DOI 10.19181/nko.2021.27.4.8 УДК 323.2
О. П. Новоженина1
1 Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН.
I ¡¡1Я9П29К110|!1Щ|!1В1
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ В ОЦЕНКАХ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация. В нашей стране сегодня сохранили свою остроту значимые социально-политические противоречия, которые являются вызовом устойчивому развитию российского общества. Одним из инструментов снятия остроты этих противоречий должна стать стратегия государственной социальной политики, опирающаяся на национальные проекты. Национальные цели и проекты не только дают ориентиры экономического развития, но и могут служить основой для консенсуса интересов гражданского общества и государства. Сложная эпидемиологическая обстановка, вызовы и угрозы социально-политического и внешнеполитического характера усилили социально-политическую отчужденность российского государства и гражданского общества, отодвинули в 2021 году проблематику нацпроектов в информационном поле на второй план, однако сохраняется задача формирования в общественном сознании установки на необходимость решения поставленных задач как для общества, так и для каждого из граждан. В статье приводятся данные социологического мониторинга «Как живешь, Россия?» по оценке важности национальных проектов лично для российских граждан и для всего общества. Показано, что граждане в целом оценивают важность нацпроектов для общества выше, чем для себя лично, и в 2021 году уровень оценок ниже, чем в 2020 году. В июле 2021 г наиболее востребованными как лично для себя, так и для российского общества в целом были два национальных проекта: «Здравоохранение» и «Образование». Более половины россиян по степени важности также выделили проекты «Экология», «Жилье и городская среда».
Ключевые слова: национальные цели, национальные проекты, социально-политические противоречия, стратегические задачи, социальная политика, гражданское общество, социальное государство.
Для цитирования: Новоженина О.П. Национальные проекты развития страны в оценках гражданского общества // Наука. Культура. Общество. 2021. Том 27. № 4. С. 92-106. DOI: 10.19181^.2021.27.4.8
Совокупность национальных проектов, как механизм реализации национальных целей и задач развития Российской Федерации, является элементом стратегического управления развитием страны. Направления этого развития в конечном счете задаются социально ориентированным, в соответствии с Конституцией РФ, характером деятельности государства.
Глубокие социально-экономические и социально-политические трансформации, проведенные в нашей стране за последние 30 лет, привели к существенным дисфункциям во взаимодействии государства и гражданского общества, которые «приобретают характер институциональных дефицитов в обществе» [1, с. 76; 2-3]. Анализируя обострившиеся социальные проблемы в России начала XXI века, С. Хедлунд определяет их как системные провалы [4, с. 17].
Центр социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН исследует социальную и социополитическую ситуацию в РФ в режиме социологического мониторинга «Как живешь, Россия?», с 1992 года. Данные мониторинга, приведенные на рис. 1 показывают, что три самых значимых социально-политических противоречия - между «бедными и богатыми», «низшими и высшими классами» и «народом и властью», по мнению подавляющего числа россиян, несмотря на некоторые улучшения в социальной сфере и увеличение социальной поддержки граждан, не утратили своей остроты, и по-прежнему являются вызовом устойчивому развитию российского общества. Одним из инструментов снятия остроты этих противоречий должна стать стратегия государственной социальной политики, направленная на изменения в социальной сфере, опирающаяся на национальные проекты.
90
80
70 ,
60
50
40
30
20
10
•Бедными и богатыми
•Низшими и высшими классами
■ Народом и властью
■ Ра ботодателя ми и работниками
Начальниками и подчиненными
•Людьми различных национальностей Младшим и старшим поколениями Предпринимателя ми и чиновниками
Верующими различных религий
% % % % % % % Ъ, % % % % % % % % Верующими
* ек, Ъ/о/о ъ <г <? <? <> <? Ъ и неверующими
48 45.
40
30 24
Рисунок 1. Мнение респондентов о том, насколько значительны сегодня противоречия, неприязнь в современном российском обществе
(РФ, % от числа опрошенных. Вариант ответа «значительны») [5, с. 35].
Источник: Центр социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН.
Национальные цели и стратегические задачи развития РФ были сформулированы в Указе Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г.1 и скорректированы с изменением механизмов реализации и увеличением горизонта планирования Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 4742 (Подробнее о задачах корректировки и различиях в структуре и формулировках Национальных целей развития см. [6]). В новом Указе были установлены и новые целевые показатели.
В сложных условиях коронавирусной пандемии и экономического спада власти нуждаются в консолидации, укреплении совместных усилий государства, граждан, гражданского общества по преодолению разразившегося кризиса. Государство, заявившее себя как социальное, не может не формулировать внятные, близкие субъектам социополитических отношений задачи. Национальные цели,
1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 24.10.2021).
2 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/45726 (дата обращения 24.10.2021).
поставленные государством, должны быть созвучны целям основных социальных групп и слоев российского общества.
Между тем российское гражданское общество по-прежнему в значительной своей части отчуждено от власти. В июне 2021 г. 73% респондентов утверждали, что «людям у власти нет никакого дела до простых людей». По сути, на протяжении последних двадцати лет такого мнения придерживаются подавляющее число граждан РФ. Число граждан, которые считали, что «власти заботятся о жизни простых людей», составило 15%. Это самый высокий показатель за весь период наблюдений, на 7 п.п. превышающий показатель 2020 года3. Но огромный разрыв в оценках отношения властей к «простым людям» говорит о наличии глубокого социально-политического противоречия, которое требует своего разрешения.
Сравнение перечня и формулировок Национальных целей развития Российской Федерации в упомянутых двух Указах говорит о постепенном изменении стратегических приоритетов практической политики от количественных характеристик и экономических категорий (обеспечение устойчивого естественного роста численности населения России, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также рост уровня пенсионного обеспечения, снижение в 2 раза уровня бедности, улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, ускорение технологического развития, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа, создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира) к приоритетам социальной важности: сохранение населения, здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, комфортная и безопасная среда для жизни, цифровая трансформация.
В начале 2021 года в России осуществлялась реализация 12 национальных проектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Презентация еще одного национального проекта - «Туризм и индустрия гостеприимства», состоялась в апреле 2021 года. Проект ориентирован в первую очередь на внутренний туризм, и ставит своей целью разгон внутренней экономики и наращивание ее несырьевого сектора.
По предварительным данным, исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов и Комплексного плана по состоянию на 1 октября 2021 года составило 1588,9 млрд рублей или 67,1% от плановых бюджетных назначений (см. табл. 1).
На низком уровне (менее 40%) за девять месяцев 2021 года исполнены расходы по 3-м нацпроектам: «Цифровая экономика» (28,4%), «Экология» (39,1%), «Образование» (39,7%). Немногим выше половины объема средств использованы в проектах «Международная кооперация и экспорт» (59,6%), «Культура» (61,2%), Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (63,1%). Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», начавшийся в апреле 2021 г., в условиях пандемии сумел реализоватьбюджет-ные средства на 65,2% за счет строительства объектов туризма. О возможности
3 Согласно результатам 51 этапа социологического мониторинга «Как живешь, Россия?», июнь 2021 г. [5]
Таблица 1
Оперативная информация об исполнении федерального бюджета в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию национальных проектов по состоянию на 01.10.2021
Наименование национального проекта Сводная бюджетная роспись федерального бюджета, млн руб. Кассовое исполнение, млн руб. % исполнения
ВСЕГО: 2 368 247,3 1 588 930,2 67,1
Национальный проект «Демография» 650 091,7 550 375,3 84,7
Национальный проект «Здравоохранение» 255 357,7 199 072,4 78,0
Национальный проект «Безопасные качественные дороги» 329 711,0 227 945,4 69,1
Национальный проект «Наука и университеты» 98 999,5 66 521,0 67,2
Национальный проект «Жилье и городская среда» 149 270,6 100 183,2 67,1
Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» 26 211,2 17 088,9 65,2
Национальный проект «Производительность труда» 4 978,9 3 225,4 64,8
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 65 673,6 41 704,6 63,5
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортная часть) 277 794,7 175 348,0 63,1
Национальный проект «Культура» 23 887,5 14 626,9 61,2
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» 89 752,3 53 499,7 59,6
Национальный проект «Образование» 158 512,6 62 965,6 39,7
Национальный проект «Экология» 81 563,4 31 895,8 39,1
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» 156 442,6 44 477,9 28,4
Источник: Министерство финансов Российской Федерации4.
исполнения расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов в пределах 100% можно говорить только по проектам «Демография» (84,7% на 01.10.2021) и «Здравоохранение» (78,0% на 01.10.2021). Такие результаты в значительной мере обусловлены ситуацией с распространением корона-вируса, в результате которой в зоне риска оказалась реализация многих запланированных действий и мероприятий.
Необходимым условием для усиления доверия и поддержки выполнения национальных проектов является признание гражданами их значимости и участие в их реализации, а для достижения такого результата общество должно быть в полной мере и адресно информировано о стратегических целях и задачах раз-
4 Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов. Пресс-центр Министерства Финансов РФ. 08.10.2021. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/press_ center/2021/10/pazmeshenie.xlsx (дата обращения 24.10.2021).
вития страны, о связанных с ними федеральных и региональных программах. Граждане должны увидеть свои возможности в информационном поле национальных проектов, определить своё отношение к ним. В июле 2021 г., по данным Аналитического центра НАФИ5, доля россиян, которые информированы о национальных проектах, выросла по сравнению с 2019 годом на 10 п.п. (с 44% до 54%), хотя этот рост произошел за счет респондентов, осведомленных о нацпро-ектах в общих чертах (с 37% до 49%)6. Период 2019-2021 годов был непростым для российских граждан и российского общества в целом. Вопросы, связанные с постановкой национальных целей и реализацией национальных проектов отошли в информационном поле на второй план по сравнению с жизненно важными тревогами - пандемией, снижением уровня и качества жизни, внутри- и внешнеполитическими событиями. Произошедший рост уровня осведомленности россиян о реализуемых национальных проектах связан именно с самыми наболевшими проблемами: чаще всего россияне отвечали, что слышали о национальных проектах «Здравоохранение» (34%), «Образование» (28%), «Экология» (23%), «Демография» (22%) и «Жилье и городская среда» (19%)7.
По данным мониторинга «Как живешь, Россия?», мнения граждан о важности национальных проектов для них лично и для российского общества в целом распределились в июне 2021 г. следующим образом (см. табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие национальные проекты, на Ваш взгляд, являются наиболее важными?»
(РФ, июль 2021. N=1609. % от числа опрошенных.
Ответы ранжированы по столбцу «Для российского общества в целом»)
Национальные проекты Для Вас лично Для российского общества в целом
Здравоохранение 76 78
Образование 62 70
Экология 55 64
Жильё и городская среда 55 54
Культура 41 47
Наука 33 44
Производительность труда и поддержка занятости 31 44
Безопасные и качественные автомобильные дороги 46 43
Демография 21 34
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 28 33
Цифровая экономика Российской Федерации 11 21
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 9 18
Международная кооперация и экспорт 6 13
Источник: Центр социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН.
5 Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в июле 2021 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%. URL: https://nafi.ru/analytics/bolshinstvo-rossiyan-veryat-v-polnuyu-ili-chastichnuyu-realizatsiyu-natsproektov/ (дата обращения 12.09. 2021).
6 Там же.
7 Приведены проценты от числа тех респондентов, кто знает о национальных проектах.
Как видно из представленных данных, значимость всех национальных проектов для российского общества в целом получила гораздо больше «голосов», чем их значимость лично для респондентов (расхождение по проектам «Жильё и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» находится в пределах ошибки выборки).
Проект «Здравоохранение» выделяется всеми как самостоятельная, наиболее важная программа и поэтому к ней проявляется отдельный, повышенный интерес, независимо от других проектов. Остальные проекты можно объединить в две группы: проекты социальной направленности («Экология», «Жильё и городская среда», «Образование», «Культура», «Демография» - выделены в таблице заливкой) и проекты экономической направленности.
Для себя лично в качестве наиболее важных граждане выделили пять проектов: «Здравоохранение» (76%), «Образование» (62%) «Экология» (55%), «Жильё и городская среда» (55%), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (46%). Именно эти проекты - четыре из них являются проектами социальной направленности, - составляют базисную сферу жизнедеятельности респондентов и их семей, суть их ежедневных забот и тревог. В меньшей мере в блоке социальных проектов граждане увидели для себя лично значение проекта «Демография» (21%). Такая иерархия оценок значимости нацпроектов социальной направленности лично для респондентов подтверждается данными о структуре тревожности («экологическая обстановка» в июне 2021 г. вызывала тревогу 22%, «падение нравов, культуры» - у 21% опрошенных), и о выполнении российским государством своих обязанностей по обеспечению гарантий прав и свобод человека и гражданина (с тем, что государство обеспечивает право на жилье, согласны 40% респондентов, право на благоприятную окружающую среду - 39%).
Среди национальных проектов экономической направленности, оцененных гражданами как важные для них лично, ни один не набрал 50 и более процентов голосов. Проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» сочли важным для себя лично 46% респондентов, проекты «Наука», «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство» -не более трети респондентов, проект «Цифровая экономика» и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры - каждый десятый. Всего по индикатору «для себя лично» только четыре проекта из тринадцати назвали важными 50% и более респондентов.
Возраст практически не дифференцирует иерархию ценности нацпроектов для респондентов лично. При этом проект «Здравоохранение», находясь на первом месте среди всех нацпроектов, предсказуемо наибольший процент голосов набрал среди граждан в возрасте 50-59 лет (82%) и 60 лет и старше (80%), наименьший процент - в младшей возрастной группе, до 29 лет (70%). «Образование», второе место во всех группах, наиболее популярен среди 30-39-летних респондентов (67%), наименее - снова среди молодежи (58%). В целом возрастная группа 50-59-летних показала наибольшую личную заинтересованность практически во всех национальных проектах. Так, в этой группе проект «Производительность труда и поддержка занятости» представляет ценность для 39% опрошенных, в то время как среди молодежи в нем заинтересованы лишь 26%. Молодежная группа (до 29 лет) меньше других возрастных групп отмечала ценность всех национальных проектов для себя лично. Исключение - проект «Цифровая экономика Российской Федерации», который среди этой группы набрал наибольшее число ценителей из всех возрастных групп (13%).
Для российского общества в целом также только четыре национальных проекта из тринадцати считали важными более половины респондентов. В число лидеров, помимо «Здравоохранения» (78%), вошли «Образование» (70%), «Экология» (64%), «Жильё и городская среда» (54%). При этом в возрастной группе 50-59 лет к проектам, важность которых для общества отметили более 50%, добавились «Культура» (53%) и «Наука» (51%), а важность проекта «Экология» отметили в этой группе 58% опрошенных - значительно меньше, чем в целом по массиву. В группе молодежи (до 29 лет) наивысшую среди возрастных групп оценку значимости для общества в целом получил проект «Образование» - 73%, наименьшую - проект «Демография» - 30% и «Производительность труда и поддержка занятости» - 43%.
Отметим, что по индикатору «для российского общества в целом», как и «для себя лично», все проекты, получившие более 50% голосов респондентов, имеют социальную направленность. Гражданское общество ожидает от социального государства ответа в первую очередь на свои социальные запросы. Вместе с тем, граждане воспринимают более значимыми для российского общества в целом, чем для себя проекты «Культура» (разница 6 п.п.), «Наука» (11 п.п.), «Производительность труда и поддержка занятости» (13 п.п.) и «Демография» (13 п.п.).
Проекты «Цифровая экономика Российской Федерации», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и «Международная кооперация и экспорт» не пользуются высокой популярностью, однако доля респондентов, считающих их наиболее важными для российского общества в целом, вдвое превышает долю тех, кто считает их важными для себя лично (разница 10 п.п., 9 п.п. и 7 п.п. соответственно).
Следует особо отметить, что отмеченное ранее дистанцирование личных интересов граждан от интересов общества в целом нашло своё отражение и в суждениях респондентов. Отвечая на вопрос: «Чьи интересы, по вашему мнению, выражает и защищает сегодня российское государство?», более трети (37%) респондентов поддержали мнение, что российское государство выражает интересы государственной бюрократии, и только 16% опрошенных считали, что государство является выразителем интересов всех граждан России [5]. Если рассматривать «Обеспечение достойной жизни и всестороннего развития граждан» как одну из основных задач национальных проектов, то лишь 17% граждан, согласно данным мониторинга в сентябре 2020 года, считали, что государство справляется с решением этой задачи [7].
Вопрос о том, какие национальные проекты являются наиболее важными для них лично и для российского общества в целом, был задан респондентам в сентябре 2020 года в рамках 50 этапа социологического мониторинга «Как живешь, Россия?». На рис. 2 представлены сравнительные результаты ответов 2020 и 2021 годов на вопрос по критерию «для себя лично», на рис. 3 - «для российского общества в целом».
За год структура оценок важности национальных проектов лично для респондентов претерпела значительные изменения. Продолжающийся СОУГО-кризис изменил приоритеты общественного сознания, что нашло свое отражение в иерархии оценок значимости национальных проектов в 2020 году [8]. С другой стороны, он стал отчасти привычной данностью, и граждане в 2021 году выстраивают свои приоритеты в рамках новой реальности. Выросла оценка значимости лично для граждан проектов «Культура» (на 20 п.п.), «Образование» (на 17 п.п.),
Здравоохранение Образование Экология
Жильё и городская среда
Безопасные и качественные автомобильные
дороги
Культура Наука
роизводительность труда и поддержка занятости Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
Демография
Цифровая экономика Российской Федерации
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
Международная кооперация и экспорт
■ 2021,VI ■ 2020, IX
Рисунок 2. Динамика ответов респондентов на вопрос: «Какие национальные проекты, на Ваш взгляд, являются наиболее важными?»
(РФ, % от числа опрошенных. Ответы по критерию «Для Вас лично»)
Источник: Центр социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН.
«Наука» (на 15 п.п.), «Малое и среднее предпринимательство...» (на 10 п.п.), «Жилье и городская среда» (на 8 п.п.), «Демография» (на 7 п.п.), «Экология» (на 6 п.п.). В то же время на 12 п.п. снизилась значимость национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - острота потребности в качественных автомобильных дорогах в условиях самоизоляции отошла на второй план. Уменьшилось восприятие значимости развития цифровой экономики на 9 процентных пунктов. Даже важность национального проекта «Здравоохранение», оставаясь на недосягаемой высоте (76% опрошенных), при этом сократилась в оценках респондентов на 4 процентных пункта. Неизменной осталась оценка проекта «Производительность труда и поддержка занятости». И в 2020, и в 2021 годах третья часть опрошенных считали этот проект важным для себя лично - проблема трудоустройства и занятости в период ковид-кризиса не теряет своей значимости для граждан.
За период с сентября 2020 г. по июнь 2021 г. значимо уменьшилась оценка респондентами важности для всего российского общества всех тринадцати обозначенных в инструментарии нацпроектов.
Здравоохранение Образование Экология Жильё и городская среда Культура Наука
Производительность труда и поддержка
занятости
Безопасные и качественные автомобильные
дороги
Демография
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
Цифровая экономика Российской Федерации
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
Международная кооперация и экспорт
■ 2021, VI ■ 2020, IX
Рисунок 3. Динамика ответов респондентов на вопрос: «Какие национальные проекты, на Ваш взгляд, являются наиболее важными?».
(РФ, % от числа опрошенных. Ответы по критерию «Для всего российского
общества»)
Источник: Центр социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН.
В наименьшей степени (снижение оценки важности для всего общества на 7-12 п.п.) «пострадали» «Здравоохранение» (9 п.п.) и четыре из пяти проектов социальной направленности - «Культура» (7 п.п.), «Жильё и городская среда» (8 п.п.), «Образование» (8 п.п.), «Экология» (10 п.п.). На 12 п.п. снизилось в глазах респондентов значение проекта «Производительность труда и поддержка занятости» для всего российского общества. Перечисленные проекты, однако, сохранили высокий уровень значимости. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в 2020 году считали важным для общества более четверти респондентов, в 2021 году - менее пятой части (снижение на 9 п.п.).
В средней степени (на 17-21 п.п.) снижение оценки важности для всего общества коснулось проектов экономической направленности «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской
инициативы» (21 п.п.) и «Наука» (18 п.п.), которые в 2020 году получили поддержку более половины респондентов, а в 2021 году - 33% и 44% соответственно. Проект «Международная кооперация и экспорт» (снижение на 17 п.п.) оказался в 2021 году, по мнению граждан, на последнем месте по уровню значимости для всего общества в целом (13%).
В высокой степени (на 29-33 п.п.) снизились оценки трех национальных проектов: «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (на 33 п.п.), «Демография» (29 п.п.) и «Цифровая экономика Российской Федерации» (29 п.п.). Внимание граждан к их общественной значимости существенно снизилось. Соответственно, в рейтинге оценок значимости «Безопасные и качественные автомобильные дороги» переместились с третьего на восьмое место, «Демография» - с пятого на девятое. «Цифровая экономика РФ» сохранила одиннадцатое место в рейтинге важности для всего общества, однако «цена» этого места упала с 50% в 2020 до 21% в 2021 году.
Для наглядности на рис. 4 представлены результаты опросов раздельно по годам, за 2020 и 2021 годы. Сравнение графиков наглядно демонстрирует описанные изменения в структуре и иерархии оценок важности национальных проектов по критериям «Для себя лично» и «Для всего российского общества» в 2020-2021 гг. Особое внимание обращает на себя резкое снижение в 2021 году уровня оценок «Для всего российского общества».
Определенный интерес может представлять также сравнение оценок респондентов важности национальных проектов в 2021 году с процентом освоения средств на их реализацию к августу 2021 года (см. рис. 5).
Как видно из сравнения, строгой связи уровня признания респондентами важности национальных проектов как для общества, так и лично для граждан, с уровнем освоенных на эти проекты средств не наблюдается. Если высокая оценка важности проекта «Здравоохранение» как для граждан, так и для общества в целом сопровождается высоким процентом освоенных по этому проекту средств (что не удивительно в условиях коронавирусной пандемии), то финансирование востребованных проектов «Экология» и «Образование» освоено лишь на 40%.
Подводя итоги отметим, что сохранившиеся в 2021 году кризисные явления в экономической и социальной сферах, фактическое торможение экономического развития изменили уровень, структуру и иерархию оценок гражданами важности национальных проектов. Вопросы, связанные с постановкой национальных целей и реализацией национальных проектов отошли в информационном поле на второй план по сравнению с актуализировавшимися в это время жизненно важными тревогами - пандемией, снижением уровня и качества жизни, внутри-и внешнеполитическими событиями. Для активизации и степени включенности граждан в процесс реализации национальных проектов необходимым условием является признание важности этих проектов и для общества, и для граждан. А для этого, в свою очередь, нужны социальная адресность и содержательность информирования о них, а также обязательная обратная связь между гражданским обществом и социальным государством.
Согласно результатам исследования, в июле 2021 г. наиболее востребованными у большинства граждан были два национальных проекта: «Здравоохранение» и «Образование». Именно эти национальные проекты граждане отметили, как наиболее важные как лично для себя, так и для российского общества в целом. Более половины россиян по степени важности лично для себя выделили проекты «Экология», «Жилье и городская среда», немногим менее половины -
2020 г.
2021 г.
Здравоохранение
Безопасные и качественные автомобильные дороги
Экология Жильё и городская среда
Образование
Производительность труда и поддержка занятости
Культура
Цифровая экономика Российской Федерации
Наука
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
Демография
Международная кооперация и экспорт Комплексный план модернизации и расширения производства
Здравоохранение Образование Экология Жильё и городская среда
Безопасные и качественные автомобильные дороги
Культура Наука
Производительность труда и поддержка занятости Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы Демография
Цифровая экономика Российской Федерации Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры Международная кооперация и экспорт
13
Для российского общества в целом Для Вас лично
Для российского общества в целом Для Вас лично
Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие национальные проекты, на Ваш взгляд, являются наиболее важными?» (РФ, % от числа опрошенных)
Источник: Центр социальных и социально-политических исследований И СПИ ФНИСЦ РАН.
Демография
Здравоохранение
Безопасные и качественные автомобильные дороги
Наука
Жильё и городская среда
Производительность труда и поддержка
занятости
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
Культура
Международная кооперация и экспорт
Образование
Экология
Цифровая экономика Российской Федерации
■ Для Вас лично ■ Для российского общества в целом ■% исполнения
Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие национальные проекты, на Ваш взгляд, являются наиболее важными?» в сравнении со степенью исполнения федерального бюджета по национальным
проектам на 1 октября 2021 г.
(РФ, % от числа опрошенных; % исполнения расходов федерального бюджета РФ на реализацию национальных проектов в январе-сентябре 2021 года, ранжировано
по % исполнения бюджетов).
Источник: Центр социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН.
«Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Культура». Около трети граждан считали важными для себя проекты «Наука» и «Производительность труда и поддержка занятости», около четверти - «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Приблизительно пятая часть респондентов лично для себя была заинтересована в реализации проекта «Демография». В меньшей степени лично для себя граждане считали важными национальные проекты: «Цифровая экономика Российской Федерации», «Международная кооперация и экспорт», а также Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
По мнению большинства россиян, структуру наиболее важных для страны и российского общества национальных проектов в 2021 году составили: «Здраво-
охранение», «Образование», «Экология», «Жилье и городская среда». «Культура», «Наука», «Производительность труда и поддержка занятости», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» считали важными для российского общества 43-47% респондентов. Третья часть граждан поддержали проекты «Демография», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Менее третьей части граждан считали важными такие проекты, как «Цифровая экономика Российской Федерации», Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и «Международная кооперация и экспорт».
Библиографический список
1. Парсонс, Т. Социальная система // О социальных системах / Под ред. В. Ф. Чес-ноковой и С. А. Белановского. М. : Академический Проект, 2002. С. 73-520. ISBN 5-82910242-0.
2. Калхун, К. Что грозит капитализму сегодня // Есть ли будущее у капитализма? : Сб. статей / Пер. с англ. А. Апполонского [и др.] под ред. Г. Дарлугьяна. М. : Изд-во Института Гайдара, 2015. С. 216-260. ISBN 978-5-93255-405-0.
3. Нечаев, Д. Н, Леонова, О. В. Реализация нацпроектов в Российской Федерации как фактор преодоления институциональных дефицитов и пересборки государственной социальной политики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2021. № 1. С. 32-40.
4. Хедлунд, С. Невидимые руки, опыт России и общественная наука : Способы объяснения системного провала / Пер. с англ. Н. В. Автономовой ; Под науч. ред. В. С. Авто-номова. М. : Изд. дом ВШЭ, 2015. 424 с. ISBN 978-5-7598-1003-2.
5. Как живешь, Россия? Экспресс-информация. 51 этап социологического мониторинга, июнь 2021 года / В. К. Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2021. 68 с. DOI: 10.19181/ monogr.978-5-89697-368-3.2021. ISBN 978-5-89697-368-3.
6. Новоженина, О. П. Национальные цели и задачи развития Российской Федерации в мнениях граждан // Наука. Культура. Общество. 2021. Т. 27, № 1. С. 45-57. DOI: 10.19181/nko.2021.27.1.4.
7. Экспресс-информация. Как живешь, Россия? 50 этап социологического мониторинга, август-сентябрь 2020 года / В. К. Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов; ФНИСЦ РАН. М. : Перспектива, 2020. 64 с. ISBN 978-5-88045463-1. DOI: 10.19181/monogr.978-5-88045-463-1.2020.
8. Социальное государство и гражданское общество в условиях реализации национальных проектов / В. К. Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [и др.] / Отв. ред. В. К. Левашов; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2021. 128 с. ISBN 978-5-896-973522. DOI: 10.19181/monogr.978-5-896-973522.2021.
: 03.11.2021.
: 22.11.2021.
Сведения об авторе:
Новоженина Ольга Петровна, старший научный сотрудник, Центр социальных и социально политических исследований, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН. Москва, Россия. e-mail: [email protected] AutorID РИНЦ: 743485 ORCID: 0000-0003-3511-0384 ResearcherID (Web of Science): R-5132-2019
O. P. Novozhenina1
institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS. Moscow, Russia.
NATIONAL DEVELOPMENT PROJECTS OF THE COUNTRY IN THE ASSESSMENTS OF CIVIL SOCIETY
Abstract. Significant socio-political contradictions have remained acute in our country today, which are a challenge to the sustainable development of Russian society. A strategy of state social policy based on national projects should become one of the tools to alleviate the severity of these contradictions. National goals and projects not only provide guidelines for economic development, but can also serve as a basis for consensus of interests of civil society and the state. The complex epidemiological situation, challenges and threats of a socio-political and foreign policy have intensified the socio-political alienation of the Russian state and civil society, pushed the problems of national projects in the information field into the background in 2021. The task of forming an attitude in the public consciousness to the need to solve the tasks set for both society and for each of the citizens remains. The article presents the data of the sociological monitoring "How are you, Russia?" according to the assessment of the importance of national projects for Russian citizens personally and for the whole society. It is shown that citizens in general assess the importance of national projects for society higher than for themselves, and in 2021 the level of assessments is lower than in 2020. In July 2021, two national projects were the most demanded both for themselves and for the Russian society as a whole: "Healthcare" and "Education". More than half of Russians also singled out the projects "Ecology", "Housing and urban environment" in terms of importance.
Keywords: national goals, national projects, socio-political contradictions, strategic objectives, social policy, civil society, social state.
For citation: Novozhenina O.P. (2021) National development projects of the country in the assessments of civil society. Science. Culture. Society. Vol. 27. № 4. P. 92-106. DOI: 10.19181/nko.2021.27.4.8
References
1. Parsons T. (2002) The social system. In: O sotsial'nykh sistemakh [About social systems]. Ed. by V. F. Chesnokova & S. A. Belanovskij. M. : Akademicheskii proekt Publ. Pp. 73-520. ISBN 5-8291-0242-0 (in Russ.).
2. Kalkhun K. (2015) What threatens capitalism now? In: Does capitalism have a future?: collection of articles. Transl. from Eng. by A. Appolonskii [et al.]; ed. by G. Darlug'yan. M. : Gaidar Institute Press. Pp. 216-260. ISBN 978-5-93255-405-0 (in Russ.).
3. Nechaev D. N., Leonova O. V. (2021) The problem of institutional deficits in the Russian Federation: the priority of the implementation of national projects and programs in the sectoral state social policy. Proceedings of Voronezh State University. Series: History. Political science. Sociology. No. 1. Pp. 32-40 (in Russ.).
4. Hedlund S. (2015) Invisible Hands, Russian Experience, and Social Science : Approaches to Understanding Systemic Failure. Transl. from Eng. by H. V. Avtonomova; ed. by V. S. Avtono-mov. Moscow : HSE Publ. 424 p. ISBN 978-5-7598-1003-2 (in Russ.).
5. Levashov V. K., Velikaya N. M., Shushpanova I. S. [et al.] (2021) How are you, Russia? Express information. 51th stage of the sociological monitoring, June 2021. Executive editor V. K. Levashov. M. : FCTAS RAS. 68 p. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-368-3.2021. ISBN 978-5-89697-368-3 (in Russ.).
6. Novozhenina O. P. (2021) National goals and objectives of the development of the Russian Federation in the opinions of citizens. Science. Culture. Society. Vol. 27. No. 1. Pp. 45-57. DOI: 10.19181/nko.2021.27.1.4 (in Russ.).
7. Levashov V. K., Velikaya N. M., Shushpanova I. S. [et al.] (2020) Express information "How are you, Russia?". 50th stage of the sociological monitoring, August-September 2020. Executive editor V. K. Levashov. M. : Perspectiva Publ. 64 p. ISBN 978-5-88045-463-1. DOI: 10.19181/monogr.978-5-88045-463-1.2020 (in Russ.).
8. Levashov V. K., Velikaya N. M., Shushpanova I. S. [et al.] (2021) Social state and civil society in the context of implementation of nation projects. Executive editor V. K. Levashov. M. : FCTAS RAS, 2021. 128 p. ISBN 978-5-896-973522. DOI 10.19181/mono-gr.978-5-896-973522.2021 (in Russ.).
The article was submitted on November 03, 2021.
Accepted on November 22, 2021.
Information about the author: Olga P. Novozhenina, Senior Researcher, Center for Social and Socio-Political Research, Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS. Moscow, Russia. e-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-3511-0384 ResearcherlD (Web of Science): R-5132-2019