й0110.19181/пко.2021.27.1.4 УДК 323.2
О. п. новоженина1
1 Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН.
Москва, Россия
национальные цели и задачи развития российской федерации в мнениях граждан
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00013
Аннотация: Необходимость разработки и реализации национальных целей и национальных проектов развития Российской Федерации была обусловлена фактическим торможением экономического развития страны в силу объективных обстоятельств глобального масштаба, эпидемиологической обстановки, вызовов и угроз социально-политического и внешнеполитического характера. Указы Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года и № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. сформулировали, а затем уточнили и скорректировали круг стратегических целей и первоочередных задач, решение которых обеспечит выход из кризиса. Достижение поставленных целей требует серьезных дополнительных ресурсов - финансовых, организационных, трудовых, управленческих, и переосмысления управленческих подходов. Необходимым условием реализации проставленных целей становится осознание гражданами их значимости и сознательное участие в их реализации. А это, в свою очередь, требует определенной работы со стороны общества и государства, направленной на полноценное информирование граждан о стратегических целях и задачах развития РФ и формирование в общественном сознании инновационной и устойчивой к переменам установки на необходимость решения поставленных задач как для общества, так и для каждого из граждан, поскольку национальные цели и проекты не только дают ориентиры экономического развития, но и могут служить основой для консенсуса интересов гражданского общества и государства.
Ключевые слова: национальные цели, национальные проекты, стратегические задачи, гражданское общество, социальное государство.
Для цитирования: Новоженина О. П. Национальные цели и задачи развития Российской Федерации в мнениях граждан//Наука. Культура. Общество. 2021. Том 27, № 1. С. 45-57. 001:10.19181/пко.2021.27.1.4
Указ № 204 «о национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» был подписан Президентом РФ 7 мая 2018 года. Кризисные явления в экономической и социальной сферах, фактическое торможение экономического развития вызвали необходимость обратиться к модели реализации национальных проектов. в Указе были сформулированы 9 национальных целей, обеспечить
достижение которых было поручено Правительству России до 2024 года. в соответствии с национальными целями Правительству РФ, федеральным министерствам, органам власти субъектов Федерации было поручено разработать национальные проекты (программы) по следующим 12 направлениям: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные
дороги; производительность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт. В указе № 204 правительству жестко были поставлены задачи - прямые указания о том, что оно должно сделать до 2024 года в рамках каждого нацпроекта. Именно национальные проекты представляли собой систему целей развития, включающую и экономику, и социальную сферу, и инфраструктуру, и технологии. С точки зрения исполнения федерального бюджета, приоритетными стали именно расходы на нацпроекты.
Достижение таких масштабных целей требовало серьезных дополнительных ресурсов - финансовых, организационных, трудовых, управленческих, и переосмысления управленческих подходов к решению поставленных задач. На федеральном уровне было принято решение о полномасштабном внедрении проектного управления - реализации расходов бюджета проектным способом, то есть с конечными целями и контрольными показателями. За два последующих года государство, органы власти и управления, гражданское общество получили определенный опыт взаимодействия в рамках реализации национальных проектов, яснее оценили и весь диапазон поставленных задач, и возможные подходы к пути их решения. Кризис осени 2019 - весны 2020 года, коронави-русная пандемия и её экономические последствия привели к появлению новых угроз и вызовов, что, в свою очередь, вызвало изменение приоритетов и обусловило необходимость корректировки как самих националь-
ных целей и национальных проектов, так и подходов к их реализации. Часть целей и задач указа 2018 года потеряли свою актуальность либо не могут быть достигнуты и решены в новых условиях.
в соответствии с создавшейся ситуацией Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» были скорректированы национальные цели развития Российской Федерации. Определено 5 целей: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация. Увеличен горизонт планирования до 2030 года, а также скорректированы в соответствии с ресурсами и реальностью или установлены новые целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей развития (см. табл. 1).
Кроме того, пункт 16 Указа № 204 указывал «ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать в приоритетном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию национальных проектов ...». В Указе № 474 место национальных проектов заняли национальные цели: «.предусматривать в приоритетном порядке бюджетные ассигнования на реализацию национальных целей.». То есть, если ранее акцент делался на жестко структурированную систему национальных проектов, то теперь объектом финансирования становятся национальные цели. Ранее целей
было девять, большая их часть вошла в пункт 2 нового указа, в систему из 24 целевых показателей до 2030 года. Правительству РФ в срок до 30 октября 2020 года поручено привести национальные проекты в соответствие с национальными целями развития РФ на период до 2030 года, при этом
В России в настоящее время реализуется 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. однако расходы федерального бюджета РФ на реализацию национальных проектов и Комплексного плана в январе-сентябре 2020 года исполнены лишь на 55% (в январе-сентябре 2019 г. - 52,1%), что составляет 1,2 трлн руб. из установленных ассигнований в размере 2,19 трлн рублей (см. табл. 2).
предусмотреть общественно значимые результаты, непосредственно влияющие на улучшение качества жизни граждан и условий ведения предпринимательской деятельности, представить предложения о внесении изменений в перечень ключевых параметров национальных проектов.
На низком уровне (менее 50%) исполнены расходы по 4 нацпроек-там: «Цифровая экономика» (20,6%), «Экология» (42,2%), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (45,5%), «Международная кооперация и экспорт» (59,6%). Немногим выше половины объема средств на реализацию использованы в проектах «образование» (53,1%), «Производительность труда и поддержка занятости» (55%), а также в рамках осуществления Комплексного плана модернизации и
Таблица 1
Национальные цели развития Российской Федерации в соответствии с Указами Президента РФ
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 № 204 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474
1. Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения России 1. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей
2. Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет
3. Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также рост уровня пенсионного обеспечения 2. Возможности для самореализации и развития талантов
4. Снижение в 2 раза уровня бедности 3. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство
5. Улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно 4. Комфортная и безопасная среда для жизни
6. Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере 5. Цифровая трансформация
7. Ускорение технологического развития, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 % от их общего числа -
8. Создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора -
9. Вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира -
Источники: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027; Указ Президента РФ от 21 июля 2020 № 474. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения 20.12.2020).
расширения магистральной инфраструктуры (55%). Такие результаты в значительной мере обусловлены ситуацией с распространением ко-
ронавируса, в результате которой в зоне риска оказалась реализация многих запланированных действий и мероприятий.
Таблица 2
Исполнение федерального бюджета по национальным проектам на 1 октября 2020 года, %
Проекты % выполнения Объем средств на реализацию, млрд руб.
Малое и среднее предпринимательство 69,2 64,8
Здравоохранение 68,8 306,7
Жилье и городская среда 65,3 118,9
Культура 58,9 16,1
Наука 57,9 45,7
Демография 55,4 735,3
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 55,0 364,6
Производительность труда и поддержка занятости 55,0 5,0
Образование 53,1 132,2
Международная кооперация и экспорт 49,6 69,3
Безопасные и качественные автомобильные дороги 45,5 156,8
Экология 42,2 71,6
Цифровая экономика 20,6 112,0
Источник: Счетная палата РФ. Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Январь - сентябрь 2020 года.
Одним из важнейших факторов выполнения национальных проектов является осознание гражданами их значимости и сознательное участие в их реализации. А это, в свою очередь, требует определенной работы со стороны общества и государства, направленной на полноценное информирование граждан о стратегических целях и задачах развития РФ [1]. В информационной политике и стратегии должны присутствовать социальная адресность и содержательная конкретность, а в перспективе - формирование в общественном сознании инновационной и устойчивой к переменам установки на необходимость решения поставленных задач как для общества, так и для каждого из граждан, поскольку национальные цели и проекты не только дают ориентиры
экономического развития, но и могут служить основой для консенсуса интересов гражданского общества и государства. А для достижения такого консенсуса не только общество должно быть в полной мере и адресно информировано, но власть должна стать открытой для принятия мнения общества.
По данным исследований Центра стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН, проведенных в мае-июне 2019 г.1, не информиро-
1 Эмпирические исследования по проекту «Политическая культура российского общества в условиях перехода к новому технологическому укладу и реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"» проводились при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31142 опн». В исследовании использована квотно-пропорцио-
ваны о национальных проектах были 51% опрошенных, только слышали о них - 31%. Более-менее значимая величина (не менее 5%) информированных респондентов имелась только по трем проектам: «Здравоохранение», «Цифровая экономика Российской Федерации», «Образование» - те направления, которые больше всего обсуждались в СМИ. Наименее известны были программы «Международная кооперация и экспорт» («не информированы» 73,3% опрошенных) и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (69,8%). Средний индекс информированности по всем нацпроектам, рассчитанный по пятибалльной шкале, составил 1,7 балла, причем даже по тем национальным проектам, которые были наиболее знакомы респондентам, он не превысил 2,5 балла («Здравоохранение» -2,5; «Образование» - 2,2, «Демография» - 2,1 балла).
Аналогичные данные были получены в тот же период Аналитическим центром НАФИ. В соответствии с ними, треть (37%) россиян знали о нацпроектах в общих чертах, 7% были хорошо осведомлены о них, а 55% впервые узнали о них в ходе проведения опроса. Чаще россияне отвечали, что слышали о национальных проектах «Здравоохранение» (26%) и «Образование» (20%)2.
нальная всероссийская выборка с взаимозависимыми характеристиками генеральной совокупности: пола, возраста, образования, местожительства. В основу территориального размещения выборки легло экономико-географическое районирование страны при соблюдении пропорции численности населения и пропорций между городским и сельским населением. Объем выборочной совокупности составил 1800 респондентов. Опрос населения проведен в мае-июне 2019 г. в 22 субъектах Российской Федерации.
2 Всероссийский опрос НАФИ проведен в мае-июне 2019 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 50 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. URL: https://u.to/8nMcGw (дата обращения 20.01.2021).
Итак, год спустя после принятия Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» граждане РФ в своей значительной части были все еще слабо информированы о сущности и характере национальных проектов, их содержании и важности реализации. С целью преодоления такой ситуации в сфере информированности о национальных проектах был предпринят ряд важных мер. В частности, создан информационный портал «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого выступило ТАСС. Авторы портала стремились сделать информацию о проектах и их реализации максимально доступной и адресной. 10 ноября 2020 г. был запущен интернет-портал «Национальные проекты Росси-и»3, ставший преемником портала «Будущее России» (собственный сайт «Будущее России» более недоступен, идёт переадресация на «Национальные проекты России»), с расширенным функционалом адресности и, главное, с обеспечением обратной связи с правительством. Центр политических технологий в сентябре 2019 г. представил доклад4 «Национальные проекты: открытость власти и информированность общества», где подчеркнуто, что «без «включенности» граждан достижение сколько-нибудь значимых и долгосрочных результатов госпрограмм маловероятно. Поэтому в нынешних национальных проектах коммуникации с обществом и бизнесом все чаще рассматриваются как отдель-
3 Национальные проекты России. URL: https://нацио-нальныепроекты.рф/ (дата обращения 20.01.2021).
4 Национальные проекты: открытость власти и информированность общества // Центр политических технологий. URL: https://u.to/OnUcGw (дата обращения 20.01.2021).
ное и очень важное направление как регулятивной политики, так и структурных реформ.
В результате принятых мер, по данным ВЦИОМ, информированность россиян о национальных проектах в сентябре 2020 г. составляла от 56% до 85%. При этом больше всего граждане знали о таких нацпроек-тах как «Здравоохранение» (85%), «Образование» (80%) и «Демография» (74%). В конце списка узнаваемых нацпроектов находились «Безопасные и качественные дороги» (63%), «Цифровая экономика» (66%), «Международная кооперация и экспорт» (56%)5.
Расходы на информационное и экспертное сопровождение национальных проектов в СМИ и интернете в 2021-2022 годах вырастут почти на 3 млрд рублей. «Увеличение бюджетных ассигнований на осуществление информационно-разъяснительного и экспертно-социологиче-ского сопровождения результатов национальных проектов в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в 2021 году на 1 млрд 457,5 млн рублей, в 2022 году на 1 млрд 481,1 млн рублей по сравнению с объемом, предусмотренным законом № 380-ФЗ, за счет перераспределения бюджетных ассигнований с результатов иных национальных проектов», - говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 20212023 гг.6
Национальные проекты затрагивают каждого гражданина России. Уровень информированности о на-
5 Национальные цели и национальные проекты: обзор // ВЦИОМ. 20 октября 2020.
URL: https://u.to/6HUcGw (дата обращения 20.01.2021).
6 Объем финансирования нацпроектов в 2021 году со-
ставит 2,2 трлн рублей // ИА ТАСС. 17 сентября 2020. URL https://u.to/93UcGw (дата обращения 20.01.2021).
циональных проектах, осознание необходимости их реализации, ощущения включенности и положительного эффекта являются важными индикаторами эффективности проектов. Мнения граждан о важности национальных проектов распределились в сентябре 2020 г. [2, с. 43] следующим образом (см. табл. 3)7.
С момента подписания указа прошло более двух лет. Тема национальных проектов, оставаясь актуальной для общества, отошла в ситуации коронавирусной пандемии на второй план в личных оценках граждан. Это видно по данным таблицы 3, где значимость всех без исключения национальных проектов для российского общества в целом получила гораздо больше «голосов», чем их значимость лично для респондентов.
Проект «Здравоохранение» выделяется всеми как самостоятельная, наиболее важная программа и поэтому к ней проявляется отдельный, повышенный интерес, независимо от других проектов. Остальные проекты можно объединить в две группы: проекты социальной направленности («Экология», «Жильё и городская среда», «Образование», «Культура», «Демография» - выделены в таблице заливкой) и проекты экономической направленности.
7 Эмпирические исследования по проекту «Социальное государство и гражданское общество в условиях реализации национальных проектов» проводились при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00013. В исследовании использована квотно-пропорциональная всероссийская выборка с взаимозависимыми характеристиками генеральной совокупности: пола, возраста, образования, местожительства. В основу территориального размещения выборки легло экономико-географическое районирование страны при соблюдении пропорции численности населения и пропорций между городским и сельским населением. Объем выборочной совокупности составил 1607 респондентов. Опрос населения проведен в августе-сентябре 2020 г. в 14 субъектах Российской Федерации.
Таблица 3
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие национальные проекты, на Ваш взгляд, являются наиболее важными?»
(РФ, август-сентябрь 2020. N=1607. % от числа опрошенных. Ответы ранжированы по столбцу «Для Вас лично»)
Национальные проекты Для Вас лично Для российского общества в целом
% ранг % ранг
Здравоохранение 80 1 87 1
Безопасные и качественные автомобильные дороги 58 2 76 3
Экология 49 3 74 4
Жильё и городская среда 47 4 62 7
Образование 45 5 78 2
Производительность труда и поддержка занятости 31 6 56 8
Культура 21 7 54 9
Цифровая экономика Российской Федерации 20 8 50 11
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 18 9 54 10
Наука 18 10 62 6
Демография 14 11 63 5
Международная кооперация и экспорт 5 12 30 12
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 4 13 27 13
Для себя лично в качестве наиболее важных граждане выделили пять проектов: «Здравоохранение» (80%), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (58%), «Экология» (49%), «Жильё и городская среда» (47%), «Образование» (45%). Эта группа проектов. по всей видимости, составляет базисную сферу жизнедеятельности респондентов и их семей, суть их ежедневных забот и тревог. Из них только «Безопасные дороги.» не является проектом социальной направленности. Вообще в блоке социальных проектов граждане в меньшей мере увидели для себя лично значение проектов «Демография» (14%) и «Культура» (21%). Такая иерархия оценок значимости нацпроектов социальной направленности лично для респондентов подтверждается данными о структуре тревожности: «экологическая обстановка» в сен-
тябре 2020 г. вызывала тревогу 39%, «падение нравов, культуры» - у 15% опрошенных, и о выполнении российским государством своих обязанностей по обеспечению гарантий прав и свобод человека и гражданина: с тем, что государство обеспечивает право на жильё, согласны треть респондентов (34%), право на благоприятную окружающую среду -20%). Среди национальных проектов экономической направленности, оцененных гражданами как важные для них лично, только «Безопасные и качественные автомобильные дороги» набрали более 50% голосов (58%). Проект «Производительность труда и поддержка занятости» сочли важным для себя лично не более трети респондентов, проекты «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Наука» -не более одной пятой части. Всего по индикатору «для себя лично» только
Новоженина о. П.
три проекта назвали важными 50% и более респондентов.
Для российского общества в целом более половины респондентов считают важными 11 из 13 национальных проектов. В первую пятерку, помимо «Здравоохранения» (87%), вошли «Образование» (78%), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (76%), «Экология» (74%) и «Демография (63%). Отметим, что по индикатору «для российского общества в целом», как и «для себя лично», большинство проектов имеют социальную направленность, только проект «Жильё...» сменился проектом «Демография». Гражданское общество ожидает от социального государства ответа в первую очередь на свои социальные запросы.
Проекты «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и «Международная кооперация и экспорт» не касаются интересов большинства граждан, или эти интересы не осознаются, поэтому их полезность для себя лично отмечают 4-5% опрошенных, для общества в целом - не более трети респондентов. Соответственно, по обоим критериям эти проекты находятся на 12-13 местах.
Следует особо отметить, что российские граждане считают все без исключения национальные проекты гораздо более важными для российского общества в целом (а для граждан, в обыденном понимании, это равнозначно «государству»), чем для них лично. такое дистанцирование личных интересов граждан от интересов общества в целом нашло своё отражение и в суждениях респондентов о жизни в стране: 58% опрошенных в сентябре 2020 г. считали, что «людям у власти нет никакого дела до простых людей» (и это самый низкий
процент за последние 20 лет), и только 8% - что «власть заботится о жизни простых людей». Если рассматривать «Обеспечение достойной жизни и всестороннего развития граждан» как одну из основных задач национальных проектов, то лишь 17% граждан, согласно данным мониторинга, считают, что государство справляется с решением этой задачи.
Вопрос о том, какие национальные проекты являются наиболее важными для них лично и для российского общества в целом, был задан респондентам в июне 2019 г. в рамках уже упомянутого эмпирического исследования по проекту «Политическая культура российского общества в условиях перехода к новому технологическому укладу..». На графике 1 представлены сравнительные результаты ответов 2019 и 2020 годов на вопрос по критерию «для себя лично», на графике 2 - «для российского общества в целом».
За год выросла оценка значимости лично для граждан проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 11 п.п., «Цифровая экономика Российской Федерации» на 9 п.п., «Наука» - на 6 процентных пунктов. В то же время на 12 п.п. снизилась значимость национального проекта «Жильё и городская среда». В этих данных ясно прослеживается влияние СОУГО-кризиса, изменяющего приоритеты общественного сознания. Острота потребности в жилье и особенно в городской среде в условиях самоизоляции отошли на второй план, а понимание значимости развития цифровой экономики в условиях удаленной работы, наоборот, возросло. Динамика остальных показателей осталась в пределах ошибки выборки.
Здравоохранение Безопасные и качественные автомобильные...
Экология Жильё и городская среда Образование Производительность труда и поддержка..
Культура
31 29
2212
11
Цифровая экономика Российской Федерации Малое и среднее предпринимательство и..
Наука Демография Международная кооперация и экспорт 5 Комплексный план модернизации и... ® 4
■ 2020 ■ 2019
20
18 18
12
14 13
18
49 48
47
45 I 46
58
59
Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие национальные проекты, на Ваш взгляд, являются наиболее важными?»
(РФ, % от тела опрошенных. Ответы по критерию «Для Вас лично»)
Здравоохранение Образование Безопасные и качественные автомобильные...
Экология Демография Наука
Жильё и городская среда Производительность труда и поддержка.. Малое и среднее предпринимательство и..
Культура
Цифровая экономика Российской Федерации Международная кооперация и экспорт Комплексный план модернизации и..
о
■ 2020
82
87
54 57
38
10 20 30 40
12019
50 53
50 60 70 80 90
Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие национальные проекты, на Ваш взгляд, являются наиболее важными?»
(РФ, % от числа опрошенных. Ответы по критерию «Для всего российского общества»)
За период с июня 2019 по сентябрь 2020 г. значимо выросла оценка респондентами важности для всего российского общества нацпроектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на 16 п.п., «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 10 п.п., «Демография» на 11 процентных пунктов. Рост внимания граждан к общественной значимости проек-
тов по малому и среднему предпринимательству и по демографии понятен (кризис особенно поразил малый и средний бизнес, а для демографической политики большую роль играют трудовые мигранты, число которых в РФ за истекший период, по данным статистической отчетности МВД России по состоянию на 30 сентября 2020 года, снизилось почти на четверть по сравнению с сентябрем прошлого года).
2019 г.
2020 г.
Здравоохранение Жильё и городская среда
Экология
Безопасные и качественные...
Образование
Производительность труда и поддержка..
Культура
Малое и среднее предпринимательство и ..
Демография Наука
Цифровая экономика Российской Федерации
Комплексный план модернизации и .
Международная кооперация и экспорт
84 82
72
47
29
22
18
38
13
60
57
52
12
61
11
4
2
38
28
0 20 40 60 80 100 I Для граждан лично I Для российского общества в целом
Здравоохранение
Безопасные и качественные...
80
76
49
62
45
54
20
50
Экология Жильё и городская среда
Образование
Производительность 31
труда и поддержка .
Культура
Цифровая экономика Российской Федерации
Малое и среднее предпринимательство .
Наука
Демография
Международная | 5 кооперация и экспорт 30
Комплексный план | 4 модернизации и. 27
0 20 40 60 80 100
■ Для Вас лично Для российского общества в целом
■ ■ ■
54
Ш 18
62
Щ 14
63
87
59
58
67
48
66
81
53
Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие национальные проекты, на Ваш взгляд, являются наиболее важными?»
Отметим примерно равный прирост значимости проекта по безопасным и качественным автомобильным дорогам для граждан лично и для всего общества (10-11 п.п.). Наболевшая тема уже не подвержена влиянию даже таких существенных факторов, как коронавирусная инфекция. Небольшие колебания оценок важности проекта «Здравоохранение» также несущественны на фоне предельно высокого уровня его оценки и для общества, и лично для граждан, причем снова независи-
мо от проявившегося лишь в начале 2020 г. СОУГО-кризиса. Это также чрезвычайно острая тема общественных обсуждений.
Для наглядности на рисунке 3 представлены результаты опросов раздельно по годам, за 2019 и 2020 годы. определенный интерес может представлять также сравнение оценок респондентов важности национальных проектов в 2020 году с процентом освоения средств на их реализацию к октябрю 2020 года (см. рис. 4).
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной..
Здравоохранение Жильё и городская среда Культура Наука Демография
Производительность труда и поддержка
занятости Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
Образование
Международная кооперация и экспорт
Безопасные и качественные автомобильные дороги
Экология
Цифровая экономика Российской Федерации
18
54
69,2
80
68,8
87
47
62
65,3
78
76
74
45,5 49
42,2
20 20,6
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
I Для Вас лично
I Для российского общества в целом
I % выполнения
Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие национальные проекты, на Ваш взгляд, являются наиболее важными?» в сравнении со степенью исполнения федерального бюджета по национальным проектам на 01.10.2020
(РФ, % от числа опрошенных; % исполнения расходов федерального бюджета РФ на реализацию национальных проектов в январе-сентябре 2020 года, ранжировано по % исполнения бюджетов)
Как видим (и расчеты это подтверждают), строгой зависимости уровня признания респондентами важности национальных проектов как для общества, так и лично для граждан, от уровня освоенных на эти проекты средств пока не наблюдается. Как уже было отмечено, для признания важности проектов не только
для общества, но и для граждан, для обеспечения включенности граждан в процесс реализации национальных проектов необходимы социальная адресность и содержательная конкретность информирования о них, а также обязательная обратная связь между гражданским обществом и социальным государством [3].
Библиографический список
1. Салин, П. Б. Информационное сопровождение реализации нацпроектов как фактор стабилизации политсистемы // Власть. 2020. Т. 28, № 5. С. 53-58.
DOI: 10.31171/vlast.v28i5.7570.
2. Экспресс-информация. Как живешь, Россия? 50 этап социологического мониторинга, август-сентябрь 2020 года: [монография] / В. К. Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [и др.]; отв. ред. В. К. Левашов. ФНИСЦ РАН. М. : Перспектива, 2020. 64 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-88045-463-1.2020. ISBN 978-5-88045-463-1.
3. Ежов, Д. А. Особенности восприятия образа национальных проектов 2019-2024 в условиях динамики уровня доверия к власти // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9, № 4 (33). С. 22-24DOI: 10.26140/anie-2020-0904-0003.
Дата поступления в редакцию: 22.01.2021.
Принята к печати: 12.02.2021.
Сведения об авторе: новоженина Ольга петровна, старший научный сотрудник, Центр стратегических социальных и социально политических исследований, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН. Москва, Россия. e-mail: [email protected] AutorlD РИНЦ: 743485
O. P. Novozhenina1
1 Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS. Moscow, Russia
NATIONAL GOALS AND OBJECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE OPINIONS OF CITIZENS
The reported study was funded by RFBR, project number 20-011-00013
Abstract. The need to develop and implement national goals and national development projects of the Russian Federation was caused by the actual slowdown in the country's economic development due to objective circumstances of a global scale, the epidemiological situation, challenges and threats of a socio-political and foreign policy nature. Decrees of the President of the Russian Federation No. 204" On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the period up to 2024 "dated May 7, 2018 and No. 474" On National Development Goals of the Russian Federation for the Period up to 2030" dated July 21, 2020 formulated and then clarified and adjusted the range of strategic goals and priorities, the solution of which will provide a way out of the crisis. Achieving these goals requires significant additional resources - financial, organizational, labor, management, and rethinking management approaches. A necessary
condition for the implementation of the stated goals is the awareness of citizens of their importance and conscious participation in their implementation. And this, in turn, requires some work on the part of society and the state, aimed at fully informing citizens about the strategic goals and objectives of the development of the Russian Federation and forming in the public consciousness an innovative and change-resistant attitude to the need to solve the tasks set for both society and each of the citizens, since national goals and projects not only provide guidelines for economic development, but can also serve as a basis for consensus of the interests of civil society and the state. Keywords: national goals, national projects, strategic objectives, civil society, social state
For citation: Novozhenina O. P. (2021) National goals and objectives ofthe development ofthe Russian Federation in the opinions of citizens. Science. Culture. Society. Vol. 27. № 1. P. 45-57. DOI: 10.19181/nko.2021.27.1.4
References
1. Salin P. B. (2020). Information support for the implementation of the national projects as a factor of stabilization of the political system. Vlast'. Vol. 28, No 5. P. 53-58.
DOI: 10.31171/vlast.v28i5.7570.
2. Levashov V. K, Velikaya N. M., Shushpanova I. S. [et al.]. (2020). Ehkspress-infor-matsiya. Kak zhivesh', Rossiya?50ethapsociologicheskogomonitoringa, avgust-sentuabr' 2020[Express information "How are you, Russia?", 50th stage of the sociological monitoring, August-September 2020]. Executive editor V. K. Levashov. M. : Perspectiva publ. 64 p. DOI: 10.19181/monogr.978-5-88045-463-1.2020. ISBN 978-5-88045-463-1.
3. Ezhov D. A. (2020). Features of perception of the image of national projects 20192024 in conditions of dynamics of level trust in the government. Azimut nauchnykh issledovanii: ehkonomika i upravlenie. Vol. 9, No 4 (33). P. 22-24. DOI: 10.26140/anie-2020-0904-0003.
The article was submitted on January 22, 2021.
Accepted on February 12, 2021.
Information about the author: Olga P. Novozhenina, Senior Researcher, Center for strategic social and socio-political research, Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS. Moscow, Russia. e-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-3511-0384 ResearcherID (Web of Science): R-5132-2019