Становление и развитие отечественной образовательной филателии: педагогический аспект
Громов Юрий Владимирович,
старший преподаватель; кафедра социальной безопасности, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы становления и развития образовательной филателии в нашей стране с 1966 года. Выбор периода исследования объясняется тем, что образовательная филателия по массовости применения с 1966 по 1986 годы достигла наивысшего подъема. В последнее десятилетие исследователи во многих странах мира все чаще прибегают к использованию филателистических средств в научных исследованиях, а также филателия рассматривается как дидактический ресурс для различных дисциплин и как средство повышения познавательной активности обучаемых на разных уровнях образования. Вместо кружка и клуба юных филателистов предлагается филателистическая образовательная площадка на базе музея факультета университета или школы. Современная образовательная филателия имеет тенденции развития по следующим направлениям: использование филателистических средств для познавательной активности обучаемых; разработка новых образовательных технологий на основе филателистического материала; проведение исследований с использованием филателистического средств; включение филателистических, научных, творческих выставок в образовательный процесс школы и вуза.
Ключевые слова: образовательная филателия, кружок, клуб филателистов, образовательная филателистическая площадка, исследования на основе филателистических средств.
Рассмотрим развитие образовательной филателии в нашей стране в период его наивысшего подъема 1966-1986 гг. К 1966 году в стране насчитывалось 6 кружков и клубов юных филателистов (КЮФ) численностью 349 членов. В 1968 году было образовано 445 КЮФов численностью свыше 16 000 членов. К 1984 численность юных филателистов превышала 200 000 членов [3, с.11]. В 1980-е годы ежегодно проводилось около 2 500 юношеских филателистических выставок от клубных до всесоюзных [3, с.13].
В становлении и развитии образовательной филателии большой вклад внесло министерство просвещения нашей страны. Так, в письме Министра просвещения СССР № 6-М от 11 марта 1967 года «О кружках (клубах) юных филателистов», адресованном министрам просвещения (народного образования) союзных республик, в частности говорится: «Министерство просвещения СССР рекомендует всемерно поощрять создание в школах кружков и (клубов) юных филателистов; использовать филателию в учебно-воспитательной работе школ; создавать из коллекционных материалов наглядные учебные пособия, тематические стенды и выставки» [9, с. 88-89].
Министерством просвещения СССР и Правлением ВОФ были разработаны и одобрены: «Положения о юношеской секции ВОФ, а также краткие указания о программе и методике проведения занятий в кружках и клубах юных филателистов» [9, с. 89]. Был создан Совет по руководству юношеской секцией, куда вошли представители Министерств просвещения СССР, РСФСР, Академии педагогических наук СССР и других организаций [9, с. 89].
В 1981 году Управлением учебных заведений министерства просвещения СССР была подготовлена и направлена во все педагогические учебные заведения программа для факультетов общественных профессий (ФОП) «Основы советской филателии» [11, с. 54]. В письме Начальника управления учебных заведений № 401-11-09/12 от 6.04. 1984 «О расширении подготовки на ФОП руководителей клубов (кружков) юных филателистов» которое было направлено в адрес ректоров педагогических институтов и директоров педагогических училищ, подчеркивается, что «...филателия имеет большое воспитательное значение. Занятие филателией способствуют расширению и углублению знаний учащихся, прививают интерес к изучению политических и исторических событий, природы, памятников материальной культуры, достижений науки и искусства, формируют
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
любознательность, художественный вкус, любовь к прекрасному» [11, с. 53-54].
Управление учебных заведений Министерства просвещения СССР рекомендовало ректорам педагогических институтов и директорам педагогических училищ: «повсеместно организовать на факультетах общественных профессий подготовку будущих учителей к филателистической работе со школьниками, обратив особое внимание на вооружение их методикой использования филателии на уроках и во внеклассной работе, организации и руководства клубами и кружками юных филателистов» [11, с.54]. Эта работа была поддержана всеми существующими на тот момент современными техническими средствами агитации и пропаганды. На таблицах 1-4 представлен перечень диафильмов, кинофильмов, грампластинок, магнитофильмов по коллекционированию на филателистические темы для кружков и клубов юных филателистов [10, с.107-110].
Таблица 1. Диафильмы по коллекционированию, выпущенные московской студией «Диафильм»
№ Название Год выпуска
1 Рассказывают марки твоей страны 1967
2 Вести приходят так 1968
3 Говорит почтовая открытка 1970
4 Знаешь ли ты как собирать марки? 1971
5 Длинные истории о маленькой марке 1971
6 Филателистические принадлежности 1974
Таблица 2. Кинофильмы по коллекционированию
№ Название Киностудия Год выпуска
1 Серьезные чудачества Центральная студия документальных фильмов 1963
2 Визитная карточка страны Таллин-фильм 1969
3 Мир увлечений Киевская студия хронико-документальных фильмов 1971
4 Удивительный мир марки Ленинградская студия научно-популярных фильмов 1973
5 О почтовой марке Ленинградская студия научно-популярных фильмов 1974
Таблица 3. Грампластинки на филателистические темы, выпущенные фирмой «Мелодия» (по заказу Главного управления по распространению печати «Союзпечать» Министерства связи СССР)
№ Название Год выпуска
1 Филателия - доступный и полезный вид коллекционирования. Покупайте филателистическую продукцию 1971
Окончание
№ Название Год выпуска
2 Как собирать почтовые марки 1971
3 Тематическое и хронологическое коллекционирование. Советские почтовые марки 1971
4 Филателистическая терминология. Конверты первого дня 1971
5 Филателистические пособия. Филателистические принадлежности 1971
6 Филателия - доступный и полезный вид коллекционирования 1973
7 Как собирать почтовые марки. Тематические и хронологические коллекции советской почтовой марки 1973
8 Филателистическая терминология. Конверты первого дня 1973
9 Покупайте филателистическую продукцию 1973
10 Филателистические пособия. Филателистические принадлежности 1973
Таблица 4. Магнитофильмы на филателистические темы (выпущены Государственным Домом радиовещания и звукозаписи Главного управления по распространению печати «Союзпечать» Министерства связи СССР)
№ Название Год выпуска
1 Тематическое коллекционирование 1973
2 По ленинским местам 1973
3 Космос на марках 1973
4 Спорт на марках 1973
5 Флора на марках 1973
6 Фауна на марках 1973
7 Искусство на марках 1973
8 Их подвиг будет жить в веках 1973
9 Карманная энциклопедия 1973
10 Советские почтовые марки 1973
11 Филателистические пособия 1973
12 Филателистические принадлежности 1973
13 Картмаксимумы 1973
14 Что такое гашение 1973
15 Значки с филателистической тематикой 1973
Пропаганду детской и юношеской филателии постоянно вели газета «Пионерская правда», журналы «Пионер», «Филателия СССР», республиканские и местные органы молодежной печати. Совместно с «Пионерской правдой» и «Филателией СССР» ежегодно проводились Всесоюзные конкурсы юных филателистов [4, с.10].
Активной формой работы юношеской секции стали филателистические выставки, которых ежегодно проводилось более 2 500 с показом 10 00011000 работ юных коллекционеров [4, с.10]. Каждая, даже небольшая выставка - это, прежде
всего, итог работы. Экспонируя коллекцию, участник выставки показывает результаты своего творческого труда, выслушивает мнение жюри, посетителей выставки, своих товарищей. Участие в выставке помогает экспоненту совершенствовать свои знания и накапливать опыт, вырабатывает самокритичное отношение к работе, развивает умение работать в команде.
Важным событием стали Всесоюзные юношеские выставки в Ереване, Киеве, Минске, Москве, Таллинне. Коллекции юных филателистов экспонировались на многих международных и всемирных выставках. С 1972 года проводились сборы юных филателистов и Международный детский фестиваль - «Пусть всегда будет солнце» во всесоюзном пионерском лагере «Артек» [4, с.10].
Особый интерес для нас представляет филателистическая выставка «Филателия - школе», которая проходила с 23 марта по 13 апреля 1986 года в Мраморном зале Государственного музея этнографии народов СССР в Ленинграде. На выставке были представлены коллекции юных и опытных филателистов Ленинграда, Ленинградской области, Москвы, Еревана, Латвии, Эстонии, также на выставке была размещена экспозиция «Дети Страны Советов» из государственного собрания Центрального музея связи имени А.С. Попова. Более 50 коллекций разместились по разделам: астрономия, биология, география, история, литература, русский язык, физика, эстетика и искусство. Из книги отзывов выставки: «Впечатление огромное. Подбор материалов активизирует познавательную деятельность детей, развивает и обогащает их. Учителя школы № 253 г. Ленинграда» [5, с.16].
Филателистические образовательные выставки в СССР носили массовый характер, и они играли большую роль в пропаганде существующей тогда идеологии и имели большую поддержку со стороны министерства просвещения, министерства культуры, профсоюзов, ЦК ВЛКСМ. До 1992 года ВОФ, позднее Союз филателистов (СФ СССР) был официальным подразделением Министерства связи СССР, поэтому все вопросы материального обеспечения решались государством. После 1992 года эта практика прекратилась, что привело к снижению численности организаций и количеству проводимых мероприятий. Особенностью современных филателистических выставок является их меньший объем по сравнению с выставками, проводимыми в СССР.
В современной России большую роль по развитию образовательной филателии играет деятельность Центрального музея связи им. А.С. Попова, где с 2010 года проводятся научно-практические семинары по истории почты и филателии. В таблице 5 представлена тематика научно-практических семинаров по истории почты и филателии в ЦМС им. А.С. Попова [1,8].
С 2008 года по настоящее время в РГПУ им. А.И. Герцена успешно работает образовательная площадка «Герценовский филателист». Эта
форма существует вместо кружка и клуба филателистов в образовательном учреждении. Университетская площадка работает на базе музея факультета безопасности жизнедеятельности, который сотрудничает в проведении выставочной деятельности с другими музеями. С 2014 года по настоящее время студенты принимают участие в Межрегиональной филателистической выставке «Петербурский вернисаж. Неделя почтовых коллекций» проводимых ежегодно ЦМС им А.С. Попова. П.В. Станкевич считает, что «использование филателистического знания в системе подготовки будущих специалистов позволяет внедрение нового образовательного контента, ориентированных на формирование у школьников социально-значимых знаний» [13; с. 65]. Мы считаем, что именно студенты педагогических вузов, которые получили практику работы с юными филателистами в период своей педагогической практике в школе, могут сегодня активизировать работу по развитию образовательной филателии в современной школе на новом уровне с использованием современных технических средств.
Таблица 5. Научно-практические семинары по истории почты и филателии в Центральном музее связи им. А.С. Попова 20102021 гг.
№ Тема семинара Год
1 По итогам проекта «Нулевая верста» 2010
2 Космическая филателия 2011
3 Коллекции представляют историю 2012
4 Спортивная филателия. Олимпийское движение 2013
5 Почтовая марка - объект культурного наследия 2014
6 Когда приходит почта полевая 2015
7 Филателия и молодежь 2016
8 Опыт участия в отечественных и международных филателистических выставках 2017
9 Почтовая марка и почтовая карточка: творцы, создатели и коллекционеры 2018
10 Почта. Филателия. Филокартия. Историко-культурное значение. 2019
11 Тема войны в почтовой корреспонденции на знаках почтовой оплаты и открытках 2020
12 Сохранение культурного наследия и исторического единства России на знаках почтовой оплаты в музеях и частных коллекциях 2021
Почтовые марки Российской Федерации обладают большим образовательным потенциалом. В Российской Федерации с 1992 года по 2021 год включительно выпущено 2857 различных почтовых марок и блоков. На почтовых марках нашли отражение все актуальные события в жизни нашей страны. Почтовая марка является дидактическим средством для изучения многих дисциплин. С 2012 года Российская Федерация является председателем Всемирной ассоциации по развитию филателии (ВАРФ). Это событие свидетель-
сэ о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U см
ствует о том, что все мировое сообщество признало Россию лидером в этой сфере [7; с. 65].
С 18 по 22 июня 2021 года в Бресте (Беларусь) прошла Международная филателистическая выставка «Брест-2021», посвященная 80-летию начала обороны Брестской крепости и 50-летию мемориального комплекса «Брестская крепость - герой». На выставке экспонировалось 70 коллекций из Азербайджана, Армении, Беларуси, Германии, Израиля, Молдовы, России, Чехии. В юношеском классе 6 работ из России были удостоены медалями выставки не ниже серебряной [6]. С 19 по 22 ноября 2021 года в Афинах (Греция) прошла Европейская филателистическая выставка NOTOS 2021, посвященная празднованию 200-летия войны за независимость Греции. В выставке приняли участие коллекционеры из 33 стран. В юношеском классе из России была представлена работа Екатерины Филобок, которая, по решению международного жюри, была награждена позолоченной медалью[2].
А.В. Стрыгин считает, что «...в мире наблюдается активное слияние филателистических и иного характера исследований. Так, в Испании, Португалии, США, КНР, Франции, Греции, на Кипре, практически во всех странах Латинской Америки помимо учебных выпускных квалификационных работ активно защищаются магистерские и докторские диссертации» [14; c.10]
П.В. Станкевич считает, что «образовательная филателия на современном этапе развития все активнее становится одним из важных компонентов системы будущих педагогов по основным видам профессиональной деятельности: педагогическому, методическому и культурно-просветительскому» [12; с.11].
Мы считаем, что современная образовательная филателия должна развиваться по следующим направлениям: использование филателистических средств для познавательной активности обучаемых; разработка новых образовательных технологий на основе филателистического материала; проведение исследований с использованием филателистического средств; включение филателистических, научных, творческих выставок в образовательный процесс школы и вуза.
Литература
1. Бакаютова Л.Н. Научно-практические семинары по истории почты и филателии // почтовая связь техника и технологии. 2019. № 8. С. 7-13.
2. Бородин А.А. Каталоги знаков почтовой оплаты награждены медалями Европейской филателистической выставки NOTOS 2021. Официальный сайт АО «Марка» URL: https://rusmarka. ru/filateliacover/newsrussiafilatelia/n/143985.aspx (дата обращения 24.12.2021)
3. Всесоюзное общество филателистов. Информационно-справочный материал. М.: ВОФ. 1986. 16 с.
4. 25 лет Союзу филателистов СССР: основные этапы развития филателистического движения в нашей стране. М.: СФР СССР. 1991. 32 с.
5. Глазунов С. Быть школьной филателии! // Филателия СССР. 1986. № 7. С. 16-20.
6. Малиновский О.Б. Международная филателистическая выставка «БРЕСТ - 2021». Официальный сайт АО «Марка» URL: https://rusmarka. ru/filateliacover/newsrussiafilatelia/n/143742.aspx (дата обращения 23.12.2021)
7. Россия в третий раз избрана председателем Всемирной ассоциации развития филателии. Официальный сайт АО «Марка» URL: https:// rusmarka.ru/news/n/143981.aspx (дата доступа 12. 12. 2021).
8. Сохранение культурного наследия и исторического единства России на знаках почтовой оплаты в музеях и частных коллекциях: Сборник методических материалов XII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии / науч. ред. Л.Н. Бакаютова, А.А. Бородин. СПб.: ЦМС им. А.С. Попова, 2021. 307 с.
9. Справочник активиста Всесоюзного общества филателистов (ВОФ). М.: «Радио и связь» 1972. 128 с.
10. Справочник активиста Всесоюзного общества филателистов. М.: «Связь» 1975. 168 с.
11. Справочник активиста Всесоюзного общества филателистов 1985. М.: «Радио и связь» 1986. 120 с.
12. Станкевич П.В., Громов Ю.В. Новые возможности образовательной филателии // Почтовая связь. Техника и технологии. 2017. № 1. С. 7-11.
13. Станкевич П.В. Громов Ю.В. Опыт использования филателии в системе подготовки будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности // Научное мнение. 2018. № 12. С.64-68.
14. Стрыгин А.В. Громов Ю.В. Филателия не только хобби, искусство, но и наука // Независимая газета. 2021. № 269. 8декабря. С. 10.
ORIGIN AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN EDUCATIONAL PHILATELY: PEDAGOGICAL ASPECT
Gromov Yu.V.
Herzen State Pedagogical University of Russia
The article discusses origin and development of educational philately in Russia starting from 1966. This period of study is selected because educational philately reached its climax from 1966 to 1986 in terms of large-scale involvement. In the last decade, researchers in many countries have been using philatelic means in scientific research, while philately is treated as a didactic resource for various disciplines and as a way to increase cognitive activity of students at different levels of education. Instead of a hobby society or community club of young philatelists, it is proposed to arrange philatelic educational platform on the base of a museum at a university department or school. Modern educational philately tends to develop in the following directions: use of philatelic means to develop cognitive activities of students; development of new educational technologies based on philatelic material; research using philatelic means; inclusion of philatelic, research, creative exhibitions in secondary or higher education.
Keywords: educational philately, hobby society, philatelic club, educational philatelic platform, research based on philatelic means.
References
1. L.N. Bakyutova Scientific and Practical Seminars on the History of Mail and Philately // Postal Communication. Engineering and Technology. 2019. No. 8. P. 7-13.
2. A.A. Borodin Catalogs of Postage Stamps Awarded with Medals of the European Philatelic Exhibition NOTOS 2021. Marka JSC Official Website URL: Https://Rusmarka.Ru/Filateliacover/ Newsrussiafilatelia/N/143985.Aspx (date of access 24.12.2021)
3. All-Union Society of Philatelists. Information and Reference Material. Moscow: Publishing House of All-Union Society of Philatelists. 1986. 16 P.
4. 25 Years of the Union of Philatelists of the USSR: Main Stages in Development of Philatelic Movement in our Country. Moscow: Publishing House of the Union of Philatelists of the USSR. 1991. 32 P.
5. S. Glazunov School Philately will Exist! // Philately of the USSR. 1986. No. 7. P. 16-20.
6. O.B. Malinovsky International Philatelic Exhibition BREST-2021. Marka JSC Official Website URL: Https://Rusmarka.Ru/Filate-liacover/Newsrussiafilatelia/N/143742.Aspx (date of access: 23.12.2021)
7. Russia Elected Chairman of the World Association for the Development of Philately for the Third Time. Marka JSC Official Website URL: Https://Rusmarka.Ru/News/N/143981.Aspx (date of access 12.12.2021).
8. Preservation of the Cultural Heritage and Historical Unity of Russia in Postage Stamps in Public Museums and Private Collections: Collection of Resource Materials of the XII Scientific and Practical Seminar on the History of Mail, Philately and Philocar-ty / Scientific Editors L.N. Bakyutova, A.A. Borodin. Saint Petersburg: Publishing House of A.S. Popov Central Museum of Communications, 2021. 307 P.
9. Directory of an Activist of the All-Union Society of Philatelists (AUSP). Moscow: Radio and Communication 1972. 128 P.
10. Directory of an Activist of the All-Union Society of Philatelists. Moscow: Communication 1975. 168 P.
11. Directory of an Activist of the All-Union Society of Philatelists 1985. Moscow: Radio and Communication 1986. 120 P.
12. P.V. Stankevich, Yu.V. Gromov New Opportunities for Educational Philately // Postal Communication. Engineering and Technology. 2017. No. 1. P. 7-11.
13. P.V. Stankevich, Yu.V. Gromov Experience of Using Philately in Life Safety Training of Teachers-to-be // Scientific Opinion. 2018. No. 12. P. 64-68.
14. A.V. Strygin, Yu.V. Gromov Philately is not Only a Hobby or Art, it is a Science // Nezavisimaya Gazeta. 2021. No. 269. December 8. P. 10.