ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
УДК 625.7/8:338.47(045)
© Молочкова С. А., Насырова М. Э., Еремина А. Ю., 2022
Особенности реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Ярославской области
Светлана Алексеевна Молочкова, студентка направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет, Ярославский филиал, Ярославль, Россия
Svetlana A. Molochkova, student, Direction of training "State and municipal management", Financial University, Yaroslavl branch, Yaroslavl, Russia [email protected]
Мария Эдуардовна Насырова, студентка направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет, Ярославский филиал, Ярославль, Россия
Maria E. Nasyrova, student, Direction of training "State and municipal management", Financial University, Yaroslavl branch, Yaroslavl, Russia [email protected]
Анна Юрьевна Еремина, студентка направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет, Ярославский филиал, Ярославль, Россия
Anna Yu. Eremina, student, Direction of training "State and municipal management",
Financial University, Yaroslavl branch, Yaroslavl, Russia
АННОТАЦИЯ
Реализация национальных проектов - важная задача системы государственного и муниципального управления Российской Федерации. Цель исследования - изучить особенности реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Ярославской области. В работе авторами проанализирована работа СМИ и официальных источников в контексте освещения реализации представленного национального проекта. Исследователями проведен опрос среди жителей Ярославской области, который направлен на оценку удовлетворенности реализацией национального проекта. Опрос проводился авторами в апреле 2022 г. в Ярославской области, Россия. Основным выводом
Научный руководитель: Шустина И.В., доцент кафедры государственного и муниципального управления и медиакоммуни-каций, Финансовый университет, Ярославский филиал, Ярославль, Россия / Scientific supervisor: Shustina I. V., Associate Professor, Department of State and Municipal Administration and Media Communications, Financial University, Yaroslavl Branch, Yaroslavl, Russia.
статьи является то, что автомобильные дороги играют немалую роль в развитии экономики региона, их качеством определяется степень аварийности на транспорте, а также эффективность логистики перевозимых грузов. В официальных источниках информация публикуется регулярно и освещает различные сферы дорожных работ. Сайты СМИ выполняют свою работу качественно и публикуют новости, которые действительно интересны и значимы населению. Ключевые слова: транспорт; дороги; национальный проект; реализация; государство; целевые программы; документ; информационная поддержка; мнение населения
Для цитирования: Молочкова С. А., Насырова М. Э., Еремина А. Ю. Особенности реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Ярославской области. Научные записки молодых исследователей. 2022;10(5):23-35.
ORIGINAL PAPER
Features of Implementing the National Project "Safe Quality Roads" in the Yaroslavl Region
ABSTRACT
Implementation of national projects is an important task for the system of state and municipal administration of the Russian Federation. The research's goal is to consider the features of implementing the national project "Safe quality roads" in the Yaroslavl region. The paper analyzed the work of the media and official sources in covering the implementation of the presented national project. The authors conducted a survey among residents of the Yaroslavl region, which is aimed at assessing satisfaction with implementing the national project. They carried the survey out in April 2022 in the Yaroslavl region, Russia. The major conclusion of the paper is that roads play a significant role in the region's development economy. The quality of roads defines accidents in transport, as well as the efficiency of the logistics of transported goods. Official sources publish the information regularly and cover various areas of road work. Media sites perform their work with high quality and publish news that are really interesting and significant to the population.
Keywords: transport; roads; national project; implementation; state; target programs; document; information support; public opinion
For citation: Molochkova S. A., Nasyrova M. E., Eremina A. Yu. Features of implementing the national project "Safe quality roads" in the Yaroslavl region. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2022;10(5):23-35.
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что оценка эффективности работы органов государственного управления на настоящий момент - важное направление деятельности. Особенно это актуально применительно к оценке национальных проектов, которые реализуются на региональном уровне.
Новизна исследования заключается в том, что нацпроект «Безопасные и качественные дороги»
не был исследован с точки зрения анализа его освещения разными средствами информационной электронной среды города Ярославля.
Объект исследования - освещенность национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в электронной информационной среде Ярославской области.
Предмет исследования - основные направления формирования отношения к нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» в элек-
тронной информационной среде, паблисити как средство формирования отношения целевой аудитории Ярославской области к национальным проектам.
Цель исследования - анализ освещения реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в регионе как способ формирования отношения целевой аудитории к национальным проектам.
Задачи (программа) исследования:
1. Обоснование выбора информации, необходимой для проведения исследования.
2. Выбор метода сбора и анализа информации.
3. Сбор информации.
4. Кодирование информации.
5. Анализ информации.
6. Формулирование выводов и рекомендаций.
Реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Ярославской области
Автомобильные дороги играют немалую роль в развитии экономики региона. Их качеством определяется степень аварийности на транспорте, а также эффективность логистики перевозимых грузов. В других странах департаменты оказывают поддержку в проектировании, строительстве и обслуживании национальной системы автомобильных дорог1. Поэтому для дорожных служб главной задачей является создание надежной, долговечной и удобной транспортной инфраструктуры. Для ее решения в масштабах страны был разработан национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» со сроком реализации с 2018 по 2024 г., который стал продолжением одноименного приоритетного проекта, реализуемого в 2017-2018 гг. в 36 регионах2.
Изначально в структуру нацпроекта вошли следующие федеральные проекты:
1. «Региональная и местная дорожная сеть».
2. «Безопасность дорожного движения».
3. «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях».
1 U. S. Department of Transportation. URL: https://www. transportation.gov/roadways-and-bridges (дата обращения: 11.11.2021).
2 Министерство транспорта РФ. URL: https://mintrans.gov.ru/
(дата обращения: 11.11.2021).
4. «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства».
5. «Автомобильные дороги Минобороны России».
6. «Развитие федеральной магистральной сети».
В 2021 г. в проекте был произведен ряд изменений, в том числе [1]:
• согласован обновленный паспорт проекта, который стал называться «Безопасные качественные дороги»;
• документ приведен в соответствие с Указом Президента России от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
• к числу участников присоединилась Санкт-Петербургская агломерация;
• в состав нацпроекта вошли 2 новых федеральных проекта - «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» и «Развитие федеральной магистральной сети»;
• с 2022 г. в соответствии с федеральным проектом «Региональная и местная дорожная сеть» будут проводиться мероприятия по восстановлению предаварийных и аварийных мостов, а также процедуры по возведению путепроводов на региональных и местных дорогах.
При амбициозности и актуальности поставленных задач реализация проекта, по мнению экспертов, сопряжена с серьезными рисками, такими как:
• недостаточная обеспеченность дорожных строительных организаций спецтехникой и средствами механизации для выполнения большого объема работ с высоким качеством;
• риск низкого качества выполненных дорожных работ, проводимых в конце года и в неблагоприятных природно-климатических условиях (дождь и снег);
• несогласованность в действиях коммунальных и дорожных служб, приводящая к разрушению/переделке дорожного полотна в связи с проведением работ по замене коммуникаций под дорогами;
• затягивание заказчиком сроков приемки работ, фактически выполненных подрядчиками, и сроков оплаты по ним;
• ограниченность контроля (в том числе общественного) за детальным расходованием денежных средств на проведение работ в рамках проекта;
Рис. 1. Финансовое обеспечение реализации регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть», тыс. руб.
Источник: составлено авторами по данным Росстата.
6000000 5000000 4000000 3000000 2000000 1000000 0
2022 год 2021 год 2020 год
2019 год
2019 год ■ 2020 год ■ 2021 год ■ 2022 год
• недостаточная квалификация и качество компетенций муниципальных служащих, которые отвечают за составление технических заданий по ремонту дорог и расходование средств региональных и муниципальных дорожных фондов и другие [2].
Попробуем разобраться, какие из них характерны для нашего региона.
В Ярославской области в рамках национального проекта разработаны два региональных проекта - «Региональная и местная дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», ответственным за реализацию которых является Департамент дорожного хозяйства региона.
Региональный проект «Региональная и местная дорожная сеть» призван содействовать приведению в нормативное состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, улично-дорожной сети городских агломераций3. Объемы его финансирования представлены на рис. 1.
Как можно заметить из подготовленной авторами статьи диаграммы, финансовое обеспечение реализации регионального проекта
3 Департамент дорожного хозяйства Ярославской области. URL: https://www.yarregion.ru/depts/ddh/default.aspx (дата обращения: 11.11.2021).
«Региональная и местная дорожная сеть» распределено примерно равными долями на четыре года, наибольшая часть из которого приходится на текущий год. И результативность реализации нацпроекта можно отметить именно по данному региональному проекту.
Так, в 2021 г. Ярославль стал лидером региона по выполнению нацпроекта: запланированный для ремонта километраж составлял 25 км, на деле же было восстановлено 32 км.4 Так, на улице Малой Пролетарской специалисты привели в нормативное состояние участок протяженностью 230 м от Московского проспекта до улицы Мельничной (в районе Тропинского проезда). Площадь ремонта проезжей части составила 3,5 тыс. кв. м. Кроме того, на объекте обновили 442 кв. м тротуаров, обустроили бортовой камень и ограждения, а также нанесли разметку и установили дорожные знаки. А на улице Мельничной работы проходили на участке протяженностью 820 м. Дорожники отремонтировали 9,8 тыс. кв. м. проезжей части и 2,6 тыс. кв. м. тротуаров. Здесь также установили бортовой камень, ограждения и дорожные знаки, а также восстановили два светофора. Площадь ремонта проезжей части
4 Владимир Волков: Ярославль - лидер по выполнению нацпроекта «Безопасные качественные дороги». URL: https://
yarnovosti.com/news/vladimir-volkov-yaroslavl. (дата обращения: 10.11.2021).
■ 2019 год ■ 2020 год ■ 2021 год ■ 2022 год
Рис. 2. Финансовое обеспечение реализации регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», тыс. руб.
Источник: составлено авторами по данным Росстата.
составила 3,5 тыс. кв. м. Кроме того, на объекте обновили 442 кв. м. тротуаров, обустроили бортовой камень и ограждения, а также нанесли разметку и установили дорожные знаки. А на улице Мельничной работы проходили на участке протяженностью 820 м. Дорожники отремонтировали 9,8 тыс. кв. м проезжей части и 2,6 тыс. кв. м тротуаров. Здесь также установили бортовой камень, ограждения и дорожные знаки, а также восстановили два светофора. По региону в целом плановые показатели финансирования на 2020 г. 4 297 219,19 руб., а фактические - 4 213 552,08 руб., что составляет 98,47%. Такие значения показателей финансирования являются успешными для выполнения нацпроекта. Общая протяженность дорог, приведенная в нормативное состояние в рамках национального проекта в 2020 г., составила 178 км. Нормативное состояние региональных дорог улучшилось с 35,42% в 2017 г. до 40,08% в 2020 г. В границах Ярославской агломерации нормативное состояние дорог улучшилось с 52% в 2017 г. до 64,92% в 2020 г.5
Региональный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» нацелен на внедрение элементов интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях, размещение автоматических пунктов весога-баритного контроля, увеличение числа камер фото- и видеофиксации. Финансовое обеспечение реализации регионального проекта «Обще-
5 В следующем году в Ярославской области отремонтируют 76 дорог. URL: https://vesti-yaroslavl.ru/novosti/item/58115-v-sledu.. (дата обращения: 07.11.2021).
системные меры развития дорожного хозяйства» представлено на рис. 2.
Представленная диаграмма показывает, что наибольший объем средств на реализацию данного регионального проекта запланирован на следующий год. Проект связан с внедрением новых технологий и материалов в дорожное строительство, поэтому его результаты для граждан не столь наглядны. Однако цель проекта обязывает администрацию области более ответственно подходить к выбору подрядчиков. 09.11.2021 врио губернатора Ярославской области Михаил Евраев провел совещание, посвященное дорожному строительству. На нем выступил заместитель председателя правительства Ярославской области Виктор Неженец, который рассказал, что 45 объектов уже сдано в эксплуатацию, а на 18 еще продолжаются работы. Михаил Евраев предложил применять механизм поэтапного обязательного мониторинга выполнения работ6. Это позволит контролировать промежуточное исполнение контрактов и своевременно принимать меры к подрядчикам, если они не выполняют своих обязательств, вплоть до расторжения государственных и муниципальных контрактов и включения их в реестр недобросовестных поставщиков. Для формирования отношения населения к реализации нацпроекта важное значение имеет электронная информационная среда.
6 В Ярославле построят две новые дороги, а ремонт одной перенесут на следующий год. URL: https://76.ru/ text/transport/2021/03/30/69838883/ (дата обращения: 07.11.2021).
Таблица 1
Этапы проведения анализа информационного сопровождения реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Ярославской области
Название этапа Характеристика этапа
Отбор и систематизация источников Были определены три группы источников информации для исследования: 1) официальные сайты органов власти Ярославской области; 2) материалы, публикуемые в СМИ (телевидение, газеты, группы в социальных сетях); 3) комментарии, которые оставляют граждане под публикациями в СМИ
Разработка системы кодировочных категорий Для контент-анализа информационного освещения событий были разработаны категории: дата, событие, мероприятие, достижение, люди, деятельность органов власти, участие населения, оценки
Проведение анализа Обработка полученной информации согласно кодировочным категориям, а также формирование выводов об уровне информационного сопровождение того или иного события
Источник: составлено авторами.
Освещение нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в электронных ресурсах ОИВ
Электронная информационная среда - это совокупность информационных ресурсов, информационных телекоммуникационных технологий, аппаратно-программного и организационного обеспечения, которая ориентирована на удовлетворение потребностей различных групп пользователей в информационных услугах того или иного характера [3].
Для анализа информации был использован метод контент-анализа. Это метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в документах. Сущность данного метода состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных. В нашем исследовании он выступает в качестве основного и позволяет осуществить количественную обработку качественной информации7.
Исследование проводилось в три этапа, каждый из которых включал в себя ряд различных мероприятий (табл. 1).
7 Состоялось заседание по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Путевой навигатор. 2019;39(65):18-20.
На первом этапе проводился сбор информации из интернет-источников, которые были разделены на три группы (официальные сайты, материалы СМИ, комментарии). Анализировалась информация, размещавшаяся с февраля по декабрь 2021 г. Всего для работы было отобрано 70 текстов. Для проведения данного исследования была использована информация из следующих интернет-источников (табл. 2).
Для обработки текстов была разработана система кодировочных категорий с помощью программы Ехсе1. В качестве кодировочных категорий выступали следующие параметры (табл. 3).
Обратимся к анализу информации, освещающей деятельность органов власти в официальных источниках. Информация, содержащая основные нормативные акты, расположена на официальном сайте Департамента дорожного хозяйства Ярославской области. Департамент дорожного хозяйства Ярославской области является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области. Этот Департамент каждый месяц в течение 2019-2020 гг. публиковал отчет о проведенных работах, а также представлял подробный план бюджета (финансирования) данного проекта. В конце 2019 и 2020 гг. подведены итоги реализации проекта и представлен перечень
Таблица 2
Источники информации проводимого исследования
Официальные источники Материалы СМИ
Портал органов государственной власти Ярославской области Портал «Ярославский регион»
Официальный сайт Департамента дорожного хозяйства Ярославской области Портал «Вести Ярославль»
Группа ВКонтакте «Дороги Ярославской области» Портал «YarNews»
Группа ВКонтакте «Департамент дорожного хозяйства ЯО » ЯРНОВОСТИ
76.RU
Коммерсантъ
Новости БКД
Источник: составлено авторами.
Таблица 3
Справочная информация
Дата Под датой в исследовании понимается дата выхода, публикации материала или размещения его на портале
Областная целевая программа Предполагает указание названия целевой программы
Событие То, что произошло, случилось, значительное явление, факт общественной жизни
Мероприятие Действия, направленные на выполнение определенных целей/задач
Достижение Воплощение определенного плана, выполнение поставленных целей
Люди Жители города, органы власти, которые дают комментарий по той или иной ситуации
Деятельность органов власти Воздействия государственного органа на определенную сферу общественных отношений
Участие населения Подразумевает привлечение населения в различных формах
Удовлетворенность населения Определяется по оценке населения той или иной ситуации
Положительная оценка Предполагает полное удовлетворение и принятие ситуации
Отрицательная оценка Предполагает недовольство и критику того или иного события
Нейтральная оценка Предполагает оценку, которая не относится ни к одной стороне
Источник: Foreign Exchange Market Turnover 2016. Bank for International Settlements.
планируемых объектов на последующие 2020 и 2021 гг. соответственно.
На сайте Департамента дорожного хозяйства Ярославской области регулярно выпускаются новости, так с 2020 по 2022 г. вышло 194 публикации.
Рассмотрим временной промежуток июль-сентябрь 2021 г., за это время было выпущено 30 публикаций. Самое большое количество событий (17) касается начала и окончания ремонта дорожного покрытия, мостов; 5 публикаций посвящены дополнительному информированию; 4 публикации - оценке качества и контроля состояния дорог; 2 публикации - Всероссийской социальной кампании «Твой ход! Пешеход» и обучению ИТ-профессиям при финансовой поддержке государства; 1 публикация - применению современных технологий; 1 публикация -развитию дорожной инфраструктуры региона8.
Несомненно, на официальном сайте органов власти большое внимание уделяется ремонту дорожного покрытия и мостов, так как главной задачей является создание более комфортной и надежной транспортной инфраструктуры. Но стоит отметить, что присутствуют разнообразные публикации, которые освещают дополнительную информацию о контроле качества выполняемых работ, а также об актуальных вопросах, связанных с дорожным хозяйством.
На официальном сайте из 30 рассмотренных публикаций тема «Люди» затрагивается в 24. В большей степени в мероприятиях принимает участие директор Департамента дорожного хозяйства области Роман Душко (17), также заместитель председателя правительства области Виктор Неженец участвует в 6 мероприятиях, глава региона Дмитрий Миронов (до 12.10.2021 г.) и заместитель директора Департамента дорожного хозяйства Денис Замара-ев - в 2 публикациях, в 1 мероприятии приняли участие начальник отдела содержания ГКУ ЯО «Ярдорслужба» Александр Судомойкин, руководитель УГИБДД УМВД России по Ярославской области Антон Царев, заместитель Департамента образования Светлана Астафьева, заместитель директора ООО «ДЭП-57» Кямран Муршудов,
8 Департамент дорожного хозяйства Ярославской области. URL: https://www.yarregion.ru/depts/ddh/default.aspx (дата обращения: 11.11.2021).
начальник участка АО «ГК «ЕКС» Дмитрий Ершов, первый заместитель директора ГКУ ЯО «Ярдорслужба» Александр Межиевский, заместитель генерального директора АО «ГК «ЕКС» Алексей Новиков, координатор проекта «Дороги Ярославля» Темур Абдуллаев, председатель профильного комитета Ярославской областной Думы Николай Бирук, депутат Государственной Думы Валентина Терешкова, заместитель генерального директора АО «Ярдормост» Олег Соловьев, главный инженер предприятия Апти Гандалоев, председатель Общественного совета при Департаменте дорожного хозяйства Алексей Игнатьев.
Как показывает анализ, в категории «Люди» чаще всего упоминаются представители органов исполнительной власти, но практически не упоминаются исполнители работ по реализации проекта. По нашему мнению, необходимо чаще освещать подрядчиков, которые стоят за определенным видом рабочего процесса.
В категории «Деятельность органов власти» в 1 публикации упоминаются представители Общественной палаты, члены Общественного совета при Департаменте дорожного хозяйства региона и координаторы проекта «Дороги Ярославля».
На официальном сайте источников власти из 30 рассмотренных мероприятий тема контроля затрагивается в 10 публикациях. Например, «Качество выполняемых работ, а также все применяемые материалы на объекте проверяются службой заказчика. Проводится двухэтапный контроль со стороны технического надзора, который закреплен за данным объектом, и лабораторный контроль - входной со стороны подрядной организации и нашей центральной лабораторией», - пояснила заместитель председателя правительства области Виктор Неженец.
Стоит выделить, что информирование о контроле и качестве выполняемых работ проходит в должной мере. В публикациях подробно освещаются этапы проверки и результаты проведенной деятельности.
В категории «Удовлетворенность населения» информация отсутствует, хотя данная категория должна быть одной из самых частотных, поскольку главная задача - решение проблем населения и создание комфортной среды для жителей региона.
Департамент дорожного хозяйства также имеет группу Вконтакте «Департамент дорожного хозяйства ЯО».
Здесь жители области могут наглядно увидеть результаты проведенных работ, могут поучаствовать в опросах и оставить комментарий с вопросом, на который получат ответ от официального лица группы.
С 2020 по 15.03.2022 г. вышло 419 новостей. Подробнее рассмотрим временной промежуток июль-сентябрь 2021 г., за это время в группе было опубликовано 73 записи.
Наиболее популярным является раздел «Событие», оно освещено в 34 новостях. Чаще всего данные новости несут в себе информацию о плановых (24 новости) и выполненных (10) на данный момент проектах дорожных работ. Например, в июле планировалось провести работы по благоустройству остановочных пунктов. В августе приступили к ремонту дороги Нерехта - Рождествено - Бурмакино, Нагорье - Берендеево. В сентябре в Гаврилов-Ямском муниципальном районе, рядом с селом Стогин-ское, было открыто движение по временному металлическому мосту через реку Лахость, это было очень важным проектом, так как некоторые жители не могли добраться до своих домов из-за плохого дорожного покрытия. Некоторые работы были выполнены раньше срока, что не может не радовать, например участок дороги Ярославль - Любим, дорога Владимир - Пе-реславль-Залесский.
16 июля 2021 г. в группе была введена рубрика, которая «раз в неделю будет рассказывать кратко о том, чем были наполнены рабочие дорожные дни». Данная рубрика позволяет кратко ознакомиться со всеми планами и выполненными работами за прошедшую неделю.
Что касается «Контроля», в июле эта категория не была освещена, в последующих месяцах упоминается компания ГКУ ЯО «Ярдорслужба», под контролем которой проводился ремонт. Есть упоминание о том, что «реализацию проектов контролировала не только служба заказчика, но и общественность». А вот ремонт дороги Тутаев - Шопша контролируют ГКУ МКУ «Многофункциональный центр развития». Так как предыдущая подрядная компания ООО «ГК «МАИСТ» выполняла работы не в срок и с многочисленными нарушениями, контроль
за качеством проводимых работ является приоритетным направлением.
Такие рубрики, как «Мнение населения» и «Оценка населения», совсем не раскрыты в данной группе. Встречается 1 репост из группы «Дороги Ярославской области», который содержит в себе опрос населения о том, как повысить безопасность на дорогах. Хочется отметить, что администраторы сообщества отвечают на многие вопросы жителей, оставленные в комментариях.
На наш взгляд, данные рубрики нужно развивать, проводить больше опросов о том, какой участок дороги является наиболее востребованным, чтобы направлять рабочие силы в нужное русло.
Что касается рубрики «Люди», она встречается в 16 новостях, встречаются различные имена. Чаще всего в данных новостях принимает участие губернатор Дмитрий Миронов (7). Остальные имена упоминаются намного реже, например заместитель директора Департамента дорожного хозяйства Дмитрий Замараев (1), заместитель председателя правительства области Виктор Не-женец (3), заместитель директора Департамента дорожного хозяйства ЯО Оксана Петрова (1), председатель правительства области Дмитрий Степаненко (1), директор Департамента дорожного хозяйства Роман Душко (2), председатель Общественного совета при Департаменте дорожного хозяйства Алексей Игнатьев (1), новый директор ГКУ ЯО «Ярдорслужба» Александр Межиевский (1).
«Деятельность органов власти» отражена в 20 новостях. 17 сентября представители Общественной палаты, члены Общественного совета при Департаменте дорожного хозяйства региона, координаторы проекта «Дороги Ярославля» приняли участие в рейде по контролю качества асфальта. Виктор Неженец также лично проверял ход работ. Губернатор Дмитрий Миронов посетил новый асфальтобетонный завод АО «Ярдормост».
Это самые яркие новости, так как в основном публикуется то, что исполнительные органы власти отвечают на вопросы граждан, оценивают дорожную ситуацию и подводят итоги работ.
В группе публикуются поздравительные записи как с государственными праздниками, так и с назначением кого-либо на новую должность, размещаются различные информационные посты, где предупреждают о предстоящих работах,
рассказывается о контактах группы и приводится полезная информация для автолюбителей.
Еще одной платформой для освещения планов и уже полученных результатов создана группа «Дороги Ярославской области» в социальной сети Вконтакте, где постоянно публикуются записи с фотоотчетами о проделанных работах и создаются опросы для участников сообщества с целью получения обратной связи от жителей Ярославской области.
В сообществе в период с 2020 по 15.03.2022 г. вышла 521 новость. Проанализируем период июль-сентябрь.
Рассмотрим самую большую категорию - «Событие», которая представлена в 59 публикациях. Большая их часть (41) посвящена теме начала, продолжения или досрочной сдачи ремонта заявленных объектов; в 14 публикациях речь идет о дополнительном финансировании нацпроекта в Ярославской области и о средствах, которые уже вложены в работы; в остальных упоминаются дополнительно отремонтированные участки дорог, а также установка новых остановок.
Описание категории «Контроль». Большой проблемой для выполнения качественных строительных работ стало недобросовестнее отношение подрядчика к срокам и качеству выполнения. Этому аспекту также выделяется немало постов: заключение договоров, надзор со стороны ГКУ ЯО «Ярдорслужба» и дорожной лаборатории; разработка и утверждение проектно-сметной документации. На данный момент ситуация стала лучше, прибавились новые подрядчики. В выбранный нами период ими стали: подрядная организация АО «Ярдор-мост», подрядная организация АО «Рыбинское УМСР», подрядная организация АО «РУМСР», подрядная организация ООО «ПТК ПТР», ГКУ ЯО «Ярдорслужба», также продолжает свою деятельность подрядная организация ООО «УМПРЭО», компании АО «Автодорстрой», ООО «ДЭП-57», АО «ГК «ЕКС». Организации упоминаются в 22 публикациях. Подрядчики проводят контроль и сдачу выполненных объектов. Увеличение количества организаций, которые производят работы по выполнению планов по нацпроекту, положительно сказывается на динамике сделанных объектов, а также повышается уровень технического оборудования и покрытия дорог.
«Деятельность органов власти». Органы власти участвуют в процессе реализации нацпроекта. Правительства РФ упоминается в 3 публикациях, в 4 новостях речь идет о правительстве Ярославской области, в 1 - о профильном комитете Ярославской областной Думы.
В категорию «Люди» вошли представители Департамента дорожного хозяйства Роман Душ-ко (3), губернатор области Дмитрий Миронов (до 12.10.2021) (8), заместитель председателя правительства области Виктор Неженец (2), глава Тутаевского района Дмитрий Юнусов (1), мэр Ярославля Владимир Волков (5), председатель правительства области Дмитрий Степаненко (1), руководитель Росавтодора Роман Новиков (1).
«Участие населения» - не самая сильная сторона группы. «Мнение населения» и «Оценка населения» встречаются очень редко, всего в 5 новостях. Однако все комментарии от жителей положительные (4). В одной публикации сообщается о том, что в регионе проходят мероприятия социальной кампании «Твой ход! Пешеход!», которые направлены на профилактику ДТП, связанных с наездами на пешеходов. Одними из первых участниками кампании стали и сотрудники ПАТП-1 г. Ярославля. Мы считаем, что это полезное и нужное мероприятие по изучению правил дорожного движения, направленное на повышение социального уровня граждан.
В конце каждой недели в группе можно найти публикации об итогах выполнения работ. Есть информация для граждан о закрытии того или иного участка дороги с указанием срока и причины.
Помимо записей сообщества, в группе можно найти 155 статей и 4 обсуждения, которые позволяют получать обратную связь от пользователей дорог Ярославской области. В группе можно задать вопросы, обсудить интересующие темы с другими жителями и сообщить о нарушениях, дефектах, недочетах. На все можно получить ответ, проводятся прямые эфиры.
Освещение нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в СМИ
Обратимся к анализу информации, освещающей деятельность органов власти в СМИ. Рассмотрим более подробно сайт «76.RU». Проанализируем временной промежуток июль-сентябрь 2021 г., за это время было выпущено 158 публикаций.
Наибольшее количество публикаций было посвящено транспортной реформе, предстоящим работам и неудачам подрядчиков. Темы несколько публикаций связаны с оценкой представителями органов власти актуального состояния и качества дорог. Сайт «76.RU» содержит в себе и дополнительные публикации, в которых освещается мнение общественности о проведенных работах, важные новости о работе определенных дорог и другие интересные статьи.
Стоит отметить, что сайт выполняет свою работу качественно и публикует новости, которые действительны интересны и значимы для населения. С помощью сайта можно узнать актуальную информацию и проблемы.
Главным преимуществом этого сайта является возможность общественности высказывать свое мнение в комментариях. Так, например, на публикацию «Одни претензии!» власти Ярославля ответили недовольным транспортной реформой жителям», связанную с транспортной реформой, оставили 150 комментариев. Большинство комментариев содержат в себе негативные высказывания: «А где обещанные новые автобусы? На маршруты вышли те же старые убитые пазики с новыми номерами маршрутов. Стоило ли из-за этого весь огород городить». Но есть и комментарии, которые содержат в себе положительную оценку: «Я не разочарована. Вместо 87-й маршрутки, которая заканчивает работу в 20:00 получили 67-й автобус. Посмотрела на сайте - расписание до 23 часов. Немного изменили маршрут, теперь он едет по проспекту Октября, очень удобно!!!! Сегодня ехала в большом автобусе, который подошел по расписанию. Чего нельзя было сказать о маршрутке».
Стоит отметить, что все новости поделены на рубрики, что способствует более удобному использованию сайта.
Далее более подробно рассмотрим новостной сайт «Ярославский регион. Новости Ярославской области». Проанализируем временной промежуток июль-сентябрь 2021 г., за это время было опубликовано 108 новостей, относящихся к национальному проекту. В основном в них описываются законченные («Завершен первый этап ремонта дороги Новый Некоуз - Родионово -поселок Октябрь») или планируемые дорожные работы «В Рыбинске в ближайшее время приступят к ремонту восьми участков дорог». Почти
не упоминаются органы власти и работники дорожного Департамента, встречаются новости
0 недобросовестных подрядчиках («Ярославского подрядчика могут внести в реестр недобросовестных поставщиков») и о финансировании проектов («На ремонт дорог региону выделят дополнительные средства»).
На сайте ежедневно публикуются новости, к выходным активность сайта снижается - новостей становится меньше. Читатели могут оставлять свои комментарии, но, просмотрев множество записей, можно сделать вывод, что данная функция не используется либо не отображается. Пользователи могут предложить собственную новость, и она будет рассмотрена администраторами сайта.
Главное преимущество - это разделение новостей по районам (Брейтовский, Мышкинский) и по сферам, например политика, общество, экономика. Это помогает сориентироваться, какие новости интересуют именно вас, также есть удобный календарь, благодаря которому можно выбрать временной промежуток и просмотреть архив новостей в определенную дату.
Отношение жителей Ярославской области к нацпроекту «Безопасные и качественные дороги»
Для того чтобы узнать мнение населения о реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги», нами был проведен анонимный онлайн-опрос среди жителей Ярославской области. Он состоял из 9 вопросов,
1 из которых предполагал открытый ответ. В нем приняли участие 83 человека, что будет составлять в наших подсчетах 100%.
Участие принимали жители городов Ярославля, Мышкина и Переславля-Залесского, возраст опрашиваемых варьируется от 18 до 65 лет, возрастной диапазон основан на жителях, имеющих собственное автомобильное средство либо передвигающихся на общественном транспорте.
Первый, вводный вопрос звучал так: «Удовлетворены ли вы дорожным покрытием Ярославской области?». Большинство участников опроса оказались не удовлетворены, что составляет 49,4%, 47% частично удовлетворены, и лишь 3,6% опрошенных полностью удовлетворены дорожным покрытием области. При этом почти половина жителей (48,2%) считают, что за по-
следние 2 года состояние дорог в Ярославской области изменилось в лучшую сторону.
Стоит отметить, что национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» стартовал в 2019 г. Можно предположить, что на удовлетворенность жителей повлияла реализация данного проекта. Поэтому далее логично узнать, знаком ли респондентам данный проект. Опрос показал, что 62,7% опрошенных знакомы или слышали о данном проекте.
Автомобильные дороги играют немалую роль в развитии экономики региона. Их качеством определяется степень аварийности на транспорте, а также эффективность логистики перевозимых грузов. Качество дорог определяет и отношение жителей региона к нацпроектам и органам исполнительной власти, поскольку от состояния дорог зависят жизнь, здоровье и благосостояние людей.
После этого мы решили определить, откуда жители берут информацию о данном проекте. Оказалось, что наиболее популярным источником информации являются новости (55,4%), следующим по популярности идут группы в социальных сетях (33,6%), наименее популярными остались сайты дорожного Департамента и национального проекта.
Так как ранее мы анализировали СМИ и официальные источники, связанные с проектом, целесообразно узнать оценку населения качества информирования в представленных источниках. Полностью удовлетворены работой сайтов лишь 12% опрошенных, а не удовлетворены вовсе 33,7%.
Далее жителям было предложено оценить две завершенные дорожные работы:
Дорожное покрытие от проспекта Октября до ул. Осташинской полностью удовлетворило 24,1% опрошенных, частично удовлетворило
27,7%, недовольными остались 15,7%, а 32,5% не слышали о таком участке дороги.
Следующий пример был из микрорайона Сокол, участки улиц Чернопрудная и Дядьковская, как показал опрос большинство (55,4%) не слышали о таком участке, довольных 10,8%, частично удовлетворенных 24,2% и недовольных 9,6% жителей стало почти поровну.
Оценив уровень удовлетворенности жителей, мы предложили им стать общественными контролерами, но согласилось лишь 22,9% опрошенных. Это показывает, что большая часть населения не готова делать что-то для развития в сфере дорожного контроля.
Завершающий вопрос мы решили сделать открытым и дать возможность респондентам самим предложить участок дороги, который они бы выдвинули, как номинант на ремонт. 7,6% не приняли участие в данном опросе.
Результаты по районам оказались следующими:
Первое место занимает Дзержинский район (28,8%). Из них 16,8% опрошенных назвали участок Ленинградского проспекта, также 3,6% опрошенных отметили улицу Урицкого, 3,6% -полностью Дзержинский район, 3,6% - улицу Строителей, 1,2% - Красноперевальский переулок, 1,2% - Суринский мост.
Вторым результатом по голосованию является Кировский район (21,6%). 4,8% опрошенных отметили улицу Советскую, 4,8% - улицу Победы, 3,6% - проспект Толбухина, 2,4% - улицу Свободы, 1,2% - улицу Свердлова, 1,2% - улицу Первомайскую, 1,2% - улицу Городской вал, 1,2% - улицу Республиканскую, 1,2% - улицу Лисицына.
Третье место - Фрунзенский район (12%). 4,8% назвали Суздальское шоссе, 3,6% - проспект Фрунзе, 1,2% - улицу Чернопрудную, 1,2% - улицу Ярославскую, 1,2% - Тормозное шоссе.
Четвертое и пятое место заняли Ленинский район (3,6% опрошенных указал на Ленинский район, 1,2% - на улицу Лермонтова) и Заволжский район (2,4% опрошенных указал на проспект Машиностроителей, 2,4% - на Октябрьский мост).
Кроме того, 9,6% отметили, что необходимо отремонтировать все дороги, 6% - областные дороги и 4,8% указали, что стоит обратить внимание на все въезды во дворы.
Выводы
Таким образом, проведенное исследование показало, что реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Ярославской области предполагает проведение мероприятий в рамках двух региональных проектов - «Региональная и местная дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», ответственным за реализацию которых является Департамент дорожного хозяйства региона.
Обращаясь к анализу информации, освещающей деятельность органов власти в официальных источниках, мы отметили такие сайты, как официальный сайт Департамента дорожного хозяйства ЯО, группа Вконтакте «Департамент дорожного хозяйства ЯО», группа Вконтакте «Дороги Ярославской области». В данных источниках информация публикуется регулярно и освещает различные сферы дорожных работ. Помимо этого, на сайтах можно оставлять комментарии, что свидетельствует о том, что идет взаимосвязь государственных органов с общественностью.
Обращаясь к анализу информации, освещающей деятельность органов власти в СМИ, мы выявили такие сайты, как «76.RU», «Ярославский регион. Новости Ярославской области». Стоит отметить, что сайты выполняют свою работу качественно и публикуют новости, которые действительно интересны и значимы населению.
Обращаясь к анализу анонимного онлайн-опроса среди жителей Ярославской области, мы сделали вывод, что автомобильные дороги играют немалую роль в развитии экономики региона. Их качеством определяется степень аварийности на транспорте, а также эффективность логистики перевозимых грузов. Качество дорог определяет и отношение жителей региона к нацпроектам и органам исполнительной власти, поскольку от состояния дорог зависят жизнь, здоровье и благосостояние людей. Поэтому, несомненно, важно прислушиваться к мнению общественности и учитывать его при анализе проведенных работ.
Список источников
1. Табах А. В., Подругина А. В. Проблемы в реализации нацпроектов снижают темп экономического роста. Бюджет. 2021;5(221):36-39.
2. Ворошилов Н. В. Основные характеристики и риски реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Вопросы управления. 2019;4(59):122-136.
3. Соколовская С. А. Нацпроекты и реализация приоритетных направлений ГМП в РФ. Евразийский союз ученых. 2020;3-6(72):40-42.
References
1. Tabakh A. V., Podrugina A. V. Problems in implementing national projects reduce the rate of economic growth. Byudzhet = Budget. 2021;5(221):36-39. (In Russ.).
2. Voroshilov N. V. The fundamental characteristics and risks of implementing the national project "Safe and Quality Roads". Voprosy upravleniya = Management issues. 2019;4(59):122-136. (In Russ.).
3. Sokolovskaya S. A. National projects and implementation of priority areas of GMF in the Russian Federation. Evrazijskij soyuz uchenyh = Eurasian Union of Scientists. 2020;3-6(72):40-42. (In Russ.).