2023
ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ
Т. 14. Вып. 2
ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
УДК 656.835.913.8
Национальные музеи коммуникации и связи в почтовой миниатюре Германии, Франции и России
Е. Н. Метелкин, Т. Е. Сохор
Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Для цитирования: Метелкин Е. Н., Сохор Т. Е. 2023. Национальные музеи коммуникации и связи в почтовой миниатюре Германии, Франции и России. Вопросы музеологии 14 (2): 146160. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.201
Во второй половине XIX в., почти одновременно с учреждением в 1874 г. Всемирного почтового союза (ВПС), в Европе стали открываться почтовые музеи. Этому процессу содействовали следующие причины: достаточно быстрое техническое развитие телеграфной и телефонной связи; стремительное устаревание почтовой техники, позволившее накопить артефакты для выставления их на всеобщее обозрение. Первые почтовые музеи открылись в 1870-е годы в странах — учредительницах ВПС — Германии и России. Задачи и концепции музеев представлялись организаторам по-разному. В Германии пытались охватить историю мировой почты, в России — развитие телеграфа как наисовременнейшего средства связи, Франция демонстрировала желание стать столицей тимбрологии. В создании почтовых музеев, которые рассматривались не только как явления культуры, но и как государственный стратегический элемент, активное участие принимали правительства стран (или соответствующие департаменты). Октябрьская революция 1917 г. в России открыла двери специализированного музея почты для всех желающих: ленинградский музей стал площадкой для проведения досуга и занятий по радиоделу, ставшему популярным в первой половине XX столетия. Мировые войны XX столетия не только изменяли филателистическую тематику, но и влияли на смену экспозиционной деятельности — в хранение были включены уникальные экспонаты. Сегодня почтовые музеи имеются фактически в каждой стране, но далеко не в каждой филателистической продукции отражены этапы их создания и развития. Изображения музеев мировой почты, их создателей и экспонатов в медиапространстве тимбрологии подчеркивают, что почтовые марки, кроме основной своей функции — оплаты почтовых сообщений, выполняют дополнительные — рекламную и познавательную. Ключевые слова: Музей коммуникации в Берлине, Эрнст Генрих фон Стефан, Музей почты в Париже, Эжен Вайе, Музей связи в Санкт-Петербурге, Карл Карлович Людерс, Александр Степанович Попов.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023
Музеи почты (связи, коммуникаций и т. д.) — пространство сконцентрированной корпоративной культуры. К их экспонатам принято относить все те коммуникационно-технические средства, благодаря которым жизнь людей стала комфортней, — телефоны, радио, телевизоры, Интернет. Список можно продолжать, но начало коммуницирования следует отнести к желанию человека передать информацию. Неважно, что для нее явилось основой — камень, папирус или лист бумаги; не столь важен и вид отправления — записка, депеша, письмо или даже рисунок. Главное — способ и скорость передачи информации.
Самое раннее изображение — послание неизвестному адресату было обнаружено в Индонезии, возраст послания — 44 тыс. лет. Потом были голуби, гонцы, стрелы и т. п. Регулярная почта (или ее прообраз) появилась вместе с интенсивным развитием письменности и государственности. В дальнейшем система почтовых пересылок усовершенствовалась, охватывая все большие территории, пока не стала курироваться государственной властью. Неслучайно в начале XX столетия при захвате власти в Петрограде большевики первым объектом выбрали почтамт: нет коммуникации — сопротивление будет обезглавлено! Важность почтовой деятельности была зафиксирована одной из первых серий советских почтовых марок в 1925 г. «20 лет революции 1905 г.» (худ. Д. Голядкин).
Необходимость сохранить историю почты была осознана в первой половине XIX в., когда государственные музеи еще не были созданы. Артефакты сосредотачивались в руках частных собирателей — специалистов почтового дела. Филателия (или, скорее, тимбрология) подтолкнула к серьезному изучению истории почты. С самого первого выпуска почтовых марок в 1840 г. началось их массовое коллекционирование, следствием чего стал возникший интерес к работе почтовых служб. И хотя первая марка появилась в Англии, первый музей почты появился в Германии в 1872 г. Почти сразу после этого события музеи стали появляться и в других странах, выполняя задачи сохранения артефактов и просвещения масс.
Филателия — сугубо почтовая отрасль, и истории собственных специализированных музеев должны были бы отражаться ею многократно. Оказалось, что это не так и похвастать изображением фасада или интерьеров национального музея почты могут от силы полтора десятка стран, среди которых Германия, Франция, Россия, Доминикана, Израиль, Чехия, Швеция, Сингапур и некоторые другие.
В силу ограниченности объема статьи обратимся к трем почтовым музеям, зафиксированным в коммеморативной филателии.
Истории музеев почты очень интересны, каждая из них своеобразна, но раскрываются они в графической миниатюре, через «символы», расшифровывать которые раньше умели советские школьники и увлеченные филателисты.
Германия
Музей коммуникации в Берлине (современное название — Museum für Kommunikation Berlin) был открыт 24 августа 1872 г. как Императорский почтовый музей (Reichspostmuseum — Рейхспостмузеум) стараниями генерального директора почты Эрнста Генриха фон Стефана (Штефана) (Ernst Heinrich von Stefan) (рис. 1).
Генрих фон Стефан (1831-1897) являлся не только известным деятелем Пруссии, но и одним из организаторов Всемирного почтового союза (ВПС), благодаря
Рис. 1. Марки с изображением Эрнста Генриха фон Стефана: а — 1928 г.; б — 1949 г. Из коллекций авторов
которому мы без труда отправляем корреспонденцию в разные уголки планеты и получаем ее.
Погляди, письмо за мной Облетело шар земной. Мчалось по морю вдогонку, Понеслось на Амазонку. Вслед за мной его везли Поезда и корабли.
С. Я. Маршак. Почта
Начав свою карьеру в качестве простого почтового клерка, фон Стефан дослужился к концу жизни до министра почтовых служб Пруссии. Кроме того, его считают создателем открытого письма для почтовой пересылки. Пруссия обязана фон Стефану тотальной телефонизацией. Его изображения на марках появлялись более 100 раз, самые ранние относятся к 1924 и 1928 гг. — времени Германского рейха. Вновь изображение бывшего почтового министра появляется в 1949 г. на территории так называемой Тризонии (Германии, поделенной на три зоны влияния — американскую, британскую и советскую). К слову сказать, в ГДР фон Стефана не чтили, и даже был разрушен мемориал, находящийся в организованном им же Почтовом музее (раннее название Музея почты).
В 1871-1874 гг. в центре Берлина по проекту архитектора Карла Шватло (Carl Schwatlo) было построено здание Имперского почтамта, где была размещена экспозиция Музея почты и одновременно первого в мире технического музея (рис. 2). Начальная цель созданного Музея почты — охват почтовой истории «всех эпох и народов». Однако уже в 1890-е годы стало понятно, что задача неосуществима, и музей переориентировали на национальную составляющую.
Вероятно, музей разрастался очень быстро, и в начале 1890-х годов здание полностью передали музею, а в 1893-1897 гг. его перестроили (арх. Эрнест Хаке (Ernest Hacke), Отто Техов (Otto Techow), Франц Аренс (Franz Ahrens)).
В 1895 г. здание было увенчано бронзовой скульптурой «Гиганты обхватывают земной шар» высотой 575 см, созданной скульптором Эрнстом Венком (Ernst
Рис. 2. Музей коммуникации в Берлине со скульптурной группой «Гиганты обхватывают земной шар» (скульптор Эрнст Венк). Автор фото Jörg Zägel. URL: https://commons.wikimedia.org/ wiki/File:Berlin,_Mitte,_Leipziger_Strasse, _Museum_fuer_Kommunikation_10.jpg (дата обращения:
26.12.2023)
Wenk), которая явилась его первой большой работой. Трое мужчин-гигантов разных возрастов, удерживающие огромный глобус, должны были стать символом всемирной силы коммуникации. По бокам — фигуры, символизирующие транспорт и науку, которые указывали на изображение имперского орла и корону над ним (ее сейчас нет), покровительствующего почтовой инфраструктуре.
Скульптура вызвала насмешки берлинских обывателей, а здание получило название «цирк Стефана». Тем не менее почтовая связь на рубеже XIX-XX вв. развивалась стремительно, и популярные в Пруссии скульптуры с глобусами явились прототипом знаменитого символа Всемирного почтового союза «Вокруг света» (Autour du monde), созданного французским скульптором Рене де Сен-Марсо (René de Saint-Marceaux) и в 1909 г. установленного в Берне (Швейцария) (рис. 3, 4)1.
Как бы то ни было, в 1900 г. выходит почтовая марка с изображением здания берлинского музея в двух цветах (дизайнер C. Frenzel) в серии «Представительные фигуры Германского рейха», что говорит о том, что почтовым музеем в стране
1 Далдюль, 2009. С. 17-19.
Рис. 3. Памятник Всемирному почтовому союзу в Берне, Швейцария, 1909 (скульптор Рене Сен-Марсо). Фото с сайта https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/ ШитЬ/9/95/иРШ.1РС/800рх-иРШ.1РС (фото передано в общественное достояние)
очень гордились. Более того, это изображение может считаться в филателии долгожителем и имеет богатую историю (рис. 5).
Эмиссия этой марки продолжалась в 1902, 1905, 1915 и 1920 гг. Все выпуски, кроме выпуска 1920 г., имели единый номинал — «1 марка», но различные цветовые тональности. А вот марки 1920 г. весьма интересны. Они по-прежнему выпускались, были в обороте и имели уже разные номиналы. Однако после окончания Первой мировой войны произошли изменения границ Германской империи и часть тиража рассматриваемой марки была надпечатана и имела хождение на отсоединенных или присоединенных землях. Надпечатка «Danzig» принадлежала Вольному городу Данцигу; «Plebiscite Olsztyn Allenstein» и «Traité de Versailles» (черная овальная надпечатка Комиссии Антанты) — области плебисцита «Алленштайн»; «Sarre» и «Saap-land» — находилась под управлением Лиги Наций; и некоторые другие. Кроме того, были и малозаметные разновидности — марки с флагами на башнях и без них.
В период между мировых войн музей был закрыт, и здание медленно разрушалось. В 1944-1945 гг. оно серьезно пострадало от бомбардировок союзнических войск.
Судьба оригинальной скульптуры неизвестна, на современном здании находится восстановленная композиция, созданная во второй половине 1990-х годов по сохранившейся модели берлинским скульптором по металлу Ахимом Кюном (Achim Kühn).
К концу Второй мировой войны огромное количество музейных экспонатов было вывезено из Берлина, и на их основе был открыт Музей связи во Франкфурте-на-Майне. Музей, оставшийся в Берлине и попавший в зону влияния СССР, вновь начал работу в 1960 г.
Выпуски почтовых миниатюр, зафиксировавшие здание Музея почты, увидели свет в 1988 (Йоахим Рисс — Joachim Rieß) и 2002 (Коррина Роггер — Corrina Rog-ger) гг. Вид музея отобразился на марке, посвященной 100-летию со дня смерти Генриха фон Стефана, в 1997 г. (Эрнст Юнгер — Ernst Jünger) в ФРГ (рис. 6-8).
Рис. 5. Почтовые марки с изображением здания Берлинского почтового музея: а — 1897 г.; б — 1900 г.; в — 1920 г.; г — 1920 г.; д — Версальский договор; е — Китай, 1920 [Источник: Michel: Deutschland-Spezial 2023. Ed. 53 Aufl., in Farbe. Band 1: 1872-1945. Berlin: Schwaneberger Verlag GmbH, 2023]
В 2022 г. Музей коммуникаций в Берлине отметил свое 150-летие. Отдельной маркой это событие не было отмечено, но зато в Германии начиная с 2021 г. выходит серия рисованных почтовых миниатюр, посвященная письмам и всевозможным способам их доставки адресату.
Сегодня Музей коммуникации в Берлине — современный музей с интерактивными элементами, рассчитанный на семейное посещение. В музейный фонд входят несколько почтовых музеев (в Берлине, Франкфурте-на-Майне, Бонне, Нюрнберге, Гамбурге), обладающих крупногабаритными моделями — дилижансами, автомобилями и средствами связи, в Бонне имеется большой филателистический архив. Особой гордостью является коллекция военно-полевой
Рис. 6. Марка с изображением Музея почты, Рис. 7. Марка с изображением Музея почты,
Берлин, ГДР, 1988 г. Из коллекций авторов Берлин, 2002 г. Из коллекций авторов
Рис. 8. Марка к столетию со дня смерти Генриха фон Стефана, ФРГ, 1997 г. Из коллекций авторов
почты Второй мировой войны. Музей выпускает научно-популярный журнал «Das Archiv. Magazin für Kommunikationsgeschichte»2.
Франция
Целью работы Музея почты в Париже, в отличие от музея в Берлине, не стало создание экспозиции «всех времен и народов», французы хотели хранить только историю мировой тимбрологии. Попыток организации музея было несколько. Первая экспозиция была открыта в 1910 г. в здании почтового министерства, но из-за небольшого количества посетителей в 1922 г. музей был закрыт, а коллекция передана в Консерваторию ремесел и искусств. Вторая попытка была осуществлена в 1930-е годы. Эжен Вайе, возглавлявший министерскую библиотеку, начал собирать документы и экспонаты и ходатайствовать об открытии музея.
Для скорейшего открытия музея необходимо было иметь некоторую сумму денег, которая позволила бы осуществить эту идею, и Вайе придумал интересный маркетинговый ход. Чтобы собрать недостающую сумму, было принято решение о выпуске в 1939 г. почтово-благотворительной марки, сюжетом которой явилась гравюра Оноре Фрагонара «Письмо» (хранилась в Музее почты в Париже; гравер марки Жуль Пьель (Jules Piel)).
Официально музей был утвержден в 1942 г. Он расположился в отеле Шуазёль-Праслян (de Choiseul-Praslin), а Эжен Вайе был назначен его куратором (директором)3.
2 Музей коммуникаций в Берлине. 1919. Филателия (1): 41-43; Museum für Kommunikation Berlin. 2023. URL: https://www.m&-berlin.de/ (дата обращения. 24.04.2023).
3 L'histoire de Musée de la Poste. 2023. Tout commence en 1864... URL: https://www.museedelaposte. fr/collections/lhistoire-du-musee-de-la-poste (дата обращения: 24.04.2023).
Рис. 9. Марка с изображением Эжена Вайе. Из коллекций авторов
Марка, посвященная Эжену Вайе (рис. 9), была выпущена в 2009 г., к 50-й годовщине со дня его смерти (художник и гравер — Андре Лавернь (André Lavergne)), в серии «Знаменитости». Вайе возглавлял музей с 1946 по 1955 г., создал 7-томную «Историю почты Франции» (не завершена). Кроме того, под псевдонимом Жан Ку-ланж он был известен как французский баснописец. Вайе был доктором права4.
Война и сложное послевоенное время стали причиной того, что музей открылся не сразу, а в 1946 г., и не без помощи филателистов. Вайе повторил идею своеобразного «краудфандинга» и в 1939 г. вновь стал инициатором выпуска поч-тово-благотворительной марки на сюжет картины Жана Симеона Шардена «Дама, запечатывающая письмо» (1733, Замок Шарлоттенбург, Германия) с гравюры Этье-на Фессара (Национальная библиотека Франции, на гравюре зеркальное изображение) (гравер марки — Генри Чеффер (Henri Chaffer)) (рис. 10, 11). Почтовый музей
Рис. 10. Марка на сюжет картины Ж.-О. Фрагонара «Письмо». 1939. Из коллекций авторов
Рис. 11. Марка на сюжет картины Жана Симеона Шардена «Дама, запечатывающая письмо». 1946. Из коллекций авторов
4 Nécrologie: Eugène Vaillé. 1959. Bulletin des bibliothèques de France (BBF) (10): 444-445.
Рис. 12. Здание Музея почты в Париже: а — фасад музея. Скульптор Робер Жювен. Фото. Musée de la Poste: сайт. 1973 г. URL: https://www.museedelaposte.fr/system/
files/styles/mlp_vm_horaire__large/private/muse-e-de-
la-poste-paris-re-ouverture-claudine-colin-communica-tion.png?h=d6f88370&itok=sQcRl3gY (дата обращения: 26.12.2023); б — марка с изображением фасада, 1973 г.; в — 2019 г. Марки из коллекций авторов
был торжественно открыт 4 июня во время филателистической выставки, проходившей в Париже с 25 мая по 10 июня 1946 г.5
До начала 1970-х годов Музей почты находился в отеле Шуазёль-Праслян, но с годами помещений для экспозиций стало не хватать. Почтовое ведомство купило
5 Les timbres de France "Phil-Ouest". 2023. URL: https://www.phil-ouest.com/Timbre.php?Nom_ timbre=Musee_postal_1946 (дата обращения: 20.04.2023).
старое здание в районе Монпарнаса и в 1969-1972 гг. полностью его перестроило (арх. Андре Шателин — André Chatelin). Фасад дома, ставший логотипом музея и символом архитектуры 1970-х годов, разработал скульптор Робер Жювен (Robert Juven) (рис. 12). Несколько бетонных рельефов на фасаде создают образы глубокой печати почтовой марки и ее зубцов, крепко сцепленных с экстерьерной стеной. Кроме того, рельеф — первый экспонат, встречающий посетителей музея. В 1973 г. музей полностью переехал в новое здание и в конце года был открыт для публики. По этому поводу была выпущена почтовая марка (худ. Жан Фёльпан (Jean Felpin) и Робер Фолл (Robert Fall)) и несколько конвертов первого дня6.
В 2014 г. музей закрылся на реконструкцию. Долгих пять лет шел ремонт, принципиально изменивший экспозиционную идею. Экспонаты не только традиционно закреплены по стенам, стендам или музейным витринам, они подвешены в пространстве и заставляют себя замечать. В 2019 г. произошло очередное открытие музея с выпуском новой почтовой марки (худ. Эльза Кателин — Elsa Katelin), на которой вновь был обыгран рельеф Робера Жювена. Однако долго работать музею не довелось: началась пандемия. После снятия запретов на посещение Французский музей почты к своему названию «Musée de la Poste» добавил слово «LAdresse» (адрес), что теперь является основным названием музея.
Следует отметить, что почтовый музей Франции, хранящий одну из самых больших филателистических коллекций в мире, если и не задает национальную тематическую политику при выпуске почтовых миниатюр, то серьезно ее корректирует, предлагая к напечатанию национальную серию «Деятели почты», публикацию музейных экспонатов, а также напоминаний о тематике выставок музея. Примерами могут служить марки, посвященные ежегодным филателистическим и филокар-тическим выставкам, серия «150 лет почтовой карточке» (2022), банкоматная марка (аналог отечественного стандартного выпуска, 2021-2022) — «Письма женщин», сохраняющие традиции почтовых миниатюр 1939 и 1946 гг.
Россия
Идея аналогичного музея в России стала разрабатываться с 1872 г. благодаря Карлу Карловичу Людерсу — вице-директору Телеграфного департамента. В 1874 г. (в год создания ВПС) предметы телеграфного депо — будущие экспонаты музея — были собраны в здании, специально приспособленном для музея и библиотеки (Почтамтская ул., д. 17)7. Однако до октября 1923 г. музей являлся закрытым ведомственным учреждением, которым пользовались ученики телеграфной школы при Главной телеграфной конторе, чины почтово-телеграфного ведомства и воспитанники некоторых учреждений. С самого начала музей не был почтовым, а позиционировался как телеграфный, хранящий историю развития и эксплуатации средств связи, в те годы в основном телеграфного и телефонного предназначения8.
6 Martin Hella, 2006; Куренков А. 1976. Почтовый музей в Париже. Филателия СССР 10: 42.
7 История Центрального музея связи имени А. С. Попова в документах и фотографиях (к 150-летию музея). 2022. Авторы текстов: О. В. Фролова, Л. И. Бажитова, Н. А. Борисова, Н. И. Ло-сич. СПб.: ЦМС им. А. С. Попова; Белгород: Константа.
8 Центральный музей связи им. А. С. Попова. 1962. [В. П. Броневицкий, М. В. Васильев, М. В. Зиновьев и др.]; под. ред. Б. И. Расина. Л.: Художник РСФСР; Почта и телеграф в XIX столетии: прило-
Рис. 13. Музей связи. Фотография авторов
«Идея [музея. — Авт.] <...> заключалась в формировании музейной коллекции из современных действующих телеграфных аппаратов с последующим наполнением ее историческими экспонатами»9.
Позднее, после объединения почтового и телеграфного ведомства, появилась и почтовая часть, оставаясь по-прежнему без статуса публичного музея. Однако уже с 1893 г. Главное управление почт и телеграфов, выступая на международных выставках, демонстрировало свои историко-музейные экспонаты. Так, на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Управлением почт и телеграфов была получена высшая награда за представленную экспозицию по развитию телеграфа и телефонии. Среди экспонатов — первый электромагнитный телеграфный аппарат, изобретенный в 1832 г. Павлом Львовичем Шиллингом, телеграфные аппараты Бориса Семеновича Якоби, «Почтово-телеграфный журнал», модели перевозки почты в Сибири и на Кавказе и многое другое10.
В 1918 г. Почтовый музей Комиссариатом почт и телеграфа был переведен в Москву, но и там он не стал публичным. В конце 1923 г. экспонаты музея были возвращены в Петроград, о чем сообщалось в разделе «Хроника» журнала «Советский филателист»: «Переведенный Музей Народной Связи распаковал свои ящики и открыл двери для посетителей. Под музей отведено 2 этажа в доме № 17 по улице Связи (рис. 13), где и расположены телеграфные и телефонные аппараты всех действовавших в России систем, образцы почтовой мебели, почтовых ящиков, мешков, кожаных вещей, представлены рельефные изображения способов перевозки
жение второе. 1902. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. СПб.: типография МВД: 240-242.
9 Бажитова, 2007. С. 9-11.
10 Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. 1900. СПб.: Издание И. Шустова. Часть вторая. С. 87; Часть третья. С. 13.
Г» • » Г * V
Рис. 14. марка с изображением А. С. Попова. 1925. Из коллекций авторов
150 ДЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ \
Рис. 15. Почтовый блок. 2009. Из коллекций авторов
почт в России, а также Государственная коллекция знаков почтовой оплаты, заключающая в себе знаки всего мира. Музей пользуется большим вниманием посетителей. <...> В текущем году исполняется 50-летие существования Музея, открытого в 1874 году при б. Телеграфном Департаменте»11. В 1924 г. в стране, измученной Гражданской войной и бесконечной блокадой западных стран, не было возможности создавать коммеморативную почтовую марку, посвященную юбилею.
После Октябрьской революции большое внимание уделялось не только телеграфной и почтовой связи, но и радиосвязи. Во второй половине 1920-х годов музей пополнился экспонатами, связанными с деятельностью А. С. Попова — основателя радиотехнической научной школы. Так, предметом гордости музея является первый радиоприемник Попова. К слову сказать, серьезное почитание исследователя как выдающегося отечественного ученого и споры по поводу первенства его изобретения явились основанием для выпуска марок (1925, худ. Н. Качура; 1945; 1949; 1955; 1959; 1965; 1989; 1995; 2009, худ. А. Дробышев) (рис. 14, 15). «Личность Попова традиционно использовалась для пропаганды советских ценностей, превосходства социализма как политического строя», — отметили исследователи О. В. Фролова и Т. С. Васильева12. В 1933 г. в здании, где ныне находится музей, располагалось Общество друзей радио13.
В годы войны и блокады экспонаты музея привлекались для нужд фронта, а само здание являлось военным объектом, обеспечивавшим радиосвязь Ленинграда с Большой землей14.
В начале мая 1945 г., в день 50-летия изобретения радио, Музей народной связи по решению правительства становится Центральным музеем связи (ЦМС) и получает имя А. С. Попова, которое носит по сегодняшний день. В честь знаменательного события 6 июля 1945 г. была выпущена серия марок, посвященных радиоюбилею (худ. И. Дубасов) — «А. С. Попов у первого в мире радиоприемника» и «Портрет А. С. Попова».
11 Музей Нарсвязи в Ленинграде. 1924. Советский филателист 6. С. 28.
12 Фролова, Васильева, 2020. С. 286.
13 Ленинград: Путеводитель.1933. М.; Л.: ОГИЗ. Т. II. С. 547.
14 История Центрального музея связи имени Л. С. Попова в документах и фотографиях (к 150-летию музея). 2022. С. 130-131.
Рис. 16. Марка с видом здания Центрального музея связи им. А. С. Попова (худ. И. Левин) и Шуховской башней. 1960. Из коллекций авторов
Кроме того, Музей фактически стал основателем отечественного профессионального праздника, Дня радио, установленного СНК СССР в мае 1945 г.: «Учитывая важнейшую роль радио в культурной и политической жизни населения и для обороны страны, в целях популяризации достижений отечественной науки и техники в области радио и поощрения радиолюбительства среди широких слоев населения, установить 7 мая ежегодный День радио»15. Установленная дата позволила отмечать праздник не только торжествами в стране, но и выпуском марок, демонстрируя всему миру успехи СССР в радиосвязи.
В 1960 г. в рамках празднования Дня радио вышла марка с видом здания Центрального музея связи им. А. С. Попова (худ. И. Левин) и с Шуховской башней — советским символом развития радио. Марка, посвященная 100-летию Музея, продемонстрировала лишь некоторые его экспонаты (1972, худ. Р. Стрельников) (рис. 16). И наконец, в 2007 г. в рамках проведения Международного симпозиума «Почтовая связь — инфраструктура современного общества» («Почтовая тройка — 2001») был выпущен конверт с оригинальной маркой (Рижская печатная фабрика), где ракурс здания показан по Почтамтской улице, с центрального входа бывшего дворца канцлера А. А. Безбородко.
Центральная марка юбилейного блока, вышедшего 30 сентября 2022 г. (худ. С. Капранов) повторяет угловой ракурс здания, воспроизводимого ранее. Изображение 2022 г. создано при помощи фотоперекладки, на заднем плане четко прочитывается купол Исаакиевского собора, что было недопустимо в 1960 г. На полях блока изображены почтовая тройка, первые отечественные марки (1858 г.), первый приемник А. С. Попова (1895 г.) и первый гражданский спутник «Луч-15». Как жаль, что не вспомнили об антенне времен Великой Отечественной войны, связывающей блокадный Ленинград со страной!
К юбилею ЦМС выпустил сувенирный, не почтовый блок (рис. 17, 18), где также показаны экспонаты и сделана попытка зафиксировать основные события истории музея. Хотя использование символа почты — почтовых рожков — на каждой из четырех марок блока для российской филателии кажется неуместным. Не
15 Об ознаменовании 50-летия со дня изобретения радио А. С. Поповым. 1945. Правда 106 (3 мая): 4.
Рис. 17. Почтовый блок к 150-летию Рис. 18. Сувенирный, непочтовый блок. 2022.
Центрального музея связи. Из коллекций авторов
Из коллекций авторов
прижились почтовые рожки в нашем Отечестве! «Однозвучно гремит колокольчик, / издали отдаваясь слегка...» (Иван Макаров); «Ах колокольчик, колокольчик! / Когда и над моей дугой, / Над тройкой ухарской, лихой / Ты зазвенишь?» (Федор Глинка); «Тройка мчится, тройка скачет, / Вьется пыль из-под копыт, / Колокольчик звонко плачет, / И хохочет, и визжит» (Петр Вяземский); «Колокольчик звенит, / Этот звон, этот звук / Много мне говорит» (Евгений Юрьев); «Звенит, гудит, дробится мелкой трелью / Валдайский колокольчик удалой.» (Евдокия Растопчина); «Кто долго жил в глуши печальной, / Друзья, тот верно знает сам, / Как сильно колокольчик дальний / Порой волнует сердце нам.» (А. С. Пушкин) и т. д.
Существующие в мире почтовые музеи или музеи связи сохраняют историю не только национальной почты, но и мировой коммуникации, науки и техники. В последние годы музеи выходят из состояния статичности, становясь подвижными, интерактивными, стараются привлекать внимание посетителей через игру, различные квесты, лекции, занятия. Безусловно, это хорошее начинание, в которое активно включается и тимбрология.
Литература
Бажитова Л. И. 2007. Н. Е. Славинский — первый директор Почтово-телеграфного музея в Санкт-
Петербурге. Электросвязь: история и современность 2: 9-11. Далдюль С. 2009. Памятник ВПС отмечает свое 100-летие. Union Postale 3: 17-19. Фролова О. В., Васильева Т. С. 2020. А. С. Попов на отечественных почтовых марках: правда и художественный вымысел. СП6НТОРЭС: Труды ежегодной НТК 1 (75): 283-286. Martin Hella. 2006. Du Musée postal de France au musée de La Poste. L'Écho de la timbrologie 1802 (December): 38-42.
Vaillé E. 1947-1955. Histoire générale des Postes françaises in 7 vols. Paris: Presses universitaires de France.
Статья поступила в редакцию 6 июня 2023 г.; рекомендована к печати 15 октября 2023 г.
Контактная информация:
Метелкин Евгений Николаевич — канд. ист. наук; [email protected] Сохор Татьяна Евгеньевна — аспирант; [email protected]
National museums of communication and postal service in postal miniature of Germany, France and Russia
E. N. Metelkin, T. E. Sokhor St. Petersburg State University,
7-9, Universitetskaia nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
For citation: Metelkin E. N., Sokhor T. E. 2023. National museums of communication and postal service in postal miniature of Germany, France and Russia. The Issues of Museology 14 (2): 146-160. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.201 (In Russian)
In the second half of the 19th century, almost simultaneously with the establishment of the Universal Postal Union (UPU) in 1874, postal museums began to open across Europe. The first postal museums opened in the UPU founding countries — Germany and Russia. The objectives and concepts of these museums were presented differently to their organizers. In Germany they tried to cover the history of the world mail, in Russia — the development of telegraph, as the most modern means of communication, and France — demonstrated a desire to become the capital of typology. The creation of postal museums, which were seen not only as cultural phenomena but also as a national strategic element, also involved national governments (or their departments). The Second World War changed not only philatelic themes, but also influenced changes in display activities. Today there are postal museums in virtually every country in the world, but not every philatelic production reflects the stages of their creation and development. Images of world postal museums, their creators and exhibits in the Tim-brology media space emphasize that postage stamps, in addition to their main purpose — payment for postal messages, perform supplementary functions — advertising and educational. Keywords: Communication Museum in Berlin, Ernst Heinrich von Stephan, Postal Museum in Paris, Eugène Weier, Museum of Communication in St. Petersburg, Karl Karlovich Lueders, Alexander Stepanovich Popov.
References
Bazhitova L. I. 2007. N. E. Slavinsky — the first director of the Post and Telegraph Museum in St Petersburg.
Elektrosviaz': Istoriia i sovremennost' 2: 9-11. (In Russian) Daldul' S., 2009. The UPU monument celebrates its 100th anniversary. Union Postale 3: 17-19. (In Russian) Frolova O. V., Vasilieva T. S. 2020. Popov on Russian postage stamps: Truth and fiction. SPbNTORES: Trudy
ezhegodnoi NTK 1 (75): 283-286. (In Russian) Martin Hella. 2006. Du Musée postal de France au musée de La Poste. L'Écho de la timbrologie 1802 (December): 38-42.
Vaillé E. 1947-1955. Histoire générale des Postes françaises in 7 vols. Paris: Presses universitaires de France.
Received: June 6, 2023 Accepted: October 15, 2023
Authors' information:
Evgeny N. Metelkin — PhD in History; [email protected] Tatiana E. Sohor — Postgraduate Student; [email protected]