequences of the strategic development system's implementation through the system of national projects in relation to the economy of the Russian Federation and the budgets of its regions was given; the degree of expediency in relation to the structure of one of the submitted national projects was analyzed; risk assessment of the financial system' organization for financing strategic development projects in the form in which it is presented in the passports of national projects, in particular, with regard to budgetary and related sources was held; hypothetical problems and shortcomings in the structure of both: in the system of strategic development and in individual national projects, was revealed; advice and recommendations in regard of elimination of problematic methodological aspects in the structure of national project passports, leading to the appearance of erroneous information in the databases were given.
KEYWORDS
National project, financing of the national project, government programs, social sector, budget deficit.
Введение. По оценке состояния финансирования национальных проектов и изменения системы финансирования между центром и регионами разработаны теоретические, научно-методические и практические рекомендации по определению путей, факторов и критериев повышения эффективности деятельности промышленных многоуровневых компаний в условиях эпидемии COVID-19. Это, в свою очередь, предполагает обоснование проблемы поддержания в стабильном состоянии экономических показателей промышленной многоуровневой компании в период спада экономической активности вызванной внешними факторами, такими как экономический кризис или эпидемия, сопоставимая по охвату отраслей промышленности с короновирусной инфекцией (COVID-19); разработку структуры позволяющей анализировать происходящие изменения внешней и внутренней среды и своевременно принимать меры с целью недопущения или сглаживания негативных последствий влияния отрицательных факторов внешней и внутренней среды на стабильную работу организации; моделирование ситуации возникновения эпидемии и поиск наиболее эффективных вариантов деятельности промышленной многоуровневой компании в этих условиях; изучение международного опыта по стимулированию экономики в условиях распространения короновирусной инфекции
Научная цель состоит в обосновании теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по формированию и внедрению эффективной политики в организации в части сохранения высоких показателей работы в период спада деловой активности, как в регионе, так и в мире, направленной на интенсификацию деятельности всех подразделений и служб промышленной многоуровневой компании, в том числе: в моделировании отрицательных экономических эффектов. Полученные научные результаты и выводы будут доведены до конкретных практических рекомендаций, могут быть непосредственно использованы в процессе формирования экономической политики как промышленной многоуровневой компании в целом, так и на отдельных предприятиях данной компании.
По мнению авторов Ураева А.В. и Ажлуни А.М. сегодня необходимо изменить методики финансирования национальных проектов.
По мнению Президента РФ, в его выступлении от 23 сентября 2020 года, несмотря на эпидемию и Covid-19 представленные проекты будут реализованы в полном объёме. Для реализации проектов необходимо действие центра и правительства, а так же губернаторов и правительственных субъектов Российской Федерации. В мае 2018 года Президентом РФ был подписан Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», регламентирующий систему исполнения национальных проектов по 12 стратегическим направлениям: демография, здравоохранение, образование, наука, культура, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт. Общей целью их реализации выступает внесение структурных изменений в экономику и социальную сферу РФ, решение ключевых секторальных проблем и, как результат, создание условий для дальнейшего планомерного развития государства. Учитывая масштаб планируемых проектов и реформ, невероятно остро встает вопрос о финансировании всего комплекса мероприятий.
Особенности финансирования национальных проектов
Утвержденный на начальном этапе объем финансирования составляет 25,7 трлн. руб., около 51% из которых будет выделено Федеральным бюджетом, около 29% будет покрыто средствами из внебюджетных источников, 19% ложится бременем на региональные бюджеты, а оставшаяся часть будет покрыта за счет средств, взятых из внебюджетных фондов (рис. 1) [7].
Федеральный Внебюджетные Бюджеты Внебюджетные бюджет источники регионов фонды
■ трлн .руб.
Рисунок 1 - Объемы финансирования национальных проектов по источникам, трлн.
руб. [7]
Рассматривая финансирование системы проектов стратегического развития в комплексном ключе, для наглядности целесообразно будет выделить наиболее дорогостоящие из них. Наиболее затратным является план модернизации магистральной инфраструктуры, сумма реализации базовой части которого составляет 6,35 трлн. руб.; на второй позиции относительной дороговизны находится проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», реализация которого требует 4,78 трлн. руб.
В этот список также можно внести и «Экологию», на исполнение которого будет затрачено 4 трлн. руб. [7]. При всем этом, нацпроект «Демография», ставящий перед собой масштабные цели по значительному увеличению рождаемости, а также по увеличению продолжительности жизни до 67 лет, не может похвастаться столь же значительными суммами финансирования, - всего около 3 трлн. руб. планируется затратить на его исполнение (рис. 2).
Рисунок 2 - Объем финансирования наиболее дорогих национальных проектов, трлн.
руб. [7]
Вопрос, чем обусловлена подобная приоритезация финансирования развития именно сфер инфраструктуры над проектами, касающихся непосредственно проблем социальный сферы, остается открытым. Более того, необходимость снабжения средствами столь дорогостоящих национальных проектов уже оказала существенное влияние на финансовый сектор страны в целом: именно в целях поиска средств для
реализации данного проектного комплекса было принято решение о повышении ставки НДС с 18% до 20%, проведены реформы в рамках акцизной политики, а также перераспределены финансовые средства ряда государственных и региональных программ. Кроме того, нельзя не упомянуть, сколь тяжелым бременем ложится финансирование данных стратегических проектов на плечи и без того небогатых региональных бюджетов (рис. 3).
Рисунок 3 - Дефицит региональных бюджетов в 2018 году [4]
Принимая во внимание всю значительность выделяемого объема средств для экономики РФ, необходимо рассмотреть структуру самих национальных проектов для определения целесообразности финансирования и эффективности их исполнения. Данный анализ будет проведен в отношении нацпроекта «Демография», который обладает межведомственным характером и затрагивает все сферы жизни и благосостояния граждан.
Его основными целями выступает увеличение роста населения страны и средней продолжительности жизни до 67 лет. Однако те же цели легли в основу нацпроекта «Здравоохранение». Данное комплексное пересечение создает множество вопросов, например, каким образом происходило целевое распределение проектов при подобной схожести подходов. Более того, если мы обратим внимание на структуру финансового обеспечения стратегического направления развития «Демография», то увидим, что основной статьей расходов является выплата «Материнского капитала» -около 2,5 трлн. руб., - в сравнении с ней все остальные пункты расходов минимальны [4]. Исходя из этого, встает вопрос о целесообразности большинства блоков проекта в целом, ведь система поддержки матерей реализовывалась и до учреждения отдельного национально проекта.
Также, по данным, предоставленными Счетной Палатой, статистическая верифицируемость около 2/3 показателей нацпроекта «Демография» является невозможной, не говоря о массе методологических ошибок при учреждении предыдущих версий проекта. Вопросы вызывают и содержание некоторых пунктов
проекта, например, «Обеспечение доступа к отечественным продуктам, способствующим устранению дефицита микро- и макронутриентов», содержание которого не поясняется и вызывает ряд методологических вопросов.
Выводы.
Анализируя вышеприведенную информацию, можно сделать следующие выводы:
В целом на реализацию системы национальных проектов будет затрачено 25,7 трлн. руб., источниками финансирования которой выступают федеральный бюджет (51%), внебюджетные источники(29%) и региональные бюджеты(19%). Наиболее затратным проектами являются:
1. План модернизации магистральной инфраструктуры (6,35 трлн. руб.);
2. Безопасные и качественные автомобильные дороги(4,78 трлн. руб.);
3. Экология (4 трлн. руб.).
Для финансовой поддержки реализации системы национальных проектов были введены следующие структурные изменения в экономическую систему страны:
1. Повышение НДС с 18% до 20%;
2. Реформы акцизной политики;
3. Перераспределение средств сторонних государственных и региональных
программ;
4. Внесение новых статей расходов в региональные бюджеты страны;
В ходе рассмотрения существующей структуры нацпроектов были выделены следующие минусы и риски:
1. Специфический характер приоритезации инфраструктурных и иных проектов над социально значимыми;
2. Высокая финансовая нагрузка на бюджетную систему всех уровней экономики страны;
3. Отсутствие методологической новизны в ряде национальных проектов;
4. Неявность и невозможность верифицируемости ряда показателей, характеризующее выполнение проектов.
Изучив особенности построения системы национальных проектов, становится ясно, что в качестве превентивных мер в сложившихся условиях необходимо уделить особое внимание методике реализации нацпроектов, ведь она не отражена в паспортах проектов в достаточной степени. Более того, было бы целесообразно расширить некоторые из блоков стратегического развития проектами, обладающими методологической новизной относительно уже существующих. Особое внимание также стоит уделить возникающему противоречию в структуре финансирования национальных проектов между федеральным и региональными бюджетами во избежание экономических диспропорций в структуре финансов страны. Для этого необходимо внесение структурных изменений в методику расчета и распределения налоговых поступлений между уровнями бюджета страны, что приведет к минимизации бюджетных рисков в процессе реализации мер по стратегическому развитию.
Основываясь на проведенном анализе, становится ясно, что, в идеале, система национальных проектов - это невероятно перспективный комплекс мероприятий, способный улучшить не только благосостояние экономики РФ, но и жизнь каждого отдельно взятого гражданина в кратчайшие для этого сроки, но ее невероятная масштабность может обернуться губительными последствиями для финансового сектора страны и субъектов РФ без должного контроля реализации и целесообразности, особенно, в условиях неустойчивости российской экономики.
Библиография:
1. Ажлуни А.М., Шестаков Р.Б., Шарыгина О.Л. Управление развитием инновационной деятельности региона и его функциональные задачи // Вестник аграрной науки. 2019. №1(7б). С. 79-84. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37380306 (дата обращения: 23.05.2019).
2. Ажлуни А.М., Шестаков Р.Б. Современные требования к социально-экономическому развитию на инновационной основе // Инновационная экономика, стратегический менеджмент и антикризисное управление в субъектах бизнеса. Орел: ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2018. С. 163-168. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35578408 (дата обращения: 30.05.2019).
3. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Национальные проекты России: региональное измерение // ЭТАП. 2019. №1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37157041 (дата обращения: 30.05.2019).
4. Анализ доходов и расходов бюджетов субъектов РФ, в млн. рублей [Электронный ресурс] //Понятный бюджет. Открытый регион: [сайт]. URL: http://budget.permkrai.ru/compare_budgets/mainfactors (дата обращения: 23.05.2019).
5. Национальные проекты [Электронный ресурс] // Национальные проекты: будущее России: [сайт]. URL: https://futurerussia.gov.ru/ (дата обращения: 30.05.2019).
6. Национальные проекты: Целевые показатели и основные результаты [Электронный ресурс] //Правительство России: [сайт]. URL: http://government.ru/news/35675/ (дата обращения: 30.05.2019).
7. Общие вопросы реализации национальных проектов [Электронный ресурс] //Правительство России: [сайт]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/660/main/ (дата обращения: 19.05.2019).