РЕЦЕНЗИИ
DOI: 10.19181/nko.2021.27.2.8
УДК 314/316
Н. В. Мерзл икин1
1 Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН.
Москва, Россия.
РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ НАКАНУНЕ НОВОГО ЭТАПА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Аннотация. Рецензия на научный труд; Российское общество и государство в условиях пандемии: социально-политическое положение и демографическое развитие Российской Федерации в 2020 году; [Коллективная монография] / Осипов Г.В. и др.; под ред. Г.В. Осипова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова, Т.К. Ростовской; отв. ред. В.К. Левашов. М.; ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2020. 532 с. ISBN 978-5-905790-48-5. DOI10.38085/978-5-905790-48-5-2020-1-532.
Главным событием 2020 года, определившим ситуацию в мире и в России, стала пандемия COVID-19. Влияние ковид-кризиса прямо или косвенно затронуло все сферы жизни российского общества, отразилось на функционировании институтов власти и общественных организаций, на характере взаимоотношений гражданского общества и государства. Переосмыслению подверглись структура и порядок формирования национальных целей и программ, общество более осмысленно и ответственно отнеслось к оценке существующего состояния и путям развития российской экономики и социальной сферы, в частности, к сфере здравоохранения. Взрывной рост различных форм цифровых коммуникаций в условиях вынужденной самоизоляции позволил по-новому, более компетентно оценить социально-политические аспекты цифровой трансформации российского общества, предметно исследовать вызовы и угрозы, которые несёт в себе процесс формирования цифрового будущего.
В условиях масштабных социально-политических изменений растет значимость изучения ключевых трендов развития глобального мира и российского общества, комплексного анализа сфер жизнедеятельности российского общества: социально-политических, социально-экономических и социально-демографических. Эту задачу и поставили перед собой авторы научной монографии, подготовленной учеными Института социально-политических исследований и Института демографических исследований ФНИСЦ РАН по результатам исследований 2020 года. Ключевые слова: гражданское общество, государство, пандемия, социально-политические отношения, поправки в Конституцию, COVID.
Для цитирования; Мерзликин Н.В. Российская социальная реальность накануне нового этапа работы Государственной Думы //Наука. Культура. Общество. 2021. Том 27, № 2. С. 81-90. DOI; 10.19181/nko.2021.27.2.8
Основное содержание монографии составляет исследование процесса преодоления российским обществом пандемии, а также определение тех вызовов и угроз, которые негативно сказываются на стабильности и устойчивости российской государственности; раскрываются ключевые уроки COVID-19 для глобального мира и российского общества, проводится анализ социально-политических аспектов цифровой трансформации российского общества, рисков, которые несёт в себе процесс формирования цифрового будущего.
В контексте приближающихся выборов в Государственную Думу особенно важным становится исследование отношения граждан РФ к реализуемой в стране стратегии социально-экономического развития, к политической системе российского общества. Содержащийся в монографии анализ состояния российского общества вскрывает те тенденции в развитии социальной реальности, которые
во многом предопределят ход и результаты выборного процесса по избранию нового состава Государственной Думы РФ в 2021 году и развитие политической ситуации в этот период в целом. Среди них авторы особо выделяют ответственное отношение населения к Всероссийскому голосованию за принятие поправок в Конституцию РФ, прошедшее в сложных эпидемиологических условиях.
Исходя из этого, представляется целесообразным в реферативном виде раскрыть те стороны монографического исследования, которые имеют значимость для нового этапа парламентской работы Государственной Думы РФ в 2021 году и развития политической ситуации в этот период в целом.
Изменения в глобальном мире и российском обществе: тенденции и взаимосвязи. Анализ процессов, протекающих в российском обществе, возможен только в тесной связке с процессами, идущими в глобальном мире. Масштабность пандемии коронавируса - это лишь внешнее проявление глубоких и всеобъемлющих мировых трансформаций. Угроза прекращения человеческой жизни на земле -самый опасный вызов, обозначившийся с появлением СОУГО-19, первопричиной которого стало бесконтрольное вмешательство человека в природную среду. «В своей познавательной и производственной деятельности ученые, политики и предприниматели не осознали возникающие и растущие угрозы, нарушили императивы безопасного коэволюционного взаимодействия социума, техносферы и биосферы и создали предпосылки возникновения пандемии, которая, в свою очередь, спровоцировала глобальные экономические, политические, социальные и демографические критические эффекты. Круг саморазрушительных действий замкнулся и результировался в глобальном системном СОУГО-кризисе» [1, с. 89].
Ключевой проблемой развития цивилизации в современных условиях становится проблема обеспечения глобальной безопасности. Цивилизационный подход к восприятию формирующейся в мире новой социальной реальности позволяет увидеть появление новых глобальных тенденций, обусловленных пандемией СОУГО-19. Не интеграция, а разобщение по национальным интересам становится альтернативой современного геоэкономического пространства. Внутри мировой элиты обозначилась жесткая схватка за стратегию будущего, за место в нём транснационального финансового капитала. Это новая тенденция в развитии современного мира, противостоящая доминирующей до сих пор устремлённости транснационального капитала на построение однополюсного мира, на формирование единой наднациональной мировой системы.
Тенденция возрастания роли национальных государств, ограничение возможностей построения однополюсного мира под эгидой мирового финансового и транснационального промышленного капитала стратегически отвечает суверенным интересам России, превращает её в своего рода гаранта и опорное звено движения за создание многополюсного мирового порядка. Самим фактом своего существования в качестве суверенной цивилизации Россия объективно ставит под сомнение возможность формирования единой наднациональной мировой системы, и вследствие этого становится стратегическим объектом угроз и перманентной антироссийской политики. Отвергая роль сырьевого придатка в глобальной мировой экономике, Россия противостоит западной модели развития, практическая реализация которой предполагает возможность распада России как суверенного государственного образования, вплоть до исчезновения её как самостоятельной и целостной цивилизации. Такое противостояние обусловило необходимость исследования процессов, идущих в российском обществе, с учетом тех вызовов и рисков, которые направлены против России извне.
Перед российским государством, обществом, экономикой встала задача не только устоять перед внешними вызовами, но и обеспечить успешную реализацию своего уникального социально-экономического развития на основе новейших информационных, интеллектуальных технологий, присущих цифровой стадии развития общества.
Российская социальная реальность: повышение уровня рискогенности. Отличительной особенностью монографии является научный анализ социологической информации, раскрывающий социодинамику идущих в обществе изменений на основе результатов социологического мониторинга «Как живешь, Россия?» [2; 3], проводимого центром социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН начиная с 1992 года1.
Сопоставление социологической информации 2020 года с результатами социологических исследований предшествующих периодов позволило авторам монографии сделать фундаментальной значимости вывод о том, что в условиях борьбы с пандемией «политические и социальные эффекты пандемии оказались настолько глубокими, что они вызвали трансформацию ядра ценностных ориен-таций и норм поведения глобального гражданского социума» [1, с. 10].
В стране возникла новая социальная реальность. Резкое снижение доходов граждан, рост безработицы, простой предприятий в период режима самоизоляции привели страну к кризисному состоянию, общественное сознание - к эмоциональному перенапряжению, к росту пессимистических настроений.
Существенным стало снижение качества жизни. Понятие «качество жизни» характеризует не только материальные условия жизни людей, но и оценку ими эффективности и перспектив своей жизнедеятельности. Данное обстоятельство является особенно важным, так как именно оно выступает основной причиной повышения социальной напряженности в обществе, побудительным мотивом для протестных выступлений и социальных потрясений. Восприятие «качества жизни» во многом зависит от наличия у человека возможностей улучшить условия своего жизнесуществования. Данные социологического мониторинга показывают, что, начиная с 2014 года, в обществе наметилась тенденция к снижению уровня удовлетворенности граждан имеющимися у них возможностями улучшить свое благополучие. Если в 2014 г. почти половина (49%) респондентов полагала, что «сейчас каждый, кто может и хочет работать, способен обеспечить свое материальное благополучие», то к 2020 г. число таких респондентов снизилось до одной трети (31%). Одновременно с этим более половины (52%) респондентов стали считать: «сколько ни работай, материального благополучия себе не обеспечишь» [1, с. 46; 2, с. 28]. Такой настой граждан формирует в обществе социально-политическую отчужденность населения от государства, увеличивает дистанцию между россиянами и властью. «Людям у власти нет никакого дела до простых людей», считало 67% респондентов в 2020 г. Лишь 9% респондентов отметили, что «власти заботятся о жизни простых людей».
Неудовлетворённость сложившейся в обществе ситуацией отразилась в суждении: «большинство из нас не могут повлиять на политические процессы
1 Социологический мониторинг «Как живешь, Россия?» проводится центром социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН с 1992 г. по настоящее время. Научный руководитель мониторинга д.соц.н. В.К. Левашов. Объем выборочной совокупности на разных этапах составлял 1312-1866 респондентов, в августе - сентябре 2020 года - 1607 респондентов. Эмпирическим объектом исследования выступает взрослое население России. Используется квотно-пропорциональная всероссийская выборка с взаимозависимыми характеристиками генеральной совокупности по полу, возрасту, образованию, местожительству.
в стране», с которым при опросе в сентябре 2020 г. согласилось 69% респондентов. Такой настрой формируется на фоне неприятия проводимой в стране экономической политики. По мнению 38% респондентов «экономические преобразования не отвечают интересам большинства населения», противоположного мнения придерживаются лишь четверть (24%) опрошенных. Обращает на себя внимание, что 38% затруднилось с оценкой. Таким образом, по мнению большинства респондентов государство проводит экономическую политики, не отвечающей интересам подавляющей части населения [1, с. 17].
Все это характеризует формирующуюся в стране новую социально-политическую реальность. Отличительной особенностью её стали, с одной стороны, поддержка населением политики защиты суверенности российской государственности, укрепления духовного и идейно-патриотического потенциала страны, с другой - нарастание в обществе неуверенности в завтрашнем дне, отчужденности по отношению к власти, обостренного восприятия социального неравенства, несправедливости.
Протестные выступления, обозначившиеся в 2019-2020 гг. в ряде регионов страны, стали проявлением отрицательного отношения общества к проводимому в стране социально-экономическому курсу, к ряду управленческих решений государственной власти. Отсутствие баланса между тем объемом прав, которым располагают отдельные представители и органы управления, и тем кругом обязанностей и ответственностью, которые они берут на себя в процессе управления, поднимает в общественном сознании вопрос о несправедливом разделении прав, доходов и привилегий, ведет к нарастанию уровня социальных противоречий. Три четверти респондентов отмечают значительность противоречий между «богатыми и бедными», «низшими и высшими классами» в современном российском обществе. Более половины опрошенных полагает значительными противоречия «между народом и властью» [1, с. 70; 4, с. 18-20].
Опасность указанных и других противоречий («между работодателями и работниками», «между центральной властью и регионами») свидетельствует о социальном неблагополучии, а следовательно, о наличии в обществе социальной базы потенциальной угрозы устойчивости российской государственности.
Обращают на себя внимание отмеченные респондентами проблемы, затрагивающие повседневную жизнь большинства населения. Именно они формируют риски, несущие угрозу российской государственности. К их числу относятся «риск нарастающей социальной несправедливости», «риск дороговизны жизни», «риск углубления социального расслоения общества», «риск нарастания диспропорции в региональном развитии», «риск социальной деградации села».
Рискогенность превращается в сущностную характеристику российского общества. Отличительной особенностью российской государственности становится то, что в сферу политической жизни включается новое поколение российских граждан, сформировавшееся в 2000-е годы, в эпоху президентства В.В. Путина. Оно не отягощено стереотипами идей социализма, идеологией государственного патернализма, кризисным восприятием реформ 90-х годов. Этому поколению присущи стремление к изменению своего социального положения, готовность защищать свои интересы, в том числе упрочение своих позиций в политической сфере, в структурах власти, а также через участие в протестных выступлениях, и именно оно выступает социальной базой формирования в стране новой социальной группы «цифровой элиты».
Новая политическая реальность резко актуализирует проблему нахождения оптимального баланса во взаимодействии власти и общества, власти и бизнеса, власти и структур гражданского общества.
Политическая система: противоречия, вызовы. Отношение граждан к политической системе общества по сути является ответом гражданского общества на политику, проводимую государством. По данным социологического исследования, проведенного в сентябре 2020 г., треть российского социума (34%) полагают, что в сложившейся в стране «политической системе много недостатков, но их можно устранить реформами». Столько же граждан «полностью устраивает политическая система российского общества», шестая часть опрошенных считают, что «политическую систему необходимо изменить радикальным образом». Обращает на себя внимание динамика снижения числа сторонников радикальных изменений политической системы. Если в 2011 г. за радикальное изменение выступало 34% респондентов, то в последующие годы вплоть до 2015 г. число сторонников такой точки зрения снизилось до 18%. Однако начиная с 2016 г. вновь начался рост «приверженцев радикализма» (с 22% в 2016 г. до 27% в 2019 г.). После Всероссийского голосования за внесение изменений в Конституцию РФ число сторонников радикального изменения политической системы уменьшилось до 18%. Наряду с этим впервые за все годы мониторинга (с 1994 г.) зафиксировано наибольшее число респондентов, которых «полностью устраивает политическая система общества» [1, с. 26; 2, с. 12-13].
Одним из ключевых факторов развития политической системы выступает степень обеспечения в обществе политических прав и свобод граждан. Большинство респондентов позитивно оценило в ходе мониторинга уровень развития таких свобод как «свобода политического выбора» (58%), «свобода слова» (50%), «терпимость к чужому мнению» (43%). Наряду с этим важнейшие права, характеризующие состояние политической системы, обеспечиваются, по мнению респондентов, на низком уровне. Только четверть (26%) респондентов согласились с тем, что в обществе обеспечивается «равенство граждан перед законом», около трети считают, что соблюдаются «права человека» (34%), «личная безопасность граждан» (35%).
По данным мониторинга «Как живешь, Россия?» начиная с 2015 г. в обществе наблюдается снижение индикаторов, показывающих уровень обеспечения «свободы слова» (на 13 п.п.), «соблюдение прав человека» (10 п.п.), «обеспечение социальных гарантий» (9 п.п.), «свободу политического выбора» (9 п.п.), «терпимость к чужому мнению» (8 п.п.) [1, с. 27-28].
Отношение к политической системе в значительной мере определяется характером восприятия в обществе институтов власти, зависит от уровня доверия к ним со стороны населения. По данным мониторинга, в сентябре 2020 г. структура доверия граждан к государственным и политическим институтам в порядке убывания выглядела следующим образом: доверяют Президенту РФ 61% респондентов, правительству РФ - 44%, Администрации Президента РФ - 35%, Совету Безопасности - 35%, Совету Федерации РФ - 30%, Государственной Думе - 23% респондентов.
За период с мая 2018 г. по сентябрь 2020 г. зафиксирован наивысший уровень доверия Президенту РФ и самый высокий за все годы мониторинга уровень доверия руководителям регионов (46%). Эти данные имеют принципиальный характер, свидетельствуя о возрастании доверия населения к стержневой основе политической системы государства в лице Президента РФ и руководителей ре-
гионов. Это результат высокой оценки населением действий властных структур центра и регионов в период проведения необходимых мероприятий по обеспечению эпидемиологической безопасности населения [1, с. 21-22].
Анализ динамики поддержки политических партий показывает, что в обществе не сложилась социально адекватная партийно-политическая система: 46% граждан, по данным мониторинга 2020 г., не поддерживают ни одну из существующих политических партий, 12% затруднились ответить на вопрос о партийных предпочтениях. Политику «Единой России» разделяло 10% россиян. Рейтинги ЛДПР и КП РФ на момент опроса составляли в 2020 г. 8% и 7% соответственно. Из числа политических лидеров наиболее высоко респондентами оценивался В.В. Путин. Именно он, по мнению респондентов, способен вывести Россию из кризиса. Среди других лидеров позитивно отмечены С.К. Шойгу и С.С. Собя-нин [1, с. 24].
Все это свидетельствует, с одной стороны, об устойчивости сложившейся в России политической системы, ее стабильности. С другой - о её слабости. Отсутствие политических структур, способных реально быть оппонирующей оппозиционной силой, имеющей политическую поддержку в обществе, снижает уровень общественного контроля за властью, за партией, выступающей в качестве партии власти. В этих условиях ключевая роль в организации контроля за властью принадлежит общественным структурам, институтам гражданского общества.
Всенародное голосование за конституционные поправки - отражение тенденции к упрочению российской государственности. Поддержка населением изменений в Конституцию РФ стало рубежным событием в политической жизни страны. Решена стратегическая задача - правовое закрепление отхода от превалирования в правовой системе страны международно-правовых норм над национальными. В этом ключевая роль конституционных поправок, повернувших всю систему государственного устройства в русло исторической преемственности, закрепления системы социальных гарантий, защиты суверенных интересов государства. Именно это обстоятельство вызвало острое неприятие конституционных поправок со стороны Запада и отдельных представителей неолиберальной части российского общества. Европейский парламент в резолюции от 17 сентября 2020 года объявил принятые поправки незаконными и призвал к их отмене. С аналогичным призывом выступила Парламентская ассамблея Совета Европы. Обращает на себя внимание, что социальная направленность поправок, рассчитанных на повышение уровня социальной защищенности населения, была проигнорирована как зарубежными оппонентами, так и противниками поправок внутри страны.
У большинства российских граждан сложились иные оценки в отношении поправок. Согласно результатам 50-го этапа социологического мониторинга «Как живешь Россия?», проведённого накануне Всенародного голосования за внесение конституционных поправок, 51% респондентов выразили свою однозначную поддержку поправкам, лишь пятая часть опрошенных (19%) имели противоположное мнение, а треть респондентов (30%) затруднились с определением своей позиции.
Изменения в Конституцию РФ вынесены на голосование единым блоком. Структура ответов респондентов, полученных на вопрос: «Какие из поправок, вносимых в Конституцию РФ, Вы считаете необходимыми?», позволила определить ключевые приоритеты общества. В условиях пандемии приоритет был
отдан поправкам, имеющим социальную направленность. Более половины опрошенных (53%) высказались за необходимость обеспечения доступной и качественной медицины, 28% - за гарантию минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума, столько же респондентов высказались за необходимость ежегодной индексации пенсий.
На втором месте по приоритетности оказались поправки, рассчитанные на укрепление российской государственности, защиту её суверенитета. В числе таких поправок - запрет занимать государственные должности лицам, имеющим иностранное гражданство и счета за рубежом, запрет действий, направленных на отчуждение части территории России и призывов к этому, за приоритет Конституции РФ над международными правовыми и международными договорами.
Поддержка в ходе Всероссийского голосования конституционных поправок показала не только настрой общества на укрепление суверенности российского государства, но и на расширение его социальной ориентированности. Данный аспект приобретает особую актуальность в преддверии избирательной кампании по выборам нового состава Государственной Думы РФ в 2021 году. В связи с принятием конституционных поправок эти выборы приобретают особую значимость. От нового состава Госдумы во многом будет зависеть расстановка сил в верхнем эшелоне государственной власти, система взаимодействия в высших структурах государственного управления, а значит, и обеспечение прорыва в социально-экономическом развитии страны, поддержание социально-политической стабильности в период завершения в 2024 году текущего срока полномочий Президента РФ В.В. Путина, практическая реализация конституционных поправок. Результаты выборной кампании 2021 г. важны и для сохранения политического веса и значимости в обществе ведущей политической партии страны - «Единой России», выступающей в качестве основы политической системы страны.
Всё это учитывалось при анализе итогов выборной кампании 2020 г., с акцентом на те стороны избирательного процесса, которые могут проявиться в ходе избирательной кампании - 2021 года.
Одним из главных результатов выборов-2020 стало сохранение стабильности в системе функционирования политических партий. «Единой России», несмотря на снижение рейтинга вследствие проведенной пенсионной реформы, падения жизненного уровня населения, удалось сохранить своё лидерство в политическом пространстве и политический вес в общественном процессе. Все кандидаты, избиравшиеся при поддержке «Единой России» на пост глав регионов, выбраны были уже в первом туре. На дополнительных выборах в Госдуму РФ представители партии выиграли во всех округах, где избирались их представители. В целом, в региональном выборном процессе принимало участие от 5 до 8 политических партий. Это придало выборам определённую остроту политического противостояния и конкурентный характер. Отличительной особенностью выборов стало также лидерство «Единой России» в политическом пространстве муниципальных образований. Ни одна другая политическая партия не смогла проявить на уровне муниципалитетов заметного политического влияния.
Наряду с позитивными сторонами результатов, полученных «Единой Россией» в ходе выборов 2020 г., проявились и негативные аспекты, отразившие снижение уровня доверия к ней со стороны избирателей. Ухудшилось представительство «Единой России» в парламенте Республики Коми, в органах законодательной власти Костромской, Новосибирской, Рязанской областей. По итогам выборов «Единая Россия» потеряла большинство в горсоветах Томска, Тамбова.
Не удалось получить большинство в 50% голосов в ходе муниципальных выборов в городах Ессентуки и Минеральные Воды. Это лишь первые проявления снижения уровня доверия избирателей к «Единой России» [1, с. 83].
Сравнение итогов избирательной кампании с итогами Всероссийского голосования за конституционные поправки показывает наличие тенденции к размыванию политических и организационных позиций «Единой России» в регионах со сложной социально-экономической ситуацией.
Отличительной особенностью выборов-2020 стало участие в них зарегистрированных накануне выборов новых политических партий. Это партия «Новые люди», политическая партия «За правду», партия «Зеленая альтернатива» и «Партия прямой демократии». К концу мая 2020 года все они зарегистрировали отделения более чем в половине регионов, провели съезды и получили право на участие в выборах-2020. Создание этих партий удовлетворяло сформировавшийся в обществе запрос на появление в политике новых персонажей, на представительство во властных структурах интересов тех социальных групп населения, которые не были охвачены существующими парламентскими партиями. Одновременно с этим решалась задача направления уличного протестного потенциала в русло политической борьбы, растворение политического радикализма в межпартийном противостоянии в ходе выборных кампаний.
Итоги голосования показали, что из всех вновь зарегистрированных партий, принявших участие в избирательном процессе, наступательную избирательную кампанию смогла вести лишь партия «Новые люди», опиравшаяся на сетевые структуры крупной межрегиональной парфюмерной компании «Фаберлик» и провести во всех регионах, где были зарегистрированы её избирательные списки, своих кандидатов. Остальные партии из числа вновь зарегистрированных довольствовались тем, что получили право участвовать в выборах-2021 без необходимости сбора подписей избирателей.
Всё это свидетельствует, что при отсутствии кадрового, организационного и финансового потенциала в условиях жесткого противостояния, конкуренции политических партий вновь образуемые малые партии не могут стать ощутимой политической силой в выборном процессе 2021 года.
Появление в политическом пространстве новых партий, преодолевших 5% барьер, показывает усталость протестного электората от «старых» оппозиционных партий. Увеличение числа политических партий, участвующих в голосовании, размывает оппозиционное поле, усиливает конкуренцию в оппозиционной сфере, ослабляет социальную базу КПРФ и ЛДПР, переводит остроту социального недовольства общества в сферу политического противостояния партий.
Заключение. В целом монографическое исследование «Российское общество и государство в условиях пандемии: социально-политическое положение и демографическое развитие Российской Федерации в 2020 году» представляет собой системный анализ современного российского общества, раскрывает актуальные проблемы отношений власти и общества в условиях нарастания глобальных проблем, вызовов и угроз, многие из которых представляют серьёзную опасность для развития российской цивилизации.
Масштабность задач, которые встают перед российским обществом в условиях геополитических вызовов, обострения конкурентной борьбы цивилизаций, реализации курса на отбрасывание, изоляцию российского государства, показывает, что Россия вошла в особый этап своего развития. Главная его особенность -задача не только отстоять свою суверенность в мировом сообществе, но и карди-
нально изменить положение в экономике таким образом, чтобы обеспечить для своих граждан достойное качество жизни. Все это резко актуализирует важность содержащегося в монографии концептуального видения процесса осмысления и нейтрализации препятствий для экономического роста страны.
Россия стоит перед выбором новой социальной развилки социально-политических траекторий, моделей развития. Именно эту задачу придётся решать новому составу Государственной Думы, избираемой 19 сентября 2021 года.
Библиографический список
1. Российское общество и государство в условиях пандемии: социально-политическое положение и демографическое развитие Российской Федерации в 2020 году: [Коллективная монография] / Осипов Г.В. и др.; под ред. Г.В. Осипова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова, Т.К. Ростовской; отв. ред. В.К. Левашов. М. : ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2020. 532 с. ISBN 978-5-905790-48-5. DOI: 10.38085/978-5-905790-48-5-2020-1-532.
2. Экспресс-информация. Как живешь, Россия? 50 этап социологического мониторинга, август-сентябрь 2020 года: [монография] / В.К. Левашов, Н.М. Великая, И.С. Шушпа-нова [и др.]; отв. ред. В.К. Левашов. ФНИСЦ РАН. М. : Перспектива, 2020. 64 с. URL: http://испи.рф/wp-content/uploads/2020/12/экспресс-информация-как-живёшь-рос-сия.ра^ ISBN 978-5-88045-463-1. DOI: 10.19181/monogr.978-5-88045-463-1.2020.
3. Социальное государство и гражданское общество в условиях реализации национальных проектов: [монография] / В.К. Левашов, Н.М. Великая, И.С. Шушпанова [и др.]; под общ. ред. В.К. Левашов; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2021. 140 с.
4. Состояние гражданского общества в России. XLVIII этап социологического мониторинга «Как живешь Россия?», ноябрь-декабрь 2018 года / В.К. Левашов, В.А. Афанасьев, О.П. Новоженина, И.С. Шушпанова; под общ. ред. В.К. Левашова. М. : Перспектива, 2019. 106 с. ISBN 978-5-88045-393-1. URL: https://itdperspectiva.page.link/ispiranApr2019 (дата обращения: 12.03.2021).
Дата поступления в редакцию: 11.05.2021.
Принята к печати: 21.05.2021.
Сведения об авторе:
Мерзликин Николай Васильевич, кандидат философских наук, старший научный сотрудник, заведующий Отделом социологического анализа политических процессов.
Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН. Москва, Россия.
e-mail: [email protected] Author ID РИНЦ: 73106
N. V. Merzlikin1
1 Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS. Moscow, Russia
RUSSIAN SOCIAL REALITY ON THE EVE OF A NEW PHASE OF THE WORK OF THE STATE DUMA
Annotation. Review of a research: Rossiiskoe obshchestvo i gosudarstvo v usloviyakh pandemii: sotsi-al'no-politicheskoe polozhenie i demograficheskoe razvitie Rossiiskoi Federatsii v2020 godu [Russian society and state in a pandemic: the socio-political situation and demographic development of the Russian Federation in 2020] / Osipov G. V. [et al.]; ed. by G. V. Osipov, S. V. Ryazantsev, V. K. Levashov, T. K. Ros-tovskaya; otv. red. V.K. Levashov. M.: PERSPEKTIVA Publ., 2020. 532 p. ISBN 978-5-905790-48-5. DOI 10.38085/978-5-905790-48-5-2020-1-532.
The main event of 2020, which determined the situation in the world and in Russia, was the COVID-19 pandemic. The influence of the covid crisis, directly or indirectly affected all spheres of life in Russian society, reflected on the functioning of government institutions and public organizations, on the nature of relations between civil society and the state. The structure and procedure for the formation of national goals and programs were rethought, society reacted more meaningfully and responsibly to assessing the current state and ways of developing the Russian economy and social sphere, in particular, to the healthcare sector. The explosive growth of various forms of digital communications under conditions of forced self-isolation made it possible to assess the socio-political aspects of the digital transformation of Russian society in a new way, more competently, and to substantively investigate the challenges and threats that the process of shaping the digital future entails. In the context of large-scale socio-political changes, the importance of studying the key trends in the development of the global world and Russian society, a comprehensive analysis of the spheres of life of Russian society: socio-political, socio-economic and socio-demographic is growing. These are the tasks set for themselves by the authors of a scientific monograph prepared by scientists from the Institute for Social and Political Research and the Institute for Demographic Research of the Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences based on the results of research in 2020.
Keywords: civil society, state, pandemic, socio-political relations, constitutional amendments, COVID.
For citation: Merzlikin N. V. (2021) Russian social reality on the eve of a new stage of the State Duma work. Science. Culture. Society. Vol. 27. №2. P. 81-90. DOI: 10.19181/nko.2021.27.2.8
References
1. Osipov G.V. [et al.] (2020) Rossiiskoe obshchestvo i gosudarstvo v usloviyakh pandemii: sotsial'no-politicheskoe polozhenie i demograficheskoe razvitie Rossiiskoi Federatsii v 2020 godu [Russian society and state in a pandemic: the socio-political situation and demographic development of the Russian Federation in 2020]. ed. by G.V. Osipov, S.V. Ryazantsev, V.K. Levashov, T.K. Rostovskaya; otv. red. V.K. Levashov. M.: PERSPEKTIVA Publ. 532 p. ISBN 978-5905790-48-5. DOI: 10.38085/978-5-905790-48-5-2020-1-532. (In Russ.).
2. Levashov V. K., Velikaya N. M., Shushpanova I. S. [et al.] (2020) Express information "How are you, Russia?", 50th stage of the sociological monitoring, August-September2020. Executive editor V.K. Levashov. M. : Perspectiva Publ., 2020. 64 p. ISBN 978-5-88045-463-1. DOI: 10.19181/monogr.978-5-88045-463-1.2020. (In Russ.).
3. Levashov V.K., Velikaya N.M., Shushpanova I.S. (2021) Social state and civil society in the context of implementation of nation projects. Ed. by V.K. Levashov. M. : FCTAS RAS, 2021. 140 p. (In Russ.).
4. Levashov V.K., Afanasev V.A. Novozhenina O.P., Shushpanova I.S. (2019) Sostoyanie grazhdanskogo obshchestva v Rossii. XLVIII ehtap sotsiologicheskogo monitoringa «Kak zhivesh' Rossiya?», noyabr'-dekabr' 2018 goda [The state of civil society in Russia. XLVIII stage of sociological monitoring how are you, Russia?", November December 2018]. Ed. by V.K. Levashov. M.: PERSPEKTIVA Publ. 106 p. ISBN 978-5-88045-393-1. URL: https://itdperspectiva.page. link/ispiranApr2019 (last request 12.02.2021). (In Russ.).
The article was submitted on May 11, 2021.
Accepted on May 21, 2021.
Information about the author: Nikolay V. Merzlikin, Candidate of Philosophy, Senior Researcher, Head of the Department of Sociological Analysis of Political Processes. Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS. Moscow, Russia. e-mail: [email protected]