Филателистическая выставочная деятельность как педагогический инструмент: на примере преподавания иностранным студентам безопасности жизнедеятельности
Громов Юрий Владимирович,
старший преподаватель, кафедра социальной безопасности, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена E-mail: [email protected]
Иконникова Галина Юрьевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности, Институт психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена E-mail: [email protected]
Кудрин Алексей Анатольевич,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной безопасности, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена E-mail: [email protected]
В статье рассматривается филателистическая выставочная деятельность как форма работы с иностранными студентами и использование почтовых марок своей страны и как дидактического средства в обучении безопасности жизнедеятельности. В нашем исследовании мы рассматриваем участие иностранных студентов в межрегиональной филателистической выставках «Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций», проводимых в Центральном музее связи им. А.С. Попова в 2016-2019 гг. Практика показывает, что иностранные студенты на первом курсе еще слабо владеют русским языком, что влияет на качественное изучение преподаваемой дисциплины. Недостаточное знание русского языка для освоения дисциплины для студентов первого курса обучения можно частично компенсировать применением специально подобранных филателистических средств родной страны. Подготовка к выставочной деятельности стимулирует исследовательскую, проектную и публикационную деятельность студентов.
Ключевые слова: почтовая марка, дидактическое средство, филателистическая выставка.
о с
U
см см
Дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) иностранные студенты осваивают в первом или втором семестре на первом курсе. На первом курсе иностранные студенты слабо владеют русским языком. Помочь изучению дисциплины на наш взгляд может филателистический материал родной страны. Иностранные студенты с большим воодушевлением работают с марками своей страны, что увеличивает интерес к изучению дисциплины, помогает сравнивать решение проблем безопасности в мире, в России и своей стране.
Работа по использованию почтовых марок иностранными студентами началась в 2012 году. Студентам предлагалось описать почтовую марку по изучаемой теме: что на ней изображено, общий сюжет, далее более конкретно, что связано с вопросом изучаемом на занятии и какая может быть межпредметная связь с работой по направлению, по которому обучается студент. Филателистический материал заранее предоставлялся и подбирался преподавателем на текущую тему изучения. Результаты работы студента оформлялись на 1 листе формата А-4. После работы с почтовыми марками своей страны предлагались к рассмотрению марки других стран и почтовых администраций ООН в Нью-Йорке, Вене и Женеве. По завершению изучения темы проводилась выставка работ в аудитории и обсуждение. По мере накопления работ появилась возможность проводить выставки подобных работ не только в группе, и на факультете.
Студентам, которым понравилось заниматься с филателистическим материалом, предлагалось попробовать свои силы в создании одностендово-го экспоната на филателистическую выставку факультета, института, университета. Одностендо-вый экспонат (16 листов формата А-4). В.Я. Бойко считает, что одностендовые коллекции и выставочные экспонаты в настоящее время становятся основой развития молодежной образовательной филателии [7, с.29]. По мнению А.А. Бородина, этот формат вписывается в новые выставочные категории «Открытая филателия» (Open Philately) и «Современная филателия» (Modern Philately) [7, c. 32]. Наиболее доступной формой одностендово-го экспоната может служить полный годовой набор почтовых марок страны, оформленный на листах формата А-4 в хронологическом порядке. Студент работает над составлением макета экспоната, переводит название выпусков с родного языка на русский язык, оформляет титульный лист, где
размещается аннотация и план экспоната по листам. Полученные навыки, знания и умения позволят в будущем выполнить тематический экспонат по выбранной теме, а также использовать филателистический материал на занятиях. Студент под руководством преподавателя может разработать на базе своего экспоната методическую разработку примерного филателистического экспоната для образовательной площадки школы или вуза и опубликовать ее. В результате студент получает возможность участвовать не только выставках, организованных на факультете, институте, университете, но и на внешних, региональных, межрегиональных, национальных выставках. На филателистических выставках существует литературный класс, что позволяет студенту участвовать на выставке не только с экспонатом, но и с исследованиями, представленными в литературном классе в виде публикаций. В целом выставка рассматривается как часть информационной системы в образовательном процессе вуза.
Рассмотрим участие иностранных студентов института педагогики и института психологии Герценовского университета во внешних филателистических выставках. В сборниках научно-практического семинара по истории почты и филателии в Центрального музея связи им. А. С. Попова, начиная с 2014 года, публикуется каталог ежегодной региональной или межрегиональной «Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций - ... (год)», выставки, посвященной международной неделе письма. Первый одностендовый экспонат, выполненный иностранными студентами, был представлен на выставке в 2016 году. Эта работа «Почтовые марки Китайской Народной Республики 1998 года» была выполнена студентами института психологии Чжу Фанлу и Лэн Сяотянь [7, с. 192]. В работе был сделан акцент, раскрывающий проблемы безопасности жизнедеятельности. Коллекцию 1998 года предварили 2 первые серии почтовых марок с момента образования КНР: 1-я пленарная сессия Народного политического консультативного совета Китая (1949); Образование КНР (1950) [8, с.36,40]. В 1998 году почтовое ведомство КНР произвело 31 выпуск почтовых марок по собственной классификации, в который вошли 111 почтовых марок и 5 почтовых блоков [8, c.317-328]. На марках нашло отражение проблем охраны природного, культурного наследия; военная безопасность; охрана общественного порядка. Особый интерес вызывает почтово-благотворительный выпуск, посвященный пострадавшим от наводнения. По теме экспоната студентами вместе с преподавателями была опубликована методическая разработка филателистического экспоната для образовательной площадки школы [1, с. 922-926]. На рис. 1 этот экспонат на выставке.
В 2018 году на выставке были представлены студентами из КНР 2 одностендовых экспоната: «Почтовые марки Китайской Народной Республики 1993, 1995 годов», выполненный студентками института психологии Ли Пейсюань и Чень Ивень;
«Почтовые марки Китайской Народной Республики 2015 года», выполненный студентом института психологии Лю Хань [4, с. 397].
Рис. 1. Экспонат «Почтовые марки КНР 1998 года» на выставке ЦМС им. А.С. Попова 2016 г.
В 2019 году студентами Ли Цзинь Юэ, Дэн Шу-вен, Лю Тяньцин были выполнены два экспоната «Почтовые марки Китайской Народной Республики 2017 года» и «Почтовые марки Китайской Народной Республики 2018 года» [2019, с. 380-381]. На рис. 2 представлены экспонаты на выставке ЦМС им А.С. Попова.
Создание коллективных экспонатов развивают умение работать в команде.
Рис. 2. Экспонаты на выставке ЦМС им. А.С. Попова 2019 г.
Наиболее «продвинутой» следует считать работу студентки из Вьетнама До Тхань Ха, обучающейся в институте педагогики. Эта работа была представлена на выставке 2017 году под названием «Военные опасности и угрозы: война во Вьетнаме 1965-1973 гг.» [4, с. 277] (рис. 3).
Титульный лист экспоната традиционно состоял из аннотации и плана стенда. 2-й лист экспоната рассказывает о почтовых марках Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), на нем представ-
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
лен первый выпуск почтовых марок 1946 года. Далее почтовые марки ДРВ 1964-1975 гг., посвященные войне во Вьетнаме, в хронологическом порядке. Особый интерес посетителей выставки вызвала серия «Картины современных вьетнамских художников» и почтовая марка 1965 года, посвященная памяти американского гражданина Нормана Моррисона, покончившего жизнь самоубийством (самосожжение) в знак протеста против войны США во Вьетнаме [3, с. 74]. На почтовых марках во всей полноте отражена героическая борьба вьетнамского народа против американского военного вмешательства 1965-1973 годы. В серии «Три готовности вьетнамкой молодежи выпущенной в 1973 году показаны: готовность учиться; готовность трудиться; готовность сражаться. Каждая готовность поддержана девизом: «учеба продолжается всю жизнь»; «труд, долг и честь молодежи»; «бей врага пока он на твоей земле» [3, с. 111]. По теме экспоната студентом под руководством преподавателя была опубликована методическая разработка филателистического экспоната для образовательной площадки школы [2, с. 542547].
—=--- л
■ □ J НИН 1st nr —M sm и a Is
сЧ. j| 1 В ■
■ ■ T ail 01
1 Sb ■ 1 ж ■ I i L_ J Em аав иаи
SI ж SSIE ЕЗ Ш □ m pei иЦн а ни шив ШВЕ Bi IS® 30 вига
1 11 i 11 a—я l£H - из ■ ■ ■ ■I Ü h BLai 1*» ж e и
Рис. 3. Экспонат «Военные опасности и угрозы: война во Вьетнаме 1965-1973 гг.» на выставке ЦМС им. А.С. Попова 2017 г.
Все экспонаты студентов, принимавших участие в выставке, проводимой в ЦМС им. А.С. Попова, были награждены Дипломами выставки.
В настоящее время образовательной площадкой «Герценовский филателист» ведется работа по подготовке филателистического материала о Монголии, Кубы, Казахстана, Таджикистана, ТурЫ кменистана, Узбекистана.
g Студенты институтов педагогики в психологии вышли на завершающий этап подготовки экспона-z тов: «Почтовые марки Китайской Народной Респу-
блики 2020, 2021 года»; «Безопасность жизнедеятельности на почтовых марках ООН». Имеющиеся сейчас экспонаты почтовых марок КНР позволяют осуществить отдельную выставку «Китайская Народная Республика на почтовых марках». Филателистические средства и аксессуары для работы студентов предоставляет образовательная площадка «Герценовский филателист».
Знания, полученные студентами с помощью почтовых марок (визуальных дидактических средств), умения применять их на практике в процессе учебной деятельности, навыки в составлении коллекции, помогающие осваивать элементы исследовательской и проектной работы, способствуют успешному усвоению дисциплины БЖД и смежных с ней дисциплин.
Литература
1. Громов Ю.В. Методическая разработка филателистического экспоната «Почтовые марки Китайской Народной Республики 1998 года» для филателистической образовательной площадки школы / Ю.В. Громов, Г.Ю. Иконникова, Фанлу Чжу, Сяотань Лен. // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 922-926.
2. Громов Ю.В. Методическая разработка филателистического экспоната «Военные опасности и угрозы: война во Вьетнаме 19641973 гг.» для филателистической образовательной площадки школы / Ю.В. Громов, Тхань Ха До. // Молодой ученый. 2017. № 13 (147). С.542-547.
3. Каталог почтовых марок Социалистической Республики Вьетнам, 1945-1985. М.: «Марка». 1990. 263 с.
4. Опыт участия в отечественных и международных филателистических выставках: Материалы VIII научно-практического семинара по истории почты и филателии / ЦМС им. А.С. Попова; [науч. ред. Л.Н. Бакаютова]. СПб., 2017. 279 с.
5. Почтовая марка и почтовая карточка: творцы, издатели и коллекционеры. Сборник методических материалов IX Научно-практического семинара. Санкт-Петербург, 9 октября 2018г / Л.Н. Бакаютова, А.А. Шмакова; ЦМС им. А.С. Попова; науч. ред. Л.Н. Бакаютова. СПб., 2018. 399 с.
6. Почта. Филателия. Филокартия. Историко-культурное значение: Сборник методических материалов X Научно-практического семинара. Санкт-Петербург, 9 октября 2019 г. / сост. Л.Н. Бакаютова]; ЦМС им. А.С. Попова; науч. ред. Л.Н. Бакаютова. СПб., 2019. 381 с.
7. Филателия и молодежь: VII Научно-практический семинар по истории почты и филателии /; [сост.: Л.Н. Бакаютова, Н.Н. Кури-цина]. СПб.: Центральный музей связи, 2016. 196 с.
8. Postage Stamp Catalogue of the new China. 2018. YSP. BEJING YANSHAN PRESS. 612 p.
PHILATELIC EXHIBITION ACTIVITY AS A PEDAGOGICAL TOOL: ON THE EXAMPLE OF TEACHING FOREIGN STUDENTS LIFE SAFETY
Gromov Yu.V., Ikonnikova G. Yu., Kudrin A.A.
Herzen State Pedagogical University of Russia
The article deals with philatelic exhibition activities as a form of work with foreign students and the use of postage stamps of one's country as a didactic tool in teaching health and safety. In our research, we study the participation of foreign students in the interregional philatelic exhibition "Saint Petersburg Vernissage. Week of Postal Collections" held at the A.S. Popov Central Museum of Communications on 2016-2019. Experience shows that foreign students in the first year still have a poor command of the language, which affects the quality of study of the taught discipline. Insufficient knowledge of Russian to master the discipline for first-year students can be partially compensated through using specially selected philatelic means of their native country. Preparation for exhibition activities stimulates students' engagement in research, project, and publication.
Keywords: postage stamp, didactic means, philatelic exhibition. References
1. Gromov Yu.V., Guidance Paper for the Philatelic Exhibit "Postage Stamps of the People's Republic of China of 1998" for School Philatelic Educational Platform / Yu.V. Gromov, G. Yu. Ikonnikova, Fanlu Zhu, Xiaotan Len. // Young Researcher. 2016. No. 8 (112). P. 922-926.
2. Gromov Yu.V., Guidance Paper for the Philatelic Exhibit "Military Dangers and Threats: The War in Vietnam of 1964-1973" for School Philatelic Educational Platform / Yu.V. Gromov, Thanh Ha Do. // Young Researcher. 2017. No. 13 (147). P. 542-547.
3. Catalogue of postage stamps of the Socialist Republic of Vietnam, 1945-1985. M.: «Stamp». 1990. 263 p.
4. Experience of participation in domestic and international philatelic exhibitions: Materials of the VIII scientific and practical seminar on the history of mail and philately / A.S. Popov Central Museum of Communications; [compiled by L.N. Bakayutov]. St. Petersburg, 2017. 279 p.
5. Postage stamp and postcard: creators, publishers, collectors: Collection of Guidance Materials of the 9th Research and Practice Seminar. Saint Petersburg, 9 October 2018. / L.N. Bakayu-tova, A.A. Shmakova]; A.S. Popov Central Museum of Communications; academic editor L.N. Bakayutova. Saint Petersburg,
2018. 399 p.
6. Post. Philately. Deltiology. Historical and Cultural Significance: Collection of Guidance Materials of the 10th Research and Practice Seminar. Saint Petersburg, 9 October 2019. / compiled by L.N. Bakayutova]; A.S. Popov Central Museum of Communications; academic editor L.N. Bakayutova. Saint Petersburg,
2019. 381 p.
7. Philately and youth: 7th Research and Practice Seminar on the History of Post and Philately/; [compiled by L.N. Bakayutova, N.N. Kuritsina]. Saint Petersburg: Central Communications Museum, 2016. 196 p.
8. Postage Stamp Catalogue of the new China. 2018. YSP. BE-JING YANSHAN PRESS. 612 p.