Научная статья на тему 'Национальные особенности традиций и праздников в произведении И. С. Шмелева «Лето Господне»'

Национальные особенности традиций и праздников в произведении И. С. Шмелева «Лето Господне» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1226
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Подвигина Н.Б.

В статье анализируется своеобразие лексики произведения И.С.Шмелева «Лето Господне». Употребление такого рода лексики способствует воссозданию особого колорита, характерного для православного быта. Религиозные праздники воспринимаются писателем как систематизация определенных действий в повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions and festivals in I.S. Shmelyov’s novel “Leto Gospodne” (‘The Year of the Lord’)

The given article analyses the peculiar vocabulary in I.S. Shmelev’s novel “Leto Gospodne” (‘The Year of the Lord’). The usage of this vocabulary helps to depict special colors of Russian religious way of living. The author perceives the religious holidays as an important part in organizing our everyday life.

Текст научной работы на тему «Национальные особенности традиций и праздников в произведении И. С. Шмелева «Лето Господне»»

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 801.3=82(045/046):26

Н.Б. Подвигина

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ И ПРАЗДНИКОВ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И.С. ШМЕЛЕВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»

В статье анализируется своеобразие лексики произведения И.С.Шмелева «Лето Господне». Употребление такого рода лексики способствует воссозданию особого колорита, характерного для православного быта. Религиозные праздники воспринимаются писателем как систематизация определенных действий в повседневной жизни.

Творчество И.С. Шмелева, писателя-классика XX столетия, представляет собой целостный мир со своей поэтикой, системой образов, средствами их воплощения, со своими принципами построения. Это обусловлено единством в произведениях писателя двух начал: материального и духовного. Он не раз говорил о том, что истинное искусство должно быть религиозно. В его произведениях всегда присутствует большое количество христианских образов и мотивов. Лексика И.С. Шмелева, истоками которой являются фольклор, классическая литература, религиозные тексты, призвана воссоздавать жизнь русского народа, раскрывать внутренний мир простого человека.

Замечательный философ И. А. Ильин о «Лете Господнем» писал: «Великий мастер слова и образа, Шмелев создал здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта, в словах точных, насыщенных и изобразительных: вот «тартанье мартовской капели»; вот в солнечном луче «суетятся золотинки», «хряп-кают топоры», покупаются «арбузы с под-треском», видна «черная каша галок в небе». И так зарисовано все: от разливанного постного рынка до запахов и молитв яблочного Спаса, от «розговин» до крещенского купания в проруби. ...все взято любовно, нежным, упоенным и упоительным проникновением;... Россия и православный строй ее души показаны здесь силою ясновидящей любви» [2].

Помимо лексики, раскрытию внутреннего мира русского народа способствует

обращение писателя к традициям, которые увязаны в текстах с религиозными праздниками.

На примере произведения «Лето Господне» попытаемся проанализировать принципы введения автором в текст слов православной тематики.

«Лето Господне» - произведение, состоящее из нескольких частей, первая называется «Праздники», и начинается она с описания Великого поста.

В православных церквях в приготовительный период к Великому посту начинает меняться строй богослужения, «все чаще звучат песнопения, призывающие к покаянию. В этот период вспоминаются Страшный Суд, притчи о мытаре и фарисее, блудном сыне. В последний день перед началом Великого поста богослужение посвящено изгнанию Адама и Евы из рая. Тем самым Церковь пробуждает в своих чадах стремление к Богу и желание покаяния» [3]. Великопостные службы совершаются по особым правилам и отличаются строгостью и сосредоточенностью.

В Католической Церкви богослужение во время поста сосредоточивает внимание на покаянии, так же, как и в Православной. Но католическая практика постов довольно сильно отличается от православной. Исторически сложилось так, что пост у западных христиан сводился к более мягким ограничениям в еде, нежели у восточных.

© Подвигина Н.Б., 2006

В то время как у православных скоромной считается любая пища животного происхождения, для католиков скоромное только мясо, остальная животная пища является постной.

И католическая, и православная церкви постоянно подчеркивают, что пост - это не только время воздержания в пище, но и особенно ревностное исполнение заповедей Христа: творить добро и не делать зла, а также уделение внимания молитве, милосердию, самосовершенствованию.

Великий пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Задача этого поста - напомнить верующим о сорокадневном посте в пустыне Иисуса Христа, о Его страданиях на Кресте и о Светлом воскресении Его.

Каждая неделя Великого Поста посвящена воспоминаниям какого-либо важного события или лица, призывающего грешную душу к покаянию и надежде на милосердие Божие.

Первая неделя Великого Поста отличается особенной строгостью, а богослужения - особой продолжительностью. В первое воскресенье Великого поста в церквях совершается так называемое «торжество православия», когда после литургии священнослужители совершают молебны перед иконами Спасителя и Божьей Матери, прося Господа утвердить в вере православных христиан и обратить на путь истины всех отступивших от Церкви.

Во второе воскресенье Великого Поста совершается память святого Григория Паламы, который учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом.

В третье воскресенье Великого Поста за Всенощной после Великого славословия выносится Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Церковь поет: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Крест выставляется как напоминание верующим о страданиях Христа с целью укрепить постящихся в продолжении поста. Вследствие этого третье воскресенье и четвертая неделя поста называются «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье Поста вспоминается святой Иоанн Лествичник, который показал «лествицу» - перечень добрых деяний, приводящих нас к Престолу Бо-жию.

В пятое воскресенье Великого Поста Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую, в лице которой верующим дается образец покаяния.

В шестое воскресенье Великого Поста празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим. Иначе этот праздник называется Вербным Воскресением. Молящимся в этот день в церкви раздаются освященные ветви вербы, символизирующей победу жизни над смертью (воскресение).

Последняя неделя Великого Поста -Страстная Седмица. Эта неделя посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя - Его страданиях, смерти на Кресте и погребении - и предполагает самый строгий пост для верующих.

Понедельник, вторник и среда этой недели посвящены вспоминанию последних бесед Иисуса Христа с учениками и народом.

Великий Четверг - день, когда на службе в церкви вспоминают Тайную Вечерю, молитвы Иисуса Христа в Гефсиман-ском саду и предание Его Иудой. Великий четверг иначе называется Чистым, и на рассвете верующие совершают омовения, в память об «умовении Иисусом Христом ног ученикам».

Великая, страстная, Пятница напоминает о крестных страданиях Спасителя, Его смерти и погребении. В этот день в Церквях священнослужители выносят из алтаря на середину храма Плащаницу - изображение Христа, лежащего во гробе. Плащаница стоит посреди храма три неполных дня, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса во гробе.

Богослужения Великой Субботы посвящены пребыванию Иисуса Христа вогробе и Его Воскресения. Ночью в Великую Субботу священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь, где она останется до праздника Вознесения Господня. После этого верующие ожидают наступления полуночи, в которую начина-

ется светлая радость Воскресения Господня.

Завершается Страстная Седмица праздником Пасхи - Светлым Христовым Воскресением. «Пасха» в переводе с еврейского - «избавление». Христиане, празднуя Пасху, празднуют избавление благодаря Христу всего человечества от рабства дьявола и дарование вечной жизни. Пасхальная литургия и все последующие службы на Пасхальной неделе сопровождаются Крестными ходами около церкви. Этим верующие выражают свою радость победе Иисуса Христа над смертью и адом. Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы христианам не полагается совершать коленопреклонения и класть земные поклоны.

В первый вторник после пасхальной недели, разделяя радость Воскресения Христова с умершими, Церковь особо поминает усопших. Этот день называется Радоницей. Существует обычай в этот день посещать могилы умерших родственников, включая самоубийц, которых не поминают больше ни в один день в году.

Пасхальные песнопения поются в церкви до праздника Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.

В данной статье мы попытаемся проанализировать случаи обращения И. С. Шмелева к православным реалиям, связанным с Великим постом.

Итак, рассматриваемое нами произведение - роман И. С. Шмелева «Лето Господне» - начинается с описания Великого поста, а точнее, Чистого понедельника, первого дня поста, самого главного события для православного человека в течение года. Для верующего пост - время, когда «душу готовить надо. Говеть, поститься, к Светлому дню готовиться» [1]. С началом поста заканчивалось веселье и игры детей: «И почему все такие скучные? Ведь все -другое, и много, так много радостного. Сегодня привезут первый лед и начнут набивать подвалы, - весь двор завалят. Поедем на постный рынок, где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был.Я

начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:

- Пост, не смей! Погоди, вот сломаешь ногу.

Мне делается страшно» [1]. К Светлому дню готовили не только душу, но и жилища: «Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый понедельник, и все у нас в доме чистят». [1]. Начало поста сопровождалось «выкуриванием масленицы», этим действом начинался Чистый понедельник: «Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар -священный.. .так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет.

- Вставай, милок, не нежься. - ласково говорит он мне, всовывая таз под полог.

- Где она тут у тебя, масленица - жирну-ха... мы ее выгоним.

Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий пост» [1].

Основная задача православного человека на протяжении поста - смирять дух и плоть. Поэтому дома «смиренные» - бедные, даже у богатых, ведь перед Богом все равны: «В доме открыты форточки . Шторы с окон убрали, и будет теперь по

- бедному до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина - «Красавица на пиру» - закрыта простынею. Преосвященный так посоветовал. ковры убрали.» [1].

С началом поста менялись люди, готовившиеся говеть и поститься. Помимо подготовки души к Светлому дню, они занимались также подготовкой тела: «Горкин совсем особенный - тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое - Чистый сегодня понедельник! - только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так

«по закону надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин... по закону, «для молитвы» [1].

Как убранство дома должно быть строгим, почти траурным, так и одежда человека: «Все домашние очень строги и в затрапезных платьях с заплатками - и мне велели надеть курточку с продранными локтями» [1].

Очищению души и тела способствовала специфическая пища - постная:

«В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, - великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, когда и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносли-вом...маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной. Мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва. А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам. а кутья с мармеладом в первую субботу. а моченые яблоки по воскресеньям,. а грешники, с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотою внутри!..» [1].

Мы видим, что в православии существовали определенные традиции, связанные с приемом пищи. Даже на протяжении поста, когда пища предполагает смирение плоти, она, во-первых, разнообразится, а во-вторых, это разнообразие привязано к определенным дням или неделям поста:

«. на ужин будет пареный кочан капусты с луковой кашей и грибами, как всегда в Чистый понедельник» [ 1].

«. отпекли на Крестопоклонной маковые «кресты» [1].

Несмотря на то, что окружали Шмелева глубоко верующие люди, даже среди них находились не соблюдавшие традиции. Например, пьянство имело место даже в Чистый понедельник, хотя это и было нарушением, отступлением от традиций, грехом: «В кабинете кричит отец, стучит кулаком и топает. В такой-то день! Это он на Василь Василича. . Я боюсь войти в кабинет, он меня непременно выгонит, сгоряча, - и притаиваюсь за дверью. Я вижу в щелку широкую спину Василь Василича, красную его шею и затылок. На шее играют складочки, как гармонья, спина шатается, а огромные кулаки выкидываются назад, словно кого-то отгоняют, - злого духа? Должно быть, он и сейчас «подшофе».

- Пьяная морда! - кричит отец, стуча кулаком по столу, на котором подпрыгивают со звоном груды денег. - И посейчас пьян?! В такой-то великий день! Грешу с вами, с чертями. прости, Господи!» [1].

Мы рассмотрели некоторые примеры обращения И.С. Шмелева к религиозным праздникам и связанным с ними традициям. Можно сделать вывод, что Великий пост - время, когда нужно смирять душу и тело, готовиться к завершению поста -Светлому дню, то есть Пасхе, самому важному празднику в жизни православного человека. Верующие в течение поста готовили не только себя, но и свои дома, «очищали» их.

Существовали нарушения традиций, постепенно приведшие к тому, что сейчас забыты почти все обычаи. Задачей писателя было сохранить, донести до потомства эти традиции. Это удалось ему, прежде всего за счет необычного стиля, необычного языка произведений, которые никогда не забудут те, кто прочитал их.

Литература

1. Шмелев И.С. Лето Господне. - М., 2003.

2. Ильин И. А. Творчество Шмелева. - Париж, 1943.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.